§1. КОНСИЛИУМ

 Новая тема  |  Наверх  |  Перейти к теме  |  Искать  |  Вход   Следующая тема  |  Предыдущая тема 
 Никола
Автор: dist (213.85.32.---)
Дата:   22-03-04 17:14

Странные они все-таки, эти историки.

Русские документы пишут о Николе, и никогда ни слова ни о Святителе, ни о Чудотворце, ни об Угоднике, ни о Николае Мирликийском.

Выдержка из указа от 20 мая 1625 г. о крестоцеловании в судах.

А некоторые иноземцы, литва, и немцы, и тотаровя, и всякие иноземцы учнут искати на руских людех, а доведетца крест целовати руским людем, а иноземцом крест ставити, - и тем иноземцом у Николы крестов не ставити и руских людей у Николы в-ыноземцовых искех ко кресту не приводить, а целовати в-ыноземцовых искех руским людем крест в приказех, где который иноземец на руских людех учнет искати.

А в приказех велеть кресты написати и в приказех держати, для того, чтоб иноземцом ко кресту у Николы не приводить.


Где здесь Святитель, Чудотворец или Угодник?

Вот статья (слегка модифицированная):

НИКОЛЬЩИНА

Кто из людей не нуждается постоянно в высшей помощи? Есть ли такой самонадеянный человек? Разве может спасти от опасностей, болезней, несчастий - сила, знатность или богатство? На Руси издревле прибегали за помощью к Николе - скорому помощнику, и после Господских и Богородичных нет у русского народа более торжественных праздников, чем дни Николы, отмечающиеся 22 мая и 19 декабря. Один раз - когда у крестьянина начинаются страдные дни, полевые работы; и второй - когда у него все главные дела закончены, плоды трудов собраны и наступает пора отдыха. Отсюда чествуемые народом Никольские праздники сделались для народа рубежом для разграничения двух, времен года - лета и зимы. "Два Николы: один - травный, другой - морозный". О каждом празднике много примет и поговорок сложили народные мудрецы. О летнем: "До святого Миколы не сей гречки, не стриги овечки", "С Николы средний посев", "Городи городьбу (околицу) после Николина дня". О зимнем: "Хвали зиму после Николинина дня", "На Николу иней - к урожаю", "Первые морозы Никольские", "Никольщина не ходит с поклоном на боярский двор" (мол, своего всего вдоволь дома бывает).

Еще в XIX веке на Николу зимнего существовал обычай - мальчики ходили по домам и славили Николу пением особых стихов в его честь, как на Рождество:

Микола Можайский, Зарайский,
Морям проходитель, землям исповедник.
"А знают Миколу неверные орды.
А ставят Миколе свечи воску яры, канун медвяны.
А ему, свету, слава, слава - держава,
Во всю его землю, во всю подселенну,
Слава до ныне и века. Аминь".

К этим праздникам начинали готовиться загодя, припасали добро и лишнюю копейку, чтобы почтить Николу с истинно русской широтой души, как гласит пословица "Красна Никольщина пивом да пирогами"; чтобы принести щедрый дар Николе в храм к его образу. Во многих местах бывает крестный ход с иконой Николы.

В старину, особенно зимой, это празднование продолжалось до семи дней. Нередко оно носило и чисто общественный характер - характер братчины. Происходило это так: ко дню праздника делалась складчина от всех домохозяев - деньгами или припасами; из собранного часть уделялась церкви и причту, часть - меньшей братии, нищим, а на остальную часть устраивалось народное торжество в честь Николы. Лучшую черту этого празднования емко выразила поговорка: "На Никольщину и друга зови, и недруга зови: все друзья будут". В древней былине о Садко поется:

У того ли Николы Можайского
Те мужики новгородские сходилися
На братчину-Никольщину,
Начинают пить канун, пива ячныя.
И пришел тут к ним удалой добрый молодец,
…Бьет челом, покланяется:
"А и гой вы еси, мужики новгородские!
Примите меня в братчину-Никольщину…"
А и те мужики новгородские
Принимали его во братчину-Никольщину,
…А и зачали пить пива ячныя…

Лучше всего голос народа о Николе высказался в духовных стихах калик перехожих - носителей идеалов русского народа:

Егда кто Николая любит, егда кто Николаю служит,
Тому святой Николае на всяк час помогае. Николае!
Егда кто к нему прибегает, егда кто в помощь призывает,
Тому святой Николае всегда вспомогаяй. Николае!
Никола имя знаменито, в победе тезоименито:
Побеждает Агаряны, утешает христианы. Николае!
Пастырю словесного стада, изми мя пекелнаго ада,
А мы будем прославляти, имя твое величати, Николае!
Побеждай врагов наших всюды, помощник в скорбех нам буди,
А мы будем воспевати, имя твое выхваляти, Николае!


http://www.piter.orthodoxy.ru/pver/n012/ta007.htm

О том, что русские поклоняются Николе-богу, пишут и иностранцы. Nicola-bough - так это выглядит в их транскрибации НА СЛУХ.

Ясно, что Бога никто не станет называть Угодником.

И только больной может связывать РУССКОГО Бога Николу с Николаем Мирликийским.

Мне кажется, это очевидно.

 
 Re: Никола
Автор: Игорь (---.parma.ru)
Дата:   22-03-04 17:43

Б.А.Успенский

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЫСКАНИЯ В ОБЛАСТИ СЛАВЯНСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ
(Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского)
http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/001/088/

 
 Мыкола
Автор: Дыбов С.В. (---.globalintranet.net)
Дата:   22-03-04 18:12

dist Написал:

> На Руси
> издревле прибегали за помощью к Николе - скорому помощнику, и
> после Господских и Богородичных нет у русского народа более
> торжественных праздников, чем дни Николы, отмечающиеся 22 мая и
> 19 декабря. Один раз - когда у крестьянина начинаются страдные
> дни, полевые работы; и второй - когда у него все главные дела
> закончены, плоды трудов собраны и наступает пора отдыха. Отсюда
> чествуемые народом Никольские праздники сделались для народа
> рубежом для разграничения двух, времен года - лета и зимы. "Два
> Николы: один - травный, другой - морозный".



як жеж нам быть.
мы ж тут на фландрищине тоже почитаем, отмечаем, молимся, строим, и т.д.

 
 "Николины притчи"
Автор: Игорь (---.parma.ru)
Дата:   23-03-04 08:55

Алексей Михайлович Ремизов.

http://www.sibro.ru/ND/1993/ND1993-20.htm

 
 Re: Никола
Автор: dist (213.85.32.---)
Дата:   23-03-04 11:23

Хороший ресурс, спасибо.

По мере изучения буду давать комментарии. А пока замечу: несмотря ни на что, автор дает нелепый подзаголовок:

Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского

 
 Re: Никола как рубеж времен года
Автор: dist (213.85.32.---)
Дата:   23-03-04 11:43

Очень четко - летний и зимний.

Ушла зима - приходит лето.

Весну с осенью изобрели астрономы в 16 веке.

 
 Ну???
Автор: Дыбов С.В. (---.globalintranet.net)
Дата:   23-03-04 12:03

куда Русь теперь девать с североевропейским Николой-богом?

 
 Дисту
Автор: bulataga (217.69.216.---)
Дата:   23-03-04 12:56

Из 4800 ссылок в интернете открытых в ядексе по словам Никола Бог 3500 имеют Ваши подписи :)))

 
 Re: Дисту
Автор: dist (213.85.32.---)
Дата:   23-03-04 13:18

Я рад.

Начинаю цитировать из ссылки Игоря:

Никола — общепринятая каноническая форма имени св. Николая в России до реформ патриарха Никона (сер. XVII в.), сохраняющаяся после раскола в качестве обиходного наименования святого (Б. Успенский, 1969, с. 12—16).

http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/001/088/predisl.htm

 
 Re: Дисту
Автор: bulataga (217.69.216.---)
Дата:   23-03-04 13:25

Дист я уже Вам писал, что все святые на руси были причиной создание тех или иных сект. Относительно поглощения христианством язычиских праздников и богов, не кто не когда не делал отписок. Так если вы внимательно посмотрите в некоторых трудах ТИ по религии (даже советского времени) то поймете куда девался Перун,Сварог,Велес,Ярило м многих других. Так же увидете, что есть спорный, по поводу того что Ярило, бог солнца, а может быть он бог Яровых то есть земледелия?

 
 Re: ярилы
Автор: dist (213.85.32.---)
Дата:   23-03-04 13:28

Я сейчас с большим скепсисом отношусь отношусь ко всем этим ярилам-перунам-велесам, поскольку все они не более чем РЕКОНСТРУКЦИЯ 20 века.

Мне кажется, что даже еще Пушкин ничего не слышал о ярилах.

 
 Re: ярилы
Автор: bulataga (217.69.216.---)
Дата:   23-03-04 13:37

Ну что бы убедить Вас в обратном, могу только посоветовать поехать в ближайший скит старо обрядцев. (если Вы не скажете, что их придумали в 20 веке) и почитать их книги. Кстати занимательно будет потому, что два скита находящихся друг от друга в 100 километрах будут иметь очень различные уклады, и даже святых. Обьяснить это можно будет по разному. (кстати у них Вы можете набрать огромное колличество фактов для опускания ТИ ниже плинтуса)

 
 Re: старообрядцы
Автор: dist (213.85.32.---)
Дата:   23-03-04 13:48

Согласен, только они что-то не слишком охотно расстаются с сокровенным знанием. Я вот попытался выяснить, почему они не признают пилатова налписания.

Молчат, как партизаны.

Так что если у Вас есть старообрядческие материалы, выкладывайте поскорее.

 
 Re: старообрядцы
Автор: bulataga (217.69.216.---)
Дата:   23-03-04 14:07

Материалы есть, но все они для Вас не представляют ценности, так как собирались мной, для других целей.

 
 Re: цели
Автор: dist (213.85.32.---)
Дата:   23-03-04 14:24

Напрасно Вы думаете, что нас интересует ПРЯМОЙ компромат на ТИ.

Скорее всего, он давно уничтожен.

Другое дело, косвенный. Вы, преследуя СВОИ ЦЕЛИ, вполне могли набрать массу косвенной полезной для нас информации.

Киньте хоть страничку, а мы посмотрим.

 
 Re: цели
Автор: bulataga (217.69.216.---)
Дата:   23-03-04 14:33

Со страничками это сложно, все что у меня есть, это несколько книг. Если у меня будет время, постараюсь отсканировать и прислать. Почитайте, может будет что интересно. Но предупреждаю, не смотря на то что этим книгам много лет, у меня естественно не перво источники а много раз переизданые сомнительными издательтвами (аля трад издат) Но ссылки на источники, от куда что взято там явно выраженны.

 
 Никола=Христос=Спас
Автор: dist (213.85.32.---)
Дата:   23-03-04 14:51

Почитал подробно Успенского- нам нечего добавить. Можно сказать, исчерпывающее исследование!

Никола нередко именуется в фольклоре непосредственно “богом”, ср., например:

Ты не дай-же Бог, Микола да на тихом Дону,
На тихом Дону середь лета о Пе[т]рова дни да пересохнут,
Ты не дай-же Бог, Никола во крещенския морозы перемёрзнути 4.
(Ончуков, 1904, с. 156—157)

Федотов (1935, с. 62) указывает на случай, когда фраза “Микола святитель Богом силен” превращается в духовном стихе в “Святитель Микола, силен Бог наш” (ср. Бессонов, I, с. 565, № 127).

Соответственно, Никола может называться “морским богом” (Подвысоцкий, 1885, с. 102), “бурлацким богом” (Романов, VIII, с. 190, 274; П. Иванов, 1897, с. 72; Городцов, 1915, с. 24), “пивным богом” (Прыжав, 1934, с. 319) и даже “общим богом” (Даль, 1904, I, с. 9; Ермолов, I, с. 264); все эти наименования будут специально интерпретированы ниже (§ III.2.1; § III.2.2; § III.2.3; § III.4).

Характерное перенесение признаков Христа на Николу имеет место и в следующей русской “обережимой молитве”, т. е. тексте, предназначенном для оберега от порчи: “Спущается с небес Николай скорый помощник с двунадесяти учениками, садил [т. е. садится] Николае на три пещеры каменныя, емлет Николае скорый помощник три лука золотополосые и три стрелы золотоперыя, стреляет Николае и сберегает меня р[аба] Б[ожия] и[мярек] от порченика от порченицы, от колдуна и от колдуньи” (Ефименко, II, с. 191, № 53).

Важно отметать, что отождествление св. Николая с Христом можно встретить не только в русской, но и в западнославянской народной традиции, ср. польскую “Молитву к св. Николаю” (подробнее о таких молитвах мы говорим ниже, § III.2.1.2), где упоминается Богоматерь:

Przed Nia kielich,
A w kielichu krew Baranka niewinnego,
Mikotajka Swietego.
[Пред ней чаша,
А в чаше кровь невинного Агнца,
Святого Николая.]
(Котуля, 1976, с. 88—89)



 
 Re: цели
Автор: dist (213.85.32.---)
Дата:   23-03-04 14:55

Отлично!

Но заранее хочу предупредить - в религиозной войне с никонианцами староверы нафабриковали гораздо больше фальшивок, чем все Романовы, вместе взятые.

Разумеется, они утверждают, что хранят свои фальшивки со времен Иисуса Христа.

 
 Re: Никола
Автор: andY (---.mdmspb.com)
Дата:   23-03-04 17:03

Еще одни раскопки Нового Сарая 1850 и 1851 года:
"Из крестов суть двеполовинки от наперсных, с изображениями на одном св.Николая, держащего в правой руке евангелие и облаченного в епископскую одежду, вверху Господь Саваоф, по бокам неизвестно какие Святые, на другом распятие Спасителя, а под ним Бог-Отец. Три крестика, из них два медных и один серебряный, и все детские. Серебряный, подобно
надеваемому при крещении младенцев, имеет длину около 3/4 вер.,
а ширину 1/2 в.; очень красивой формы и был перевязан
шнурочком накрест, который перетлел. "

 
 Re: Никола=Христос=Спас
Автор: Гонтарь (---.zin.ru)
Дата:   23-03-04 18:33



Икона "Четыре святителя" в обрамлении
с изображениями Деисуса и святых

XIV в.

Византия - мозаика, Византия или Россия - обрамление
Византия. Вера и сила, 1261 - 1557
15 марта 2004 г. - 4 июля 2004 г.

Выставка из крупнейших музеев мира посвящена искусству византийской цивилизации. Экспозиция прослеживает художественное и культурное значение последних веков государства, которое называло себя "Римской империей" (или "Империей Ромеев"). Государственный Эрмитаж предлагает вниманию зрителей 13 экспонатов из своей коллекции, среди которых иконы, фрагмент фрески, а также предметы прикладного искусства.

Выставка начинается 1261 годом, когда в Константинополе была восстановлена императорская власть. Завершает тему 1557 год, когда империя, захваченная турками-османами в 1553 г., была переименована в Византийскую (название, под которым эта цивилизация известна сегодня).

Важность эпохи раскрывается, прежде всего, через произведения, созданные для православной церкви и для церквей других восточных христианских государств. Выставка демонстрирует влияние византийской культуры на исламский мир и латиноязычный запад, а также особое влияние христианского востока на развитие Ренессанса.


Икона "Святой Феодор Стратилат"

XIV в.

Византия

Мозаика на воске, дерево, мрамор, минералы, медь

 
 Византия - 1557?
Автор: Птиродот Анти-Античный (---.intourist.com.ua)
Дата:   23-03-04 18:41

Гонтарь Написал:

> Византия. Вера и сила, 1261 - 1557
> 15 марта 2004 г. - 4 июля 2004 г.

>
> Выставка начинается 1261 годом, когда в Константинополе была
> восстановлена императорская власть. Завершает тему 1557 год,
> когда империя, захваченная турками-османами в 1553 г., была
> переименована в Византийскую (название, под которым эта
> цивилизация известна сегодня)
.
>

В Эрмитаже приняли Новую Парадигму?
Я давно подозревал, что взятие Константинополя смещено на 100 лет назад.



 
 Re: Византия - 1557?
Автор: Гонтарь (---.zin.ru)
Дата:   23-03-04 18:47

спросите у Директора

 
 Re: Ну???
Автор: Гонтарь (---.zin.ru)
Дата:   23-03-04 18:54


"Святой Николай и сцены его жития"

XIII в.

Пиза
Второй памятник создан, видимо, пизанским художником, работавшим во второй половине XIII века - времени расцвета этой школы.
Святой Николай Мирликийский (или Барийский), которому посвящена икона, - один из самых почитаемых святых во всем христианском мире. Представленная икона св. Николая следует канонам "хвалебных" образов, когда в центре изображался святой (чаще всего во весь рост), а в клеймах - сцены из его жития. На золотом фоне на возвышении стоит Николай в епископском облачении. В отличие от восточной традиции, согласно которой он изображался без головного убора с книгой и платом в руках, здесь появляются элементы, характерные для Запада: на голове святого митра, в руке посох - знаки его епископского достоинства. Кресты на ризе заменены орлами, помещенными в круги. Фигура и лицо трактованы крайне условно, привлекают подчеркнуто большие глаза. Гораздо свободнее живописец чувствует себя, обращаясь к сценам из жития: здесь он в меньшей степени связан иконографическими оковами и наполняет повествование живыми деталями.
Художник был обязан сделать изображение понятным зрителю, в массе своей неграмотному, поэтому клейма превращались в своеобразную книгу с картинками.
Эстетика византийской живописи, нашедшая для себя благодатную почву на территории Италии XIII столетия, диктовала свои законы. Несмотря на стремление художника совместить фигуры с архитектурой, несмотря на конкретность и живость отдельных деталей, в целом изображенный мир сказочно-нереален. Он лишен конкретного источника света, замененного мерцанием золотого фона, ничто не подчинено законам материального мира, линии произвольны, тела невесомы.
В собрании Государственного Эрмитажа итальянские иконы этого периода единичны, тем больший интерес вызывают два представленных на выставке памятника.

 
 Re: цели
Автор: Гонтарь (---.zin.ru)
Дата:   23-03-04 19:20

Центральное место на выставке занимает шедевр художественного чекана по серебру "Скеврский реликварий", выполненный в 1293 году по заказу настоятеля Скеврского монастыря Константина (киликийская Армения). Реликварий имеет форму триптиха, наиболее распространенного в Армении. К деревянной его основе прикреплены серебряные позолоченные пластины с чеканными изображениями персонажей Ветхого и Нового Заветов, святых исторических лиц. Реликварий поступил в собрание Императорского Эрмитажа в 1885 году с множественными утратами фрагментов серебряного оклада. В 1900 году памятник отреставрировали: старый деревянный остов заменили новым и на него перенесли чеканные серебряные пластины. Подлинный средник с мощами, среди которых упоминаются апостолы Петр, Павел, Фаддей, Святой Григорий Просветитель, с почестями внесли в Собор Зимнего дворца. После революции 1917 года они были вынесены из собора и находились в фондах. 12 июля 2000 года святые мощи были переданы Государственным Эрмитажем армянской церкви Святой Екатерины в Петербурге.
В 1940 году правительство Армении преподнесло Эрмитажу замечательные дары: каменный рельеф со стены церкви Аствацацин Спитакавор (Белая Богородица) XIV века с изображением Эачи и Хасана II; Четвероевангелие в серебряном окладе, написанное в 1325 году в Генуе; киликийскую иллюстрированную Библию начала XIV столетия, созданную по заказу Смбата, сына военачальника Левона; и удивительное по оригинальности художественного языка Васпураканское Евангелие 1395 года. Библия и Васпураканское Евангелие, получили вторую жизнь в реставрационных мастерских Эрмитажа.
Армянская апостольская церковь, являясь сторонницей вероучения о едином, только божественном естестве Иисуса Христа, не поощряла изображения сцен, в которых наиболее откровенно проявлялась человеческая ипостась Христа. Распятие получило в Армении символическую трактовку - крест без фигуры. Крест воспринимался как символ Христа и его победы над смертью, как символ спасения. Этот символ воплотился в самобытные, не имеющие аналогов в искусстве других стран памятники малой архитектурной формы - хачкары (дословно "крест-камень"), получившие широкое распространение с IX века. Показанный на выставке хачкар из эрмитажного собрания относится к XIII-XIV векам.
Два экспонируемых памятника происходят из Крыма, где была одна из самых больших армянских колоний. Периодом ее расцвета, XIV веком, датируются деревянная резная дверь собора Святого Саргиса 1371 года и иллюстрированное Четвероевангелие, приобретенное в 2001 году.

Титул Евангелия от Иоанна.
Четвероевангелие

1290-1291 гг.

Дразарк, Киликия

 
 Re: Никола как рубеж времен года
Автор: Гонтарь (---.zin.ru)
Дата:   23-03-04 19:38


Календарь Брюса
Третий лист "Предзнаменование времени на всякий год планетам"

1710 г.

Неизвестные гравёры
Материал, хронологически охватывающий период с VI в. до н.э. по XX в., расположен по разделам: античный, восточный, западный и русский. В экспозиции показаны самые разнообразные образцы календарей: по типу календарного исчисления (лунные и солнечные), по временному охвату (вечные, годовые, сезонные), по сфере использования (религиозные и светские), по характеру информации (универсальные и специальные), по конструкции (листовые, отрывные, кодексные). Разнообразен и материал, из которого они изготовлены: бумага, пергамен, глина, бамбук, ткань, серебро, слоновая кость, металл, дерево, эмаль. Экспозицию открывают греческие краснофигурные вазы VI - V вв. до н.э. с изображением сцен, связанных со сменой времен года. В разделе римского календаря можно увидеть мраморный бюст Юлия Цезаря. По юлианскому календарю жили страны Западной Европы до конца XVI в. и Россия до 1917 г. Большое распространение у римлян получили резные камни-интальи с изображением бога времени Хроноса, знаков зодиака, Солнца и Луны. Среди восточных календарей интересны тибетская астрологическая таблица XVIII в., индонезийские календари XVIII - XIX вв., китайские памятные медали в память двенадцатилетнего звериного цикла. Большая группа памятников, представленных на выставке - календари стран Западной Европы. Портрет папы Григория XIII напоминает о введении по его инициативе в XVI в. нового летоисчисления. Среди экспонатов - часы-календари, механизмы которых отреставрированы в мастерских Государственного Эрмитажа, французская вышивка и лиможские эмали с изображением времен и месяцев года. Самую значительную часть экспозиции представляют рукописные, XV века, и печатные альманахи, ежегодники и календари XVI - XX вв. Из них привлекают внимание Готские придворные альманахи, календари времен Великой французской революции. Раздел русских календарей включает в себя группу предметов прикладного искусства, среди которых, например, механический календарь середины XIX в., выполненный на Петергофской гранильной фабрике. На выставке можно увидеть как православные литургические, так и светские календари. Русский светский календарь ведет свое начало со времени указа Петра I о праздновании нового года с 1 января 1700 г. С 1726 г. вплоть до XIX в. существовал и переиздавался знаменитый Брюсов календарь. В отдельную группу выделены придворные календари и месяцесловы, издававшиеся в России с 1735 г. Большой популярностью пользовались календари частных издательств: А.А. Гатцука, П.П. Сойкина, А.С. Суворина, Товарищества издательского дела "Копейка", в которых печатались предсказания погоды, народные приметы и полезные советы, юридические консультации, а также статьи на политические и исторические темы. Издавались также календари, предназначенные для различных групп населения - учителей, дворян, земледельцев, а также тематические - пожарный, литературный, музыкальный. В экспозиции отведено место для современного западного и русского художественного календаря из коллекции Научной Библиотеки Государственного Эрмитажа.

Часовник

1490-е гг.

Франция

Пергамен, гуашь, золото (твореное и накладное), чернила, кисть, перо

 
 Re: Никола - русский Бог
Автор: dist (213.85.32.---)
Дата:   23-03-04 19:45

Вообще, в русском религиозном сознании вера в Бога как бы предполагает в качестве непременного условия веру в Николу (ср.: Федотов, 1935, с. 61); соответственно непочитание Николы закономерно рассматривается как ересь.

Остается добавить, что почитание Николы от русских перешло
к инородцам, которые, между прочим, могли именовать его “Никола Русский Бог” (Семенкович, 1912, с. 32—33; Белявский, 1833 с. 48—49; Хангалов, 1903, с. 186—187; Долгих, 1976, с. 49, 59; Прыжов, 1934, с. 320; Маторин, 1934, с. 351—352; ср. также: Мансикка, 1922, с. 392; Максимов, XV, с. 92; Иконников, 1869, с. 219). Можно полагать, что именно отсюда и объясняется хорошо известное по литературным источникам выражение русский бог.

http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/001/088/Gl_1.htm

 
 Четыре маленьких Евангшиста окружают БОЛЬШОГО Николу
Автор: dist (213.85.32.---)
Дата:   23-03-04 20:17

Если в только что приведенных примерах Никола объединяется с Богородицей в их отношении к Христу, то в других случаях Никола может помещаться в центре деисусной (или квази-деисусной) композиции, т. е. на месте самого Христа.

Отметим запрестольный крест XVI в. из собрания М. Кудрявцева: на лицевой его стороне изображен “Деисус”, где Христу предстоят Богородица и Иоанн Предтеча, а на оборотной стороне — совершенно такая же композиция, где Николе (замещающему Христа!) в тех же молитвенных позах предстоят святые Георгий и Димитрий (Логинова, 1975, табл. 39; наст. изд., иллюстрации IV и V).

Между тем на верхнем поле псковской иконы “Воскресение” XIV в. из собрания Русского музея, № 2120, сама Богоматерь предстоит Николе в молитвенной позе — наряду с архангелами Михаилом, Гавриилом и другими святыми — в деисусной композиции (Овчинников, 1971, табл. 28; наст. изд., иллюстрация III). Ср. еще Николу в центре деисусной композиции на верхнем поле псковской иконы “Воскресение” XV в. собрания Псковского музея, № 2731 (Овчинников, 1971, табл. 40) 15.

Любопытна также псковская икона начала XIV в. из собрания Третьяковской галереи, где Никола держит раскрытое Евангелие с текстом, начинающимся словами: “Евангелие от Николы...” (Антонова и Мнева, I, с. 184 и табл. 95) 16, ср. в этой связи каменный образок XIV в. из собрания Исторического музея, где Никола представлен в окружения четырех евангелистов, причем маленькие евангелисты окружают большого Николу (Рындина, 1978, табл. 60).

http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/001/088/Gl_1.htm

 
 Ага!
Автор: Дыбов С.В. (---.ppp.tiscali.fr)
Дата:   23-03-04 23:02

dist Написал:

> Остается добавить, что почитание Николы от русских перешло
> к инородцам, которые, между прочим, могли именовать его “Никола
> Русский Бог”


однако хотелось бы все таки услышать какой то элемент реконструкции - как, когда и каким образом инородцы во Фландрии подхватили почитание Saint Nicolas patron de Sainte Russie...

 
 Re: Византия - 1557?
Автор: andY (---.mdmspb.com)
Дата:   24-03-04 09:38

Хе-хе, а мы с dist'ом давно говорим, что взятие Константинополя - 1553-й год. :-))

Очень ценная информация, что в 1557 империя (а кстати, какая?) была переименована в Византийскую. А когда в Османскую? В 1601-м? С одновременным принятием ислама?

 
 Re: Византия - 1557?
Автор: andY (---.mdmspb.com)
Дата:   24-03-04 09:39

andY Написал:

> Очень ценная информация, что в 1557 империя (а кстати, какая?)

Пардон, просмотрел. Раньше была Ромейская.

 
 Какой это музей?
Автор: Xen (---.228.ip.infos.ru)
Дата:   24-03-04 12:05

В Эрмитаже нет такой выставки. Откуда вообще этот текст?

 
 Re: Какой это музей?
Автор: Гонтарь (---.zin.ru)
Дата:   24-03-04 13:36

текст с сайта Эрмитажа. Эта выставка была уже. Посмотрите на сайте, где выставки-будущие, нынешние и прошедшие

 
 Re: Какой это музей?
Автор: Xen (---.228.ip.infos.ru)
Дата:   24-03-04 19:46

Византия - мозаика, Византия или Россия - обрамление
Византия. Вера и сила, 1261 - 1557
15 марта 2004 г. - 4 июля 2004 г.



Вот выставки с марта по апрель:

Выставка "Аржан II. Итоги реставрации"
2 марта 2004 г. - 2 мая 2004 г.

Чтения к 100-летию со дня рождения И.Г.Спасского (1904-1990)
11-12 марта 2004 г.

Научная конференция "Книжный знак. Владельческий символ и произведение искусства"
11-12 марта 2004 г.

Выставка "Празднества и торжественные церемонии в западноевропейской гравюре из собрания Эрмитажа"
16 марта 2004 г. - 30 мая 2004 г.

Выставка "Фрайбургский крест и его мир"
18 марта 2004 г. - 23 мая 2004 г.

13 Коллоквиум Семинара"Ювелирное искусство и материальная культура"
12-18 апреля 2004 г.


Где же указанная Вами? В архиве тоже ничего такого нет.

 
 Re: Никола
Автор: Cagor (---.dialup.mtu-net.ru)
Дата:   25-03-04 01:15

Кстати,сходил на ремизовский ресурс, очень понравилось:
"Предельно кратко выражено это отношение к Николе Милостивому в диалоге двух простых мужичков, приведённом у Ремизова:

- А що буде, як Бог помре?

- А Микола святый на що?

Здесь выражена непоколебимая убеждённость, что даже в таком невообразимом случае, как "Бог помре", Никола всё равно останется и не оставит".
Если католики убили Бога, распяв Его на Кресте, то только потому, что не было у них русского Николы, который бы Его оживил!
С уважением, Кагор

 
 Re: Какой это музей?
Автор: Гонтарь (---.zin.ru)
Дата:   25-03-04 13:34

плохо ищите
http://www.hermitage.ru/html_Ru/04/2004/hm4_2_067.html

 
 Re: Какой это музей?
Автор: Xen (---.228.ip.infos.ru)
Дата:   25-03-04 16:46

Спасибо, просто сайт до того хреновый... Разве что репродукции есть.

 Список форумов  |  Вид деревом   Следующая тема  |  Предыдущая тема 


 Эта тема закрыта 

phorum.org