§1. КОНСИЛИУМ

 Новая тема  |  Наверх  |  Перейти к теме  |  Искать  |  Вход   Следующая тема  |  Предыдущая тема 
 [Ресурс] Гуси-лебеди и Салтан
Автор: А.Н-ский (---.bass9.sinor.ru)
Дата:   21-02-04 22:01

Ссылки и краткие выдержки из довольно обширных статей Валерия Ронкина, живущего в С-Пб.
_______________

Гуси-лебеди

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Дорога и персонажи
2. Лутошка, Терешечка, Чувиль-Филюшка, Играшка
3. Гуси-лебеди
4. Баба Яга
5. Лебедь-девицы
6. Аленка-Ягишна и Аленка-сестра
7. В глубь истории
8. Купало
9. Ярило и Егорий Храбрый
10. Купава-Кострома
11. Заключение
Примечания
Литература

В залах музеев, где собраны коллекции античного искусства, можно увидеть скульптурные композиции — "Мальчик с гусем" (или с другой водоплавающей птицей). Искусствоведы обычно толкуют подобные сюжеты как чисто декоративные. (Неверов 1981. с. 81.) Действительно, античная мифология не дает (вернее, почти не дает) возможности "привязать" такого рода изображения к какому-либо известному мифологическому образу или сюжету.

Сколь ни странным это покажется, но упомянутые скульптурные изображения могли бы служить иллюстрациями к некоторым русским народным сказкам. Я имею ввиду прежде всего сказки двух типов:

1. Гуси-лебеди. (Аф. 113)
2. Ивашка и ведьма. (Аф. 106- 112.)

(327F и 480А по указателю сюжетов восточнославянской сказки).

Интерес к этим сказкам возник у меня после того, как мой, тогда еще четырехлетний сын, задал мне вопрос: почему гуси-лебеди бывают "плохие" и "хорошие".

"Плохие" гуси-лебеди воруют ребенка и уносят его к Бабе Яге, "хорошие" — помогают мальчику убежать от Яги и вернуться домой . Я предположил, что обе сказки, повествующие о путешествии мальчика на гусях-лебедях (и "плохих", и "хороших") являются обломками одного и того же мифологического сюжета, восходящего к образности древнеземледельческого мифа об исчезающем и возвращающемся боге.
_______________

От того же автора

СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ
(Архетипическое и актуальное)


Тема странствий младенца по волнам в корзине, сундуке, ящике — одна из самых распространенных тем фольклора, в том числе и русского: эти странствия являются метафорой "загробных" странствий закатившегося солнца по потустороннему миру [*1]. (Наиболее явственно солнечные свойства героя проявлены в персонаже "Махабхараты" Карне, рожденном от бога солнца Сурьи и во всем подобном своему отцу — наделенном блестящем панцирем и золотыми серьгами. Стыдясь своего материнства, дева Кунти положила его в корзину, обмазанную воском, и пустила плыть по реке[*2]).

В восточных сказках, использующих этот сюжет, младенец наделяется теми или иными солнечными чертами — золотой, золотоволосый (памирские, кавказские варианты). Для западной традиции признаки такого рода не характерны, зато в мифе о Персее появляется мотив драконоборчества и спасения девушки. В несколько сниженном виде этот мотив присутствует и в Библии: Моисей младенцем был оставлен в засмоленной корзине на берегу Нила. Возмужав и покинув Египет, Моисей защитил дочерей Иофара от пастухов и женился на одной из них.

Для русского фольклора характерны солнечные признаки героя, мотив спасения женщины от чудовища в русских сказках отсутствует[*3].

 
 Re: [Ресурс] Гуси-лебеди и Салтан
Автор: portvein777 (---.rosbank.ru)
Дата:   22-02-04 11:54

уже обсасывалось \\у меня и у Умника \\\ ну и также - у афанасьева с асовым \\\\\\\\\\\про кекса в корзинке - он забыл еще о мамзере моисее сказать \\\ ", мотив спасения женщины от чудовища в русских сказках отсутствует"- сказание о егориии храбром (чудо в хонях) -мене читать надо \с ув

 
 Re: [Ресурс] Гуси-лебеди и Салтан
Автор: А.Н-ский (---.sinor.ru)
Дата:   22-02-04 22:41

portvein777 Написал:

> уже обсасывалось \\у меня и у Умника \\\ ну и также - у
> афанасьева с асовым \\\\\\\\\\\про кекса в корзинке - он забыл
> еще о мамзере моисее сказать \\\ ", мотив спасения женщины от
> чудовища в русских сказках отсутствует"- сказание о егориии
> храбром (чудо в хонях) -мене читать надо \с ув

Угу, я знаю, что обсасывалось. Просто, наткнувшись на довольно интересное, хотя и несколько тяжеловесное исследование, решил выложить адресок - кому надо, посмотрят.

У автора, кстати, из библейского, кроме подмеченного Вами Моисея, в "Гусях-лебедях" стоило помянуть и про яблоко, преподносимое Змеем-искусителем Еве. Может, этот змеЙ - на самом деле змеЯ - т.е. женского рода, как и баба Яга - тоже любительница подсовывать отравленные яблочки...

Вас читаю по мере возможности. Общее впечатление : очень хорошо, что деятельно работаете; и работаете в правильном направлении; а вот над языком стоит все-таки поработать - немного коряво иногда получается. И некоторые HTML-ы стоит разбить на несколько под-HTML-ов, а то тяжко сразу большой объем информации обрабатывать.

Ройте глубже - выход близко... ройте, ройте... еще ройте... :-)

 Список форумов  |  Вид деревом   Следующая тема  |  Предыдущая тема 


 Эта тема закрыта 

phorum.org