§1. КОНСИЛИУМ

 Новая тема  |  Наверх  |  Перейти к теме  |  Искать  |  Вход   Следующая тема  |  Предыдущая тема 
 Ярослав МУДрый
Автор: Александр А. Ермаков (---.esico.net)
Дата:   14-11-04 08:31

Прозвище (погонялово) князя Ярослава трактуется как "очень умный".
Вопрос к читателям Баркова: какой корень слова "мудрый"? Что сие значит?
Возможно два толкования.
1. Ярослав придурок.
2. Ярослав крепкий мужик.
Склоняюсь ко второму.

Умом и молотком

 
 Из Вашкевича
Автор: papa (---.neolink.ru)
Дата:   14-11-04 10:07

.
"Оказалось, что русское мудрость сложено из арабского отрицания му и уже знакомого адра:с ( в диалектах долгое А может произноситься как О: адро:с). Следовательно, мудрый есть результат переразложения, когда корневой С выпал на том основании, что он якобы суффикс. А означает мудрость буквально "отсутствие зубов", что опять же является естественным, но и семантические аналогии имеются. Арабское л-аснах (беззубый) дало в латинском при наоборотном прочтении консул, консультация. Консультироваться, конечно же, люди предпочитают у мудрых, независимо от состояния их зубов. Просто люди заметили, что часто бывает так, что мудрость приходит с возрастом. "

Типа беззубый Ярик

 
 Re: беззубый Ярик
Автор: кеслер (---.tc-exe.ru)
Дата:   14-11-04 10:23

А вот если посмотреть этимологическую справку Черныха по слову "мудрый", то обнаружится, что, скажем, литовский еврей Герцль Мандрус, шваб Эрих Мунтер или грек Гераклий Мат(h)етос могут оказаться совсем недалеко от Ярослава Мудрого... Обилие же детей указывает на то, что мужик, помимо всего, был действительно крепкий.

 
 Re: беззубый Хебельс
Автор: papa (---.neolink.ru)
Дата:   14-11-04 10:46



Обилие же
детей указывает на то, что мужик(Хебельс), помимо всего, был
действительно крепкий.

 
 Re: беззубый Хебельс
Автор: кеслер (---.tc-exe.ru)
Дата:   14-11-04 10:51

Просто я смайлики не ставлю. Есть старая байка о том, почему Катя не стала разбираться с караимами после занятия Крыма: Потёмкин ей написал, что караимы - иудеи, но не талмудисты, Катя же прочла по-своему: раз не ТАК МУДИСТЫ, то пусть себе живут, ибо сильно не размножатся...

 
 Ярослав "Мудрый"
Автор: Святич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата:   14-11-04 18:43

> Прозвище (погонялово) князя Ярослава трактуется как "очень
> умный".

Именно такой смысл вкладывал в это прозвище его изобретатель Карамзин.

"Всё придёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

Сообщение отредактировано (14-ноя-04 18:43)

 
 Re: беззубый Ярик
Автор: Ар (---.arco.ru)
Дата:   15-11-04 15:51

кеслер Написал:

> Обилие же
> детей указывает на то, что мужик, помимо всего, был
> действительно крепкий.

"Здоровый", то есть :

***
Монгольская этимология :
Запись номер: 168

Праформа: *mendu"
Значение: sane, healthy

Письменно-монгольский: mendu" (L 535)
Среднемонгольский: mendu" 'normal' (HYt)
Халха: mend
Бурятский: mende
Калмыцкий: mend@
Ордосский: mo"ndu"
Шарыюгурский: mo":nd@

Комментарии: KW 261, MGCD 484. Mong. > Evk. mendu, see Poppe 1966, 197, Doerfer MT 127.
****



Сообщение отредактировано (15-ноя-04 15:51)

 
 Вот интересно...
Автор: Святич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата:   15-11-04 23:24

...есть ли тема, куда это малохольный со своими бредеями не влезет?

"Всё придёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

 
 Re: Вот интересно...
Автор: Ар (---.riskinv.ru)
Дата:   16-11-04 00:24

Святич, мудачок , ты уже разобрался в том, что такое контекст?
Когда ты , убогий, научишся читать внимательно.
Напрмер, про смайлики, кои Кеслер упомянул.

С другой стороны в любой шутке есть доля шутки.
Например, в утверждении о твоей мудаковатости, небольшая доля шутки есть.

Ведь не ставить же для тебя специально смайлики, если ты , мудила, все равно не понимаешь о чем речь идет.



Сообщение отредактировано (16-ноя-04 00:30)

 
 Какой предсказуемый пёсик :)
Автор: Святич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата:   16-11-04 00:31

Тявкает в строжайшём соответсвии с командами.
Ну-ка, пёсик, ещё раз голос! :)

"Всё придёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

 
 Менду - значит Муди
Автор: Кастратор (---.odessa.dialup.ukr.net)
Дата:   16-11-04 00:38

Это - ностратическая праформа. Муди, мудак... Мудрый - из другой оперы.

 
 Re: Менду - значит Муди
Автор: Ар (---.riskinv.ru)
Дата:   16-11-04 01:11

Кастратор Написал:

> Это - ностратическая праформа. Муди, мудак... Мудрый - из
> другой оперы.

Ностратическая говорите ? :-)

Вообще-то Фасмер разделяет слова МУДИТЬ и МУДО

***
Word: мудить

Near etymology: "медлить, мешкать", только др.-русск. мудити, мужу (Срезн. II, 185), ст.-слав. моудити χρονίζειν, μέλλειν (Зогр., Ассем., Мар.), замоудити μέλλειν (Супр.), болг. муден "медленный" (Младенов 307), словен. mudíti "медлить", чеш. zmuditi čаs, польск. mudzić "медлить, терять время", в.-луж. komuda "задержка, проволочка", также skomuda, н.-луж. skomda. Связано чередованием гласных с др.-русск. мотчати "медлить" (*мъдъчати или *мъдьчати), а также ме́дленный. Ст.-слав. мѫдити (Мар., Зогр.; см. Дильс, Aksl. Gr. 58) основано на вторичной назализации под влиянием начального м-; см. Эндзелин, РФВ 68, 370; Вондрак, Aksl. Gr. 138 и сл.

Further etymology: Возм., родственно лит. maudžiù, maũsti "причинять душевное страдание, тосковать по", ãpmaudas "досада, забота", гот. maudjan "напоминать", которые сближаются с "мысль", а также ср.-ирл. smūainim "думаю" (*smoudni̯ō); см. Траутман, ВSW 171 и сл.; И. Шмидт, Vok. 1, 178; Вондрак, там же; Педерсен, Kelt. Gr. I, 113; ср. нем. bedächtig "рассудительный; медлительный". Менее вероятно предположение о древнем носовом (судя по словен., польск. u) и сближение с др.-инд. mandas "медленный, ленивый, малый" (Уленбек, Aind. Wb. 215).

Pages: 2,669


--------------------------------------------------------------------------------


Word: мудо́,

Near etymology: обычно в форме муде́, стар. дв. "мошонка", также мн. му́ди (Даль), укр. мудо, цслав. мѫдѣ дв., мѫдо, болг. мъдо́ (Младенов 313), сербохорв. му́до, словен. módo, чеш. moud, слвц. múd᾽, múdie, польск. mądа ж., в.-луж., н.-луж. mud, mudźe, полаб. mǫ́dа мн.

Further etymology: Недостоверно предположение о варианте с носовым к греч. гомер. μήδεΒ "срамные части", μέδεΒ (Архилох.), μέζεΒ (Гесиод) из *med-do-, ср.-ирл. mess "желудь" (*med-tu), которые сближаются с лат. mаdеō, -ērе "быть мокрым, сочиться", греч. μΒδάω "растекаться; выпа- дать (о волосах)", др.-инд. mádati, mádatē "он пьян, пирует"; см. Вальде--Гофм. 2, 6 и сл.; Гофман. Gr. Wb. 194. Точно так же гадательно сравнение с др.-инд. máṇḍalas "круглый", máṇḍalam ср. р. "круг, диск, кольцо" (как ср.-инд. -- из *mandala, по мнению Уленбека (Aind. Wb. 211)). Сомнительно сближение с др.-инд. mand- "радоваться", кауз. "развеселить", д.-в.-н. mendiu "радуюсь", mendī "радость" (см. Маценауэр, LF 11, 173 и сл.), а также с мо́ня I. "брюшко, чрево, желудок", чеш. muňkа "брюшко" (Петерссон, BSl. 85), лат. mendāх "лживый", menda, mendum "ложь", mendīcus "нищий" (Голуб 160), а также с др.-инд. aṇḍám "яйцо" (Бэри, ВВ 7, 340).

Pages: 2,669-670
***

Слово МУДИТЬ по Фасмеру родственно слову МЕДЛЕННЫЙ

***
Word: ме́дленный,

Near etymology: ме́длить, др.-русск. мьдьльнъ, мьдьлити (Остром., Изборн. Святосл. 1073 и 1076 г.; см. Соболевский, Лекции 90; РФВ 64, 115; ЖМНП, 1893, ноябрь, стр. 49), цслав. мъд(ь)льнъ, мъд(ь)лити, ст.-слав. мъдьлъ νωθρός, мъдлость ῥΒθυμίΒ (Клоц.; см. Мейе, Ét. 413), словен. medǝ̀ɫ, -dlà "слабый", mǝdléti, mǝdlím "чахнуть, тосковать", чеш. mdlý "слабый, бессильный, бесчувственный", omdleti "потерять сознание", польск. mdɫy, mdleć, н.-луж. módɫу "бессильный, слабый, усталый, бесчувственный", также mdɫy, mеdɫу.

Further etymology: Праслав. *mъdьlьnъ, *mъdьlъ связано чередованием гласных с muditi; см. Соболевский, там же; Брюкнер 327; Преобр. I, 520. Ср. еще др.-русск. мотъчаниɪе, мотчание "промедление, задержка" (моск. грам. XVI--XVII вв.; см. Дурново, Очерк 171) из *мъдъчание. Ср. моде́ть, муди́ть. Не имеет смысла разделять синонимичные *mъd(ь)lьnъ и *mьdьlьnъ, вопреки Ильинскому (ИОРЯС 22, I, 194 и сл.), а также возводить ст.-слав. мъдьлъ к *mn̥d-, связанному чередованием с мѫдити, вопреки Мейе (МSL 14, 372). Сомнительно родство с греч. μέλλω "колеблюсь, собираюсь, намереваюсь", μιλλός ̇ βρΒδύς (Гесихий) (Бецценбергер--Фик. ВВ 6, 239); см. об этих словах Буазак 625; Вальде--Гофм. 2, 370. [См. еще Чоп, KZ, 74, 1956, стр. 230. -- Т].

Pages: 2,590-591
****

И хотя в статье про слово МУДИТЬ мелькают значения МЫСЛЬ и ДУМАТЬ, в статье про МЕДЛЕННЫЙ имееются значения СЛАБЫЙ, БЕССИЛЬНЫЙ.

Все же если монгольское МЕНД = ЗДОРОВЫЙ имеет ностратические корни логично сначала рассмотреть слово МУДРЫЙ, там есть и МАНД и МУНД и корень МЕН и значение БОДРЫЙ, ЖИВОЙ:

***
Word: му́дрый,

Near etymology: мудр, мудра́, му́дро, укр. му́дрий, др.-русск. мудръ, ст.-слав мѫдръ φρόνιμος, σοφός (Супр.), болг. мъ́дър, сербохорв. му́дар, му́дра, нареч. му̑дро, словен. módǝr, чеш. moudrý, слвц. múdry, польск. mądry, в.-луж., н.-луж. mudry.

Further etymology: Родственно лит. mandrùs "бодрый, гордый, задорный", лтш. muo^drs "бодрый, живой", др.-инд. mēdhā́ ж. "мудрость, разум, понимание, мысль", mandhātár- м. "благочестивый", авест. mązdra- "мудрый, разумный", mąz-dā-, maz-dā- "сохранять в памяти" mǝn dadē "помню", д.-в.-н. muntar "ревностный, ловкий, живой, бодрый", гот. mundōn sis "смотреть на ч.-л.", др.-исл. mundа "метить", греч. μΒνθάνω, аор. ἔμΒθον "учусь, замечаю, понимаю", алб. mund "могу, побеждаю" (см. Иокль (Stud. 58), Барич (Albrum. Stud. I, 105) против Г. Майера (Alb. Wb. 291)); см. И. Шмидт, Vok. I, 170; Траутман, ВSW 168 и сл.; Эндзелин, СБЭ 198; Бругман. Grdr. 2, 1, 378; Шпехт, KZ 63, 92 и сл.; Френкель, ZfslPh 20, 74. Далее связано с и.-е. *men- (Мейе, Dе indoeur. radice *men- 41).

Pages: 2,670
****



Сообщение отредактировано (16-ноя-04 01:14)

 
 Мудак, он - и в Африке мудак!
Автор: Кастратор (---.odessa.dialup.ukr.net)
Дата:   16-11-04 01:25

И Вы верите Фасмеру??

По-моему, мудак - однозначно от муди. Если и не прямо, то - через сближение:)).

Насчёт ностратики. Я не шучу. Читал некую статейку на индоевропейском форуме, причём - в поправках-обсуждениях, т.е. - это значение как бы общепринято, там спор был только по поводу частностей. Как щас помню, что семитский корень точно присутствовал. Алтайский, кажется, тоже. Насчёт же Вашего менду - конечно, я не знаю. Не было времени вникать. Пошутил просто (хотя - может, и угадал, кто его знает?..).

П.С. Тут есть тема про волков - Ваша любимая. Оборотни, вервольфы. 10 минут назад пост писал, через Ленту-поиск легко найдёте.

 
 Чувашский МАДАК
Автор: Ар (---.riskinv.ru)
Дата:   16-11-04 01:49

Кастратор Написал:

> Насчёт ностратики. Я не шучу. Читал некую статейку на
> индоевропейском форуме, причём - в поправках-обсуждениях, т.е.
> - это значение как бы общепринято, там спор был только по
> поводу частностей. Как щас помню, что семитский корень точно
> присутствовал. Алтайский, кажется, тоже.



Ну тогда для МУДЕЙ - яиц можно предложить следующее Алтайское слово. Оно явно двухчастично. Первая часть у тюрков ЖУ-, у монгол и тунгусов О-, Е- . А вот вторая то что надо- МД, НД. Как раз МОНГОЛЬСКИЕ слова звучат более менее в тему. Особенно прикольно звучит ЧУВАШСКОЕ - mad/ak 'egg' , заимствованное из монгольского. Старостин говорит, что слово может происходить от корня со значением "рождение" :


***
Алтайская этимология :

Праформа: *u/mu-tki
Значение: egg

Тюркская праформа: *jumurtka
Монгольская праформа: *o"mdege, *emdu"ge
Тунгусская праформа: *umu:kta

Комментарии: A Western isogloss. The stem may be derived from Common Altaic *u/mu 'to bear, give birth' q. v., see АПиПЯЯ 58, 281, Дыбо 10, Лексика 149. The Turkic form, however, must have also been influenced by PA *na:mo 'testicle' (and/or *z^|i_o>mu `round'), which explains initial *j-.
--------------------------------------------------------------------------------
Тюркская этимология :

Праформа: *jumurtka
Значение: egg

Древнетюркский: jumurtg|a, jumurg|a (OUygh.)
Караханидский: jumurtg|a (MK)
Среднетюркский: jumurtg|a (Sangl.)
Турецкий: jumurta
Азербайджанский: jumurta
Гагаузский: jymyrta
Туркменский: jumurtGa
Халаджский: jumurqa
Саларский: jymu:(r)dda
Сарыюгурский: jomut
Татарский: jomyrqa
Киргизский: z^|umurtqa
Казахский: z^u_myrtqa
Ногайский: jumyrtqa
Балкарский: zumurtqa
Кумыкский: jymyrtqa
Каракалпакский: z^umurtqa
Узбекский: jumurtqa (dial.)
Башкирский: jomortqa
Хакасский: nymyrxa
Алтайский: d/ymyrtqa
Шорский: nybyrtqa, nuburtqa (Верб.)
Чувашский: s/ъw|marda
Якутский: symy:t
Долганский: hymy:t

Комментарии: VEWT 211, EDT 938, ЭСТЯ 4, 250-251, Лексика 149, Stachowski 118.
--------------------------------------------------------------------------------
Монгольская этимология :

Праформа: *o"mdege, *emdu"ge
Значение: egg

Письменно-монгольский: o"ndege(n), o"mdege(n), o"ndu"ge, o"mdu"ge (L 636)
Среднемонгольский: amdegan (HY 16), @ndoge| (IM), unda"ga" (MA)
Халха: o"ndo"g
Бурятский: u"ndege(n)
Калмыцкий: o"nd@g@
Ордосский: o"ndo"go"
Дунсяньский: endeGi
Баоаньский: ndegi
Монгорский: ndige (SM 263)
Дагурский: enduge (Тод. Даг. 140, MD 143)

Комментарии: KW 296. Mong. > Chuv. (nursery word) mad/ak 'egg'.
--------------------------------------------------------------------------------
Тунгусо-маньчжурская этимология :

Праформа: *umu:-kta
Значение: egg

Эвенкийский: umu:kta
Эвенский: u.mtъ.
Негидальский: omu.kta
Солонский: u.matta
Маньчжурский: umx|an, umGan
Совр. маньчжурский: um@han (332)
Нанайский: omaqta
Ульчский: omu.qta
Орочский: umukta
Удэйский: umukta

Комментарии: Formally derived from *umu:- 'to lay eggs'. See ТМС 2, 269.
***



Сообщение отредактировано (16-ноя-04 01:52)

 
 Не надо про монголов!
Автор: Кастратор (---.odessa.dialup.ukr.net)
Дата:   16-11-04 02:00

И про тюрок не надо. Получается - уход в сторону. А вот это:

Ар Написал:

> Алтайская этимология :
>
> Праформа: *u/mu-tki
> Значение: egg

Самое оно.

Мне кажется, тут - без вопросов.
Спать хочется, лень в Покорного лезть, думаю, будет весьма близко.

П.С. Не стал вникать - они не пишут случайно, что значит первая часть праформы (*у)? Это какой-то префикс, или что? Скорее всего, что - не пишут, или всё-таки?..

П.П.С. Да, и ещё... *тки - отделено от *му (корень?). Что, действительно делят праформы на префикс, корень и суффикс?? Или это какое-то другое деление - Вы не разбирались с этим?

 
 Умай, Хумай, Гамаюн, ...Симург.
Автор: Ар (---.riskinv.ru)
Дата:   16-11-04 02:47

Кастратор Написал:

>
> П.С. Не стал вникать - они не пишут случайно, что значит первая
> часть праформы (*у)? Это какой-то префикс, или что? Скорее
> всего, что - не пишут, или всё-таки?..

Неа, не пишут

>
> П.П.С. Да, и ещё... *тки - отделено от *му (корень?). Что,
> действительно делят праформы на префикс, корень и суффикс?? Или
> это какое-то другое деление - Вы не разбирались с этим?

Про то, что "-тки" отделено, как раз сказано, что первая часть *уму возможно от корня со значением "рождение" (см. выше):

***
The stem may be derived from Common Altaic *u/mu 'to bear, give birth'
***

Так ведь еще есть одно слово, возможно близкое к первым двум, со значением ВУЛЬВА у тюрок, и МОШОНКА у монгол (причем эта МОШОНКА, т.е. искомые МУДИ, так и звучит - УМАДАГ). Т.е. , возможно, от одного корня со значением РОЖДЕНИЕ, происходят названия и женских и мужских гениталий.

Первое слово:
***
Алтайская этимология :

Праформа: *u/mu
Значение: to bear, give birth

Тюркская праформа: *umaj
Монгольская праформа: *(h)umaj
Тунгусская праформа: *omu- / *umu-
Корейская праформа: *u:m
Японская праформа: *u/m-

Комментарии: The Mong. form may also be borrowed < Turk., see Щербак 1997, 166. Cf., on the other hand, Mong. omug| 'kin, clan' (which, however, may be a modification of the other attested form, Mong. obug| = Turk. *o:pa, under the influence of the present root; Mong. > Yak., Dolg. omuk, see Stachowski 193 ).
--------------------------------------------------------------------------------
Тюркская этимология :

Праформа: *umaj
Значение: 1 placenta, afterbirth 2 goddess of birth

Древнетюркский: umaj 2 (Orkh.), 1 (OUygh. - NPr)
Караханидский: umaj 1, 2 (MK)
Среднетюркский: (MKypch.) umaj 1 (Ettuhf.)
Турецкий: umaz^|i 'bugaboo'
Киргизский: umaj 2
Хакасский: ymaj 2
Шорский: umaj 2 (R)

Комментарии: EDT 164-165.
--------------------------------------------------------------------------------
Монгольская этимология :

Праформа: *(h)umaj
Значение: womb

Письменно-монгольский: umaj (L 874)
Среднемонгольский: kindik umai 'navel' (LH) (with kindik = Chag. kindik 'navel')
Халха: umaj
Бурятский: umaj
Калмыцкий: oma": 'woman-ancestor'
Ордосский: uma":

Комментарии: KW 285.
--------------------------------------------------------------------------------
Тунгусо-маньчжурская этимология :

Праформа: *omu- / *umu-
Значение: 1 to lay eggs 2 offspring, descendant, grandchild

Эвенкийский: umu:- 1, omolgi: 2
Эвенский: omolgo 2
Негидальский: omolgi:. 2
Солонский: omoli: 2
Маньчжурский: omolo 2
Совр. маньчжурский: om@l@ (887) 2
Чжурчженьский: omo-lo (285) 2
Орочский: omola": 'daughter-in-law'
Удэйский: omolo 2

Комментарии: ТМС 2, 17-18, 269 (see also *umu:kta). TM > Dag. omol 'grandchild' (Тод. Даг. 159).
--------------------------------------------------------------------------------
Корейская этимология :

Праформа: *u:m
Значение: sprout, bud

Совр. корейский: u:m
Среднекорейский: u:m

Комментарии: Nam 392, KED 1248.
--------------------------------------------------------------------------------
Японская этимология :

Праформа: *u/m-
Значение: to bear

Древнеяпонский: um-

Токио: u\m-
Киото: u/m-
Кагосима: u/m-

Комментарии: JLTT 779.
***


Второе слово:

****
Алтайская этимология :

Праформа: *i_a/mu

Значение: hole, pit
Тюркская праформа: *(i)am

Монгольская праформа: *(h)uma-
Тунгусская праформа: *umu-
Корейская праформа: *u\mu/k-
Японская праформа: *u/ma/-

Комментарии: Cf. also notes to *u/mu 'to bear' (the reflexes of which tend to merge with the reflexes of *i_amu with specialized meanings 'vulva, genitals').
--------------------------------------------------------------------------------
Тюркская этимология :

Праформа: *(i)am
Значение: vulva

Караханидский: am (MK - Oghuz, Kypch.)
Среднетюркский: (MKypch.) am (CCum., AH, At-Tuhf.)
Турецкий: am
Туркменский: am
Халаджский: ha:%m
Татарский: am (Буд. 1, 90)
Киргизский: am (R)
Казахский: am (R)
Алтайский: am (R)
Якутский: abas 'vulva'; amanax 'fat in the groins of cows, horses'

Комментарии: VEWT 18, EDT 155, R 1 643.
--------------------------------------------------------------------------------
Монгольская этимология :

Праформа: *(h)uma-
Значение: scrotum with testicles; lower part of belly

Письменно-монгольский: umadag| (L 874)
Халха: umdag
Калмыцкий: oma:d@g
Ордосский: umadaG

Комментарии: KW 285.
--------------------------------------------------------------------------------
Тунгусо-маньчжурская этимология :

Праформа: *umu-
Значение: hole, nest

Эвенкийский: umde:-k, umuk
Эвенский: umre:ke:n, u.mak
Негидальский: omu.
Нанайский: omo
Ульчский: omon
Орокский: omo

Комментарии: ТМС 2, 267-269. Cf. also verbal forms (Evk. um-nut- 'to hide', um-re:- 'to sink (in snow etc.)'. The root should be distinguished from *umu:- 'to lay eggs', *umu:-kta 'egg'.
--------------------------------------------------------------------------------
Корейская этимология :

Праформа: *u\mu/k-
Значение: to form a cavity, be depressed

Совр. корейский: umuk-ha-, omok-ha-
Среднекорейский: u\mu/k-ha>-, u\mu/k-

Комментарии: Liu 593, KED 1239.
--------------------------------------------------------------------------------
Японская этимология :

Праформа: *u/ma/-
Значение: to bury, dig into

Древнеяпонский: uma-
Токио: u\me-
Киото: u\me\-
Кагосима: ume/-

Комментарии: JLTT 778. The accent in Kyoto is irregular.
****


Более того, ПЕРВОЕ слово УМАЙ :

***
Праформа: *umaj
Значение: 1 placenta, afterbirth 2 goddess of birth
***

- это ведь очень известное слово. Оно, во первых, дало имя божеству тюрок УМАЙ - богине-матери, а также ПТИЦЕ-матери; возможно с ним связано название СОБАКИ КУМАЙ (это на тему происхождения от волков-собак). Птицу-Лебедь - КУБА, еще один тотем тюрок, тоже можно здесь вспомнить (см. ниже).

Есть мнение, что и персидско-арабская птица-фенникс ХУМАЙ, и славянский ГАМАЮН, имеют отношение к этой тюркской птице. Можно вспомнить и про СИМУРГА - "собаку-птицу" (выделить тот самый "корень" МУ ):

Такая вот ностратика. От МУДЕЙ до БОГИНЬ.

****
http://www.sati.archaeology.nsc.ru/Home/pub/Data/?html=Cremis1.htm&id=1183

К ИЗУЧЕНИЮ ИРАНО-ТЮРКСКИХ СВЯЗЕЙ В СФЕРЕ МИФОЛОГИИ


Д. В. Черемисин

Институт археологии и этнографии СО РАН, Россия



Одним из направлений историко-генетических изысканий в изучении мифологических представлений аборигенов Сибири является выявление фактов преемственности современной и древней, автохтонной и инокультурных традиций. Менее других подвержены дефинициям механизмы взаимодействия традиций, принципы отбора и актуализации инокультурных образов. Одним из источников, оказавших большое влияние на развитие евразийских мифологий, являлась иранская традиция. В рамках обозначенной проблематики можно рассматривать и ирано-тюркские связи.

Богиня Умай является одной из ключевых фигур тюркского пантеона начиная с древнетюркской эпохи, однако характер источников не позволяет сделать однозначных выводов относительно происхождения этого образа ни лингвистам, ни этнографам, ни историкам.

Существует несколько интерпретаций теонима: гипотеза С.М. Абрамзона о генетической связи образа Умай с иранским мифологическим персонажем - сказочной птицей Хумай (перс. huma), а также попытки этимологизации имени богини из имени древнеиндийского женского божества Ума, или из общетюркского куба/хуба (лебедь).

В тюркской традиции Умай олицетворяла порождающее женское начало, ее роль покровительницы детей до сегодняшних дней сохранена у народов Саяно-Алтая, Средней Азии и Казахстана (шорцев, кумандинцев, телеутов, хакасов, казахов, киргизов, узбеков). В киргизском, как и в других тюркских языках, Умай означает порождающие женские органы (матку, утробу) (Древнетюркский словарь, 1969, с. 610) и одновременно сказочную птицу, которая якобы гнездится в воздухе (Юдахин, 1965, с.804), в сакральных текстах алтайцев Умай называется “птица-мать”.

В иранских и арабских текстах Хумай предстает как волшебная птица-феникс, вещая птица, делающая человека, на которого она бросает свою тень, царем ; ’murg-i-humay’un-bal’ имеет значение “птица, предвещающая счастье”, имя Хомаюн в персидском языке означает “счастливый, августейший”. Известны авестийские имена Hu’my - “дочь Виштаспы” и Hu’mayaka - демон, побежденный Зарером, а также парфянское Humyak, доставщик вина в Нисе, возможно, образованные от hum/humai.

В арабизированном мире народов Средней Азии хумай - это птица счастья, ”хума солнца”, “хума счастья” (Хайям, Дакаики, Нахшаби, Саади). Существовала вера в то, что убивший птицу хумай умрет в течение сорока дней (Schapka, 1972, p.212). Одновременно термин хума/хумай означал вид птиц, определяемых, по У. Шапке, как падалеедящие птицы - сипы или грифы.

Падалеедящие птицы - грифы- играли важную роль в верованиях и погребальной обрядности зороастрийцев (Авеста предписывала выставлять тела умерших на растерзание собакам или грифам). В эсхатологической концепции иранских народов этим животным отводилась исключительная роль. Очевидно, поэтому в иранских языках hum - “Хомай” означает птицу самого лучшего предзнаменования, мифическую птицу-феникс, и в то же время определяет специализированных некрофагов (гриф, ягнятник-бородач).

Вероятно, наиболее ранним свидетельством подобной практики являются росписи стен святилищ Чатал-Гююка (VII-2, VII-21, VIII-8) , где изображены огромные грифы, терзающие обезглавленные человеческие тела. По Д.Меллаарту, население Чатал-Гююка хоронило умерших после удаления мягких тканей, которые склевывали грифы. У народов Центральной Азии погребальный ритуал, сходный с обрядами многих восточно-иранских племен, видимо, распространялся под воздействием ламаизма. В частности, тувинцы считали что гриф (птица Тас) - небесная птица, спускающаяся с обожествляемого неба, чтобы клевать тела умерших, что являлось наилучшим предназначением.

Связь этих птиц с Умай - богиней, олицетворяющей женское начало и плодородие, закономерна. В представлениях многих тюркоязычных народов бытовал образ фантастической собаки Кумай, от которой не может спастись ни один зверь. Согласно легенде, записанной А.А.Диваевым в начале века у казахов, птица “ит-ала-каз”, что в переводе значит “собака-пестрый гусь”, откладывает в звериных норах или на заброшенных мазарах яйца, из которых рождаются гончие щенки, получившие название Кумай. Они обладают необыкновенной способностью настигать любое животное; человека, нашедшего такого щенка, кумай делает счастливым (Диваев, 1914, с.1).

В киргизском языке кумай означает вид птиц: кумай - снежный гриф, а также сказочную собаку, рожденную от птицы гриф; от этой птицы рожден и легендарный Кумаик - хозяин собак. Показательно, что имя Кумай как название вида грифов существует в современной орнитологической классификации, сохранившей, таким образом, древнюю мифологизированную таксономию (Кумай - снежный гриф - Gyps fulvus Himalayensis Hume) .

В фольклоре хакасов образ собаки Кумай существовал в фоме Хубай хус, гончей, рожденной из яйца турпана (разновидность утки). По мнению М. И. Боргоякова, хакасское название свидетельствует о том, что это крылатый образ - собако-птица, а персонаж, имевший в тюркоязычной среде вид хума/хумай/хубай означал “мифическую или сказочную птицу”, а также “лебедь” или “лебедь-девицу”. В дальнейшем развитии именно этот образ превратился в Умай (Боргояков, 1979). Связь фантастической гончей с женским образом отчетливо проявляется и у казахов: птица, из яйца которой рождается Кумай, мыслилась подверженной регулам (Диваев, 1914, с.1).

Связь Умай - женского божества тюрков с образами животных-погребателей не случайна; проявляется идея взаимосвязи рождения и умирания, осуществляемой матерью Умай. В представлениях шорцев, Умай одновременно и дух-хранитель младенцев, и дух, который “берет умирающего“, Умай называется ангелом смерти (Потапов, 1973). Эту двойственность или разные ипостаси Умай являют белые и черные Умай хакасов; упоминается Кара-Ымай - злой дух, губящий детей; хара ымай - черная часть души умершего ребенка (Бутанаев,1984).

Очевидно, выявляемые свидетельства слитности, нераздельности полюсов “рождение - смерть”, одинаково имеющих отношение к Умай, отражают древнейший пласт восприятия смерти как нового рождения. В комплексе тюркских представлений об Умай-птице могут быть отражены трансформации древнего иранского архетипа.

Возможно, другой реминисценцией иранского образа мифической птицы является славянский персонаж. “Птица вещая Гамаюн” - загадочный образ, его происхождение в славянском мифологическом универсуме неясно, а иранская этимология дискуссионна. В свете приведенных ирано-тюркских связей можно усмотреть дополнительное обоснование этой гипотезы, и, считая этот образ иранизмом, попытаться определить время заимствования. Возможное объяснение имени Гамаюн как частичной кальки с ‘murg-i-humay’un bal’ как будто указывает на относительно позднее заимствование.

Видимо, древнеиранские мифы, связанные с птицей Хумай/Хомай были в свое время транслированы и на восток, и на запад, и проявились как в тюркской (собако-птица Кумай/Хубай-Хус/Умай), так и в славянской (вещая птица Гамаюн) традициях (ср. древнерусский Хорс и Корс/Кор(е)с обско-угорской мифологии, восходящие, по В.Н. Топорову, к одному иранскому источнику).

Имя еще одного персонажа из пантеона алтайских тюрков кажется нам связанным с иранским прототипом: Каршит, сын Ульгеня. В обращениях к духам южных алтайцев Каршит называется “белый свет, луна и солнце” и восхваляется как демиург. Теоним Каршит может быть производным от имени космической птицы Каршипт (Каршиптар), выступавшей в облике водоплавающей птицы - гуся. Сыновья Ульгеня - ”доля Ульгеня, доля Солнца и луны”, Каршит иногда - прозвище самого Ульгеня. В космогоническом алтайском мифе Ульгень выступает в облике утки; в образе гуся часто предстает Мир-Сусне-Хум. В свете этих схождений выражения “ трехступенный Бай Каршит”, “имеющий три ступени Богатый Каршит”, “Богатый Каршит с тремя ступенями” (Анохин, 1924) заманчиво связать с индо-иранскими представлениями о “тройном” или “утроенном” гусе (Атхарваведа, Х, 8) - др. инд. Hamsa. Основой подобной связи, очевидно, был общеевразийский миф о водоплавающей птице, творящей мир.

Таким образом, приведенные данные подтверждают гипотезы о генетической преемственности образов иранской и тюркской мифологической традиций, а также демонстрируют значимость иранского наследия в духовной культуре тюркских народов. Наиболее достоверными представляются реконструкции, максимально полно учитывающие историко-культурный контекст.


********************



Сообщение отредактировано (16-ноя-04 02:57)

 Список форумов  |  Вид деревом   Следующая тема  |  Предыдущая тема 


 Эта тема закрыта 

phorum.org