Автор: Ale (62.205.175.---)
Дата: 13-01-05 17:39
Реакция Иванова на "Искандеры" любопытна во всех отношениях. Формально ведь он и не должен был что-то скрывать и оправдываться. По сей день никто не отменял российско-сирийский договор о военно-техническом сотрудничестве, который предусматривает поставки нашего вооружения Дамаску. И есть все основания предположить, что в рамках этого соглашения Сирия за последние десять лет много чего получила от российского ВПК: не только БМП, БТР, танки Т-80, ПЗРК "Игла" и СЗО "Смерч", но и самолеты Су-27, а также системы ПВО С-300. Причем развитию этого военно-технического сотрудничества вовсе не мешали официальные заявления Дамаска, что он вооружается не против абстрактной угрозы, а против вполне конкретной страны - Израиля. И злополучный "Искандер" – прав Иванов – укладывается в рамки международных соглашений по ограничению торговли вооружениями.
Так чего ради наш несгибаемый и всегда такой боевитый министр обороны вдруг дрогнул перед заокеанскими журналистами? Неужто и впрямь Кремлю наплевать на миллиардные барыши от торговли "Искандером" на Ближнем Востоке? Очень сомнительно.
Скорее всего имеет место маневрирование, которое в сложившейся обстановке довольно естественно. С одной стороны, заманчивы и большие деньги, и возможность увеличить российское влияние на Ближнем Востоке. С другой стороны, такие клиенты, как Сирия, имеют сомнительную репутацию в мировом сообществе. Между тем Израиль для России куда полезнее в качестве друга, чем врага, не говоря уже о значимости добрых отношений с США, которые потенциально сулят Москве куда больше выгод, чем сделка с Сирией.
На протяжении 90-х годов в США были приняты многочисленные постановления, предусматривающие введение различных санкций (запреты или ограничения на инвестиции, целевые кредиты, совместные проекты в других государствах) против стран и компаний, сотрудничающих с Кубой, Ираном, Суданом, Сирией и Северной Кореей. Причем меры эти могут быть приняты на неограниченный срок и без предварительного уведомления "провинившихся". Так, весной 1999 года в "черный список" угодили сразу шесть российских предприятий (ЦНИИТочМаш, Вольский механический завод, компании "Европалас 2000", "НИИГрафит", МОСО и НИКИЭТ). И все шесть - за порочащие связи именно с Сирией. В апреле 2004 года эти санкции были отменены. Финансовые потери были немалые, хотя режим ограничений был выбран не самый жесткий.
Так что позиция Иванова "я не я, и лошадь не моя" недоумения не вызывает. Однако как все-таки Москва выкрутится из щекотливого положения? Каким образом можно и в компании цивилизованных стран удержаться, и рынок вооружений среди стран-изгоев сохранить? Отказаться от последнего нынешнему Кремлю просто не по силам. Значит, жди скандала с тайными поставками оружия Дамаску - ведь при современных средствах контроля и слежения такую "контрабанду" в Сирию незаметно не протащить. Даже и через третьи-четвертые страны.
Но можно и забросить чепец за мельницу и объявить открытые поставки "Искандера" не только Сирии, но и любой стране, кто проявит к комплексу интерес, и пошли вы все, и хватит пороть ерунду и нести ахинею, Россия - великая держава, а не подкаблучница американская, и вставай-поднимайся, русский народ, и башмаком по трибуне, и чтоб знали, чтоб помнили... Тем более что вслед за "Искандером" от России могут потребовать принести в жертву и другие виды экспортного вооружения и техники. О чем свидетельствует и своевременная просьба Израиля задробить поставки в Сирию портативных зенитно-ракетных комплексов "игла". Так что, по большому-то счету, речь идет не только о торговле оружием, но и дальнейших отношениях России с миром.
Владимир Темный
|
|