§1. КОНСИЛИУМ

 Новая тема  |  Наверх  |  Перейти к теме  |  Искать  |  Вход   Следующая тема  |  Предыдущая тема 
 Ессеи
Автор: Adamo (---.cpe.net.cable.rogers.com)
Дата:   19-06-04 04:03

Ессеи

Еврейская религиозная секта конца эпохи Второго Храма, известная главным образом благодаря описаниям Иосифа Флавия и Филона Александрийского. Перевод слова "ессеи" представляет трудности, но самые распространенные его версии - "молчаливые", "благочестивые", "исцеляющие".

Ессеи имеют много общего с фарисеями. И те и другие верили в необходимость благочестия и устранения от зла и скверны повседневной жизни, в посмертное воздаяние. Однако, в то время как фарисеи принимали активное участие в повседневной жизни современного им общества даже тогда, когда храмовая служба контролировалась саддукеями, ессеи образовали обособленное замкнутое братство. Они считали себя единственно истинным Израилем, так как, по их мнению, религиозная жизнь в городах и Храм были безнадежно испорчены.

Некоторые ученые склонны видеть в ессеях ветвь фарисейства, стремившуюся к достижению высшей степени благочестия и следовавшую строжайшим правилам святости и ритуальной чистоты. Считается, что "Храмовый Свиток" из Кумрана содержал законы именно этой общины. Многие из его предписаний расходятся с Галахой, которую гораздо позже разработали фарисеи. Эти предписания вели к предельно отягощенному толкованию Закона.

Ессеи никогда не были многочисленны. Филон в первой половине I века сообщает о 4 000 человек. Ессеи сосредотачивались на западном берегу Мертвого моря, остальные были рассеяны в нескольких сельских районах.

Они жили в обособленных мужских коммунах, представлявших собой братства, однако некоторые брали себе жен исключительно для продолжения рода. В общине строго соблюдались Законы Торы, и в первую очередь все, что касалось ритуалов, связанных с субботой и законами святости и чистоты, предписываемыми кохенам в книге "Левит".

Члены общины занимались физическим трудом, в основном земледелием. Все их имущество находилось в коллективном владении. Общими были трапезы, молитвы и ритуальные омовения.

Все свободное от работы время ессеи посвящали изучению священных книг. Каждый новый член общины должен был пройти трех- летний испытательный срок, затем он должен был давать клятву, принимая на себя обязательства быть благочестивым, справедливым, не делать зла ни по своей воле, ни по принуждению, ненавидеть нечестивых и поддерживать праведных, быть преданным человеческому роду, лояльным к властям, ибо всякая власть исходит от Б-га, любить истину и ненавидеть ложь, не красть, не иметь тайн от членов братства и не предавать братьев даже под угрозой смерти. Многие ессеи приняли активное участие в I Иудейской войне.

В "новом завете" нет упоминания о ессеях. Возможно, что Иоанн Креститель находился под их влиянием, так как он жил, проповедовал и крестил у реки Иордан, всего в нескольких километрах от основной общины ессеев. Некоторые ученые полагают, что ряд идей этой секты был воспринят христианством. Возникновение общины монашеского типа проливает свет на историю возникновения христианства.

 
 Re: Ессеи
Автор: Пилигрим" (213.234.208.---)
Дата:   19-06-04 09:25

Уважаемый Адамо,
А вот Иосиф Флавий считал, что ессеи основное религиозное течение в иудаизме, а суддукеи и фарисеи всего лишь его ветки.
С уважением
Пилигрим

 
 Сыны света
Автор: Пилигрим" (213.234.208.---)
Дата:   19-06-04 09:33

СЫНЫ СВЕТА, ПРОПАВШИЕ ВО ТЬМЕ.
(пассакалия)
«Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме.» Апостол Иоанн

- В этот раз я расскажу тебе сказку, - распевно и мечтательно начала Память, - Слушай.
Давным-давно, так давно, что оливы в Гефсиманском саду были еще кустиками. Так давно, что в Храме на скале первосвященником был Симон Маккавей, в Святом Городе Иерусалиме жил поживал Древний Мудрец. Все его ученики, да и не только ученики, но и все люди вокруг звали его просто Цадик, то есть «праведник», но ученики между собой звали его Учитель Праведности. Учеников же его люди, жившие в этой стране, называли ессеями, странным таким названием, которое обозначало и «молчаливые», наверно за неразговорчивость их, и «исцеляющие» за умение облегчить страдания заболевшему, а чаще всего понимали под этим названием «благочестивые», за святость их и служение Богу. Сами же себя называли его ученики «Сыновьями Света».
Так вот, в те далекие времена, когда Эра Овна, шумного, прямого, упрямого Овна уже прощалась с этим миром и когда в двери стучалась Эра Рыб, молчащих и дышащих тайной воды, тогда жил этот древний мудрец. Долго жил он на свете, много повидал, много знал. Говорят, что получил он знания от самого Погонщика Старых Верблюдов – Сына Звезды – Зороастра. Но мало ли чего говорят в народе, сам Мудрец такого никогда не говорил. Говорят, что знал он секреты древних Магов и Посвященных, секреты колдунов и чародеев, волхвов и друидов, но мало ли чего говорят в народе, сам он этого не говорил.
Много было у него учеников, много знаний передал он другим, знаний как врачевать тело и душу, знаний, как говорить с самим Богом, без посредства жрецов и священников. Но более всего любил Цадик самого малого своего ученика, даже еще и не ученика, а пятилетнего послушника, которого привела к нему за ручку мать, которая хотела, что бы малыш увидел свет Истины. Звали этого малыша просто Симеон, что и означало «послушник».
Маленький Симеон еще не слушал серьезных проповедей Учителя, еще не изучал уроков бытия и знаний, он просто смотрел на мир широко открытыми глазами, и пытался понять, что это за мир, и как его устроил Бог, для жизни в нем и Учителя и Маккавея и его самого маленького Симеона. Почему, почему не любит первосвященник Учителя, да и все священники не любят ессев? Почему так много знает Учитель, но не идет в Храм? Но мысли быстро отлетали прочь, и он опять бежал в зеленые поля, где прохладный ветерок шевелил его шелковистые кудри.
В одну из таких прогулок, Учитель позвал его и сказал: «Послушай сынок, наступает Эра Рыб - эра молчания и милосердия, эра любви и сострадания, много чего произойдет за эти годы, будет суд и не станет меня, будет новый Храм, будут страшные войны, и будет мир. Наступает время тайн, я дам тебе свитки, спрячь их в пещере, так спрячь малыш, что бы ни кто не смог их найти, пока так же, как сейчас не будет уходить молчаливая Эра Рыб, и не будет стучаться в дверь новая Эра Водолея». Учитель ласково улыбнулся. Мальчик обнял его за шею, прижался к щеке и что-то хотел сказать, но Учитель приложил ему палец к губам и продолжил: « Ты спрячешь свитки мальчик, и будешь ждать меня, долго будешь ждать, ты будешь жить почти, что вечно. Жди я приду, ты увидишь Новый Храм, ты узнаешь нового Илию, ты станешь, стар и мудр, тебя так и назовут Мудрым, но ты жди». «Как же я узнаю тебя Учитель?» - спросил мальчик, он был мил и прост. «Когда родился Сын Звезды, он рассмеялся и смех долго звучал в Храме под названием Земля, когда ты услышишь смех в Храме – это буду я. Я приду вновь, чтобы взять на себя грехи людей, чтобы искупить их, что бы дать людям Новый Завет. Запомни малыш, я рассмеюсь в Храме, и ты услышишь и расскажешь об этом моим ессеям – агнцам божьим, ты скажешь им, что я вернулся». Старик тяжело вздохнул, он знал то о чем говорил, он видел далеко вперед, чему и учил старших учеников, это не прибавляло ему радости, но прибавляло веры. Он распрямился и пошел, такой Великий и Мудрый пошел навстречу заходящему солнцу, будто хотел раствориться в его лучах. А Симеон побежал к матери, рассказать про великую тайну, которую ему поведал Цадик, он еще не умел хранить тайны, он еще был малышом.
Шли годы, первосвященник и Синедрион (святой суд) осудили Учителя Праведности и распяли его на кресте в городе Иерусалиме на горе Голгофа, менялись цари и царицы, Рим завоевал Иудею, маленький Симеон вырос и стал называться Мудрым. Он исполнил завет Учителя и с самыми доверенными ессеями спрятал завещанные ему свитки в горах Мертвого моря, прибавив к ним все знания, что сам приобрел за эти годы. Он увидел разрушение Старого Храма и увидел Новый Храм, он увидел разрушение монастыря ессеев, он почти уже устал жить. Старый Мудрый Симеон редко бывал в Новом Храме, он не любил его, не любил фарисеев и саддукеев, которые пышностью своей затмевали царей и прокураторов Рима. Он вообще перестал бы ходить в Храм, если бы не обещание Учителя вернутся, хотя, может тот просто пошутил над малышом.
В один из осенних дней он проходил по общему двору Храма, беседуя со своей старой знакомой пророчицей Анной, старой во всем даже в прожитых годах, которые приближались к полуторовековому юбилею, и вдруг…Тихий, но звонкий смех раздался под сводами Храма. «Тихо Иисус, ты же в Храме», - шепот матери потушил смех мгновенно. Симеон вздрогнул, сначала не поверил, но уже помолодел лет на сто, стал выше ростом, и в глазах загорелся огонь. Он повернулся к Младенцу, протянул ему руки и тот улыбнулся ему в ответ. «Вот ты и вернулся Учитель» - произнес старик, - «Я так ждал тебя. Я много теперь знаю, Благословляю тебя на дела твои, и пусть хватит тебе сил и веры выполнить их». Он поцеловал младенца и мать его, поклонился и вышел из Храма. Больше никто и ни когда не видел Мудрого Симеона в Храме. Молва говорит, что он ушел туда в пещеры Мертвого моря, где жили ессеи, и стал учить нового мальчика имя которому было - Иоанн. Он учил нового Мудреца и ждал, когда придет к нему тот, кого он благословил в Храме, что бы вручить ему ключ к тайне и таинствам Эры Рыб. Говорят, он дождался и ушел после этого навстречу лучам заходящего солнца.
- Вот такая сказка, дружок, - Память размяла в руках листик мяты, понюхала его и продолжала, - Великая сказка.
- Расскажи про ессеев, - попросил я ее, - про свитки, про мальчика Иоанна.
- Хорошо, продолжим нашу сказку, - согласилась Память.
- Прошло две тысячи лет, и вот когда Эра Рыб собралась уходить, и когда на смену ее уже ступила на порог Эра Водолея, произошли загадочные события, - Память рассмеялась, также как ее сказочный персонаж, - Можно сухим языком вашего века?
- Можно, можно продолжай, - поторопил я ее.

Короче, в 1945 году некий молодой человек мусульманского вероисповедания, бедуинской национальности по имени Мухаммед эд-Диба, будучи по профессии козопасом, вследствие чего полностью безграмотным, соответственно своей профессии пас коз. Проспавши с товарищами свою смену дежурства, наш козопас закономерно потерял козу и пошел ее разыскивать. Долго ли он бродил, скоро ли, но в результате забрел он в пещеру, а дело происходило в окрестностях Мертвого моря, известных ныне под названием Кумран, где и обнаружил кучу глиняных сосудов. Новоявленный наш археолог занялся более интересным делом, чем поиски козы, киданием камнями по глиняным горшкам, в чем, в отличие от поисков, преуспел. Десять горшков он разбил в одночасье и обнаружил, что в одном из них, наряду с каким-то зерном красного цвета, по всей видимости, козопасы не отличаются навыками и знаниями в земледелии, ибо, что это за зерно он определить не смог, в общем, в одном из них обнаружил он кожаные свитки. Свитки были исписаны каракулями, в отличие от земледелия наш неграмотный пастушок понятие о буквах имел и догадался что там что-то написано. Осознав некую ценность своей находки, пастушок сграбастал свитки, уложил в переметные суммы и притаранил домой, где они у него спокойненько пролежали до 1947 года, видимо ожидая резолюции ООН о провозглашении Израильского государства. Дождавшись своего часа, все должно выстояться, как хорошее вино, дядя мальчика решил спекульнуть антиквариатом, что успешно осуществил на базаре в городе Вифлееме, где ему подвернулся якобит Халил Искандер. Якобит - это не французский революционер - те якобинцы, а член христианской общины якобитов. Правда, он сам не знал, что это такое и с чем его едят, но выложил кровные 20 палестинских фунтов, не большие по тем меркам деньги, «чтоб було». Совершенно случайно ему попался умный и грамотный человек - профессор Иерусалимского университета господин Сукеник. Который, не видя в глаза эти самые свитки, потому как покупал кота в мешке через забор Старого Города, сразу понял ценность этих находок, в первую очередь надо полагать для нового государства Израиль с его претензиями на Святую Землю. Увидев и поняв радужные перспективы, он скупает все, что было на рынке, то есть все три свитка. Видимо у пастушков были повальные потери коз и повальное кидание камнями в кувшины, или дядя, старый хмырь, по первости прижал три свитка, а потом впарил их сумасшедшему профессору через посредников уже за 35 английских фунтов, бешеные деньги, имел толк в коммерции пастуший родственник.
Тут уже на сцену выходят лихие американские бои Джон Тревер и Уильям Браунли, подвизавшиеся в это время в Иерусалиме, с какой благородной целью, в преддверии начала войны за независимость, покрыто мраком. Кстати потом оба станут ведущими кумранистами мира, все старо как мир. Сами обнаружили, сами изучили, сами интерпретировали, такое полное натуральное хозяйство. По крайне мере они нашли аргументы уболтать митрополита церкви Святого Марка во–первых, дать разрешение на публикацию информации о находке, а без благословения нельзя – проклянут (вот всем бы журналистам взять на вооружение), во – вторых тайно вывести, то есть украсть свитки из монастыря и перевезти их в США. С глаз долой, вопросов меньше, и в чужие руки не попадут, что бы всякие людишки по текстам не лазили и экспертиз не делали.
У бедных же бедуинов в их бедуинском крае под названием Кумран, началась «свитковая» лихорадка. Наперегонки с большой исторической наукой и археологией, дети пустыни начали извлекать из пещер свиток за свитком, кто больше извлек - археологи, историки, бедуины или авантюристы всех мастей это загадка Кумранских свитков. В сухом остатке получилось следующее: обыскали все пещеры Мертвого моря и в одиннадцати нашли около 900 свитков на еврейском, арамейском, греческом и даже набатейском языках. Кроме 10 все свитки время не пощадило и остались от них, выражаясь научным языком фрагменты или по-простому – обрывки.
Вертели их и так, и сяк, стыковывали, редактировали, может, где чего дописывали, где чего подчищали, не видела, не знаю, врать не буду. Долго ими занимались почти полвека. Наконец в 1991 году опубликовали. Нового уже ничего там не было, даже если и было, после цензуры в публикацию не попало, но некоторые нюансы появились.
Выявился основной материал свитков – пергамент то есть бычьи шкуры, правда надо отдать должное истине, есть свитки и на папирусе, этом основном египетском материале.
После всяческих компиляций и компоновок, после кропотливого труда ученых, честь им и хвала, проглянула следующая картина. Всю библиотеку Кумрана, условно можно разделить на три основные группы: библейские тексты, общинные документы и беллетристика. Повторимся, после состыковки всех найденных объектов, можно было с определенной степенью достоверности сказать, а главное опубликовать вывод. В библиотеке найдено 180 списков библейских книг, в числе которых 23 канонических текста (отсутствует только книга Есфирь), в их числе фрагменты Септуагинты (греческой Библии), и книга Иова на арамейском языке. При этом варианты текстов ТАНАХА настолько разнообразны, что ставят под сомнение некие каноны иудаизма об уничтожении любого религиозного текста, если в нем точка не так поставлена. Ну, если не под сомнение, то отнесения этого постулата к разряду гротесков и гипербол.
- Но, с точки зрения памятной, все становится на свои места, - прокомментировала Память, - Даже после того, как карандаш цензора по всем свиткам перед публикацией пробежался, он не смог скрыть того факта, что пока великий рабби Акива со своими сподвижниками не привел Святые тексты к единообразию, в товарищах согласия не то что бы не было, а вообще каждый в свою дуду дул, и считал себя единственно правым. Или другая крамольная версия, что, сначала не разобравшись, натащили под программу Кумрана, всего чего не попадя, а потом уже поздно было подгонять под один шаблон, пришлось невразумительные объяснения выстраивать. Туда, по запарке, даже апокрифы попали, типа книги Юбелеев, книги Бен Сиры и даже книги Еноха, правда в последней вовремя успели фрагмент про «сына человеческого» в обрывки отнести. А про набатейские тексты я уже вообще не говорю. На этом описание теологической части можно бы было и закончить, добавив, пожалуй, что к этой части можно было бы отнести еще гороскоп Мессии, на арамейском языке.
Наименее же почищен, как можно надеется, и представляет интерес, общинный кусок библиотеки, в коем нашлось место не только для «Устава общины», но также для общинных псалмов и, так называемой, «Книги Дамасского завета» - инструкции для замкнутой касты проживающей вдали от метрополии.
Отмечу ряд интересных фактов обнаруженных в общинной части библиотеки. Например, ессеи в 35 своих псалмах-гимнах ни разу не упоминают Израиль, как государство. Или они не понимали по необразованности своей, что живут в этом благословенном государстве, либо прекрасно знали, что название это относится только к светской части государства и к ним, как к духовным лицам отношения не имеет, так же как и они к нему. В этих же свитках появляется упоминание об Учителе Праведности, объединившем тех, кто принял Новый Завет – Сынов Света и о распятии его по приговору первосвященика.
К разряду же беллетристики относится подавляющая часть фрагментов. Это и галахические постановления, то есть инструкции на все случаи жизни. Описания религиозных праздников, и опять же инструкции по их празднованию. Пикантная подробность, есть там два праздника, о которых нынешние правоверные иудеи и не догадывались, что их праздновать надо. Описания Храма, такой экскурсионно-туристический буклет, с целью посрамить тех, кто сомневался в его существовании и тем более грандиозности. Венцом этого раздела я бы назвала постановления относительно царя Иудейского с указаниями какую гвардию ему иметь, какой численности, как Храм строить и так далее, такие указивки самодержцу неведомо от кого, разве что от Бога. Ну и, конечно же, рыцарский роман, куда ж без этого, о войне Сынов Света и Сынов Тьмы – это просто из читального зала.
- И все-таки, - не удержалась Память, - Я закончу это перечисление не меньшей сказкой, чем другие, хотя это «научный факт».
В числе прочих был свиток длиной два с половиной метра написанный на трех пластинах мягкой меди, на котором были записаны все места, куда спрятали сокровища Храма во время войны с римлянами. Общий вес золота и серебра в кладах составлял 200 тонн.
- А чего ты не упал? - Память победоносно уперла руки в боки и гордо вскинула голову, - Знай наших! Такого количества драгметаллов не то, что в Иудее во всем мире тогда не было!
- Но вернемся к нашим агнцам божьим - ессеям, это они сами себя так называли, а еще называли они себя «зверями», которые борются с хищными птицами. Они видели свое предназначение в борьбе, за то чтобы люди поняли, нет Добра и Зла, а есть единство эти двух сторон у человека и у Бога. Только люди сами могут распознать сынов истины и сынов беззакония, проповедников лжи, «сделавших ограду для Торы» и истинных благочестивцев. «Бог сотворил человека для владычества над миром и положил ему два духа, что бы руководится ими. Это духи Правды и Кривды».
- А, по сути, - подвела итог Память, - Это был военно-монашеский орден с жестким казарменным Уставом, обетом безбрачия, обрядовостью и ритуалами, вплоть до форменной одежды. Люди Нового Завета, Нового Израиля, как они любили себя называть, жили в ожидании приказа Мессии. Мессии, которым они считали, будет возвратившийся Мелхиседек царь-священник, помазанник «Израиля и Аарона», воин в монашеской рясе. Когда он протрубит в свои боевые трубы, ессеи Сыны Света, рыцари «Братства Завета» выйдут на бой с предателями и уничтожат их.
- Ты знаешь, - добавила Память, - В этом есть какие-то отголоски вагантов, или даже Рыцарей Круглого стола.
Это с этими «зверями» пребывал в пустыне Иисус, и крестил его - ессей Иоанн Креститель. Апостолы: Иоанн Заведеев, Андрей Первозванный и Нафанаил (Варфоломей) были посланы в поддержку миссии Христа то же этими «зверями» или агнцами, кому как больше нравится, это дело вкуса. Братство выполняло свою миссию, оно обучало и готовило апостолов и пророков, оно готовило Мудрецов и халдеев, оно готовилось к борьбе, в соответствии с инструкциями, фрагменты которых, разбавленные антиквариатом, и есть Кумранские свитки. Тот же Иоанн Креститель, когда к нему пришли креститься фарисеи и саддукеи, был несказанно удивлен этим и прогнал их со словами "Порождения ехидны! Кто внушил вам бежать от будущего гнева?" По «правилам войны» у него уже эта война началась, и Сынам Тьмы здесь делать было нечего.
Учителя Мудрости – Волхвы научили их всему: нагорным проповедям, апостольским благословениям, воскресениям мертвых, пророчествам и видениям завтрашнего дня, они не смогли научить их только одному. Что им делать, когда в их ряды просочится измена? Этого не было ни в одной инструкции. Но там была одна заповедь, если нет ясного пути, надо ждать. Они научились ждать, ждать пришествия Мессии, ждать воскрешения Учителя, ждать начала последней войны, поскольку срок ее не определен, ждать, ждать, и ждать. И они ждут.
Может это к ним обращал свои слова Христос - «Идите и научите все народы». Все может быть, все может быть.
- А свитки?
- А что свитки, - Память хитро улыбнулась, - свитки - это «историческое» достояние человечества.

 
 Re: Флавий о Ессеях
Автор: Adamo (---.cpe.net.cable.rogers.com)
Дата:   19-06-04 18:22

Иосиф Флавий пишет:

"2. Существуют именно у иудеев троякого рода философские школы: одну образуют фарисеи, другую - саддукеи, третью - те, которые, видно, преследуют особую святость, так называемые ессеи. Последние также рожденные иудеи, но еще больше, чем другие, связаны между собой любовью. Чувственных наслаждений они избегают как греха и почитают величайшей добродетелью умеренность и поборение страстей. Супружество они презирают, зато они принимают к себе чужих детей в нежном возрасте, когда они еще восприимчивы к учению, обходятся с ними, как со своими собственными, и внушают им свои нравы. Этим, впрочем, они отнюдь не хотят положить конец браку и продолжению рода человеческого, а желают только оградить себя от распутства женщин, полагая, что ни одна из них не сохраняет верность к одному только мужу своему.

3. Они презирают богатство, и достойна удивления у них общность имущества, ибо среди них нет ни одного, который был бы богаче другого. По существующему у них правилу, всякий, присоединяющийся к секте, должен уступить свое состояние общине; а потому у них нигде нельзя видеть ни крайней нужды, ни блестящего богатства - все как братья владеют одним общим состоянием, образующимся от соединения в одно целое отдельных имуществ каждого из них. Употребление масла они считают недостойным, и если кто из них помимо своей воли бывает помазан, то он утирает свое тело, потому что в жесткой коже они усматривают честь, точно так же и в постоянном ношении белой одежды. Они выбирают лиц для заведования делами общины, и каждый без различия обязан посвятить себя служению всех.

4. Они не имеют своего отдельного города, а живут везде большими общинами. Приезжающие из других мест члены ордена могут располагать всем, что находится у их собратьев, как своей собственностью, и к сочленам, которых они раньше никогда не видели в глаза, они входят, как к старым знакомым. Они поэтому ничего решительно не берут с собою в дорогу, кроме оружия для защиты от разбойников. В каждом городе поставлен общественный служитель специально для того, чтобы снабжать иногородних одеждой и всеми необходимыми припасами. Костюмом и всем своим внешним видом они производят впечатление мальчиков, находящихся еще под строгой дисциплиной школьных учителей. Платье и обувь они меняют лишь тогда, когда прежнее или совершенно разорвалось, или от долгого ношения сделалось негодным к употреблению. Друг другу они ничего не продают и друг у друга ничего не покупают, а каждый из своего дает другому то, что тому нужно, равно как получает у товарища все, в чем сам нуждается; даже без всякой взаимной услуги каждый может требовать необходимого от кого ему угодно.

5. Своеобразен также у них обряд богослужения. До восхода солнца они воздерживаются от всякой обыкновенной речи; они обращаются тогда к солнцу с известными древними по происхождению молитвами, как будто испрашивают его восхождения. После этого они отпускаются своими старейшинами, каждый к своим занятиям. Проработав напряженно до пятого часа, они опять собираются в определенном месте, опоясываются холщевым платком и умывают себе тело холодной водой. По окончании очищения они отправляются в свое собственное жилище, куда лица, не принадлежащие к секте, не допускаются, и, очищенные словно в святилище, вступают в столовую. Здесь они в строжайшей тишине усаживаются вокруг стола, после чего пекарь раздает всем по порядку хлеб, а повар ставит каждому посуду с одним-единственным блюдом. Священник открывает трапезу молитвой, до которой никто не должен дотронуться к пище; после трапезы он опять читает молитву. Как до, так и после еды они славят Бога как дарителя пищи. Сложив с себя затем свои одеяния, как священные, они снова отправляются на работу, где остаются до сумерек. Тогда они опять возвращаются и едят тем же порядком. Если случайно являются чужие, то они участвуют в трапезе. Крик и шум никогда не оскверняют места собрания: каждый предоставляет другому говорить по очереди. Тишина, царящая внутри дома, производит на наблюдающего извне впечатление страшной тайны; но причина этой тишины кроется, собственно, в их всегдашней воздержанности, так как они едят и пьют только до утоления голода или жажды.

6. Все действия совершаются ими не иначе как по указаниям лиц, стоящих во главе их; только в двух случаях они пользуются полной свободой: в оказании помощи и в делах милосердия. Каждому предоставляется помогать людям, заслуживающим помощи, во всех их нуждах и раздавать хлеб неимущим. Но родственникам ничто не может быть подарено без разрешения предстоятелей. Гнев они проявляют только там, где справедливость этого требует, сдерживая, однако, всякие порывы его. Они сохраняют верность и стараются распространять мир. Всякое произнесенное ими слово имеет больше веса, чем клятва, которая ими вовсе не употребляется, так как само произнесение ее они порицают больше, чем ее нарушение.. Они считают потерянным человеком того, которому верят только тогда, когда он призывает имя Бога. Преимущественно они посвящают себя изучению древней письменности, изучая главным образом то, что целебно для тела и души; по тем же источникам они знакомятся с кореньями, годными для исцеления недугов, и изучают свойства минералов.

7. Желающий присоединиться к этой секте не так скоро получает доступ туда: он должен, прежде чем быть принятым, подвергнуть себя в течение года тому же образу жизни, как и члены ее, и получает предварительно маленький топорик, упомянутый выше передник и белое облачение. Если он этот год выдерживает испытание воздержанности, то он допускается ближе к общине: он уже участвует в очищающем водоосвящении, но еще не допускается к общим трапезам. После того как он выказал также и силу самообладания, испытывается и два дальнейших года его характер. И лишь тогда, когда он и в этом отношении оказывается достойным, его принимают в братство. Однако, прежде чем он начинает участвовать в общих трапезах, он дает своим собратьям страшную клятву в том, что он будет почитать Бога, исполнять свои обязанности по отношению к людям, никому ни по собственному побуждению, ни по приказанию не причинит зла, ненавидеть всегда несправедливых и защищать правых; затем, что он должен хранить верность к каждому человеку, и в особенности к правительству, так как всякая власть исходит от Бога. Дальше он должен клясться, что если он сам будет пользоваться властью, то никогда не будет превышать ее, не будет стремиться затмевать своих подчиненных ни одеждой, ни блеском украшений. Дальше он вменяет себе в обязанность говорить всегда правду, разоблачать лжецов, содержать в чистоте руки от воровства и совесть от нечестной наживы, ничего не скрывать перед сочленами; другим же, напротив, ничего не открывать, даже если пришлось бы умереть за это под пыткой. Наконец, догматы братства не представлять в другом виде, чем он их сам изучил, удержаться от разбоя и одинаково хранить и чтить книги секты и имена ангелов. Такими клятвами они обеспечивают себя со стороны новопоступающего в члены.

8. Кто уличается в тяжких грехах, того исключают из ордена; но исключенный часто погибает самым несчастным образом. Связанный присягой и привычкой, такой человек не может принять пищу от несобрата - он принужден поэтому питаться одной зеленью, истощается таким образом и умирает от голода. Вследствие этого они часто принимали обратно таких, которые лежали уже при последнем издыхании, считая мучения, доводившие провинившегося близко к смерти, достаточной карой за его прегрешения.

9. Очень добросовестно и справедливо они совершают правосудие. Для судебного заседания требуется по меньшей мере сто членов. Приговор их неотменим. После Бога они больше всего благоговеют перед именем законодателя: кто хулит его, тот наказывается смертью. Повиноваться старшинству и большинству они считают за долг и обязанность, так что если десять сидят вместе, то никто не позволит себе возражать против мнения девяти. Строже, нежели все другие иудеи, они избегают дотронуться до какой-либо работы в субботу. Они не только заготовляют пищу с кануна для того, чтобы не разжигать огня в субботу, но не осмеливаются даже трогать посуду с места и даже не отправляют естественных нужд. В другие же дни они киркообразным топором, который выдается каждому новопоступающему, выкапывают яму глубиной в фут, окружают ее своим плащом, чтобы не оскорбить лучей божьих, испражняются туда и вырытой землей засыпают опять отверстие; к тому же еще они отыскивают для этого процесса отдаленнейшие места. И хотя выделение телесных нечистот составляет нечто весьма естественное, тем не менее они имеют обыкновение купаться после этого, как будто они осквернились.

10. По времени вступления в братство они делятся на четыре класса; причем младшие члены так далеко отстоят от старших, что последние, при прикосновении к ним первых, умывают свое тело, точно их осквернил чужеземец. Они живут очень долго. Многие переживают столетний возраст. Причина, как мне кажется, заключается в простоте их образа жизни и в порядке, который они во всем соблюдают. Удары судьбы не производят на них никакого действия, так как они всякие мучения побеждают силой духа, а смерть, если она только сопровождается славой, они предпочитают бессмертию. Война с римлянами представила их образ мыслей в надлежащем свете. Их завинчивали и растягивали, члены у них были спалены и раздроблены; над ними пробовали все орудия пытки, чтобы заставить их хулить законодателя или отведать запретную пищу, но их ничем нельзя было склонить ни к тому, ни к другому. Они стойко выдерживали мучения, не издавая ни одного звука и не роняя ни одной слезы. Улыбаясь под пытками, посмеиваясь над теми, которые их пытали, они весело отдавали свои души в полной уверенности, что снова получат их в будущем.

11. Они именно твердо веруют, что, хотя тело тленно и материя невечна, душа же всегда остается бессмертной; что, происходя из тончайшего эфира и вовлеченная какой-то природной пленительной силой в тело, душа находится в нем как бы в заключении, но, как только телесные узы спадают, она, как освобожденная от долгого рабства, весело уносится в вышину. Подобно эллинам, они учат, что добродетельным назначена жизнь по ту сторону океана - в местности, где нет ни дождя, ни снега, ни зноя, а вечный, тихо приносящийся с океана нежный и приятный зефир. Злым же, напротив, они отводят мрачную и холодную пещеру, полную беспрестанных мук. Эта самая мысль, как мне кажется, высказывается также эллинами, которые своим богатырям, называемым ими героями и полубогами, предоставляют острова блаженных, а душам злых людей - место в преисподней, жилище людей безбожных, где предание знает даже по имени некоторых таких наказанных, как Сизиф и Тантал, Иксион и Титий. Бессмертие души, прежде всего, само по себе составляет у ессеев весьма важное учение, а затем они считают его средством для поощрения к добродетели и предостережения от порока. Они думают, что добрые, в надежде на славную посмертную жизнь, сделаются еще лучшими; злые же будут стараться обуздать себя из страха перед тем, что даже если их грехи останутся скрытыми при жизни, то, по уходе в другой мир, они должны будут терпеть вечные муки. Этим своим учением о душе ессеи неотразимым образом привлекают к себе всех, которые только раз вкусили их мудрость.

12. Встречаются между ними и такие, которые после долгого упражнения в священных книгах, разных обрядах очищения и изречениях пророков утверждают, что умеют предвещать будущее. И, действительно, редко до сих пор случалось, чтобы они ошибались в своих предсказаниях.

13. Существует еще другая ветвь ессеев, которые в своем образе жизни, нравах и обычаях совершенно сходны с остальными, но отличаются своими взглядами на брак. Они полагают, что те, которые не вступают в супружество, упускают важную часть человеческого назначения - насаждение потомства; да и все человечество вымерло бы в самое короткое время, если бы все поступали так. Они же испытывают своих невест в течение трех лет, и, если после трехкратного очищения убеждаются в их плодородности, они женятся на них. В период беременности своих жен они воздерживаются от супружеских сношений, чтобы доказать, что они женились не из похотливости, а только с целью достижения потомства. Жены их купаются в рубахах, а мужчины в передниках. Таковы нравы этой секты" (Иосиф Флавий, Иудейская Война, 8).

****
Ессеи, "совершающие омовение", "врачующие" (по-арамейски "асайя"), находились в стороне от общественных и государственных дел. Они больше заботились о самосовершенствовании. Так что вряд ли их можно считать основным течением в иудаизме. Тем более с учетом их немногочисленности.



Сообщение отредактировано (19-июн-04 18:27)

 Список форумов  |  Вид деревом   Следующая тема  |  Предыдущая тема 


 Эта тема закрыта 

phorum.org