Автор: Савва (---.org)
Дата: 23-06-04 17:58
> По этому же ошибочному пути пошел и Герасимов.
> Дело не в том, что не было насилия людей над людьми,
> приводившему к образованию государства. Оно было. А в том, что
> ПОМИМО ЭТОГО, БЫЛО И МНОГОЕ ДРУГОЕ, что Герасимов то ли по
> незнанию, то ли увлекшись своей "теорией", попросту не
> учитывает.
Уважаемый Вадим Вадимович.
А мне кажется, дело как раз в этом. По крайней мере, у меня создалось ощущение, что Вы поверхностно читали Герасимова, поскольку самого главного попросту не заметили. Я обратил внимание, что это обычный принцип критики работ альтернативщиков, а именно - придираться к отдельным фразам (наряду с тем, что есть очень даже толковые критические работы, но это скорее исключение из правил), игнорируя то главное, что хотел сказать автор. Практически во всех критических постингах одно и то же: Хазары=крестоносцы Кеслера, Габсбург=Новгородец Носовского (или мусульмане=мосул) и т. д. Это называется "за деревьями не видеть леса".
То же самое и с Герасимовым. Вы пошли по неверному пути остальных традиков (извиняюсь за выражение): во всех процессах выделять доминирующее явление и на этом основании создавать классификации. При этом вовсе не замечая, что жуется одно и то же, только под разным ракурсами. Теологическая теория - просто разновидность насилия. Психология, патриархальность - это вторичные понятия, зависящие от социальных условий. Поэтому Герасимов и не забивает себе голову всей этой лабудой, он ведет свой анализ на основе первичных категорий. И дело вовсе не в том, что он не видит других концепций, кроме насилия. Дело в том, что он вообще полностью отрицает эту концепцию, логически доказывая, что первичное государство могло образоваться ТОЛЬКО на добровольной основе. Это первое новаторское утверждение автора, которое почему-то никто не хочет замечать.
Второе, что доказывает автор, это - отсутствие вообще какой-либо классификации. Существует только договорный способ создания государства, первый и единственный, все остальное - различные его модификации, проявляющиеся уже по мере развития государственных отношений.
И все это доказывается с помощью строгих социальных законов развития общества. Не Герасимов их придумал, он просто их правильно применил, и показал простые механизмы, под действие которых человеческое общество шаг за шагом движется по пути эволюции. И все шаги просчитываются со строгой математической логикой.
И, наконец, третье - автор также математически безупречно доказывает единственность полученного решения. Этого вообще почему-то никто не замечает. А ведь именно эта мелочь сразу выводит работу Герасимова из разряда "вольных фантазий" ((с) Святич) на научный уровень.
Кстати, Вадим Вадимович. Пользуюсь случаем поздравить Вас с прошедшим днем рождения (я, к сожалению, слишком поздно об этом узнал)! Всех благ Вам, долгих и плодотворных лет жизни, успехов в науке и преподавании!
С уважением,
Анатолий.
|
|