Автор: А.Н-ский (82.200.19.---)
Дата: 20-07-04 17:08
Русское слово "хорошо", по-видимому, произошло от бога по имени "Хорс".
В немецком "gut" соответствует имя бога "Gott".
В английском "good" - "God".
Во французском "bien" - "Dieu". "На слух" тоже есть сходство. Если записать с маленькой буквы "bien" - "dieu", заметна горизонтальная зеркальность букв "b" и "d", и вертикальная "n" и "u". Может быть, что-нибудь связанное с запретом произносить имя Господа всуе?
В испанском "bien", "bueno" - "Dios". Уже связь заметна меньше.
Хорс, кстати, является божеством-покровителем коней. Как тут не вспомнить английское слово "Horse"! У испанцев "Corcel", у немцев (кроме "Pferd") "Roß", у французов "Coursier".
________________________
Далее – подборка по паре "хорошо" - "Хорс". В основном, обращается внимание на разные толкования словообразования. Некоторые сведения взяты с "несерьезных" сайтов – но в части словообразования "несерьезности" в их сведениях не так уж и много. В основном везде говорят об одном – всюду просматривается иранское происхождение. Упомянутые выше немецкие/английские и т.п. слова, связанные с наименованием бога или с лошадью – также рассматриваются.
http://www.univer.ilim.ru/hors/histori/about%20hors.htm
Представляет интерес попытка некоторых лингвистов связать имя Хорс и прилагательное "хороший" (Потебня, Обнорский, их поддержал Черных). В подтверждение этой гипотезы С. П. Обнорский отмечает тот факт, в словарном составе русского языка прилагательное хороший занимает особое положение: его нет ни в западнославянских, ни в южнославянских языках, не имеет оно и родственных образований в других индоевропейских языках. С. П. Обнорский считает, что слово хороший представляет собой притяжательную форму от Хорос и означает собственно - принадлежащий, свойственный Хоросу, откуда далее с забвением Хороса как реального имени божества естественны значения "искусный, добрый, хороший". Прилагательное хороший, как известно, не имеет степеней сравнения. Как считает С. П. Обнорский, это объясняется тем, что оно по происхождению является притяжательным прилагательным. Однако в современных этимологических исследованиях эта гипотеза не находит поддержки.
С именем Хорса, вероятно, связаны в русском языке такие слова: хорошо, хорувь, хор, связанные с истинным порядком вещей (правью) и совместным делом. Хорс - бог миропорядка, связанного с ходом солнца. Хорс и Даждьбог соотносятся как греческие Гелиос и Аполлон. Бог Нави мог именоваться в противоположность ему Черным Хоросом, т.е. тем же солнечным диском, но находящимся на ночной стороне мира. Образ восходит ко временам глубокой древности и змееборческому мифу. Возможно, у сколотов это Коло-ксай (Солнце-царь) - сын Таргитая (кузнеца Сварога), и тогда бог Хорс - Сварожич.
Отметим, что корни "хоро" и "коло" семантически связываются с понятием круглого. Хоровод - круг из взявшихся за руки людей идущих по кругу, хоромы - круговая застройка, хоругвь - нечто объединяющее воинский круг. С корнем "коло" связаны такие круглые предметы, как колокол, колобок (круглый бок), кол, коловорот. Последнее понятие напрямую связано с изменением солнечных циклов. День Хорса - воскресение, как и у Даждьбога, металл - червоное золото. Дни Хорса совпадают с любым солнцеворотом, например, летним - 21 по 25 июня (Купала), осенним - 21 - 23 сентября (Овсень Малый, Таусень, Осенний Хорос). Непременный атрибут почитания Хорса - хороводы.
http://rain.prohosting.com/lut/praz/38.htm
26 грудня (22.12) рождается солнце-младенец Хорс (Хорс означает круглый, от “хоро” — круг, отсюда русское хорошо — “солнечно”, хоровод). 29 грудня (25.12), когда день “на воробьиный скок” прибыл и начинает разгораться зимнее солнце, славяне отмечают Коляду. Коляда это название праздника рождения Хорса, дабы не упоминать имя божества всуе. Так называемое замещающее имя. Однако, Хорс это такое же замещающее имя, только более древнее. Он же Божич. Коляда тоже означает круглый (в древности произносилось как “КолёНда”, с носовым Н), от “колo” — круг, отсюда “кола” — повозка, колесо, колач, колобок. Перед празднеством кудесник воет волком (вещий вой), прогоняя злых духов (перед рождением Хорса была самая длинная ночь в году, торжество Чернобога), так как именно волки вывозят маленького Божича на небо после длинной ночи. По окончании зачина всем подносится братина с мёдом.
http://www.hrono.ru/libris/lib_t/tkachen05.html
как пишет В.Кожинов, - "с Хорсом связано такое существеннейшее русское слово как "хороший". (Филолог В.Н.Топоров утверждает, что "эта связь представляется несомненной").
П р и м е ч а н и е : по этой ссылке находится интересный материал, где рассматривается "Слово о полку Игореве", и особенно – упоминается там Хорс или же Христос? Также анализируются аналогичные древние надписи, допускающие двоякое толкование.
http://bogigeroi.narod.ru/jazich/hors.html
Хорс
Единственное письменное свидетельство, проливающее свет на природу этого бога, содержится в "Слове о полку Игореве", в рассказе о метавшемся по Руси князе - оборотне Всеславе Полоцком: "до петухов" он успевал попасть из Киева в Тмутаракань, "великому Хорсу волком путь перерыскивал". Ученые почти единодушно разъясняют эту метафору как "рысканье" до восхода солнца, а значит - в Хорсе видят бога солнца.
Другие книжные упоминания о Хорсе не дают ничего конкретного для его характеристики. Имя его называется в ряду других языческих богов, "кумиров". В этом перечне он иногда встает вслед за Перуном, иногда - перед Дажьбогом. Отсюда можно заключить, что в восточнославянском пантеоне он занимал высокое место.
Внимание ученых естественно обратилось к анализу самого имени бога с привлечением данных сравнительного языкознания и сравнительной мифологии. Во многих европейских и восточных языках нашлись географические названия и мифологические имена с основой "хоре" и производными от него. Обнаруженные параллели позволили предположить, что славянский Хоре заимствован или из иранской мифологии (персидское Хуршет - обожествленное сияющее солнце), или из мифологии балтийских славян. В славянском языке есть слово "крес" - огонь, пламя. Имя бога сопоставляют также с основой "хоро", "коло", которая в славянских языках связана с понятиями круга (сравним: хоровод, колесо и др.). Наконец, тот же корень, что в имени божества, находят в словах "хорошо", "хороший", а также "хоробрый" (смелый). Можно, вероятно (хотя эта версия требует дальнейших обоснований), считать Хорса божеством солнечного светила: он стоит рядом с Дажьбогом, воплощающим животворящие силы солнца.
http://www.uvkr2.org.ua/ridni_djerela/1999/3/5.htm
Займаючись пошуком витоків імен Хорса та Семаргла, ми будемо спиратися на думку В. Абаєва. Лінгвіст наголошує саме на їх скіфському походженні. Зокрема, Абаєв вказує: «лучшей этимологией для русского Хорсъ является осетинское xorz / xwarz «добрый», «хороший» (иран. hvarzu-) ... В осетинских религиозно-мифологических песнях эпитетом xorz / xwarz «добрый» охотно сопровождаются имена некоторых христианских святых. Так, св. Николай зовется дигорцами xwarz Nikkola или Nikkola xwarz». Далі В. Абаєв робить висновок: «Можно быть уверенным, что до «Доброго Николы» у осетин существовал тоже «добрый» языческий бог, которого звали xorz «добрый», и был заимствован в древнерусский, причем эпитет xorz был воспринят как собственное имя божества». Дане твердження є цілком вірогідним іще тому, що в даному етимологічному гнізді знаходить своє місце і руський прикметник «хороший» — bonus (як показав С. П. Обнорський).
Подробно о Хорсе в статье М.А.Васильева http://books.swarog.ru/books/wera/0pagan/wasil.php, есть и на других сайтах – вот лишь малая часть :
Уже первые отечественные исследователи, специально касавшиеся вопроса о Хорсе, увидели в нем бога Солнца, однако справедливо признали данный теоним неславянским по происхождению и сближали с персидским названием почитаемого Солнца (персидское xCorsed/xCursed) (П.И. Прейс, О.М. Бодянский, И.И. Срезневский)27. Их работы заложили научные основы теории, которая ныне господствует в мировой историографии, т.е. пониманию Хорса как бога Солнца и объяснению его имени от названия Солнца у некоторых иранских народов (Вс.Ф. Миллер, Ф.Е. Корш, А. И. Соболевский, Г.В. Вернадский, Л. Нидерле, А.А. Зализняк, Р.О. Якобсон, М. Фасмер, Х. Ловмяньский, Б.А. Рыбаков, Вяч. Вс. Иванов, В.Н. Топоров и многие другие). Существует альтернативная иранская гипотеза объяснения имени Хорса. П.Г. Бутков (ее фактический основоположник), С.П. Обнорский, а затем В.И. Абаев возводили теоним к осетинскому xorz, xwarz "хороший, добрый".
Наряду с указанными, предлагались и многие иные интерпретации восточнославянского Хорса: его сближали с Бахусом (М. Стрыйковский, В.Н. Татищев, С. Руссов); допускали произведение теонима от "красный" (Н.И. Костомаров), "хворый, хворать" (Д.О. Шеппинг); от формы слова "конь" в германских языках (ср. общегерманское *hrussa, английское horse) (А.С. Фаминцын, Н.К. Чадвик); сопоставляли с греческими словами crusoV 'позолоченный' (Л. Леже, А.Л. Погодин) или coroV 'круг' (Н.М. Гальковский) и т.д. Основываясь на соответствующем месте "Слова о полку Игореве", где упоминается Хорс, ряд ученых увидел в нем божество Луны (М.А. Максимович, А. Брюкнер, В. Пизани, С. Урбаньчик, Я.С. Боровский). Е.В. Аничков, исходя из того же источника, усмотрел в Хорсе божество южных кочевых соседей Руси торков29. Этого мнения придерживались Вяч.Вс. Иванов и В.Н. Топоров в работе 1965 г.30 Позднее, однако, оба исследователя признали в Хорсе солярное божество иранского происхождения, не исключая, впрочем, тюркского посредничества при его передаче восточным славянам.
…
Поскольку неоднократно приводившиеся в специальной литературе персидские параллели к имени Хорса (персидское xCorsed/xCursed 'Солнце-царь' или 'сияющее Солнце') допустимы лишь как типологические (исторически невозможно объяснить, где и когда восточные славяне или их предки могли заимствовать у персов их культ Солнца; имеются также серьезные лингвистические трудности при выведении теонима Хърсъ из xCorsed/xCursed - наличие фонемы -s-, в древнерусском давшей бы -ш-), постольку речь должна идти о возведении древнерусского Хърсъ к соответствующей восточноиранской (северноиранской), скифо-сармато-аланской форме наименования обожествляемого Солнца. Поэтому, проводя мифолого-лингвистический анализ проблемы времени и путей вхождения богов Хорса и Семаргла в восточнославянское язычество, необходимо обратиться к вопросу о гелиолатрии у иранцев Восточной Европы, скифов и сармато-алан, у которых только и дoлжно искать корни данного божества. (В силу того, что из письменных источников ничего прямо не известно относительно восточнославянского Семаргла, его "прообраз" не зафиксирован в верованиях скифов и сармато-алан и у их потомков осетин, то основные выводы, делаемые далее относительно времени и путей вхождения в восточнославянское язычество Хорса, распространяются нами и на Семаргла.)
Наиболее подробные сведения о пантеоне скифов содержатся в "Истории" Геродота (IV, 59, 1 - 2). Но анализ показывает, что ни одно из названных "отцом истории" скифских божеств не могло быть источником восточнославянского Хорса. Бесспорное свидетельство почитания скифами Солнца содержится в другом месте "скифского логоса" Геродота (IV, 5 - 6), где рассказывается о попытках овладения сыновьями предка-прародителя скифов символами царской власти. Победителем вышел младший брат по имени Колаксаис (скифское *Xola-xsaya 'Солнце-царь'). Скифская форма *Xola-xsaya, однако, первоосновой для древнерусского Хърсъ быть не могло, так как в этом случае произошла свойственная некоторым иранским наречиям замена фонемы -r- на -l- (*xol < **xor). Между тем в скифском этот процесс не являлся всеохватным, и в значении 'Солнце', наряду с формой *xol, существовала и лексема *xor (соответственно **Xora-xsaya). Но и данная форма скифского сакрального "Солнце-царь" по тем же фонетическим причинам, что и в случае с персидским xCorsed/xCursed, не могла реализоваться как древнерусcкое Хърсъ.
Письменные и археологические источники позволяют считать, что культ Солнца играл первенствующую роль в верованиях сменивших с конца I тыс. до н.э. в Северном Причерноморье скифов сармато-алан. Исходя из авестийского hvar xsaetm и скифского *xola-xsaya, **xora-xsaya 'Солнце-царь', зафиксированных в крайних точках иранского мира древней поры, следует полагать, что это выражение являлось общеиранским культовым наименованием Солнца. Тем более вероятно его наличие у близкородственных скифам сармато-алан. При этом у данной группировки иранцев -s- в слове xsay 'сиять, блистать, властвовать' закономерно должно было бы перейти в -s-, тогда как именно наличие -s- в сочетании "Солнце-царь" (помимо общеисторических соображений) делает невозможным произведение древнерусского Хърсъ от форм типа персидского xCorsed, что равно распространяется и на формы, подобные скифскому **xora-xsaya. Усеченная форма культового наименования Солнца "Солнце-царь" в сармато-аланском (при отпадении конечного -ed, что допускалось В.И. Абаевым и В.В. Мартыновым), если иметь в виду персидское xCorsed/xCursed, переход s > s в сармато-аланском и иронское xCur/дигорское xor 'солнце' в диалектах осетинского языка, должна была бы иметь вид *xors/*xCurs. Наличие данной и подобных форм в иранских языках удостоверяется ингушским, древнегрузинским, хантским и иным материалом. В этой связи знаменательна и показательна необычная для восточнославянской традиции форма теонима - Хурсъ, содержащаяся в ряде древнерусских памятников, в том числе некоторых старейших списках Проложного Жития Владимира. Выявляемая с высокой степенью вероятности двойственная огласовка имени восточнославянского солярного божества - Хърсъ/Хусръ - фонетически полностью соответствует реконструируемому сармато-аланскому *xors/*xCurs 'Солнце-царь'.
…
Древнерусские письменные источники сравнительно репрезентативны в том, что касается бога Хорса. Поэтому у нас имеется возможность прибегнуть к ретроспективному методу, т.е. методу внутренней реконструкции на их основе, для решения проблемы функциональной природы этого божества. Анализ содержащихся в письменных памятниках сведений дает веские основания считать, что Хорс в восточнославянском язычестве мыслился как солярное божество, бог Солнца. И хотя почти каждое из рассмотренных свидетельств источников ("Слово о полку Игореве", "Повесть временных лет" по Лаврентьевской летописи, "Поучение духовным детям"/"Слово св. Иоанна Златоуста", "Беседа трех святителей") по отдельности может быть оспорено, но взятые в своей совокупности и без гиперскептицизма они образуют для Хорса убедительный "солярный вектор". Поскольку восточнославянский Хорс максимально вероятно был божеством солнечным, а в иранских языках известны формы, близкие его имени и являющиеся культовым названием Солнца, то исчезает база для гипотезы Буткова - Обнорского - Абаева, сближавших др.-русск. Хърсъ с осет. xorz, xwarz 'хороший, добрый'.
На основании некоторых старейших списков Проложного Жития Владимира, а также "Слова св. Иоанна Златоуста о том, как первое поганые веровали в идолы", "Сказания о Мамаевом побоище", "Чина последованию и исповеданию князем и боарам" выявляется вероятный особый восточнославянский/древнерусский вариант огласовки теонима рассматриваемого божества - Хурсъ.
По языковедческим и общеисторическим причинам невозможны неоднократно проводившегося в научной литературе сближения теонима Хорс с персидским сакральным наименованием Солнца xCorsed/xCursed. Поэтому, подходя к проблеме с точки зрения языка и исторической, речь должна идти о возведении древнерусского Хърсъ к соответствующей восточноиранской, скифо-сармато-аланской форме культового наименования Солнца; именно у этой части иранцев следует искать корни данного солярного божества. Предложенная В.Н. Топоровым в рамках этой парадигмы гипотеза восточноиранского, хорезмийского происхождения Хорса и Семаргла, на наш взгляд, принята быть не может, так как носит противоречивый характер и не имеет под собой достаточной источниковой базы.
Анализ сведений "Истории" Геродота относительно гелиолатрии у скифов показывает, что хотя Солнце почиталось ими как "Солнце-царь", но скифские формы наименования обожествляемого Солнца *Xola-xsaya/**Xora-xsaya по фонетическим причинам первоосновой для древнерусского Хърсъ являться не могли. В то же время данные источников дают основания считать, что культ Солнца занимал первенствующее место в религиозно-мифологических представлениях сменивших скифов в Северном Причерноморье сармато-алан. При этом удается восстановить сармато-аланскую форму культового наименования Солнца как *xors/*xCurs 'Солнце-царь', которая фонетически адекватно соответствует вероятной двойственной огласовке имени восточнославянского солярного божества - Хърсъ/Хурсъ. Все это позволяет говорить не просто в общей форме о скифо-сармато-аланских корнях Хорса (и, вероятнее всего, Семаргла), но конкретно о корнях сармато-аланских. Ведущее место культа "Солнце-царя" в верованиях сармато-аланской отрасли восточных иранцев предопределило его положение в восточнославянском язычестве в качестве одного из наиболее высоко чтимых богов.
Сделанный вывод находит соответствие в данных археолого-исторического характера. Они свидетельствуют о существовании в позднеримский и раннесредневековый периоды, во время функционирования черняховской и, вероятно, пеньковской археологических культур (совокупное наиболее общее хронологическое приурочивание - примерно рубеж II - III вв. - VII в.) на юге будущего восточнославянского ареала ситуации "славяно-иранского симбиоза", всестороннего взаимодействия между местным славяноязычным населением, имевшим самоназвание анты, и иранцами сармато-аланами, завершившегося постепенной ассимиляцией последних. В итоге южную часть восточных славян в значительной доле составляли славянизированные потомки дославянского сармато-аланского населения.
Богов Хорса и Семаргла необходимо считать иранскими по происхождению, полученным от антов сармато-аланским наследием у южной части восточной ветви славянства (~ населения юга Руси), органической составной частью языческих верований восточных славян. Поэтому речь не может идти об их "чужести", инородности для восточнославянских дохристианских религиозных воззрений.
http://arktida.narod.ru/slo_g.html
У нас год стал мерилом времени, одной из основных его мер, у германских народов это слово применяют как нарицательное Бог (англ. god, нем. got, перс. худо – из "Хожения за три моря Афанасия Никитина"). От имени Бога и у нас, и у них порождается прилигательное хороший. У нас это имя Солнца – Хорос (хороший), у них – круг времени год (good, gut).
Слово год в русском языке, по-видимому, родственно слову ход, но в особом значении: подойти, подходить, годиться, годный, подходящий, хороший (ср: шел - нашел, ходит - подходит).
http://www.kolfort.ru/book/rus/rus-1.html
А у русов бог Солнца назывался Хорс; это слово происходит от халдейского херес, означающего солнце. Но в самом начале слово Хорс было связано не столько с солнцем, сколько с образом прекрасного коня, который назывался хорос. Впоследствии эти два слова слились в одно, и им передавался образ Небесного Огненного Коня с Золотой гривой, который был отождествлен с земным конем и обожествлен. Почему обожествлен? В Шумере и Вавилоне лошадей было очень мало, использовались в основном ослы да мулы. Лошадей привозили из Скифии, и за хорошего коня отдавали дом со всем имуществом. Считалось: кто имеет такого коня, тот находится под защитой и покровительством самого бога. Хорс изображался на барельефах всех самых лучших дворцов, в честь Хорса был построен даже целый город — Хорсабад. В Ассирии коней было уже много, а изображение коней и колесниц стилистически стандартизовано. Образ Хорса, как огнегривого коня, сохранился в русских народных сказках, а за коня порой сулили полцарства. Но это еще не все. В «Глиняных книгах» (Л.Линин, А.Белов; Л-д, Детгиз, 1956) приводится любопытная аналогия, подмеченная археологом В.В. Стасовым: «Каждый из нас, конечно, тысячу раз на своем веку видел пряничные коньки, столь распространенные в нашем простом народе…Мне с первого взгляда бросилось в глаза сходство подробностей его с памятниками глубокой древности, именно с орнаментом коней на ассирийских барельефах. Посмотрите на грудь нашего конька. Она вся наполнена орнаментом из зигзагов, в которых мы не можем сначала дать себе отчета. Но полное их объяснение мы получили в изображении ассирийских коней, например на стенах хорсабадского дворца… Тут у коней точно так же грудь покрыта орнаментом из зигзагов, и эти зигзаги не что иное, как ряды кистей, на иных барельефах отчетливо выделенные».
К этим пряничным конькам, которых В.В. Стасов считал заимствованными с ассирийских барельефов, можно приплюсовать и игрушечных деревянных коней, по всей России похожих друг на друга как две капли воды. Если б то было просто заимствование, фигурки коней были бы похожи на ассирийские изображения. Здесь другое — не заимствование, а глубинная память, воспроизводящая в привычном стиле давно забытый образ. От слов хорс, хорос, видимо, происходит и слово хороший.
http://slovnik.narod.ru/etim_gidronim.htm
Название реки Кара и Карского моря обычно производят от ненецкого слова хара - "извилистая", другие же от слова хоре ("торосистый лед"). Но есть и другие гипотезы, увязывающие корневую основу с древним ностратическим языком, бывшим в древности общим для большинства современных народов Северной Евразии. Например, Александр Асов - известный исследователь российских древностей - этимологически сопрягает с названием Карского моря имя древнеславянского солнцебога Хорса.
Действительно, данный топоним очень древнего и, несомненно, доарийского происхождения, так как лексема "хор" является общей не только для доиндоевропейских, но и для семито-хамитских языков, а русский хорс родственен древнеегипетскому Хору (Гору).
Того же корня и современные русские слова "хорошо", "хоромы" и производного от них слово "храм", далее - "хоробрый" ("храбрый"), "хоровод", "хоругвь", "хорон(иться)", "хорохор(иться)" и др.
В честь солнцебога Хорса наименован древнерусский крымский город - Хорсунь (Корсунь). Греки называли его Херсонес, отталкиваясь, по-видимому, от исконно-русского наименования, хотя корень "херс" общеиндоевропейского происхождения (к нему восходит имя бога Гермеса - Hermes). Более того, он уходит в глубь доиндоевропейского прошлого и обнаруживается в семитских языках. Так, библейская гора в Египте, близ которой Моисей пас овец и где ему впервые в пылающем терновом кусте явился Бог, -именуется Хорив (Исх. 3.1 и посл.) - по названию нагорья в Синае, а, по мнению некоторых богословов-комментаторов, вообще синонима горы Синай. (си. Толковую Библию, т.1). Общеизвестно, однако, из Несторовой летописи, что имя одного из трех братьев - легендарных основателей Киева - тоже было Хорив. Удивительное это совпадение свидетельствует прежде всего о том, что в основе созвучия древнерусских и древнееврейских слов лежит один и тот же доиндоевропейский и досемитический корень "хор", восходящий к общему праязыку, где он охватывал совокупность понятий, относящихся к солнцу, свету и благу ("хорошо!").
К этому же этимологическому гнезду относятся слова с корнем "хар" ( с учетом чередования гласных "а" и "о"). Вспомним Харит -благодетельных древнегреческих богинь милости и добра, дочерей солнцебога Гелиоса (вот он, искомый солнечный смысл). Того же значения устаревшее русское слово "харный", "гарный" (ср.: украинское "гарний"), означающее "хороший", "красивый". Строго говоря, по своему происхождению слова "хороший" и "харный" однокоренные. Отсюда же слова "ухать" и "харя" с диаметрально противоположными смыслами (последнее первоначально не имело ругательного смысла и означало "маску", "личину"). К этому же этимологическому гнезду, возможно, относятся слова "харчи", "характер". А также название города Харьков, причем вполне допустимо, что вторая его часть в украинском произнесении Харь-кiв образована, как и название Киева, от имени древнерусского князя - Кия.
Классический обрядовый танец - хоровод (у болгар он называется "хоро", у румын -"хора") имитирует солнечный круг и в старину несомненно был связан с поклонением солнцу. Но точно такой же архаичный танец у евреев именуется на иврите "хора". Между прочим, традиционный круговой обход вокруг буддийской ступы также именуется "хора". Что касается происхождения имени Хорс и соответствующей лексической основы, то их нетрудно установить путем сопоставления с соответствующими санскритскими словами. Аналогичный корень фигурирует в новоперсидских словах, означающих "сияющее солнце" и "петух". Персидское обозначение обожествленного сияющего солнца - Xurset. По сообщению Плиния, скифы персов именовали хорсарами (Chorsaros). Отсюда же и ираноязычные названия Хоросан, Хорог, Хорезм.
Данный топонимический ряд может быть продолжен и в других пространственно-временных измерениях: достаточно вспомнить название столицы древнего тангутского государства - Хара-Хото, разрушенной дотла Чингисханом, или манчжуро-китайский город Харбин. Одна из коренных народностей Тибета также именуется - хоро.Так что одними индоевропейскими корнями здесь отделаться трудно. Налицо общемировые параллели. Вот еще некоторые из них. У многих северных народов олень-самец зовется "хор", в свою очередь в северной мифологии олень нередко символизирует солнце. Верховное небесное божество манголо-манчжуро-тибетско-бурятско-алтайско-тувинского пантеона - известно под именем Хормуста-тенгри. Само имя Хормуста - исключительно монгольской вокализации. В других языках оно звучит по-разному: Хурмас, Хюрмас (Тюрмас,Хирмус, Хирмас, Хермус) (бурят.), Курбусту (тувин.), Курбустан (алтайск.), Хормусда (манчжур.), Хурмазта (согдийс.).
Тем не менее вряд ли в эту этимологическую цепочку можно вставить еще и Карское море. Происхождение наименования этого действительно русского моря, как уже сказано, более чем просто: от названия впадающего в него реки Кары. А вот тут-то и впрямь есть над чем поразмыслить. Лексема "кара" наверняка тоже доиндоевропейского происхождения. В русском языке данная корневая основа входит в слова "карать - кара", "карга" и др. В свою очередь зловещее понятие "кара" созвучно фонетически и близко по смыслу древнеиндийской кар[м]е - неотвратимой судьбе, року. Можно вспомнить и Карну из "Слова о полку Игореве". Но индоевропейское слово "кара" сопряжено по своей вокализации и с тюркским словом "кара" - "черный", входящим в качестве составной части во множество названий: каракурт, каракалпаки, Кара-Кумы, Карадаг, Караганда и др.
|
|