Автор: vava (---.Moscow.dial.rol.ru)
Дата: 09-02-04 00:41
В книге г. Янина я наткнулся на странного вида икону. Икона эта самая необычная из всех, что я видел. На ней изображены стены Великого Новгорода, которые штурмует некая рать. На переднем же плане позади штурмующих происходит битва. Из текста на иконе становится понятно, что это злые суздальцы, а дело происходит в 1169 году н.э. или в 6677 году от сотворения мира (разница в 5506 лет). Обе даты есть в тексте на иконе. Из него также следует, что Богородица сотворила «чюдо» - суздальцы перебили друг друга. С тех пор жители Новгорода в 3-х своих церквях (есть еще две копии с иконы как минимум) молятся на это изображение, где нет ни одного святого. Причем молящиеся как бы находятся среди осаждающих, поскольку Новгород на изображении находится далеко!
Попробуем узнать, что нам скажут наши летописи. Имея под рукой Троицкую, решил прочесть ее. Взял карандаш и лист бумаги, чтобы разобраться в мешанине княжеских имен. Решил также изучить предыдущий и последующий годы, чтобы события были чуть ясней.
Итак. Год 6676 (1168). Некий князь Мстислав Изяславич выгнал из Киева правившего до него Владимира Мстиславича. Наверное, были у него причины для этого. Изгнанник подался к половцам, наверное родня там была.
Андрею Суздальскому (он же Боголюбский) это не понравилось, и он отправил сына своего Мстислава разумеется Андреевича на Мстислава Изяславича, именуемого уже Киевским (?). В помощь ему отправились дружины суздальцев (от папы), владимирцев (из папиной столицы), ростовцев, а также князья Глеб Переяславский, Роман Смоленский, Давид Вышегородский, плюс князья без собственных городов – Владимир Андреевич, Дмитрий, Гюргий, Мстислав, Рюрик, еще один Мстислав, Олег Святославич и Игорь. Видно, что география союзников весьма обширна, что самое популярное имя на тот момент – Мстислав, а фантазия у народа совсем бедная – больше 20 княжеских имен освоить не может.
Осада Киева продолжалась аж 3 дня. Город был взят. Летопись говорит, что «егоже не было никогдаже».
(Интересн, а как изгоняли прежнего владельца киевского стола – просто сказали ему «Пошел вон», он и пошел?) Изгнанный в свою очередь Мстислав Изяславич, прихватив брата, кинулся в бега. Как вы думаете – куда он побег? К половцам? Нет, там ведь сидит изгнанный им самим Владимир Мстиславич. На Запад? Нет, не угадали. Невероятно, но он побег сквозь ряды нападавших прямиком в стольный город Владимир (правильно - Владимер)!
Киев дружно грабили 3 дня. Ободрали церкви, вытащили иконы, ризы священников. Обобрали всех жителей. И двинули восвояси со всем награбленным добром вслед убегающему врагу.
В Киеве Мстислав Андреевич оставил «стрыя своего Глеба» (наверное прежний хозяин стола Владимир Мстиславич тоже был не в ладах с Боголюбским, раз его не попросили вернуться).
Далее летописец пытается сделать выводы по поводу причины столь варварского поведения русских дружин в отношении русского же города (не простого, а «мати городов русских»). А они таковы – киевлянам досталось поделом за проделки местного митрополита (названо имя игумена Печорского Поликарпа), который запретил в «господьские праздники» (т.е. на Рождество, Крещенье и пр.) есть мясо, молоко и масло. Оказывается – это ересь была такая, называемая Леонтианской по имени суздальского епископа Леона, который заразил ею и владыку владимирского Феодора, и даже болгарского епископа Андриана. Так вот за что рубили монахов Печерской Лавры! Они праздники после поста встречали полуголодными и не советовали другим устраивать пир горой после богоугодных измождений!
Вот так! Принцип коллективной ответственности – так понимали в старину христово учение! Это только сегодня из «древних» книг вывели непонятно каким образом, что каждый человек перед богом отвечает за свои личные грехи. Почитайте летописи и убедитесь в обратном! Вы скажите, тогда просто не так поняли все сказанное Спасителем, а я скажу, что как рассказали (притчами да байками), так и поняли.
Так что же произошло в году 6677 (1169)? А произошло «чюдо во Владимере». Бог изгнал злого, лживого, льстивого и пронырливого владыку Феодорца (раньше он именовался просто Феодор), который уже пятый год как плевал на увещевания христолюбивого и благоверного Андрея. На этот раз Андрей предложил Феодорцу «ити ставит ся к митрополиту Киева», на что смутьян закрыл все владимирские церкви, а ключи спрятал и к звонницам (кто-нибудь знает, когда появились колокола?) никого не пускал. Прекратив богослужения, он причинил людям «в своей державе» великое зло (косвенно), т.к. они не могли просить себе исцеления у заступницы (А почему только у нее? А дома не могли молиться до окончания разборок?).
Какие же притеснения могло позволить себе духовное лицо «в державе своей» при наличии в нескольких верстах от города сильной светской власти? Не удивляйтесь, а читайте и верьте:
- отъем имущества и заработанных средств;
- заточенье и грабленье не только простолюдинов, но и монахов и иереев;
- прорезывание головы(?) и бороды;
- выжигание глаз и отрезание языков;
- распятие на стенах и умучивание!
Христолюбивый Андрей схватил это исчадие ада, «второго сотону» и послал в Киев к новому митрополиту Константину, поставленному (кем и когда?) взамен убитого андреевым сынком Поликарпа. Правильный митрополит Константин решил действовать в соответствии с писанием. Он велел отрезать Феодору язык и правую руку, выколоть глаза и потом прикончить. «И сбылось евангельское слово на нем». Типа кто не знает милости, так же без нее останется. А вы говорите – возлюби врага своего и подставь ближнему под удар вторую щеку. Или я что-то путаю?
Второе «чюдо» - на этот раз в Киеве. В чем оно заключается, совершенно неясно. Летописец потерял нить повествования и стал рассказывать о нашествии половцев.
Итак, в разгромленном и сожженном городе сидел «на столе отцов и дедов» стрый Глеб Гюргевич. Половцы пришли к нему, чтобы «положить поряд», т.е. договориться, «чтобы ни мы не боялись вас, ни вы нас». Одна часть половцев встала под Корсунем, другая – под Переяславлем, где князем стал недавно 12-летний пацан, именуемый Владимир Глебович. Глеб взял с собой брата Михалко и поехал договариваться с теми, что стояли под Переяславлем. Половцы же, стоящие под Корсунем, обиделись, что их не уважают, передумали мириться и «взяли ближние села, людей с женами и детьми, коней, скотов и овец». (Интересно, почему же именно к этим гадам сбежал прежний правитель Киева Владимир Мстиславич, и не он ли к этой заварухе руку приложил?)
Стрый Глеб хотел было кинуться в бой, но его остановили некие БЕРЕНДЕИ, в числе полуторатысяч отиравшиеся возле Киева. Они предложили помощь, и вместе с братом Михалко и сотней переяславцев (это все, что мог выделить пацан) перехватили большой отряд половцев и отбили полон. Подошли главные силы половцев. Драка возобновилась. Брательник Михалко бился в первых рядах, трижды был ранен, но «бог отца его избави его от смерти, якоже и прежде в луце моря». Это очень странная фраза. Уж не иудеем ли был Михалко (да и Глеб заодно)?
В целом от половцев отбились. Наверное, это и было второе чюдо. Но христолюбивому нашему знакомцу двух чюдес показалось мало, и он отправил ЗИМОЙ сына своего Мстислава на Великий (так в летописи) Новгород.
В разорении новгородских земель приняли участие помимо владимиро-суздальских дружин Роман Смоленский с братом Мстиславом, сын рязанского князя со своей бандой, да сын муромского князя. Как обычно пожгли села, перебили жителей. Новгородцы заперлись с неким князем Романом. Летописец проморгал момент, когда в Новгороде появился Роман, ведь с 1157 года там сидел Святослав Ростиславич. Жители «бились крепко с города, и многы избиша от наших» (т.е. «наши» для летописца здесь суздальцы). В результате разоренья многие вокруг «помроша», «друзие бо от них (из-за них) и конину еша в великое говенье» (вот грех-то!).
Летописец вдруг начинает вспоминать – а ведь было же три года назад знамение, плакала Богородица на иконах сразу в трех церквях Новгородских (А что же ты, гад эдакий, не написал про это под 1166 годом и остальным не рассказал? Задним числом все умные.)! Молила, значит, она своего сурового сына не искоренять новгородцев как Содом и Гоморру (А разве ОН это сделал? А, ну да, содомиты – мужеложники хотели его трахнуть по кругу вместе с папой и святым духом впридачу. В Библии так про это и написано без экивоков. Спасся, помнится, один Лот с семейством. Впрочем, жену его все-таки превратили в соляной столб за ослушанье. А безгрешные дочки его, где-то неподалеку раздобыв вина, изнасиловали папаню. Более мерзкой истории вы не сыщете во всех остальных святых книгах вместе взятых. ). Итак, Богородица в оправданье новгородцам замолвила, что они «хрестьяне суть». Что же такого натворили жители этого города, что их сравнили с содомитами? Нет ответа. Летописец начинает изворачиваться – хоть новгородцев и пронесло от всеобщей расправы, все равно они не правы. Далее следует такая туманная фраза, для точного перевода которой нужен спец: ЯКО ИЗДАВНА СУТЬ СВОБОЖЕНЫ НОВГОРОДЦЫ ПРАДЕДАМИ КНЯЗЕЙ НАШИХ. Не велели, мол, им предыдущие князья крест преступать (это о клятве или вере речь?) и внуков-правнуков осрамлять. Вот за это их бог и наказал, наведя руку «благоверного» князя Андрея ( уж не синонимы ли слова «благоверный» и «православный»?).
Год 6678 (1170). Умер Владимир Андреевич и был похоронен в Киеве. (Надо полагать, киевляне на него не держали зла за участие в разгроме их города).
Умер во Владимире и там же был похоронен Мстислав Изяславич, киевский изгнанник. (Видно владимирский климат для него вреден оказался.)
Вернемся к иконе. На всех трех ее вариантах дело происходит ЛЕТОМ! На черно-белых репродукциях четко видна трава. Значит либо летописец врет, либо новгородцы забыли, когда дело было, и рисовали икону не иначе как к какому-то юбилею. На всех трех вариантах суздальцы штурмуют один и тот же кусок стены (это то богомазы, как ни странно, вспомнили). Укрепления Новгорода имеют три рубежа обороны – внешнюю каменную стену, внутренние валы с деревянной стеною и, наконец, сам Детинец. Все в точности совпадает с планом, нарисованным инженерами шведа Делагарди, взявшего и сжегшего Новгород в 1611 году. Вас наверное совсем не удивит (или наоборот - удивит) тот факт, что шведы ломятся в те же самые ворота, что и суздальцы 442 года назад! И "чюдеса" на этом не кончаются.
|
|