§1. КОНСИЛИУМ

 Новая тема  |  Наверх  |  Перейти к теме  |  Искать  |  Вход   Следующая тема  |  Предыдущая тема 
 О грамотности населения.
Автор: Византий (---.lynx.ru)
Дата:   13-10-04 14:25

Известно, что до реформ Петра 1 нвселение России было, в цело, грамотно, т.е. умело читать и писать.
Вот у Б. А. УСПЕНСКОГО
............
Следует также иметь в виду, что после петровских реформ резко снижается грамотность населения. В допетровской Руси население было в основном грамотным (имеется в
виду прежде всего обучение чтению: элементарная грамотность входила в процесс религиозного образования). В результате реформ Петра и его последователей, направленных
на европеизацию образования в России, подавляющее большинство крестьянского населения оказывается безграмотным.
.......................

Понятнов результате какого указа это произошло:
..................
Запрет на строительство каменных зданий аналогичен запрету монахам заниматься литературной деятельностью: указом Петра от 31 января 1701 г. монахам запрещалось
держать перья и бумагу, и такого рода запрещение вошло затем в прибавления к "Духовному регламенту" (1722 г.). В допетровской России монастыри были культурными
центрами, монахи занимались литературным трудом, и это даже могло входить в монашеское правило (т.е. в иноческий обет). Теперь монастыри могут восприниматься как
центры традиционной, невежественной культуры, и монахам (если они не вписываются в новый государственный порядок) вообще запрещается писать. Все это мало
напоминает европеизацию: налицо всего лишь явное стремление подражать Европе...
....................

Следовательно, если Петр подражал Европе, то в ней (Европе) д.б. происходить аналогичные процессы.
Т.е для каждой европейской страны д.б. наблюдаться следующее:
1. первоначальная всеобщая грамотность, обеспечиваемая, предположительно, церковью.
2. Появление некой личности типа Петра 1.
3. Проведение неких реформ.
4. конец всеобщей грамотности, в результате реформ.

Поэтому вопросы:
1. Когда закончилась всеобщая грамотность в Англии?
2. Кто был для англичан аналогм Петра 1?

С уважением

 
 Re: О грамотности населения.
Автор: проходящий (---.polarnet.ru)
Дата:   13-10-04 14:32

Или просто поменяли алфавит...

 
 Вот оказывается каков механизм "забывания древних достижений"
Автор: Посторонним В. (195.5.141.---)
Дата:   13-10-04 15:02

к власти приходит жуткий тиран и поработитель и начинается:
Есть триремы - выпускается соответствующий указ - чик и нет трирем.
Плавайте на моноксилах.
Есть осадная техника - указ - нет осадной техники.
Есть регулярная армия и профессиональная пехота - указ - еще 1000 лет нет ни пехоты, ни армии.
И т.д.
Еще один механизм - вторжения варваров. Славяне в VI веке вторглись в Византию. На моноксилах переправились в Малую Азию. С большим трудом нападение было отбито, но славянская соседская община так понравилась, что распространилась по всей Империи.

 
 Re: О грамотности населения.
Автор: Византий (---.lynx.ru)
Дата:   13-10-04 15:13

Очень возможно. Например Руны заменили на латиницу.
Но меня интересуют какие нибудь сведения о грамотности населения Англии по периодам до Норманского завоевания и после.

с уважением

 
 Re: Эт Вы к чему?
Автор: Византий (---.lynx.ru)
Дата:   13-10-04 15:14

-

 
 Re: О грамотности населения.
Автор: АСХ (---.adsl.co.ru)
Дата:   13-10-04 16:30


Формулировка вопросов несколько расплывчата. Какую "всеобщую грамотность" Вы имеете в виду? Если это 1066 год, ответ будет один, если 13-14 век - другой, если же речь идет о 16-м веке (подозреваю, что именно о нем Вы хотели узнать), совсем третий. Так о каком веке мы говорим?

 
 Re: О грамотности населения.
Автор: Византий (---.lynx.ru)
Дата:   13-10-04 16:42

Под всеобщей грамотностью я понимаю такое состояние населения, когда:
1. БОЛЬШИНСТВО, среди разных социальных групп, может читать и писать.
2. Налажена система обучения грамотности:
а) учат учителя (монахи) в школах (при церкви);
б) учат родители дома.

Интересуют три периода:
1. до 11 века н.э. (норманское завоевание)
2. с 11 века до 16
3. с 16 до 20

С уважением

 
 Re: Эт Вы к чему?
Автор: Посторонним В. (195.5.141.---)
Дата:   13-10-04 18:36

Собственно к тому, что если после Петра большинство населения оказывается неграмотным, то до Петра неграмотным было большинство абсолютное - 99,9999%. Но, в силу искусственного удревления истории, возникают цари-реформаторы, одних заставляющие кнутом учиться за границей, а других кнутом же отучающие от грамоты.



Сообщение отредактировано (13-окт-04 19:35)

 
 Три периода.
Автор: АСХ (---.adsl.co.ru)
Дата:   13-10-04 19:00


Как Вы понимаете, с социологическими исследованиями в то далекое смутное время была сильная напряженка, поэтому о процентах и долях грамотного населения "с цифрами в руках" говорить смешно. Однако отдельные факты могут кое-что прояснить. Начну, пожалуй, с самого интересного. Первая английская грамматика появилась... в1568 году! Называлась книжечка так: "De recta et emendata linguae Anglicae scriptione dialogus", а написал ея некий Томас Смит. А дальше - пошло-поехало, и было издано много книг по грамматике, хороших и разных, в том числе и на английском. Так и подмывает ехидно поинтересоваться, а как же учили английскому до 1568-го года. И что это был за английский? Вопрос не праздный. Вот, например, что пишет один из действительно выдающихся знатоков английского языка Карл Бруннер: " Частные письма 15-го века, сохранившиеся в большом числе, написаны в общем также на лондонском диалекте; лишь кое-где встречаются отдельные диалектные формы. Повидимому, это связано с ростом грамотности. Кроме старых соборных школ, повсеместно строились школы, независимые от церкви. Так, почти все гильдии содержали школы для детей своих членов." Далее Бруннер пишет о Grammar Scholes в городах и деревнях и частных школах в Итоне и Уинчестере, для поступления в которые нужно было безукоризненно читать и писать по-английски и на латыни. Короче говоря, полная идиллия. И английский язык - практически в массах. Но далее мы с удивлением узнаем от того же Бруннера, что лондонские пивовары ведут свои записи на французском до 1422-го года (середина 15-го века, однако), а в судах французский употребляется аж до 18-го (!!!) века. В парламентских актах английский начинает употребляться только с 1485-го года, а уставы гильдий составлялись на латыни и французском. Так что грамотность, может быть, и была, только к какому языку нужно приложить это слово, вопрос на 5 баллов. И если мы принимаем точку зрения, согласно которой английский язык становится массовым с конца 14-го века, хотелось бы понять, на кой фиг им нужен был французский в хозяйственной деятельности и законодательстве, при дворе и в литературе.
Что касается древнеанглийского и "всеобщей грамотности" при "старой власти", ничего толкового я Вам не скажу, потому как есть у меня шальная мыслишка, что не было там не только "всеобщей", но и частичной грамотности, и владели искусством письма на ентой мове несколько сотен человек, от которых мы и получили "разрозненные источники", как пишут господа лингвисты.

 Список форумов  |  Вид деревом   Следующая тема  |  Предыдущая тема 


 Эта тема закрыта 

phorum.org