Author: dist (213.85.32.---)
Date: 04-01-04 17:02
. . . Апостольские постановления", указывая, как должно христианам проводить по кончине братии 3-й, 9-й, 40-й и годичный дни, говорят о 3-м дне, что его нужно проводить в псалмопениях, чтениях и молитвах ради Того, Кто в третий день воскрес из мертвых.
. . . Кроме того, что панихиды совершаются над еще не погребенным умершим, они бывают также в 3-й, 9-й и 40-й день после смерти.
http://www.liturgy.ru/nav/trebi/trebnik/6_zaupokoj.php
Поминовение умершего в третий день после его смерти христианская Церковь совершает в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.
Далее христианская Церковь совершает поминовение умерших в девятый день по их смерти в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившемуся.
Поминовение новопреставленного в сороковой день по его кончине, по преданию апостолов, имеет основанием сорокадневный плач израильтян о кончине Моисея. Кроме того, известно, что сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого божественного дара, для получения благодатной помощи Отца Небесного
Третий день
Поминовение усопших на третий день после смерти есть предание апостольское. Оно совершается, во-первых, потому, что скончавшийся крещен был во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Единого в Троице, хранил невредимой веру, принятую во Святом Крещении, и так как он в течение жизни молился об отпущении грехов Единому в Троице Богу, то и по преставлении его Святая Церковь творит о нем поминовение на третий день;
во-вторых, потому, что он сохранил три богословских (или – евангельских. – Ред.) добродетели, являющиеся основанием нашего спасения: веру, надежду и любовь; в-третьих, потому, что существо его имело тройственный состав – дух, душу и тело, которые согрешают вместе и потому, по переходе человека в Загробный мир, все три требуют очищения от грехов.
Кроме такого богословского значения поминовения усопших на третий день, есть еще значение таинственное, касающееся загробного состояния души. Когда святой Макарий Александрийский просил Ангела, сопровождавшего его в пустыне, объяснить ему значение церковного поминовения на третий день, то Ангел отвечал ему: “Когда на третий день бывает в Церкви приношение, тогда душа умершего получает от стрегущего Ангела облегчение в скорби, которую чувствует от разлучения с телом, – получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда, ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. На третий же день Тот, Кто Сам воскрес в третий день из мертвых, повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись христианской душе на Небеса, для поклонения Богу всяческих”.
http://www.librarium.orthodoxy.ru/pogreb02.htm#29
Но Священное Предание указывает дни, которые православные христиане должны особо посвящать памяти усопших. Это, во-первых, третий, девятый и сороковой день по кончине. Свидетельства о таком поминовении идут из глубокой древности. Как и многие христианские обычаи, дни поминовения имеют свой источник в благочестивых преданиях Ветхого Завета. Через апостолов обычай этот перешел и к новому Израилю - Христовой Церкви, и сохраняется поныне, получив новое, христианское осмысление Апостольские постановления повелевают творить эти поминовения «о всех усопших душах, праведных и грешных, иже во святем Крещении бывших».
Третины совершаются в честь того, что умерший веровал во Св. Троицу и перешел в вечную лучшую жизнь к Триипостасному Божеству, а также в честь тридневного воскресения Исуса Христа.
Девятины (по объяснению «Книги о Вере») - для того, чтобы душа умершего, заступлением и молитвам девяти ангельских чинов, удостоилась быть причтенной к душам всех святых.
Обычай же сорокадневного поминовения идет еще из Ветхого Израиля, где сорок дней оплакивали праотца Иакова, а затем пророка Моисея. А в Новом Завете мы связываем его с Вознесением Господа нашего на небеса в сороковой день по Воскресении, подобно чему и мы, христиане, «вознесены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем». (1 Сол. 4, 17). Имеются и другие объяснения этих дней.
Смысл таких сроков поминовения объясняется и в откровении, данном через Ангела Божия преподобному Макарию Великому. Передадим его по возможности кратко, сверяя с другими сообщениями святых отцов. В течение трех дней душа проходит уже упомянутые воздушные мытарства и испытуется в тех грехах, которые творила в своей жизни. Самые ожесточенные и нечестивые души уже на этом пути мытарств похищают демоны и несут их в преисподнюю, по слову пророка: «Да возьмется нечестивый, да не видит славы Господни» (Срав. Ис. 26, 10). Другие же души, хранимые святыми ангелами, преодолевают эти препятствия и приносятся на поклонение к престолу Божию. Потом, Божиим повелением, ангелы снова относят душу в мир и указывают ей ее злые или добрые дела, напоминая дни, часы и лица.
На девятый день душа вторично приходит на поклонение Богу. После сего ангелы показывают ей загробные обители: сначала места блаженства праведных, потом муки и страдания грешных. И когда душа уже извещена обо всем, что может ожидать ее, в сороковой день, по кончине, над нею совершается суд. Она слышит ответ Божий о своей участи. Душа человека, украшенная добродетелями, водворяется в месте покоя до общего воскресения мертвых. Душа грешника заключается в темницах ада, где с воздыханием и плачем ждет дня воскресения и Страшного Суда, когда будет отослана в муку вечную вместе с телом своим.
По сему столь важны для усиленной молитвы за усопших третий, девятый и сороковой дни.
Впрочем, жития и писания святых иногда изображают загробный путь души несколько иначе. Например, душа праведной Феодоры после поклонения престолу Божию сразу же услышала ответ о своей участи. И когда потом ангелы показывали ей места мучения, они уже знала, что благодатию Божиею избавлена от сего. А наиболее святые и чистые души вообще беспрепятственно минуют бесовские мытарства. Об этом поведал, например, преп, Зосима Соловецкий, явившись в видении ученику уже в девятый день по кончине своей. Разные имеются свидетельства и о числе мытарств; поэтому, не входя в изыскания о неведомом, остановимся на утверждении св. Кирила Александрийского: «Итак, каждая страсть душевная, всякий грех, имеет своего особого мытаря и истязателя». Все духовные писатели сходятся в главном, в том, что сорок дней - время когда решается судьба души умершего, а в 40-й день определяется участь её.
Но и по истечении этого срока Божие милосердие не оставляет душу без надежды, - даже если она по своим делам осуждена на муки. Надежда эта сохраняется до самого Страшного Суда, ибо Господь хочет, чтобы не погибла ни одна душа, имевшая хоть малую закваску правой веры и добродетели. Он ждет, чтобы недостатки и грехопадения такого человека, даже если они очень велики, старались восполнить его близкие, творя богоугодные дела, которые сам умерший не успел совершить при жизни. По учению преподобного Иоанна Дамаскина, Бог «благоволит исполнять прошения Своих созданий, относящиеся ко спасению, и особенно преклоняется не тогда, когда кто подвизается только ради спасения собственной души своей, но когда делает сие и ради ближнего. Ибо чрез это он (т. е. молящийся об умерших) восходит к Богоподражанию, испрашивая даров для других, как милости для себя самого, исполняет меру совершенной любви, получает отсюда блаженство и, вместе с душою ближнего, и для своей души делает превеликое добро». Ободренные такими духовными наставлениями, мы и после сорока дней не будем ослабевать в молитвах за ближнего своего. Отныне особенным днем его поминовения будет каждая годовщина смерти, а также «День Ангела», т. е. день памяти святого, имя которого носил покойный.
http://www.kirov.ru/~umcnd/books/othfr.htm
Такое впечатление, что когда иностранцы в 17 веке писали о России, Священное Предание еще не сформировалось.
|
|