§1. КОНСИЛИУМ

 New Topic  |  Go to Top  |  Go to Topic  |  Search  |  Log In   Newer Topic  |  Older Topic 
 Экспериментальная мифология
Author: rvv (---.vistcom.ru)
Date:   03-18-04 10:17

Эксперт, #10 (413) от 15 марта

Экспериментальная мифология

Создав Израиль, еврейский народ не только обеспечил себе убежище от гонений, но и осуществил чуть ли не самый поразительный политический эксперимент нового времени
Всеволод Бродский

Книг о сложной судьбе еврейского народа написано немало - уж больно это захватывающая тема. Однако практически все они не отличаются объективностью. Попытки изнутри осмыслить диаспору, холокост, построение сионистского государства излишне герметичны, переполнены внутренними комплексами и зачастую построены на буквальном восприятии национальных мифов; осмысление со стороны зачастую чересчур поверхностно, а иногда и вовсе говорит не столько о евреях, сколько об авторах исследования. В результате вместо целостной картины на сегодняшний день мы имеем сложноустроенную конструкцию из разнообразных мифологических схем, преследовавших евреев на протяжении двух тысяч лет, а в XX столетии и вовсе разросшихся до каких-то небывалых размеров. Аналитический словарь "Евреи и XX век" - на удивление успешная попытка дать общую, целостную картину взаимодействия самой популярной нации XX века и всего остального человечества. В книге, представляющей собой энциклопедического размаха сборник статей на все мыслимые темы - от истории психоанализа до нового извода мессианства, делается попытка не просто подвергнуть анализу современный еврейский мир, но и понять с его помощью движущие силы нынешней европейской цивилизации.

Собственно, в рамках последней еврейство - с его принципиальной маргинальностью, вечным изгнанничеством, социальной обособленностью - давно уже приобрело характер не просто этнического, но и некоего социально-культурного маркера. Цветаева не случайно когда-то писала: "Поэты - жиды". Евреем можно стать - как стал им король Дании Кристиан X, во время фашистской оккупации вышедший на улицу с желтой звездой на груди; от еврейства можно отказаться, как поступили Отто Вейнингер или Роза Люксембург (разработавшая для этого специальный ритуал - поедание бутерброда с ветчиной на близлежащей могиле раввина). Мальчик Оська из "Кондуита и Швамбрании" Льва Кассиля, занявшись увлекательным процессом национальной самоидентификации, спрашивал маму: "А наша кошка - тоже еврей?" Кошка, видимо, все-таки не еврей; однако одних этнических характеристик для определения еврейской сущности все-таки недостаточно.

Собственно, именно процессу оформления разношерстной, разбросанной по всему свету нации в единое государство посвящены самые, пожалуй, интересные статьи словаря. Религия в XX веке перестала объединять различные части диаспоры; неуклонная и неостановимая секуляризация делала диалог между ними все менее возможным. Основателю сионизма Теодору Герцлю легко было заявить: "Мы - народ, единый народ"; однако на практике внушить эту мысль и "немецкому голубоглазому врачу, и йеменскому темнокожему ремесленнику" оказалось не так просто. Тем удивительней наблюдать, как незримая, умопостигаемая идея обретала плоть; в статьях "Тель-Авив" Шломо Шва, "Ивритская культура (ее воссоздание)" Менахема Бринкера, "Кибуц" Эли Барнави красочно описывается, как из чертежа, набросанного прямо на песке пляжа около Яффы, вырос сверхсовременный мегаполис, как древний язык Ветхого Завета превратился в разговорный, как мистическая Земля Обетованная стала вполне реальным государством, со своими экономическими и политическими проблемами.

По сути, сионизм, наряду с коммунизмом и фашизмом, - третья по значимости утопия XX века; в отличие от остальных двух с годами она все больше теряла умозрительную эфемерность. Как это происходило, демонстрируется в основополагающих статьях сборника - "Мифология национальная" Эли Барнави и "Народные верования и политика в Израиле" Авъяда Кляйнберга. Сионистское движение заново, с чистого листа изобретало свои мифы, скрепляющие нацию сверхпрочным клеем. "Реализация неслыханного по дерзости намерения собрать разбросанный по миру народ в современном государстве вынудила сионизм обзавестись историей, которая была пересмотрена сообразно его потребностям", - пишет Барнави. Основной целью стали борьба с традицией так называемой слезливой истории, изображающей евреев исключительно как одухотворенных страдальцев, и создание нового национального имиджа - еврей как сильный победоносный мужчина. Вместо раввинов, цадиков и законоучителей главными национальными героями оказались защитники Масады - по некоторым данным, бандиты, наводящие в свое время ужас на мирное еврейское население, и Бар-Кохба - чье восстание против римского владычества как раз и привело к двадцати векам мучительного рассеяния. Главной государственно-ангажированной наукой стала археология. Крошечные сражения еврейских поселенцев с арабскими налетчиками в 20-е годы превратились в общественном сознании в грандиозные битвы почище Куликовской. Наряду с Бар-Кохбой главным персонажем сионистского эпоса стал Иосиф Трумпельдор - бывший офицер русской армии, потерявший руку при Порт-Артуре, эмигрировавший в Палестину во время первой мировой и погибший в 1920 году при обороне еврейского поселения Тель-Хай.

Постсоветская Россия так до сих пор и не разыскала свою собственную национальную идею. История современного Израиля прекрасно демонстрирует, насколько необходимо идеальное, мифологическое начало для успешного функционирования государственных механизмов - особенно в нынешнем, глобализованном мире, в котором происходит неуклонная деактуализация национальных исторических мифов. Сборник "Евреи и XX век" - книга отнюдь не только про гонимый народ, сумевший преодолеть все препоны и организовать себе надежное убежище от врагов; скорее, это тщательное исследование чуть ли не самого поразительного политического эксперимента нового времени. Который, кстати, еще отнюдь не завершен.

Евреи и ХХ век. Аналитический словарь/Эли Барнави, Саул Фридлендер. - М., Текст, Лехаим, 2004. - 1021 с. Тираж 10000 экз.

 
 Re: Экспериментальная мифология
Author: кеслер (---.Moscow.itn.ru)
Date:   03-18-04 10:40

Ув. В.! Трагедию современные евреи создали сами себе, обозвав своё искусственное государство "Израиль". Это ведь, по сути, Иудея чистой воды. А "Израиль" - "православный мир". Условный еврей Фрадков в России - это не Блюменталь в США. Умница Бруно Крайский сугубо выше не менее умной Голды Меир. Ранее: Шафиров - не Дизраэли. Эмма Лазарус - не Индира Ганди. Без России евреев просто не будет - кто их тогда отличит, скажем, от цыган? Конвенциональность - страшная вещь...

 
 Re: Экспериментальная мифология
Author: Сергей Нечаев (62.65.43.---)
Date:   03-18-04 12:20

Вот этому "...насколько необходимо идеальное, мифологическое начало для успешного функционирования государственных механизмов - особенно в нынешнем, глобализованном мире, в котором происходит неуклонная деактуализация национальных исторических мифов." - браво!
Именно это мы и наблюдаем каждый день - мифы рождаются у нас на глазах! Повсеместно. А лет через 30 они уже будут ИСТОРИЕЙ, и школьники будут усердно заучивать даты.
Сегодня в Эстонии обсуждается, надо ли вывешивать флаги в день вступления в НАТО - историческое событие все-таки. Попытки некоторых возразить типа "... может подождем лет 30, что бы оценить историчность момента" тонут в радостном реве патриотов.

 
 Re: Экспериментальная мифология
Author: rvv (---.vistcom.ru)
Date:   03-18-04 13:06

Ну, конечно, Ярослав Аркадьевич, с наших позиций все выглядит и глубже и конкретнее, да и просто по-другому, тут Вы правы.

Но приятно что, и в традиционном мире есть мотивы, похожие на наши.

 
 Постсоветская Россия
Author: SalvadoR (---.sys.hokudai.ac.jp)
Date:   03-18-04 13:09

\\\\Постсоветская Россия так до сих пор и не разыскала свою собственную национальную идею. История современного Израиля прекрасно демонстрирует, насколько необходимо идеальное, мифологическое начало для успешного функционирования государственных механизмов - особенно в нынешнем, глобализованном мире, в котором происходит неуклонная деактуализация национальных исторических мифов.\\\\

"1. Очевидная деградация русского этноса как системы, его распад в популяцию. Импотенция и ничтожество всех ныне действующих сил и групп, которую они проявляют по каждому случаю. В общественной жизни отсутствует субъект исторического творчества, есть только разнообразные стада и стаи.

2. С другой стороны, в популяции имеется достаточно много отдельных достойных личностей, обладающих энергией, интеллектом, творческими способностями, еще больше - просто добросовестных, честных трудолюбивых людей, - но они не задают тона, не образуют исторического субъекта, растворены в остальном стаде и поэтому бессильны.

3. Изменить тут что-то можно, только если эти сохранившие пассионарность индивиды кристаллизуются в полноценный субъект исторического творчества. А до этого попытки лезть в большую политику, в борьбу за власть и т.п. не имеют смысла, их ждет неминуемое растворение в стадно-стайной возне. Примеров тому множество. То один, то другой маргинал выходит из подполья с целью родить "новую силу" - а кончает тем, что ныне действующие силы его используют, ассимилируют и превращают в мелкого пристяжного политикана.

4. Состояние российского народа сегодня таково, что пробудить его как целое невозможно, инертная аморфная масса погасит внутри себя любые толчки. Но можно - выделить из народа пассионарную часть, консолидировать ее в нечто связное и этим мощным орудием воздействовать на ситуацию. Необходима максимально полная сегрегация, выделение из общей массы людей, для которых осмысленное существование стоит на первом месте, и их структурирование в конкретно-связную сеть сообществ, включающую в себя, в том числе и механизмы взаимопомощи. Необходимо создать как бы новое пространство, независимое от окружающего маразма и помогающее людям его преодолеть.

5. Требуется не абстрактное идеологическое единство, а консолидация на микроуровне: переплетение личных связей, личных контактов, живое общение, "общество". Все такие люди во всех сферах деятельности, во всех регионах, должны быть разысканы, изучены и "пристроены" к наиболее близкому им по духу сообществу, сеть которых дает им возможность выйти на тех, кто мог бы им пригодиться, и наоборот, дает возможность выйти на них тем, кому могли бы пригодиться они. Особенно важно разыскать таким образом талантливую молодежь в провинции, в глубинке, где людям больше всего нужна помощь. Это безграничный резервуар кадровых резервов, который сегодня никем не используется.

6. На первом этапе речь идет об образовании децентрированной структуры - горизонтальной, неиерархической системы сообществ. У этой структуры нет не только единого властного центра, но даже и общего принципа консолидации - принцип варьирует в разных точках структуры. Это могут быть неформальное клубы, объединения коллег по профессии, вполне легальные общественные организации или законспирированные монашеские ордена по типу иезуитского. Единственно важным является общее стремление осмысленности существования, ненависть к окружающей обезличенности и неприятие социального кода на конформизм.

7. Крайнее разнообразие деталей не является препятствием, потому что речь идет не о политической партии, а о новом народе, об образовании нового субэтноса, - единство, достигаемое здесь, не имеет ничего общего с единством политической программы. Интенсивные горизонтальные контакты как раз для того и нужны, чтобы по ту сторону лозунгов и программ выработать некое общее мироощущение, новый национальный дух. Этот народ возьмет на себя всю полноту исторической ответственности за российское цивилизационное пространство. Он будет играть роль, подобную той, что после крушения Римской империи играли франки в аморфной среде галло-римлян. Он инкорпорирует в себя все, что есть здорового и сильного в народе, возьмет на себя все тяготы управления и духовной жизни.

С.Корнев, 28.01.2001"

http://www.mumidol.ru/gorod/kornev.htm

 
 Жид - от глагола ждать
Author: Эдуард. (212.248.20.---)
Date:   03-18-04 13:10

То есть тот, кто ждет момента, когда гой лопухнется.

 
 Re: камаринская без купюр
Author: кеслер (---.Moscow.itn.ru)
Date:   03-18-04 13:36

Мы же рассматриваем всех, традиционно зашоренных, как нормальных, обычных людей. Это ИХ мотивы. Мы же только катализуем. Помните, как у Глинки? Народ создаёт музыку, мы только аранжируем...

 
 Re: камаринская без купюр
Author: rvv (---.vistcom.ru)
Date:   03-18-04 13:42

Весьма интересная трактовка - аранжировка. Эх, если бы они еще и узнавали эту камаринскую.

Что то в двух последних выборах я не заметил ни у одного политика подвижек в нашу сторону, а ведь Вы вроде бы вели среди некоторых из них небезушпешно определенную каталитическую работу.

 
 Re: Постсоветская Россия
Author: Сергей Нечаев (62.65.43.---)
Date:   03-18-04 14:00

Эх. мечтатели .... Отчасти это перекликается с ленинскими тезисами организации подполья, отчасти общие лозунги, отчасти очень красочные перспективы.
Между прочим, коммунистические идеалы, в отрыве от методов их воплощения, очень даже привлекательны и симпатичны. Только что происходит в результате их применения на практике мы все хорошо знаем.



 
 Re: Постсоветская Россия
Author: SalvadoR (---.ap.plala.or.jp)
Date:   03-18-04 15:33

Так то был 2001 г. Сейчас все эти тезисы воплощены в жизнь. Вы пропустили все самое интересное :)

 
 Re: идеалы коммунистов
Author: Савва (195.54.210.---)
Date:   03-18-04 17:38

> Между прочим, коммунистические идеалы, в отрыве от методов их
> воплощения, очень даже привлекательны и симпатичны.

Не могли бы Вы привести примеры "привлекательных и симпатичных" коммунистических идеалов? Я что-то таких не припомню.

С уважением,
Анатолий.

 
 Re: Экспериментальная мифология
Author: Киндяпа (213.208.178.---)
Date:   03-18-04 18:02

Хм, интересная статейка. Ну кто бы мог ожидать такого от Всеволода Бродского.

 
 Re: Экспериментальная мифология
Author: Портос (195.54.4.---)
Date:   03-18-04 21:14

Киндяпа Написал:

> Хм, интересная статейка. Ну кто бы мог ожидать такого от
> Всеволода Бродского.
Можете её обсудить с ним лично. Он периодически на этом форуме бывает. Правда, немного под иным именем... :-)

Я дерусь потому, что я.... дерусь

 
 Re: Экспериментальная мифология
Author: Киндяпа (213.208.178.---)
Date:   03-18-04 21:21

Все-таки не перестаю удивляться. Сколько вокруг поразительных совпадений!

 
 Re: идеалы коммунистов
Author: Сергей Нечаев (---.uninet.ee)
Date:   03-18-04 23:41

От каждого по способностям, каждому по потребностям - ну разве не замечательно?

 
 Re: идеалы коммунистов
Author: Савва (195.54.210.---)
Date:   03-19-04 13:07

> От каждого по способностям, каждому по потребностям - ну разве
> не замечательно?

Вы находите это привлекательным? А по-моему - гнусность.
Вот Вам простой пример: у человека талант к математике, но его больше тянет к духовной жизни, он уходит в монастырь чтобы изучать святое писание и размышлять о смысле жизни, на математику времени не остается, он не приносит пользы людям, а значит - недостоин жить в коммунистическом обществе. То есть, вышеозначенный лозунг подавляет в человеке творческое начало, заставляя делать не то, что ему хочется (а значит, наиболее полно развить свой жизненный потенциал), а то, что больше нужно обществу. Кроме того, кто-то ведь должен контролировать, соответствует ли талант с видом деятельности субъекта, а значит - не обойтись без надзирательных и карательных органов, так что, как видите, цель неразрывно связана с методами ее достижения.

Кроме того, названный Вами лозунг совершенно непривлекателен для талантливых лентяев. Правда, считается, что при коммунизме лентяев не будет. И вот тут таится еще один подводный камень. Коммунисты ничего не придумали нового, а пошли по протоптанному пути всех экстремистских партий, суть которого сводится к следующему:

1. по какому-то признаку (этническому, социальному, профессиональному, ...) классифицировать общество
2. для выделенной группы людей провозгласить рай на Земле
3. остальные группы либо превратить в рабов (Гитлер), либо ликвидировать как класс (Ленин), либо - какой-то промежуточный вариант (считается, что при коммунизме лентяи исчезнут сами).

Кстати, если внимательно почитать коммунистическую литературу, то видно, что коммунисты вообще отрицают какую-либо духовность (например, религия - опиум для народа, а попы и монахи - бездельники на шее трудового народа), считая каждого индивида винтиком огромной машины, ценность которого определяется вкладом в общее дело.

С уважением,
Анатолий

 
 Re: идеалы коммунистов
Author: Дыбов С.В. (---.globalintranet.net)
Date:   03-19-04 13:21

Савва Написал:

> > От каждого по способностям, каждому по потребностям - ну
> разве
> > не замечательно?
>
> Вы находите это привлекательным? А по-моему - гнусность.
> Вот Вам простой пример: у человека талант к математике, но его
> больше тянет к духовной жизни, он уходит в монастырь чтобы
> изучать святое писание и размышлять о смысле жизни, на
> математику времени не остается, он не приносит пользы людям, а
> значит - недостоин жить в коммунистическом обществе.


проблема не в теории, а как всегда, в трактователях.
теория, учит - ОТ КАЖДОГО ПО ВОЗМОЖНОСТЯМ...



Сообщение отредактировано (19-мар-04 13:22)

 
 Re: возможности и потребности
Author: Савва (195.54.210.---)
Date:   03-19-04 14:13

Скажите, Вы не читали повесть Войновича "Москва 2042"? Если нет - очень рекомендую, особенно мне понравилось, как в тамошнем ком. обществе реализуется (по мнению автора) принцип "каждому - по потребностям".

С уважением,
Анатолий.

 
 Re: возможности и потребности
Author: Дыбов С.В. (---.globalintranet.net)
Date:   03-19-04 14:30

читали, читали. еженедельно рекомендую прочитать и дисту, ибо именно это на ниве борьбы с коммунизмом и реализовано ныне в Москве.
а что такое коммунизм, как видим в Москве не знают, даже в теории...

 
 Re: конец иудеоэллинизма
Author: кеслер (---.Moscow.itn.ru)
Date:   03-19-04 14:36

Между прочим, в рамках Новой Парадигмы просто необходимо реабилитировать иудеев. "Израиль" - это жуткая смысловая подмена, которая угнездилась на арабской бомбе величиной с половину Моск. обл. Ведь это же - Иудея. Западноевропейское творение программы "Новая Атлантида". А где "Эрец Исроэл" и ежу понятно. И пора бы вообще закрыть "нацвопрос" - раз и навсегда. Без революций, холокостов, интифад и т. п.

 
 Re: Кошка, видимо, все-таки не еврей
Author: dist (213.85.32.---)
Date:   03-19-04 15:01

А почему, собственно?

Аргументов автор не приводит, поскольку, по-видимому, не имеет, что подчеркивается осторожно употребленным словечком 'видимо'. Таково, надо полагать, его мимолетное сиюминутное ощущение.

Которое он, впрочем, читателю особо и не навязывает.

>"Реализация неслыханного по дерзости намерения собрать
>разбросанный по миру народ в современном государстве вынудила
>сионизм обзавестись историей, которая была пересмотрена сообразно
>его потребностям", - пишет Барнави.

Фраза Барнави однозначно и показывает всю мифичность нелепого КАРАССА под названием 'еврейский народ'.

>именно процессу оформления разношерстной, разбросанной по всему
>свету нации в единое государство посвящены самые, пожалуй,
>интересные статьи словаря

На каком основании разношерстная разбросанная по всему свету публика, не имеющая собственной истории, называется НАЦИЕЙ?

Кроме чисто религиозного образования, которое само было в упадочном состоянии, евреи Европы ( и в несколько меньшей степени - также в арабских странах) жили под гнетом крайнего презрения и ненависти к любому образованию (за исключением Талмуда и еврейских мистиков).

Большие куски Библии, вся небогослужебная ивритская поэзия, большинство сочинений по еврейской философии не читались, и даже сами их названия часто предавались анафеме. Изучение любых языков было строго запрещено, также как изучение математики и естественных наук. География, история - даже еврейская история - были совершенно неизвестны. Критический дух, предположительно свойственный евреям, полностью отсутствовал, и ничто не было более запретным, пугающим и в результате - наказуемым, как самое скромное нововведение или самая невинная критика.

Это был мир, погруженный в самые жалкие суеверия, фанатизм и невежество, мир, в котором предисловие к первой географической книге на иврите (опубликованной в 1803 году в России) с грустью отмечало, что многие великие раввины отрицали американский континент и называли его существование "невозможным". Между этим миром и тем, что часто считается на Западе "еврейским", ничего общего нет, кроме сбивающего с толку названия.


Исраэль Шахак Еврейская история, еврейская религия : тяжесть трех тысяч лет

http://compagnia.ru/ice/read.php?f=17&i=24906&t=24906

Так что, не пора ли позаботиться о колыбельке для еврейских кошек?

 
 Re: неправда Ваша!
Author: кеслер (---.Moscow.itn.ru)
Date:   03-19-04 15:10

Как раз кошка - это и есть еврей. При королеве английской...

 
 Re: теория и практика
Author: Савва (195.54.210.---)
Date:   03-19-04 15:29

> а что такое коммунизм, как видим в Москве не знают, даже в
> теории...

В Москве не теоретики, в Москве - практики. Теоретики - в Европе, в Германии, например. ТАМ придумают, а на нас опыты ставят. Эксперимент до сих пор продолжается.

С уважением,
Анатолий.

 
 Re: теория и практика
Author: Дыбов С.В. (---.globalintranet.net)
Date:   03-19-04 15:52

Савва Написал:

> > а что такое коммунизм, как видим в Москве не знают, даже в
> > теории...
>
> В Москве не теоретики, в Москве - практики.


конечно
как здесь по веткке чуть выше, создали собственный посыл и сами его развенчали.

 
 Re: неправда Ваша!
Author: dist (213.85.32.---)
Date:   03-19-04 16:17

Так я и говорю, киндяпина неправда.

Кошка - это самое евреистое животное.

Кац.

 
 об этом рано говорить вслух (-)
Author: Козлов Евгений (212.48.143.---)
Date:   03-19-04 19:01

-

От Земли к Звёздам!

 
 Re: об этом рано говорить вслух (-)
Author: Ив.Ив.Иванов (---.phys.msu.ru)
Date:   03-19-04 20:03

"Состояние российского народа сегодня таково, что пробудить его как целое невозможно, инертная аморфная масса погасит внутри себя любые толчки. Но можно - выделить из народа пассионарную часть"


Пробудить нас к новым экспериментам - ни одному жуку не удастся. У нас опыт - не хуже иудейского. И погасим, и рассеем удар желающих. А пассионарную часть в 17 уже выделяли - потом её всю в лагерях сгноили. А в 90-х - идиотами сделали

Неужели не ясно, что нельзя навязывать обществу идеи и эксперименты.

 
 Класс!:))
Author: Журавлёв (---.odessa.dialup.ukr.net)
Date:   03-20-04 19:52

rvv Написал:


> Но приятно что, и в традиционном мире есть мотивы, похожие на
> наши.

"Гравилёт "Цесаревич"" не читали?:))

 
 савве
Author: portvein777 (---.rosbank.ru)
Date:   03-20-04 21:31

Не могли бы Вы привести примеры "привлекательных и симпатичных" коммунистических идеалов? \\\\\\\\\\ну как же - свободная там любовь \\\ в золотых сортирах не мочут а писают (и иногда попадают)\\\ гражданские отношения за 3 часа \\\возможность Начальника обвинить в нелояльности к режуму с посл последствиями..(те демократия низов) и тд и тп \\\\\\\\\\\

 Forum List  |  Threaded View   Newer Topic  |  Older Topic 


 This thread is closed 

phorum.org