§1. КОНСИЛИУМ

 New Topic  |  Go to Top  |  Go to Topic  |  Search  |  Log In   Newer Topic  |  Older Topic 
 о 14-16 вв.
Author: кеслер (---.Moscow.itn.ru)
Date:   02-03-04 09:52

До сих пор никто и нигде не дал вразумительного объяснения, почему полностью отсутствуют русские исторические песни времен от Ивана Калиты до Ивана Грозного. Даже о такой фигуре как Иван III - ни слова. (Вопрос этот поставил проф. С. Шамбинаго 100 лет назад.) Далее последовал всплеск народных песен, связанныз с Иваном Грозным, причём во всех песнях убиенный им сын называется не Иваном, а Фёдором - точно так же, как и у Лопе де Вега, и в итальянской книжке 1605 г. о Дмитрии-императоре. И вот ещё: "При зачине каменной Москвы зачинался тут и Грозный царь"...

 
 Что за итальянская книжка?
Author: Сермор (---.estpak.ee)
Date:   02-03-04 10:01

.

 
 Re: Что за итальянская книжка?
Author: кеслер (---.Moscow.itn.ru)
Date:   02-03-04 10:15

"Relazione della segnalata, e come miracolosa coquista del paterno Imperio, conseguita dal Serenissimo Giovane Demetrio, Gran Duca di Moscovia, in questo Anno 1605". Raccolta da sincerissimi avisi, per Barezo Barezzi. In Venetia. MDCV.

 
 Re: поправка
Author: кеслер (---.Moscow.itn.ru)
Date:   02-03-04 10:17

...conquista...

 
 Re: о 14-16 вв.
Author: rvv (---.vistcom.ru)
Date:   02-03-04 11:49

Правда, одна песня о восстании 1327 года в Твери (похоже настоящая) все-таки есть - "Щелкан".
Но это исключение только поддерживает правило.

--------------------------------------------------------------------------------------------
http://books.swarog.ru/books/pesni/1315/pes1a.php

Щелкан

А и деялося в Орде,
Передеялось в большой.
На стуле золоте,
На рытом бархате,
На черевчатой камке
Сидит тут царь Азвяк,
Азвяк Таврулович;
Суды рассуживает
И ряды разряживает,
Костылём размахивает
По бритым тем усам,
По татарским тем головам,
По синим плешам.
Шурьев царь дарил
Азвяк Таврулович
Городами стольными:
Василья на Плесу,
Гордея к Вологде,
Ахрамея к Костроме.
Одного не пожаловал —
Любимого шурина
Щелкана Дюдентевича.
За что не пожаловал?
И за то он не пожаловал,—
Его дома не случилося.
Уезжал-то млад Щелкан
В дальную землю Литовскую,
За моря синея;
Брал он, млад Щелкан,
Дани-невыходы,
Царски невыплаты:
С князей брал по сту рублев,
С бояр по пятидесят,
С крестьян по пяти рублев.
У которого денег нет,
У того дитя возьмёт;
У которого дитя нет,
У того жену возьмёт;
У которого жены-то нет,
Того самого головой возьмёт.
Вывез млад Щелкан
Дани-выходы,
Царские невыплаты:
Вывел млад Щелкан
Коня во сто рублев,
Седло во тысячу,
Узде цены ей нет:
Не тем узда дорога,
Что вся узда золота,
Она тем, узда, дорога,—
Царская жалованье,
Государево величество;
А нельзя, дескать, тое узды
Ни продать, ни променять,
И друга дарить,
Щелкана Дюдентевича.
Проговорит млад Щелкан,
Млад Дюдентевич:
«Гой еси, царь Азвяк,
Азвяк Таврулович!
Пожаловал ты молодцов
Любимых шуринов,
Двух удалых Борисовичев:
Василья на Плесу,
Гордея к Вологде,
Ахрамея к Костроме;
Пожалуй ты, царь Азвяк,
Пожалуй ты меня
Тверью старою,
Тверью богатою,
Двомя братцами родимыми,
Дву удалыми Борисовичи».
Проговорит царь Азвяк,
Азвяк Таврулович:
«Гой еси, шурин мой,
Щелкан Дюдентевич!
Заколи-тко ты сына своего,
Сына любимого,
Крови ты чашу нацади;
Выпей ты крови тоя,
Крови горячия,
И тогда я тебя пожалую
Тверью старою,
Тверью богатою,
Двомя братцами родимыми,
Дву удалыми Борисовичи».
Втапоры млад Щелкан
Сына своего заколол,
Чашу крови нацадил,
Крови горячия,
Выпил чашу тоя крови горячия.
А втапоры царь Азвяк
За то его пожаловал
Тверью старою,
Тверью богатою,
Двомя братцы родимыми,
Два удалыми Борисовичи.
И втапоры млад Щелкан
Он судьею насел
В Тверь ту старую,
В Тверь ту богатую.
А немного он судьею сидел:
И вдовы-то бесчестити,
Красны девицы позорити,
Надо всеми наругатися,
Над домами насмехатися.
Мужики-то старыя,
Мужики-то богатыя,
Мужики посадския
Они жалобу приносили
Двум братцам родимыем,
Двум удалым Борисовичам.
От народа они с поклонами пошли,
С честными подарками;
И понесли они честные подарки —
Злата-серебра и скатного земчуга.
Изошли иго в доме у себя,
Щелкана Дюдентевича.
Подарки принял от них,
Чести не воздал им:
Втапоры млад Щелкан
Зачванелся он, загорденелся.
И они с ним раздорили:
Один ухватил за волосы,
А другой за ноги,
И тут его разорвали.
Тут смерть ему случилася,
Ни на ком не сыскалося.

Существует несколько вариантов исторической песни о Щелкане, в которых, в отличии от преведённого текста, не говорится об убиении тверичами Щелкана. Его гибель только предсказывается - в проклятии родной сестры, к которой Щелкан заезжает перед отправлением в Тверь:

"Уж прощай же мой, родной брат!
Ужо по роду - родной брат,
По прозванью - окаянный брат.
И кабы ти уехати
И назад не приехати.
Кабы ти самомоу на ножи остыть
и на сабли на вострые".

Хулительная песня была сложена тверичами о Шовкале (Чолхане), вероятно ещё до того, как он получил возмездие. Известие о гибели ненавистного насильника послужило основанием политически важного фактического дополнения. Присоединение нового окончания к песне, составившей основу баллады, произошло, видимо, ещё в 1327 году; в следующем году Тверь была разорена ордынским войском, отомстившем за убиение Шовкала (Чолхана), что уже не согласуется с финальной строкой приводимого текста песни.


Из "Истории Тверского края" (Тверь, 1996 , с. 48 - Под редакцией В.М.Воробьёва)

В августе 1327 года в Тверь прибыл татарский посол Шевкал, двоюродный брат Узбека. Расположившись в покоях князя, посол выселил его семью из дворца. Поведение татар в городе вызывало недовольство у тверитян.
Взрыв народного гнева произошёл 15 августа, в праздник Успения богородицы. Ссора с татарами перешла в драку. Тверитяне ударили в вечевой колокол, схватились за ножи и топоры. Такого избеяния татар, получившего название "замятни", Русь ещё не видела. Весь отряд был уничтожен.
Стихийное восстание для тверитян имело тяжкие последствия. Узнав о кровавых событиях в Тверим, московский князь Иван Калита отправился с доносом в Орду и привёл на Русь татарское войско. Летопись говорит о 50 тысячах воинов. Вероятно, это преувеличение, отражавшее большую военную силу Орды. Осенью Тверь сожгли, разорению подверглись также новоторжские волости, Кашин и другие земли княжества. Князь Александр с семьёй бежали в Новгород, а затем в Псков.

 
 Re: о 14-16 вв.
Author: кеслер (---.Moscow.itn.ru)
Date:   02-03-04 12:03

Верно. Шамбинаго, разумеется, разбирает и песню "Щелкан Дудентьевич". Однако он (и не только он) с большим сомнением говорит об отнесении этой песни к событиям 1327 г. : "...почему нужно думать, что здесь следы воспоминаний именно о первом времени татарщины?" (ИРЛ, т. I, 1908, стр. 339).

 
 Re: о 14-16 вв.
Author: Castroma (---.Moscow.itn.ru)
Date:   02-03-04 12:44

Спасибо, Владимир. Во какая песня: Узбек, надо отметить - с костылём. Хромец, значитца. Уподобляется Ягве, требуя от Щелкана-Авраама сына в жертву, - не хило ли? Ведь этот же самый, растуды его, Узбек-Азвяк уже 10 лет, как ввёл в Орде мусульманство (1317 г.)! Однако собственно ТАТАРСКИЙ бог - "Магометь" - нарисовался только в 17 в. Вместе с "татарами".
P.S. О предыдущих "бусурманах": помимо других вариантов, не лишне просто считать их "нововерческой" кастой 16 в. - от моравского bosorovaty ("беситься"), венг. boszorkany ("ведьма"), рум. bisericae ("церковь"). Шабаш "богоизбранных", одним негреческим словом...

 
 Re: Что за итальянская книжка?
Author: Егермейстер (Дмитрий Гусев) (---.rochester.rr.com)
Date:   02-03-04 12:50

А что такое Giovane?

 
 Re: о 14-16 вв.
Author: Портос (195.54.4.---)
Date:   02-03-04 12:57

rvv Написал:

> Уезжал-то млад Щелкан
> В дальную землю Литовскую,
> За моря синея;
> Брал он, млад Щелкан,
> Дани-невыходы,
> Царски невыплаты:
> С князей брал по сту рублев,
> С бояр по пятидесят,
> С крестьян по пяти рублев.
> У которого денег нет,
> У того дитя возьмёт;
> У которого дитя нет,
> У того жену возьмёт;
> У которого жены-то нет,
> Того самого головой возьмёт.
.......
> Проговорит млад Щелкан,
> Млад Дюдентевич:
> «Гой еси, царь Азвяк,
> Азвяк Таврулович!
> Пожаловал ты молодцов
> Любимых шуринов,
> Двух удалых Борисовичев:
> Василья на Плесу,
> Гордея к Вологде,
> Ахрамея к Костроме;
> Пожалуй ты, царь Азвяк,
> Пожалуй ты меня
> Тверью старою,
> Тверью богатою,
> Двомя братцами родимыми,
> Дву удалыми Борисовичи».

Опаньки!
Какая такая Литва?

Я дерусь потому, что я.... дерусь

 
 Re: переводчик Ваня Московский
Author: кеслер (---.Moscow.itn.ru)
Date:   02-03-04 13:07

Это, естественно, "Иван". Возможно - как титул. В "испанском" переводе этой же книжицы, хранящейся (возможно, уже НЕ хранящейся под XVI. 5.20) в Эрмитаже - Principe Juan Demetrio. Испанский в кавычках потому, что там сказано не "испанский", а "vulgar Castellano". (Перевод, кстати, с VULGAR ITALIANO на VULGAR CASTELLANO сделал... Juan Mosquera... в Вальядолиде в 1606 г. Или этот Ваня там в мечети обретался?

 
 Re: о 14-16 вв.
Author: кеслер (---.Moscow.itn.ru)
Date:   02-03-04 13:10

Так песнь-то тверская. Не московская - литовская. Т.е. Белорусская. Москвой, как сами понимаете, тут ещё и не пахнет.

 
 Re: Литва бусурманская
Author: Cagor (---.Moscow.dial.rol.ru)
Date:   02-05-04 03:27

Да вот такая Литва, она самая, что в Тартарию посылала бусурман= сборщиков налогов (простите, дани). Вот песенка-то и проговорила все... случайно. Ой ли?
Так кто кого данью обременял, кто малых детушек с родителями разлучал? Получается - Литва=Московия, окраина Гольштинская! И имена жидовско-греческие Азвяк Таврулович, Василей... Хотя и славянские даны крайне несимпатишные - Щелкан, Ахромей, Гордей (щелкопёр, охромевший, гордец?).
Интересно, а как Литва в Тартарии дань собирала? Неужто добровольную? Или набеги устраивала подобно сегодняшним браткам? Наверняка есть и другие песни того периода, и не все они столь трагичны как эта про Щелкана московитского.
С уважением, кагор

 Forum List  |  Threaded View   Newer Topic  |  Older Topic 


 This thread is closed 

phorum.org