Author: подписчик на разное (---.cea.ru)
Date: 03-04-04 17:20
Вот, показалось, что уместным будет выглядеть и тут (фрагменты статьи о М.Элиаде и обсуждения оной):
"...Особенно хорошо это видно на примере концепции "истории" Элиаде.
Как мы сегодня воспринимаем время? Нормативно - как линейный поток неповторимых событий, прицепленных друг к другу, подобно вагонам поезда, причинно-седственными связями, текущий из прошлого в будущее через неуловимую точку настоящего. Череда этих событий образует историю. Такое понимание, говорит Элиаде, не свойственно традиционным культурам. Для них не существует времени как такового, в нашем современном, то есть профанном, смысле этого слова. Время традиционных культур циклично. Такое мировосприятие диктуется простыми наблюдениями за природой и астрономическими явлениями...
...Элиаде главное различие между современным и традиционным типом личности видел в восприятии истории... Он писал о "терроре времени"... С того момента как человек стал жить профанным временем, он потерял покой, его жизнь перестала быть осмысленной, она наполнилась ужасом. Напротив, космос традиционного человека спокоен, поскольку всегда есть уверенность, твердая почва под ногами...
...Ведь где и когда впервые время было понято так, как понимаем его сегодня мы? Кто поселил в наше сознание террор истории? Ответ логичен. Это сделал иудаизм. Именно иудаизм четко говорит о начале времени, о потоке событий, именно в еврейской Библии сформулирована концепция истории через сакральную историю конкретного народа. Иудеохристианская цивилизация - начало современного мира, начало профанации, убийства идиллии сакрального космоса. Правда, по мнению Элиаде, христианство "преодолевает" историзм иудаизма. Ведь, согласно учению Церкви, после вочеловечения Слова Божьего истории как таковой больше нет, она имела место только лишь для того, чтобы предуготовить мир к этому Событию. В секуляризованной же постхристианской современности нормативной стала именно иудейская концепция времени"...
http://religion.ng.ru/history/2004-03-03/6_eliade.html
|
|