§1. КОНСИЛИУМ

 New Topic  |  Go to Top  |  Go to Topic  |  Search  |  Log In   Newer Topic  |  Older Topic 
 От сохи к атомной бомбе и ... обратно
Author: Ар (Ws.148.199.189.---)
Date:   05-17-04 18:13

Всем известны такие символы власти как скипетр и держава. И если происхождение и символика ДЕРЖАВЫ могут вызвать к жизни разнообразные гипотезы, и соответственно споры, то , наверное, по поводу СКИПЕТРА явных разногласий не будет. Скорее всего, все эти изображения властителей с ПАЛКОЙ, палочкой, ПУЧКОМ палочек в руках ведут свое происхождение еще с тех времен, когда единственным орудием человека была первобытная ДУБИНА, а властителем становился тот, кто имел сначала смелость, а затем и право, применять эту дубину в отношениях со своими соплеменниками.

Приведем для порядка некоторые сведения из "энциклопедий".

**********************************************************
Держава (или шар) в руке монарха означала его власть над миром. Впервые она использовалась в таком значении римскими императорами. В христианскую эру, снабженная крестом, она была одним из знаков отличия императоров Священной Римской империи и английских королей, начиная с Эдуарда Исповедника (см. ПРАВЛЕНИЕ, ХОРОШЕЕ И ПЛОХОЕ) В религиозном искусстве ее может держать Христос как Спаситель Мира (SALVATOR MUNDI) или БОГ-ОТЕЦ. Последний может держать свою ногу на небесном шаре. Шар был широко распространен среди персонифицированных добродетелей, свободных искусств и некоторых языческих божеств, символизируя их универсальность. Он является атрибутом ИСТИНЫ, особенно с XVII века, СЛАВЫ, ИЗОБИЛИЯ и вместе с весами и мечом -СПРАВЕДЛИВОСТИ. Нога ФИЛОСОФИи может стоять на шаре. Шар под ногой ФОРТУНЫ первоначально указывал на ее переменчивость, в противоположность твердому кубу, на котором иногда стоят ВЕРА и ИСТОРИЯ. УДОБНЫЙ СЛУЧАЙ и НЕМЕЗИДА - обе эти аллегорические фигуры ассоциируются с Фортуной и могут быть представлены аналогичным образом. Среди богов шар являются атрибутом АПОЛЛОНА, иногда КУПИДОНА, а из земных богинь - КИБЕЛЫ. Земной шар (глобус) является атрибутом смеющегося философа (см. ДЕМОКРИТ И ГЕРАКЛИТ), а также одним из элементов НАТЮРМОРТА. Небесная сфера является атрибутом персонифицированной Астрономии (одного из СЕМИ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ) и Урании (МУЗЫ астрономии). На нем могут быть звезду или мифологические фигуры созвездий, но не обязательно так представленные. См. также СФЕРА (АРМИЛЯРНАЯ).

***

Скипетр. Жезл или посох - с ранних времен эмблема власти и один из знаков царского достоинства. Он венчается несколькими характерными способами: скипетр римского консула - орлом; английских королей - шаром и крестом, или голубем; французских королей - геральдической лилией (fleur-de-lys). У богов скипетр является атрибутом ЮПИТЕРА; КИБЕЛЫ; ЮНОНЫ (увенчан кукушкой - символом обманутой супружеской верности). Его держит аллегорическая фигура Философии; иногда - СПРАВЕДЛИВОСТИ и ХРАБРОСТИ; персонифицированное Хорошее Правление (ПРАВЛЕНИЕ, ХОРОШЕЕ И ПЛОХОЕ); Европа (ведущая из ЧЕТЫРЕХ ЧАСТЕЙ СВЕТА). Жезл или скипетр архангела ГАВРИИЛА увенчан геральдической лилией (fleur-de-lys). Скипетр - традиционный атрибут короля, когда изображается пример его власти. Корона и скипетр у ног ЛЮДОВИКА ТУЛУЗСКОГО - аллюзия на его отречение от престола. Женщина, держащая корону (скипетр лежит у ее ног), и нищий - Мельпомена (МУЗА трагедии). Скипетр - частый символ "Vanitas" [лат. - суета], см. НАТЮРМОРТ. См. также КАДУЦЕЙ; ТИРС; ЖЕЗЛ.

Означает божественную или царскую власть, суверенность, полномочия, фаллос, передачу жизненной силы, волшебную палочку. Атрибут богов Неба, монархов и магов. В буддизме алмазный скипетр - символ высшей власти, Дхармы, правосудия, авторитета, семи позитивных и непреходящих добродетелей. См. также дорже. Китай: высшая власть, жу-и, сила веры: «как ты желаешь». Защищает от неожиданностей и указывает путь. Атрибут бога учения и словесности. Христианство: авторитет; эмблема архангела Гавриила. Египет: атрибут Озириса как судьи мертвых. Греко-римская традиция: атрибут бога Неба Зевса (Юпитера) как символ высшей власти, а также Юноны, Кибелы и римского консула. Индуизм: высшая власть, Дхарма; атрибут Индры, поддерживающего космический порядок, а также Васу, поддерживающего закон и справедливость между людьми. См. также ваджра. Япония: символизирует авторитет; его носят настоятели монастырей.

(греч. sceptron, лат. sceptrum - посох, опора) - знак высшей власти короля, царя, императора, который при церемониях властитель держал в руке, как и державу. Типологически предшественниками скипетра были пастуший посох или жезл, ветви или ритуальные дубины (булавы). В Европе скипетр имел набалдашник (головку) шарообразной формы - сферу - как символ всеобъемлющей власти. В ламаизме "громовый клин" (перун) это бриллиантовый скипетр, являвшийся символом "неразрушаемой мудрости". Скипетр своеобразной формы был известен и у майя в южных областях Центральной Америки в качестве церемониального знака, "мужского скипетра", на верхнем конце которого было изображение бога с длинным хоботообразным носом (вероятно, бога дождя Чака), а нижний его конец нередко имел форму змеи. В христианской иконографии скипетр как атрибут имеют причисленные к лику святых властители (например, Карл Великий, Стефан Венгерский, Генрих II, Людовик Святой, Сигизмунд). Во время страстей Господних Спасителю в руку в насмешку был вложен в качестве скипетра тростник (в придачу к терновому венцу), как это изображается на картинах "Се человек" ("Ессе homo"). В Китае скипетр был не только знаком властителя, но и почетным жезлом с вырезанными на нем словами: "Как это желаемо вам", он изготовлялся из жада и дарился пожилым уважаемым мужчинам или при традиционном свадебном обряде - семье невесты. На художественно оформленных композициях это выражалось как пожелание успеха. Скипетр с головой козла. Бронзовый век. Иахал Мишмар на Мертвом море, ок. 3000 г. до н. э. Скипетр с кольцом, вен10М и бриллиантом. Эмблема на меди. В. X. фон Хохберг, 1675 г. .

Как и посох, эмблема плодородия, созидательных сил и власти. Скипетр более богато украшен и ассоциируется с высшими божествами и правителями. Скипетр часто подразумевает право духовной или монаршей власти вершить правосудие и карать. Так, скипетр египетски х фараонов был украшен головой жестокого бога Сета. Другие скипетры прямо связывали с созидательно-разрушительной силой молнии, в особенности «бриллиантовый скипетр» или ваджра в индуистской и буддийской традициях или тибетский скипетр дорже. Они символизи руют как непоколебимость духовной власти, так и сострадательную мудрость или духовное просвещение.

Скипетр из слоновой кости римских императоров был увенчан орлом, знаком величия и бессмертия. Сферические наконечники символизировали власть над миром, как в скипетре с шаром и крестом монархов Великобритании. В Китае буддийский скипетр джу-и считался симв олом небесного покровительства (именно с этим значением его преподносили семье невесты во время свадебных церемоний) или уважения, которое оказывали старейшинам.

*********************************************************


Представим себе , как бы выглядел бы портрет нынешнего властителя, вздумай он продемонстрировать миру свои символы власти. Наверняка бы он держал бы в руках геометрические аналоги державы и скипетра - шарообразную ядерную боеголовку и "дубину"- межконтинентальную ракету.

Нсомненно , что "палочная" тематика должна была отразиться во многих явлениях жизни человечества. Сама история человечества, иногда просто воспринимающаяся как цепь войн, нашествий и сражений, должна была оставить свидетельства такого влияния. В частности, в ЯЗЫКЕ.

Вообщем, пока все вышеизложенное было преамбулой преамбулы:-)

А вот и преамбула.


Вернемся к тематике форума. Идея НХ ИМПЕРИИ неизбежно приводит к необходимости разбираться с невероятным количеством разнообразных племен, народов, имеющих разнообразные имена-этнонимы и плотно заполняющих временную ось истории. НХ-логической идее СВЕРТКИ ( не побоимся этого слова - КОМПАКТИФИЦИРОВАНИЯ :-)) придется согласовывать все эти народы, названия в попытке отождествить их.

Например, на землях, которые НХ полагает сердцем ИПМЕРИИ, находились по ТИ в разные времена киммерийцы, скифы, сарматы, готы, гунны, тюрки, казаки и т.д. И это совсем не полный список.

Зададимся вопросом, нельзя ли найти что-нибудь общее в названиях разных народов последовательно , и не очень, сменяющих друг друга на исторической сцене. Что-то такое, что поможет , хотя бы на словах :-), схлопнуть все эти племена (и их времена) в нечто целое и единое.

В это ветке я намерен выложить ряд своих соображений по этому поводу. Сообщения будут появляться постепенно, а также время от времени редактироваться.

Те кто как-то следит за моими репликами на форуме уже наверное догадались откуда и куда дует ветер. :-) В основном речь пойдет про тех же скифов, саков, сколотов, сарматов. Впрочем будут упомянуты и скотты с саксами, А может и самураи :-). Впрочем не исключаю, что по причине нехватки времени и настроения попытка оказать посильную помошь НХ при помощи логических построений ограничится этим сообщением. :-)


Объектом рассмотрения будут названия народов, методом - обращения и поиск в различных этимологических словарях и статьях. Короче, ничего нового.

Сформулируем сразу основную идею и результат.

Возможно, в основе названий народов (скифы, сарматы, ...) лежит некое общему начало, тот самый "палочный" символизм и связанныне с ним понятия, такие как "удар" (действие), "рука" (то что "палкой" управляет ), "защита" (противодействие "удару"), и т.д. и т.п. (Конечно, вполне возможно. что такая широта ставит под сомнение саму цель - поиск общего. )


Пока все.

PS. Название ветки связано с тем, что слово СОХА имеет прямое отношение к теме, как и слово СКИПЕТР, чьим "аналогом" является атомная бомба. Как впрочем и народ , прошедший путь от СОХИ к атомной бомбе, в чьх жилах течет кровь тех самых СКИФОВ и САРМАТОВ.

PS. На тот случай если это сообщение не будет иметь продолжения , для того чтобы увеличить его полезность :-), вниманию читателей предлагается ТИ справка по скифам, написанная самым что ни есть ТИ-историком, соавтором учебника по Древненму Востоку тов. Немировским.



*********************************************************

Справка по скифам

На 775 г. до н.э. от Алтая до Дуная обитали разные кочевые ираноязычные племена. Среди них выделялась обширная группа племен, известных у персов под обобщающим названием "сака" (от Волги до Алтая). К числу этих племен относились собственно скифы ("царские скифы") Геродота, массагеты, т.н. амюргийские скифы Памира и мн. др. Где-то в Восточном Казахстане, в частности, размещалось два племенных союза: собственно "скифы" (они же "скифы царские" Геродота, самоназв. "скута", или "с(а)ку-та", этимология толком неясна) и
"массагеты" ("мас-сака-та", досл. "большая орда саков").

Собственно скифов ("скифов царских" Геродота) персы знали как "саков тиграхауда", то есть "саков прямошапочных". Этот факт в литературе не упоминается, но его легко доказать: в составе мидийской сатрапии Персидской империи упоминаются у Геродота "ортокорибантии", то есть "прямошапочники", но в Мидийской сатрапии из всех скифо-сакских народов жила только ветвь Геродотовых же "царских скифов". Следовательно, именно они назывались изначально у персов прямошапочными.

Ок.775-725 гг. в степях прошло гигантское переселение, раскалывавшее и смещавшее племена по линии от Алтая на запад и юго-запад. В частности, "собственно скифы" раскололись на две группы: одна сместилась на Сырдарью в район Ташкента (саки тиграхауда ахеменидских перечней среднеазиатских народов и областей), другая рванула на запад, перешла Волгу и захватила Северный Кавказ (ок.725), а оттуда ок. 700-680 г., перейдя Кавказ, завоевала нынешний Азербайджан (эта ветвь и стала прямошапочниками мидийской сатрапии в перечне Геродота).
В 7 веке существует "каганат" всей этой группы скифов, с центром в Азербайджане. В 625 г. он был разгромлен мидянами, после чего большая часть скифов отхлынула на северный Кавказ, а оттуда в конце 7 века окончательно завоевала все Северное Причерноморье. На местные ираноязычные кочевые племена Причерноморья (это были в основном киммерийцы) после этого перешло название скифов (но уже в широком смысле слова).

Небольшая часть собственно скифов, однако, не отхлынула за Кавказ, а так и осталась в Азербайджане, отколовшись от прочих; она-то и входила потом в империи Ирана. Эти скифы и были "прямошапочниками" Мидии по перечню персидских сатрапий у Геродота.

Итак, к 500 г. до н.э. существует ТРИ группировки, восходящие к восточноказахстанскому союзу "скута" (собственно скифов) 8 века:

- среднеазиатские "саки прямошапочные/тиграхауда" персидских надписей

- азербайджанские "прямошапочники" Геродота

- северопричерноморские "скифы царские" Геродота (вокруг которых конценирируются покоренные ими местные жители - причерноморские скифы вшироком смысле слова). Персы их звали "саки заморские, сака парадрайя".

Дальнейшая история скифов в литературе изложена уже довольно достоверно.

-----------------
Вопрос

Кто обозначался в аккадских надписях как ашгу'зай, ишку'зай? Коррелирует ли это название со скифско-перс. "скута"? С ивритским "ашкеназ"?

----------------

Именно так. Исходная форма - "скут-", где конечное "т" - не обычное, а межзубное (как английское th или как dh в "Маэд/зросе").

Отсюда в аккадском "ашкузай" (начальное а- - протетическое, так как аккадский не может начинать слово с двух согласных; конечное -ай - релативное окончание, аналогичное евр. окончанию "-и", так что "ашкузай" - это "человек/люди шкуз-ские", где это "шкуз-" является отражением исходного "скут-".

А в греческом отсюда же "скю/утх" (через юпсилон и тхэту; привычное "скиф" - это вторичное произношение этого древнегреческого слова - "скутх" - в условно-позднем "византинизированном" ученой манере современных эллинистов).

А Ашкеназ, предположительно, - то же самое, только ошибочно прочтенное/переписанное слово, с заменой исходного "вав" на "нун" по сходству начертаний. То есть в оригинале стояло "ашкуз" (ашквз), вместо вава в какой-то момент прочли нун, получилось ашкнз, огласовали как Ашкеназ.

Во всех случаях имеетсяв виду одно и то же скифское образование в Азербайджане (ортокорибантии Мидийской сатрапии Геродота, Сакасена, т.е. "страна Саков", котору. описывают на терр. Азербайджана более поздние античные авторы).
---------------

1) Есть ли родство между сака- и с(а)кута?

2) Расскажи, пожалуйста, о носителях этого этнонима ДО 775 г. до н.э.
В частности, к кому мог (и мог ли) относиться этот этноним в конце 2 тыс. до н.э.
--------------

Насчет родства основ сак- и с(а?)кут- - кто бы знал... Никто не знает этимологию обоих слов. «Сак-» - обобщающее персидское название ряда кочевых ираноязычных племен, в том числе и всех групп исторических «скифов» Геродота (сака парадрайя - причерноморская группа, сака тиграхауда - азербайджанская и среднеазиатская группы). Его происхождение неизвестно. «Скут(а)» (с межзубным -т-)- самоназвание исторических «скифов» Геродота (и исходная форма самого греческого слова «скиф», в реальном произношении «скю/утх-»). При желании можно было бы видеть в этом «скут(а)» - *«саку-та», где -та - собирательное иранское число, но вот беда: в этом собирательном «та» - обычное «т», а этноним «скут» («скиф») - с межзубным т...
Могло, конечно, в застывшем виде и произноситься искаженно, да и бог знает, какая там у этих скутов / собственно скифов в Восточном Казахстане могла быть вариация в фонетике.

Про то, что до 775 года. так дело в том. что термин «саки» впервые появляется в надписях Ахеменидов 6 века, термин «скифы» впервые внятно выяснен у Геродота, аккадское «ашкуз-» впервые появляется в ассирийских надписях второй четверти 7 века. Вместе эти источники дают возможность вполне надежно реконструировать историю скифов с 8 века до н.э., а вот что было раньше, никто не знает.

Вообще говоря, с 12 по 8 вв. до н.э. продолжается единая эпоха, когда степь занимают две основные группы ираноязычных кочевых племен. От Дуная до Волги - племена, известные под обобщающим названием «киммерийцы» (греч. «киммер- », аккадск. и анатолийск. «гамир- »), от Волги до Сырдарьи - племена, известные оседлым иранцам под обобщающим названием «тура» (туранцы). Где жили «титульные» киммерийцы, по которым назвали всю западную общность, никто не знает, может быть, в Предкавказье; «титульные» тура, по которым назвали всю восточную общность, жили в регионе нынешнего Хорезма с прилегающими областями. Особо, независимо и от тура, и от киммерийцев (в широком смысле слова), жили известные по «Авесте» отдельно от тура кочевые иранцы «глубокого хинтерланда» степи - саирима (буд. савроматы, сарматы) и даха - те и другие, видимо, в районе Южного Урала и прилегающих областей. С оседлыми зонами они не контактировали, поскольку были отделены от них полосой киммерийцев и туранцев.

Какое место во всей этой картине занимали предки «скифов» Геродота, массагетов, аримаспов, исседонов и прочих иранских кочевников, известных по Геродоту, неизвестно. Кто-то из них мог входить в ареал, покрываемый обобщающим термином «тура», кто-то мог существовать отдельно. Гипотетический ответ на этот вопрос будет дан ниже.

В 775-725 гг. произошел взрыв переселений и племенной ломки в степях; волны переселений продолжались до середины 7 века включительно. Эпицентром переселений был, согласно Геродоту, Алтай, где сидели аримаспы, первыми ударившими на соседей и стронувшими лавину. Импульсы переселений распространялись и на восток, и на запад (на востоке, в Китае эта эпоха аукнулась дувумя вторжениями кочевников в Китай - ок. 770 и ок. 650 г.). В ходе расселений три племенных союза северного и восточного Казахстана - исседоны, скифы-скута (=собственно скифы Геродота, саки прямошапочники) и массагеты раскололись напополам; одна половина каждого союза отошла на юг (в полосу от средней Сырдарьи до Тарима), другая на запад (в полосу от Хорезма и Исети до Кубани). . «Южная» половина массагетов - «великие юэчжи» (реальное произношение: «да-гвети») китайских источников попала в Восточный Туркестан, где тохаризовалась (тохары - загадочный народ, селившийся в Вост.Туркестане и слившийся с пришельцами); там же оказалась южная половина исседонов (усуни китайских текстов, асианы греческих авторов); южная ветвь скифов-скуда - это среднеазиатские присырдарьинские саки тиграхауда ахеменидских перечней среднеазиатских народов.
«Западные» половины тех же племен: западная часть скифов-скуда - ушла за Волгу (причерноморско-переднеазиатская их группа, о которой я писал выше); западная часть массашетов (классические «массагеты» Геродота и др. античных авторов) расселилась между Аралом, Атреком и Каспием по Узбою - низовьям Амударьи, на Мангышлаке и др.; западная ветвь исседонов осталась рядом со своими старыми землями (предположительно на р. Исеть).
-------------


После всех этих событий оседлые иранцы величали своих кочевых родичей по всей степи (от Дуная до Алтая) в качестве обобщающего имени уже не «турами», а «саками» (ахеменидская терминология). Очевидно, изначально саками называлась группа племен Восточного Казахстана и Притяньшанья (включая изначальных массагетов и скифов-скуда); когда расселение 7-8 вв. разбросало их по всей степи, их название и перешло на кочевников всей степи.

Ахеменидские тексты знают следующие группы саков (в совокупности - «саки болот и саки земли»):

- саки, варящие хауму (хаумаварга) - жили на Памире и в зап. части восточного Туркестана (хотано-
сакский диалект); они же амюргийские скифы Геродота, собственно саки Страбона, сакарауки Помпея Трога и саки (досл. «сэ») китайских источников.

- саки тиграхауда (прямошапочные) - среднеазиатская ветвь того исконного народа скифов-скуда, западную ветвь которого Геродот описывает как скифов царских / скифов Северного Причерноморья; видимо, жили в районе Ташкента.

- кроме того, как видно из термина «ортокорибантии» (прямошапочники) в геродотовом изложении персидского списка народов сатрапии Мидия, саками тиграхауда персы называли также и изолированную группу скифов-скуда в Азербайджане.

- саки парадрайя (заморские, т.е. по ту сторону Геллепонта и Черного моря) - северопричерноморские скифы, царские скифы Геродота.

- саки парасугда («которые живут по ту сторону Согда, за согдом), они же дахи - видимо, на нижней Сырдарье (старом русле, которое лежит на полдороге от нынешнего русла Сырдарьи к устью Амударьи; сюда, на юг, дахи сместились со своего севера в ходе переселений 8-7 вв.).

Термина «массагеты» (из самоназв. «мас-сака-та», «великое сакство»?) ни в какой форме у Ахеменидов нет. Несколько «глупых немцев» придумали, а не наши авторы повторяют с тех пор, что массагеты Геродота = сакам тиграхауда Ахеменидов, так как, дескать, у Ахеменидов нет упоминаний массагетов в списках сатрапий, а у Геродота нет в таких же списках упоминаний тиграхауда. Следовательно, мол, это одно и то же. Логика весьма странная сама по себе, а поскольку у Геродота в списке тиграхауда как раз таки есть («ортокорибантии», поморфемный перевод «тиграхауда» на греческий), то вся эта схема вылетает, тем более, что выше мы независимо и твердо обнаружили, что тиграхауда - это никто иной как скуда, исторические скифы Геродота; но скифов от массагетов Геродот твердо отличает и расценивает как совершенно разные народы, одно время воевавшие друг с другом; таким образом, если тиграхауда, как выяснено независимо, - это геродотовы собственно скифы, так уж они точно не массагеты.
Кроме того, из Геродота и пр. следует, что массагеты остались независимы от Ахеменидов - а саки тиграхауда в их империю как раз входили.

Как давно указали англичане, массагеты в перечни провинций Ахеменидской державы не попали - именно по той простой причине, что они как таковые туда и не входили. Часть массагетской территории, включенная все же в состав империи, значится в списках как «Хорасмия», страна племени хорасмиев (южная Туркмения, не путать с Хорезмом, куда хорасмии переселились и которому они дали имя только позднее).
--------------


1) Когда перестали существовать сарматы? В частности, может ли этноним "сармат" (srmt-y) в тексте 8-9-го века н.э. (!) относиться к отдалённым потомкам сарматов, и если нет, то к кому?

2) Противоположный по временной направленности вопрос: каков приблизительный terminus post quem для текста, содержащего этноним "ашкеназ"?


----------------

О сарматах. Реально последние известные реликтовые сарматы (в Прикарпатье) сошли со сцены в 5-6 веках н.э., сарматы в Северном Причерноморье - еще раньше. Тем не менее можно предположить, что какая-то группа сарматов (в том же Причерноморье или где угодно еще) удержала это самоназвание и позднее. Однако еще проще предположить, что термин "сарматы" применялся в описанном Вами случае к какому-то иному народу по "ученой" ассоциации с сарматами (как скифами называли славян Святослава, а поляков - теми самыми сарматами).

"Каков приблизительный terminus post quem для текста, содержащего этноним "ашкеназ"?"

680 г. до н.э. Раньше скифов просто не было в пределах ойкумены, известной в Иудее хотя бы косвенно.
---------

Доказательство ираноязычности скифов опирается на тот простой факт, что имена их, их богов, их термины - ираноязычные. Этот факт действительно был установлен в 19-20 веках. До того, когда наукм не имела представления о сравнительном индоевропейском языкознании, в скифах видели и предков тюрок, и предков славян, и вымерший бесследно народ.

"Можно ли считать доказательством ираноязычия сообщения античных авторов о родстве парфян и скифов?"
Нет, потому что такие сведения могут объясняться десятком разных причин.

"Кстати потомками каких скифов из вашего списка являются парфяне, наверное "азербайджанских"?"

Нет-нет. Античные авторы, говоря о происхождении парфян от "скифов", употребляли слово "скиф" не в Геродотовом (конкретный племенной союз; только об этих "скифах" я и вел речь выше, и только ветви этих скифов включены в мой список), а в другом, самом широком смысле слова (все кочевники степей от Дуная до Алтая), которое слово "скиф" приобрело в античной традиции к 4 веку до н.э. Когда же те же античные авторы хотели уточнить, от каких именно "скифов" (в этом широком смысле слова) пошли парфяне, они без колебаний указывали: это были _парны_, одно из трех племен, составлявших племенной союз _дахов_.
Дахи относились к "скифам" в самом широком смысле слова и к "сакам" в таком же (=ахеменидском) смысле слова, но не к "скифам" в конкретном, Геродотовом смысле этого термина.

--------------------
Я хотела бы спросить о походах скифов на юг по Алтаю. Расскажу то немногое, что знаю или слышала; буду рада поправкам и дополнениям.

По Алтаю на юг прошли по крайней мере три волны скифов.

............

Еще помнится читала книгу какого-то француза (книга начала века, была переиздана у нас в начале 90-х, название какое-то мистическое, про 'великих видящих"...) версию скифских походов на юг. Автор предполагал, что Рама со товарищи пришли в Индию откуда-то с севера; они поклонялись Солнцу; основная религия у их народа была друидская - культ Луны. Дабы не устраивать гражданской войны, Рама увел своих людей прочь - не помню точно, куда они шли, но в итоге они попали в Индию и победили местных. Еще автор ссылается на то, что в высших кастах до сих пор попадаются люди с голубыми глазами и более светлой кожей, чем в основной массе. Вопрос - есть ли хоть какое-то зерно истины в этой истории? Что скифы ходили по нынешнему Чуйскому тракту, и хоронили умерших в долине Катуни (соседняя долина, через хребет от тракта) - факт. А куда они ходили, и что было потом на самом деле?..


_____________

"По Алтаю на юг прошли по крайней мере три волны скифов"... и т.д.

Дело в том. что в Вашем изложении термин "скифы" употребляется в самом широком, археологическом смысле слова: "ираноязычные племена кочевников степей 6-4 вв. до н.э., носители их культуры "звериного стиля" независимо от этноса, и, наконец, их предки".

Скифов в собственном смысле слова (=в том, каком употреблял это ттермин я в своем обзоре) на Алтае не было (как и саков). (около)алтайские ираноязычные племена в 5 в. именовались "аримаспы" - термин, у Геродота употребляющийся как обозначение отдельного от скифов народа.
Та созданная на базе ираноязычной общности, в которую эти самые аримаспы входили, этнокультурная зона Алтая-Саян (включавшая и местные неиранские племена), в кит. источникеах именовалась "динлинами".

Насчет Рамы и прочего - тут и вовсе ни при чем. Рама - из индоариев. Общие предки индоариев и иранцев (индоиранцы) в 3 тыс. жили от Днепра и Волги до Алтая и Амударьи (а также до средней Оби - примерно); к началу 2-го там обособьилапсь протоиндоарийская зона к ЗАПАДУ от Волги и протоиранская - к ВОСТОКУ от нее. Индоарии потом через Кавказ и Иран перешли в Афганистан (18-17 век до н.э.), а оттуда - в Индию (14-13 вв.). Вот к североинлдийским индоариям концйа 2-го - нач. 1 тыс. и принадлежал Рама.
А в ираноязычном мире выделились скифы / саки и племена скифского (скифо-сакского) круга - в том же 1 тыс. до н.э. В Индию саки и впрямь вторгались - но во 2 веке до н.э., столетиями позже Рамы...

**********************************************************



Сообщение отредактировано (17-мая-04 18:38)

 
 Re: символы
Author: II (---.rosno.ru)
Date:   05-17-04 19:19

Ар Написал:

> Всем известны такие символы власти как скипетр и держава. И
> если происхождение и символика ДЕРЖАВЫ могут вызвать к жизни
> разнообразные гипотезы, и соответственно споры, то , наверное,
> по поводу СКИПЕТРА явных разногласий не будет. Скорее всего,
> все эти изображения властителей с ПАЛКОЙ, палочкой, ПУЧКОМ
> палочек в руках ведут свое происхождение еще с тех времен,
> когда единственным орудием человека была первобытная ДУБИНА, а
> властителем становился тот, кто имел сначала смелость, а затем
> и право, применять эту дубину в отношениях со своими
> соплеменниками.

Скипетр - это Древо. Понимаете?
Древо власти восходящей к первоисточнику.



Сообщение отредактировано (20-мая-04 12:19)

 
 Re: символы
Author: Ар (Ws.148.199.189.---)
Date:   05-17-04 19:35

II Написал:

> Скипетр - это Древо. Понимаете?

Терпение, терпение... :-)

Впрочем, ветка ведь общая и любые соображения по теме (или не по теме) всячески приветствуются.



Сообщение отредактировано (17-мая-04 19:42)

 
 Re: символы
Author: II (---.rosno.ru)
Date:   05-17-04 21:29

Вот это Древо
http://www.library.vinnitsa.com/podolia/ukr/k_Jablonowski_t.htm

Ромул с Древом.
http://www.beo-books.de/pictures/culture/rom_byz/romul14m.jpg

http://www.wildwinds.com/coins/ric/indexc.html

Нерон с лавровым венком. С тем же смыслом.
http://www.wildwinds.com/coins/ric/nero/RIC_0059.jpg

http://www.wildwinds.com/coins/ric/nero/t.html

 
 Re: символы
Author: Ар (Ws.148.199.189.---)
Date:   05-17-04 21:39

Родословное древо я в виду не имел.

А вот "древо" у Ромула - это, по всей видимости, его знаменитое копье из кизилового дерева. Про него на форуме уже как-то было в связи с красным цветом, Финикией , ханами и т.д. Оно вполне может подойти на роль скипетра, который римляне заимствовали у этрусков.

 
 Re: символы
Author: II (---.rosno.ru)
Date:   05-17-04 21:44

Все три позиции связаны одним смыслом. Вспомните где начало скипетра - от Адама, от первопредка.

А вот например Держава на монете Нерона. Это шар и Богиня.

http://www.wildwinds.com/coins/ric/nero/RIC_0351.3.jpg
http://www.wildwinds.com/coins/ric/nero/RIC_0546.1.jpg
http://www.wildwinds.com/coins/sear5/s1976.html
http://www.wildwinds.com/coins/ric/nero/t.html
На монете это богиня Виктория держащая шар.

Факт держания шара присутствует также:
http://www.wildwinds.com/coins/ric/nero/RIC_0196.jpg
http://www.wildwinds.com/coins/sear5/s1924.html



Сообщение отредактировано (18-мая-04 22:16)

 
 Кроме державы
Author: А.Н-ский (213.228.72.---)
Date:   05-18-04 15:33

Кроме державы еще и плетку, бывало, брали в качестве символа власти - египтяне и казаки. Может, и еще кто. А аналог скипетра у них оставался.

Ройте глубже - выход близко... ройте, ройте... еще ройте... :-)

 
 Re: Кроме державы
Author: Ар (Ws.148.199.189.---)
Date:   05-18-04 15:52

А.Н-ский Написал:

> Кроме державы еще и плетку, бывало, брали в качестве символа
> власти - египтяне и казаки. Может, и еще кто. А аналог скипетра
> у них оставался.
>


Аналог скипетра у казаков - булава. Аналог плетки (интструмент наказаная) у этрусков - фасции (топор в пучке розог). Н этрусков также отдельно был скипетр.

 
 Re: символы
Author: II (---.rosno.ru)
Date:   05-19-04 22:45

http://www.wildwinds.com/coins/ric/nero/t.html

Динарий Нерона. Нерон в лавровом венке (одно из лучших изображений) справа видна статуя со скипетром-ветвью в правой руке.

http://www.wildwinds.com/coins/ric/nero/RIC_0047.jpg

Nero Denarius. Rome Mint. NERO CAESAR, laureate head right. / AVGVSTVS GERMANICVS, radiate statue of the emperor standing, holding Victory on globe. RSC 45. (Августус Германикус, светящаяся статуя стоящего императора, держащего в правой руке скипетр-ветвь, а в левой руке держащий Победу на шаре.)
http://www.wildwinds.com/coins/sear5/s1941.html
http://www.wildwinds.com/coins/ric/nero/RIC_0047.txt



Сообщение отредактировано (19-мая-04 22:46)

 
 Сарматы
Author: Ар (---.riskinv.ru)
Date:   05-20-04 02:01

Начнем с сарматов.

Статья о сарматах в словаре Брокгауза-Ефрона:
http://infolio.asf.ru/Sprav/Brokgaus/4/4218.htm

Разнообразных этимологий этнонима "сармат" предложено много, но пожалуй наиболее ранним и более всех упоминаемым является версия Исидора Севильского (ок. 570 - 636 гг. н.э.) , http://www.antology.rchgi.spb.ru/Isidorus_Hisp/medenc.htm, который предложил выводить его от латинского слова "аrmа" = "оружие". Например, вот ссылка на примечание к книге БАРТОЛОМЕЯ АНГЛИЙСКОГО "О свойствах вещей" :
http://vostlit.narod.ru/Texts/rus5/Bart_angl/primtext.htm

***
90 Гипиды — гепиды. Исидор пишет о гепидах: "Gipedes pedestri praelio magis, quam equestri sunt usi, et ex hac causa ita vocati" (Isidorus, col. 337). Сарматы этимологически возводятся Исидором к слову "аrmа" (оружие), а гепиды (гипеды) — к слову "реdescer" (пеший).
***

Слово "arma" имеет в латинском языке также следующие значения : "война", "войско", "щит". Отметим здесь же такие производные от "arma" как "armatus, armatura"="вооружение, воины, снаряженный". В связи с темой этой ветки также полезно будет отметить такие латинские слова как "armiger, gera, gerum" = "носящий оружие, вооруженный", "armiger, geri" = "оруженосец, помощник", "gero, ere"= "носить, вести, иметь", "germanus"="родственный", "germen" = "отпрыск, отросток, потомок, род ", "germino"="пускать ростки, произрастать".

К этому слову "armo" восходят , например, такие английские слова как "arm" ="оружие", "army" = "армия", "armor" = "доспехи" . Эти же все слова родственны слову "arm" = "РУКА", посредством общего и.-е. корня "*ar" = "fit, join." , т.е. "подходить, соответствовать, соединять, связывать":


***
http://www.etymonline.com/a7etym.htm

arm (1) - "body part," O.E. earm "arm," from P.Gmc. *armaz (cf. O.S., M.Du., Ger. arm, O.N. armr, O.Fris. erm), from PIE base *ar- "fit, join" (cf. Skt. irmah "arm," Armenian armukn "elbow," O.Prus. irmo "arm," Gk. arthron "a joint," L. armus "shoulder"). Arm of the sea was in O.E. Armchair is from 1633; adj. sense in ref. to "criticism of matters in which the critic takes no active part" is from 1886. Arm-twister "powerful persuader" is from 1938. Arm-wrestling is from 1971. Armpit first attested c.1400; fig. sense of "ugly, disgusting place" is U.S. student slang, c.1965.

arm (2) - "weapon," 1300, from O.Fr. armes (pl.), from L. arma "weapons," lit. "tools, implements (of war)," from PIE base *ar- "fit, join." The notion seems to be "that which is fitted together." Meaning "heraldic insignia" (in coat of arms, etc.) is 1330; originally they were borne on shields of fully armed knights or barons. The verb meaning "to furnish with weapons" is from 1205. Arms race first attested 1936.

armor - 1297, "mail, defensive covering worn in combat," from O.Fr. armeure, from L. armatura "arms, equipment," from arma "arms, gear." The word might have died with jousting if not for late 19c. transference to metal-shielded machinery beginning with U.S. Civil War ironclads (first attested in this sense in an 1855 report from the U.S. Congressional Committee on Naval Affairs).


army - c.1386, from O.Fr. armйe, from M.L. armata "armed force," from L. armata, fem. of armatus, pp. of armare "to arm," lit. "act of arming," related to arma "tools, arms," from PIE *ar- "to fit together." Originally used of expeditions on sea or land; the specific meaning "land force" first recorded 1786. The O.E. words were here (still preserved in derivatives like harrier), from PIE *kor- "people, crowd;" and fierd, with an original sense of "expedition," from faran "travel." In spite of etymology, in the Anglo-Saxon Chronicle, here generally meant "invading Vikings" and fierd was used for the local militias raised to fight them.


***

Отметим в последней статье упоминание в связи со словом/корнем "*ar" другого слова HERE и корня "*kor" = "народ, толпа", с оригинальным значением "поход, экспедиция, путешествие", а также связь этого слова FARAN = "путешествие" со словом ВИКИНГ.

Приведем также этимологию слов связанных с "ger" в упомянутых "родственно- отростковых" словах:

***
germ (n.) - 1644, "rudiment of a new organism in an existing one," from M.Fr. germe, from L. germen (gen. germinis) "sprout, bud," from PIE base *gen- "to beget, bear" (cf. Skt. janman "birth, origin"). The original sense is preserved in wheat germ and germ of an idea; sense of "seed of a disease" first recorded 1803; that of "harmful microorganism" dates from 1871.

german (1) - "of the same parents or grandparents," c.1300, from O.Fr. germain, from L. germanus "of brothers and sisters," related to germen (gen. germinis) "sprout, bud."

German (2) - "Teuton," 1530, from L. Germanus, first attested in writings of Julius Caesar, who used Germani to designate a group of tribes in northeastern Gaul, origin unknown, probably the name of an individual tribe. It is perhaps of Gaulish (Celtic) origin, perhaps originally meaning "noisy" (cf. O.Ir. garim "to shout") or "neighbor" (cf. O.Ir. gair "neighbor"). The earlier Eng. word was Almain or Dutch. Their name for themselves was the root word of modern Ger. Deutsch (see Dutch). Roman writers also used Teutoni as a German tribal name, and Latin writers after about 875 commonly refer to the German language as teutonicus. See also Alemanni. The German shepherd (dog) (1922) translates Ger. deutscher Schдferhund

***


Во-первых отметим сразу общее происхождение двух понятий от "ar", а именно "рука" и "войско". Такое явление хорошо известно у монгол и тюрок, обсуждавшееся в сообщении:
http://compagnia.ru/civ/read.php?f=3&i=21879&t=21879#reply_21879
Оно же известно из русских летописей в в виде "войска правой/левой руки". Вполне возможно, что в таком же виде соответсвие между двумя значениями слова "arm" использовалось и на Западе. Здесь будет интересно отметить созвучие между словами "рука"(славянск. ) и "урук" (тюркск.) = "племя, клан", но об этом попозже, как и про "урусов", "русов", "ур"="бить" и т.д.

Во-вторых отметим на будущее связь слова "arm" со словами "война, войско, воин", т.е. со словами Запада, охватывающую значительный пласт "военной" тематики

http://compagnia.ru/civ/read.php?f=3&i=19088&t=18723#reply_19088
http://compagnia.ru/civ/read.php?f=3&i=19153&t=18723

И, наконец, заметим, что набор этимологии, производящих название народа от "оружия" , не ограничивается только "сарматами". Например, название известных ФРАНКОВ традиционно выводится от КОПЬЯ, а САКСОВ от "меча" (практически идентично САРМАТАМ, "оружейную" этимологию названия которых часто уточняют как "опоясанные мечом").

***
Saxon - 12c., from L.L. Saxonem (nom. Saxo), usually found in pl. Saxones, from P.Gmc. *sakhsan (root of O.E. Seaxe), with a possible literal sense of "swordsmen" (cf. Frank, Lombard). Also the source of the -sex in Essex, Sussex, etc. (cf. Middlesex, from O.E. Middel-Seaxe "Middle Saxons").

frank - c.1300, from O.Fr. franc "free, sincere, genuine," from M.L. Franc "a freeman, a Frank," one of the Gmc. people that conquered Celtic Gaul from the Romans c.500 C.E. and called it France, from Frankish *Frank (cf. O.H.G. Franko, O.E. Franca). The connection is that only Franks, as the conquering class, had the status of freemen. Sense of "outspoken" first recorded in Eng. 1548 (frankly in this sense is from c.1540). The origin of the ethnic name is uncertain; it traditionally is said to be from the old Gmc. word *frankon "javelin, lance" (cf. O.E. franca; also Saxon, traditionally from root of O.E. seax "knife"), their preferred weapon, but the opposite may be the case. In the Levant, this was the name given to anyone of Western nationality (cf. Feringhee). Verbal sense of "to free a letter for carriage or an article for publication" (1708) is from Fr. affranchir, from the same source.

****

Про "меченосцев" САКСОВ поговорим в сообщении про САКОВ, а вот про ФРАНКОВ следует сказать, что одно время их имя являлось общим названием всех людей Запада на Востоке.

***
Feringhee - name used in India for "European," 1634, from Pers. Farangi, from Ar. Faranji (10c.), from O.Fr. Franc "Frank" + Ar. ethnic suffix -i. The fr- sound is not possible in Arabic.
***

И хотя считается , что ФАРАНГИ - это искаженное арабское слово от ФРАНКИ, трудно не заметить созвучия и совпадения "оружейного" смысла с уже упомянутым словом FARAN из "военной" темы. Здесь будет уместно напомнить, что ВАРЯГОВ по -другому иногда называли ВАРАНГИ.


****
http://apex.otstoy.ru/showpage.php?s=&pageid=1600

Варяги, поздн. вареги, визант. варанги, скандин. вэринги (vaeringjar), арабск.грузинск. варанг, латинск, varingi. - Этим именем обозначались первоначально выходцы из Скандинавии, отчасти дружинники, поступавшие в русскую и византийскую военную службу, отчасти купеческие гости. Мало помалу это название стало служить для обозначения католической веры (варяжская вера, варяжский поп) и скандинавов вообще. В Poccии под этим именем по преимуществу разумелись шведы (еще в XVII в.). Вопрос о варягах тесно связан с вопросом о происхождении Русского государства. Ф. Браун.
****

Фасмер про ВАРЯГОВ, КОЛБЯГОВ, БУРЯГОВ

***
Слово: варяґг

Ближайшая этимология: -- так называли на Руси выходцев из Скандинавии, др.-русск. варягъ (с IX в.). См. также буряґг, колбяґг. Ср.-греч. bЈraggoj, ср.-лат. varangus "телохранитель, воин из наемной стражи визант. императоров" (впервые в 1034 г. у Кедрена; см. Томсен, Ursprung 111; Маркварт, Streifzµge 344), араб. varank (X -- XI вв.); см. Томсен, там же. Сюда же русск. варяґга, варяґжа "корзинщик, коробейник", владим., также "пройдоха, босяк, прощелыга", терск. (РФВ 44, 87), укр. варяґг "борец, крепкий, рослый человек" (Желех.), др.-русск. Варяжьское море "Балтийское море".

Дальнейшая этимология: Заимств. из др.-сканд. *vaґringr, v?ringr, от vaґr "верность, порука, обет", т. е. "союзники, члены корпорации"; см. Томсен, там же, 116, 125 и сл.; Экблом, ZfslPh 10, 10; 16, 270; AfslPh 39, 187; Rus 31 и сл.; Коллиц, AfslPh 4, 660; Уленбек, AfslPh 15, 492. Отражением ср.-греч. слова является рум. Baўraґngiў в местн. н.; ср. Филиппиде, ZONF 1, 66. Совершенно неверно предположение Шахматова (ИОРЯС 25, 274) и Преснякова (1, 265) о происхождении слова вар„гъ из названия франков (см. фряг) через посредство аваров; против см. Петровский, (ИОРЯС 25, 361). Ср. ваґрега.

Комментарии Трубачева: [См. еще Стендер -Петерсен, Varangica, Aarhus, 1953. стр. 250; о возможности объяснить форму варяг из *varang-, аналогично русск. стяг < др.-шв. stang (ср. норв. топоним Varanger-fjord) см. Якобсон, "Scando-Slavica", 1, 1954. стр. 36 и сл.; о следах старого ударения см. Кипарский, "Scando-Slavica", 4, 1958, стр. 262. Неудачную попытку опровергнуть скандинавскую этимологию см. в последнее время у Черных, "Филол. науки", 1, 1958, стр. 29 и сл. -- Т.]
***


***
Слово: Колбяґги

Ближайшая этимология: -- местн. н., тихвинск. (1634 г.); см. Дювернуа, "Чтения", 1884, стр. 26; Колбежичи -- местн. н., встречается в [бывш.] Псковск. губ. и др.; см. Миклошич, AfslPh 10, 4. От др.-русск. кълбягъ "варяг -- член союза", ср.-греч. KoЪlpiggoi "особые наемники" (Мих. Атталиат, ХI в.). Из др.-сканд. kylfingr от kylfa "дубина"; см. Экблом, ZfslPh 10, 10 и сл.; 16, 270; Миклошич, там же; Томсен, SА 1, 386 и сл.; Фасмер, RS 5, 136 и сл.; ZfslPh 8, 120 и сл. Не следует смешивать с печенежскими koulpљh (Конст. Багр., Adm. Imp. 37), вопреки Нойману (ВZ 3, 376), С. Краусу (KSz 1, 173), названием, происходящим из тюрк. kµlbej (см. Немет, UJb. 10, 27). Произвольно также сближение этого слова с фин. kаlеvа, диал. "смелый, буйный" (вопреки Микколе, RS 12, 230) и допущение связи колбягов с этнонимом водь (Брим, Асtа PhiI. Scand. 4., 40 и сл.; Bull. Асаd. d. Sс. dе St. Peґtersbourg, 1929, No 4, стр. 277 и сл.; Карский, РП 99).

Комментарии Трубачева: [См. еще Стендер-Петерсен, Varangica, Орхус, 1953, стр. 249. -- Т.]

Страницы: 2,287
***



***
Слово: Буряги,

Ближайшая этимология: Буреги, Бурези - названия нескольких населенных мест в [бывш.] Новгор., Псковск., Смол., Минск. губ., см. Фасмер, ZfslPh 8, 389 (с литер.). Впервые указал на их сканд. происхождение Экблом ("Stud. i modern spraІkvetenskap", 5, 133 и сл.), сравнив их со шв. местн. н. Byringe в СеЁдерманланде, которое Сальгрен (ZfslPh 8, 315) объяснял как производное от шв. baІr "волок", в то время как Экблом (там же) видел в нем образование от др.-сканд. имени собств. Buri. Позднее Экблом (ZfslPh 10, 9 и сл.; 16, 270) объяснил эти названия из *Bu^ring, которое он связал с др.-исл. buґr "домик; комната". Он видит в этом слове обозначение членов союза, общества как "товарищей по жилью".

Страницы: 1,250
***


Отметим, что в статье про ВАРЯГОВ упоминается версия про происхождение слова от ФРАНКОВ по схеме ФРАНКИ = ФРЯГИ=ВАРЯГИ (Фасмер ее считает неверной). Также дается ссылка на слова КОЛБЯГ и БУРЯГ, "синонимы" (по смыслу как "член союза" ) слову ВАРЯГ. В статье про слово КОЛБЯГ уже упоминается возможная ТЮРКСКАЯ этимология (и опять Фасмер считает ее неверной) и дается этимология от ДУБИНЫ.

В рамках нашей гипотезы все три слова (плюс четвертое - ФРЯГИ) объясняютя элементарно и получаются действительно "синонимами". Т.е., имеем "ВАРяги"="ФРяги" от "ВАР, ГАР" = "рука" (хоть латинская, хоть монгольская), "КОЛбяги" от КОЛ = "рука" (тюркская, о ней позже в теме про СКОЛОТОВ), БУРяги от "БУР, ГУР" = "племя, род" (т.е та же самая "рука" "ГУР"="ГАР" как у ОНОГУРОВ = УНГАРОВ) .



Прежде чем перйти наконец к обсуждению собственно этимологии слова САРМАТ подведем некий итог.

Итак ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ. Может быть общее происхождение " военных" слов от "*ar" (пока на ЗАПАДЕ) и подозрительное совпадения смысла и звучания ДРУГИХ слов по той же "военно-оружейной" теме, в частности НАЗВАНИЯ народов, обусловлено неким общим происхождением. Это все та же идея ИМПЕРИИ. :-). Т.е. было некое завоевание (в "склееной" по времени истории) "войсками-народами-рукам", называемых по единой ( от "*ar") схеме. А уже потом эти слова, названия расползлись по разным языкам так,что , например, первоначально бывшие частями единого войска ВАРЯГИ, ФРАНКИ, САРМАТЫ и т.п., теперь считаются разными народами.



Сообщение отредактировано (21-мая-04 20:57)

 
 Re: Сарматский океан
Author: II (---.rosno.ru)
Date:   05-20-04 08:47

Вот, например, SARMATICO OCEANO у Птолемея.
Балтийское море.



Сообщение отредактировано (25-мая-04 08:05)

 
 Сарматы_2
Author: Ар (---.riskinv.ru)
Date:   05-21-04 02:15

Как учит Сулейменов, как все дороги ведут в Рим, так и все этимологии приводят в конце концов к названию Солнца или Луны. В случае с сарматами похоже так оно и есть. :-))

Есть мнение, что "оружейное" название сармат возникло не на пустом месте, а объясняется тем, что сарматы сделали значительный шаг вперед в области военного искусства по сравнению со своими соседями, в частности со скифами, которых они разгромили. Это проявилось особенно в использовании знаменитой сарматской конницы, и в частности , тяжеловооруженной конницы - катафрактории. Всадники и лошади катафрактории были защищены доспехами, представляющими собой нашитые на кожанную одежду и попоны бронзовые пластины. Такой же конницей обладали родственники сармат парфяне. Якобы таким образом АРМИРОВАННЫЕ сарматы и стали называться САРМАТАМИ.



Зададим вопрос, подобный тому, что уже задавался по поводу слова ОРАТЬ

****
http://compagnia.ru/ice/read.php?f=17&i=23220&t=22418

Вопрос: много ли найдется людей , которые не задумываясь свяжут логически по смыслу слова , означающие "вспашку" ("орать") и "разделение, разор".

Обратимся к тюркским языкам. В них понятия "пахать" и "рвать, разрывать" ознают одно и то же и выражаюся словом, на удивление похожим слову "орать", а именно "жырту , ийрту" , те. практически те же самые "irti " и "oriti".

****

Итак вопрос: много ли найдется людей , которые не задумываясь свяжут логически по смыслу корень "*AR", от которого по мнению этимологов пошли слова "arm"="рука" , "army" = "армия" (а также версия про название САРМАТ) и значение этого корня "to fit, join." , т.е. "подходить, соответствовать, соединять, связывать"?

А вот в тюркских языках просто есть такое слово/корень
*jara - 'to be fit, suitable'
Причем оно никоим образом не является архаичным и забытым, а используется широко, участвуя в словообразовании . Вот, например , несколько примеров из одного современного тюркского языка:

***
http://www.sozdik.kz/

Казахский
Русский

жарайтын
нужный
подходящий
пригодный
применимый
стоящий

жарайды
будь по-твоему
годится
добро
достаточно
идет
ладно
хорошо

****

Что касается темы ветки, то наиболее интересно то , что это слово имеет непосредственное отношение к названию ОРУЖИЯ/ДОСПЕХА. Вот , например, цитата из базы данных по алтайской семье языков Старостина:


***
http://starling.rinet.ru/cgi-bin/response.cgi?single=1&basename=\data\alt\turcet&text_number=1525&root=config

Тюркская этимология :

Праформа: *jar-

Алтайская этимология:

Значение: armour

Древнетюркский: jar—q (Orkh.)

Караханидский: jar—q (MK)

Среднетюркский: jar—q (AH)

Комментарии: EDT 962, VEWT 190, ЭСТЯ 4, 147. Modern languages widely reflect *jarak 'weapon, armour' (Kirgh. ѕaraq, Uygh. jaraq etc., see ЭСТЯ 4, 139). This seems to be a contamination of the earlier attested *jarag 'readiness, opportunity' (derived from *jara- 'to be fit, suitable' q. v. sub *ѕaўґra; see EDT ibid.) and *jar—k 'armour'.

***

***
http://starling.rinet.ru/cgi-bin/response.cgi?single=1&basename=\data\alt\altet&text_recno=2593&root=config

Алтайская этимология :


Праформа: *ѕeґre ( ¬ *ѕaґro, -a)

Значение: armour, weapon

Тюркская праформа: *jar-

Монгольская праформа: *ѕer

Японская праформа: *dЌґrЌґpiґ

Комментарии: An interesting common Altaic cultural term.
***

Здесь мы видим уже упоминавшееся " *jara- 'to be fit, suitable' " в статье про тюркскую этимологию, а также уже знакомые по предыдущим сообщениям в этой ветке на "АРмейскую " тему буковки "ЕР, СЕР, САР" в статье про алтайскую этимологию .

Сделаем здесь же промежуточный вывод.

ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ. Конечно, выявленное совпадение звучания и смысла ЗАПАДНОГО , индо-европейского, и ВОСТОЧНОГО , алтайского, слова/корня " *ar" и "ѕeґre ( ¬ *ѕaґro, -a) , *ser, *jar и т.д." может быть случайным. А вдруг и нет. И тогда версия про общее происхождение основы , служившей для образования слов на "армейскую" тему получает еще одно подтверждение. Причем общее происхождение может быть не таким уж и древним (ностратические времена и проч.), а вполне недавним, когда еще на просторах от Британии до Японии обретались, в частности, тяжеловооруженные всадники одно и того же войска.

В следующих сообщениях тема про Японию и Британию, а также некоторые соображения по поводу корня "*jar" будут рассмотрены подробнее.



Сообщение отредактировано (24-мая-04 14:41)

 
 Re: Если судить по современному , то ДА , но ...
Author: MOR (195.133.144.---)
Date:   05-21-04 14:22


В древности скипетр-кол-посох был всего лишь символом Мужской Силы, а Шар соответственно Женской. Более того, в отличии от современных технарей древние Цари понимали, что главная сила и ценность - это Человек. А "мужские и женские СИЛЫ" мусульман, индусов и китайцев скоро докажут, что не ядерные бомбы и сотовые телефоны покоряют Мир и уничтожают выродившиеся народы, а здоровые Фаллос-Лингам и Вагиан-Йони.

 
 Re: Сарматы_2
Author: Alexandre Rodrigues (---.netvisao.pt)
Date:   05-22-04 14:12

А какое отношение имеет Тяжеловооружённая конница к...сарматам .Ведь Катафрактии ,как пишет Легион проявились именно в...борьбе с ...римскими легионами на Востоке .И замешаны были в этом только Парфяне и...Армяне .Армяне дожили до наших дней как ни странно ,а вот более сильные и..могущетвенные парфяне нет к сожалению хоя это довольно странно..А больше я нигде не слышал про катафрактии может я ошибаюсь .Хотя сармат возможно действительно похоже на «дословно как вооружённый» ,но как это связать с...Катафрактиями.

 
 Последний сармат
Author: Ар (213.189.199.---)
Date:   05-24-04 13:21

Посмотрим поближе на ЯПОНСКУЮ этимологию алтайской праформы " *ѕeґre ( ¬ *ѕaґro, -a) ", упомянутую в предыдущем сообщении:

****
http://starling.rinet.ru/cgi-bin/response.cgi?single=1&basename=\data\alt\japet&text_number=1297&root=config

Японская этимология :

Праформа: *dЌґrЌґpiґ

Алтайская этимология:

Значение: armour, weapons

Древнеяпонский: joropji

Токио: yo°roi

Киото: yoґroґiґ

Кагосима: yoroґi

Комментарии: JLTT 577.
***

Фанаты и знатоки японских боевых искусств сразу узнают это слово. Это "ёрои" или "оёрои" - полный комплект самурайских доспехов.

С составом и способом ношения "ёрои" можно ознакомиться, например, по ссылкам:

http://www.aikidoka.ru/way/sword/dospehi2.shtml
http://xlegio.ru/armies/kurshakov/japan_armour.htm

Отметим здесь же уже знакомое "армейское" сочетание "ЕР".

В целом доспехи самурая и доспехи парфянского/сарматского/древнетюркского .. и т.д., катафрактория практически не отличаются. Все те же металлические пластины , нашитые на одежду. Одежду, которая "fit" = "ar" = "жара" = "подходит, прилегает" к телу воина. Картинки с самурайской тяжеловооруженной конницы также не слишком отличаются от картинок с парфянами и сарматами.

Так может быть это были не разные народы- войска, разбросанные по оси времени от древих греков до японцев 19-го века, а единое войско ИМПЕРИИ, располагавшееся от Британии до Японии.

И тогда, например, любой желающий может посмотреть на последнюю атаку САРМАТСКОЙ конницы в фильме "Последний самурай", где злобные американские могильшики ИМПЕРИИ достали наконец последнего ОРДЫНЦА-сармата самурая Кацумото. :-)


Выдвинем здесь же гипотезу о настоящем смысле толкования ЗАПАДОМ этнонимов СЛАВЯНИН И СЕРБ как "раб, слуга". Известно, что слово САМУРАЙ происходит от слова СЛУЖИТЬ :


***
Алтайская этимология :

Праформа: *saґboґ

Значение: service

Тюркская праформа: *sab-

Монгольская праформа: *sibe-g‰in

Тунгусская праформа: *sab-

Японская праформа: *saґmpuґrap-

Комментарии: Дыбо 15 compares Tung. with Turk. *sep- 'to equip, fit out; dowry', but this is phonetically less plausible because of voiceless *-p- in Turkic; see on this root under *siёap`u.
***

***
Японская этимология :


Праформа: *saґmpuґrap-

Алтайская этимология:

Значение: to be hired, serve as samurai

Древнеяпонский: saburap-

Токио: samurai (n.)

Комментарии: JLTT 747 (but the assertion that the form with -b- is Heian and later, is wrong; it is certainly attested earlier and precedes the later attested variant samuraf- / sauraf-).
***

Причем это не служба РАБА, а служба ВОИНА. Алтайская праформа " *saґboґ " возможно связана с такими словами , как САРБАЗ, СЕРБЕРДАР и т.д. , означающих в Средней Азии ВОИНА.

Так может и СЛАВЯНЕ и СЕРБЫ первоначально на Западе воспринимались как ВОИНЫ, служащие своему командиру-господину, также как самураи в Японии. И лишь со временем смысл слова СЛУГА-ВОИН был намерено искажен до смысла СЛУГА-РАБ.



Сообщение отредактировано (24-мая-04 13:40)

 
 Re: Сарматы_2
Author: Ар (213.189.199.---)
Date:   05-24-04 14:02

Alexandre Rodrigues Написал:

> А какое отношение имеет Тяжеловооружённая конница
> к...сарматам .Ведь Катафрактии ,как пишет Легион проявились
> именно в...борьбе с ...римскими легионами на Востоке .И
> замешаны были в этом только Парфяне и...Армяне .Армяне дожили
> до наших дней как ни странно ,а вот более сильные
> и..могущетвенные парфяне нет к сожалению хоя это довольно
> странно..А больше я нигде не слышал про катафрактии может я
> ошибаюсь .Хотя сармат возможно действительно похоже на
> «дословно как вооружённый» ,но как это связать
> с...Катафрактиями.

Катафрактарии - это просто греческое слово, означающее тяжловооруженную конницу.

Такая конница имелась на вооружении у многих народов в разные исторические времена. Конечно не все они назывались катафрактарии в свое время, но сейчас этот термин используют как термин общий.

Вот например ссылка на тему тяжеловооруженной конницы у КЫРГЫЗ. Кстати -ГЫЗ в слове КЫРГЫЗ, это все тот же ГУЗ, ГАР, ВАР - "племя, войско", о котором идет речь в данной ветке. Посмотрите картинки и найдите СУЩЕСТВЕНЫЕ отличия от картинок с парфянской или самурайской конницей :-)

http://zaimka.ru/kochevie/lion_vved.shtml


Тут тоже хорошие картинки

http://kmartel.chat.ru/proish4.htm


Обзор по катафрактариям

http://www.xlegio.ru/armies/cataphractes/cataphractes.htm



Сообщение отредактировано (24-мая-04 14:08)

 
 варяжская рукавица
Author: Ар (213.189.199.---)
Date:   05-24-04 15:06

>
> В рамках нашей гипотезы все три слова (плюс четвертое - ФРЯГИ)
> объясняютя элементарно и получаются действительно
> "синонимами". Т.е., имеем "ВАРяги"="ФРяги" от "ВАР, ГАР" =
> "рука" (хоть латинская, хоть монгольская), "КОЛбяги" от КОЛ =
> "рука" (тюркская, о ней позже в теме про СКОЛОТОВ), БУРяги от
> "БУР, ГУР" = "племя, род" (т.е та же самая "рука" "ГУР"="ГАР"
> как у ОНОГУРОВ = УНГАРОВ) .
>


Интересно в связи с этим рассмотреть этимологию слова ВАРЕЖКА.
Фасмер связывает это слово со словом ВАРЯГ (т.е.
ВАРЕЖКА - просто производное) и "ваґрега" = "вялый, пустой, беспутный человек". Никакого упоминания про функциональное назначение варежек, т.е. ничего общего с РУКАМИ, как например в слове РУКАВИЦА.

***
Слово: ваґрега,

Ближайшая этимология: тверск., олонецк., ваґрьга, мезенск., ваґрежка, стар. варега -- то же (XVI в.); см. Срезн. III, Доп. 29. Диал. также варяга, тоб.; см. ЖСт., 1899, вып. 4, стр. 489.

Дальнейшая этимология: Связано с варяґг, первонач. "варяжская рукавица". Из русск. заимств. морд. э. variga, varґga -- то же. Неубедительно сближение с польск. woґr "мешок" (Ильинский, PF 11, 192) и с вачега (Калима, FUFAnz. 23, 250). Этимологически, очевидно, связано с варяґг, также ваґрега "вялый, пустой, беспутный человек", вятск. (Даль).

Страницы: 1,274

***


Не проще ли было бы и ВАРЕЖКУ и ВАРЯГА связать о словм " ГАР" = РУКА?

Ну и что , что оно алтайское. :-)



Сообщение отредактировано (24-мая-04 15:07)

 
 Re: варяжская рукавица
Author: Alexandre Rodrigues (---.netvisao.pt)
Date:   05-24-04 17:32

А нельзя ли связать слово Варяг и русское Ворюга мне кжется и те и другие делали одно дело хотя конечно я не легвист ,а доверятся Мехмету не горю желанием (он уж очень предвзято относится ко всему новому).Кстати я посмотрел вашу ссылку АР и конечно увидел интересные мыcли с которыми я полностью согласен .А именно что всегда почти во все врема кочевники были ,как наёмники и..только вот турки как то выпадают из всего этого.И всё таки турецкое завование таит много загадок лично я так считаю уж слишком там всё много странного .

 
 Re: варяжская рукавица
Author: Ар (213.189.199.---)
Date:   05-24-04 21:42

Alexandre Rodrigues Написал:

> А нельзя ли связать слово Варяг и русское Ворюга


Фасмер про слово "вор"

***
Слово: вор

Ближайшая этимология: I. "грабитель, мошенник", засвидетельствовано в XVI в. (см. Срезн.), часто о Лже Дмитрии I и II в знач. "мошенник, авантюрист" (напр., Разор. Моск. Госуд. 22), укр. ворюґга "вор".

Дальнейшая этимология: Скорее всего, связано с вру, врать; см. Ягич, AfslPh 17, 292. Сюда же стар. русск. воровать "прелюбодействовать" (Котошихин 131), воровской "обманный, мошеннический" (там же), далее, заворуґй "наглый плут". Из прусск. заимств. фин. vora, voro "разбойник"; см. Миккола, Berµhr. 104. С вор сопоставляли также провоґрный; ср. также диал. воровоґй "удалой, бойкий, проворный", олонецк. (Кулик.), которое, однако, скорее связано с болг. провиґрам "просовывать, вставлять", лтш. ver§u, vert "бежать"; см. М. -- Э. 4, 542; Маценауэр, LF 42, 92. Неприемлема, далее, этимология вор из фин. varas, род. п. varkaan "вор" (вопреки Микколе, Berµhr. 104; WuS 2, 268; Хаверсу 154), потому что последнее восходит к герм. *wargaz, гот. wargs; см. Сетэлэ, FUF 13, 468 (с литер.). Неубедительно также сравнение Брандта (РФВ 25, 214) с польск. woґr "мешок" по аналогии мошеґнник : мошнаґ. Миклошич (Mi. EW 382), Сольмсен (Unters. gr. Lautl. 296 и сл.) и Мейе (Et. 226) сближают вор и польск. woґr с вераґть "вставлять, запирать", причем, однако, не учитывается знач. слова вор. Фонетически неудовлетворительно предположение о заимств. из уйг. o‘ry "вор", тур., чагат., кыпч. o‘ru "плут, негодяй" (из соответствующей др.-чув. формы Гомбоц (109 и сл.) объясняет венг. or, oru "вор"; ср. о тюрк. словах Радлов 1, 1010, 1020 и сл.).

Комментарии Трубачева: [См. еще Евгеньева, УЗ ЛГПИ, 20, 1939, стр. 145 и сл. -- Т.]

Страницы: 1,350
***

Упомянутое тюркское слово восходит к алтайскому слову со значением "атаковать, ГРАБИТЬ"

***
Алтайская этимология :

Праформа: *p`uўgV ( ¬ -k-)

Значение: to attack, rob

Тюркская праформа: *ogr—

Тунгусская праформа: *puk‰u-

Комментарии: A Turk.-Tung. isogloss.
***




***
Тюркская этимология :

Праформа: *ogr—


Значение: thief

Древнетюркский: o‘r— (OUygh.)

Караханидский: o‘r— (MK)

Среднетюркский: o‘r— (Pav. C.)

Турецкий: uuru

Азербайджанский: o‘ru

Туркменский: o‘r—

Саларский: o‘r—

Сарыюгурский: o‘ur

Киргизский: іru

Казахский: uўr—

Кумыкский: oru, uru

Каракалпакский: ur—

Узбекский: o·‘ri

Уйгурский: o‘ri, o‘ur

Хакасский: o‘—r

Алтайский: іr

Шорский: o‘r—

Чувашский: vъєrъє

Якутский: uor- 'to steal'

Долганский: uor- 'to steal'

Комментарии: EDT 90, ЭСТЯ 1, 412-414, TMN 2, 77-78, Stachowski 244. Turk. > Mong. *o‘ur‰ak, see Щербак 1997, 164; Hung. or, orv 'mischievous', see Gombocz 1912.
***

В принципе по звучанию и по смыслу :-)) "ОР" и "*ogri" совпадает и со словом "вор" ="разбойник" и со словом "ОГР" - прозвище венгров. Ну а уж, в рамках темы данной ветки, где появляются ВЕНГРЫ, то там же появляются и РУКА = ГАР, и ВАРЯГИ :-)


Кстати, интересно взглянуть на этимологию слова ГРАБИТЬ

***
grab - 1589, from M.Du. or M.L.G. grabben "to grab," from P.Gmc. *grab (cf. O.H.G. garba "sheaf," lit. "that which is gathered up together"), from PIE *gherebh- "to seize" (cf. Skt. grbhnati "seizes," O.C.S. grabiti "to seize, rob," Lith. grebiu "to rake"). First record of grab-bag "miscellaneous mixture" is 1855, originally a carnival game.
***

***
Слово грабить

Ближайшая этимология: граґблю, укр. граґбити, ст.-слав. грабити ЎrpЈzein, болг. граґбя, сербохорв. гра?бити, словен. graґbiti, чеш. hrabati, слвц. hrabat', польск. grabicґ, в.-луж. hrabacґ "обрабатывать граблями", н.-луж. grabasґ.

Дальнейшая этимология: Родственно лит. groґbti, groґ- biu "хватать, собирать", лтш. gra^bt, -bju, др.-инд. grѓbhaґyati "заставляет схватить", grѓbhaґs "пригоршня"; другая ступень вокализма: лит. gre†ґbti, gre†ґbiu "хватать, разрыхлять граблями", англ. grab "хватать", др.-инд. gr•bbn·ѓґti, gr•hn·ѓґti "хватает", авест. gЌrЌwnѓiti; см. М. -- Э. 1, 643 и сл.; Бернекер 1, 344; Траутман, BSW 95 и сл.; Цупица, GG 71; Мейе, MSL 9, 143. Сюда же гребуґ, граґбли, гроб.

Страницы: 1,449-450
***


Почему бы и не "собирать , хватать, согребать" РУКАМИ = ГАРами? :-)



Сообщение отредактировано (24-мая-04 21:46)

 
 Re: Кроме державы
Author: II (---.rosno.ru)
Date:   05-25-04 08:09

Вот, например, герб пруссов Arma Rutenorum.
http://www.vokrugsveta.ru/Images/Publications/267895_l.jpeg
http://www.vokrugsveta.ru/Images/Publications/267895_l.jpeg
У вождя Вудевута в руке булава.

 
 Re: варяжская рукавица (А слово УР-ВАТЬ Вам ничего не напоминает)
Author: Alexandre Rodrigues (---.netvisao.pt)
Date:   05-25-04 15:39

я вот вчера прочитал вашу мысль и ...вдруг подумал а русское слово «урвать » как раз и происходит из тюрского или я ошибаюсь ,но значение его наверно ненадо объяснять достаточно понятно как мне кажется
урвать-присвоить
украсть
отнять и так далее в том же духе.

 
 Единство и борьба противоположностей
Author: Ар (213.189.199.---)
Date:   05-25-04 16:41

Alexandre Rodrigues Написал:

> я вот вчера прочитал вашу мысль и ...вдруг подумал а русское
> слово «урвать » как раз и происходит из тюрского или я ошибаюсь
> ,но значение его наверно ненадо объяснять достаточно понятно
> как мне кажется
> урвать-присвоить
> украсть
> отнять и так далее в том же духе.


По поводу слова "рвать" посмотрите здесь

http://compagnia.ru/ice/read.php?f=17&i=23220&t=22418

Здесь есть один момент.

Два противоположных по смыслу (в смысле жизненной философии) слова , слово "урвать" в смысле "украсть" и слово "орать" в смысле "пахать", вполне возможно восходят к одному и тому же корню.

И тогда, говоря о возможном заимствовании из тюркского слов , связанных с "присвоением", не забывайте о возможном же заимствовании из тюркского слов, связанных с "вспашкой".



Сообщение отредактировано (25-мая-04 16:41)

 Forum List  |  Threaded View   Newer Topic  |  Older Topic 


 This thread is closed 

phorum.org