§1. КОНСИЛИУМ

 New Topic  |  Go to Top  |  Go to Topic  |  Search  |  Log In   Newer Topic  |  Older Topic 
 Русский Бог
Author: dist (213.85.32.---)
Date:   03-23-04 21:54

Истории данного фразеологизма в памятниках русской литературы посвящено специальное исследование Рейсера (1961); как констатирует Рейсер (с. 64), специальной функцией “русского бога” являлась охрана отмеченного печатью избранности народа, что отвечает в общем восприятию Николы как покровителя русских. Наиболее ранний случай употребления этого выражения, отмечаемый Рейсером, представлен в “Повести о Ерше Ершовиче” по списку конца XVIII в.: “Руской бог похвалнова слова не любит” (Адрианова-Перетц, 1977, с. 14).

Со своей стороны, мы можем сослаться на существенно более ранний пример употребления рассматриваемого оборота, а именно в “Чуде святого Николы о половчине”. В этом оригинальном русском памятнике, составленном, по-видимому, в XI—XII вв. (Леонид, 1888, с. VI, примеч. 1; А. Марков, 1907, с. 43; Н. Никольский, 1906, с. 351—352, 355; ср.: Голубинский, I, 1, с. 776) и дошедшем до нас в списках XV—XVI вв., рассказывается о том, как некий киевлянин отпустил пленника-половца, отдав его на поруки Николе, т. е. заставив поклясться перед образом святителя в том, что он уплатит свой выкуп (ср. обычай брать Николу в поручители и клясться перед его образом — см. наст. работу, § 1.1. примеч. 5). Оказавшись на свободе, половец решает уклониться от выплаты, но ему несколько раз является Никола, наказывая его за невыполнение обещания. Когда половец рассказывает о случившемся с ним своим родственникам, те в гневе говорят ему: “Кто тако безуменъ якоже ты? видивъ явленiе первое и второе поручника своего и неубояся, ни поведа намъ; мнихомъ бо якоже прежъ глагола намъ: кому мя да на поруку? безъ ума данъ есмь б о г о в и р у с к о м у! Онъ же рече имъ: ей, не самому Богу, но святцю его Николе! Оне же реша ему: аще не богу ихъ, но слузи его; не веси ли яко великъ есть б о г ъ р у с с к i й и дивна чюдеса творить; то великiи слуги его” [Кушелев-Безбородко, I, с. 72 (по списку императорской Публичной библиотеки, рукопись in f° 293); ср. тот же текст с более или менее незначительными разночтениями в списке конца XV в. (Уваровское собр., № 192) в изд.: Леонид, 1888, с. 51; в списке первой половины XVI в. по рукописи Макариевских Четьих Миней в изд.: Житие и чудеса св. Николая, 1901, с. 116; и, наконец, в списке XVI в. (Румянцевское собр.. № 15) в изд.: Житие Николая Чудотворца, 1878, л. 186 об.; ср. еще: А. Марков, 1907, с. 43—45, где соответствующее место цитируется по рукописи XVI в., пожертвованной автором в Исторический музей].

Для нас важно прежде всего то обстоятельство, что данное выражение вложено в уста половцев, которые называют “русским богом” Николу (при этом повествователь тут же считает нужным дать соответствующее разъяснение, которое также вкладывает в уста половца, выступающего в качестве героя повествования). Нетрудно усмотреть здесь отражение характерного для нерусского окружения восприятия Николы.

Сходным образом в “Летописи московской” Мартина Бера 1612 г. говорится о некоем австрийце (Генрихе Канельсене), который “в правление Бориса Годунова приехал в Москву... перекрестился, отрекся от своего Бога, которого из детства исповедовал... и поклонился Русскому Богу Николаю [der Gott Nikolaus]” (Устрялов, I, с. 99).

Точно так же в немецком стихотворном памфлете на Ивана Грозного 1571 г. говорится, что он совсем позабыл “своего бога Николая”:

Ег ist vom Teuffel gar besessen
Seins gottes Niclos gar vorgessen
Er ist ein soldier grausamer tiran
Niemand das gnug aussprechen kann.
[Он совершенно одержим диаволом
И совершенно позабыл своего бога Николая,
Он такой ужасный тиран,
Что это невозможно выразить.]

(Пабст, 1844, с. 212)

Позднее так могут называть Николу не только иностранцы, но и сами русские — в том случае, когда они смотрят на русский культ Николы со стороны, т. е. как бы усваивают перспективу иностранного наблюдателя: так, Маркелл Радышевский обвинял Феофана Прокоповича в том, что тот “Чудотворца Николая многажды бранил и называл русским Богом” (Чистович, 1868, с. 215; Соловьев, X, с. 104).

Соответствующее восприятие Николы нашло отражение в рассказах (быличках), где говорится о том или ином инородце, который в критической ситуации обращается за помощью к Николе, именуя его “русским богом” или сходным образом. В одном из таких рассказов тонущий татарин взывает к Николе: “Русский Бог Миколка, спаси нас!” (Пермский архив, ф. 973, oп. 1, ед. хр. 272, с. 6); в другом тонущий бурят обращается к Николе со словами: “Святитель Христов, русский Никола, вынеси меня” (Болонев, 1978, с. 79). А. Я. Артынову, крестьянину Ярославской губернии, оставившему исключительно любопытные воспоминания, в г. Свияжске в трактире встретился татарин, который всячески превозносил Николу. Артынов удивился, и тогда трактирщик рассказал ему следующую историю: “Повстречался с ним в лесу огромный медведь; гибель татарина была неминуемая, медведь шел прямо на него; тут татарину пришел на память святитель Николай; вероятно, от кого-нибудь он слышал о нем; он стал ему молиться, говоря: „Микула! пожалуста! свеча ставят!", и говорил это не один раз; медведь тогда поворотил в сторону и скрылся в чаще леса. Татарин по обещанию купил свечу и отдал ее местному священнику, говоря: „пожалуста, ставь Микуле; о, ваш Микула велик человек"” (Артынов, 1882, с. 97). В этих рассказах проявляется связь Николы с в о д о й и м е д в е д е м, очень характерная вообще для восприятия этого святого (см. специально об этом в наст. работе, § III.4 и § III.5.4).

Может быть, не случайно выражение “Велик бог русский” было одним из любимых выражений Николая I (Шильдер, 1903, II, с. 252, 385; ср. еще: Рейсер, 1961, с. 69): Николай как бы поминал при этом своего патрона; уместно отметить, что до Николая I имя “Николай” не было принято в социальных верхах (Мурьянов, 1967—1968, с. 69; ср. также наст. работу, § III.1.3 и § III.2.3). Пословица “Русский Бог велик” зарегистрирована у Снегирева (1831—1834, II, с. 38) и у Даля (1904, I, с. 18).

Итак, можно предположить, что рассматриваемое выражение первоначально возникло в инородческой среде, причем имелся в виду не кто иной, как Никола, а в дальнейшем было усвоено в качестве фразеологического оборота и самими русскими; в процессе этого усвоения данное выражение приобрело более широкий смысл, т. е. была утеряна специальная связь с Николой. Соотнесенность выражения „русский бог" с отстраненной перспективой иноплеменника в какой-то степени могла ощущаться еще и в начале XIX в., ср. заключительные слова Димитрия Донского в одноименной трагедии В. А. Озерова (1806):

...Чтоб с трепетом сказать иноплеменник мог:
“Языки ведайте: велик российский бог!”

(Озеров, 1960, с. 293)

Тот же мотив, в сущности, звучит и у П. А. Вяземского в заключительной строфе стихотворения “Русский бог” (1828):

Бог бродяжных иноземцев,
К нам зашедших за порог,
Бог в особенности немцев,
Вот он, вот он русский бог.

(Вяземский, 1958, с. 216)

Соответственность данного выражения с чужой точкой зрения проявляется и в украинской колядке, где рассказывается, как еврейская девочка усмотрела, “же Рускiй Пан бог из мертвых устав”, и сказала об этом отцу, но тот возразил: “...втоды Рускiй Бог из мертвых устане, коли тот каплун спред меня злетит, под облаки сяде, красне запее”, и в ту же минуту жареный петух полетел, уселся на облако и “краснейко запев” (Головацкий, II, с. 6, № 8; Кушелев-Безбородко, I, с. 217—218). Правда, выражение русский бог применяется в данном случае не к Николе, а к Христу; но это легко понять, если иметь в виду ассоциацию Николы и Господа, продемонстрированную в наст. работе (§ 1.1).

http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/001/088/ex2.htm

Итак, русским Христом был Никола, что доказано обстоятельно и убедительно Успенсикм.

Вопрос Андрюше и Святичу - где этот русский Бог в РУССКИХ летописях?

 
 Re: николаиты
Author: кеслер (---.Moscow.itn.ru)
Date:   03-23-04 22:09

"Православные" - николаиты?

 
 Re: Русский Бог от инородцев
Author: Xen (---.dialup.wplus.net)
Date:   03-24-04 00:41

Итак, можно предположить, что рассматриваемое выражение первоначально возникло в инородческой среде, причем имелся в виду не кто иной, как Никола, а в дальнейшем было усвоено в качестве фразеологического оборота и самими русскими; в процессе этого усвоения данное выражение приобрело более широкий смысл, т. е. была утеряна специальная связь с Николой.

где этот русский Бог в РУССКИХ летописях?


Русские летописи создавали инородцы? Половцы, татары и буряты? Тогда действительно странно, где?


А вообще, эта статья неплохо подытоживает Ваши титанические труды по доказательству того, что Русь вместо Иисуса почитала Николая. Все свидетельства, собранные Вами, попадают в три группы:
1. Показывающие популярность св. Николая в России.
2. Показывающие плохую осведомленность простого народа в церковном учении, в сочетании с языческими привычками.
3. Показывающие, как некоторые иностранцы воспринимали Николаевскую популярность.

Вот только, действительно, где русские свидетельства, непосредственно указывающие на культ Николая-Спаса, входящего в Троицу? Где евангелия про Николая, например? Никон исправлял культ Николая Христа на культ Иисуса Христа- где свидетельства исправления?
Почему все иностранцы, упоминавшие "Николу-Бога", упоминают его вскользь, и не описывают подробно русскую религию? Между тем как те, кто это делает, показывают русских такими же христианами, как и европейцев (с нюансами, конечно), и никакого Николая в Троице или в качестве Спасителя не обнаруживают. Только большая популярность данного святого.

В итоге- "николаитская Русь" - создание иностранцев и инородцев, непосредственно к религии Руси (до или после Никона) отношения не имеющее. Ситуация прояснилась.



Сообщение отредактировано (24-мар-04 00:57)

 
 Re: Русский Бог
Author: Cagor (---.dialup.mtu-net.ru)
Date:   03-24-04 02:03

С нами Бог!
Разумейте языцы и покаряйтеся,
Яко с нами Бог!..
Так поет православная церковь сегодня, причем без упоминания имени Бога, что нехарактерно. Одно из двух - либо Иисус, либо Саваоф (Шебаот). А так, чтобы вообще без упоминания имени... Мне думается, что этот исполняемый очень часто гимн победившего Израиля имеет и прямо называет имя Бога, но только это имя оттуда вымарали.
Я попытался самостоятельно продолжить тему о Николае-Микуле, то есть Боге-Вседержителе, который владеет тягой земной и поворачивает Солнце (отсюда и имя его - Ми-Кола). Зимой на лето, а летом - на зиму, отчего и было два Микулы - летний и зимний.
Отсюда и Рождество Солнца иезуиты приписали Иисусу и назначили праздновать 25 декабря (по ст.ст.). Перед Рождеством Солнышка были колядки, которые охристианили. А вообще правильно, по понятиям (для тех, кто понимает), Рождество Христово полностью совпадает с Богоявлением 19 января, т.е. отмечатеся на месяц позже.
Поэтому в России православные иезуиты и передвинули Рождество Христово на месяц раньше, чтобы закрыть Рождество Ра. Миколу зимнего сделали Санта Клаусом.
Бог Мыкола как Вседержитель очень многое объясняет и в синтетическом образе современного православного Саваофа (Шебаота), который очень отличается от своего африканского прототипа. Но т.к. эта ветка была открыта для Святича и др. знатоков религии, я умолкаю
С уважением, Кагор

 
 Re: николаиты
Author: dist (213.85.32.---)
Date:   03-24-04 11:54

Думаю, это достаточно убедительно доказал Успенский.

 
 Ситуация яснее ясного
Author: dist (213.85.32.---)
Date:   03-24-04 12:04

Если иностранцы на каждом углу на Руси вплоть до Никона только о Николе и слышат, причем в сочетании Бог (Nicola-bough), то что им остается?

Ясно, что русов до самого Никона николаитами и называли.

Вы невнимательно вчитались в Успенского - он пишет, что Николами на Руси назывались все иконы Спаса.

В любом случае, соглашаясь с тем, что существование безудержного культа Николы на Руси вплоть до Никона, Вы упорно отказываетсеь говорить, где же отражение этого культа в т.н. русских летописях, ни одна из которых, между прочим, до 18 века не была известной.

 
 Re: Русский Бог
Author: dist (213.85.32.---)
Date:   03-24-04 12:07

А мы откроем новую ветку.

И пусть туда Святич только попробует сунуться . . .

 
 Re: Ситуация яснее ясного
Author: Xen (---.228.ip.infos.ru)
Date:   03-24-04 13:08

dist Написал:

> Если иностранцы на каждом углу на Руси вплоть до Никона только
> о Николе и слышат, причем в сочетании Бог (Nicola-bough), то
> что им остается?



> Ясно, что русов до самого Никона николаитами и называли.

Где это, кроме Буссова?

> Вы невнимательно вчитались в Успенского - он пишет, что
> Николами на Руси назывались все иконы Спаса.

Назвались или были?
Может, действительно что пропустил, но про иконы нашел только такое:
Вместе с тем иностранцы в XVII в. могли называть любую икону “Николаем” (Micola и т. п.), т. е. употреблять соответствующий апеллятив как общее обозначение иконы

и это
Наименование икон “богами” достаточно обычное явление на Руси

А где Спас?

Здесь
“На реке на Клязьме два бога огрязли, пришел Спас, выткнул Миколе глаз (= Ключ в замке)”
или здесь
“Проси Николу, а он Спасу скажет”
это явно разные персонажи.


> В любом случае, соглашаясь с тем, что существование
> безудержного культа Николы на Руси вплоть до Никона, Вы упорно
> отказываетсеь говорить, где же отражение этого культа в т.н.
> русских летописях, ни одна из которых, между прочим, до 18 века
> не была известной.

Не только до, но и после Никона, но в простонародье. А зачем в летописях отражать простонародные представления? "Русский бог Никола"- только у иностранцев.
Ну так где русские официальные источники о том, что Никола был Христом? Где никоновские отчеты о ликвидации такого экзотического культа? О том, чтобы иконы богами не называть, есть, а об этом?

А летописи, неизвестные до 18 века- это Ваши сказки, причем старые. У Вас, я смотрю, и Степенная книга в 17 веке пишется.

 
 Кроме Буссова
Author: Игорь (---.parma.ru)
Date:   03-24-04 13:25

George Turberuile
ДЖОРДЖ ТУРБЕРВИЛЛЬ
ПОСЛАНИЯ ИЗ РОССИИ

ДАНСИ
Их идолы поглощают их сердца, к богу они никогда не взывают.
Кроме, разве Николы Бога, который висит на стене.

Their Idoles haue their hearts, on God they neuer call,
Vnlesse it be (Nichola Bough) that hangs against the wall.


Я. Рейтенфельс

«… Также была прекращена и ересь тех, кои пытались свести все иконопочитание к поклонению лишь Христу, Пресвятой Богоравной Деве и св. Николаю…».

Здесь речь идет о Никоне и Большом Московском Соборе 1667г. У Макария в «Истории русской церкви» ничего об этом не нашел (то, что есть под рукой). Может, Рейтенфельс ошибся? Что посоветуете посмотреть?

 
 Re: Бог Никола - только у ин-цев?
Author: dist (213.85.32.---)
Date:   03-24-04 13:36

О чем Вы?

Снова читайте указ от 20 мая 1625 г. о крестоцеловании в судах.

А некоторые иноземцы, литва, и немцы, и тотаровя, и всякие иноземцы учнут искати на руских людех, а доведетца крест целовати руским людем, а иноземцом крест ставити, - и тем иноземцом у Николы крестов не ставити и руских людей у Николы в-ыноземцовых искех ко кресту не приводить, а целовати в-ыноземцовых искех руским людем крест в приказех, где который иноземец на руских людех учнет искати.

А в приказех велеть кресты написати и в приказех держати, для того, чтоб иноземцом ко кресту у Николы не приводить.


Это у русских был Никола, к которому они иностранцев не подпускали!

Снова Успенский:

Ср. в резьянском словаре Бодуэна де Куртенэ (1966, с. 204): pod bоγon “под богом”, od boγa γore “βϋψе бога”, с пометкой составителя словаря: “бог — фигура на кресте”. См. также записанный Бодуэном (1904, с. 153, № 843) у терских славян рассказ о том, как некий капеллан “продавал богов (boye prodaju)”; А. Марков (1907, с. 48) считает, что здесь имеются в виду изображения святых, т. е. слово “бог” употребляется в таком же значении, как в русском языке, однако не исключено, что речь идет в данном случае о продаже изображений Христа (в частности, распятий).

Итак, бог - это распятие, и бог - это Никола.

Вам силлогизм привести, или сами сообразите?

 
 Re: николаиты
Author: Гонтарь (---.zin.ru)
Date:   03-24-04 13:54

еще не достаточно пока


Святой Никола
Новгород.

XIII - начало XIV века


Как вы, вероятно знаете, положение рук на иконе имеет определенное значение. Обратите внимание, на два пальца у Николая. В ветке, посвященной фрайбургскому кресту, я везде писала о трех пальцах.

 
 Re: николаиты
Author: Гонтарь (---.zin.ru)
Date:   03-24-04 13:58


Икона "Св. Николай Чудотворец и св. царица Александра"
Цепков А.И.

31,3х26,8см

1898 г.

Дерево, темпера, позолота

Икона, написаная талантливым мастером из Мстеры А.И. Цепковым, представляет небесных покровителей императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. Святой Николай Чудотворец (III-IV вв.) - епископ города Миры в Ликии, ревностный поборник христианской веры, прославившийся еще при жизни милосердием и творением чудес, был одним из самых почитаемых на Руси святых. Его имя носили многие представители династии Романовых. Святая царица Александра, супруга императора Диоклетиана, пострадала во время гонений на христиан в начале IV века. Ее имя получила, приняв в России православие, принцесса Алиса - Виктория - Елена - Луиза - Беатриса Гессен-Дармштадская, будущая императрица Александра Федоровна.

 
 Re: Ситуация яснее ясного
Author: Игорь (---.parma.ru)
Date:   03-24-04 14:10

Xen написал:

"Русский бог Никола"- только у иностранцев.


Я когда цитату из Поссевино приводил,

АНТОНИО ПОССЕВИНО
МОСКОВИЯ
КНИГА I
О делах московских, относящихся к религии
«…Между прочим, более всего они чтут святого Николая, епископа Мирликийского. Мы видели его изображение не только на иконах, но почти полное изваяние недалеко от Новгорода Великого (в этом месте для религиозного почитания было выставлено его изображение, т. е. статуя). Тогда монахи встретили нас и поднесли на одном блюде святую воду и крест, на другом хлеб и соль, по их обычаю.
Они называют святого Николая чудотворцом (Czudotvoretz, Jaumatorourgon), т. е. творцом чудес. Однако они почитают его не до такой степени, чтобы сравнивать с Христом или считать самым значительным из святых — разве только кто-нибудь, не осведомленный в истинном положении дел, ошибется в этом…».

Dist ответил так:
«Вот и ключик.
Любой, кто считает иначе, называется 'не осведомленным в истинном положении дел'».

На мой взгляд, здесь следует уточнить, что не просто «любой», а именно, иностранец любой. Для кого автор-то писал?

С другой стороны:
«…Известный писатель начала XX века Алексей Михайлович Ремизов, происходивший из старой московской купеческой семьи, выросший на почитании Николы, собрал и издал сборник преданий о святом – «Николины притчи». В нем он пишет, что имя святого Николая – «заветное», «первое» имя русской веры, и приводит старинное украинское присловье, показывающее силу народной веры в Николу: «А що будет, як Бог помре?» - «А Микола святый на що?»…».

См.: Владимир Муравьев. Святая дорога. М.: Изографус, Изд-во Эксмо, 2003. – 512с. илл. – История московских улиц.

 
 Re: распальцовка
Author: dist (213.85.32.---)
Date:   03-24-04 14:12

Да я знаю обширную литературу, посвященную 2-3 пальцам, включая фотографии и рисунки.

В Вашем случае датировка XIII веком вызывает КРАЙНЕЕ недоумение.

На чем она основана?

 
 Re: Аликс-Беатрис Гессен-Дармштадская
Author: dist (213.85.32.---)
Date:   03-24-04 14:18

Вот видите, несусветная традиционномифологическая клюква.

 
 Re: Ника
Author: кеслер (---.Moscow.itn.ru)
Date:   03-24-04 14:34

Это слово входило в формулу: "Исус Христос Царь Славы Ника". После Никона вместо "Славы" стал "Иудейский", а Нику РПЦ стала потихоньку задвигать...

 
 Re: распальцовка
Author: Гонтарь (---.zin.ru)
Date:   03-24-04 14:35

датировка не моя - с эрмитажного сайта

 
 Re: Ника
Author: Гонтарь (---.zin.ru)
Date:   03-24-04 14:43

Что привлекло мое внимание на выставке:
Ларец (13 век), Франция; Крест с распятым Христом (вт.половина 13 века) над головой Христа буквы I H S под ними XPS
все выполнено выемчатой эмалью.
На 3 ларцах крестов нет. Христос изображен с поднятой правой рукой и с 3 разогнутыми пальцами на ней (безымянный и мизинец согнуты.)

1:11 то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию.
Огiєнко: який говорив: Що бачиш, напиши те до книги, і пошли до сімох Церков: до Ефесу, і до Смірни, і до Пергаму, і до Тіятирів, і до Сард, і до Філядельфії, і до Лаодикії.
KJV: Saying, I am Alpha and Omega, the first and the last: and, What thou seest, write in a book, and send it unto the seven churches which are in Asia; unto Ephesus, and unto Smyrna, and unto Pergamos, and unto Thyatira, and unto Sardis, and unto Philadelphia, and unto Laodicea. (Revelation 1:11)
Septuaginta & NT: legoushV o blepeiV grayon eiV biblion kai pemyon taiV epta ekklhsiaiV eiV efeson kai eiV smurnan kai eiV pergamon kai eiV quateira kai eiV sardeiV kai eiV filadelfeian kai eiV laodikeian

1:20 Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников [есть сия]: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.
Огiєнко: Таємниця семи зір, що бачив ти їх на правиці Моїй, і семи свічників золотих: сім зір, то Анголи семи Церков, а сім свічників, що ти бачив, то сім Церков.
KJV: The mystery of the seven stars which thou sawest in my right hand, and the seven golden candlesticks. The seven stars are the angels of the seven churches: and the seven candlesticks which thou sawest are the seven churches. (Revelation 1:20)
Septuaginta & NT: to musthrion twn epta asterwn ouV eideV epi thV dexiaV mou kai taV epta lucniaV taV crusaV oi epta astereV aggeloi twn epta ekklhsiwn eisin kai ai lucniai ai epta epta ekklhsiai eisin

2:8 ¶И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив:
Огiєнко: ¶ А до Ангола Церкви в Смірні напиши: Оце каже Перший й Останній, що був мертвий й ожив:
KJV: And unto the angel of the church in Smyrna write; These things saith the first and the last, which was dead, and is alive; (Revelation 2:8)
Septuaginta & NT: kai tw aggelw thV en smurnh ekklhsiaV grayon tade legei o prwtoV kai o escatoV oV egeneto nekroV kai ezhsen
2:9 Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское.
Огiєнко: Я знаю діла твої, і біду, і убозтво, але ти багатий, і зневагу тих, що говорять про себе, ніби юдеї вони, та ними не є, але вони зборище сатани.
KJV: I know thy works, and tribulation, and poverty, (but thou art rich) and I know the blasphemy of them which say they are Jews, and are not, but are the synagogue of Satan. (Revelation 2:9)
Septuaginta & NT: oida sou thn qliyin kai thn ptwceian alla plousioV ei kai thn blasfhmian ek twn legontwn ioudaiouV einai eautouV kai ouk eisin alla sunagwgh tou satana

 
 Re: эрмитажный сайт
Author: dist (213.85.32.---)
Date:   03-24-04 14:59

Вот мы и собрались тут, чтобы выводить на чистую воду всяческих пиотровских.

 
 Re: николаиты
Author: Гонтарь (---.zin.ru)
Date:   03-24-04 15:11

николаиты встречались в Пергамской церкви-там где престол Сатаны, и
в Ефесской церкви. Попробуйте определиться, где эти церкви располагались - тогда и выводы будут точнее

 
 Помогите прочесть
Author: Игорь (---.parma.ru)
Date:   03-24-04 16:05

Бернгард Леопольд Франциск Таннер.
Посольство Польско-Литовское в Московию 1678 года (лат. оригинал).




Я правильно читаю: «Московская (Московитская) Святая Троица»?

 
 Re: Помогите прочесть
Author: dist (213.85.32.---)
Date:   03-24-04 16:25

Точнее будет -

Святая Троица Мо'сков

 
 Re: николаиты
Author: dist (213.85.32.---)
Date:   03-24-04 16:27

Но это совсем не те николаиты!

 
 Re: Ника
Author: Борис2 (211.138.205.---)
Date:   03-24-04 16:39

Если применить формулу, применяемую Носовским и Фоменко в их работах, то получим: Никола = Ник + Ола , а если Николай, то - Ник + Алай, то есть Алла или же просто - Аллах. Вот получается и русский бог. Аллаха потом мусульмане забрали себе, а Никон дал народу то, что дал.


PS
Разрешаю поиздеваться и над моим именем (в пределах допустимого).

 
 Re: Борись, Борис!
Author: dist (213.85.32.---)
Date:   03-24-04 17:02

НИКА - что мог подумать традиционный русский человек, увидев это на кресте? Конечно, имя своего любимого Бога.

Что касается Ников и Аллахов - это все от лукавых мехметов и филологов.

 
 Re: николаиты
Author: Гонтарь (---.zin.ru)
Date:   03-24-04 17:47

отчего же не те- колено Ефрема- недалеко от Контантинополя

 
 Re: Кроме Буссова
Author: Xen (---.228.ip.infos.ru)
Date:   03-24-04 19:37

Тубервилля, благодаря dist'у, все уже много раз читали. Это же вместе с указом 1625 года его коронный аргумент. Речь идет о термине "николаиты"- где они, кроме Буссова? Где они в русских источниках?

> Я. Рейтенфельс
>
> «… Также была прекращена и ересь тех, кои пытались свести все
> иконопочитание к поклонению лишь Христу, Пресвятой Богоравной
> Деве и св. Николаю…».
>
> Здесь речь идет о Никоне и Большом Московском Соборе 1667г. У
> Макария в «Истории русской церкви» ничего об этом не нашел (то,
> что есть под рукой).

Вот и прекрасно! Вообще-то трудно ожидать, чтобы там было то, чего быть не может. Ни о каком "введении Иезуитства" и речи нет.

 
 Re: Бог Никола - только у ин-цев?
Author: Xen (---.228.ip.infos.ru)
Date:   03-24-04 19:46

dist Написал:

> О чем Вы?
>
> Снова читайте указ от 20 мая 1625 г. о крестоцеловании в судах.
>
> А некоторые иноземцы, литва, и немцы, и тотаровя, и всякие
> иноземцы учнут искати на руских людех, а доведетца крест
> целовати руским людем, а иноземцом крест ставити, - и тем
> иноземцом у Николы крестов не ставити и руских людей у Николы
> в-ыноземцовых искех ко кресту не приводить, а целовати
> в-ыноземцовых искех руским людем крест в приказех, где который
> иноземец на руских людех учнет искати.
>
> А в приказех велеть кресты написати и в приказех держати, для
> того, чтоб иноземцом ко кресту у Николы не приводить.

>
> Это у русских был Никола, к которому они иностранцев не
> подпускали!


Этот указ у Вас в каждом втором постинге, его скоро здесь все будут знать лучше, чем те, кто его писал. В общем-то это неудивительно, поскольку это единственный русский документ об более-менее особой роли Николы на Руси. Ничего другого Вы представить не в состоянии, лишь повторяя свои фантазии.


Приведем другой фрагмент той же части:

Анонимный английский автор (из окружения А. Дженкинсона), оставивший описание России середины XVI в., писал по этому поводу: “Во всей стране [России] нет ни одного учителя для наставления народа, так что многие, большая часть бедняков, на вопрос, сколько богов" — ответила бы ,,очень много", так как они считают всякий имеющийся у них образ за бога” (Середонин, 1884, с. 24). После реформ патриарха Никона так же начинают думать и русские церковные власти, и со второй половины XVII в. обычай называть иконы “богами” осуждается русской церковью как языческий или еретический.

Заметьте, богами необразованные бедняки называли все иконы, а не только св. Николая.

>
> Итак, бог - это распятие, и бог - это Никола.
>
> Вам силлогизм привести, или сами сообразите?

Из приведенного Вами отрывка видно только, что "богами" назывались и распятия, и иконы. То, что "бог- это только Никола", равно как "Никола- это только бог" утверждать нельзя, поскольку есть противоречащие данные.

Давайте попробуем:

1. Некоторые "боги"- распятия;
2. Некоторые "Николы"- "боги" (или Некоторые "боги"- "Николы")
_______________

3. ?????

(К тому же п.1 взят из одного текста, п.2- из совсем другого.)
Такие силлогизмы решения не имеют (в нормальной формальной логике), но , может у Вас оно есть?

 
 Re: Кроме Буссова
Author: Игорь (---.parma.ru)
Date:   03-24-04 23:10

Буссов, действительно, использует "странный" термин. "Николаиты", если я не ошибаюсь, весьма древняя ересь, с именем святого никак не связанная.
Здесь мне интересно вот что. Считается "вероятным, что Буссов "был сын священника". Это предположение находит свое подкрепление в том, что в своих мемуарах Буссов уделяет довольно много внимания вопросам церковно-религиозного характера. То, что зятем Буссова был протестантский пастор Мартин Бер, также может в известной степени быть связано с происхождением Буссов из церковных кругов".

http://stepanov01.narod.ru/library/busov/introd.htm

Как при этом можно так "промахнуться" с понятием?

 
 Re: Кроме Буссова
Author: Xen (---.228.ip.infos.ru)
Date:   03-25-04 00:49

Кто такие николаиты: (из БиЕ).
— 1) еретики первых времен церкви, получившее начало и название от Николая, одного из семи диаконов, о которых говорится в книге Деяний Апостольских. Секта возникла из противодействия иудейству в первобытном христианстве. Она отрицала силу ограничительных постановлений собора апостольского относительно пищи (допускала вкушение идоложертвенных животных и т. д.), практиковала общение жен и прелюбодеяние не считало за грех. Н. считают если не родоначальниками, то предшественниками ересей гностических, сирийской отрасли. Сведения о них — у Иринея Лионского ("Против ересей", I, 26, § 3), Епифания Кипрского ("Панарий", XXV), Ипполита ("Философумены", VII, 36) и Евсевия ("Церковная История", III, 29).

2) Небольшая секта в Богемии, основанная крестьянином местечка Власеник, по имени Николай, около 1417 г. Она учила, что церковь утратила свой нормальный вид, и, кроме Библии, допускала другое божественное откровение, получаемое непосредственно отдельными лицами из среды ее. Секта существовала еще в XVII в. В 1676 г. она издала свое "Исповедание веры", от которого не сохранилось ни одного экземпляра.

Что касается Буссова, то он скорее уделяет внимание не религиозным вопросам, а политическим. Религию московитов он упоминает скорее вскользь и с явным пренебрежением (тут, видимо, и сказалось его социальное происхождение), что, кажется, вообще характерно для протестантов, описывающих Россию тех времен (тот же Тубервилль). Заметьте, что "николаитов" он поминает лишь один раз, и возможно, сектанты-еретики здесь не причем (ни 1), ни 2))- просто автор решил воспользоваться известным ему термином, может, бывшем на слуху (николаиты-2), поскольку о большом почтении московитов к Николе он говорит неоднократно. И кстати, он тоже использует сочетание "бог Николай", но для слова "бог" он испольует русское Buch, а не Gott, т.е. он прекрасно знает, что это не русский Христос; возможно, здесь тоже влияние "богов-икон" (см.у Успенского), неприемлемых дял протестанта.

 Forum List  |  Threaded View   Newer Topic  |  Older Topic 


 This thread is closed 

phorum.org