§1. КОНСИЛИУМ

 Новая тема  |  Наверх  |  Перейти к теме  |  Искать  |  Вход   Следующая тема  |  Предыдущая тема 
 Еврей, иудей, жид и жидовин
Автор: Adamo (---.cpe.net.cable.rogers.com)
Дата:   17-06-04 05:00

ФЕЛИКС КАНДЕЛЬ

ОЧЕРК ВРЕМЕН И СОБЫТИЙ


ОЧЕРК ПЕРВЫЙ

Кто мы. Как называем сами себя. Как называют нас другие. Когда пришли на эти земли.

1

Прежде всего - как же мы называем сами себя и как называют нас те народы, среди которых нам приходилось и приходится жить.

Евреи - называемся мы по-русски, "еврей" - записано в сегодняшних советских паспортах, и это название восходит через византийское - "эврэос" к древнегреческому - "эбрайос", а отсюда уже недалеко и до коренного еврейского самоназвания - "иври".

"Иври" - это слово на языке иврит, встречается в Торе не один раз. Вот, например, когда враги захватили в плен Лота, племянника Авраама, сказано: "И пришел один из уцелевших, и известил Аврама..." - написано "Аврам га-иври", что означает по-русски - Авраам-еврей. И Йосефа, сына Яакова, называет Тора - "иври", еврей Йосеф. И Моисей (Моше) в Египте заступился за одного несчастного, которого избивал египтянин, и назывался этот несчастный - "иври", еврей. И еще сказано в Торе, что если есть у тебя раб-еврей - "иври", то шесть лет он может быть рабом твоим, а на седьмой год его следует непременно отпустить на свободу. Потому что он, как и ты, "иври" - еврей. И в книге пророка Ионы, когда корабельщики спросили его во время бури: кто ты? из какого народа? - ответил им Иона: "Иври анохи" - "я еврей".

"Иври" - в буквальном переводе это означает "пришелец с той стороны", и еврейская традиция трактует это как "пришелец из-за реки Евфрат". "Аврам га-иври" - Авраам-еврей - пришел в Ханаан с севера, из-за Евфрата, он первым назван в Торе этим именем, - но Авраам в то же время был и потомком Эвера: "Эвер", "иври" - очень близкие созвучия, не отсюда ли глубинный смысл этого слова?.. Как известно, у Ноя было три сына: Сим, Хам и Яфет. От Сима пошли семиты, и правнуком Сима был Эвер, сильный своей верой в единого Творца Вселенной. Поэтому-то, возможно, и потомок Эвера, последователь веры Эвера в единого Бога называется "иври" - еврей.

Есть у нас и другое название по-русски - иудей. Так было записано когда-то в паспортах евреев Российской империи, в графе "вероисповедание" - "иудей". Слово "иудей" восходит к еврейскому самоназванию - "иегуди". У Яакова, праотца нашего народа, было двенадцать сыновей, родоначальников двенадцати колен Израилевых. Одного из сыновей Яакова звали Иегуда, и его потомки назывались "иегудим". Потом так стали называть жителей Иудейского царства в отличие от жителей Израильского царства. После падения Израильского царства названием "иегуди" стали обозначать национально-религиозную принадлежность вне всякой связи с какими-либо территориальными границами. "Иегуди" - иудей.

Есть у нас и другие самоназвания: "бнэй Исраэль" - сыновья Израиля, "исраэль" - Израиль, "бэйт Яаков" - дом Яакова, праотца нашего народа, - но в русском языке были употребительны два названия: еврей и иудей. И изредка еще, в прежние времена, называли нас в России - "израэлиты". Все эти русские названия произошли от соответствующих древнееврейских самоназваний: "иври", "иегуди", "исраэль".

Стоит отметить, что эти же наши самоназвания вошли практически во все языки мира - с некоторыми звуковыми изменениями, характерными для каждого языка. К названиям "иври", "иегуди", "исраэль" восходят английские Hebrew, Jew, Israelite, немецкие Hebraer, Jude, французские Hebreu, Juif, Israelite, итальянские ebreo, giudeo, испанские hebreo, judio, португальское judeo, польское zyd.

Эти же коренные слова - "иври", "иегуди", "исраэль" - присутствуют и в языках евреев, что жили прежде и живут сегодня на территории бывшей Российской империи. Ашкеназы называют себя на идиш - "иди"; бухарские евреи называют себя на евречско-таджикском диалекте - "яхуди", "исроэл"; горские евреи на татском языке - "джухур"; грузинские евреи на грузинском языке - "эбраэли", "исраэли"; крымские евреи, крымчаки называют себя на крымчакском диалекте крымско-татарского языка - "срэл балалары" или "бане исраэл"; лахлухи - есть и такие евреи, выходцы из Иранского Азербайджана и Курдистана - называют себя на новоарамейских диалектах - "сраэль", "удэ".

И все оттуда, от этих самоназваний - "иври", "иегуди", "исраэль".

Есть у нас и еще одно название, которым нас иногда называют по-русски: жид. Вместе со словом "иудей" оно восходит к греческому - "иудайос", а оттуда уже к знакомому нам слову на иврите - "иегуди". Жид - это древнее общеславянское название еврея, которое существовало в русских летописях и даже в русском законодательстве до конца восемнадцатого века и не носило прежде обидного смысла. Жид - как презрительное название - относится уже к девятнадцатому веку.

И вот несколько примеров - из русских источников.

Одиннадцатый век, из устава времен князя Ярослава: "Аще кто с бусурманкою или с жидовкою блуд сотворит..., от церкви да отлучится и от христиан, а митрополиту двенадцать гривен".

Пятнадцатый век, из поучений митрополита Зосимы: новгородские еретики "хвалят жидовскую веру, поносят и хулят Иисуса Христа, сына Божия, и Богоматерь, и называют иконы идолами".

И восемнадцатый век, из частного дневника: "Через Красный Кабачок проехал почтой из Ревеля в Петербург голицынский придворный жид Липман".

Кроме названия "жид" существовало еще и название -"жидовин": чаще всего в былинах, в народных песнях, сказаниях и поговорках.

 
 Re: Еврей, иудей, жид и жидовин
Автор: вечный жид (---.cpe.net.cable.rogers.com)
Дата:   17-06-04 06:44

Adamo Написал:

> Эти же коренные слова - "иври", "иегуди", "исраэль" -
> присутствуют и в языках евреев, что жили прежде и живут сегодня
> на территории бывшей Российской империи. Ашкеназы называют себя
> на идиш - "иди"; бухарские евреи называют себя на
> евречско-таджикском диалекте - "яхуди", "исроэл"; горские евреи
> на татском языке - "джухур"; грузинские евреи на грузинском
> языке - "эбраэли", "исраэли"; крымские евреи, крымчаки называют
> себя на крымчакском диалекте крымско-татарского языка - "срэл
> балалары" или "бане исраэл"; лахлухи - есть и такие евреи,
> выходцы из Иранского Азербайджана и Курдистана - называют себя
> на новоарамейских диалектах - "сраэль", "удэ".


Меня только одно удивляет.
Как при таком многообразии ясно дошедшего религиозно-языкового самоосознания можно предполагать, что "загадочный народ" такой древний?
Всему этому иудейскому разнообразию лет 400 от силы. Иначе и быть не может. Меньшинство исчезает и за меньшие сроки.

 
 Интересно, что двигало
Автор: Портос (195.54.4.---)
Дата:   17-06-04 08:47

Феликсом Канделем при написании этой статьи, кроме русофобии?

Adamo Написал:

> Жид - это древнее общеславянское название
> еврея, которое существовало в русских летописях и даже в
> русском законодательстве до конца восемнадцатого века и не
> носило прежде обидного смысла. Жид - как презрительное название
> - относится уже к девятнадцатому веку.
Это ОБЩЕСЛАВЯНСКОЕ название евреев. В польском языке (и других славянских языках) евреев до сих пор называют не иначе, как "жид". И верно подмечено:
//жид. Вместе со словом "иудей" оно восходит к греческому - "иудайос", а оттуда уже к знакомому нам слову на иврите - "иегуди".//
Как раз слово "еврей" в русском языке - достаточно новое, введённое в оборот русской дореволюционной интеллигенцией (не гусской, как сейчас, а именно русской) для того, чтобы снять печать презрительности с обозначения нации.
О причинах же презрительного оттенка этого обозначения нации читайте "Книгу кагала". Написанную, между прочим, евреем о евреях.

> Кроме названия "жид" существовало еще и название -"жидовин":
> чаще всего в былинах, в народных песнях, сказаниях и
> поговорках.
Угу. Как и "мордвин", "немчин", "турчанин", "башкирин", "татрин", "армянин", "англичанин" и тому подобное. Товиришча переклинило на отрицательном отношении к евреям и он не способен разобраться в русских правилах обозначения этнонимов?

Я дерусь потому, что я.... дерусь

 
 Re: Интересно, что двигало
Автор: Otec Kabani (---.dsl.bezeqint.net)
Дата:   17-06-04 16:02

Itak, genial'naja nahodka "NCh" "Kniga Kagala" poshla-taki v hod. Dovol'no pouchitel'noe chtenie, kstati. Osnovnoe obvinenie v adres evreev tam, kstati, poistinne strashno - suschestvovanie mestnogo samoupravlenija.
Vashi, izvinite, postingi povtorjajut ejnye dvuhgodichnoj davnosti. Tak chto s nishej vse v porjadke.

A to, chto Vy Ekaterinu II v russkuju intelligenciju zapisali, dovol'no interesno. Razumeetsja, na fone sego kagala i ego knig ona kuda kak intelligentna.

 
 Re: Жидойло Жидойлович
Автор: dist (213.85.32.---)
Дата:   17-06-04 16:15

Только вот так называли того, кто сидел в Царь-граде.

А также эллин жидовин Перун.

Что-то автор явно упускает, Вам не кажется?

 
 Re: Еврей, иудей, жид и жидовин
Автор: Adamo (---.cpe.net.cable.rogers.com)
Дата:   18-06-04 04:30

<<Всему этому иудейскому разнообразию лет 400 от силы. Иначе и быть не может. >>


Первые достоверные известия о евреях в Крыму относятся к первому веку новой эры. Это две греческие надписи на мраморных плитах, найденные в Керчи при раскопках. В них говорится о том, что некие рабы, получившие свободу, будут находиться под покровительством еврейской общины. И вот одна из этих надписей за 82-й год новой эры:

"В царствование царя Тиберия Юлия Рискупорида благочестивого, друга кесарей и друга римлян... я, Христа, бывшая жена Друза, отпускаю в молельне бывшего воспитанника моего, Иракла, свободным раз (и навсегда) по моему обету... и с участием в опеке синагоги иудеев".


Кстати заодно. Не вы ли писали о сефардах, въехавших в Испанию на арабских копьях? Так что, они тоже лет четыреста назад туда заехали?



Сообщение отредактировано (18-июн-04 04:33)

 
 Re: Еврей, иудей, жид и жидовин
Автор: Adamo (---.cpe.net.cable.rogers.com)
Дата:   18-06-04 04:38

Из Ф.Канделя продолжение.


И вот несколько примеров - из русских источников.

Одиннадцатый век, из устава времен князя Ярослава: "Аще кто с бусурманкою или с жидовкою блуд сотворит..., от церкви да отлучится и от христиан, а митрополиту двенадцать гривен".

Пятнадцатый век, из поучений митрополита Зосимы: новгородские еретики "хвалят жидовскую веру, поносят и хулят Иисуса Христа, сына Божия, и Богоматерь, и называют иконы идолами".

И восемнадцатый век, из частного дневника: "Через Красный Кабачок проехал почтой из Ревеля в Петербург голицынский придворный жид Липман".

Кроме названия "жид" существовало еще и название -"жидовин": чаще всего в былинах, в народных песнях, сказаниях и поговорках.

Еще что же то за богатырь ехал?

Из этой земли из Жидовския

Проехал Жидовин - могуч богатырь...

Сыра мать земля всколебалася,

Из озер вода выливалася,

Под Добрыней конь на колена пал...

Далее в былине сказано, что Добрыня не стал воевать с Жидовином, а выехал навстречу ему сам Илья Муромец. Долго они дерутся - палицами, саблями, копьями, врукопашную, поначалу Жидовин, вроде, одолевает Илью: "сел нахвалыцина на белы груди, вынимал чинжалище булатное, хочет вспороть груди белые", - но в конце концов Илья Муромец побеждает Жидовина и так комментирует эту битву: "Ездил в поле тридцать лет, - говорит Илья своим товарищам, - этакого чуда не наезживал!.." Уж не сохранила ли эта былина память о тех временах, когда славянам приходилось сражаться с сильными и могучими хазарами, Хазаринами-Жидовинами, что исповедовали иудейскую религию?..

Этот Жидовин присутствует не только в русских, но и в сербских, и в болгарских былинах. В одном славянском предании сказано, что жиды - это первые люди на земле, которые вылезли из земли, как грибы. Высокие и дородные, они ходили по земле, спотыкаясь, падали и не могли больше встать. Они не боялись ни грома, ни молнии, когда начиналась гроза, клали себе на голову камень и приговаривали: "Каменная у меня голова! Что ты со мной поделаешь?" Легенда говорит о них: когда Бог увидел, что они такие никудышные, спотыкаются, падают, не могут снова подняться. Он их извел, - и этих жидов не стало...

За прошедшие века накопилось множество русских пословиц, поговорок и примет о евреях. Достаточно пролистать словарь и собрание пословиц и поговорок В. Даля, чтобы понять, как выглядели мы, евреи, в глазах того населения, среди которого нам довелось жить. И вот некоторые из них:

Господь и жидов манной кормил.

Цыган да жид обманом сыт.

Жиды как шмели: все за одного стоят.

У мужика грудь никогда не зябнет, у жида - пятки, у ляха - уши. Православного обманет цыган, цыгана жид, жида грек, грека - черт.

Из двух котлов жидов черти одного армянина выварили. Девка с полными ведрами, волк, медведь и жид - добрая примета.

 
 Re: Еврей, иудей, жид и жидовин
Автор: Otec Kabani (---.dsl.bezeqint.net)
Дата:   20-06-04 11:07

Nu, plita 82 goda datirovana lichno Firkovichem, inikto bol'she etu datirovku ne v sostojanii ni podtverdit', ni oprovergnut'. No vot to, chto tam datirovki evrejskimi bukvami idut NEPRERYVNO bolee chem na 1000 let nazad - medicinskij fakt.

S uvazheniem

Otec Kabani

 Список форумов  |  Вид деревом   Следующая тема  |  Предыдущая тема 


 Эта тема закрыта 

phorum.org