§1. КОНСИЛИУМ

 New Topic  |  Go to Top  |  Go to Topic  |  Search  |  Log In   Newer Topic  |  Older Topic 
 Собор Покрова на Рву
Author: dist (213.85.32.---)
Date:   04-12-04 21:00

Клюква на клюкве.

Открываем москвоведческий (ословедческий) сайт:

С постройкой Китайгородской стены (1535 - 1538) Красная площадь оказалась в границах Китай-города. В середине XVI в. площадь приобрела важнейшую архитектурную доминанту - собор Покрова что на Рву (храм Василия Блаженного; 1555-61). Вдоль кремлёвского рва, осушенного и используемого как зверинец, строились деревянные церкви "на крови" (на площади совершались казни). Вероятно, в XVI в. на площади появилось Лобное место, откуда оглашались указы и приговоры

Откуда авторы взяли эту отсебятину, очень хотелось бы знать, ведь в 16 веке храм назывался Троицким (Троица на Рву), а в 17 веке - исключительно Иерусалимом (поскольку во время шествия на осляти царь выезжал из Кремля именно в этот храм:

Московский собор Святой Троицы на Рву был составлен из новых, самобытных типов церквей, родившихся в Москве ХVI века ("совокупность типов" -- И. Забелин).

Как многие русские храмы, собор Святой Троицы на Рву имел несколько посвящений, отражавшихся в его названиях. Первое -- Самой Божественной Троице: Ей посвящен главный восточный придел. Кстати, на всех планах Москвы ХVII века собор назван Троицким

Собор Святой Троицы Москвы, по общей идее храмоздателей: царя Ивана Грозного, св. митрополита Макария, гениального зодчего Постника Яковлева по прозванию "Барма", явился не просто памятником в ознаменования Второго Пришествия Христова, Страшного Суда и Конца Света. Он действительно явился величайшим памятником архитектуры Русской цивилизации.


http://city-2.narod.ru/ae/ae51.html

Итак, Святая Троица (главный русский Бог!) была на картах еще весь 17 век.

Когда и с какого перепугу Троица вдруг заменилась на Покров на Рву и на Василия Блаженного?

 
 Re: Барма и Постник
Author: sezam (---.pluss.microlink.lv)
Date:   04-12-04 21:40

Всю жизнь думал, что два разных человека. А оно вона как...

"Гениального зодчего Постника Яковлева по прозванию "Барма", явился не просто памятником в ознаменования Второго Пришествия Христова, Страшного Суда и Конца Света. "

А в ознаменование вышеназванных событий - это как? Они что, уже того?

 
 Re: Петропавловский Собор в Казани
Author: andY (---.mdmspb.com)
Date:   04-13-04 00:05

http://kazan.eparhia.ru/temples/kazan/peyropavlovskisobor

Явно нетрадиционного вида. Не похож на широко рапространенные византийкого типа.

 
 Re: Собор Покрова на Рву
Author: Святич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Date:   04-13-04 00:21

> Откуда авторы взяли эту отсебятину, очень хотелось бы знать,
> ведь в 16 веке храм назывался Троицким (Троица на Рву), а в 17
> веке - исключительно Иерусалимом (поскольку во время шествия на
> осляти царь выезжал из Кремля именно в этот храм:

Да из летописи они её взяли:
"О поставлении храма Покрова пресвятей Богородици. Тоя же осени, месяца охтября, благоверный и христолюбивый царь и Великий князь Иванъ Васильевичь всея Руси самодеръжець съ великою верою и со многымъ желаниемъ тщателне повеле поставити храмъ пречистей Царицы Богородици чеснаго и славнаго Ея Покрова съ приделе о Казаньской победе, что милостию Ея и молениемъ къ Сыну своему и Богу нашему Иисусу Христу о роде христианьскомъ молится" Никоновская летопись 1555г.
А вот откудова ваши сведения про "Троицу на Рву" и "Иерусалим"...

> Московский собор Святой Троицы на Рву был составлен из
> новых, самобытных типов церквей, родившихся в Москве ХVI века
> ("совокупность типов" -- И. Забелин).

А отка следует что речь о том самом храме, который сейчас известен как Покровский собор? А не о ныне не существующей деревянной церкви Троицы?

> Как многие русские храмы, собор Святой Троицы на Рву имел
> несколько посвящений, отражавшихся в его названиях. Первое --
> Самой Божественной Троице: Ей посвящен главный восточный
> придел. Кстати, на всех планах Москвы ХVII века собор назван
> Троицким

А вот это уже отсебятина авторов сайта, на коий вы ссылаетесь.

> Собор Святой Троицы Москвы, по общей идее храмоздателей: царя
> Ивана Грозного, св. митрополита Макария, гениального зодчего
> Постника Яковлева по прозванию "Барма", явился не просто
> памятником в ознаменования Второго Пришествия Христова,
> Страшного Суда и Конца Света. Он действительно явился
> величайшим памятником архитектуры Русской цивилизации.


И это тоже их отсебятина.

"Всё придёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

 
 Двойник этого собора
Author: rvv_ (---.vistcom.ru)
Date:   04-13-04 08:05

Я так и не пойму никак, правда это или нет.

В одной передаче лет 20-25 назад я слышал, что где то в Курской обл. в глуши стоит церковь очень похожая на собор Василия Блаженного. И построен он тем же Бармой-Постником.

Может авторское повторение?

Никто ничего не слышал об этом?

 
 Re: Барма и Постник
Author: dist (213.85.32.---)
Date:   04-13-04 10:56

Лебедев и Кумач
Мамин и Сибиряк
Миттаг и Лефлер
Гей и Люссак

Поскольку Барма и Постник - легенда, то и считается то так, то эдак. Историки справедливо полагают- какая, мол, разница, раз легенда. Скорее всего, и Барма, и Постник - вымысел.

 
 Re: Петропавловский Собор в Казани
Author: dist (213.85.32.---)
Date:   04-13-04 10:59

Прекрасный храм, я видел его.

Жаль, что 18 век, новодел.

 
 Выкинь свои дефективные летописи на помойку
Author: dist (213.85.32.---)
Date:   04-13-04 11:06

Иерусалим у Буссова
Автор: dist (213.85.32.76)
Дата: 08-апр-04 19:42

проводили боярина с письмом через всю Москву до главной церкви, называемой Иерусалимом, что у самых кремлевских ворот, возвели его там на Лобное место, созвали жителей Москвы, огласили письмо Димитрия и выслушали устное обращение боярина.

Так что никакого Покрова на Рву.

 
 Клюква-брюква
Author: dist (213.85.32.---)
Date:   04-13-04 11:09

Вот еще самозабвеннная клюква:

Стоит в самом центре Москвы храм единственный во всём свете и подобия ему нет. Нравом будто на царя похож - на мудрого дурака. Даже имени у него два. Одно торжественное, наречённое царём - храм Покрова на Рву, другое ласковое, данное народом, - храм Василия Блаженного.

http://kinderino.ru/vokrug/russia/moskva/kol_bp.html

Итак, ранее 18 века не было никакго Покрова на Рву, ни Василия бл.

Понятно, что для народа Троица и Иерусалим - важнее.

 
 И все-таки он Троицкий!
Author: dist (213.85.32.---)
Date:   04-13-04 11:45

Культполитпросвет:

ХРАМ ПОКРОВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Храм Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) - главный храм Красной площади и всей Москвы. Он построен в середине XVI века по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства - части бывшей Золотой Орды. 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери, начался штурм Казани, который закончился победой русского войска.

Старинная московская легенда гласит, что когда в походной церкви под Казанью на обеденной службе диакон возгласил евангельские строфы: "Да будет едино стадо и один пастырь", часть крепостной стены неприятельского города, под которую был сделан подкоп, взлетела на воздух, и русские войска вошли в Казань.

Через два года в Москве на Красной площади был заложен храм Покрова Богородицы. Первоначально здесь, на бровке Москвы-реки, на возвышенности рядом со рвом, окружавшим средневековый Кремль и засыпанным в XIX веке, стоял белокаменный храм во имя Живоначальной Троицы, где был погребен самый чтимый на Руси юродивый Василий Блаженный. Легенда гласила, что он сам собирал в полу деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через правое плечо - пятак к пятаку, копейку к копейке, и никто, даже воры, не трогали этих монет. А перед смертью, в августе 1552 года отдал их Ивану Грозному, который вскоре повелел строить на этом месте храм.

Во время походов на Казань Иван Грозный приказал ставить вокруг Троицкой церкви обетные деревянные храмы в честь тех святых, в дни памяти которых были одержаны победы в битве с неприятелем. Так, 30 августа, в день трех Патриархов Константинопольских - Александра, Иоанна и Павла - был разбит отряд татарской конницы князя Епанчи. 30 сентября, в день памяти Григория Армянского, была взята крепостная стена Казани вместе с Арской башней. 1 октября, в праздник Покрова, начался штурм города, победоносно закончившийся на следующий день, 2 октября, в праздник Киприана и Устиньи.

Другие храмы, по мнению исследователей, были связаны с царствующей династией или с местными московскими событиями: например, Василий III в декабре 1533 года перед смертью принял постриг под именем Варлаам. Храм Входа Господня в Иерусалим основан, вероятно, в честь победного возвращения Ивана Грозного с войском в Москву, что символически выразилось и в московской иконе XVI века "Церковь Воинствующая".

Все эти престолы первоначально находились в составе девяти глав-церквей Покровского собора, когда святитель Московский митрополит Макарий посоветовал царю построить здесь один собор в камне. Он же явился автором гениальной идеи нового храма. Сначала предполагалось поставить оставить семь храмов вокруг центрального восьмого, однако в процессе строительства "ради симметрии" был добавлен девятый южный придел, позднее освященный в честь Николы Великорецкого.

Покровский храм возводили в 1555-1561 годах русские зодчие Барма и Постник Яковлев, (а возможно, это был один мастер - Иван Яковлевич Барма). Известна легенда, что, увидев храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они не смогли больше нигде построить такое чудо. Будто бы на вопрос царя, может ли мастер построить другой такой же прекрасный храм или еще лучший, тот с вызовом ответил: "Могу!" - и разгневал царя. "Ты лжешь!" - вскричал Грозный и приказал лишить обоих глаз, чтобы этот храм оставался единственным. Народная молва разносила слух о том, что якобы этот храм Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия III: "Меня-то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили". Оттого будто бы храм и называется Василием Блаженным.

Престол центрального шатра освящен во имя Покрова Богородицы, и собор полностью стал называться храмом Покрова Божией Матери, "что на Рву". (Празднование Покрова в русский церковный календарь ввел еще святой князь Андрей Боголюбский). Освящал храм митрополит Макарий в июле 1557 года в присутствии царя, однако строительство было продолжено и сыном Ивана Грозного, царем Федором Иоанновичем, при котором были обретены мощи св. Василия Блаженного, и последующими государями династии Романовых.

Маленькая северо-восточная церковь Василия Блаженного, позже построенная на могиле почитаемого в Москве юродивого, дала потом всему храму другое, более распространенное название - собор Василия Блаженного. Однако она вместе с приделом Рождества Богородицы, устроенным на месте обретения мощей юродивого Иоанна Московского не вошла в главный идейно-композиционный сюжет собора, а только как бы сопутствовала ему.

Уникальный Покровский собор стал воинским храмом и в то же время сложнейшим символическим воплощением московской национальной идеи Третьего Рима, представляя собой архитектурный образ библейского Нового Иерусалима - Царствия Божия, описанного в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе). В нем не только молились - он сам был иконой, запечатленной в камне.

Замысел Покровского собора основан на апокалиптической символике Небесного Иерусалима. Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане образуют геометрическую фигуру из двух квадратов, совмещенных под углом в 45 градусов, в которой нетрудно увидеть восьмиконечную звезду.

Число 8 символизирует день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарному счету был восьмым днем, и грядущее Царствие Небесное - Царство "осьмого века" (или "осьмое царство"), которое наступит после Второго Пришествия Христа - после конца земной истории, связанной с апокалиптическим числом 7.

Квадрат выражает твердость и постоянство веры и является космическим символом Вселенной: его четыре равные стороны означают четыре стороны света, четыре ветра Вселенной, четыре конца креста, четыре канонических Евангелия, четырех апостолов-евангелистов, четыре равносторонние стены Небесного Иерусалима. Совмещенные квадраты символизируют проповедь Евангелий на четыре стороны света, то есть на весь мир.

Восьмиконечная звезда - напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к младенцу Христу, Спасителю мира, - символизирует всю христианскую Церковь как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму. Восьмиконечная звезда является и символом Пресвятой Богородицы - Владычицы Церкви и Царицы Небесной: в православной иконографии Божию Матерь изображают в мафории (покрывале) с тремя восьмиконечными звездами на плечах и на челе в знак Ее Вечного Девства - до, во время и после Рождества Христова.

Все эти символы выражают эсхатологическую идею, заложенную в основу архитектурного собора - главного храма Третьего Рима. Престол в честь Покрова Богородицы размещен в центральном шатровом храме, который объединяет остальные главы, как бы собирая их вокруг себя. Это символизирует главенство, покровительство и заступничество Божией Матери над Церковью Христовой и над всей Русской землей. Шатер в русском храмостроительстве символизирует сень, которая с глубокой древности возводилась над священным местом в знак его Богохранимости и святости. Известный древнейший пример восходит еще к ветхозаветной истории, когда над престолом царя Соломона была сень (навес) из слоновой кости и золота. В древней христианской церкви под сенью совершалась Евхаристия.

Престолы в трех храмах на главной оси "запад-восток" освящены последовательно: в честь Входа Господня в Иерусалим (глава, ближайшая к Спасским воротам Кремля), Покрова Божией Матери (центральный шатер) и Святой Троицы в восточной главе собора, то есть в важнейшей его части, ибо в православных храмах на восток ориентированы алтари. Известный ученый М.П.Кудрявцев, чья уникальная теория градостроительства средневековой Москвы признается православными москвоведами, полагал, что именно Троицкий храм-придел был главным в идейной композиции собора. В XVI веке весь собор назывался Троицким и по нему же была тогда названа Троицкой прилегающая Торговая площадь, позднее получившая название Красной, что на древнерусском языке означало "красивая".

В композиции Покровского собора можно проследить развитие глубинного сюжета на этой оси: от Входа Господня в Иерусалим, где Он совершил свой искупительный Подвиг к Им основанной Церкви, которая под Покровом Божией Матери предстоит перед Престолом Святой Троицы, и только через Христову Церковь открыт путь в Царство Святой Троицы - в Небесный Иерусалим.

Первоначально Покровский собор венчали 25 глав: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Его цвет тоже отличался от современного: он был красно-белым с золотыми луковичными главками. Это было символическим выражением апокалиптического образа Небесного Престола в окружении 24 старцев с золотыми венцами на головах и облеченных в белые одежды. Существует версия, что это также символизировало 13 кондаков и 12 икосов Похвалы Богородицы - уставного акафиста, который читали во время Великого Поста во славу Божией Матери. Внутренняя обходная галерея собора, расписанная причудливым растительным орнаментом под Райский сад, в плане составляет двенадцатиконечный крест, что соответствует 12 вратам в стенах Небесного Иерусалима.

При всем великолепии своего внешнего облика, внутри Покровский собор совсем небольшой. Во время службы там могло поместиться немного людей. Когда на Красной площади во время больших церковных праздников совершались богослужения, она вся заполнялась народом, духовенство занимало Лобное место, куда ставили аналой, а Покровский собор становился алтарем огромного Храма под открытым небом. Идейная композиция Красной площади, где храм Покрова главенствует, представляет собой решение самой сложной проблемы - создание образа Нерукотворного Храма Града Божия в городе земном (в Небесном Иерусалиме нет храма, а "есть только Престол Его"). Красная площадь и представляет собой такой Храм, где алтарем, престолом и надпрестольной сенью является собор Василия Блаженного, амвоном - Лобное место, наосом - само пространство площади, входом - Воскресенские ворота, а роль купола выполняло открытое небо.

В пользу этой теории, предложенной М.П. Кудрявцевым, свидетельствует и допетровский обычай празднования Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Молящийся московский люд собирался на Красной площади, и туда же из Успенского собора через Спасские ворота направлялся крестный ход. В Покровском храме совершалось богослужение, и процессия возвращалась в Кремль. Впереди шествия ехал патриарх на белой лошади, которую под уздцы вел сам царь - в воспоминание о Входе Господнем в Иерусалим. Площадь действительно превращалась в огромный молящийся Храм, а ее идейная композиция развивалась от входа через Воскресенские ворота (с XVII века мимо часовни Иверской Божией Матери - Вратарницы и Заступницы) через Казанский собор - образ Церкви Воинствующей к Лобному месту - московскому символу Голгофы, и оттуда устремлялась к Покровскому собору - в Небесный Иерусалим.

Этот храм был главным символом не только на Красной площади, но и во всей Москве, являясь геометрическим центром ее градостроительного ансамбля. Его сорокашестиметровый шатер был самым высоким в средневековой столице до конца XVI века, когда Борис Годунов достроил колокольню кремлевской церкви Иоанна Лествичника до 81 метра, и в Москве появился Иван Великий.

В 1737 году Покровский храм сильно пострадал от пожара и был отреставрирован, а под его своды перенесли престолы пятнадцати церквей с Красной площади. Тогда же престол во имя трех свв. патриархов Константинопольских был переосвящен во имя Иоанна Милостивого, а престол Киприана и Устинии - во имя св. Адриана и Наталии. Всего в соборе стало 11 престолов, включая престол Александра Свирского. Во второй половине XVIII века при Екатерине II собор реконструировали: снесли 16 маленьких глав вокруг башен, сохранив в основе восьмеричную символику, а шатровую колокольню соединили со зданием собора. Тогда же собор приобрел современную разноцветную окраску и стал настоящим московским чудом.

Храма сохранился по особому Промыслу Божиему - не один раз он оказывался на краю гибели и каждый раз оставался цел. По легенде, Наполеон хотел перенести московское чудо в Париж, а в храме пока поставили лошадей французской армии. Техника того времени оказалась бессильной перед этой задачей, и тогда перед отступлением французской армии он приказал взорвать храм вместе с Кремлем. Москвичи пытались загасить зажженные фитили, и внезапно хлынувший проливной дождь помог остановить взрыв.

В XIX веке после того, как Неглинку закрыли в трубу, из ажурной чугунной решетки с ее набережной сделали ограду Покровского храма.

После революции храм едва не стал жертвой большевистского беспредела. В сентябре 1918 года власти расстреляли настоятеля собора протоиерея Иоанна Восторгова, имущество храма конфисковали, все колокола его звонницы переплавили, а сам храм закрыли, но не снесли. В 1936 году Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы расчистить место для праздничных демонстраций и автомобильного движения по Красной площади. Существует легенда, что он изготовил особый макет Красной площади со съемным Покровским храмом и принес его к Сталину, показывая, как собор мешает демонстрациям и машинам. "А если бы его - р-раз!.." - и с этими словами он рывком сорвал храм с площади. Сталин посмотрел, подумал и медленно проговорил знаменитую фразу: "Лазарь! Поставь на место!.."

Снос храма остановило в первую очередь личное мужество архитектора П.Д.Барановского - мученика и подвижника русской культуры. Когда ему приказали готовить храм к сносу, он наотрез отказался и пригрозил покончить жизнь самоубийством, а потом отправил очень резкую телеграмму наверх. Ходили слухи о том, что якобы Барановский, приглашенный по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимся ЦК на колени, умоляя не разрушать храм, и это подействовало. Сталина действительно что-то остановило - решение о сносе было отменено, а Барановский поплатился несколькими годами заключения.

А в Покровском соборе открыли музей и стали водить экскурсии. В 70-е годы во время реставрации в стене обнаружили винтовую деревянную лестницу, По ней и попадают сейчас посетители музея в центральный храм, где могут видеть великолепный взмывающий в небо шатер, ценнейший иконостас и пройтись по узкому лабиринту внутренней галереи, сплошь расписанную дивными узорами.

В ноябре 1990 года в храме прошло первое всенощное бдение и литургия, а на освящении Казанского собора зазвонили его колокола. В престольный праздник Покрова 13-14 октября здесь совершается служба. Потрясающее впечатление от горящих в нем свечей, столь необычное для нас, с детства помнящих в этом знаменитом храме только музей...


http://www.pravoslavie.ru/jurnal/culture/svmos-vasiliblazh.htm

Мы уже писали, что Наполеон считал Троицкий собор МЕЧЕТЬЮ, а, вспоминая, что в Египте он принял Ислам, вполне понятно его желание перенести Троицкую Мечеть в Париж.

 
 Re: Двойник этого собора
Author: Сермор (---.estpak.ee)
Date:   04-13-04 12:37

Прототипом считается церковь в "селе" Дьяконово.

 
 Re: Двойник этого собора
Author: rvv_ (---.vistcom.ru)
Date:   04-13-04 12:41

А по-подробнее можно?

 
 Re: Собор Покрова на Рву
Author: Ив.Ив.Иванов (---.phys.msu.ru)
Date:   04-13-04 13:22

Из символики: квадрат - символ Земли, восьмиконечный крест - крест Тулузы, иоаннитов, возможно, Кельтской (катарской) церкви.

Давно было, но, кажется, помню, что экскурсовод говорила о Василии Блаженном - что он - Иоанн Грозный, ушедший на старости лет отмаливать свои грехи и после смерти похоронен под стенами храма.

Мне казалось, что Барановский - географ. После него (говорят) остался чудесный учебник географии. Говорили, что он почти месяц просидел на крыше храма, не давая его разрушать

А внутри самого храма - хорошо оборону держать. Мы так и думали, что он с таким расчётом и построен - резкие короткие повороты коридоров, небольшие залы, где всё хорошо просматривается. Молельные залы - от силы на 20 человек.

 
 Re: Двойник этого собора
Author: Сермор (---.estpak.ee)
Date:   04-13-04 14:56

. В комплекс К. входит также 5-столпная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяковском (1547), общая живописная композиция которой предвосхитила архитектуру Василия Блаженного храма...
Церковь принадлежит к столпообразным храмам и предвосхищает в некоторых своих чертах Покровский собор (церковь Василия Блаженного) на Красной площади. Существует предположение, что обе церкви строили одни мастера. Точная дата постройки неизвестна. Одни ученые связывают закладку храма с венчанием Ивана Грозного на царство в 1547 г., другие - предполагают, что он был заложен как моленный храм за сына - царевича Ивана, родившегося в 1554 г. Дьяковская церковь состоит из центрального восьмигранного столпа (высота 34,5м) и примыкающих к нему башнеобразных приделов (высота 17м), поставленных на едином фундаменте и соединенных крытыми папертями . Храм Иоанна Предтечи насчитывает шесть престолов: Усекновения Главы Иоанна Предтечи, Зачатия Иоанна Предтечи, 12 апостолов, св. Константина и св.Елены, св. Анны и трех святителей: Петра, Алексея и Ионы. Галерея западного фасада - двухъярусная и несет на себе звонницу псковского типа. В дьяковской церкви проявились многие черты, характерные для русской архитектуры XVI в., такие как: монументальный и торжественный облик, богатство и нарядность декоративных деталей. В XIX в. здание подверглось переделкам, которые были удалены в процессе реставрационных работ, завершившихся в 1964 г. Двумя годами раньше на купольном своде центрального столпа были расчищены фрагменты первоначальной росписи. Это изображение круга со спиралями из кирпичиков, выполненного красным цветом, значение которого исследователями еще не раскрыто. Похожее украшение найдено в куполе Покровского собора на Красной площади...
Это с сайта музея в коломенском. Но была еще профессиональная статья на этот счет, но не могу найти...

 
 Re: На помойку все, что не подходит Дисту!
Author: Андрюша (---.dialup.mts-nn.ru)
Date:   04-13-04 14:59

Не вмешиваясь в дискуссию, а опять касательно лишь только одних Дист-источников (но ни в коей мере не в поддержку Святича):
Адам Олеарий, "о большом русском празднике..."
"...вошли в стоящую перед Кремлем искусно построенную Троицкую церковь, которую немцы зовут Иерусалимской".
Ну Буссов-то немец...

 
 Re: Двойник этого собора
Author: rvv_ (---.vistcom.ru)
Date:   04-13-04 15:00

Спасибо, очень интересно.

 
 Re: Всего-лишь символ.
Author: Андрюша (---.dialup.mts-nn.ru)
Date:   04-13-04 15:08

Троицкий символизировал Иерусалимскую церковь - "Процессия, направлявшаяся из Кремля в Иерусалимскую церковь..." точно так-же, как лошадь под патриархом символизировала осла "Лошадь была покрыта сукном, ей были приделаны длинные уши для сходства с ослом".
Так что называть Троицкий собор Иерусалимской церковью то-же, что лошадь назвать ослом...

 
 Немцы
Author: Игорь (---.parma.ru)
Date:   04-13-04 15:10

О том, что Иерусалимом называли церковь немцы, помимо Олеария можно найти и у Таннера (он вообще пишет "германцы").

А вообще-то писали просто - "называемая Иерусалимом". Кем называемая, не уточняли.

 
 Re: Именно что называемая, но не более
Author: Андрюша (---.dialup.mts-nn.ru)
Date:   04-13-04 15:44

Во время Пасхи играла роль Иерусалимской церкви. Как и лошадь, играющая осла. Но сколько Святичу уши не приделывай, репейник он есть не будет :-)
Кстати, далее у Олеария идет описание самых обычных пасхальных яиц, против которых возражал Дист. Т.е. в середине 17в это обыкновенный укоренившийся обычай.

 
 Re: Именно что называемая, но не более
Author: Игорь (---.parma.ru)
Date:   04-13-04 16:03

Там был Входо-Иерусалимский придел.

 
 Re: На помойку все, что не подходит Дисту!
Author: dist (213.85.32.---)
Date:   04-13-04 19:28

Так и я о том же: Троицкая Церковь!

 
 Re: Именно что называемая, но не более
Author: dist (213.85.32.---)
Date:   04-13-04 19:30

Естественно, укоренившийся обычай - я об этом и твержу с самого начала. Просто церковь присвоила этот укоренившийся обычай не ранее 17 века.

 
 Re: И все-таки он Троицкий!
Author: Ант Росс (212.42.40.---)
Date:   04-13-04 22:18

А вот известные личности на в общем-то успешной экскурсии "Куликовская битва в Москве" утверждают, что никаких стен в Казани не было. И взрывать там, очевидно, нечего. Всё описано в различных источниках. Стены построили как раз впервые по приказу самого Ивана Грозного после "взятия" Казани.

Ни слова на веру!

 
 Re: И все-таки он Троицкий!
Author: dist (213.85.32.---)
Date:   04-13-04 22:23

Красиво!

А что говорят про Покрова-на-Рву, которого до 18 века не было (на картах писали - Троицкий, в народе - называли Иерусалимом)?

 
 Re: Петропавловский Собор в Казани
Author: andY (---.mdmspb.com)
Date:   04-14-04 08:59

Ну, это с какой стороны посмотреть...

Когда Московия снова (после потери в начале 17-го века) овладела Казанью? При Кате 2-й? Т.е. церковь старообрядческая, не греческая.

 
 Рисунок
Author: Игорь (---.parma.ru)
Date:   04-14-04 15:06

Бернгард Леопольд Франциск Таннер. Посольство Польско-Литовское в Московию 1678 года.




Надпись читается.

 
 Re: Собор Покрова на Рву
Author: portvein777 (---.rosbank.ru)
Date:   04-14-04 18:13

согл офиц данным покровский собор на рву был Симметричным с Золотыми куполами \\а вот внутри там Много интересного -- и - на остатках фресок изображения церквей без крестов \\ и столь любимая м-1 свастика \\\ и солнце - нам всякими алтарями (видно шо крест туда впихан с натугой и не по композиции и тд и тп)

 Forum List  |  Threaded View   Newer Topic  |  Older Topic 


 This thread is closed 

phorum.org