§1. КОНСИЛИУМ

 New Topic  |  Go to Top  |  Go to Topic  |  Search  |  Log In   Newer Topic  |  Older Topic 
 Аркаим
Author: Ив.Ив.Иванов (193.232.124.---)
Date:   04-30-04 12:37

www.me.org/arkaim/ark.htm

 
 Re: Аркаим
Author: Ив.Ив.Иванов (193.232.124.---)
Date:   04-30-04 12:42

Сайт по просьбе Портоса

Святичу: я постараюсь достать материалы датировки Аркаима, тогда и продолжим разговор по Аркаиму конкретно, иначе - простое перепихивание. По опыту общения с историками знаю, что все датировки их основаны на римско-греческой основе (шкале). Полетит она - полетят все даты ТИ

 
 Ссылка не работает.
Author: Портос (195.54.4.---)
Date:   04-30-04 21:30

Скорее всего, ошибка до слова /arkaim.

Я дерусь потому, что я.... дерусь

 
 Re: Аркаим
Author: Ив.Ив.Иванов (193.232.124.---)
Date:   05-05-04 11:43

Вроде всё правильно записано. Если по Яндексу, то первая же ссылка. Все остальные - похоже, ссылки на неё.

 
 Re: Аркаим
Author: Ив.Ив.Иванов (193.232.124.---)
Date:   05-05-04 12:04

http://www.trinitas.ru/rus/002/a0212005.htm

На этом сайте фотографии найденных фигурок - гранит, змеевик. Опять же встаёт вопрос - какими орудиями можно было резать по камню? Ладно бы из глины лепили

При датировке поселений Сев.Афгана по керамике у самих археологов (Пугаченкова и Болл) большой разнобой в датах. Причём, явный провал во времени. Начало поселения по керамике 6-4 века до н.э., затем идет временной провал, новое поселение 7-8 века н.э. или 12-14 в.н.э. - договорится не могут

 
 Re: Аркаим
Author: Портос (195.54.4.---)
Date:   05-05-04 12:23

Ив.Ив.Иванов Написал:

> http://www.trinitas.ru/rus/002/a0212005.htm
>
> На этом сайте фотографии найденных фигурок - гранит, змеевик.
> Опять же встаёт вопрос - какими орудиями можно было резать по
> камню? Ладно бы из глины лепили
Змеевик - достаточно мягкий минерал. Тем же самым гранитом обрабатывается "со свистом". :-)
Гранит, конечно, поддаётся значительно хуже. НО! Но та статуэтка "человека, глядящего в небо" не имеет никакого отношения к Аркаиму. Это случайная находка с территории Казахстана, непосредственно примыкающей к границе с Челябинской области. Не известно и время создания этой статуэтки.

Про керамику Северного Афганистана.
Такие чудеса в археологии случаются. Одно есть в Новосибирской области на берегу оз. Чича. Т.н. "Чичабург", древнее поселение, в котором сосуществовали культуры трёх эпох: каменного, бронзового и железного веков. Причём, единовременные культуры.

ВНИМАНИЕ!!! Приводимая ниже картинка нигде до настоящего момента не публиковалась!



Я дерусь потому, что я.... дерусь

 
 Re: Аркаим
Author: Ив.Ив.Иванов (193.232.124.---)
Date:   05-05-04 12:46

Похоже, та же кольцевая структура, что и у Аркаима?

Кажется, основным вопросом для Орды было - кто ковал оружие степнякам. Если поднять время Аркаима до походов Орды - вопрос кажется решённым. И вообще, место Аркаима не может быть местом ставки Орды, куда латинцев возили?

 
 Re: Аркаим
Author: Портос (195.54.4.---)
Date:   05-05-04 23:18

Ив.Ив.Иванов Написал:

> Похоже, та же кольцевая структура, что и у Аркаима?
Не совсем.
Структура полукруглая. Т.к. верхняя сторона магнитограммы - берег озера.
Кроме того, в Аркаиме жилища являлись "спицами" колеса, а в Чиче они расположены просто относительно упорядоченно внутри округлых стен.

> Кажется, основным вопросом для Орды было - кто ковал оружие
> степнякам.
Вопрос риторический. Все эти степняки имели стационарные деревни, где действовали оружейники и металлурги. Нам просто пытаются вдолбить в головы, что эти дикари не могли создать ничего постоянно действующего. Признать наличие подобных ремесленных и металлургических центров - значит отказаться от классической теории отсталости кочевников, признать наличие у них достаточно высокой культуры. Т.е. выбить опору из-под фундамента исторических рассуждений.

> Если поднять время Аркаима до походов Орды - вопрос
> кажется решённым.
Не кажется. Аркаим - это чистая бронза безо всякого железа. А Орда - это железо.
Аркаим - это "допотопная" цивилизация.

> И вообще, место Аркаима не может быть местом
> ставки Орды, куда латинцев возили?
Нет. Скорее уж тогда Чичабург. Ставка Орды (точнее - Каракорум) находилась где-то на севере Барабинских степей. Что Карпини, что Рубрук указывают на это. И если Карпини требует интерпретаций маршрута, то Рубрук указывает предельно точно: на север от Балхаша. И только на север!

Я дерусь потому, что я.... дерусь

 
 Re: Аркаим
Author: Портос (195.54.4.---)
Date:   05-05-04 23:21

Ив.Ив.Иванов Написал:

> Если по Яндексу, то первая же
> ссылка. Все остальные - похоже, ссылки на неё.
Удивительно, но у меня открылось только из Яндекса.

Кстати, я так и не нашёл упоминания отпечатков колёс.
Вопрос я задал не спроста. Насколько я проштудировал археологические отчёты об Аркаиме, про колёса в них нет ни слова. Другой разговор, что в Синташте в могильнике были найдены остатки колесницы. Но не в Аркаиме.

Я дерусь потому, что я.... дерусь

 
 Re: Аркаим
Author: Зуенко Ю.И. (---.tinro.ru)
Date:   05-06-04 03:28

Обратите внимание - река Орда впадает в Обь в Новосибирской области. По имени реки в 1721 г. названо русское поселение - Ордынск, существующее поныне (райцентр). Его жители - "ордынцы".

 
 Re: Аркаим
Author: Ив.Ив.Иванов (193.232.124.---)
Date:   05-06-04 14:06

http://www.main.vsu.ru/~hfcl/archmus/arcaim.html
С середины 1970-х годов в археологию прочно вошло слово Синташта. Под этим названием стал известен комплекс памятников на Южном Урале, исследованный экспедицией Уральского университета под руководством В.Ф. Генинга. В 1974 г. в его изучении принимал участие отряд Воронежского университета во главе с А.Д. Пряхиным.
Внимание исследователей привлекли, прежде всего, могильники: яркие захоронения с обильными жертвоприношениями лошадей, большим количеством разнообразного инвентаря, древнейшими колесницами(?), от которых сохранились отпечатки колес со спицами. Сильно разрушенное поселение оставляло не столь сильное впечатление, и его раскопки завершились много позже.

http://www.trinitas.ru/rus/002/a0212005.htm
Аркаим — находки и открытия
Более ста лет историки и языковеды ищут родину создателей яркого и самобытного пласта индоевропейской культуры. Индоиранцы были «живым мостом» между культурами Запада и Востока, их гений связывает многие современные народы Азии и Европы.
Когда-то немногочисленные индоиранские племена жили вместе на большой территории и называли себя «арья». Отсюда и пошел широко известный термин «арийские народы». Арии были создателями знаменитой религии огнепоклонников и оставили после себя выдающиеся памятники письменности — «Ригведу» и «Авесту».
Одна из увлекательных гипотез (Мэри Бойс) помещает родину древних индоиранцев к востоку от Волги в срединной зоне степной Евразии. География глубинных пластов «Ригведы» и «Авесты» совместима с исторической географией Южного Урала XVII — XVI вв. до н.э.

Рисунок 1 Увеличить >>>

Рисунок 2 Увеличить >>>
Уникальный по своей сохранности и наиболее изученный из "страны городов" культурный комплекс Аркаим был обнаружен в 1987 г. Общая площадь памятника 20 тыс.кв.м. Площадь археологических раскопов - более 8 тыс.кв.м. На современной степной поверхности хорошо прослеживается обводной ров, за ним - два кольца земляных валов, центральная площадь. Археологические исследования показали, что валы - это остатки оборонительных стен, сложенных из грунта сырцовых блоков и дерева. Внутри каждого кольца, словно спицы в колесе, расположены жилища, которые строились из бревенчатых каркасов и грунтовых блоков. В хозяйственных отсеках домов - очаги, колодцы, ямы для хранения продуктов, металлургические печи. Перед выходами - крытые дворики. Сегодня исследовано 29 жилищ. Геофизические методы позволили установить, что весь комплекс состоял из 60 построек (35 - во внешнем круге и 25 - во внутреннем). Круговые и радиальные улицы, система водосброса и канализации, основания надвратных башен, ниши и переходы внутри мощных оборонительных стен - все это представляет собой необычайно яркую картину. На поселении собрана большая коллекция керамики, изделий из кости и камня, металлических орудий труда и многочисленные предметы, связанные с металлургическим производством.

Рисунок 3. «Человек, смотрящий в небо». Гранит. Высота 20,2 см. Подобные предметы культа известны как случайные находки в районах памятников протогородской цивилизации.

«Страна городов» — условное название степного района Южного Урала, где в XVIII — XVII вв. до н.э. сложилась яркая цивилизация бронзового века, современница пирамид Среднего царства Египта и знаменитых дворцов крито-микенской культуры. Археологическая «Страна городов» стала известна с открытием и исследованием культурных комплексов Аркаим, Синташта, Устье, а также благодаря применению методов космической и аэрофотосъемки. «Страна городов» протянулась вдоль восточных склонов Урала с севера на юг почти на 400 км. Сегодня известно более двух десятков укрепленных центров, связанных с ними некрополей и сотни мелких неукрепленных селищ. Аркаим сегодня — это природно-ландшафтный и историко-археологический музей-заповедник, работа которого планируется в двух основных направлениях: история изменения климата и природной среды Южного Урала на протяжении 12 — 10 тыс. лет; история изменения хозяйственной деятельности человека; взаимообусловленность культуры и окружающей среды.

Рисунок 4. Глиняные сосуды из могильников Аркаим и Синташта. Справа — маленький светильник с отверстиями для подвешивания. Сосуды ставили в головах умерших. Установлено, что в момент погребения в них содержалась пища: вода, иногда мясной бульон и каша.

Планируется создание музея погребальной и культовой архитектуры под открытым небом, частичное восстановление архитектурных сооружений протогорода и хозяйственного комплекса XVII — XVI вв. до н.э., создание «Музея природы и человека», строительство туристического центра «Аркаим».
Укрепленные поселения имеют различную планировку — овал, круг, квадрат. Расположение домов, хозяйственных построек, улиц определяется планировкой внешней оборонительной стены. Круга Аркаима и Синташты, квадраты Устья и Чекотая — это, безусловно, модели вселенной. Вселенная, в представлении индоиранцев, повторяла магическую фигуру Мандалы — круг, вписанный в квадрат. Круг — небесное и женское начало, квадрат — земное и мужское. Борьба и единство этих начал отражены в погребальной практике аркаимцев и синташтинцев.

Рисунок 5. Бронзовые ножи, копья и тесло из могильника Аркаим, XVII - XVI вв. до н.э.
Хозяйство жителей городов базировалось на пастушеском скотоводстве с элементами земледелия. Археологические находки говорят о высоком уровне металлургии и металлообработки. На керамических изделиях встречаются пиктограммы - элементы зарождающейся письменности. Аркаим - это одновременно и храм, и крепость, и ремесленный центр, и жилой поселок. Кроме того, весь комплекс можно рассматривать как астрономический прибор по наблюдению за небесными светилами. Аркаим может быть включен в круг древних обсерваторий мира, подобных Стоунхенджу.


Рисунок 6. Реконструкция погребального сооружения. Могильник Синташта. Останки воина помещены в колесницу. Выше - вводное погребение человека в сопровождении собаки, двух лошадей и других животных. Увеличить >>>
Недалеко от крепостей располагались курганные и грунтовые могильники. На территории Синташтинского могильника, самого богатого комплекса степной Евразии, было расположено грандиозное погребальное храмовое сооружение. Погребены здесь бьши жрецы, воины и рядовые общинники. В центральных ямах вместе с воинами захоронены боевые колесницы и кони. В погребениях археологи находят богатые наборы орудий труда, предметов вооружения и быта, многочисленные украшения. Материалы могильника отражают социальную структуру общества, помогая понять религиозные и космологические представления древних людей Южного Урала.

Рисунок 7. Изображение человека на обушковой части молотка. Случайная находка. Змеевик. Высота 11 см. Каменная скульптура эпохи бронзы степных районов Евразии - неисследованная страница мировой культуры.

Рисунок 8. Поселение Аркаим, Реконструкция металлургического процесса. Колодец и печь соединены воздуходувным каналом. На дно колодца помещали жертвоприношения богу Огня. Увеличить >>>

Рисунок 9. Поселение Синташта. Фрагмент реконструкции жилища, сооруженного из дерева и грунтовых блоков. Увеличить >>>

 
 Re: Аркаим
Author: Ив.Ив.Иванов (193.232.124.---)
Date:   05-06-04 14:15

Портосу: Вы были правы, колесницы в Синташте. Но разве Синташта и Аркаим - не одна культура?
У меня вопрос: можно ли бронзовыми орудиями резать по граниту и змеевику? Фигурки сделаны тщательно

 
 Re: Аркаим
Author: Ив.Ив.Иванов (193.232.124.---)
Date:   05-06-04 15:13

http://www.rne.org/arkaim/superobs.htm

Аркаим - суперобсерватория древних ариев?
Константин Быструшкин
Аркаим был открыт летом 1987 года, уже в 1991 году территория памятника была объявлена заповедной (в статусе филиала Ильменского заповедника). … Дома, под боком, в Челябинской области открылась "Страна городов" - остаток одной из древнейших цивилизаций человечества: оригинальные, ни на что привычное не похожие строения, мощные стены, сложные оборонительные конструкции, плавильные печи, ремесленные мастерские, четкая система коммуникаций... Теперь уже признано: здесь прародина древних ариев, которую ученые так долго искали на обширной территории от придунайских степей до Прииртышья; здесь произошло на грани III - II тысячелетий до н.э. давно уж "вычисленное" лингвистами разделение ариев на две ветви - индоиранскую и иранскую... А кое-кто из столь сдержанных в предположениях ученых готов даже объявить эти места родиной Заратуштры, создателя священных гимнов "Авесты", столь же легендарного, как Будда или Магомет. Ничего себе звучит: Заратуштра - уралец, наш земляк?!
Явление Аркаима заставило историков изменить представления о бронзовом веке на территории Урало-Казахстанских степей. Теперь выходило так, что они не были задворками мира, вступавшего в эпоху цивилизации: высокий уровень развития металлургии обеспечивал этому региону весьма заметное место в культурном пространстве, протянувшемся от Средиземноморья до нынешнего Казахстана и Средней Азии. И некоторые однотипные металлические предметы чудесной выделки, находимые то где-нибудь на побережье Эгейского моря, то на Южном Урале и свидетельствующие о протяженности культурных связей, оказывается, кочевали караванными путями не "оттуда сюда", как всегда считалось, а "отсюда туда"... Очевидно, излишне доказывать, что правильное представление о направленности таких потоков важно не только для удовлетворения местно-патриотических амбиций. Открытия подобного уровня совершаются действительно редко - может, раз в столетие.
Стоит предположить, что такие открытия не бывают случайными, что само врем работает на них - будто ожидание накапливается в людях к должному сроку. Иначе как объяснить сам факт явления и спасения Аркаима? Ведь он прекрасно виден на аэрофотоснимках, сделанных намного раньше года открытия. Потом уж высказывалось предположение, что взгляды специалистов как бы отводила сама отличная сохранность древнейшего памятника: казалось, что столь четкие геометрические формы должны иметь сугубо современное происхождение. Какое? В нашей сверхзасекреченной стране задавать подобные деликатные вопросы было как-то не принято.
Чудом представляется и спасение Аркаима - случай такого рода едва ли еще где-нибудь отмечен за всю советскую историю. Ведь памятник был обречен - так о нем и говорили средства массовой информации. Он оказался в зоне затоплени строящегося водохранилища.
Вот что, к примеру, пишет об Аркаиме доктор географических наук И.В.Иванов: "Это город-крепость, город-мастерская литейщиков, где производилась бронза, это город-храм и обсерватория, где, вероятно, проводились сложные для того времени астрономические наблюдения. Последнее требует еще более веских доказательств и обоснований".
Насчет обсерватории - это ведь не умозрительное предположение. В течение двух полевых сезонов (1990 и 1991 годов) на Аркаиме проводил изыскания астроархеолог Константин Константинович Быструшкин. Предварительные результаты наблюдений и измерений были им обобщены и доложены на весьма авторитетных собраниях специалистов: на астрономическом семинаре в Пулковской обсерватории, в ленинградском филиале Института истории естествознани и техники, в Институте теоретической астрономии, в Астрономо-Геодезическом обществе, а также в Институте имени П.К.Штернберга в Москве и в Свердловской обсерватории. Во всех случаях итоги работы К.К.Быструшкина астрономы приняли с большим интересом и оценили весьма положительно.
К.К.Быструшкин считает, что Аркаим, помимо прочего, еще и пригоризонтная обсерватория предельного класса точности, сама сложная из всех ныне известных человечеству. В этом отношении он сопоставим со Стоунхенджем - знаменитым мегалитическим сооружением на Солсберийской равнине в южной Англии. Но только Аркаим оказался сложней Стоунхенджа... И еще одна подробность: археологи оценивают возраст Аркаима в 3800-3600 лет; К.К.Быструшкин, опираясь на свою методику, увеличивает его еще на целую тысячу лет. Памятник высочайшей культуры, имеющий возраст 4800 лет. Четыре тысячи восемьсот лет...
В раскопах Аркаима не нашли драгоценностей, шедевров древнего искусства, неизвестной письменности, атомного реактора или космического корабля. Только черепки битой керамической посуды, кости домашних и диких животных, редкие каменные орудия и очень редкие - бронзовые. Но даже и этих обычных вещей на Аркаиме очень мало. Коллекция "артефактов" настолько бедна и невыразительна, что из нее не удается сделать приличествующую случаю музейную экспозицию.
Теперь, через восемь лет после открытия, совершенно понятно, что главной ценностью потревоженных руин была и, видимо, останется КОНСТРУКЦИЯ сооружения. Исследование плана конструкции обнаружило в ней сложную и точную геометрию. Измерениям на Аркаиме подвергался так называемый рельеф материка - то, что можно считать фундаментом всего сооружения. Впрочем, фундамента - в строгом значении этого слова - там нет вообще: конструкция держалась на столбовых опорах и срубах. Однако и такая технология строительства предполагает "нулевой цикл", то есть выемку котлована для помещений и формирование бровок как основы будущих стен. Вот эти стенные бровки и измерялись: ведь именно они создают весь рисунок плана сооружения и являются самым заметным и ярким результатом раскопок в натуре. Стеновые фундаменты, как правило, сопряжены с рядами опорных столбов - в раскопе они представлены столбовыми ямами. Чтобы представить себе раскоп в целом, к этим бровкам и ямам следует прибавить ямы и колодцы в средней части существовавших здесь когда-то помещений и рвы по обводу крупных частей сооружения. Вот, собственно, и все. Другие элементы огромной конструкции были почти полностью уничтожены сначала пожаром, потом водой, ветрами, самим временем... Разумеется, рельеф материка дает лишь отдаленное представление о конструкции в целом. Сооружение развивалось в высоту, имело сплошные стены и потолок, галереи, мостовые, надстройки второго этажа и высокие деревянные башни. Прежде всего нужно подчеркнуть, что это крупное сооружение было не конгломератом разрозненных объектов, а цельной конструкцией. Общая площадь его составляет около 20 тысяч квадратных метров, а план поселения выглядит так: два вписанных одно в другое кольца мощных оборонительных стен (внешняя обведена рвом глубиной 1,5-2,5 метра), две кольцевые улицы жилищ, припавших изнутри к этим стенам, а в геометрическом центре колец - площадка в форме слегка сплюснутого круга диаметром 25-27 метров, тщательно выровненная, утрамбованная и, может быть, даже укреплена каким-то цементирующим раствором. Диаметр внешней стены - около 150 метров при толщине в основании 4-5 метров. Возведена она была из бревенчатых клетей, забитых грунтом с добавлением извести, а снаружи облицована сырцовыми блоками, начиная со дна рва и до верхнего среза - в общей сложности 5-6 метров. Внутренней стеной была обнесена, видимо, цитадель - диаметром около 85 метров. Толщина этой стены была поменьше - 3-4 метра, а высота, скорее всего, побольше, чем у наружной. Была она строго вертикальной и снаружи - по бревенчатой облицовке - обмазана глиной. Кольца жилищ были разделены на сектора радиальными стенами - в плане они подобны спицам колеса. Стены эти были общими для каждых двух соседних помещений. Возле внешней стены было, как установлено геофизическими исследованиями, 35 жилищ, возле внутренней 25, но пока что раскопано из них 29: 17 во внешнем кольце и 12 во внутреннем.
Добавьте ко всему этому достаточно сложную и продуманную внутреннюю планировку жилищ и кольцевых улиц, хитроумную ловушку для уничтожения непрошеных гостей на разъеме внешней оборонительной стены и другие фортификационные сооружения, рациональную систему ливневой канализации; даже цвета использовавшихся древними аркаимцами облицовочных материалов были функционально и эстетически значимыми. …Сама геометрия постройки таит в себе загадки. Почему - круг? Связано ли это с символическим характером мышления древних? Если да, то о чем говорит эта символика, кому и зачем адресовано заключенное в ней сообщение? Вот какие, в частности, ассоциации вызвал план Аркаима у его первоисследователей Г.Б.Здановича и И.М.Батаниной (цитирую челябинский сборник): "Такая планировка близка принципу Мандалы - одного из основных сакральных символов буддийской философии. Само слово "мандала" переводится как "круг", "диск", "круговой". В "Ригведе", где оно впервые встречается, слово имеет множество значений: "колесо", "кольцо", "страна", "пространство", "общество", "собрание"... Универсальна интерпретация Мандалы как модели Вселенной, "карты космоса", при этом Вселенная моделируется и изображается в плане с помощью круга, квадрата или их сочетания. Аркаим и его жилища, где стена одного дома является стеной другого, вероятно, отражают "круг времени", в котором каждая единица определяется предыдущей и определяет последующую".
... Но именно рельеф материка обнаруживает яркую, точную и сложную геометрию. Нет никаких сомнений в том, что здесь мы имеем дело с результатами предварительного проектирования, который был вынесен строителями в натуру. Не может быть и речи о том, что Аркаим строился в несколько этапов, по мере необходимости, когда к уже готовой части пристраиваются новые кварталы. Нет, он строился разом, и ясно, что проектным работам предшествовали тщательные проектные изыскания в плане инженерной гидрогеологии и свойств грунтов. Бесспорно, заранее были подробно вычислены объемы земляных работ и необходимой для строительства древесины (тысячи стволов хвойных и лиственных деревьев!).
Аркаим - сооружение не просто сложное, но даже изощренно сложное. Между тем назначение и функции его вовсе не очевидны. И только когда в его плане обнаруживается четкая геометрия, появляется надежда буквально вычислить замысел строителей. Направление поиска подсказывается неожиданно точным совпадением некоторых важных элементов геометрии и размеров Аркаима с соответствующими параметрами Стоунхенджа. Во всех археологических публикациях об Аркаиме называетс диаметр кольцевой стены цитадели Аркаима - 85 метров. Но это несколько округленно. Если же его измерить с той точностью, которая необходима для астрономических наблюдений, то получается не идеально правильное кольцо, имеющее радиусы 40 и 43,2 метра. Между тем радиус кольца "лунок Обри" в Стоунхендже тоже 43,2 метра. Оба памятника расположены практически на одной географической широте, оба - в середине чашеобразной долины с рельефным горизонтом. И это далеко не все: чем детальнее сопоставляешь оба памятника, тем больше обнаруживается в них точно совпадающих деталей. В знаменитой книге Дж.Хокинса и Дж.Уайта "Разгадка тайны Стоунхенджа" (Лондон, 1966; Москва, 1973 и 1984) возраст "первой очереди" памятника - Стоунхенджа-I, как говорят исследователи, - определен в 4 тысячи лет (точнее говоря, его создание отнесено к XIX веку до н.э. плюс-минус 100 лет). Но это не единственное мнение. При использовании классических методов археологии - на основании аналогий - Стоунхендж получается несколько моложе, о чем говорят и сами авторы названной книги: "На некоторых из сарсеновых камней Аткинсон обнаружил в общей сложности тридцать с лишним изображений бронзовых топоров и одно изображение, по-видимому, кинжала в ножнах того типа, который употреблялся в Микенах именно в эпоху, установленную предварительной оценкой, - в 1600-1500 годах до н.э. (сарсеновые камни - это мегалиты, обрамляющие кольцевым "частоколом" центральные сооружения Стоунхенджа).
Тем же, кстати, методом определялся и возраст Синташты - "по находкам дисковидных псалий микенского типа, медных наконечников копий с несомкнутой втулкой, каменных черешковых наконечников стрел, пастовых бородавчатых бусин и других вещей", как сообщают авторы монографии о Синташте, которые сами эту работу и проделали (В.Ф.Геннинг, Г.Б.Зданович и В.В.Геннинг). Тем же методом - и с тем же результатом: XVII - XV века до н.э. А возраст Аркаима этим традиционным методом оценивается в 37-38 веков. Синташта - это название памятника, расположенного на берегу одноименной речки в относительной близости от Аркаима. Открыт он был полутора десятилетиями раньше и в два приема - сразу и десятилетие спустя - основательно изучен. Однако, во-первых, он сохранился гораздо хуже, чем Аркаим; во-вторых, он достаточно заметно выбивался из системы известных в ту пору археологических памятников Южного Урала, и его значение было неясно. Открытие Аркаима послужило как бы толчком для объединения многих разрозненных и даже загадочных фактов в некую убедительную цепь, в научный обиход вошло понятие синташтинско-аркаимской культуры. Археологические находки, сделанные в Синташте, используются сейчас в качестве эталонов для выделения этой культуры, а ее очагом признана "Страна городов".
Применение методов радиоактивного анализа "состарило" Стоунхендж на тысячу лет. Теперь "лунки Обри", относящиеся к этапу "Стоунхендж-I" (те самые, радиус кольца которых равен 43,2 метра), датируются XXVIII веком до н.э.
На Аркаиме и сопряженных с ним памятниках радиоуглеродный анализ делали не менее трех раз, используя при этом десятки проб. В большинстве случаев получается, что Аркаим - ровесник Стоунхенджа или даже старше его.
Наконец, существует еще один метод, названный именем его изобретателя - английского астронома Джозефа Нормана Локьера, однако применить его можно лишь в том случае, если дело идет о возрасте древней обсерватории.
Идея Локьера была, в сущности, проста. На основании изучения конструкции обсерватории определяется заложенное в ее плане направление на главное астрономическое событие, которое здесь некогда наблюдалось. Вследствие циклического движения планет и светил во Вселенной направление это за прошедшие века сместилось, но сейчас его несложно определить с помощью современных приборов наблюдения. Измерив угол между прежним (зафиксированным в вечном материале) и нынешним направлениями, специалист уже без особых усилий вычислит разделивший их интервал времени. Вот, собственно, и все.
На рубеже прошлого и нынешнего веков Локьер впервые в астроархеологии использовал свой метод для датировки ряда памятников, в том числе и Стоунхенджа. Его результат подтвердил было мнение археологов, пользовавшихся традиционными методами: дескать, памятник создан около 3600 лет назад. Однако позже выяснилось, что он ошибся в определении азимута основного направления Стоунхенджа на 20 минут, и это сразу "состарило" памятник более чем на тысячу лет. Предположив в Аркаиме также древнюю обсерваторию и применив метод Локьера, мы установили, что южноуральский памятник по возрасту равен Стоунхенджу.
Синхронность этих двух памятников означает многое. В том числе и то, что микенские аналогии имеют совсем другую направленность, нежели принято считать: предметы цивилизованного обихода мигрировали не из "культурной" Греции в "дикую" Сибирь, а как раз наоборот. Означает это еще и то, что в конструкции обоих сооружений следует искать единую основу, а не отмахиваться от совпадений, полагая их случайными. Тут, конечно, есть одна сложность: каменные монолиты Стоунхенджа прошли через тысячелетия практически без потерь (правда, один из ретивых "реставраторов", руководствуясь соображениями вкуса, "подровнял"-таки кое-где цепочку камней, варварски исказив их астрономически строжайше выверенную геометрию), а деревянные элементы конструкции южноуральского протогорода практически полностью утрачены. Они даже не истлели - они погибли в пожаре, бушевавшем здесь почти пять тысяч лет назад. Пожар, положивший конец "живой" истории Аркаима, относится к числу наиболее интригующих загадок этого памятника. В нем не было бы ничего особенного, если б это было одно из тех стихийных бедствий... Необычность аркаимского пожара в том, что он, судя по всему, не явился неожиданностью для жителей поселения; вполне вероятно, что сами же они его и сожгли. Ибо только этим можно объяснить тот факт, что в древнем пепелище отсутствуют какие-либо пригодные для обихода вещи: так - обломки, черепки. А уж о человеческих останках и речи нет - все ушли живыми, все ценное с собой унесли. Почему? Одна из правдоподобных версий высказывается профессором И.В.Ивановым в челябинском сборнике: дескать, 3500 лет назад произошел гигантский взрыв вулкана Санторин (на территории нынешней Греции), что вызвало экологическую катастрофу. На значительной части территории планеты установилась погода, подобная той, что прогнозируется при наступлении "ядерной зимы". По-видимому, это сопровождалось какими-то природными аномалиями, которые были восприняты жителями Аркаима как знамение и принудили их уйти из города, предав его сожжению. …Остается непреложным факт: построенный враз, по единому замыслу, протогород Аркаим в одночасье же и перестал существовать, оставленный всеми жителями и, вероятно, ими же сожженный.
...Но ни пожар, ни время не смогли уничтожить на Аркаиме "рельеф материка", осталась неизменной также и линия горизонта, удаленная от памятника на расстояние от полутора километров на западе до пяти на востоке. А на линии горизонта нами обнаружено не менее 38 объектов, которые по традиционной археологической классификации аттестуются нередко как "антропогенный объект неясного назначения", а для специалиста по астроархеологии и археогеодезии вполне очевидно, что мы здесь имеем дело с визирами, которыми пользовались древние наблюдатели светил. Суммируя все эти факты, можно сделать безошибочный вывод: перед нами древняя пригоризонтная обсерватория
Древний мир знал обсерватории особого рода - таких сейчас не строят. Их называют дневными астрономическими, или пригоризонтными, обсерваториями Солнца и полной Луны … на них тем не менее производились очень точные наблюдения; высока точность была отличительной чертой такого рода сооружений.
Как же они были устроены? Попытаюсь вкратце разъяснить "физику процесса".
Горизонт - единственное место на небе, где Солнце можно наблюдать незащищенным глазом. Более того, на Солнце у горизонта можно смотреть и в объектив теодолита без фильтра. В годы активного Солнца именно у горизонта хорошо видны пятна на Солнце, их можно считать, наблюдать за их движением по диску и видеть угол наклона оси вращающегося светила. И все это можно наблюдать даже невооруженным глазом.
Горизонт - особое место в поле зрения человека: обращенный к нему взгляд претерпевает искажение линейной перспективы. Наше восприятие как бы увеличивает все предметы, близкие к горизонту и находящиеся на горизонте; Луна и Солнце выглядят вблизи горизонта большими, чем в более высоких точках небесного свода, и причина тому - вовсе не оптические эффекты, обусловленные состоянием атмосферы (эффекты эти есть, но они проявляются совсем иначе - например, сплющиванием и дрожанием нижнего края светила), а причинами психо-физиологическими. Попросту говоря, особым устройством человеческого мозга. Еще Аристотель знал об этом. И эта истина прекрасно подтверждается инструментальными измерениями. Рисунок горизонта с натуры будет очень сильно отличаться от фотографии: рисунок более рельефен, и на нем больше деталей. Это свойство человеческого восприятия диктует особые условия археоастрономических наблюдений: работать нужно не с фотографией или, скажем, видеозаписью, а обязательно "на натуре" - там же и так же, как работали древние коллеги.
Процедура восхода (и захода) дневного светила длится в наших широтах около 4,5 минуты и занимает на спокойном, ровном горизонте около одного градуса его дуги. Важные моменты наблюдения - появление первого луча, то есть самой верхней точки солнечного диска, и отрыв полностью взошедшего диска от горизонта. Не просто решить, какую из этих двух точек предпочитали древние астрономы. Теоретически не просто, а практически предпочтение нижнего края для того, кто этим пробовал заниматься, не вызывает сомнений. (Тем очевиднее предпочтительность этой точки, если дело касается наблюдений лунного диска.)
Если строго с одного и того же места наблюдать восходы и заходы Солнца, отмечаясь по нижнему краю диска (назовем самый момент отрыва диска от горизонта или касания его "событием"), то легко обнаруживается, что каждое утро и каждый вечер событие совершается в разных точках горизонта. В течение года точка события перемещается по горизонту сначала в одну, потом в обратную сторону, однако в пределах одного и того же сектора. Начав наблюдения весной, в марте, мы увидим, что Солнце восходит почти точно на востоке, но день ото дня точка события все более перемещается влево, то есть к северу, и довольно быстро: каждое утро почти на диаметр диска. Чтобы убедиться в этом, нужно поставить на горизонте вешки, отмечающие место события.
Движение точки события к северу будет происходить всю весну, но суточный ход постепенно уменьшится и к началу календарного лета, в июне, достигнет едва заметной величины в одну минуту дуги. В период, близкий к 22 июня, суточный ход события сократится до полминуты дуги, после чего движение точки события пойдет в обратном направлении. Этот момент называется летним солнцестоянием; слово это и сейчас в ходу, а между тем пришло оно в обиходный язык из практики пригоризонтной астрономии.
Движение точки события к югу длится все лето, и суточный ход его увеличивается к сентябрю вновь до размера диска. А после прохождения момента осеннего равноденствия (21 сентября; в это время точка события оказывается точно на востоке) ход снова замедляется, пока не остановится вовсе в начале зимы, 21 декабря: наступит зимнее солнцестояние. Отсюда движение снова пойдет к северу и к весне достигнет точки востока... Так было и так будет всегда.
Строгая повторяемость этого процесса была замечена древними астрономами и взята, что называется, на вооружение. Точки летнего (на северо-востоке) и зимнего (на юго-востоке) солнцестояния, ввиду их строгой фиксированности, имели особенно большое практическое значение. Прежде всего - для точной ориентации в пространстве. В языке древних греков даже были географические термины, означавшие направления на летний восход солнца и на зимний восход солнца.
Важность крайних точек события определяется и потребностью в точном календаре. Дело в том, что наблюдения за событиями на горизонте - единственный реальный и доступный для древних астрономов способ определить продолжительность года. Даже для ведения календаря с суточной точностью им нужны были пригоризонтные обсерватории, дающие возможность фиксировать с предельной для невооруженного глаза точностью астрономически значимые события.
Число отчетливо фиксируемых астрономически значимых событий, связанных с наблюдением Солнца, совсем немного - их всего четыре: две крайних в году точки солнечного восхода и две - захода. Всего четыре точки на весь поток времени протяженностью в целый год. В ритме самой жизни были и другие какие-то значимые рубежи. Скажем, точки равноденствий: в практической жизни они, вероятно, были даже заметней, чем точки солнцестояний, ибо фиксировали начало и конец биологически продуктивного сезона в северной Евразии.
Поэтому внимание древних астрономов закономерно привлекало и другое небесное светило.
Луна движется по небу (с точки зрения земного наблюдателя) быстрее Солнца в двенадцать раз. Но движение это сложнее. "Охота за Луной" - пожалуй, самое интересное и захватывающее занятие в истории астрономии. Постигнуть порядок и закономерную красоту в ее суточных восходах и заходах очень непросто - ее движение, на непросвещенный взгляд, порывисто и непредсказуемо. Тем не менее в пригоризонтных обсерваториях с незапамятных времен умели разгадывать заячьи петли повелительницы ночи.
Первый шаг, который при этом надлежит сделать, - это признать, что наиболее удобна для наблюдения лунных событий фаза полнолуния. Второй: среди всех полнолуний нужно выбрать только те, что следуют сразу после значимых событий Солнца, - это необходимо для соотнесения в едином потоке реального времени двух календарей -лунного и солнечного. Труднейшая проблема наблюдения Луны заключается в том, что наступление полнолуния крайне редко совпадает со временем появления светила над горизонтом: обычно это совершается, когда она либо еще не взошла, либо находится уже достаточно высоко в небе. Зафиксировать точку восхода Луны непосредственно на линии горизонта прямым наблюдением обычно невозможно, для ее нахождения разрабатываются различные косвенные методы. Предположим, однако, что мы уже научились это делать. Тогда длительное наблюдение (по одному событию в месяц, а значимые - четыре раза в год) позволит обнаружить законы перемещения лунных событий на линии горизонта. И вот эти законы.
Первый: полнолуния, приближающиеся по времени к моменту летнего солнцестояния, наблюдаются вблизи точки зимнего солнцестояния и наоборот. Вот это "наоборот" можно рассматривать как основное правило в отношениях между Солнцем и Луною на нашем небосводе.
Второй закон: события Луны мигрируют из года в год вблизи соответствующих ("наоборотных") точек Солнца в узком секторе. Цикл миграции - около 19 лет. Когда событие совершается в самой крайней северной точке сектора, тогда астрономы говорят о "высокой" Луне; когда оно перемещается в крайнюю южную точку - говорят о "низкой" Луне. Интервал времени от низкой до высокой Луны - более 9 лет.
Когда установлены границы и правила движения точек Луны, наблюдатели могут приступать к "высшему пилотажу" в технологии пригоризонтной астрономии. Поистине виртуозной техники и ювелирной точности в сочетании с педантичным прилежанием требует наблюдение прецессии.
Словари определяют прецессию (в качестве астрономического понятия) как медленное движение земной оси по круговому конусу. (Подобные же движения совершает ось гироскопа или - самый наглядный для непосвященных пример - ось запущенного детского волчка. Поэтому термин "прецессия" употребляется не только в астрономии.) Ось этого конуса перпендикулярна плоскости земной орбиты, а угол между осью и образующей конуса равен 23 градусам 27 минутам. Вследствие прецессии точка весеннего равноденствия движется по эклиптике навстречу кажущемуся годичному движению Солнца, проходя 50,27 секунд в год; при этом полюс мира перемещается между звездами и экваториальные координаты звезд непрерывно изменяются. Теоретически смещение должно составлять 1,21 градуса за пять тысяч лет, то есть менее полутора минут за 100 лет. Значит, за сорок лет непрерывных и скрупулезных наблюдений (возможен ли более длительный срок наблюдений в рамках одной человеческой жизни?) преданный своему призванию астроном может обнаружить прецессию всего в полминуты! В то же время обнаружится незыблемость точек и секторов равноденствий… (Понятно, что для работы в такой обсерватории был нужен уже развитый интеллект.) …Добавлю еще, уже не прибегая к дополнительной аргументации, что на протяжении года такому астроному было дано (самой механикой небесных тел) 18 астрономически и календарно значимых событий (можно сказать иначе: строго фиксированных точек отсчета, к которым он мог привязать другие свои наблюдения) - девять восходов и девять заходов. В каждой девятке три события относятся к Солнцу и шесть - к Луне (три - к "высокой" и три - к "низкой"). Вот такая "таблица Менделеева" или, лучше, астрономический "алфавит", в котором, кстати, каждое такое событие имеет свое символическое обозначение. Астроархеология накопила множество фактов, свидетельствующих о том, что на протяжении всей древней истории, начиная со времен палеолита, разные народы Земли строили пригоризонтные обсерватории, чтобы наблюдать восходы и заходы светил. Только обычно они были предельно просты: обсерватория настраивалась всего лишь на одно (из восемнадцати!) значимое событие. До сих пор мы знали лишь один случай использования нескольких событий на одном наблюдательном "инструменте". Случай этот называется Стоунхенджем. Класс Аркаима значительно выше!
Аркаим как астрономический инструмент
Чтобы пригоризонтная обсерватория в принципе могла служить инструментом астрономических наблюдений, для которых она была создана, ей нужно иметь три составных элемента: рабочее место наблюдателя (РМН), ближний визир (БВ) и дальний визир (ДВ).
Без дальнего визира на горизонте нельзя достигнуть требуемой точности. Служить таким визиром может любая естественная или искусственная деталь ландшафта, четко фиксирующая точку события и не позволяющая при этом спутать ее с какой-либо другой точкой горизонта. Это может быть вершина горы или холма, отдельно стоящая скала, крупный камень. Можно также поставить большой столб, устроить искусственную каменную горку, прорубить просеку в лесу или, напротив, посадить дерево на безлесом горизонте; можно насыпать курган - потом его археологи примут за могильник и станут раскапывать, тщетно разыскивая погребальную камеру... Многое можно. Но, кстати, на горизонте Стоунхенджа не обнаружено объектов, которые бы однозначно могли быть определены как дальние визиры, тем не менее, многим это обстоятельство не помешало распознать в памятнике пригоризонтную обсерваторию.
С ближним визиром проще: он устанавливается всего в десятках метров от наблюдателя и, если сделан "по уму", то легко различим. Им может служить "по совместительству" какая-то другая деталь конструкции. Но тут важно другое: чтобы рабочий (верхний) край визира с точки зрения наблюдателя совмещался с линией горизонта, на которой находится дальний визир.
Что касается рабочего места наблюдателя, то требование к нему самое простое: нужно, чтобы оно позволяло надежно фиксировать положение наблюдателя - особенно его головы, даже, может быть, глаза - в момент наблюдения. И больше - никаких премудростей.
Ситуация в целом в точности напоминает прицеливание из ружья: прицел с прикладом - рабочее место наблюдателя (РМН), мушка - ближний визир (БВ), мишень - дальний визир (ДВ).
Полевая археоастрономия решает обычно две задачи: астрономическую - вычисление азимута и поправок (не менее семи) к нему - и археологическую: обнаружение и верификацию частей "прибора" - визиров и РМН.
Пример Стоунхенджа создает прецедент: на его примере мы видим, что древние астрономы могли устраивать обсерватории для наблюдения с одного места нескольких событий. Обнаруживается также, что "инструмент", понятный в основном, оснащается еще целым рядом деталей, назначение которых нам до сих пор оставалось неизвестным. Теперь же мы получаем возможность поискать разгадки на Аркаиме.
Стоунхендж - Аркаим: два воплощения одного принципа
Самой заметной частью конструкции Стоунхенджа является кромлех - своеобразный "частокол" из выставленных по кругу исполинских каменных монолитов. Исследователю памятника Джеральду Хокинсу удалось "собрать" на кромлехе Стоунхенджа 15 значимых событий (из 18 возможных). При этом, однако, ни одно из них не может быть представлено с точностью до одной минуты дуги. В лучшем случае речь может идти о десятках минут, ибо нет дальних визиров.
Рабочих мест в компоновке Хокинса насчитывается 10, ближних визиров 12 (в качестве визиров в ряде случаев используются и противостоящие рабочие места). В общей сложности 22 элемента, позволяющие наблюдать 15 событий. Это очень рациональное и экономное решение. Ведь обычно пригоризонтные обсерватории устраивались для наблюдения одного события и нуждались для того - каждая - в трех элементах.
Конструкция Аркаима такова, что наблюдения за горизонтом здесь можно вести только со стен внутреннего круга, на них нужно разместить и РМН, и БВ: ведь стены внешнего круга с верхнего уровня цитадели будут смотреться значительно ниже горизонта. Здесь нами выявлено четыре РМН и восемь БВ, а также 18 ДВ, но компоновка была решена настолько рационально, что этих элементов хватало для наблюдения всех 18 значимых событий!
Наблюдение 9 восходов проводилось с двух мест, располагавшихся в западной части кольцевой стены внутреннего круга. Одно их них находилось строго на широтной линии геометрического центра этого круга. И на той же линии было одно из двух мест для наблюдения заходов. Лунные события были распределены по наблюдательным башням равномерно - по три на каждую.
В качестве БВ использовались кроме четырех РМН еще семь фиксированных точек на стене внутреннего круга и одна - на стене внешнего (там ведь, как утверждают археологи, была высока надвратная башня). Все двенадцать ближних визиров выверены в конструкции с точностью до минуты дуги и могут быть представлены в виде точек, физические размеры которых не превышают толщины колышка диаметром менее 5 сантиметров. Дальние визиры при этом располагаются на выдающихся частях линии видимого горизонта - как правило, на вершинах холмов и гор, которые к тому же были дополнительно оборудованы и искусственными знаками - насыпями или каменными выкладками. Более половины этих знаков хорошо сохранились.
Все детали обсерваторского комплекса Аркаима являются одновременно фиксированными точками сложной - уже во многом, хоть еще и не до конца понятой - его геометрической структуры. Резонно предположить, что выполнение роли инструмента астрономических наблюдений не было единственной или даже главной функцией сооружения. Этот вывод следует из того, что далеко не все выявленные элементы конструкции "города" и знаки на горизонте вокруг него идентифицируются в качестве деталей астрономического "инструмента". Отсюда можно заключить, что выполнение астрономических наблюдений составляло лишь одну необходимую грань той сложной, комплексной функции, которую выполняло поселение древних ариев среди просторной долины в глубине великой Урало-Казахстанской степи. В чем заключалась эта функция? Чтобы убедительно ответить на этот вопрос, нужно и более детально изучить конструкцию самого Аркаима, и более полно сопоставить все, что становится известным об этом памятнике, с объектами-аналогами, которые обнаруживаются в разных частях света…
Прежде всего, сооружение, как выяснилось, геодезически строго ориентировано по странам света. С точностью до минуты дуги на горизонте выставлены знаки, отмечающие широтную (Запад-Восток) и меридиональную (Север-Юг) линии, проходящие через геометрические центры конструкции. (Геометрические центры внешнего и внутреннего кругов лежат на одной широтной линии и удалены друг от друга на 4 метра 20 сантиметров, причем внешний круг сдвинут относительно внутреннего к востоку.)
По точности ориентировки конкуренцию Аркаиму во всем древнем мире могут составить только некоторые пирамиды Египта, но они моложе лет на двести.
Меридиан и широтная линия геометрического центра внутреннего круга используются как естественная прямоугольная система координат, в которой выстроена горизонтальная проекция всего сооружения. При построении плана сооружения в этой системе координат многократно употреблялись одни и те же величины азимутов радиальных фундаментов, на которых возводились стены фундаментов помещений внутреннего круга. Более того, в той же системе координат производилась разметка кольцевых частей с заданными значениями радиусов. Из всей этой геометрии путем непростых расчетов устанавливается аркаимовская мера длины. … Надо отметить неслучайность меры длины в любой системе измерений ) - они привязываются к параметрам человеческого тела… Гораздо надежнее, если в их основе лежат астрономические измерения: таков "метр" - первоначально он отсчитывался от земного меридиана; в этом ряду надо рассматривать и аркаимскую меру. Но, как выяснилось по мере накопления фактов, в основе каждого из крупных астроархеологических памятников лежала своя мера длины: специалисты говорят о стоунхенджской мере, о мере египетских пирамид... Аркаимска мера длины - 80,0 сантиметров.
Пересчет полученных при измерении плана сооружения размеров открывает неожиданные возможности. Оказывается, что внешний круг конструируется при активном использовании окружности радиусом в 90 аркаимских мер. Этот результат дает основание для сравнения плана фундамента с эклиптической системой координат, используемой для изображения неба. "Прочтение" Аркаима в этой системе дает потрясающие результаты. В частности, обнаруживается, что расстояние между центрами кругов составляет 5,25 аркаимской меры. Эта величина удивительно близка углу наклона лунной орбиты (5 градусов 9 плюс-минус 10 минут). Сблизив эти величины, мы получаем повод интерпретировать отношения между центрами кругов (и самими кругами) как геометрическое выражение отношений между Луной и Солнцем. Строго говоря, здесь фиксируются отношения между Луной и Землей, но для земного наблюдателя Солнце движется вокруг Земли, и обсерватория создавалась ведь для наблюдения движения Солнца; следовательно, то, что сегодняшний астроном воспринимает как орбиту Земли, для аркаимского наблюдателя было орбитой Солнца. Отсюда вывод: внутренний круг посвящается Солнцу, а внешний - Луне.
Другой результат еще более впечатляет: площадь внутреннего круга очерчивается кольцом, имеющим радиус от 22,5 до 26 аркаимских мер; если эту величину усреднить - получается где-то около 24 мер. И тогда окружность с таким радиусом может изображать в эклиптической системе координат траекторию полюса мира, описываемую им вокруг полюса эклиптики за период в 25920 лет. Это и есть описанная выше прецессия. Параметры прецессии воспроизведены в конструкции Аркаима, во-первых, правильно, а во-вторых - точно. Если согласиться с такой интерпретацией его конструкции, то следует в корне изменить привычное представление о квалификации древних астрономов и внести существенную поправку в историю астрономии, где принято считать, что прецессию обнаружили греки классического периода, а ее параметры были вычислены только в прошлом веке. Несомненно, знание прецессии - признак высокого уровня цивилизации.
Кстати, приложив эклиптическую систему координат к конструкции Стоунхенджа, мы пришли к выводу, что главной, если только не единственной функцией этого сооружения было хранение информации о прецессии.
Продолжая анализ конструкции Аркаима, мы обнаруживаем в его геометрии и другие астрономические символы. Так, в радиусе внутренней стены сооружения, исчисленном в аркаимской мере, угадывается число, выражающее высоту полюса мира над Аркаимом; оно же означает географическую широту расположения памятника. Интересно (и едва ли случайно), что примерно на той же широте расположены и Стоунхендж, и курган Аржан на Алтае...

 
 Re: Аркаим
Author: Журавлёв (---.odessa.dialup.ukr.net)
Date:   05-07-04 00:43

Портос Написал:

> Вопрос риторический. Все эти степняки имели стационарные
> деревни, где действовали оружейники и металлурги. Нам просто
> пытаются вдолбить в головы, что эти дикари не могли создать
> ничего постоянно действующего. Признать наличие подобных
> ремесленных и металлургических центров - значит отказаться от
> классической теории отсталости кочевников, признать наличие у
> них достаточно высокой культуры. Т.е. выбить опору из-под
> фундамента исторических рассуждений.

Да ну??
Что это за бредни, Портос??
Вы вообще о таком понятии как "скифский звериный стиль" - слышали?
И - как? Чё там дальше морозить будете? Или скифы "по ТИ" - не кочевники? Или предметы этого стиля - не высочайшие произведения искусства?

Так что - не стоит гнать, что клятые ТИ-шники всех кочевников заведомо считают дикарями.

Ложь это, знаете, ли.

Ставка Орды (точнее - Каракорум)
> находилась где-то на севере Барабинских степей. Что Карпини,
> что Рубрук указывают на это.

Ну и это, конечно - ложь.
И ложь - неоднократно здесь опровергнутая.

 
 скифский звериный стиль
Author: Моцарт (---.p10.col.ru)
Date:   05-07-04 01:15

Портос может и не видел (вживую) а мы, в столице, хаживали на выставку оных древностей.
Все экземпляры делятся на две неравные части: сосуд и гребень действительно очень качественной работы (про которые сами тр. пишут,что дескать это работа греческих мастеров по заказу скифского царя)
И все остальные бляхи плюхи и чмухи, на коленке отчеканенные и в примитивные формы отлитые.Действительно "звериный" стиль.

 
 Re: Аркаим
Author: Портос (195.54.4.---)
Date:   05-07-04 06:03

Журавлёв Написал:

> Портос Написал:
>
> > Вопрос риторический. Все эти степняки имели стационарные
> > деревни, где действовали оружейники и металлурги. Нам просто
> > пытаются вдолбить в головы, что эти дикари не могли создать
> > ничего постоянно действующего. Признать наличие подобных
> > ремесленных и металлургических центров - значит отказаться от
> > классической теории отсталости кочевников, признать наличие у
> > них достаточно высокой культуры. Т.е. выбить опору из-под
> > фундамента исторических рассуждений.
>
> Да ну??
> Что это за бредни, Портос??
> Вы вообще о таком понятии как "скифский звериный стиль" -
> слышали?
> И - как? Чё там дальше морозить будете? Или скифы "по ТИ" - не
> кочевники? Или предметы этого стиля - не высочайшие
> произведения искусства?
Ну, и какую культурную ценность, кроме "звериного стиля" признаёт история за скифами? Да никакой. Считается, что это были дикари дикарями, отчебучившие в том, что умели с золотом обращаться. И всё.
Сидели якобы в седле и клепали золотые бляхи на коленке.
А уж про других степняков и того хуже пишут...

> Так что - не стоит гнать, что клятые ТИ-шники всех кочевников
> заведомо считают дикарями.
>
> Ложь это, знаете, ли.
Откройте любой учебник, милейший, и прочитайте.

> Ставка Орды (точнее - Каракорум)
> > находилась где-то на севере Барабинских степей. Что Карпини,
> > что Рубрук указывают на это.
>
> Ну и это, конечно - ложь.
> И ложь - неоднократно здесь опровергнутая.
Кем опровергнутая?
Откройте Рубрука и прочтите описание его пути после Балхаша. Если сумеете, то кните мне пальцем в то место, где ХОТЯ БЫ ЕДИНОЖДЫ!!! сказано, что он ехал на восток, а не на север.
Если у Вас хреново с географией, то могу подсказать: на карте север сверху. Попросите соседа показать Вам, где находится Балхаш и пальчиком проведите вверх от его верхней оконечности. Там попадётся несколько синих полосочек, это реки. За одной полосочкой с названием "Иртыш" найдёте чёрные надписи "Кулундинская равнина" и "Барабинская низменность". Это и есть Барабинские и Кулундинские степи. Именно туда, если следовать описанию дороги Рубрука НА СЕВЕР, и пришёл этот монах.

Я дерусь потому, что я.... дерусь

 
 Re: Аркаим
Author: Портос (195.54.4.---)
Date:   05-07-04 06:09

Ив.Ив.Иванов Написал:

> Портосу: Вы были правы, колесницы в Синташте. Но разве Синташта
> и Аркаим - не одна культура?
По крупному - да. Но небольшая разница всё-таки имеется.

> У меня вопрос: можно ли бронзовыми орудиями резать по граниту и
> змеевику? Фигурки сделаны тщательно
По змеевику - без проблем. По граниту - нет. По граниту можно только другим камнем. Причём, имея навык, можно неплохо справляться. У меня на подоконнике лежит каменный ручной молот. Гранитный (местная разновидность гранита). Найден на стоянке первобытных людей. На нём очень тщательно и точно выьраны желобки под большой и средний пальцы руки. Сделано это было, естественно, не стальным зубилом, а другим камнем.

Я дерусь потому, что я.... дерусь

 
 Re: Аркаим
Author: Ив.Ив.Иванов (193.232.124.---)
Date:   05-07-04 11:48

Если Аркаим был священным центром единой с Синташтой культуры, то колесницы, мне кажется, приемлемы и для Аркаима. У историков, датирующих находки археологов, допуски гораздо больше. Тем более, что археологи говорят о внезапном уходе жителей Аркаима.

А вот датировка Синташты по методу аналогий

"по находкам дисковидных псалий микенского типа, медных наконечников копий с несомкнутой втулкой, каменных черешковых наконечников стрел, пастовых бородавчатых бусин и других вещей"

привязана к Микенскому времени. А если действительно в 1054 в Аравии грохнулся метеорит и приливная волна смыла в 11 веке всю микенскую культуру, где тогда сидят эти 4 тыс лет до н.э.?

В Пророчестве Изекиила идёт перечисление городов и стран, торговавших (или бравших товары как дань) с Угнетальницей, о которой он пишет "Твои пределы в сердце моря". Разве так можно писать о прибрежном городе? Скорее, об острове.
Хермон - доски для кораблей; Ливан - кедры для мачт; Васан - дубы для скамей, Египет - полотно на паруса и флаги, греческие ост-ва - яхонт и пурпур на краски; Саиди Арод - гребцы; Гебал - кораблестроители; Персия, Мидия, Ливия - воины; Тартек (Испания) - торговля серебром, железом, оловом, свинцом; Эллада, Балканы, Москова - торговцы рабами и медными сосудами; германцы - торговля лошадьми; морские ост-ва - слоновая кость чёрное дерево; Сирия - ткани, полотна, карбункулы, кораллы; страны Громовержца и Богоборца - пшеница, муз. инструменты, благовония; Дамаск - вино из Хелвона, белая шерсть; Дан, Греция, Мосул - стальные изделия, благовонный тростник; Дедан - наряды для верховой езды; Аравия - ягнята, бараны, козы; Савойя и Рим - благовония, золото, драг. камни; Хоран, Кане, Эди, Ассирия, Келмад - ткани, епанчи, шали в кедровых ящиках, перевязанных верёвками
Это из 27 главы - о гибели Тира, перевод Морозова. Вот все торговали с этой Угнетательницей, так кто же она, чьи "пределы - в сердце морей"? А в начале 1 главы: "И я видел: и вот бурный ветер шёл от севера, великое облако и клубящийся огонь""
Так может, микенская культура - это 5 век н.э. , по Морозову, или еще выше по оси?

Все же я трудом понимаю, как можно так виртуозно резать по граниту без стальных инструментов - статуэтка-то маленькая. Одно дело сделать сколы на граните, другое - прорисовать детали лиц. И художественное мастерство скульптора - прямо гений-питекантроп

 
 Re: Аркаим
Author: Журавлёв (---.odessa.dialup.ukr.net)
Date:   05-08-04 19:31

Портос Написал:

> Журавлёв Написал:
>
> > Портос Написал:
> >
> > > Вопрос риторический. Все эти степняки имели стационарные
> > > деревни, где действовали оружейники и металлурги. Нам
> просто
> > > пытаются вдолбить в головы, что эти дикари не могли создать
> > > ничего постоянно действующего. Признать наличие подобных
> > > ремесленных и металлургических центров - значит отказаться
> от
> > > классической теории отсталости кочевников, признать наличие
> у
> > > них достаточно высокой культуры. Т.е. выбить опору из-под
> > > фундамента исторических рассуждений.
> >
> > Да ну??
> > Что это за бредни, Портос??
> > Вы вообще о таком понятии как "скифский звериный стиль" -
> > слышали?
> > И - как? Чё там дальше морозить будете? Или скифы "по ТИ" -
> не
> > кочевники? Или предметы этого стиля - не высочайшие
> > произведения искусства?
> Ну, и какую культурную ценность, кроме "звериного стиля"
> признаёт история за скифами? Да никакой. Считается, что это
> были дикари дикарями, отчебучившие в том, что умели с золотом
> обращаться. И всё.
> Сидели якобы в седле и клепали золотые бляхи на коленке.

Да, Портос, от Вас такого бреда не ожидал...
Вы вооружение скифское видели? Если Вам ничего о культуре скифов не известно, то не стоитрассказывать сказки о том, что о них, ПО-ВАШЕМУ, думаю историки.

> А уж про других степняков и того хуже пишут...

Ну, например, что именно эти степняки изобрели сплошной металлический доспех для всадника и лошади и именно они стали прообразом рыцарской культуры.

>
> > Так что - не стоит гнать, что клятые ТИ-шники всех кочевников
> > заведомо считают дикарями.
> >
> > Ложь это, знаете, ли.
> Откройте любой учебник, милейший, и прочитайте.

Какой, например? Вот недавно открывал и отчего-то ничего подобного там не увидел. Давайте мне пример учебника, в котором скифы представлены как дикие кочевники.

> > Ставка Орды (точнее - Каракорум)
> > > находилась где-то на севере Барабинских степей. Что
> Карпини,
> > > что Рубрук указывают на это.
> >
> > Ну и это, конечно - ложь.
> > И ложь - неоднократно здесь опровергнутая.
> Кем опровергнутая?

Ну, хотя бы - мною и Святичем.

> Откройте Рубрука и прочтите описание его пути после Балхаша.
> Если сумеете, то кните мне пальцем в то место, где ХОТЯ БЫ
> ЕДИНОЖДЫ!!! сказано, что он ехал на восток, а не на север.
> Если у Вас хреново с географией, то могу подсказать: на карте
> север сверху. Попросите соседа показать Вам, где находится
> Балхаш и пальчиком проведите вверх от его верхней оконечности.
> Там попадётся несколько синих полосочек, это реки. За одной
> полосочкой с названием "Иртыш" найдёте чёрные надписи
> "Кулундинская равнина" и "Барабинская низменность". Это и есть
> Барабинские и Кулундинские степи. Именно туда, если следовать
> описанию дороги Рубрука НА СЕВЕР, и пришёл этот монах.

Вообще-то, если мне не изменяет память, то я спорил с Вами по поводу описания пути именно Карпини (хотя, конечно, могу и ошибиться, давно это было). Итак, я пока прогляжу Рубрука, а Вы - обоснуйте Ваши бредни по поводу ясного указания на Барабинские степи именно Карпини.

 
 Ну надо же!
Author: Журавлёв (---.odessa.dialup.ukr.net)
Date:   05-08-04 20:45

Моцарт видел аж два предмета, про которые ему кто-то сказал, что их греки сделали.

А отчего ж тогда греки ничего подобного у себя на юге не делали?

И как далеко греки на восток забрались, не расскажете?


Моцарт Написал:

> Портос может и не видел (вживую) а мы, в столице, хаживали на
> выставку оных древностей.
> Все экземпляры делятся на две неравные части: сосуд и гребень
> действительно очень качественной работы (про которые сами тр.
> пишут,что дескать это работа греческих мастеров по заказу
> скифского царя)
> И все остальные бляхи плюхи и чмухи, на коленке отчеканенные и
> в примитивные формы отлитые.Действительно "звериный" стиль.

 Forum List  |  Threaded View   Newer Topic  |  Older Topic 


 This thread is closed 

phorum.org