Автор: MOR (---.td.tnk.ru)
Дата: 25-10-04 15:48
Перенесемся в "Историю татаро-монголов" . Не прячется ли и здесь сакральное слово Бут-Бют? Читаем у Хондемира: "... Один из благочестивых людей монгольских именем Бют Тэнгри ( Бутен Ра - Храм Солнца , где "нк-нг" как и у норманнов читалось частично), находясь на сем собрании, сказал Темучину: Господь ... избрал меня для возвещения воли своей - отдает Темучину всю землю: посему отсель и нарекаю тебя Чингиз-ханом". Очевидно, что Бют Тенгри был жрецом. Во введении к "Зефер-Наме" говорится, что " Бют Тенгри, пришедши на это собрание к Чингиз-хану, называвшемуся дотоле Темучином, сказал ему: "Некоторое существо красного цвета, на белом коне. явившись ко мне, велело идти к сыну Усукай-Багатура и сказать ему, чтоб он не назывался отселе Темучином, но принял имя Чингиз-хана, потом оно прибавило: скажи ему также, что Бог вечный повелевает мне, чтоб я дал тебе и детям твоим большую часть четверти обитаемой земли со всеми глубинами, высотами и долинами оной". Помимо "буддистских мотивов" мы видим и откровенное требование "угодий для Бюта" и его религиозного Культа в обмен на "благую весть" . Предание говорит также, что Бют -Тенгри сказал в сем собрании Темучину: "Великий Бог велел мне отдать земли Темучину и детям и родственникам его, посему и нарицаю тебя отныне Чингиз-ханом"
Далее, в другом отрывке из "Зефер-Наме" вдруг начинается столь характерное и знакомое "вымарывание " образа Бюта-жреца : "Чингис-хан хотя и знал, что Бют -Тенгри обманщик и лицемер; однако же, по тогдашним обстоятельствам (т.е. когда его возводили на престол ), не трогал его до тех пор, пока он, весьма усилившись и собрав многочисленных последователей ( последователей чего ?) , не стал стремиться к верховной власти, так что однажды заспорил об одном Государственном деле с братом Чингис-хановым Касар-Джуджи, но сей, схватив его за горло, так сильно ударил о землю, что он уже не встал более.". Следует особо отметить, что тема "падения" Верховного жреца Бута-Бюта, Бога или полубога, иногда тема его " трагического конфликта" с Царем, верховным Божеством, присутствует у всех народов.
По второй версии жреца звали Кокэчу, Теб ( Бет-Бут наоборот ) -Тенгри, сын Мунлика, отчима Темучина. В почти забытой книге Николая Горлова, написанной на основании материалов, подчерпнутых из рукописных книг, собранных им в Томской губернии, интересующий нас момент описан так: "Когда же Темучин. встав, сел опять на свое место, то вновь изъявил свою признательность своим храбрым сподвижникам, и объявил им о наградах, осыпаемый им благодарениями, он удалился во внутренние покои, но неожиданно был остановлен представшим, известным народу пустынником Какчем, который громогласно объявил Темучину. .. будто он прислан к нему от Бога с повелением принять имя Чин и Гис, чтобы подданные признавали его под сим именем: что с ним сопряжено счастье подвластных ему и последующих его власти народов: что род его чрез то будет возвышен на земле: что он сделается великим обладателем, а потомки его из века в век властелинами многих народов." Личность этого персонажа, Кэкчу-Теб-Тенгри, довольно интересна и неоднозначна. Интересно его отсутствие в сюжете коронования в версиях исторических событий, основанных на первых редакциях описания коронования. Еще свежа в памяти борьба с Чжамухой, Ван-ханом за лидерство, еще живы многие очевидцы ее. Но из сюжета коронования, где в других источниках подчеркивается значение Теб-Тенгри, он выпадает. В связи с этим рассмотрим данные об этой личности в разных источниках. В одном из них о нем сказано опять-таки кратко: "У Хонхотанского Мунлик-Эчигэ было семеро сыновей ( семь архангелов ?). Старший из семерых, по имени Кокочу, был Теб-Тенгри, волхв".
У Рашид-ад-дина: "Кокэчу( Кок+эчу ...Кек+роп(рапата- сявтилище)) Тэб-Тэнгри, сын Мунлик-Эчигэ, был провидцем, претендовавшим на совершение чудес". Мунлик "имел сына по имени Кокэчу, которого Монголы называли Тэб-Тэнгри. Обычай его был таков, что он раскрывал тайны, предсказывал будущие события и говорил: "Бог со мной беседует, и я посещаю небо"' ... У Тэб-Тэнгри вошло в привычку в самое сердце зимы, в местности Онон-Кэрулэн, одной из самых холодных местностей садиться на лед. От тепла его тела замерзшая вода растаивала и от воды поднимался пар. Монгольское простонародье и отдельные лица говорят, — и это стало общеизвестным, — что он ездил на небо на белом коне. Разумеется, все это — несообразности и вранье простых людей, но он владеет каким-то обманом и притворством...". Занятно , что и эта тема " "царя воров" , "шарлотана-хитреца " ( Автолик, Одисей, Ерибут и т.п. ) преследует "бутадов" по всей Ойкумене.
У Н.Горлова: "Этот предсказатель, пустынник Какчей, вел особый род жизни. На него не имело влияние никакое действие стихий, разрушительное для других людей. Морозы, жары, недостаток в пище и одежде он переносил с великой легкостью, и по таким его свойствам, почитался в народе как бы святым, избранным".
Как мы видим, информация довольно куцая, развернутая в остальных источниках, но с одним нюансом у Рашид-ад-дина. Нюанс этот заключается в том, что негативно и недоверчиво оценивает шаманские способности Теб-Тенгри. По всей вероятности, это связано с тем, что Рашид-ад-дин, будучи мусульманином, придерживающимся одного из наиболее ортодоксальных течений ислама-суннизма шафиитского ( что не мешало иметь древнейший род Al Boethe , к котору принадлежит Саддам ХУсейн) толка, причем - неофитом, человеком уже в зрелые годы принявшего ислам, естественно негативно относился к язычеству, представителем которого был Теб-Тенгри. Та же информация у Мирхонда и в "Зефер-наме" имеет в данном случае нейтральный оттенок.
Следующее упоминание о Теб-Тенгри присутствует уже в сюжете расправы с ним. Рассказ об этой расправе опять-таки подан по-разному: У Рашид-ад-дина сначала идет конфликт с сыновьями Мунлик-Эчигэ у Хасара, брата Чингиса, в результате которого он был избит. Хасар жалуется брату, но тот ему отвечает: "Слывешь непобедимым, и вот оказался побежденным!" Затем Теб-Тенгри натравливает Чингиса на Хасара, и их разнимает мать. "После этого случая стали собираться к Теб-Тенгри подданные всех девяти языков. Тут и от Чингис-хановой коновязи многие подумывали уйти к Теб-Тенгрию. Уходили к Теб-Тенгрию и крепостные Темуке-Отчигина в таковом народном движении". Отчигин, отправил сначала своего человека с требованием, чтобы ему вернули его людей, затем сам отправился туда, но "семеро Хонтонанцев обступили его со всех сторон и говорят: "А в праве ты был посылать своего посла Сахора?" В страхе, как бы они чего с ним не сделали, Отчигин-нойон ответил: "Да, я тут поступил не правильно, виноват!" — "А раз виноват, то проси прощения на коленях"' и велели ему стать на колени сзади Теб-Тенгрия". Затем Отчигин жалуется Чингису и получает поддержку со стороны жены последнего — Борте: "...Так, пожалуй, они изведут всех твоих братьев, и сокрушится твое могущество". После этих слов Борте-учжины Чингис-хан сказал Отчигину: "Теб-Тенгри уже явился. Я разрешаю тебе поступить по своему усмотрению". Тогда Отчигин встал, отер слезы и, выйдя, поставил наготове трех борцов-силачей. Вскоре приходит Мунлик с сыновьями, рассаживаются, но тут Отчигин хватает Теб-Тенгрия за ворот: "Вчера ты,—говорит он.—... заставил меня молить о прощении. Давай же попытаем жребия!" И держа его за ворот, поволок к дверям. Теб-Тенгри в свою очередь схватил его за ворот, и началась борьба. Во время борьбы Теб-Тенгриева шапка упала перед самым очагом. Мунлик-отец поднял шапку, поцеловал и сунул к себе за пазуху. Тут Чингис-хан и говорит: "Ступайте меряться силами во двор!" Они выходят и там три борца ломают Теб-Тенгрию хребет. "Отчигин же вернулся в юрту и говорит: "Теб-Тенгрий заставляет меня молить о пощаде, а сам не хочет принимать моего приглашения попытать жребия: притворяется лежачим. Видно, что друг он на час! " Сразу понял Мунлик-отец, в чем дело, слезы покапали из глаз его... Шестеро сыновей его..., загородили дверь, стали кругом очага, засучив рукава. Все более теснимый ими Чингис-хан со словами: "Дай дорогу, расступись", вышел вон. Над телом поставили серую юрту, и через три дня, по летописи, тело Теб-Тенгрия улетело на небо. Мунлику Чингис сказал: "Теб-Тенгри пускал в ход руки и ноги на братьев моих. Он распускал между ними неосновательные и клеветнические слухи. Вот за чтоТенгрий невзлюбил его и унес не только душу его, но самое тело( семь подобно архангелам) ! " Потом Чингисхан гневно стал выговаривать отцу Мунлику: "Ты не удерживал нрава своих сыновей, и вот они, возомнив себя равными, поплатились головой Теб-Тенгрия. Давно бы с вами было поступлено по образцу Чжамухи да Алтана с Хучаром, знай я о таких ваших повадках"' ... Когда не стало Теб-Тенгрия, Хонхотанцы присмирели".
Такое подробное цитирование источника необходимо по следующим обстоятельствам: этот момент подан в разных источниках по-разному, и при сравнении текстов контраст совершенно явен.
Сравним сначала с версией Рашид-ад-дина, негативно относившегося к Бюту,: Теб-Тенгри с Чингис-ханом "говорил дерзко, но так как некоторые его слова действовали умиротворяюще и служили поддержкой Чингис-хану, то последнему он приходился по душе. Впоследствии, когда Теб-Тенгри стал говорить лишнее, вмешиваться во все и повел себя спесиво и заносчиво, Чингис-хан полнотою своего разума и проницательности понял, что он обманщик и фальшивый человек. И в один день он со своим братом Джочи-Касаром принял решение и повелел, чтобы Тэб-Тэнгрия прикончили, когда он явится в орду и начнет вмешиваться во все его не касающееся. Джочи-Касар был до такой степени сильным и храбрым, что хватал человека двумя руками и переламывал ему спину словно тонкую палку. Итак, когда явился Тэб-Тенгри и начал во все ввязываться, ему дали два-три пинка ногой, выбросили из орды и убили. Отец же его сидел на своем месте; он поднял его шапку и не представлял себе, что того убьют. Когда убили Тэб-Тенгрия, он промолчал... "
Совсем другое отношение к Теб-Тенгрию в источниках Н.Горлова. Здесь Кэкчу представляется совершенно другим человеком, лишенным тех черт конкурирующего лидера, которые присутствуют в вариантах, приведенных выше. У Н.Горлова последующие события после наречения Чингис-хана описаны следующим образом: Темучин после всего предложил Какчею в награду все, что тот пожелает; "но пустынник ничего не принял. Чингис назвал его князем первой степени, Какчей и на эту почесть не обратил внимание, и не изъявил никакого знака благодарности. По известному ему образу жизни и правилам, самоотвержение никого не удивило, ибо в глазах его обольстительные предметы в свете казались ничтожными. Вскоре он удалился от Двора, которому возвестил величие и славу, и скрылся в свое уединение".
Как мы видим, в источниках отражены разные политические традиции в трактовке конкретных событий. Причем эти источники можно разбить еще на три группы, уже по другому признаку. Первая группа — это источники, в которых излагаются события после истечения сравнительно небольшого срока после интересующих нас событий -
1240 года , как полагают, основанная на сокращенной ее версии. Здесь Кэкчу отсутствует в обряде коронования вообще, зато резко негативно его личность оценивается в дальнейшем. Вторая группа — к ним относится труд Рашид-ад-дина, где фигура Теб-Тенгрия уже мифологизирована. Очень кратко он упоминается в контексте коронации и более развернуто — в сюжете борьбы с ним как лидером оппозиции. Причем, отношение к нему здесь явно уничижительное.
В источникахтретьей группы — Мирхонд, Хондемир, "Зефер-Наме". В них Теб-Тенгрию посвящено много места в сюжете именно коронации. Как мы видим, чем дальше наш источник отстает от времени конкретных событий, тем более он многословен и информативен по поводу личности Кэкчу, тем оценка его более размыта, меняется политическая заостренность и даже публицистичность.
Третий вариант "коронации Темучина" обезличенный, но зато в нем присутствует некая птичка Эта последняя версия была довольно подробно изучена. Эта же легенда передается и китайскими историками. Г. Н. Румянцев указал также на тибетское сочинений с аналогичной версией. Что касается тибетских источников, то тибетский текст представляет собой почти дословный переводе монгольского . Особняком стоит версия Саган Сэчэна: "На четырехугольный камень перед юртой села пятицветная птица, похожая на жаворонка, и прокричала "чингис" "чингис". Примечательно, что Бутадские сказания греков постоянно связывают предсказателей-жрецов этого рода ( и женщин тоже) с птицами.
В целом же можно именно эти три версии свести к двум: первая - обезличенная ( присутствует "птица божья") и вторая - та, в которой присутствует человекжрец Бут-Бют, который непосредственно нарек Темучина Чингис-ханом.
|
|