§1. КОНСИЛИУМ

 New Topic  |  Go to Top  |  Go to Topic  |  Search  |  Log In   Newer Topic  |  Older Topic 
 Математические знания
Author: Vorch (81.211.120.---)
Date:   05-19-04 09:00

Источник

Специфическим явлением была шумеро-вавилонская математика, хотя этот термин не совсем точен. Вероятно, более правильно говорить о системе счисления.

Система была необыкновенно сложной: непозиционная десятирично-шестидесятиричная шумерская система счисления впоследствии наложилась на десятиричную вавилонскую. Еще сложнее была система именованных чисел, имевших свои особые цифровые обозначения для каждой системы единиц мер (длины, площади, веса и т.д.), причем отдельные разряды в такой системе могли и не быть кратными 10 и 60. Ноль же был введен только поздневавилонскими астрономами.





Глиняные таблички. III в. до н.э.
Вычисления, проводившиеся с помощью такой системы, были непростым делом и требовали определенного навыка, но при этом позволяли добиваться значительных результатов. Пережитком шестидесятиричной системы является деление окружности на 360°, градуса на 60 минут и минуты на 60 секунд, а также часа на 60 минут и т.д. Еще в отсутствие абстрактной (специальной) терминологии были разработаны алгоритмы решения сложных планиметрических, стереометрических и алгебраических задач.

В сохранившихся задачниках встречаются задачи на системы уравнений с двумя, тремя, а иногда и с четырьмя неизвестными второй и даже третьей степени, однако присутствовало конкретное описание хода вычислений без какого-либо теоретического обобщения. В тоже время это "чистая теория", так как несмотря на поиски, не удается найти задач, которые требовали бы от древнего "экономиста" или "инженера" решения полного квадратного уравнения.

 
 Re: Математические знания
Author: Null (194.226.58.---)
Date:   05-19-04 10:41

Математика это прежде всего формальная логика.

Поэтому искать в табличках математику нужно не на основании цифр, а на основаниии значков, обозначающих логические операции и математические понятия. А это дело чистых математиков.

 
 Re: Круто!
Author: Андрюша (---.dialup.mts-nn.ru)
Date:   05-19-04 11:29


> Ноль же был введен только
> поздневавилонскими астрономами.
>

А тупые европейцы ноль сообразили ввести лишь в позднее средневековье :-) И чего это нынче иракцы в такой попе сидят? А, это вавилонянам злые кочевники подгадили :-)

> В сохранившихся задачниках встречаются задачи на системы
> уравнений с двумя, тремя, а иногда и с четырьмя неизвестными
> второй и даже третьей степени, однако присутствовало
> конкретное описание хода вычислений без какого-либо
> теоретического обобщения.

Может, они еще и корни извлекали, причем ловко обходясь без позиционной системы? :-) На практике не продемонстрирует никто?

 
 Re: Математические знания
Author: Бенни (---.uni-rostock.de)
Date:   05-19-04 11:31

Хм, а что такое цифры, если не значки для обозначения математических понятий (чисел)?

 
 Re: Математические знания
Author: Alx (62.118.178.---)
Date:   05-19-04 11:44

Математика без теории - это арифметика, причем начального уровня. Можно,наверное, в арифметических примерах усмотреть расчеты и дифференциальных уравнений, и интегральных... но без теории и формально-логических записей это будет лишь предположением, аналогичным всем известной шутке о беспроволочном телеграфе ввиду ненахождения в раскопках проволоки или всем известной Великой теоремы Ферма (точнее, ошибке в понимании ее записи).

Развитие математики следует или идет рядом с развитием хозяйственных нужд. Нужны ли были шумерам системы уравнений? Кто может сказать? И для чего - неужели они проводили расчеты движения воды в арыках, используя гидродинамику?

 
 Re: Еще Крутче!
Author: Null (194.226.58.---)
Date:   05-19-04 18:10

<<<
А тупые европейцы ноль сообразили ввести лишь в позднее средневековье :-) И чего это нынче иракцы в такой попе сидят? А, это вавилонянам злые кочевники подгадили :-)
>>>

Да нет. Вы все неправильно понимаете.

Как объясняют ТИ-шники устным пересказом тысячилетиями передается исключительно содержание текстов исторических документов.

А вот математика забывается мгновенно и навсегда.
А потом заново переоткрывается :-)

 
 Re: Математические знания
Author: Null (194.226.58.---)
Date:   05-19-04 18:13

Числа это количественное обозначение понятия.
Не все понятия можно изобразить числами. А для логических операций математики используют не числа, а специальные значки - кванторы.

 
 Деление круга на 60 (ответ на постинг)
Author: Владислав (62.117.79.---)
Date:   05-20-04 14:02

это не древний пережиток а сознательный выбор часовых дел мастеров,
в свое время они владели самой передовой технологией "измерение времени". и поэтому "возражденная" ими для их же технологических нужд 60-ричная система и прижилась в мире.
Точно такая же ситуация происходила и в 20м веке, когда компьютерные технологии "заставили" многих "с боку-припеку" ознакомиться с двоичной системой счисления. а через сотню лет двоичная система возможно будет такой-же общеупотребимой как и 60-ричная в часах, просто вымрут все те, кто "отстал от жизни"

 
 Re: Деление круга на 60 (ответ на постинг)
Author: читатель (---.telecom.by)
Date:   05-21-04 12:14

Скорее уж 16-ричная! Если уж о компьютерах.
Но я думаю считать просто разучаться. Есть же калькуляторы.
А математику будут знать токо препы в универах.
Потом налет кочевников. Всех препов вырезали, электростанции разрушили, батарейки сели.
Чувствуете о чем я...

 
 Re: Деление круга на 60 (ответ на постинг)
Author: Сергей ВСА (80.82.43.---)
Date:   05-21-04 12:31

читатель Написал:

> Скорее уж 16-ричная! Если уж о компьютерах.
> Но я думаю считать просто разучаться. Есть же калькуляторы.
> А математику будут знать токо препы в универах.
> Потом налет кочевников. Всех препов вырезали, электростанции
> разрушили, батарейки сели.
> Чувствуете о чем я...


Чувствуется, что Вы не только читатель, но и писатель. Сказочник.

Гораздо правдоподобнее выглядит другая картина.
...
Потом налет кочевников. Самых буйных из них - в расход. Остальных, из гуманных побуждений, кого - в тюрьму, кого - в психушку.
Детишек кочевников - в школу, учиться цивилизованному, оседлому образу жизни.
Что кочевники успели повредить - отремонтировали. А препы продолжили читать лекции в универах.

 Forum List  |  Threaded View   Newer Topic  |  Older Topic 


 This thread is closed 

phorum.org