Author: Ар (Ws.148.199.189.---)
Date: 05-17-04 18:13
Всем известны такие символы власти как скипетр и держава. И если происхождение и символика ДЕРЖАВЫ могут вызвать к жизни разнообразные гипотезы, и соответственно споры, то , наверное, по поводу СКИПЕТРА явных разногласий не будет. Скорее всего, все эти изображения властителей с ПАЛКОЙ, палочкой, ПУЧКОМ палочек в руках ведут свое происхождение еще с тех времен, когда единственным орудием человека была первобытная ДУБИНА, а властителем становился тот, кто имел сначала смелость, а затем и право, применять эту дубину в отношениях со своими соплеменниками.
Приведем для порядка некоторые сведения из "энциклопедий".
**********************************************************
Держава (или шар) в руке монарха означала его власть над миром. Впервые она использовалась в таком значении римскими императорами. В христианскую эру, снабженная крестом, она была одним из знаков отличия императоров Священной Римской империи и английских королей, начиная с Эдуарда Исповедника (см. ПРАВЛЕНИЕ, ХОРОШЕЕ И ПЛОХОЕ) В религиозном искусстве ее может держать Христос как Спаситель Мира (SALVATOR MUNDI) или БОГ-ОТЕЦ. Последний может держать свою ногу на небесном шаре. Шар был широко распространен среди персонифицированных добродетелей, свободных искусств и некоторых языческих божеств, символизируя их универсальность. Он является атрибутом ИСТИНЫ, особенно с XVII века, СЛАВЫ, ИЗОБИЛИЯ и вместе с весами и мечом -СПРАВЕДЛИВОСТИ. Нога ФИЛОСОФИи может стоять на шаре. Шар под ногой ФОРТУНЫ первоначально указывал на ее переменчивость, в противоположность твердому кубу, на котором иногда стоят ВЕРА и ИСТОРИЯ. УДОБНЫЙ СЛУЧАЙ и НЕМЕЗИДА - обе эти аллегорические фигуры ассоциируются с Фортуной и могут быть представлены аналогичным образом. Среди богов шар являются атрибутом АПОЛЛОНА, иногда КУПИДОНА, а из земных богинь - КИБЕЛЫ. Земной шар (глобус) является атрибутом смеющегося философа (см. ДЕМОКРИТ И ГЕРАКЛИТ), а также одним из элементов НАТЮРМОРТА. Небесная сфера является атрибутом персонифицированной Астрономии (одного из СЕМИ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ) и Урании (МУЗЫ астрономии). На нем могут быть звезду или мифологические фигуры созвездий, но не обязательно так представленные. См. также СФЕРА (АРМИЛЯРНАЯ).
***
Скипетр. Жезл или посох - с ранних времен эмблема власти и один из знаков царского достоинства. Он венчается несколькими характерными способами: скипетр римского консула - орлом; английских королей - шаром и крестом, или голубем; французских королей - геральдической лилией (fleur-de-lys). У богов скипетр является атрибутом ЮПИТЕРА; КИБЕЛЫ; ЮНОНЫ (увенчан кукушкой - символом обманутой супружеской верности). Его держит аллегорическая фигура Философии; иногда - СПРАВЕДЛИВОСТИ и ХРАБРОСТИ; персонифицированное Хорошее Правление (ПРАВЛЕНИЕ, ХОРОШЕЕ И ПЛОХОЕ); Европа (ведущая из ЧЕТЫРЕХ ЧАСТЕЙ СВЕТА). Жезл или скипетр архангела ГАВРИИЛА увенчан геральдической лилией (fleur-de-lys). Скипетр - традиционный атрибут короля, когда изображается пример его власти. Корона и скипетр у ног ЛЮДОВИКА ТУЛУЗСКОГО - аллюзия на его отречение от престола. Женщина, держащая корону (скипетр лежит у ее ног), и нищий - Мельпомена (МУЗА трагедии). Скипетр - частый символ "Vanitas" [лат. - суета], см. НАТЮРМОРТ. См. также КАДУЦЕЙ; ТИРС; ЖЕЗЛ.
Означает божественную или царскую власть, суверенность, полномочия, фаллос, передачу жизненной силы, волшебную палочку. Атрибут богов Неба, монархов и магов. В буддизме алмазный скипетр - символ высшей власти, Дхармы, правосудия, авторитета, семи позитивных и непреходящих добродетелей. См. также дорже. Китай: высшая власть, жу-и, сила веры: «как ты желаешь». Защищает от неожиданностей и указывает путь. Атрибут бога учения и словесности. Христианство: авторитет; эмблема архангела Гавриила. Египет: атрибут Озириса как судьи мертвых. Греко-римская традиция: атрибут бога Неба Зевса (Юпитера) как символ высшей власти, а также Юноны, Кибелы и римского консула. Индуизм: высшая власть, Дхарма; атрибут Индры, поддерживающего космический порядок, а также Васу, поддерживающего закон и справедливость между людьми. См. также ваджра. Япония: символизирует авторитет; его носят настоятели монастырей.
(греч. sceptron, лат. sceptrum - посох, опора) - знак высшей власти короля, царя, императора, который при церемониях властитель держал в руке, как и державу. Типологически предшественниками скипетра были пастуший посох или жезл, ветви или ритуальные дубины (булавы). В Европе скипетр имел набалдашник (головку) шарообразной формы - сферу - как символ всеобъемлющей власти. В ламаизме "громовый клин" (перун) это бриллиантовый скипетр, являвшийся символом "неразрушаемой мудрости". Скипетр своеобразной формы был известен и у майя в южных областях Центральной Америки в качестве церемониального знака, "мужского скипетра", на верхнем конце которого было изображение бога с длинным хоботообразным носом (вероятно, бога дождя Чака), а нижний его конец нередко имел форму змеи. В христианской иконографии скипетр как атрибут имеют причисленные к лику святых властители (например, Карл Великий, Стефан Венгерский, Генрих II, Людовик Святой, Сигизмунд). Во время страстей Господних Спасителю в руку в насмешку был вложен в качестве скипетра тростник (в придачу к терновому венцу), как это изображается на картинах "Се человек" ("Ессе homo"). В Китае скипетр был не только знаком властителя, но и почетным жезлом с вырезанными на нем словами: "Как это желаемо вам", он изготовлялся из жада и дарился пожилым уважаемым мужчинам или при традиционном свадебном обряде - семье невесты. На художественно оформленных композициях это выражалось как пожелание успеха. Скипетр с головой козла. Бронзовый век. Иахал Мишмар на Мертвом море, ок. 3000 г. до н. э. Скипетр с кольцом, вен10М и бриллиантом. Эмблема на меди. В. X. фон Хохберг, 1675 г. .
Как и посох, эмблема плодородия, созидательных сил и власти. Скипетр более богато украшен и ассоциируется с высшими божествами и правителями. Скипетр часто подразумевает право духовной или монаршей власти вершить правосудие и карать. Так, скипетр египетски х фараонов был украшен головой жестокого бога Сета. Другие скипетры прямо связывали с созидательно-разрушительной силой молнии, в особенности «бриллиантовый скипетр» или ваджра в индуистской и буддийской традициях или тибетский скипетр дорже. Они символизи руют как непоколебимость духовной власти, так и сострадательную мудрость или духовное просвещение.
Скипетр из слоновой кости римских императоров был увенчан орлом, знаком величия и бессмертия. Сферические наконечники символизировали власть над миром, как в скипетре с шаром и крестом монархов Великобритании. В Китае буддийский скипетр джу-и считался симв олом небесного покровительства (именно с этим значением его преподносили семье невесты во время свадебных церемоний) или уважения, которое оказывали старейшинам.
*********************************************************
Представим себе , как бы выглядел бы портрет нынешнего властителя, вздумай он продемонстрировать миру свои символы власти. Наверняка бы он держал бы в руках геометрические аналоги державы и скипетра - шарообразную ядерную боеголовку и "дубину"- межконтинентальную ракету.
Нсомненно , что "палочная" тематика должна была отразиться во многих явлениях жизни человечества. Сама история человечества, иногда просто воспринимающаяся как цепь войн, нашествий и сражений, должна была оставить свидетельства такого влияния. В частности, в ЯЗЫКЕ.
Вообщем, пока все вышеизложенное было преамбулой преамбулы:-)
А вот и преамбула.
Вернемся к тематике форума. Идея НХ ИМПЕРИИ неизбежно приводит к необходимости разбираться с невероятным количеством разнообразных племен, народов, имеющих разнообразные имена-этнонимы и плотно заполняющих временную ось истории. НХ-логической идее СВЕРТКИ ( не побоимся этого слова - КОМПАКТИФИЦИРОВАНИЯ :-)) придется согласовывать все эти народы, названия в попытке отождествить их.
Например, на землях, которые НХ полагает сердцем ИПМЕРИИ, находились по ТИ в разные времена киммерийцы, скифы, сарматы, готы, гунны, тюрки, казаки и т.д. И это совсем не полный список.
Зададимся вопросом, нельзя ли найти что-нибудь общее в названиях разных народов последовательно , и не очень, сменяющих друг друга на исторической сцене. Что-то такое, что поможет , хотя бы на словах :-), схлопнуть все эти племена (и их времена) в нечто целое и единое.
В это ветке я намерен выложить ряд своих соображений по этому поводу. Сообщения будут появляться постепенно, а также время от времени редактироваться.
Те кто как-то следит за моими репликами на форуме уже наверное догадались откуда и куда дует ветер. :-) В основном речь пойдет про тех же скифов, саков, сколотов, сарматов. Впрочем будут упомянуты и скотты с саксами, А может и самураи :-). Впрочем не исключаю, что по причине нехватки времени и настроения попытка оказать посильную помошь НХ при помощи логических построений ограничится этим сообщением. :-)
Объектом рассмотрения будут названия народов, методом - обращения и поиск в различных этимологических словарях и статьях. Короче, ничего нового.
Сформулируем сразу основную идею и результат.
Возможно, в основе названий народов (скифы, сарматы, ...) лежит некое общему начало, тот самый "палочный" символизм и связанныне с ним понятия, такие как "удар" (действие), "рука" (то что "палкой" управляет ), "защита" (противодействие "удару"), и т.д. и т.п. (Конечно, вполне возможно. что такая широта ставит под сомнение саму цель - поиск общего. )
Пока все.
PS. Название ветки связано с тем, что слово СОХА имеет прямое отношение к теме, как и слово СКИПЕТР, чьим "аналогом" является атомная бомба. Как впрочем и народ , прошедший путь от СОХИ к атомной бомбе, в чьх жилах течет кровь тех самых СКИФОВ и САРМАТОВ.
PS. На тот случай если это сообщение не будет иметь продолжения , для того чтобы увеличить его полезность :-), вниманию читателей предлагается ТИ справка по скифам, написанная самым что ни есть ТИ-историком, соавтором учебника по Древненму Востоку тов. Немировским.
*********************************************************
Справка по скифам
На 775 г. до н.э. от Алтая до Дуная обитали разные кочевые ираноязычные племена. Среди них выделялась обширная группа племен, известных у персов под обобщающим названием "сака" (от Волги до Алтая). К числу этих племен относились собственно скифы ("царские скифы") Геродота, массагеты, т.н. амюргийские скифы Памира и мн. др. Где-то в Восточном Казахстане, в частности, размещалось два племенных союза: собственно "скифы" (они же "скифы царские" Геродота, самоназв. "скута", или "с(а)ку-та", этимология толком неясна) и
"массагеты" ("мас-сака-та", досл. "большая орда саков").
Собственно скифов ("скифов царских" Геродота) персы знали как "саков тиграхауда", то есть "саков прямошапочных". Этот факт в литературе не упоминается, но его легко доказать: в составе мидийской сатрапии Персидской империи упоминаются у Геродота "ортокорибантии", то есть "прямошапочники", но в Мидийской сатрапии из всех скифо-сакских народов жила только ветвь Геродотовых же "царских скифов". Следовательно, именно они назывались изначально у персов прямошапочными.
Ок.775-725 гг. в степях прошло гигантское переселение, раскалывавшее и смещавшее племена по линии от Алтая на запад и юго-запад. В частности, "собственно скифы" раскололись на две группы: одна сместилась на Сырдарью в район Ташкента (саки тиграхауда ахеменидских перечней среднеазиатских народов и областей), другая рванула на запад, перешла Волгу и захватила Северный Кавказ (ок.725), а оттуда ок. 700-680 г., перейдя Кавказ, завоевала нынешний Азербайджан (эта ветвь и стала прямошапочниками мидийской сатрапии в перечне Геродота).
В 7 веке существует "каганат" всей этой группы скифов, с центром в Азербайджане. В 625 г. он был разгромлен мидянами, после чего большая часть скифов отхлынула на северный Кавказ, а оттуда в конце 7 века окончательно завоевала все Северное Причерноморье. На местные ираноязычные кочевые племена Причерноморья (это были в основном киммерийцы) после этого перешло название скифов (но уже в широком смысле слова).
Небольшая часть собственно скифов, однако, не отхлынула за Кавказ, а так и осталась в Азербайджане, отколовшись от прочих; она-то и входила потом в империи Ирана. Эти скифы и были "прямошапочниками" Мидии по перечню персидских сатрапий у Геродота.
Итак, к 500 г. до н.э. существует ТРИ группировки, восходящие к восточноказахстанскому союзу "скута" (собственно скифов) 8 века:
- среднеазиатские "саки прямошапочные/тиграхауда" персидских надписей
- азербайджанские "прямошапочники" Геродота
- северопричерноморские "скифы царские" Геродота (вокруг которых конценирируются покоренные ими местные жители - причерноморские скифы вшироком смысле слова). Персы их звали "саки заморские, сака парадрайя".
Дальнейшая история скифов в литературе изложена уже довольно достоверно.
-----------------
Вопрос
Кто обозначался в аккадских надписях как ашгу'зай, ишку'зай? Коррелирует ли это название со скифско-перс. "скута"? С ивритским "ашкеназ"?
----------------
Именно так. Исходная форма - "скут-", где конечное "т" - не обычное, а межзубное (как английское th или как dh в "Маэд/зросе").
Отсюда в аккадском "ашкузай" (начальное а- - протетическое, так как аккадский не может начинать слово с двух согласных; конечное -ай - релативное окончание, аналогичное евр. окончанию "-и", так что "ашкузай" - это "человек/люди шкуз-ские", где это "шкуз-" является отражением исходного "скут-".
А в греческом отсюда же "скю/утх" (через юпсилон и тхэту; привычное "скиф" - это вторичное произношение этого древнегреческого слова - "скутх" - в условно-позднем "византинизированном" ученой манере современных эллинистов).
А Ашкеназ, предположительно, - то же самое, только ошибочно прочтенное/переписанное слово, с заменой исходного "вав" на "нун" по сходству начертаний. То есть в оригинале стояло "ашкуз" (ашквз), вместо вава в какой-то момент прочли нун, получилось ашкнз, огласовали как Ашкеназ.
Во всех случаях имеетсяв виду одно и то же скифское образование в Азербайджане (ортокорибантии Мидийской сатрапии Геродота, Сакасена, т.е. "страна Саков", котору. описывают на терр. Азербайджана более поздние античные авторы).
---------------
1) Есть ли родство между сака- и с(а)кута?
2) Расскажи, пожалуйста, о носителях этого этнонима ДО 775 г. до н.э.
В частности, к кому мог (и мог ли) относиться этот этноним в конце 2 тыс. до н.э.
--------------
Насчет родства основ сак- и с(а?)кут- - кто бы знал... Никто не знает этимологию обоих слов. «Сак-» - обобщающее персидское название ряда кочевых ираноязычных племен, в том числе и всех групп исторических «скифов» Геродота (сака парадрайя - причерноморская группа, сака тиграхауда - азербайджанская и среднеазиатская группы). Его происхождение неизвестно. «Скут(а)» (с межзубным -т-)- самоназвание исторических «скифов» Геродота (и исходная форма самого греческого слова «скиф», в реальном произношении «скю/утх-»). При желании можно было бы видеть в этом «скут(а)» - *«саку-та», где -та - собирательное иранское число, но вот беда: в этом собирательном «та» - обычное «т», а этноним «скут» («скиф») - с межзубным т...
Могло, конечно, в застывшем виде и произноситься искаженно, да и бог знает, какая там у этих скутов / собственно скифов в Восточном Казахстане могла быть вариация в фонетике.
Про то, что до 775 года. так дело в том. что термин «саки» впервые появляется в надписях Ахеменидов 6 века, термин «скифы» впервые внятно выяснен у Геродота, аккадское «ашкуз-» впервые появляется в ассирийских надписях второй четверти 7 века. Вместе эти источники дают возможность вполне надежно реконструировать историю скифов с 8 века до н.э., а вот что было раньше, никто не знает.
Вообще говоря, с 12 по 8 вв. до н.э. продолжается единая эпоха, когда степь занимают две основные группы ираноязычных кочевых племен. От Дуная до Волги - племена, известные под обобщающим названием «киммерийцы» (греч. «киммер- », аккадск. и анатолийск. «гамир- »), от Волги до Сырдарьи - племена, известные оседлым иранцам под обобщающим названием «тура» (туранцы). Где жили «титульные» киммерийцы, по которым назвали всю западную общность, никто не знает, может быть, в Предкавказье; «титульные» тура, по которым назвали всю восточную общность, жили в регионе нынешнего Хорезма с прилегающими областями. Особо, независимо и от тура, и от киммерийцев (в широком смысле слова), жили известные по «Авесте» отдельно от тура кочевые иранцы «глубокого хинтерланда» степи - саирима (буд. савроматы, сарматы) и даха - те и другие, видимо, в районе Южного Урала и прилегающих областей. С оседлыми зонами они не контактировали, поскольку были отделены от них полосой киммерийцев и туранцев.
Какое место во всей этой картине занимали предки «скифов» Геродота, массагетов, аримаспов, исседонов и прочих иранских кочевников, известных по Геродоту, неизвестно. Кто-то из них мог входить в ареал, покрываемый обобщающим термином «тура», кто-то мог существовать отдельно. Гипотетический ответ на этот вопрос будет дан ниже.
В 775-725 гг. произошел взрыв переселений и племенной ломки в степях; волны переселений продолжались до середины 7 века включительно. Эпицентром переселений был, согласно Геродоту, Алтай, где сидели аримаспы, первыми ударившими на соседей и стронувшими лавину. Импульсы переселений распространялись и на восток, и на запад (на востоке, в Китае эта эпоха аукнулась дувумя вторжениями кочевников в Китай - ок. 770 и ок. 650 г.). В ходе расселений три племенных союза северного и восточного Казахстана - исседоны, скифы-скута (=собственно скифы Геродота, саки прямошапочники) и массагеты раскололись напополам; одна половина каждого союза отошла на юг (в полосу от средней Сырдарьи до Тарима), другая на запад (в полосу от Хорезма и Исети до Кубани). . «Южная» половина массагетов - «великие юэчжи» (реальное произношение: «да-гвети») китайских источников попала в Восточный Туркестан, где тохаризовалась (тохары - загадочный народ, селившийся в Вост.Туркестане и слившийся с пришельцами); там же оказалась южная половина исседонов (усуни китайских текстов, асианы греческих авторов); южная ветвь скифов-скуда - это среднеазиатские присырдарьинские саки тиграхауда ахеменидских перечней среднеазиатских народов.
«Западные» половины тех же племен: западная часть скифов-скуда - ушла за Волгу (причерноморско-переднеазиатская их группа, о которой я писал выше); западная часть массашетов (классические «массагеты» Геродота и др. античных авторов) расселилась между Аралом, Атреком и Каспием по Узбою - низовьям Амударьи, на Мангышлаке и др.; западная ветвь исседонов осталась рядом со своими старыми землями (предположительно на р. Исеть).
-------------
После всех этих событий оседлые иранцы величали своих кочевых родичей по всей степи (от Дуная до Алтая) в качестве обобщающего имени уже не «турами», а «саками» (ахеменидская терминология). Очевидно, изначально саками называлась группа племен Восточного Казахстана и Притяньшанья (включая изначальных массагетов и скифов-скуда); когда расселение 7-8 вв. разбросало их по всей степи, их название и перешло на кочевников всей степи.
Ахеменидские тексты знают следующие группы саков (в совокупности - «саки болот и саки земли»):
- саки, варящие хауму (хаумаварга) - жили на Памире и в зап. части восточного Туркестана (хотано-
сакский диалект); они же амюргийские скифы Геродота, собственно саки Страбона, сакарауки Помпея Трога и саки (досл. «сэ») китайских источников.
- саки тиграхауда (прямошапочные) - среднеазиатская ветвь того исконного народа скифов-скуда, западную ветвь которого Геродот описывает как скифов царских / скифов Северного Причерноморья; видимо, жили в районе Ташкента.
- кроме того, как видно из термина «ортокорибантии» (прямошапочники) в геродотовом изложении персидского списка народов сатрапии Мидия, саками тиграхауда персы называли также и изолированную группу скифов-скуда в Азербайджане.
- саки парадрайя (заморские, т.е. по ту сторону Геллепонта и Черного моря) - северопричерноморские скифы, царские скифы Геродота.
- саки парасугда («которые живут по ту сторону Согда, за согдом), они же дахи - видимо, на нижней Сырдарье (старом русле, которое лежит на полдороге от нынешнего русла Сырдарьи к устью Амударьи; сюда, на юг, дахи сместились со своего севера в ходе переселений 8-7 вв.).
Термина «массагеты» (из самоназв. «мас-сака-та», «великое сакство»?) ни в какой форме у Ахеменидов нет. Несколько «глупых немцев» придумали, а не наши авторы повторяют с тех пор, что массагеты Геродота = сакам тиграхауда Ахеменидов, так как, дескать, у Ахеменидов нет упоминаний массагетов в списках сатрапий, а у Геродота нет в таких же списках упоминаний тиграхауда. Следовательно, мол, это одно и то же. Логика весьма странная сама по себе, а поскольку у Геродота в списке тиграхауда как раз таки есть («ортокорибантии», поморфемный перевод «тиграхауда» на греческий), то вся эта схема вылетает, тем более, что выше мы независимо и твердо обнаружили, что тиграхауда - это никто иной как скуда, исторические скифы Геродота; но скифов от массагетов Геродот твердо отличает и расценивает как совершенно разные народы, одно время воевавшие друг с другом; таким образом, если тиграхауда, как выяснено независимо, - это геродотовы собственно скифы, так уж они точно не массагеты.
Кроме того, из Геродота и пр. следует, что массагеты остались независимы от Ахеменидов - а саки тиграхауда в их империю как раз входили.
Как давно указали англичане, массагеты в перечни провинций Ахеменидской державы не попали - именно по той простой причине, что они как таковые туда и не входили. Часть массагетской территории, включенная все же в состав империи, значится в списках как «Хорасмия», страна племени хорасмиев (южная Туркмения, не путать с Хорезмом, куда хорасмии переселились и которому они дали имя только позднее).
--------------
1) Когда перестали существовать сарматы? В частности, может ли этноним "сармат" (srmt-y) в тексте 8-9-го века н.э. (!) относиться к отдалённым потомкам сарматов, и если нет, то к кому?
2) Противоположный по временной направленности вопрос: каков приблизительный terminus post quem для текста, содержащего этноним "ашкеназ"?
----------------
О сарматах. Реально последние известные реликтовые сарматы (в Прикарпатье) сошли со сцены в 5-6 веках н.э., сарматы в Северном Причерноморье - еще раньше. Тем не менее можно предположить, что какая-то группа сарматов (в том же Причерноморье или где угодно еще) удержала это самоназвание и позднее. Однако еще проще предположить, что термин "сарматы" применялся в описанном Вами случае к какому-то иному народу по "ученой" ассоциации с сарматами (как скифами называли славян Святослава, а поляков - теми самыми сарматами).
"Каков приблизительный terminus post quem для текста, содержащего этноним "ашкеназ"?"
680 г. до н.э. Раньше скифов просто не было в пределах ойкумены, известной в Иудее хотя бы косвенно.
---------
Доказательство ираноязычности скифов опирается на тот простой факт, что имена их, их богов, их термины - ираноязычные. Этот факт действительно был установлен в 19-20 веках. До того, когда наукм не имела представления о сравнительном индоевропейском языкознании, в скифах видели и предков тюрок, и предков славян, и вымерший бесследно народ.
"Можно ли считать доказательством ираноязычия сообщения античных авторов о родстве парфян и скифов?"
Нет, потому что такие сведения могут объясняться десятком разных причин.
"Кстати потомками каких скифов из вашего списка являются парфяне, наверное "азербайджанских"?"
Нет-нет. Античные авторы, говоря о происхождении парфян от "скифов", употребляли слово "скиф" не в Геродотовом (конкретный племенной союз; только об этих "скифах" я и вел речь выше, и только ветви этих скифов включены в мой список), а в другом, самом широком смысле слова (все кочевники степей от Дуная до Алтая), которое слово "скиф" приобрело в античной традиции к 4 веку до н.э. Когда же те же античные авторы хотели уточнить, от каких именно "скифов" (в этом широком смысле слова) пошли парфяне, они без колебаний указывали: это были _парны_, одно из трех племен, составлявших племенной союз _дахов_.
Дахи относились к "скифам" в самом широком смысле слова и к "сакам" в таком же (=ахеменидском) смысле слова, но не к "скифам" в конкретном, Геродотовом смысле этого термина.
--------------------
Я хотела бы спросить о походах скифов на юг по Алтаю. Расскажу то немногое, что знаю или слышала; буду рада поправкам и дополнениям.
По Алтаю на юг прошли по крайней мере три волны скифов.
............
Еще помнится читала книгу какого-то француза (книга начала века, была переиздана у нас в начале 90-х, название какое-то мистическое, про 'великих видящих"...) версию скифских походов на юг. Автор предполагал, что Рама со товарищи пришли в Индию откуда-то с севера; они поклонялись Солнцу; основная религия у их народа была друидская - культ Луны. Дабы не устраивать гражданской войны, Рама увел своих людей прочь - не помню точно, куда они шли, но в итоге они попали в Индию и победили местных. Еще автор ссылается на то, что в высших кастах до сих пор попадаются люди с голубыми глазами и более светлой кожей, чем в основной массе. Вопрос - есть ли хоть какое-то зерно истины в этой истории? Что скифы ходили по нынешнему Чуйскому тракту, и хоронили умерших в долине Катуни (соседняя долина, через хребет от тракта) - факт. А куда они ходили, и что было потом на самом деле?..
_____________
"По Алтаю на юг прошли по крайней мере три волны скифов"... и т.д.
Дело в том. что в Вашем изложении термин "скифы" употребляется в самом широком, археологическом смысле слова: "ираноязычные племена кочевников степей 6-4 вв. до н.э., носители их культуры "звериного стиля" независимо от этноса, и, наконец, их предки".
Скифов в собственном смысле слова (=в том, каком употреблял это ттермин я в своем обзоре) на Алтае не было (как и саков). (около)алтайские ираноязычные племена в 5 в. именовались "аримаспы" - термин, у Геродота употребляющийся как обозначение отдельного от скифов народа.
Та созданная на базе ираноязычной общности, в которую эти самые аримаспы входили, этнокультурная зона Алтая-Саян (включавшая и местные неиранские племена), в кит. источникеах именовалась "динлинами".
Насчет Рамы и прочего - тут и вовсе ни при чем. Рама - из индоариев. Общие предки индоариев и иранцев (индоиранцы) в 3 тыс. жили от Днепра и Волги до Алтая и Амударьи (а также до средней Оби - примерно); к началу 2-го там обособьилапсь протоиндоарийская зона к ЗАПАДУ от Волги и протоиранская - к ВОСТОКУ от нее. Индоарии потом через Кавказ и Иран перешли в Афганистан (18-17 век до н.э.), а оттуда - в Индию (14-13 вв.). Вот к североинлдийским индоариям концйа 2-го - нач. 1 тыс. и принадлежал Рама.
А в ираноязычном мире выделились скифы / саки и племена скифского (скифо-сакского) круга - в том же 1 тыс. до н.э. В Индию саки и впрямь вторгались - но во 2 веке до н.э., столетиями позже Рамы...
**********************************************************
Сообщение отредактировано (17-мая-04 18:38)
|
|