§1. КОНСИЛИУМ

 New Topic  |  Go to Top  |  Go to Topic  |  Search  |  Log In   Newer Topic  |  Older Topic 
 линейность-цикличность времени, статья+обсуждения
Author: подписчик на разное (---.cea.ru)
Date:   03-04-04 17:20

Вот, показалось, что уместным будет выглядеть и тут (фрагменты статьи о М.Элиаде и обсуждения оной):

"...Особенно хорошо это видно на примере концепции "истории" Элиаде.
Как мы сегодня воспринимаем время? Нормативно - как линейный поток неповторимых событий, прицепленных друг к другу, подобно вагонам поезда, причинно-седственными связями, текущий из прошлого в будущее через неуловимую точку настоящего. Череда этих событий образует историю. Такое понимание, говорит Элиаде, не свойственно традиционным культурам. Для них не существует времени как такового, в нашем современном, то есть профанном, смысле этого слова. Время традиционных культур циклично. Такое мировосприятие диктуется простыми наблюдениями за природой и астрономическими явлениями...
...Элиаде главное различие между современным и традиционным типом личности видел в восприятии истории... Он писал о "терроре времени"... С того момента как человек стал жить профанным временем, он потерял покой, его жизнь перестала быть осмысленной, она наполнилась ужасом. Напротив, космос традиционного человека спокоен, поскольку всегда есть уверенность, твердая почва под ногами...
...Ведь где и когда впервые время было понято так, как понимаем его сегодня мы? Кто поселил в наше сознание террор истории? Ответ логичен. Это сделал иудаизм. Именно иудаизм четко говорит о начале времени, о потоке событий, именно в еврейской Библии сформулирована концепция истории через сакральную историю конкретного народа. Иудеохристианская цивилизация - начало современного мира, начало профанации, убийства идиллии сакрального космоса. Правда, по мнению Элиаде, христианство "преодолевает" историзм иудаизма. Ведь, согласно учению Церкви, после вочеловечения Слова Божьего истории как таковой больше нет, она имела место только лишь для того, чтобы предуготовить мир к этому Событию. В секуляризованной же постхристианской современности нормативной стала именно иудейская концепция времени"...

http://religion.ng.ru/history/2004-03-03/6_eliade.html

 
 фрагменты обсуждения
Author: подписчик на разное (---.cea.ru)
Date:   03-04-04 17:26

http://forums.ng.ru/religion/2004/03/02/religion.ng.ru,history,2004-03-03,6_eliade.html

Поскольку с самого начала существования материального мира вектор его развития был направлен в сторону разложения, **

С точки зрения христианства это просто ересь; Бог первоначально сотворил мир «хорошо весьма»; разложение привнесено в него грехопадением - сначала ангелов, потом человека.

**Такое понимание, говорит Элиаде, не свойственно традиционным культурам. Для них не существует времени как такового, в нашем современном, то есть профанном, смысле этого слова. Время традиционных культур циклично.**

В том-то и дело, что в таком случае (и Элиаде это точно знал) христианство в этом случае НЕтрадиционно. Христианство настаивает на _линейности_ времени. Творение, Падение, Воплощение, Искупление, Второе Пришествие - уникальные, неповторяемые события, история спасения движется линейно, от начала к завершению.

** Кто поселил в наше сознание террор истории? Ответ логичен. Это сделал иудаизм. **

Линейная концепция времени коренится, несомненно, уже в Ветхом Завете; но в сознание европейцев она вошла не через иудаизм, а через христианство, которое только усливет эту концепцию. Иудаизм такого влияния на европейское сознание не оказал, и оказать не мог.

 
 вопрос в связи
Author: подписчик на разное (---.cea.ru)
Date:   03-04-04 17:27

Так кто линейное время-то ввел? Христианство? Иудаизм? И когда? Здесь, по-моему, ув. г-н Кеслер этими вещами владеет?

 
 Re: линейность-цикличность времени, статья+обсуждения
Author: Ив.Ив.Иванов (---.phys.msu.ru)
Date:   03-09-04 11:37

А я не понимаю: почему линейность времени должна меня ужасать, а цикличность - нет? Прям, "День сурка" какой-то

 Forum List  |  Threaded View   Newer Topic  |  Older Topic 


 This thread is closed 

phorum.org