§3. ПОЛИТЗАНЯТИЯ

 Новая тема  |  Наверх  |  Перейти к теме  |  Искать  |  Вход   Следующая тема  |  Предыдущая тема 
 "Ведомости" Дорогая безделушка
Автор: Smith (80.91.196.---)
Дата:   10-06-04 07:25

Как только появляется оценка стоимости, сразу становится ясно, от чего зависит ее величина. Мы начинаем понимать, что и как надо делать, чтобы приумножать стоимость страны. Это продолжение серии “Сколько стоит Россия”, публикуемой с 11 марта 2004 г.

Вещи, как известно, бывают разные. Есть такие, которые дешевы и очень полезны. С ними бывает трудно расстаться. А есть вещицы очень дорогие, но абсолютно бесполезные, потому что оказались, допустим, неисправными. И выкинуть жалко, и пользы никакой. Так и с отраслями российской экономики.

Одна из самых недооцененных отраслей, как показал предшествующий анализ, — “Образование”. Впрочем, все российские социальные отрасли — “вещи” абсолютно незаменимые и недооцененные. А вот отрасль “Управление” какая?

“Управление” включает в себя деятельность органов государственной власти, судебных и юридических учреждений, а также органов охраны и общественной безопасности и обороны. Последнее особенно интересно, так как до сих пор распространенным остается мнение, согласно которому уж если что и осталось ценного в России за годы рыночных преобразований, так это ее ядерный арсенал и т. п.

Валовая добавленная стоимость услуг отрасли “Управление”, по последним отчетным данным Госкомстата России, составила в 2002 г. 482,2 млрд руб. (5% всей ВДС в экономике), из которых 447,5 млрд руб. (93%) — валовая добавленная стоимость нерыночных услуг.

Кадры

Анализ отрасли логично начать именно с кадров — в этой области кадры решают все в самом буквальном смысле.

В соответствии с данными Госкомстата России о рынке труда Российской Федерации, всего оказанием услуг управления в 2002 г. занималось порядка 4,5% всех занятых в экономике. Удельный вес численности женщин составляет 44%, причем еще в 1990 г. женщины составляли две трети занятых в отрасли. Этот факт заслуживает особого внимания, потому что столь значительное уменьшение числа работающих женщин отмечается только в отрасли “Управление”. В результате многочисленных кампаний по сокращению штатов увольняли прежде всего женщин, а когда решался вопрос об увеличении численности сотрудников, принимали в основном мужчин.

С точки зрения уровня образования в отрасли “Управление” преобладают работники с высшим и средним профессиональным образованием — суммарно на эти две категории приходится 67,1% работающих.

Мировой уровень

Вопреки сложившемуся мнению, чиновников в России не так уж и много — если сравнивать с развитыми странами. По данным Госкомстата России, по сопоставимой оценке в федеральных органах исполнительной власти у нас занятых меньше, чем в США, Великобритании или Канаде. В России на 1000 занятых приходится 6,8 работника федеральных органов исполнительной власти, в США этот показатель равняется 7,8, в Великобритании — 11,3, в Канаде — 10,6.

Не так уж сильно отличается Российская Федерация от развитых стран и с точки зрения доли валовой добавленной стоимости государственного управления в общем объеме валовой добавленной стоимости. По вкладу в валовой внутренний продукт управление и оборона, например, Австралии, обеспечивают 4,3% валовой добавленной стоимости, Великобритании — 4,9%, а в Канаде на государственное управление приходится примерно 5,7% валового внутреннего продукта. В этом отношении Российская Федерация (4,6%) выглядит вполне сопоставимой с развитыми странами. Таким образом, в отличие от социальных отраслей “Управление” никак нельзя назвать недооцененным.

Эффективность

Из общего количества занятых и валовой добавленной стоимости, произведенной в отрасли управления, трудно сделать вывод о ее эффективности. Эффективность и достаточность расходов на оборону можно вообще проверить только в условиях реальных боевых действий (или хотя бы очень крупных учений). Но то, как работает гражданский чиновник, каждый налогоплательщик ощущает на себе.

Всемирным банком ведется статистика “индексов государственного управления”, формируемых на основе оценок и данных.

По всем указанным показателям Россия оказывается ниже среднемирового уровня. Однако наиболее низкие показатели мы имеем по следующим индексам:

учет государством интересов общества (voice and accountability);

соблюдение законодательства (rule of law);

коррупция (control of corruption).

При среднемировом значении индексов равном 50 показатель по “учету государством интересов общества” равен для России 33,8, в то время как его значение в Канаде — 94,3, а в США — 90,9. Индекс “коррупции” в России и вовсе равен 21,1, в то время как в Канаде он — 95,9, а в США — 92,3.

Сопоставление данных о численности чиновничества и “индексов государственного управления” по версии Всемирного банка позволяет объяснить, почему при столь сравнительно небольшом числе чиновников создается впечатление, что их очень много. Дело в том, что чрезвычайно высокая коррумпированность и крайне недостаточный учет интересов общества умножают количество управленческих работников. Непонимание этого приводит к тому, что в России реформы административного аппарата (и последняя из них не является исключением) начинаются с самого простого — сокращения численности работников. Основные проблемы при этом так и остаются нерешенными.

Прогноз

Отрасль “Управление” будет отличаться наличием разнонаправленных тенденций с точки зрения роста затрат на ее функционирование. Административная реформа должна привести к сокращению избыточных функций госаппарата, увольнению части чиновников. Сдерживать темпы роста расходов на госуправление будет и развитие института саморегулирования в экономике. В то же время без резкого (действительно резкого) увеличения фактического уровня оплаты труда государственных служащих при создании стимулирующей системы оплаты труда не обойтись.

В итоге в период до 2007 г. валовая добавленная стоимость услуг государственного управления будет расти с темпом порядка 3%. В дальнейшем (2008-2012 гг.) валовая добавленная стоимость услуг госуправления будет ежегодно увеличиваться на 5%, что будет связано с увеличением эффективности государственного управления (сокращение промежуточного потребления) и ростом оплаты труда государственных служащих.

Существенным фактором, который обусловит высокие темпы роста валовой добавленной стоимости начиная с 2008 г. станет реализация военной реформы.

Оценка

Стоимость отрасли “Управление”, получаемая на основе метода дисконтирования будущей валовой добавленной стоимости, составляет 40,1 трлн руб., или почти $1,4 трлн.

Прямое использование в стоимостной оценке затратного метода дало бы, возможно, еще более высокий результат. Известно, какие колоссальные средства тратились раньше на оборону. Но и сегодня международные сопоставления дают основания сделать вывод, что “Управление” в России недооцененным назвать никак нельзя, хотя потенциал для дальнейшего роста сохраняется. Это позволяет называть “Управление” дорогой отраслью. Но когда такую оценку сопоставляешь с очень низким на сегодня российским индексом “учета государством интересов общества”, то характеристика получается безрадостная: дорогая и не очень полезная. Вот и выяснилось, что за “вещь” на сегодня “Управление”. Чинить надо.


Авторы — руководитель и сотрудники департамента стратегического анализа компании ФБК. Подробности на сайте http://www.skolko.ru/.

 Список форумов  |  Вид деревом   Следующая тема  |  Предыдущая тема 


 Эта тема закрыта 

phorum.org