§1. КОНСИЛИУМ

 New Topic  |  Go to Top  |  Go to Topic  |  Search  |  Log In   Newer Topic  |  Older Topic 
 Эль-тебер Тиберий
Author: Ар (Ws.148.199.189.---)
Date:   05-11-04 18:04

Это сообщение явлется продолжением ветки про "топор"

http://compagnia.ru/civ/read.php?f=3&i=17510&t=17510
http://compagnia.ru/civ/read.php?f=3&i=18465&t=17510 - секира
http://compagnia.ru/civ/read.php?f=3&i=18463&t=17510 - топор у Фасмера
http://compagnia.ru/civ/read.php?f=3&i=17892&t=17510 - топор у Черных
http://compagnia.ru/civ/read.php?f=3&i=18469&t=17510 - эльтебер


Тюркский титул Эль-тебер, означающий правителя-"наместника" некой области в составе какого-либо государства , например каганата , этимологизируется следующим образом: "Эль"-"народ", "тебер" - от "тебу" - "давить, пинать, топтать, попирать ногами", т.е. просто означает "правителя" :-).

***
Protoform: *tā́p`V

Meaning: to stamp, press

Turkic protoform: *dāp-

Mongolian protoform: *dabta-

Tungus protoform: *dap-

Comments: Poppe 104, Menges 1982, 105, Дыбо 13. A Western isogloss. There exists also a not quite reliable variant *t`abi id. (Mong. tab 'clinch, rivet'; TM *tabi- 'to forge' (ТМС 2, 149, with yet another variant *tabi-ti- > *tapti- / *tipti- id., see ibid. and ТМС 2, 186).
***


Слово "топор" у Фасмера и Черных в одной из версий происходит от слова "топтать, топать" , "тепу" (бить), "тяпка, тяпать". Два непохожих функционально на первый взгляд слова роднит звукоподражание.

***
Word: то́пать,

Near etymology: -аю, сербохорв. то̏по̑т "топот", топо̀тати "топать", словен. topòt, род. п. topóta "топот, стук". Связано чередованием гласных с тепу́ (см.), болг. те́пам "топаю, бью".

Further etymology: Звукоподражательно. Ср. лит. tарšt, межд. "шлеп, хлоп", tàpšterėti "хлопнуть", лтш. tара, tарu, межд. "топ, топ!", tарa^t "шагать, топать", лит. tарuоti -- то же; см. М. -- Э. 4, 130; Ильинский, AfslPh 28, 457. Аналогично ср. фин.-уг. tар, самодийск. tар- "бить, толкать" (см. Паасонен, KSz 14, 69), а также тюрк.: кыпч., тат., казах. tарtаmаk "топать", tар, tар!, межд. (Радлов 3, 945 и сл.). См. также топта́ть, то́пот.
***

Word: тепу́

Near etymology: I, тепти́ "бить", утепти́ "убить", итер. утепа́ть, псковск. (Даль), укр. тепу́, тепти́, др.-русск. тепу, тети, ст.-слав. тепѫ, тети μΒστιγοῦν, τύπτειν (Остром.), болг. те́пам "валяю, трамбую, бью", сербохорв. тѐпе̑м, тѐпсти "бить", -се "слоняться", словен. tẹ́pem, tépsti "бить, колотить", чеш. tерu, tераti, слвц. tераt᾽, в.-луж. с́ерас́ "бить", н.-луж. śераś, śepju.

Further etymology: Праслав. *tерǫ, *te(p)ti; согласно Миклошичу (см. Мi. LР 988), связано отношением чередования с то́пот, топта́ть. Кроме того, считается родственным лит. tерù, tèpti "мазать", лтш. tepju, tерt -- то же, лит. tapýti, tараũ "лепить", tap(š)nóti "похлопывать ладонью", ср. знач. нем. auswischen "вытирать; ударить, смазать", чеш. mazati "мазать, колотить"; см. Ягич, AfslPh 2, 398; М.--Э. 4, 165; Буга, РФВ 65, 307; Траутман, ВSW 319. Аналогичный к. *tар- "бить" широко распространен также в уральск. языках: морд. tар̀а-, фин. tарра-, венг. tар-, tор- "топтать", ненецк. tара- "толкать, бить" (см. Паасонен, KSz 14, 69). Звукоподражательное. См. то́пать.

Pages: 4,44-45
***

Причем, как видно, Фасмер вполне спокойно относится, в частности, к звукоподражательному "родству" , аналогичному слову в тюркских языках. Интересно, что в алтайских языках это "топ" приводит не только к словам ,связанным с НОГОЙ ("ступня", "пинать", "топтать" и др.) но также и с инструментом и его "функцией" , как напрмер "молот" и "ковать" у монгол.

***
Protoform: *dabta-

Altaic etymology:

Meaning: to forge, hammer

Written Mongolian: dabta- (L 213)

Middle Mongolian: dabta- (SH) ; dabši- 'to knock, hit' (SH)

Khalkha: davta-

Buriat: dabta-

Kalmuck: dawt- KPC 175

Ordos: dabta-

Shary-Yoghur: dapta- (MGCD 186)

Dagur: dabete- (MD 131)

Comments: Mong. > Kirgh. tapta- etc.; Evk. dapta- etc., Doerfer MT 101.
***

Кстати, может быть это слово имеет некое отношение к слову "давить". У фасмера такого нет

***
Word: дави́ть,

Near etymology: давлю́, укр. дави́ти, ст.-слав. давити πνίγειν, ἄγχειν (Супр.), болг. да́вя, сербохорв. да́вити, да̑ви̑м, словен. dáviti, чеш. dáviti, слвц. davit', польск. dawić, в.-луж. dajić, н.-луж. dajiś, dawiś.

Further etymology: Родственно авест. dav- (1 л. дв. прош. средн. з. dvaidī) "давить, притеснять", фриг. δάος ̇ ὑπὸ Φρυγῶν λύκος (Гесихий); см. Кречмер, Einl. 221, лид. ΚΒνδΒύλης = κυνάγχης "давящий собак", греч. Ζεὺς ΘΒύλιος -- о быке, принесенном в жертву Фавлоном (см. Сольмсен, KZ 34, 77 и сл.; 45, 97 и сл.; Hermes 46, 286 и сл.; Кречмер, Glotta 5, 308; Френкель, IFAnz. 32, 86; Розвадовский, Маt. i Pr. 2, 344), гот. afdauiÞs "замученный, затравленный", dauÞs "мертвый", dauÞus "смерть", др.-исл. deyja "умирать", д.-в.-н. touwen (из *dauwjan) -- то же, гот. diwan "умирать"; см. Бернекер 1, 181 и сл.; Уленбек, РВВ 27, 114 и сл.; Мейе, MSL 9, 144; Торп 198 и сл.; Фик, KSchlBeitr. 7, 365 и сл.
***



См. также про слова родственные "тап" в алтайских языках.



***
--------------------------------------------------------------------------------


Protoform: *t`ā́bá

Meaning: foot, footwear

Turkic protoform: *dāpan

Mongolian protoform: *tabag

Tungus protoform: *tabu-

Japanese protoform: *tàmp(u)i^

Comments: KW 385, Лексика 289. Cf. *t`op`u. The Turkic form is quite irregular - very probably a distortion of the expected *tāban under the influence of *dāp- 'to trample' q.v.


--------------------------------------------------------------------------------


Protoform: *t`i̯ŏ́p`é

Meaning: to trample

Turkic protoform: *tep- / *dēp-

Mongolian protoform: *teɣe- / *teji- / *tübü-

Tungus protoform: *tubu- ( ˜ -p-)

Korean protoform: *tjap- (?)

Japanese protoform: *túmpú-

Comments: Владимирцов 272. Cf. *tā́p`V, *t`ĕ̀p`a (with a possibility of mergers). The Turk. variant *dēp- is secondary, probably under the influence of *dāp- < *tā́p`V, but may be rather old: cf. the match PT *dep-se- : PM *deb-se- 'to stamp, tramp' (a secondary loan is hardly possible in this case).
***

Таким образом слово "топор" как название инструмента, звучащее одинаково и обозначающее примерно одно и то же, вполне могло возникнуть НЕЗАВИСИМО у разных народов.


Рассмотрим другой вариант , в котором этой независимости нет. Т.е., как и положено на этом форуме, ИМПЕРИЯ, общие слова и т.д.

Один из возможных механизмов появления общего слова был высказан ранее в сообщении про титул болгар Балтавар и был связан с атрибутом власти - топором, секирой. В принципе гербов , в которых присутствует секира навалом и ничего необычного в таком механизме нет. Попробуем поискать какое -нибудь раннее упоминание о подобном атрибуте власти.

Сразу вспоминаются ФАСКИ - связки розог и топора.

Например , примечание к Ливию

***
39. К заимствованным у этрусков знакам царской власти относились также: переносное сиденье из слоновой кости – курульное кресло, фаски – связки розог с вставленными в них топорами, тога, окаймленная пурпуром (претекста), и скипетр, навершие которого венчал орел – птица Юпитера.
***

И хотя этимолгия слова ФАСКИ не связывается со словом ТОПОР

***
fasces - 1598, from L. fasces "bundle of rods containing an axe with the blade projecting" (pl. of fascis "bundle" of wood, etc.), carried before a lictor, a superior Roman magistrate, as a symbol of power over life and limb: the sticks symbolized punishment by whipping, the axe head execution by beheading. Probably cognate with M.Ir. basc "neckband," Welsh baich "load, burden," O.E. bжst "inner bark of the linden tree."
***

ax/axe - O.E. жces, later жx, from P.Gmc. *akusjo (cf. O.S. accus, O.N. ex, O.Fris. axe, Ger. Axt, Goth. aqizi), from PIE *agw(e)si- (cf. Gk. axine, L. ascia). Meaning "musical instrument" is 1955, originally jazz slang for the saxophone; rock slang for "guitar" dates to 1967. Figurative verbal sense of "discharge (someone) from office," especially as a cost-saving measure, is from 1922, probably from the notion of the headman's axe. To have an axe to grind is from an 1815 essay by U.S. newspaper editor Charles Miner, in which a man flatters a boy and gets him to do the chore of axe-grinding for him, then leaves without offering thanks or recompense.
"The spelling ax is better on every ground, of etymology, phonology, and analogy, than axe, which became prevalent during the 19th century; but it is now disused in Britain." [O.E.D.]
***

возможно, что связь есть - "окс" он и у тюрков с монголами ОКС :-)

***
Protoform: *p`ŏk`i ( ˜ -k-, -e)

Meaning: to trample, kick

Turkic protoform: *ökče

Tungus protoform: *peK- / *poK-

Comments: ЭСТЯ 1, 520-521, Лексика 289. A Turk.-Tung. isogloss. Cf. *p`uske.

**

***

Protoform: *süke

Altaic etymology:

Meaning: axe

Written Mongolian: süke (L 742)

Middle Mongolian: suke (HY 18, SH, IM)

Khalkha: süx

Buriat: hüxe

Kalmuck: sükǝ

Ordos: süẋe

Dongxian: sugie

Shary-Yoghur: sǝge

Monguor: sugo (SM 352)

Dagur: sugu (Тод. Даг. 164), suhe (MD 212), sugē

Comments: KW 340, MGCD 618. Mong. > Chag. sükü etc. (KW 435), Yak. süge, Dolg. hüge (see Stachowski 115), Man. suxe etc. (ТМС 2, 123), see Doerfer MT 40, Rozycki 189.
****



Алтайская этимология
***

Protoform: *ši̯ŭk`u

Meaning: sharp instrument

Mongolian protoform: *süke

Tungus protoform: *šuK-

Japanese protoform: *súkí

Comments: The etymology seems plausible, although the precise meaning of the root in PA is not quite clear (some sharp instrument used for carving, chopping or ploughing).
***

Кстати, всем известное слово ФАШИЗМ ведет свое происхождение от ФАСОК.

***
fascist - 1921, from It. partito nazionale fascista, the anti-communist political movement organized 1919 under Benito Mussolini (1883-1945); from It. fascio "group, association," lit. "bundle." Fasci "groups of men organized for political purposes" had been a feature of Sicily since c.1895; the 20c. sense probably infl. by the Roman fasces (q.v.) which became the party symbol. Fascism, also 1921, was originally used in Eng. 1920 in its It. form, fascismo. Applied to similar groups in Germany from 1923.
"A form of political behavior marked by obsessive preoccupation with community decline, humiliation or victimhood and by compensatory cults of unity, energy and purity, in which a mass-based party of committed nationalist militants, working in uneasy but effective collaboration with traditional elites, abandons democratic liberties and pursues with redemptive violence and without ethical or legal restraints goals of internal cleansing and external expansion." [Robert O. Paxton, "The Anatomy of Fascism," 2004]
***

Слова , означающие "пучок", "связку", да еще в связке со значением "символ власти", интересны также в связи с другими "пучками" и "символами" -""китаем", "скипетром", "скифами" и т.д. Но об этом в другой раз.


Вернемся в РИМ. Считается, что ФАСКИ, наряду сдругими символами власти , римляне позаимствовали у ЭТРУСКОВ. Бог знает откуда появились этруски, может и из Азии :-). По теме этой ветки срау вспоминается главная река Рима ТИБР и имя ТИБЕРИЙ. Считается, что они достались римлянам также от этрусков.

Вот мнение товарища Немировского, автора МГУ-шного учебника про Древний Восток.

***
А. И. НЕМИРОВСКИЙ
ЦАРСКАЯ ВЛАСТЬ У ЭТРУСКОВ
При первом знакомстве с античной традицией может создаться впечатление, что древние авторы, не сомневавшиеся в существовании у этрусков царской власти, обладали лишь легендарными сведениями о ней Отсюда — имена царей, явно образованные от названий городов, рек, гор. Так, города Клузий и Вейи породили царей Клузия1 и Вейента2, Тарквинии— Таркона3, Пиза — Пизея4, реки Тибр и Аниен — Тиберина5 и Ания6, гора Массик — Массика7. В числе этрусских царей фигурируют и боги: Янус и Таг. Но и этого показалось малo античным антикварам Они создали трех царей от различных названий одного и того же народа — Тиррена8, Туска, или Этруска9, и Расену10.

И вес же часть известных нам имен этрусских царей, сохранившихся у римских и греческих авторов эпохи римского господства, восходит к летописям или вполне достоверным преданиям.
.............

5 Serv., Aen., VII, 72. Сервий перечисляет различные версии легенды, согласно которым Тиберин 1) царь аборигенов, 2) царь Вей, убитый Главком, сыном Миноса 3) царь Альбы Лонги, утонувший в Тибре. Варрон (de I. L.,V, 30) производит название реки от «соседнего царь Вей Дегебриса» (a vicine regulum Veientuni). Этрусское происхождение слова Tiberinus явствует не только из версии о царьке Вей, но и из распространения в этрусской среде имели Тефарий (Тиберий) н топонимов Tibur, Tifata, Tifernus.
***

Вот, кстати, он же про ФАСКИ -фасции.

***
Секира была частью фасций, заимствованных римлянами у этрусков. Об этрусском происхождении фасций сообщают поздние авторы Силий Италик (Punica, VIII, 483 сл.) и Флор (I, 1, 15). Но при раскопках гробницы в Ветулонии, откуда, согласно Силию Италику, римляне заимствовали фасции, в 1893 г. был обнаружен металлический предмет, определен ный Фальчи как модель фасции33. С секирой в руках изображены Avele Feluske на стеле из Ветулонии (VII—VI вв. до н. э.) и Larth Ninie из Фьезоле (V в. до н, э.). С секирами идут участники процессии, изображенной на ситуле из Чертозы.


Если на погребальных стелах из Ветулонии и Фьезоле двойная секира — просто оружие вождя, то секиру в гробнице можно толковать как священный предмет, как фетиш. В пользу этого говорят многочисленные эгейские и малоазий ские параллели. В Кносском дворце, раскопанном Эвансом, двойная секира встречается как посвятительное приношение и как объект культа, помещавшийся между «рогами посвящения» — так называют освященное место, куда возлагались предметы культа. На древнекритских кольцах и печатях секиру держат служители культа, жрецы и жрицы. Считают, что первоначально это был топор для жертвоприношений, течением времени превратившийся и в символ культа, и в объект его34. В Малой Азии, у хеттов, двойной топор был атри бутом хеттского божества Тешуба. Результатом смешения представлений о Тешубе и греческих религиозных мотивов яв ляется образ карийского Зевса Лабрандского, т. е. Зевса с секирой. Надо думать, что этрусская секира, как атрибут священной власти царя, и секира критян имеют общий источник— малоазийские религиозные представления.

***
Хеттский бог-(Ба) Тешу-ба, очевидно происходит от слова "тесать, тесак" :-)
.....

Напомним, что по Фоменко Рим -Ватикан основал Бату-хан, он же Сатурн , (он же добавим Саурон :-)) . А воткак описывает Овидий до-римскую историю местности у реки Тибр.

***
310 Смотрит Эней, проворный свой взор обращая повсюду:
Место ему по душе. Обо всем расспросить он стремится,
Радостно слушает все, что о древних мужах повествует
Царственный старец Эвандр, основатель римской твердыни:
"Жили в этих лесах только здешние нимфы и фавны;
315 Племя первых людей из дубовых стволов тут возникло.
Дикие нравом, они ни быков запрягать не умели,
Ни запасаться ничем, ни беречь того, что добыто:
Ветви давали порой да охота им скудную пищу.
Первым пришел к ним Сатурн с высот эфирных Олимпа,
320 Царства лишен своего, устрашен оружием сына.
Он дикарей, что по горным лесам в одиночку скитались,
Слил в единый народ, и законы им дал, и Латинской
Землю назвал, в которой он встарь укрылся надежно.
Век, когда правил Сатурн, золотым именуется ныне:
325 Мирно и кротко царил над народами бог,– но на смену
Худший век наступил, и людское испортилось племя,
Яростной жаждой войны одержимо и страстью к наживе.
Вскоре явились сюда авзонийская рать и сиканы,
Стали менять имена все чаще Сатурновы пашни.
330 Много здесь было царей и средь них – суровый и мощный
Тибр,– в честь него нарекли и реку италийскую Тибром,
И потеряла она старинное Альбулы имя.

***

Вот Тибр и Тиберин у Ливия:

***
Границей меж этрусками и латинами, согласно условиям мира, должна была быть река Альбула, которую ныне зовут Тибром.
(6) Потом царствовал Сильвий, сын Аскания, по какой-то случайности рожденный в лесу19. От него родился Эней Сильвий, а от того – Латин Сильвий, (7) который вывел несколько поселений, известных под названием "Старые латины"20. (8) От этих пор прозвище Сильвиев закрепилось за всеми, кто царствовал в Альбе. От Латина родился Альба, от Альбы Атис, от Атиса Капис, от Каписа Капет, от Капета Тиберин, который, утонув при переправе через Альбулу, дал этой реке имя, вошедшее в общее употребление21.

......

21. Тиберин стал богом реки Тибр. См.: Овидий. Метаморфозы, XIV, 614-616; Фасты, II, 389-390; Вергилий. Энеида, VIII, 331, 332. По другому мифу, Тиберин спас Рею Сильвию, брошенную в реку. На о-ве Тиберине (собств. Тибрском острове) в Риме ему посвящен храм. Ежегодно в декабре Тиберину приносились жертвы, в честь него 7 июля давались игры. См.: Овидий. Фасты, VI, 237-240.

***

Вообщем, почему бы слову ТИБЕРИЙ быть не просто именем , доставшимся римлянам со времен этрусков, а этрускским титулом, означавшим титул наместника Империи в провинции Аппениншина, с символом власти , включающим ТОПОР. Короче Эль-Тебером.

PS. Слово "эль" - "народ" в титуле эль-тебер заменили просто названием этого народа. Римляне. с течением времени позабыли это и называли своих правителей по привычке - Август Тиберий, что первоначально означало ОГУЗ-ТЕБЕР, т.е. "правитель огузов" :-))



Сообщение отредактировано (11-мая-04 18:44)

 
 Re: Эль-тебер Тиберий
Author: Вохус (213.80.159.---)
Date:   08-02-04 12:34

И чем она таким особенно "тюркская"?
Если "топор" выводится из общего для славян корня "топ"" - топать, тяпать, (хлопать, шлёпать...:).

Однако всё это объясняет только первую половину слова "топ".
А откуда "-ор"? В тюркской версии он не просматривается.
У нас это тоже довольно редкая концовка слова.

Более понятна, например "тяпка". Или "топотун".
"Топор" же звучит как-то по-европейски. Наподобие "шофёр", "императОР".

Стало быть, это какой-то древний словообразовательный пласт, может быть дославянский?

Тибр-Тиберий-... напрямую тоже не связан с "топором" - фасции здесь как-то тоже сбоку-припёку.

Зато мне кажется интерее собрать в кучу:
Тибр, Тивериада, Тиверец, Тавр, Антитавр, тавры, Таврида, Тверь,
Свирь, Север, севрюга, ставрида.

Ещё слова "табор" и "собор".
Это нечто собранное (вспомним "фасци").
Это то, что делается часто из дерева (по крайней мере у нас), следовательно, топором.

Талько тюрками здесь уже и не пахнет.


Август Тиберий?
А у меня ассоциация "август" с "авгур", "иннаугурация",.., то есть что это какой-то "уполномоченный", "достигший определённой степени".

А "огузы" - совсем другая песня - "белые гуси". В отличие от "казак-гусак" - гусь-самец.

 
 Re: Эль-тебер Тиберий
Author: Ар (---.arco.ru)
Date:   08-02-04 14:30

Вохус Написал:


> Однако всё это объясняет только первую половину слова "топ".
> А откуда "-ор"? В тюркской версии он не просматривается.

Слово эль -тебер - тюркское. "Тебер" - "тот кто попирает ногами". Поэтому концовка "-ер" ( "-ор") вполне имеет место . А у монгол "-ор" - просто самая что ни есть обыденная концовка

 
 Re: Эль-тебер Тиберий
Author: Вохус (213.80.159.---)
Date:   08-04-04 12:26

Да у монголов вообще всё из одних согласных. Борцг, например. Или Хальмг чего стоит.

Но дело не в том. А просто кто у кого чего позаимствовал, трудно установить, настолько ДОЛГО тюрки сожительствуют (симбиируют) с нами, славянами, равно как и с иранцами.
Вот пойду к зороастрийцам, притащу оттель ихнего грамотея, он вам задвинет и не то ещё. Вишь как супроть Мехмета вы все робеете по семитизму. Один антисемитизм ток начинат выпирать.

 Forum List  |  Threaded View   Newer Topic  |  Older Topic 


 This thread is closed 

phorum.org