§1. КОНСИЛИУМ

 New Topic  |  Go to Top  |  Go to Topic  |  Search  |  Log In   Newer Topic  |  Older Topic 
 В Индию - автостопом.
Author: vava (---.socket.ru)
Date:   06-04-04 18:36

Рассматривая оставленный знаменитым путешественником текст, нельзя обойти вопрос мореплавания. Афанасий Никитин оставил неправдоподобно скудные сведения о морской части своей поездки. Еще не была выстругана каравелла для Васко де Гама, и Колумб еще только мечтал о море, когда наш герой уже добрался до вожделенной Индии без всяких проблем – взошел на корабль и через 7 недель сошел с него. При этом он даже не упоминает о молебне во избавление превратностей столь опасного способа передвижения – ну просто как на трамвае доехал! Это обстоятельство ярко контрастирует с описанием начала его путешествия (молебны в Троицком соборе Твери, в Калязинском монастыре), не говоря уж о типичных описаниях морских путешествий авторов того времени, в которое люди панически боялись морской пустыни, и их ненадежные корабли жались к берегам. Всем известен факт подавления бунта на своих кораблях Христофором Колумбом, начавшегося после прохождения т.н. «точки возврата». Своих паникующих матросов (отнюдь не новичков в своем деле) знаменитому первооткрывателю едва удалось утихомирить силой и хитростью.
После каждой бури купцы и капитаны давали многочисленные обеты о пожертвованиях в пользу церкви и строительстве храмов. Путешествие Афанасия на этот счет предстает исключением из правил. Когда после месяца скитаний по бурному морю на обратном пути из Индии корабль прибило к Эфиопскому берегу, команда и пассажиры выставили самую настоящую претензию Аллаху: «…..здесь ты ссудил погибнуть нам…». Это тем более удивительно, что индийский порт Давиль, откуда отплыл Афанасий, был буквально забит индийскими и ЭФИОПСКИМИ судами. Но, добравшись до Эфиопии и откупившись от невесть откуда набежавших агрессивных местных жителей, путешественники не встретили за несколько дней пути до Моската ни одного эфиопского города и ни одного корабля – сплошь пустынный каменистый берег!
Интересно было бы прочесть у Афанасия описание индийского судна – тавы. Но кроме названия он не сообщает ничего, что само по себе удивительно. Ведь Афанасий – не сухопутный купец, а пловец! Он сам имеет представление о вождении некрупного судна (правда по реке), у него имеется небольшой опыт плавания по Каспию (а возможно – и по Черному морю). Неужели тава настолько схожа с русской бусой (основное средство передвижения по крупным рекам, Каспию и Черному морю), что не заслуживает нескольких строк в его опусе?
Сегодняшние исследователи утверждают, что тава представляла собой грубо сколоченную большую (метров 25-30) высокобортную лодку без палубы. Индийцы владели как способом сшивания досок корпуса внаклад, так и сборкой их вгладь. Вдоль всего судна тянулся навес из пальмовых листьев. На единственной мачте стоял большой прямой парус. По описанию это схоже с еще сегодня встречающейся у берегов Индии доной, которая лишь в начале прошлого века обзавелась палубой и дополнительным косым парусом. Еще раньше у нее появился противовес из цельного ствола дерева (как у катамарана), что несколько повысило ее остойчивость. Афанасий такого новшества еще не видел.
Особенностью плавания в водах Аравийского моря и Индийского океана является использование пассатов – постоянных ветров, дующих половину года с юго-запада на северо-восток, а затем меняющих направление на противоположное. Якобы этими ветрами издревле пользовались арабы на пути в Индию, чтобы кратчайшим путем наискосок пересечь океан. Именно для этого они ставили на своих судах косые «латинские» паруса. Пассатами воспользовался в свое время и Васко да Гама. Афанасия эти частности вовсе не интересуют, как, впрочем, и звездное небо над головой, хотя он имеет представления о созвездиях. Будучи в Индии Афанасий разглядел на небе созвездия Лося, Волосы и Колу. Однако при путешествии через океан ему было абсолютно все равно (это купцу, путешественнику и капитану!?), на какую звезду держит курс кормчий!
Правда этому есть рациональное объяснение, вернее предположение – Афанасий во время плаванья не расставался с помойным ведром, страдая морской болезнью. Ничего необычного в этом нет, на кораблях того времени, особенно перевозивших лошадей, стояла небывалая антисанитария. Кишечные инфекции, морская болезнь были обычными спутниками путешественников. Питьевая вода на судне была теплой и быстро портилась, плывущие спасались вином, добавляя его в воду. Однако, если команда находилась под надзором, то пассажиры этим несколько злоупотребляли (неясно, как выходили из положения якобы непьющие мусульмане). От пронзительного запаха рвоты и конского навоза деться было абсолютно некуда. Лошади находились в специальных станках. Подвешенные на широких лямках, они едва касались копытами пола. И их также мутило, как и людей. Животные доезжали совершенно обессиленные. И вот после всего этого, пройдя вглубь незнакомой страны, путешественник вспоминает: «Ах, да! Я тоже тут привез одного коня на продажу.»
Поразительна (и подозрительна) стоимость морского путешествия до Индии – всего 2 золотых с носа за 30-40 дней пути! Черное море переплыть от Трапезунда до Кафы – та же самая плата! Прямо такса какая-то! Подозреваю, что и перевоз через Каспий стоил столько же. И чего мучились европейцы? Прикупили бы по чалме и халату, отложили бы 4 золотых на дорогу, проголосовали бы на берегу попутной таве, и дело в шляпе! По базару бы походили бы, приценились, и поняли, что нечего в эту Индию плавать – больно дорого все кроме буйволов! Ну кому они нужны, эти буйволы. Так заключил Афанасий и прикупил пару мешков перца. Португальцы, как мы знаем, были другого мнения. И расчеты сделали другие.

Может вторую часть "Хожения" писала сухопутная крыса?

 
 Re: В Индию - автостопом.
Author: Святич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Date:   06-05-04 02:40

> Рассматривая оставленный знаменитым путешественником текст,
> нельзя обойти вопрос мореплавания. Афанасий Никитин оставил
> неправдоподобно скудные сведения о морской части своей поездки.
> Еще не была выстругана каравелла для Васко де Гама, и Колумб
> еще только мечтал о море, когда наш герой уже добрался до
> вожделенной Индии без всяких проблем – взошел на корабль и
> через 7 недель сошел с него.

А что, до Колумба так и не плавали вовсе? И кораблики там никакие с Руси да в Константинополь не ходили? Или вас расстояние смущает? Так от Ормуза до Комбея в Индии ну никак не дальше, чем от Венеции до городов Леванта.

> молебне во избавление превратностей столь опасного способа
> передвижения – ну просто как на трамвае доехал! Это
> обстоятельство ярко контрастирует с описанием начала его
> путешествия (молебны в Троицком соборе Твери, в Калязинском
> монастыре), не говоря уж о типичных описаниях морских
> путешествий авторов того времени, в которое люди панически
> боялись морской пустыни, и их ненадежные корабли жались к
> берегам.

Ну и какие описания путешествий XV века вам известны?

> Христофором Колумбом, начавшегося после прохождения т.н. «точки
> возврата». Своих паникующих матросов (отнюдь не новичков в
> своем деле) знаменитому первооткрывателю едва удалось
> утихомирить силой и хитростью.

Потому что плыли неведомо куда. В отличии от купцов, что из Маската в Камбей ходили регулярно.

> Путешествие Афанасия на этот счет предстает исключением из
> правил. Когда после месяца скитаний по бурному морю на обратном
> пути из Индии корабль прибило к Эфиопскому берегу, команда и
> пассажиры выставили самую настоящую претензию Аллаху: «…..здесь
> ты ссудил погибнуть нам…». Это тем более удивительно, что
> индийский порт Давиль, откуда отплыл Афанасий, был буквально
> забит индийскими и ЭФИОПСКИМИ судами. Но, добравшись до Эфиопии
> и откупившись от невесть откуда набежавших агрессивных местных
> жителей, путешественники не встретили за несколько дней пути до
> Моската ни одного эфиопского города и ни одного корабля –
> сплошь пустынный каменистый берег!

Так Эфиопия - это Африка вообще. Так её раньше называли. И одно дело суда из Массауа или Асеба в Эритрее - и совсем иное берега Сомали, куда корабль и принесло.

> Интересно было бы прочесть у Афанасия описание индийского судна
> – тавы. Но кроме названия он не сообщает ничего, что само по
> себе удивительно. Ведь Афанасий – не сухопутный купец, а
> пловец! Он сам имеет представление о вождении некрупного судна

А вы много видели описаний каравеллы у Америго Веспучи?

"Всё придёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

 
 Re: В Индию - автостопом.
Author: vava (---.Moscow.dial.rol.ru)
Date:   06-07-04 00:13

Святич, вы, как я понимаю, в текст "Хожения" посмотрели. Вас не смутило то, как описана первая часть путешествия, и как вторая? Афоня не стал писать - сел в Твери на лодку, а в Дербенте сошел, он все подробно расписал. Так что ваш аргумент не катит.
Насчет путешествий 15 века - мне действительно не очень-то известно, все больше 16-17 века. Там бога поминают при каждом шторме, при каждой посадке на корабль и т.д. Всякие "древние" греки тоже не отстают с Посейдонами, Апполонами и кто там еще на морскую стихию влиял у них. Наверное 14 век исключение?
Согласен, что Африка раньше называлась Эфиопией. Т.о. можно перевести фразу о Эфиопии так, что в порт Давиль сходились корабли
со всего индийского и африканского побережья. Значит в Давиле было полно африканцев. Кто они были - негры? арабы? египтяне? У Афанасия про это ни слова. Вокруг он замечает только хорасанцев (заметьте - не персов!) да индиан-кафаров. Странно это.
И насчет Америго Веспуччи. Он свои сочинения писал для европейцев. Каравеллы бегали вдоль всех европейских берегов, нужды описывать их не было. А для кого пишет Афанасий? Кто в Европе и на Руси до него видел индийский корабль? Так что и здесь ваши аргументы слабоваты.

 
 Re: В Индию - автостопом.
Author: Святич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Date:   06-07-04 00:50

> Святич, вы, как я понимаю, в текст "Хожения" посмотрели. Вас не
> смутило то, как описана первая часть путешествия, и как вторая?
> Афоня не стал писать - сел в Твери на лодку, а в Дербенте
> сошел, он все подробно расписал. Так что ваш аргумент не катит.

Какой из них и почему? Поясните свою мысль.
И заодно поясните, что вы называете первой и второй частями? Ни в одном из имеющихся в моём распоряжении трёх списков - Троицкий, Эттеров и Ундльского - никакого разделения на части нет.

> Насчет путешествий 15 века - мне действительно не очень-то
> известно, все больше 16-17 века. Там бога поминают при каждом
> шторме, при каждой посадке на корабль и т.д. Всякие "древние"
> греки тоже не отстают с Посейдонами, Апполонами и кто там еще
> на морскую стихию влиял у них.

Давайте не будем голословными. Предъявите цитаты.

> Согласен, что Африка раньше называлась Эфиопией. Т.о. можно
> перевести фразу о Эфиопии так, что в порт Давиль сходились
> корабли
> со всего индийского и африканского побережья. Значит в Давиле
> было полно африканцев. Кто они были - негры? арабы? египтяне? У
> Афанасия про это ни слова.

А ещё он забыл купцов поимённо перечислить.
Следуя вашей логике, например, я должен считать что раз вы ни разу в процессе нашего обсуждения не упомянули какие списки "Хождения" вам известны - значит вы вообще текст в глаза не видели. Потому как вариант "просто не сочли нужным упомянуть" - вами отметается с порога.

> (заметьте - не персов!) да индиан-кафаров. Странно это.
> И насчет Америго Веспуччи. Он свои сочинения писал для
> европейцев. Каравеллы бегали вдоль всех европейских берегов,
> нужды описывать их не было.

Да неужели? Вот каждый житель европы представлял себе устройство каравеллы?

> А для кого пишет Афанасий?

А чёрт его знает. Скорее всего для себя. Обычный путевой дневник. Уж побликовать он это точно не собирался. Поелиеку негде было.

"Всё придёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

 
 Пассаты и муссоны
Author: Зуенко Ю.И. (---.tinro.ru)
Date:   06-07-04 04:02

Все же это муссоны (и по географии, и по описанию). Пассаты - ветры экваториальной зоны, дующие постоянно в одном направлении. Ими пользовались полинезийцы (расселялись по Тихому океану в направлении "против ветра", чтобы всегода можно было вернуться).

Еще несколько комментариев:
- путешествие из Ормуза в Индию вряд ли сложное в навигационном отношении, хотя и нудное; во всяком случае не сравнить с плаваниями Колумба;
- цена проезда невысока возможно потому, что в Индии вообще все дешево (как и сейчас), много народу - рабсила дешевая;
- эфиопы - на вид не негры, хотя и черные, кроме того, в то время восточное побережье Африки было заселено преимущественно арабами (о чем сообщал, в частности, Васко да Гама);
- "помойное ведро" - хе-хе, не советую им пользоваться во время качки (и вообще иметь его): за борт, только за борт!

 
 Re: Пассаты и муссоны
Author: vava (---.socket.ru)
Date:   06-07-04 18:59

Не спорю, что путешествие в Индию до безобразия нудное, так что и говорить о нем лишний раз не хочется. Подумаешь - первый раз в Индию едешь! Первый из русских! Тащишься себе вдоль бережка. Пираты всякие вокруг напасть норовят.
А все-таки интересно, зачем надо было в Маскат плавать, а потом возвращаться в Дегу аж в Персидский залив? А сразу в Бедерь-Аббасе сесть на прямой рейс до Индии в голову не пришло Афанасию?
Цена проезда невелика - 2 золотых. Золотой непонятного веса ходит от Турции до Индии. Это что - валюта всемирной Империи? А за отнятого у Афанасия коня правитель Чюнеря хотел получить 1000 золотых! Продал одного коня и можешь 500 раз съездить до Маската и обратно!
Насчет "международного" порта Давиль. Очень неестественная фраза, что туда стекаются корабли со всего индийского и африканского побережья. Это как если сказать, что некий норвежский город собирает к себе все корабли с норвежского и Испанского побережья.
А насчет ведра - подвесьте его на веревке к балке и блюйте на здоровье.

 Forum List  |  Threaded View   Newer Topic  |  Older Topic 


 This thread is closed 

phorum.org