НОВАЯ ПАРАДИГМА - архив

 Новая тема  |  Наверх  |  Перейти к теме  |  Искать  |  Вход   Следующая тема  |  Предыдущая тема 
 Кое что в том же ключе
Автор: rvv_ (---.vistcom.ru)
Дата:   13-04-04 08:22

Из рассылки "Мифополитология или <<о тех, кто правит миром>>. Архаика, Модернизм, Постмодернизм 2."

Архаика, Модернизм, Постмодернизм 2. Некоторые авторы, к примеру, Александр Панарин (отчасти и Александр Неклесса) характеризуют современное состояние как альянс безвременья Постмодерна и Архаики против динамики Большого Модерна. О том же пишет и Кургинян: <<постмодерн - это пиршество на развалинах>>.

Фэнтази, кстати, относится, скорее, к постмодернистской культуре - вот почему научные фантасты этот жанр не слишком жалуют. А если и обращаются к нему, то в пародийных целях. Ярким образчиком такой пародии является <<Последний кольценосец>> Кирилла Еськова. Мордор там предстает как центр технического развития и общественного прогресса, в противоположность эльфам, представителей Архаики, с ее <<застойной магией>>. Во многих статьях, посвященных проблемам фантастики, авторы данного круга, на полном серьезе, выражают неодобрение идеи уничтожения Кольца. Его силы де надо было обуздать и направить на доброе дело (сарумановская этика).

Для Большого Модерна был характерен культ Утопии, идея преобразования мира по единому плану. Здесь вам и Версаль, подстриженные деревья французских парков, строительство Петербурга, Революция, Государство всеобщего благоденствия. Двадцатый век - время фатального кризиса идеалов Большого Модерна, а постмодернистская ирония направлена на развенчание идеалов его Большого Проекта. Но Модернизм не хочет умирать и порождает идею нового преобразования человека, на этот раз уже генетического (в целях << подтягивания к возросшему уровню современной техники>>). О желательности подобной трансформации пишут и Кургинян и Переслегин. Здесь, как в капле воды отражается их склонность к техницистскому решению проблем, ко все тому же толкованию природы и мира как объекта переработки. Не случайно группа аналитиков, возглавляемая Сергеем Переслегиным, называется <<Конструирование будущего>>. Переслегин часто упоминает книги Тимоти Лири. Я специально посмотрел его труды. В <<Истории будущего>> Лири выделяет двадцать четыре стадии эволюции ч еловека, соответствующие двадцати четырем картам Таро. Особо забавны некоторые пассажи Лири. Например, в числе прочих психотехнических упражнений он рекомендует наблюдать за амфибиями (аксолотлями?) в аквариуме и отождествлять себя с ними (в целях прохождения соответствующей стадии психического развития). Или рассуждения о людях <<личиночной и постличиноч ной стадий>> и о том, что человечество в дальнейшем разойдется на различные эволюционные линии, чьи представители будут похожи друг на друга не более ч ем кролик на жирафа (очень созвучно идеям вертикальной эволюции в <<Волны гасят ветер>> Стругацких). По этому поводу вспоминаются <<Приключения Йона Тихого>> и <<Кибериада>> Лема, где великолепно показаны последствия Тихого>> подобных соблазнов.
Лири проповедовал идею <<расширения сознания>> через наркотики и секс (он был уволен из Гарварда за распространение ЛСД и провел несколько лет в американских тюрьмах). В те времена большинство населения в странах Запада придерживались достаточно строгих устоев жизни, а <> считались привилегией <<продвинутой части общества>>.

Целью же эволюции по Лири является <<вхождение в фиолетовый дыромир>> (так он называет черную дыру). От таких высказываний как-то очень припахивает серой. Сразу вспоминается место <<Розы мира>> Даниила Андреева, в котором описывается <<демонический антикосмос галактики>>, <<где полыхают инфралиловые зарева, раскачиваются и гаснут протуберанцы, а в самом зените блещет светило непредставимого цвета, отдаленно напоминающего фиолетовый>>.
(Продолжение следует).

Алексей Фанталов.

 
 Продолжение
Автор: rvv_ (---.vistcom.ru)
Дата:   19-04-04 08:13

Архаика, Модернизм, Постмодернизм 3.

Но существуют и аналитики другого типа - гуманитарии, характерные своим интересом к религии и мистицизму. Наиболее известной фигурой здесь выступает Александр Дугин. Сын генерала Главного разведывательного управления СССР он много работал в закрытых архивах, одно время состоял в <<Памяти>> Васильева (от которой ведут начало многие поздние <<Памяти>> праворадикальные организации России), был членом НБП Эдуарда Лимонова. В настоящее время Дугин издает журнал <<Элементы>> и руководит основанной им партией <<Евразия>>. Александр Дугин - один из наиболее образованных в области <<политического мистицизма>> в России людей. Его идеология представляет сочетание мистицизма>> русского евразийства, европейского традиционализма и геополитики. Духовным отцом традиционализма был французский мыслитель первой половины 20 века Рене Генон. От традиционных правых (консервативных) партий традиционализм отличается крайним радикализмом и стремлением к экспериментаторству. Кто-то пошутил: <<Если социализм есть советская власть плюс электрификация всей страны, то фашизм - учение Генона плюс танковые дивизии>>.

В послевоенные годы традиционализм выразился в движении <<новых правых>> (Ален де Бенуа и др.), подвергавших резкой критике буржуазное общество. Новые правые говорили о необходимости возврата к индоевропейскому культурному наследию, с его мифологией и трехчленным социальным делением - духовные лица, воины, труженики (это деление существовало и в средневековой Европе). Они (как, кстати, и русские евразийцы) рассматривали страну, культуру как нечто органическое, подобное живому организму. Движение, несмотря на высокий интеллектуальный уровень его участников, подвергалось обструкции со стороны властей и средств массовой информации. Тогда властителями дум Европы и Америки были левые философы. Однако, в настоящее время, положение левых философов (Делеза, Бодрийара и др.) отч асти становится маргинальным в западном истеблишменте (в России они пока в почете - до нас все доходит, как свет угасшей звезды). Но, парадоксальным образом, многие из их антибуржуазных, <<антисистемных>> идей проникают в концепцию новых правых. Происходит смыкание ультраправых с ультралевыми против центра, (в котором разницу между обычными правыми и социалистами уже трудно различить без микроскопа). Дугина можно охарактеризовать как представителя Архаики, приветствующего наступление Постмодерна на <<ненавистную Современность>> (олицетворяемую для него США с их <<десакрализацией мира>>). Это позиция и европейских новых правых, с которыми он поддерживает тесные контакты, являясь как бы их представителем в России. Проще говоря, поставить суперсовременные технич еские достижения (наприме, Интернет) на службу примордиальной (<<исконной>>) Традиции. Вот вам, кстати, и нордические эльфы с их магическими технологиями против механицистского Мордора (правда, Дальний Запад и Восток в данной концепции отчасти поменялись местами, но такая инверсия очень характерна для современного понимания мира). Что же касается геополитической концепции, то в ее рамках союзником Евразии-России (<<хартленд>>) Дугин видит будущую Миттель-Европу (во главе с Германией) и <<возрожденный Иран>> (видимо, в границах древних персидских империй). Говоря о Дугине, следует упомянуть и Гейдара Джамаля - его бывшего соратника. Джамаль (одно время он был советником Александра Лебедя) - главный идеолог политического ислама в России. Он обладатель чрезвычайно целостного и логичного мировоззрения, которое противники называют соединением ислама и большевизма. Место мирового пролетариата в концепции Джамаля занимает умма (мировая исламская община). Вообще говоря, мир есть очень сложная система систем. И, поэтому, всякая классификация представляет собой нечто искусственное. В одно и то же время на одной и той же территории протекают, переплетаясь, совершенно, казалось бы, разнонаправленные процессы. Один и тот же человек может быть задействован в противостоящих друг другу проектах. Вот и с понятиями Архаики, Модерна, Постмодерна происходит нечто аналогич ное. С этой точки зрения, трактовки явлений двадцатого века бывают диаметрально противоположными. Вот феномен фашистских режимов Европы. Вроде бы Традиция против либеральной современности, возврат к языческой племенной Архаике, << зову расы>>. А с другой стороны - научно-разработанный механизм уничтожения, идея генетической селекции человечества. Или отечественная история прошлого столетия. Одни исследователи говорят о << советской цивилизации>> как о квазирелигиозном ренессансе Архаики (старая бердяевская идея <<от Третьего Рима - к Третьему Интернационалу>>) в противоположность либеральному и прогрессивному царскому режиму. Другие акцентируют внимание на техницизме, утопизме СССР, массовизации советского общества, разрушении традиционного уклада, кампаниям по борьбе с неграмотностью и болезнями. Третьи (еще Лев Троцкий) противопоставляют первые годы революции сталинскому <<мелкобуржуазному термидору>>. Причем заметьте, в каждой из трех концепций можно поменять плюс на минус. Применительно к рассмотренным социологам можно видеть ряд парадоксальных моментов. Кургинян позиционирует себя как модерниста и находится в жесткой конфронтации с архаистом-традиционалистом Дугиным. Но вот я узнаю, что модернист Переслегин вроде бы является членом дугинской партии Евразия. И к какой категории отнести Джамаля? Вроде бы Архаика (возрождение халифата и т.д.). Однако, с другой стороны - рассуждения о мировой революции и об альтернативном (исламском) варианте глобализации. Сейчас очень трудно давать целостные этические оценки обозначенным тенденциям. Можно делать выводы лишь по их конкретным проявлениям.
Вопросы автору данной рассылки можно задать по:
ICQ 287567135
[mailto:fantalov@mail.ru] fantalov@mail.ru
Алексей Фанталов.
[http://www.politolog.h11.ru/elite1.htm] Борьба элит.

 
 Re: Я бы не сказал, что это пародия
Автор: sezam (---.pluss.microlink.lv)
Дата:   19-04-04 11:15

" Ярким образчиком такой пародии является <<Последний кольценосец>> Кирилла Еськова. Мордор там предстает как центр технического развития"

Скорее новохронологический подход - интерпретация фактов в наиболее вероятном ключе. Причем очень здравая мысль.

Пародия на Толкина - это различные "Тошнит от колец", с эльфийками-нимфоманками и прочими приколами.

 
 Продолжение 2
Автор: rvv_ (---.vistcom.ru)
Дата:   26-04-04 08:40

Изоляция и экспансия.

На чьей стороне историческая правда? Существуют две концепции российской геополитики. Первая (к которой относится большинство представителей геополитической мысли, в частности Дугин), гласит, что Россия <<обречена на величие>>, то есть просто обязана проводить экспансионистскую политику и иметь глобальные политические интересы. Вторая (Цымбурский) пропагандирует идею <<острова Россия>>. По этому поводу вспоминаются слова Александра Солженицына о том, что <<страна все силы должна употребить на внутреннее развитие>>.

Рассмотрим резоны обоих концепций, условно назвав их выразителей <<изоляционистами>> и <<экспансионистами>>.
<<Изоляционисты>>. За два с половиной века экспансии под руководством поздних Романовых, а затем коммунистической партии (в особенности!) страна изрядно растратила свои силы. Цари постоянно втягивали страну в достаточно чуждые ей европейские конфликты (с Пруссией, Наполеоновской Францией, антигабсбургской революцией, кайзеровской Германией). Ну а при коммунистах советское вмешательство распространилось на Азию, Африку, Латинскую Америку. У нас даже такой институт организовали с революционной целью: Институт Азии, Африки и Латинской Америки. Есть этот институт и по сю пору. Интересно, чем он теперь занимается (наверное, тем же, чем и <<Голос Москвы>> J).

При этом центральные, коренные районы Великороссии приходили в запустение, а Сибирь и Дальний Восток так и остались неосвоенными, вводя в соблазн соседей. Более того, <<советский экспансионизм был непопулярен и в Европе, и в ряде стран Третьего мира.

<<Экспансионисты>>. Уже полтора десятилетия Россия занимается << раскаянием и самоограничением>>. Отказалась от активной политики, сдала союзников. Ликвидировала космические программы, недавно закрыла свои базы во Вьетнаме и на Кубе (<<нет денег>>). Ну и что - развили провинцию? Приобрели друзей?
Да и в европейских конфликтах Россия участвовала, выполняя роль гири на весах <<европейского равновесия>> (наподобие Англии), не давая сформироваться единой (и потому опасной) Европе. Кстати, любой кибернетик и синергетик скажет, что, сокращая связи с внешним миром, система тем самым делается менее резистентной, отсекается от << аттракторов развития>>. <<Изоляция - путь к исчезновению>>.
Сейчас в этом отношении сложилась двойственная ситуация. Вроде бы Россия <<открылась к миру>>. Но при этом интерес к оному миру у большинства населения резко упал. Конечно, представители <<среднего класса>> ездят на отдых в Турцию, как в советское время в Ялту или Сочи. Но что они о Турции знают? Я специально проводил опросы. В первую очередь говорят о курортах, во вторую - о дешевых и непрестижных товарах. Русско-турецкие войны и Суворова мало кто вспомнит. Ну а о политической ситуации в этой внутренне разделенной стране и пантюркизме не сказал никто.
Следует сказать, что в советское время, несмотря на идеологическую зашоренность, информации о событиях в мире на экранах телевидения и страницах газет было гораздо больше. Оно и не удивительно - СССР был хранителем глобального политического проекта. Поэтому населению рассказывали о войнах, переворотах и революциях в развивающихся странах, его детально информировали о соотношениях партийных фракций в парламентах ФРГ, Великобритании и Франции. Теперь же считается достаточным говорить о << друге Билле>>, <<друге Джордже>>, <<друзьях Гельмуте, Жаке, Тони>> и т.п. Плюс - клиповый калейдоскоп картинок на экранах (с мест чрезвычайных происшествий), не дающий возможности составить сколько-нибудь цельное представление.
Это - диагноз. Здесь неплохо привести историческую аналогию. В 9 - 10 вв. н.э. дружины Киевской Руси, особенно при князе Святославе, ходили в походы и на Балканы (до Царьграда), и на Волгу, и на Кавказ (до южного Азербайджана). Но к 12 - 13 векам территория за Доном (а, фактически, - за
Днепром) стала называться <<Земля незнаемая>>. Так что, появление монгольских армий явилось полной неожиданностью для князей (хотя симптомы образования империи Чингисхана наверняка можно было почувствовать заранее, да и информация с караванами поступала).
Интересно, что деление на изоляционистов и экспансионистов существует и в США. В Америке Демократическая партия (и стоящая за ней Сверхэлита) выступает за международное сотрудничество, среди республиканцев же сильны изоляционистские настроения. Можно сказать и иначе - столкнулись две глобальные политические идеи. Быть ли Америке <<Новым Иерусалимом>> - << Сияющим городом на холме>> (Патрик Бьюкенан), использовать свою мощь, дабы изолировать себя от мира, погружающегося в хаос. Или стать <<Четвертым Римом>> и взять на себя управление этим хаосом.

Под флагом изоляционизма на первых своих выборах победил и Джордж Буш-младший. И, победив, начал войны в Афганистане и Ираке и <<крестовый поход против Оси зла>>. Стало модным расхожее выражение: <<Если Америка не будет заниматься решением международных проблем, эти проблемы придут к ней домой сами>>. Правда, фиаско такой политики становится все более очевидным. Тем более что Буша не допускают к <<главным святыням двадцать первого века - ядру мировых финансов и информационным ресурсам>> (Сергей Кургинян).
(Продолжение следует). Алексей Фанталов.

 Список форумов  |  Вид деревом   Следующая тема  |  Предыдущая тема 


 Эта тема закрыта 

phorum.org