Author: Mehmet (---.nw.ru)
Date: 05-09-04 18:31
Эдуард. Написал:
> Mehmet Написал:
>
> > Эдуард. Написал:
> >
> > > Мне все-таки кажется, что в 17-19 веках было действительно
> > > 'реформирование' языков в сторону унификации. Были заложены
> > > основы грамматик практически всех известных живых языков.
> > Неверно. "Основы грамматик" заложить нельзя, Вы смешиваете
> > 1) создание стандартного литературного языка
> > 2) грамматику конкретного языка.
> > Что касается первого, то кодифицированные латынь или санскрит
> > существовали уже задолго до указанного времени. Литературный
> > сингальский, тамильский и арабский также существуют гораздо
> > дольше 3 веков.
> > Что касается второго, то в ЛЮБОМ ЯЗЫКЕ существует своя
> > собственная грамматика, даже в самом завалящем пиджине есть
> > определенные правила.
>
> Пока кто-то не описал формальные грамматические правила,
> грамматики не может существовать.
Неверно. Если не существует грамматики языка, то мы не можем ничего сказать на этом языке. Грамматика--это правила порождения высказываний на каком-то языке, и этими правилами пользуется ЛЮБОЙ носитель языка. Хотя в подавляющем числе случаев он их НЕ ОСОЗНАЕТ.
Это то же самое, как сказать,
> что существует математика сама по себе еще до того, как некто
> не ввел математических моделей.
Язык УЖЕ существует сам по себе НЕЗАВИСИМО от наличия или отсутствия грамматического описания. И учатся языку в детстве, не используя при этом каких-либо пособий:)) Все происходит САМО СОБОЙ.
Как вы думаете, существуют ли
> арифметические операторы сами по себе, или их все-таки кто-то
> выдумал?
Представьте себе неграмотного негра. Он говорит: "У меня два банана, а тебя три. Всего получается пять бананов". Поскольку он пользуется операцией сложения, даже не изучая арифметики в школе, эта операция существует как часть его языка, как часть его картины мира, и не зависит от книжки Эдмунда Ландау:))
>
> Грамматика - это модель.
Есть две грамматики.
Грамматика-1---это правила порождения высказываний на каком-то языке, существующие в мозгу говорящего, которые он использует автоматически, если это его родной язык.
Грамматика-2---это модель, которую мы строим, чтобы понять, как работает грамматика-1.
Пока кто-то не нарисовал эту модель,
> ее не может существовать. если гуманитарии думают по другому, у
> них просто проблемы с формальной логикой.
Грамматика-1 в такой же степени не нуждается в том, чтобы ее нарисовать, в какой Земля и Луна не нуждаются в существовании Ньютона и Кеплера.
Они просто путают
> материальные процессы с моделированием этих процессов.
>
Мне кажется, что путают-то как раз НХлоги. Видите ли, если считать, что грамматика появляется в языке только когда ее кто-нибудь напишет, то мы получаем странную ситуацию.
1) бесписьменный язык. У него, что, грамматики вообще нет? Можно творить произвол? Но анализ речи на таких языках показывает, что это не так. Эта речь не хаотична, и ей можно сознательно научиться.
2) лингвист приехал, исследовал бесписьменный язык и уехал. Написал грамматику, но к носителям языка она не попала, и они скоро забыли о его визите. Что изменилось в их речи? Ничего. Получаем, что один и тот же язык в одном и том же состоянии может и иметь правила и не иметь их?
>
> >
> > > И сами языки реформировались уже по правилам выдуманных
> > > грамматик.
> >
> > Грамматики никто НЕ ВЫДУМЫВАЛ. Просто ОПИСЫВАЛСЯ ОПОРНЫЙ
> > ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВАРИАНТ языка, который УЖЕ РЕАЛЬНО существовал.
> Грамматика не может быть литературным вариантом языка. Она
> может быть набором правил, сформулированных кем-то.
А литературный вариант может существовать и без писанной грамматики. Просто будет сказано: Вот, смотрите, какой замечательный поэт, пишите так, как он пишет! Подражайте ему! Знать же, как называется тот или иной падеж, совсем не обязательно. А когда употреблять тот или иной падеж--на этот вопрос можно дать два ответа:
1) в случаях, описанных в грамматике Имярека на стр. х. (Опыт показывает, что никакое описание не может быть ИСЧЕРПЫВАЮЩИМ)
2) тогда, когда его употребляет писатель Икс. Читай его и подражай ему, поскольку ты говоришь на том же языке, это сделать легко.
>
>
> >
> > > В России еще в первой половине 19 века народ писал кто во
> что
> > > горазд.
> > Нет. В России, например, не употребляли 14 эстонских
> падежей:))
> >
>
>
> >
> > Э-э нет. Во времена Пушкина русский язык был уже
> кодифицирован.
> >
>
> Я бы вам поверил, если бы не держал в руках воспоминаний
> участников войны с Наполеоном, русских офицеров, изданных без
> каких либо грамматических правок. Получается так, что язык был
> по-вашему кодифицирован, только никто на нем грамотно писать не
> умел. По крайней мере ни один русский офицер.
Так и сейчас многие по русски не могут писать на стандартном языке. И даже на этом форуме Вы можете заметить такие вещи. Вы смешиваете сам факт существования нормы языка и распространенность ее. Вы бы еще почитали бы, что крестьяне писали. И опять таки скажу, что все мемуары офицеров отнюдь не написаны на языке без грамматики. ГРАММАТИКА в их языке есть! Ее можно описать, если проанализировать тексты их мемуаров. Но она ДРУГАЯ. И "грамматическая правка" заключается просто в ПЕРЕВОДЕ с идиолекта офицера Х на стандартный язык.
> >
>
> > > Если до 18 века языки изменялись спонтанно, то после этого
> -
> > > 'по науке'
> > Что значит "по науке"? В чем Вы видите "научность"?
>
> научность - это обратная связь.
Чего с чем?
Наука, кроме того, что она
> систематизирует некие явления, она приучает тех, кто ею
> овладевает мыслить систематически. В нашем случае все грамотные
> люди - те, кто изучил грамматику родного языка и являются
> носителями этой научности.
А Вы уверены, что все грамотные люди ИЗУЧИЛИ грамматику родного языка? И насколько подробно нужно изучить грамматику родного языка, чтобы достичь "научности"? Вы вот можете сказать, сколько в русском языке падежей?
Таким образом далее язык развивается
> во многом в рамках той формализованной грамматики, которую на
> него навесили ученые мужи. Это и есть обратная связь.
Рациональное зерно в Вашем утверждении есть, однако дело здесь не в наличии формализованной грамматики (до какой степени формализованной?), а скорее в наличии некоего СТАНДАРТНОГО ДИАЛЕКТА, который является ОБРАЗЦОМ.
>
> >
> >
> > > Вебстер появился в 18 веке, Даль в 19...
> >
> > Это словари, в первую очередь описывающие, а не
> предписывающие.
> > А вот сознательное создание терминологии во многих языках
> > (венгерский, эстонский, финский) приходится на конец 19 и
> > начало 20 века. И в течение 20 века это происходило со
> многими
> > младописьменными языками.
>
>
> Это поначалу словари описывают. А потом они очень даже начинают
> предписывать.
Правильно, взяли некий ВАРИАНТ, описываем его, и начинаем его распространять. Причем ПОЛНОЕ описание не закончено и на сей день:)
Любой американский школьник сверяет свой спеллинг
> и толкование прежде всего с Оксфордом и Вебстером.
А он проверяет постоянно, какое время ему употребить?
Языки
> конечно все время развиваются, но уже в рамках тех границ,
> которые им предписываются смоделлированными кем-то
> грамматиками.
На основе ИЗБРАННОГО варианта.
> К примеру, я, освоив интегральное счисление, буду применять
> именно его при решении соответствующих задач и моделировать
> дальнейшую науку на основе этого интегрального счисления.
Аналогия некорректна. Вы учите родной язык в детстве БЕЗ УЧЕБНИКОВ.
Но Вы учите интегральное исчисление (и чужой язык), БУДУЧИ ВЗРОСЛЫМ. ПО УЧЕБНИКАМ. Язык, впрочем, можно учить и без них.
|
|