§1. КОНСИЛИУМ

 Новая тема  |  Наверх  |  Перейти к теме  |  Искать  |  Вход   Следующая тема  |  Предыдущая тема 
 Роберт Морден, "О Московии", 1680, часть 2 из 3
Автор: Егермейстер (---.rochester.rr.com)
Дата:   11-10-04 09:06

[Один абзац я повторю из ч. 1, с исправлением опечатки]

There are two things remarkable amongst the Muscovites, one is, that they begin the day at the rising of the Sun, and end it at the Sun-setting, so that their Night begins at the Sun-setting, and ends at its rising. The other is, they begin their year the first day of September, allowing no other Epoche than from the Creation of the world, which they think to be in Autumn, and they reckon 5508 years from the Creation of the World to the Nativity of our Saviour, whereas most of our Chronologers account but 3969.

Есть две вещи, примечательные у Московитов. Во-первых, они начинают день с восходом Солнца и заканчивают его на закате, так, что их ночь начинается с заходом Солнца и заканчивается его восходом. Во-вторых, год у них начинается первого сентября, и не разрешается никакой другой отсчет лет, кроме как от Сотворения Мира, которое, как они думают, было в августе, и они полагают 5508 лет от Сотворения Мира до Рождества нашего Спасителя, тогда как большинство наших хронологов насчитывает только 3969.

As for their Armies, they generally consist of a 100000 or 200000, but then you must count the Beasts. Botis Frederowitz Grand Duke of Muscovy, toward the beginning of this Age, appeared with an Army of 300000 Men. Alexis Michaelowitz after the defeat of Stephen Radzin, had an Army no less numerous, when the dispute was about stopping the Turks Progress into Poland. Infantry is better esteemed by them than Cavalry, being more able to sustain a Siege, and patiently to endure all imaginable hardships, rather than yield; as they did in our times at the Castle of Vilna, and in the Fortress of Noteburg. As to the forming a Siege, the Muscovites understand little, as they made appear before Smolensko 1633, before Riga 1656, and before Azac 1673. Their Forts are generally of Wood or Earth, upon the windings of Rivers, or else in Lakes. The chiefest strength of the Kingdom consists in Forreign Forces, to whom they give good allowances in time of War. The Prince bears the Title of Grand Duke, he boasts himself descended from Augustus, and stiles himself Grand Czar, or Tzaar, that is to say, Caesar. The habits which he is said to wear, make him look like a Priest: they that treat with his Ambassadors have the greatest trouble in the world to give him his Titles, because of their so extraordinary pretensions. In the year 1654, to the end he might make War in Poland, and uphold the Cossacks; the Great Duke pretended, that some of the Polish Lords had not given him his due Titles; and that they had Printed Books in Poland in derogation of his Honour. One of his Predecessors was so cruel, that he caus’d the Hat of a French Ambassador to be nailed to his head, because he refus’d to be uncovered in his presence. He commands absolutely, and the Muscovites call themselves his Slaves; and he calls them in contempt by a diminutive name, Jammot Pierrot. His will is a Law to his Subjects, who hold it for an undeniable truth, that the will of God and the Great Duke are immutable. His Treasure is very large, for he heaps up all the Gold and Silver he can lay his hands on, in his Castles of Diolikzen and Vologda, and never makes his Presents or his Payments but in Skins or in Fish, or else in some few Hides, or Pieces of Cloth of Gold.

Что до их армий, то они обычно состоят из 100000 или 200000, но тогда вы должны учитывать животных. Великий Герцог Московии Борис Федорович, в начале этого века, явился с армией в 300000 человек. Алексей Михайлович после поражения Степана Разина имел армию не менее многочисленную, когда возник спор о том, чтобы остановить продвижение турок вглубь Польши. Пехоту они уважают больше, чем кавалерию, за то, что она более способна выдерживать осаду и терпеливо переносить все вообразимые трудности, нежели чем сдаться; как они и сделали в наше время в замке Вильны и в крепости Нотебург. Что до ведения осады, в этом московиты мало понимают, что они и показали под Смоленском в 1633 г., под Ригой в 1656 г. и под Азовом в 1673 г. Их форты обычно деревянные или земляные, на излучинах рек или на озерах. Главная сила их королевства состоит из иностранных войск, которым они хорошо платят во время войны. Князь носит титул Великого Герцога, он хвалится своим происхождением от Августа и именует себя Великим Царем, то бишь, Цезарем. Говорят, что одежда, которую он носит, делает его похожим на священника; те, кто имеет дело с его послами, испытывают величайшее в мире затруднение с тем, чтобы правильно произнести его титулы, поскольку они столь чрезвычайно претенциозны. В 1654 году, с тем, чтобы он мог развязать войну в Польше и поддержать казаков, Великий Герцог притворился, что некоторые из польских господ неправильно его титуловали, и что в Польше ходили печатные книги, оскорблявшие его честь. Один из его предшественников был столь жесток, что он сделал так, чтобы шляпу французского посла прибили к его голове гвоздём, потому что тот отказался снять ее в его присутствии. Он правит абсолютно, и московиты называют себя его рабами; и когда он ими недоволен, он называет их уничижительными именами, Jammot Pierot. Его воля – закон для его подданных, которые почитают за бесспорную истину то, что воля Бога и Великого Герцога непреложны. Его богатство очень велико, ибо он накапливает всё золото и серебро, до которого дотягиваются его руки, в своих замках Diolikzen (Александрова слобода?) и Вологда, и никогда не делает подарки и не расплачивается, кроме как мехами, или рыбой, или еще некоторыми немногими видами кож, или кусками ткани из золота.

The Religion of the Muscovites differs little from that of the Greeks: For they follow their Faith, their Rites and their Ceremonies. The principal part of their Devotion after they are Baptized, consists in the Invocation of their Saints, for every house hath its Saint Pictured, and hung up against the wall with a small Wax-candle before it, which they light when they say their Prayers. The Pictures of the Virgin Mary, and of St. Nicholas their Patron, are in great Veneration amongst them. And the sign of the Cross is the ordinary Preface to all their Civil Actions. On Sundays and their Festival Days, they go three times to Church, Morning, Noon, and Evening, and are standing, and uncovered at the time of Divine service. Besides their Ordinary Fasts on Wednesdays, Fridays, and the Eves before Holidays, they have four Lents every year during which they eat neither Butter, Eggs, nor Milk, only the first week of their chief Lent serves them as a Carnival, but after this the most strict of them eat no Fish but on Sundays, and drink nothing but Quaz or fair water.

Религия московитов мало отличается от религии греков, ибо они следуют их вере, их ритуалам и их церемониям. Основная часть их поклонения, после того, как их окрестили, состоит в обращении к их святым, ибо каждый дом имеет рисованное изображение его святого, повешенное на стене с маленькой восковой свечкой перед ним, которую они зажигают, когда молятся. Изображения Девы Марии и Св. Николая, их покровителя, ими велико почитаемы. И знак Креста служит обычным вступлением к любым их гражданским действиям. По воскресеньям и в дни их праздников, они ходят в церковь три раза, к заутрене, к обедне и к вечерне, и стоят, причем с непокрытой головой, во время Божественной службы. Помимо их обычных постов по средам, пятницам и в кануны праздников, у них есть четыре поста каждый год, во время коих они не едят ни масла, ни яиц, ни молока, и только первая неделя их главного поста служит им карнавалом, но после этого самые строгие из них не едят и рыбы, кроме как по воскресеньям, и не пьют ничего, кроме кваса или пресной воды.

They commonly take the Communion on a Fasting-day, at Noon-service, and if any one receives it on a Sunday, he must not eat Flesh that day. ‘Tis administred in both kinds with Leavened Bread, and Wine mingled with warm water. They believe no Transubstantiation, nor reckon no Adultery but marrying another mans Wife. They believe no Purgatory, but hold two distinct places where the Souls remain that are separated from the Bodies. Yet allow Prayers for the Dead. They hold Baptism of great Importance. And admit Children of seven years old to come to the Sacrament. All their Images are in flat Painting. They never feast but upon the Annunciation of the Virgin. They have a Patriarch at Mosco, the chief of their Religion. Three Archbishops or Metropolitans at Rosthou, at Susdal, and at Grand Novogrode: Bishops at Wologda, at Resan, at Susdal, at Twer, at Toboleska, at Astracan, at Casan, at Plescou, at Colomna; and almost in all the Provinces of the Great Duke, being all chosen out of the body of their Monks. They have this good quality, that they force no mans Conscience; they hate the Roman Catholicks for the exorbitances committed by them, when the Polander’s became Masters of Mosco, in the year 1611. But there are likewise some Idolaters of them toward the North.

Они обычно принимают причастие в постный день, в обедню, и если кто-то принимает его в воскресенье, он не должен есть плоти в тот день. Его [причастие] дают в обоих видах [?] с хлебом из дрожжевого теста и вином, смешанным с теплой водой. Они не верят в пресуществление [!!!] и не считают за супружескую измену ничего, кроме женитьбы на жене другого мужчины [!!! как насчет выйти за мужа другой женщины?]. Они не верят в Чистилище, но полагают, что есть два различных места, где пребывают души, отделенные от тел. Тем не менее, дозволяют молитвы за усопших. Все их образа плоского письма. Они никогда не пируют, кроме как на Благовещение Девы. У них есть Патриарх в Москве, глава их религии. Три архиепископа или митрополита в Ростове, в Суздале, и в Великом Новгороде; епископы в Вологде, в Рязани, в Суздале, в Твери, в Тобольске, в Астрахани, во Пскове, в Коломне, и почти во всех провинциях Великого Герцога, все будучи избраны из числа их монахов. У них есть такое хорошее качество, что они не принуждают совесть никакого мужчины; они ненавидят римских католиков за сотворенные ими безобразия, когда поляки хозяйничали в Москве, в 1611 году. Но среди них также имеются идолопоклонники, ближе к Северу.

 
 Re: О прибивании шляпы к голове
Автор: vava (---.Moscow.dial.rol.ru)
Дата:   11-10-04 22:58

Перепевается старая песня о евреях и Дракуле

 
 Шляпа -- ерунда
Автор: Егермейстер (---.rochester.rr.com)
Дата:   12-10-04 09:46

Гораздо интереснее абзац о причастии. Потому что, если московиты не верили в пресуществление (превращение хлеба в плоть и вина в кровь Спасителя), то как они без него обходились, получая причастие "обоих видов"?

 
 Посла гвоздем
Автор: Из Владивостока (---.dialup.primorye.ru)
Дата:   13-10-04 10:23

Так двух зайцев сразу. И русские - варвары, и французы слабаки (раз послов своиз ибивать позволяют).

 Список форумов  |  Вид деревом   Следующая тема  |  Предыдущая тема 


 Эта тема закрыта 

phorum.org