Автор: Go-Ша (---.parma.ru)
Дата: 29-11-04 17:56
dist Написал:
> Куски из Успенского.
http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/001/088/Gl_1.htm#_2
Остается добавить, что почитание Николы от русских перешло к инородцам, которые, между прочим, могли именовать его “Никола Русский Бог” (Семенкович, 1912, с. 32—33; Белявский, 1833 с. 48—49; Хангалов, 1903, с. 186—187; Долгих, 1976, с. 49, 59; Прыжов, 1934, с. 320; Маторин, 1934, с. 351—352; ср. также: Мансикка, 1922, с. 392; Максимов, XV, с. 92; Иконников, 1869, с. 219). Можно полагать, что именно отсюда и объясняется хорошо известное по литературным источникам выражение русский бог.
Видите, какие прелестные куски иногда обнаруживаются?
Вот, чтобы не запарить друг друга такими "кусками из Успенского", давайте-ка к Предисловию обратимся. О чем работа-то?
>
> Никола — общепринятая каноническая форма имени св. Николая в
> России до реформ патриарха Никона (сер. XVII в.), сохраняющаяся
> после раскола в качестве обиходного наименования святого (Б.
> Успенский, 1969, с. 12—16). Мы пользуемся этой формой
> постольку, поскольку речь идет о специфическом русском
> восприятии св. Николая.
"...Христианские истоки этого культа вполне очевидны..." Б. А. Успенский.
>
> Особенно характерно бытующее представление о том, что Никола
> входит в Троицу: еще в XIX—XX вв. можно встретить мнение, что
> Троица состоит из Спасителя, Богоматери и Николы (Уоллес, I, с.
> 77; А. Логинова, устное сообщение). По свидетельству Вармунда,
> посетившего Россию в конце XVII в., русские могли даже считать
> Николу четвертым лицом Троицы (Рущинский, 1871, с. 173) 1.
Повторю... В той ветке Вы не отозвались.
"... Или вот еще Вармунд (XVI —XVII век) рассказывает со слов одного иностранца, жившего в России, что «однажды какой-то монах обратился к Немцу с просьбой о милостыни, которую он выпрашивал именем четвертого лица Св. Троицы. Когда Немец спросил: «какое это лицо?» монах ответил: «св. Николай». Все эти свидетельства носят слишком очевидный анекдотический характер, и выдавать их за истинные сообщения об отношении Руси к Мирликийскому Чудотворцу, в чем бы они не выражались, могли эти писатели только из очевидного презрения к православным и предубеждения своего против Русских. Положим даже, что и был бы когда-нибудь случай, приведенный Вармундом. До нас действительно сохранилось известие уже от конца XVIII века, что даже «один священник, на экзамене в присутствии преосвященного Тихона (Малинина), епископа Воронежского и Елецкого, сказал, что св. Николай есть одно из лиц Пресвятой Троицы». Но ведь это — анекдотическое, баснословное невежество. Судить по этим случаям о всем Русском народе могли только люди недоброжелательные к России, не потому, чтобы они не имели других сведений об истинном отношении ее к Святителю, но потому, что они имели своею целью издаваться над ее верованиями вообще, и в частности — над ее благоговением к Чудотворцу. Они были или настолько недальновидны, что не предвидели, или настолько недобросовестны, что не боялись опровержения в будущем своих намеренно ложных суждений о России и почитаемом ею святом Угоднике...".
Адаптировано из: Житие и чудеса Св. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского и слава его в России. Составили А. Вознесенский и Ф. Гусев. С.-Петербург. Синодальная Типография, 1899.
Репринтное издание, С-Пб, Изд-во «Царское Дело», 1999. С. 452-466.
Вот интересно, если Никола - четвертое лицо Троицы, то первые три - это кто?
>
> Соответственно, в фольклорных текстах Никола может смешиваться
> с Богом (ср.: Федотов, 1935, с. 61—62) и имя Николы сочетается
> с наименованием Господа (или Троицы) а Богородицы, как бы
> объединяясь с ними в одно целое, что в какой-то мере
> соответствует их объединению в деисусном иконном изображении
> (см. об этом специально ниже, § 1.2).
>
> http://www.krotov.info/history/11/uspensky/Gl1.htm
>
> И так далее
Вот именно. В фольклорных. А в каконических?
|
|