Author: Доброжелатель (---.mrsu.ru)
Date: 04-08-04 14:02
Сколько, однако ж, лишних забот приносит простому смертному знакомство с Новой Хронологией!
Конкретный пример.
Захотелось автору сообщения иметь (для господ офицеров: именно «иметь», а не «поиметь») на винчестере репродукцию покрупнее с картины «Рыбаки» замечательного русского художника Григория Сороки (самый, пожалуй, талантливый ученик Венецианова; родился в 1823 году; повесился в возрасте 41 года). Сказано – сделано: искомая репродукция прихватизируется с какой-то там странички (типа nearyou.narod.ru/art/soroka/), и тут, естественно, появляется мысль разжиться про запас прочими картинами художника. В том числе и работой «Крестьянский мальчик» (холст, масло, 34 х 25 см; СПб, ГРМ). Ну, и распахнул этот мальчик с экрана свои здоровенные, чуть ли не в натуральную величину, карие глаза. Нормальный человек, не отравленный чтением Фоменковской «Цивилизации» полюбовался бы минутку (максимум) на эту смазливую мордашку, захлопнул страничку и пошел дальше по своим сугубо неотложным делам. А что делает человек, не принадлежащей к этому не осознающему своего счастья отряду человечества? Внутренний голос говорит ему: «Слушай, друг, так когда ты последний раз на картинах старых мастеров голубые глаза видел?». И вот сидит жертва Новой Хронологии до шести часов утра за компьютером и перелопачивает одну тысячу JPEGов за другой, поверяя алгеброй, то бишь статистикой, внезапно возникшие подозрения.
И остается у него лишь одно утешение – поделиться результатами этой явно бесплодной работы с такими же, как он, бедолагами.
Итак, сначала об объекте исследования.
Рассматриваются лишь крупные цветные изображения человеческих лиц в фас и три четверти.
При этом итальянцы и испанцы нас не интересуют, – им, вроде бы, по статусу положено быть кареглазыми/черноглазыми, что и подтверждают, начиная с эпохи Возрождения, их многочисленные портреты.
Совершенно не интересуют нас старые картины на библейские, мифологические и исторические сюжеты, – там голубоглазый/сероглазый персонаж – как белая ворона. (Одна из таких «ворон» – самый младший из трех волхвов у Беноццо Гоццоли в палалццо Медичи-Рикарди, 1460. Искусствоведы говорят, что это портрет последнего из византийских императоров, погибшего при взятии турками Константинополя).
И с французами не будем особо связываться. Там тоже темноглазы чуть ли не все, начиная от короля Франциска I (Жан Клуэ, 1525 – 30) до мальчишки-флейтиста (Эдуард Мане, 1866).
Почти та же ситуация и на портретах художников нидерландской школы. Кареглаза/черноглаза и чета Арнольфини (Ян ван Эйк, 1434), и Антон (?) Бургундский (Рогир ван дер Вейден, 1461), и мужчина с перчаткой (Хальс, ок. 1650), и девушка с жемчужной серьгой (Вермеер Дельфтский, ок. 1665). Лишь экстравагантный Ван Гог раскрашивает на автопортрете свои глаза в зеленый цвет (1887).
Но немецкие художники вплоть до XIX века подобных вольностей себе не позволяли. Так что, Ганс Гольбейн Младший в полном, надо думать, соответствии с оригиналом, изображает кареглазыми всех поголовно – и своего швейцарского друга Бонифация Амербаха (1519), и Эразма Роттердамского (1523, – не Луврский портрет, на котором Эразм изображен пишущим с опущенными веками, а Лондонский), и Томаса Мора (1527), и Кентерберийского архиепископа Вильяма Варгама (1527), и астронома Николая Кратцера (1528), и купца Георга Гизе (1532), и двух французских послов в Лондоне (1533), и английского джентльмена с лютней (1534), и лорда Моретта (1534 – 35), и немецкого гуманиста Филиппа Меланхтона (1535?), и короля Генриха VIII (1536, 1540).
Знаменитый «Мальчик в голубом» английского живописца Гейнсборо (ок. 1770) тоже, кстати, кареглазый.
Черноглаза серовская девочка с персиками (1887).
Впрочем, наши отечественные портретисты заслуживают более развернутой статистики. Ниже приведены их имена, упорядоченные в хронологическом порядке. После дат рождения и смерти дается число учтенных физиономий и – на манер футбольного счета – соотношение (в процентах) между голубоглазыми/сероглазыми и кареглазыми/черноглазыми. Честно говоря, мы немного подыгрывали первой команде: если какого-нибудь перовского киргиза-каторжника с карими глазами мы с ходу отметали (не славянин, однако), то перовского, опять-таки, Владимира Даля с серыми глазами регистрировали (хотя где-то он датчанин, как ни крути). Но даже это не помогло. Судите сами:
Ф. С. Рокотов (1735 – 1808). Из 12 ========= 0 : 100.
Н. И. Аргунов (1771 – после 1829). Из 26 ========= 12 : 88.
В. А. Тропинин (1776 – 1857). Из 61 ========= 20 : 80.
А. Г. Венецианов (1780 – 1847). Из 32 ========= 9 : 91.
К. П. Брюлов (1799 – 1852). Из 31 ========= 16 : 84.
В. Г. Перов (1833 – 1882). Из 25 ========= 16 : 84.
И. Н. Крамской (1837 – 1887). Из 36 ========= 22 : 78.
И. Е. Репин (1844 – 1930). Из 38 ========= 21 : 79.
В. Г. Серов (1865 – 1911). Из 31 ========= 26 : 74.
Для объяснения выявленной аномалии читатель может выбрать любую из приведенных ниже версий:
1. Старые мастера при написании портретов пользовались фотографиями, полученными с фотовспышкой. (Пресловутый «эффект красного глаза»).
2. Голубая краска во время написания соответствующих портретов была в жутком дефиците (или просто в цене кусалась).
3. В течение столетий существовала устойчивая мода на карие и черные глаза. Людям, не обладавшим таковыми, удавалось каким-то способом их перекрашивать.
4. Изображать на картинах голубые глаза считалось неприличным. (Еще подумают чего-нибудь!).
5. Использованная при написании глаз краска имела обыкновение приобретать со временем темно-коричневый оттенок.
6. Старые портреты подверглись соответствующей целенаправленной доработке (переписыванию) в последующие столетия.
7. Голубоглазые/сероглазые индивидуумы в достаточно большом количестве появились лишь два – три века назад.
8. Портреты с голубоглазыми/сероглазыми физиономиями подверглись некогда тотальному уничтожению по всей Европе.
9. При взгляде в глаза портретируемых у старых мастеров случались приступы специфического дальтонизма.
А может быть, кто-то предложит свои версии?
С уважением,
Доброжелатель.
Апрель (никакой не первый) 2004.
|
|