§1. КОНСИЛИУМ

 New Topic  |  Go to Top  |  Go to Topic  |  Search  |  Log In   Newer Topic  |  Older Topic 
 Блеф о Везувии
Author: elcano (---.pikenet.ru)
Date:   08-26-04 23:07

Все блеф, смотрим внимательно, что в первом издании писем Плиния Младшего …Erat miseni: classe(n)que i(m)perio praesens regebat: nouemb. Kal. hora fere septima mater mea i(n)dicat ei:.. и где здесь точное число и сентябрьские календы? Желающие проверить могут полистать на Галлике издания 1483 года и 1492, погинации нет, поэтому смотрите ближе к концу! По моему просто Ноябрьские календы!

 
 Re: Блеф о Везувии
Author: Semper Fidelis (---.netgworld.com)
Date:   08-27-04 00:03

Интересно, конечно. Но блеф-то в чем заключается?

Нет ничего удивительного в том, что nonum kal. septembres hora fere septima в процессе рукописной передачи превратилось где-то в nouemb. kal. hora fere septima. Один переписчик забыл написать septembres, другой домыслил nouem. вместо nonum.


Вы бы все-таки лучше посмотрели рукуписную традицию. Вот тут начальные данные:

http://www.tertullian.org/rpearse/pliny/pliny_mss.htm

 
 Re: Как домыслили и...
Author: MOR (195.133.144.---)
Date:   08-27-04 14:07

nouemb. mb=б и появился нояб-ноеб. Пути господни неисповедимы там , где вмешивается Разум конкретного человека-индивидуума...

 
 Re: Блеф о Везувии
Author: elcano (---.pikenet.ru)
Date:   08-27-04 21:26

Блеф прост, первопечатный вариант (и не один!) дает совершенно другую дату, чем принимается сегодня. Я думаю, что дату отличную от первопечатной можно принимать на веру только в двух случаях. Во первых если имеется авторский текст (его нет по определению) или во вторых если в протографе (в рукописи с которой печатали) стоит Сентябрьские календы. На сколько я понимаю такой рукописи тоже нет. Все остальное от лукавого и абсолютно не доказуемо.
А проблема проста, чтобы согласовать Плиния и Диона Кассия надо было кого то поправить, иначе получаются разновременные события. Вот и хотелось бы выяснить кто первый, и когда написал, что Плиниевское извержение произошло 24 августа 79 г. от РХ.
Ну а в переводах должно быть хотя бы упоминание о том, что не все так гладко, как нам предлагают верить. Иначе по умолчанию и т.д…

 
 Re: Блеф о Везувии
Author: Semper Fidelis (---.netgworld.com)
Date:   08-27-04 22:12

elcano Написал:

> Блеф прост, первопечатный вариант (и не один!) дает совершенно
> другую дату, чем принимается сегодня.

Первопечатных вариантов может быть хоть миллион, но если они все сделаны с одного паршивого списка, цена им одинаковая и оптом, и в розницу.

Я думаю, что дату
> отличную от первопечатной можно принимать на веру только в двух
> случаях. Во первых если имеется авторский текст (его нет по
> определению) или во вторых если в протографе (в рукописи с
> которой печатали) стоит Сентябрьские календы. На сколько я
> понимаю такой рукописи тоже нет. Все остальное от лукавого и
> абсолютно не доказуемо.

Да не интересует она никого эта первопечатная дата помимо того, что отражает одну рукописную традицию. Если есть расхождения в рукописях, нужно определить, какой из них следует верить. Если не ошибаюсь, день Плиниева извержения только по Плинию же из известен. Нет разницы, август, сентябрь или ноябрь. Дата определяется на основе систематического изучения рукописей.


> А проблема проста, чтобы согласовать Плиния и Диона Кассия надо
> было кого то поправить, иначе получаются разновременные
> события. Вот и хотелось бы выяснить кто первый, и когда
> написал, что Плиниевское извержение произошло 24 августа 79 г.
> от РХ.

А у Кассия есть точная дата?

> Ну а в переводах должно быть хотя бы упоминание о том, что не
> все так гладко, как нам предлагают верить.


А какая разница-то? Что, от перемены дня события 79 год превратится в 1979?

 
 Re: Блеф о Везувии
Author: elcano (---.pikenet.ru)
Date:   08-27-04 22:32

У Кассия тоже нет точной дата, но есть странная фраза sub Automani tempes (т.е пред осенним временем, если осень с сентября, то не стыковка).
Мне больше не нравится (специально просмотрел несколько, что нашел в сети английских переводов) и не слова или переводчики не ведали или переводили не известно с чего странно это, возможно что сегодня о таком фокусе знают всего два человека.

 
 Re: Блеф о Везувии
Author: Semper Fidelis (---.netgworld.com)
Date:   08-27-04 23:21

elcano Написал:

> У Кассия тоже нет точной дата, но есть странная фраза sub
> Automani tempes (т.е пред осенним временем, если осень с
> сентября, то не стыковка).

Sub autumni tempora? Вообще, мне казалось, он на греческом писал. А почему нестыковка-то?

> Мне больше не нравится (специально просмотрел несколько, что
> нашел в сети английских переводов) и не слова или переводчики
> не ведали или переводили не известно с чего странно это,
> возможно что сегодня о таком фокусе знают всего два человека.

Вы и я, что ли? Сомневаюсь :)

 
 Re: Блеф о Везувии
Author: elcano (---.pikenet.ru)
Date:   08-27-04 23:34

С Дионом Кассием своя увлекательная история соберу все, расскажу, искал русский первод в сети не нашел, интересно есть ли перевод на русский отрывка с извержением вулкана

 
 Re: Блеф о Везувии
Author: elcano (---.pikenet.ru)
Date:   08-28-04 17:26

Рукописная традиция в нашем варианте вероятно не оказывает влияния, конечно было бы интересно посмотреть рукописи, но я думаю что там Ноябрьские календы, иначе в любом переводе нам бы об этом рассказали.
На Галлике есть издания 1483, 1485, 1492, 1515 годов во всех этих изданиях Ноябрьские календы. Далее появляется переход, в издании 1596 года (Франция, Лион) появляются Сентябрьские календы, даже есть комент (Mates mea, soror Plinii nono kal. Septe(m)bris, legitur etia(m) cal. Nouembres), причем первые два слова чтение довольно условно.
Просмотрел также французское издание 1822, то же есть комент, но что почем не ясно. Единственно кто более менее говорит внятно о типографской ошибке в этом месте, это Брачини. То есть внятного обяснения почему была заменена дата никто не дает, и есть большое основание сомневаться в дате 24 августа и соответсвенно во всем что на ней построено!

 
 Re: Блеф о Везувии
Author: Semper Fidelis (---.netgworld.com)
Date:   08-28-04 18:30

elcano Написал:

> Рукописная традиция в нашем варианте вероятно не оказывает
> влияния, конечно было бы интересно посмотреть рукописи, но я
> думаю что там Ноябрьские календы, иначе в любом переводе нам бы
> об этом рассказали.

Как же она может не оказывать влияния, если все ранние издания делались, очевидно, с одного списка? Смотреть печатные издания даже и смысла не имеет. Надо просто посмотреть хорошее критическое издание текста, с достойным аппаратом. Вот там и должно быть сказано, что в каких рукописях было.

 Forum List  |  Threaded View   Newer Topic  |  Older Topic 


 This thread is closed 

phorum.org