§1. КОНСИЛИУМ

 New Topic  |  Go to Top  |  Go to Topic  |  Search  |  Log In   Newer Topic  |  Older Topic 
 в копилку истории истории
Author: Козлов Евгений (212.48.143.---)
Date:   08-26-04 18:46

Как в школах соседей учат детей не любить Россию
1 СЕНТЯБРЯ миллионы юных граждан в независимых государствах бывшего Советского Союза проснутся, чтобы пойти в школу. Правильно воспитывать детей нужно начинать с самого нежного возраста, и учителя школ СНГ эту мысль поддерживают повсеместно.

ПОЭТОМУ первый же учебник истории для 5-го класса Узбекистана с места в карьер объясняет школьникам, что «вступившие на территорию Средней Азии и отличившиеся жестокостью русские красноармейцы формировали свое воинство из уголовных элементов». В главе с поэтическим названием «Независимость, задушенная в колыбели» (понятно кем) можно прочитать: «планомерные действия по уничтожению Коканда (крупный узбекский город) возглавил сам Ленин» (ерунда, он к тому времени уже сидел в инвалидной коляске). После обучения пятиклашек за дело берется учебник для девятиклассников, где в адрес России 292 раза употребляются добрейшие эпитеты — «русские захватчики», «русские колонизаторы» и «русские шпионы». Термин «русские врачи», которые спасали население Бухары и Коканда во время эпидемии чумы в 1910 году, не упомянут ни разу — а зачем? Лучше насладиться перлами «Россия — вор имущества в мировом масштабе» и «история сама наделила русский народ способностями колонизатора». В учебнике 11-го класса избавление от российского гнета называется «Переход от тоталитаризма к демократии». Для непосвященных: демократия — это то, что сейчас в Узбекистане.

Весьма любезно показано отношение к России и в учебниках дружественной Грузии. В учебном пособии для 10-го класса черным по белому напечатано: «17 ноября 1800 года царь Георгий XII обратился к императору России с «Прошением на коленях», в котором просил принять свой народ в «вечное подданство». Так завершился длительный, полный драматизма процесс завоевания Россией Грузии». До объяснения, почему драматически завоеванный царь умоляет оккупанта на коленях (!) взять его страну себе, мудрый учебник не опускается. Однако нынешние причины плачевного состояния грузинской экономики ему видны сразу — «Во времена господства чужеземной силы весь творческий гений нации расходовался в основном на то, чтобы отвоевать независимость. Поэтому времени и энергии на хозяйственное и культурное строительство Грузии почти не оставалось». Осталось только понять, почему теперь независимая Грузия просит у «чужеземной силы» энергоносители по бросовым ценам, а экономика как лежала, так и лежит.

Поражение Суворова
НО В СОВЕРШЕННО полный восторг меня привел учебник истории Эстонии (авторство Лаара), изданный в 1992 году. Такого я не читал нигде. Оказывается, «сто эстонцев были приданы к армии киевского князя Олега и сыграли ведущую роль при штурме в 907 году Константинополя» — 20 000 воинов дружины Олега только слегка помогали этому мощному отряду. Далее (учебник для 5-го класса) говорится, что «русские князья всегда пытались завоевать земли эстов, а если и помогали им против немцев, то только с целью собственной выгоды». России вообще достается за все: рассказывается даже про случай, где полководец Суворов в своей карете потребовал у двух крестьян на телеге освободить дорогу, но они не подчинились и «намяли Суворову бока». В жизни не слышал о таком событии, но если оно и имело место, то, несомненно, избиение старика двумя здоровыми лбами делает честь эстонской нации. В сторону Швеции (которая длительное время владела Эстонией) таких упреков — ни одного, и даже Великий голод конца XVII века подан с извинениями: «Швеция не могла оказать помощь Эстонии, так как сама страдала от голода, что само по себе понятно». Понятно также и то, что четверть населения тогда вымерла, но стоит ли за это обижаться на шведов? Они же, в самом-то деле, не русские. Учебник истории Латвии тоже не лыком шит: при общей критике коммунистов он восхваляет латышских стрелков — они «были храбрыми и организованными солдатами, составляли стержень Красной Армии, обеспечивали военные победы». Книга оправдывает массовые убийства латышскими стрелками людей в ЧК: «борясь против белых, они боролись против единой и неделимой России за независимую Латвию» — во как! Также (историками Фрейбергсом и Туренсом) отмечена «виновность Советского Союза в развязывании войны с Германией» (Германия-то уж конечно не виновата!). А нынешняя Россия «необоснованно упрекает Латвию в несоблюдении прав русскоязычного населения» и «устраивает враждебные Латвии пропагандистские кампании с целью подорвать ее международный престиж». То, что большинство русскоязычного населения Латвии не имеет гражданства, а в русских школах велят учиться на латышском, умная книга нарушением прав не считает. Зато, когда Россия прислала учебники истории для русских школ, их вернули обратно — чиновники постановили, что «российские учебники являются антигосударственными». Еще бы, там в развязывании войны Германию обвиняют.

Провокаторы и колонизаторы
К СОЖАЛЕНИЮ, ничем не отличаются и учебники истории Украины, говоря, что Россия ужас какая плохая и все, что с ней связано, хуже не бывает. Учебники для 5-го класса ошарашивают новостью — Киевскую Русь основали не русские, а украинцы: в 1654 же году никакой фактически Переяславской рады не было — «поделив между собой Украину, Польша и Москва не собирались защищать интересы ее жителей». Конституция приверженца Мазепы Филиппа Орлика названа «первой в мире» (куда там англичанам) и «дальновидно предусмотревшей принципы развития демократических государств». Отдельно описывается голодомор 1932–1933 г. (организованный, как говорит учебник, специально Москвой, чтобы «подавить волю украинцев к независимости»). О том, что тогда же страшный голод разразился и в Поволжье, и на Кавказе, — ни слова. С оговоркой признается, что сторонники Степана Бандеры воевали на стороне Гитлера: «Германия обещала украинцам независимость, но не сдержала своего обещания». Расстрел немцами 100 000 евреев в Бабьем Яре после взятия Киева ожидания независимости не омрачил, но через год «Бандера понял, что обманут». Его боевики создали «Украинскую повстанческую армию», которая к 1943 году (держитесь за стул) «освободила от немцев большинство городов Украины»: жаль, что авторы не сподобились назвать хотя бы один освобожденный город, это было бы сенсацией. Про Крым сказано такое, что хоть стой, хоть падай, — оказывается, то, что Россия передала его Украине, тоже плохо! «Включение Крымского полуострова в состав Украины было попыткой переложить на ее плечи моральную ответственность за выселение татарского населения и вынудить (!) взять на себя ответственность за восстановление хозяйственной и культурной жизни полуострова».

Завершают обзор учебники Азербайджана и Казахстана. В азербайджанских Киевская Русь именуется как «страна-грабитель», но протестов из Украины не будет, ибо дальше сказано: «воссоединение Украины с Россией шло вразрез с интересами украинского народа» — уж из Баку это точно виднее. «Азербайджан рассматривался Россией только в качестве сырьевой базы» — это еще не самое страшное, а вот то, что «все российские наместники в Баку проводили проармянскую политику», вызывает дрожь и веру в могущество Армении, которая попросту управляла Россией.

Братский Казахстан учит своих детей по тому же принципу. Казахский историк Татимов говорит, что «Россия провоцировала набеги на казахскую территорию из Китая, чтобы потом «спасать» казахов» (а надо было спокойно смотреть, как китайцы их режут?), другой историк (Алимжанов) утверждает, что «русские никогда не занимались облагораживанием своих лесов и степей, а пытались урвать их у соседей».

Если честно, то мне не совсем нравятся и учебники истории России: мол, та была исключительно миролюбивым государством и никогда ни на кого не нападала — непонятно только, как это мы умудрились от Прибалтики до Аляски расшириться. Но нигде я не читал заявлений, что во всех российских бедах виноваты соседи. А уж таких слов, которыми Россию и российских граждан «награждают» в своих учебниках новые независимые государства, у нас в их адрес и подавно не печатают. Подобная политика — бумеранг, и он обязательно прилетит обратно. Большинство своих товаров страны СНГ продают в Россию, миллионы граждан Грузии, Украины и Азербайджана работают в России, да и соседи мы все-таки, так зачем же учить своих детей, что это ваш враг? Но дело уже сделано — новое поколение, чьи родители выросли в одной стране, смотрит в сторону России с враждебностью.

Кстати
БРИТАНИЯ и Франция долго спорили по поводу школьных учебников друг друга — обе страны за последнюю 1000 лет воевали десятки раз (одна Столетняя война чего стоит), и каждая «наградила» врага в учебнике оскорбительными словами. Пришлось образовать комиссию, которая и «подкорректировала» франко-британские учебники. Точно так же, чтобы не обидеть английского соседа по ЕС, вычеркнула слова «оккупант» и «колонизатор» в учебных пособиях и принадлежавшая британцам до 1922 года Ирландия. Франция тоже вносила исправления в учебники, казавшиеся обидными немцам, Япония, хотя и называет американский атомный удар по Хиросиме и Нагасаки «ужасным», признает в школьных учебниках, что «иначе война могла бы длиться еще очень долго».




Георгий ЗОТОВ

От Земли к Звёздам!

 
 Re: в копилку истории истории
Author: Зуенко Ю.И. (---.tinro.ru)
Date:   08-27-04 07:52

1. Как вы думаете, все эти перлы появились по причине общей ущербности ума у соседних народов, от Эстонии до Казахстана, или по какой-то другой причине?

2. Какой вы видите выход - что же, нашему Минобразу теперь, в дополнение к 1001 согласованию, еще согласовывать свои учебники с г-ном Татимовым или еще каким-нибудь Тынисом Мяги? А может, с НАТО и ЕС, а заодно и с Госдепартаментом?

Резюме: Да все нормально, тов. Е. Козлов! Россия - родина слонов!

 
 Re: в копилку истории истории
Author: Igor_FF (195.133.241.---)
Date:   08-27-04 10:22

> 1. Как вы думаете, все эти перлы появились по причине общей
> ущербности ума у соседних народов, от Эстонии до Казахстана,
> или по какой-то другой причине?
Не ущербности мозгов народов, а ущербности мозгов правителей.

> 2. Какой вы видите выход - что же, нашему Минобразу теперь, в
> дополнение к 1001 согласованию, еще согласовывать свои учебники
> с г-ном Татимовым или еще каким-нибудь Тынисом Мяги? А может, с
> НАТО и ЕС, а заодно и с Госдепартаментом?
Да не надо ничего согласовывать. Пусть пишут что хотят. Ну чего смотереть какую чушь несут чухны или азеры? Со временем поумнеют.

 
 Re: в копилку истории истории
Author: Brobder (---.ru)
Date:   08-27-04 11:46

Козлов Евгений Написал:

> Как в школах соседей учат детей не любить Россию
1. А она Вам нужна, любовь ихняя?
2. А Вы их любите.
3. Пусть ненавидят, лишь бы боялись (с)
:)

 
 Re: Дело в том
Author: sezam (62.85.27.---)
Date:   08-27-04 12:17

что учат "не любить Россию" не только своих паучат, но и детей русских, живущих там.

 
 Re: в копилку истории истории
Author: Портос (195.54.4.---)
Date:   08-27-04 12:47

Igor_FF Написал:

> чего смотереть какую чушь несут чухны или азеры? Со временем
> поумнеют.
И это говорит человек, находящийся на весьма важном участке государственной службы?

Я дерусь потому, что я.... дерусь

 
 Re: Российская история не лучше
Author: vava (---.socket.ru)
Date:   08-27-04 18:27

Никак не раздобуду учебников, по которым учат наших школьников (специально покупать не хочется), но думаю, там не лучше. На днях мультфильм показывали про Куликовскую битву. Раньше этот великодержавный бред схавал бы, а теперь после рассказов Пилигрима плеваться хотелось.
Эти же мерзкие "татаро-монголы", раскрашенные одним черным цветом присутствовали в другом свежеиспеченном мультфильме, посвященному какому-то дурацкому новому празднику - Дню Флага. Они налетели на некую беззащитную русскую крепость, слившись в одноглавого Змея Горыныча, пущавшего огонь. На битву со Змеем выпустили - кого бы вы думали? - двуглувую Чудо-Птицу - орла с нашего герба. Это же просто сюр какой-то - одноголовый Змей Горыныч бился с двухголовым орлом! А насчет флага вообще прикол - на свежеотстроенный корабль к Петру 1 явились три непонятных существа. Одно из них было негром, которого Петр стал радостно тискать и называть Ганнибалом. Существа сказали Петру, что неплохо бы украсить корабль флагом. А каким? - спросил царь. А пусть будет трехцветным. Чтобы был синий цвет - цвет моря или неба. Чтоб был красный - цвет не помню чего. Негру нравился белый цвет, он предложил его. "Пусть так и будет! - сказал Петр, - Очень на Голландцев похоже!" Это у нас стебаются так телевизионщики?

 
 фрагменты из школьных учебников
Author: подписчик на разное (---.cea.ru)
Date:   08-27-04 21:19

А вот тут некий "Школьный учитель" (похоже, настоящий) приводил выдержки из реальных современных учебников:

Автор: школьный учитель
Дата: 05-31-04 20:59

Так как уже в четырех ветках про новую хронологию начинаю путаться, то вот решил завести себе спеиализированную ветку. Тема: учебники истории, по которым в современных школах мы учим детишек бедных. Я вам буду приводить конкретные примеры и задания. И попрошу, представив себя учителем в 5-м - 6-м классах, ощутить его эмоциональное состояние при разговорах с продвинутыми родителями, знакомыми, например, с книгами Я.Кеслера, А.Фоменко или Д.Калюжного или хотя бы передачами с их участиями (кстати, многие слушают "Неизвестную планету" на радио России и "Маяке-24").

Начинаю: Ф.А.Михайловский, "История древнего мира", учебник для 5-ого класса основной школы, 5-е издание, допущено Министерством образования РФ, М., "Русское слово", 2003.
Стр.204, #36. Завоевания Александра Македонского.
1. Первые победы. Весной 334 года до н.э. тридвать тысяч пеших воинов и пять тысяч всадников Александра высадились в Малой Азии - на самом краю огромной Персидской державы. Никто не знал, как долго продлится поход, насколько далеко на восток простираются владения персов и каковы их силы. Персы не препятствовали высадке: войско македонского царя представлялось им ничтожным, а он сам - неопытным и самонадеянным юнцом. Дарии III (Третий) приказал своим сатрапам и военчальникам взять Александра живым и доставить к нему.
На обрывыстом берегу реки Граник персы преградили путь македонской армии. Александр бросил войска в яростную атаку. Персы обратились в бегство. Быстрая победа отдала в руки Македонского города Малой Азии. Они не оказали завоевателю серьезного сопротивления.
В городе Гордии Александру показали местную достопримечательность: искусно завязанный канат на старинной колеснице. По преданию, тот кто сумеет развязать узел, станет властелином всей Азии. При большом стечении народа Александр попытался его развязать, но не сумел. Тогда он выхватил меч и разрубил узел. Отсюда возникло выражение "разрубить Гордиев узел", что значит разом справаться с каким-ниюудь запутанным делом.
Дарий Третий выступил против Александра во главе большого войска. Он был настолько уверен в победе, что даже взял с собой дочерей, жену и старую мать. Осенью 333 года до н.э. противники встретились возле города Исса.
Александр возглавили атаку правого фланга, стремясь пробиться к Дарию. Многие приближенные персидского царя погибли. Александра ранили в бедро, а Дарий бросил армию и бежал. Его семья и полный богатств военный лаегрь достались победителю.

2. Осада Тира и основание Александрии. Александр двинулся вдоль побережья Средиземного моря. Только финикийский Тир оказал ему сопротивление. Старинная часть Тира имела мощные укрепления и располагалась на острове. Более семи месяцев Александр осаждал город. Он приказал засыпать пролив и по насыпи подвести к стенам осадные башни и тараны. Город взяли штурмом, разграбили, тысячи его защитников были казнены и проданы в рабство.
Во время осады Тира к Александру прибыли послы Дария Третьего. Персидский царь был готов отдать все земли до Евфрата и половину своей казны. Он предлагал свою дочь в жены Александру. Взамен он просил вернуть из плена его семью. Опытный военачальник Парменион воскликнул:
- Будь я Александром, я бы согласился!
- И я бы согласился, будь я Парменионом! - немедленно откликнулся Александр. Предложение было отвергнуто.
Македоняне вступили в Египет. Население встречало Александра как освободителя от персидского гнетаю В Мемфисе жрецы возложили на его голову двойную корону фараонов и объявили сыном бога Амона. На берегу Средиземного моря македонский завоеватель основал город, которму дал свое имя: Александрия.

3. Решающее сражение. "Царь царей" готовился к решающему сражению. Он собрал войско, по численности в несколько раз превышающее армию Александра. Особые надежды Дарий возлагал на боевые колесницы с длинными и острыми серпами, прикрепленными к колесам. Он сам выбрал место предстоящего сражения - широкую равнину близ селения Гавгамелы. По приказу царя на равниен срыли все неровности и засыпали ямы.
в 331 году до н.э. македонская армия переправилась через Евфрат и Тигр. Дарий умышленно заманивал ее дальше от моря, откуда могла прийти помощь.
К Гавгамелам македоняне подошли вечером. На широкой равнине светились огни персов. Парменион предложил напасть на них ночью, врасплох.
- Я не краду побед, - заявил Александр.
Он назначил сражение на утро и приказал войску отдыхать. Александр понимал, что преимущество его армии - в лучшей организованности. В ночном бою можно упустить управление войсками. Перед решающим сражением Александр спал так крепко, что утром его с трудом разбудили. А Дарий до рассвета продержал воинов в строю.
1 октября 331 года до н.э. в битве при Гавгамелах решилась судьба персидского царства. Атака серпоносных колесниц не увенчалась успехом. Македоняне забрасывали их дротиками, стакскивали колесничих на землю. Македонская фаланга двинулась на врага. В боевых порядках персов образовался просвет. В него-то и ворвался Александр с конницей, стремясь захватить самого Дария. Как и в битве при Иссе, персидский царь бежал в разгар сражения. К вечеру персидское войско было рассеяно.

4. Поход на край земли. Под Гавгамеллами Дарий Третий потерял все - войско, царство, власть, уважение к себе. Его убили сами персы, и Александр объявил себя властелином всей Персидской державы. Города распахивали ворота перед завоевателем. Знать и жрецы Вавилона повелели устлать цветами и венками путь нового царя к центру города.
Военачальники Александра считали войну законченной, их добыча превзошла самые смелые ожидания. Но царь меньше всего считался с ними. Он окружил себя персами, за которыми сохранил прежние должности. Если в начале похода в палатку царя свободно захаживали его друзья, то теперь Александр стал недосягаемым. Он утопал в роскоши и требовал себе почестей, словно богу, - земных поклонов и целования края одежды. Заподозрив в заговоре, он безжалостно казнил многих близких друзей. По его приказу был убит Парменион. Восточный поход продолжался. Александр упрямо твердил, что намерен завоевать весь мир. Он вступил в Среднюю Азию, отдаленный район Персижской державы, и здесь впервые столкнулся с упорным сопротивлением населения. Македонян воспринимали здесь не освобидителями, а захватчиками и грабителями. Более трех лет потребовалось Александру, чтобы подчинить местные племена своей власти.
Из Средней Азии Александр Македонский двинулся в Индию, за пределы Персидской державы. И вновь одержал победу. Но и этого Александру было мало. Он стремился достичь "края земли" и объявил о походе в долину Ганга. Александр сулил войскам золотые горы, заявлял, что готов продолжить поход только с добровольцами, но все было тщетно - войска не желали идти дальше на восток. В расстройстве он три дня не выходил из своего шатра, а затем, наконец, объявил поход оконченным.
В 324 году до н.э. Александр Македонский и его армия прибыли в Вавилн. Десятилетний поход завершился. Вавилон стал столицей громадной державы.

http://www.neplaneta.ru/phorum/read.php?f=1&i=10661&t=10661

 
 еще фрагменты из школьных учебников
Author: подписчик на разное (---.cea.ru)
Date:   08-27-04 21:21

Автор: школьный учитель
Дата: 06-04-04 20:21

А вот вам вопросы из учебника для 6-ого класса "Российская история". Допущено Министерством общего и профессионального образования РФ; образовательная программа "Школа 2100"; А.А.Данилов, Д.Д.Данилов, В.А.Клоков, С.В.Тырин. М., 1999, изд-во "Баласс".
Тема: "Христианство" (параграф 54, стр. 311).
1) Найдите на карте Палестину. Почему христианство возникло именно там?
2) Какие преимущества были у христиан по сравнению с язычеством?
3) Объясните значение слов: язычество, евангелие, трапеза, епископ, патриарх, церковь.
4) Какие изменения произошли в христианских общинах в 3-м веке? Как это было связано с общим положением империи?
5) Почему были гонения на христиан?
6) Какой сейчас год на календаре? От какого события ведется счет лет?

 
 Российская история в российских учебниках
Author: подписчик на разное (---.cea.ru)
Date:   08-27-04 21:24

Автор: школьный учитель
Дата: 06-04-04 19:24

Вот параграф 23 из учебника для 6-ого класса "Российская история". Допущено Министерством общего и профессионального образования РФ; образовательная программа "Школа 2100" (две тысячи сто! - автор); А.А.Данилов, Д.Д.Данилов, В.А.Клоков, С.В.Тырин. М., 1999, изд-во "Баласс".

"Централизованное Российское государство на рубеже 15-16 вв.
?Вспомни, когда и как происходило создание централизованных монархий в Англии и Франции.

Nовые символы государства (N титульная так и написана по-латински - авт.). Со времен Ивана III наряду со старыми названиями государства - Русь, Московское княжество, стало использоваться и новое - Россия, Российское государство. Иностранцы нередко называли как столицу России, так и все государство Московией.
При Иване III появился и новый герб. Им стал символ Византии - двуглавый орел. Женитьба московского князя на Софье Палеолог считалась союзом московской и византийской династий, что "подкрепляло" принятие нового герба. Теперь на великокняжеской печати, которой скреплялись все важнейшие государственные документы, было два изображения. С одной стороны помещался прежний символ - сидящий на коне святой Георгий Победоносец, поражающий копьем змея. С другой стороны изображался двуглавый орел.
Вырос авторитет правителя Московского государства. Как иностранные правители, так и приближенные стали именовать его не только великим князем, но и государем всея Руси. Порой князя сравнивали с могущественным византийским императором, называли его "великим христианским царем".
Во время торжественных приемов на голове красовалась шапка Мономаха. Она была сделана из золота, украшена мехом, драгоценными камнями и увенчана крестом. В великокняжеском окружении считалось, что это - византийская корона, перешедшая к Владимиру Мономаху от императора Византии, его деда. (В действительности это один из ханских подарков, полученных в Орде еще Иваном Калитой, и украшенный русскими мастерами). Знаками власти были также скипетр и держава, которые он сжимал в руках во время дворцовых церемоний.
Еще одним подлинным символом России стал Московский Кремль. Были построены новые стены, башни и соборы, которые сохранились и по сей день. Их красота и величие символизировали в глазах как русских, так и иностранцев новый облик государства.
Жители России стали по-новому осмысливать историческое место своей державы и ее столицы. Игумен одного из монастырей Филофей назвал Москву "третьим Римом". Он говорил о том, что в истории было три мировых центра христианства. Первым из них Филофей считал Рим, вторым - Константинополь. После отказа Византийской империи от "истинного христианства" - заключения союза с католиками - она пала. После этого, полагал Филофей, взоры всех православных устремились к Москве. Столица России "избрана Богом" как единственная законная наследница древнего Рима.
Новые символы отразили могущество молодого Российского государства. Его правители считали себя преемниками не только древнерусских князей, но и византийских императоров.
...

Международное положение России.
При Иване III и Василии III Россия стала одним из крупейших государств Восточной Европы. Ее территория простиралась от Чудского озера и истоков Днепра на западе до Уральских гор на востоке, от Ледовитого океана на севере до "Дикого поля" на юге. Не остановившись на объединении северных русских земель, Московское государство повело наступление на земли степняков-кочевников. Плодородные черноземы к югу от Оки стали заселяться русскими земледельцами. Здесь, на территории современных Калужской, Тульской, Тамбовской областей, протянулись "засечные черты" валов, рвов, поваленных деревьев. На ключевых дорогах выросли крепости-заставы, которыми московские государи старались прикрыть только что отвоеванные черноземы.
Громкие военные победы московских князей внушали уважение жителям сопредельных стран. В Московию все чаще стали приезжать иностранные послы и торговцы. Они замечали, как набирает силы молодое независимое государство. Нередкими стали поездки дипломатических представителей московских князей за границу. Все более активная работа шла в Посольском приказе. Затрудняло ее, однако, то, что почти никто из служащих государева двора не знал иностранных языков.
Многие государства, и не только те, которые граничили с Россией, стали искать ее поддержки в международных делах. Договор о братстве и союзе заключил с великим князем венгерский король, дипломатические отношения установил император Священной Римской империи. Даже с далекой Персией наладило связи Российское государство. А в начале 30-х годов 16-ого века в Москве побывало посольство из Индии, направленное основателем империи Великих Моголов Бабуром.
Многие европейские государства стремились подтолкнуть Россию к войне с Османской империей, ослабить тем самым грозных восточных завоевателей. Тем более что московские князья провозглашали свою страну наследницей павшей под ударами османов Византии. Но в Москве поняли, что неокрепшему государству не стоит ввязываться в конфликт. Более того, в конце 15-ого века с Османской империей был заключен торговый договор.
Многие государства хотели видеть Россию своей союзницей.
В конце 15 - начале 16 века сложилось и окрепло Российское государство - одно из крупнейших в Европе. В нем сформировался аппарат центрального и местного управления. При этом Россия, являясь наследницей Древнерусского государства, восприняла также некоторые государственные обычаи Византийской Империи и Золотой Орды.

Вопросы и задания.
1. Какие символы Российского государства существуют и поныне? Расскажи об их появлении.
2. Почему Российское государство можно назвать монархией? Сравни его устройство с устройством Древнерусского государства. Укажи на отличия в центральном, местном аппарате, организации армии.
3. Как ты думаешь, почему жители отдельных уездов, станов и волостей часто жаловались на своих наместников и волостелей (так и написано: "волостилей" - авт.)?
4. Представь себе, что ты - дьяк Посольского приказа. Расскажи, какие депеши пришли в приказ за последний год и о чем в них говорилось.
5. По тексту учебника определи, какие госдуарственные порядки, традиции, символы были заимствованы Россией в Византии, в Золотой Орде?

/ Доп.вопрос после текста "Сватовство великого князя Ивана Васильевича" из летописного свода конца 15 в./ Царевна Софья Палеолог и великий князь Иван Васильевич не виделись друг с другом до заключения брака. Почему они оба были заинтересованы в нем? Попробуй проследить по карте путь царевны из Рима в Москву.

http://www.neplaneta.ru/phorum/read.php?f=1&i=10823&t=10661

Там, кстати, и Кеслер участвовал в обсуждении. И Kissa. Если любопытно - загляните.

 
 Христианство в современных учебниках истории России
Author: подписчик на разное (---.cea.ru)
Date:   08-27-04 21:25

Автор: школьный учитель
Дата: 06-04-04 21:16

Учебник для 6-ого класса "Российская история". Допущено Министерством общего и профессионального образования РФ; образовательная программа "Школа 2100"; А.А.Данилов, Д.Д.Данилов, В.А.Клоков, С.В.Тырин. М., 1999, изд-во "Баласс"# 54. Христианство.

1. Христианство - мировая религия. Две тысячи лет тому назад на краю огромной Римской империи, в Палестине, возникла новая религия - христианство. Ее создателем был Иисус Христос, чья земная жизнь была короткой и неприметной для миллионов людей, населявших империю. Но сказанное и сделанное Иисусом оказалось для всемирной истории важнее деяний десятков императоров.
Мир был не готов сразу принять новую веру. За Иисусом шли немногие. Его схватили, осудили как бунтовщика и распяли на кресте.
Однако христианская вера не погибла. Ученики и последователи Иисуса Христа продолжали проповедь христианства за пределами Палестины. Новая вера распространилась по всей Римской империи. С каждым новым поколением все больше людей становилось христианами. Через триста лет после своего возникновения христианство укрепилось в Римской империи, а затем вышло за ее пределы.
В наши дни христианство - самая распространенная на земном шаре религия. В разных странах мира ее исповедует более миллиарда человек.

2. В каких условиях возникло христианство. Религиозная вера во множество божеств, олицетворяющих силы природы, называется язычеством. Языческая религия не давала человеку утешения в жизни, ничего не обещала после смерти. Особенно разочарованно относились к языческим богам самые обездоленные - рабы, нищие, городская беднота. Зачастую люди отказывались от своих привычных богов и обращались к чужеземным. А главное, язычество не давало ясного ответа на многие вопросы: как следует жить человеку, как относиться к другим людям, для чего вообще дана человеку жизнь? На эти вопросы пытались ответить философы, но их размышления были слишком сложными для простого народа. Нужна была новая вера, и она возникла.

3. Жизнь и учение Иисуса Христа. Новая вера не случайно родилась в маленькой Палестине. Среди всех народов империи только евреи поклонялись не многочисленным силам природы, а единому Богу (см. # 16 "Древняя Палестина"). В течение нескольких столетий они жили под гнетом иноземных завоевателей - вавилонян, персов, македонян и, наконец, римлян. Но евреи верили, что всемогущий Яхве пошлет им избавителя, или Мессию (в переводе с еврейского это слово значит "помазанник", что по-гречески звучит как "Христос").
Евреи представляли себе Мессию как могучего царя-воина, который мечом уничтожит иноземное господство и сделает их первым народом на земле. В Палестине постоянно появлялись вероучители и пророки, предвещавшие появление Мессии.
Иисус был не похож на ожидаемого Мессию. Он родился в простой семье и в юности овладел ремеслом плотника. Его религиозное учение отличалось от веры евреев. Не меч я принес, но мир, - говорил Иисус своим слушателям. Он не ставил своей задачей освобождение евреев от власти римлян.
Иисус путешествовал по Палестине и проповедовал странные для того времени вещи. Он учил, что раб или свободный, богатый или бедный, варвар, римлянин, грек или еврей, мужчина или женщина - все одинаково равны перед Богом. Он учил, что человеческая жизнь - это высшая ценность и дается человеку, чтобы он стал лучше, совершая добрые дела. Он учил, что зло, одно преступление влечет за собой другое. Выход из этой страшной цепочки заключается в том, чтобы на зло отвечать добром.
Иисус называл себя Сыном Божьим и обещал спасение всем, кто уверует, то есть станет жить по заповедям новой веры. Однако следовали за Иисусом немногие, ближайших его учеников было всего 12. Они признали Иисуса Мессией, но для большинства евреев Иисус Мессией не был. Священнослужители храма Яхве в Иерусалиме называли Христа обманщиком, а не Сыном Божиим, бунтовщиком против своей религии. По их приказанию Иисус был схвачен и доставлен к римскому наместнику Понтию Пилату. Разъяренная толпа требовала распять Иисуса на кресте. Это была самая позорная, жестокая и мучительная казнь, к которой приговаривали убийц, мятежников и рабов.
Понтий Пилат не стал вникать в религиозный спор. Сам он считал Иисуса невиновным, ведь он не призывал к восстанию против римлян. И все же Пилат утвердил смертный приговор, не желая волновать население. Иисус не пытался избежать гибели. Он не однажды говорил ученикам, что должен страданием искупить грехи людей. Перед смертью на кресте Христос простил своих убийц и врагов, сказав, что они не ведают, что творят.
Вскоре стали распространяться евангелия, то есть "благие вести" - небольшие повествования, написанные учениками и последователями Иисуса. В них рассказывалось, что Иисус не только проповедовал, но также совершал чудеса, а на третий день после распятия воскрес, много раз являлся своим ученикам и на сороковой день вознесся на небо к Богу.
Большинство ученых считают рассказы об Иисусе Христе в основе своей достоверными. Однако чудеса, о которых рассказывают в евангелиях, наука объяснить не может.

4.Христианская церковь. Первые христиане объединялись в небольшие общины. Для совместных молитв они собирались в подземельях, каменоломнях, других укрытых от постороннего глаза местах. На собраниях зачитывали повествования о Христе. Заканчивались собрания общим обедом, или трапезой.
В общины входили, в основном, люди бедные - мелкие ремесленники и торговцы, городская беднота, рабы. Христиане собирали взносы на трапезы и общие нужды. Многие сверх этого жертвовали для помощи нищим. Христианские общины помогали друг другу, обменивались посланиями, книгами. Вскоре они появились во многих городах империи, а затем в сельской местности.
В 3-м веке, когда жизнь в Римской империи стала очень тревожной, среди христиан появилось много знатных и богатых людей. Ослабление императорской власти, солдатские мятежи, вторжения варваров, восстания вызывали растерянность и отчаяние даже у них. Богатые христиане жертвовали на нужды общин крупные суммы денег, порой завещали им состояния.
Влиятельные христиане становились руководителями христианских общин - священниками и епископами (по-гречески "надзирателями"). Епископы в больших городах именовались патриархами или папами (например, римский папа). Постепенно образовывалась христианская церковь. Это слово имеет два значения: во-первых, так называют здание для богослужений, во-вторых, всю организацию христиан, объединяющую руководителей христианских общин. К концу 3-его века христианская церковь стала богатой и влиятельной организацией.
Римские императоры видели в христианстве угрозу для своей власти. Верующие в учение Христа не признавали "божественность" императора. Их преследовали. "Наихудший" из императоров, Нерон возложил на христиан вину за пожар в Риме. Преследовали христиан и при "наилучшем" императоре - Траяне. Под угрозой смерти их заставляли отрекаться от веры.
Но гонения не помогали. Многие христиане мужественно гибли за свою веру. Церковь объявляла таких мучеников святыми. Христианство победоносно шествовало по империи.
(стр. 304-310)

http://www.neplaneta.ru/phorum/read.php?f=1&i=10835&t=10661

 
 Re: Российская история в российских учебниках
Author: кеслер (bubkin)
Date:   08-27-04 23:03

Откровенная профанация русской истории уже не просто досадует: она, на мой взгляд, ВРЕДОНОСНА. Вместо всей этой туфты можно предложить, к примеру, такую тему: "Московия. 1521 год." Мало не покажется.

 
 Re: в копилку истории истории
Author: Ант Росс (212.42.40.---)
Date:   08-28-04 00:08

"«все российские наместники в Баку проводили проармянскую политику», вызывает дрожь и веру в могущество Армении, которая попросту управляла Россией"
Может автору этого обзора это и покажется странным и непонятным, но исторически так оно и было. Достаточно посмотреть историю российских кавказских войн. И проследить за теми военными руководителями, которые вели войска на юг. Армян там было немеряно. А прямая проармянская политика в Закавказье проводилась Россией века пожалуй с 17 и с тех пор непрерывно по сию пору включительно. За счёт народов и территорих никогда не принадлежавших ни к армянам, ни к армянским территориям. Но всегда силами русских вояк.

Ни слова на веру!

 
 Re: фрагменты из школьных учебников
Author: Чудак (81.26.151.---)
Date:   08-28-04 18:02

Ничего криминального. Обычные рассказы для детей. Что бы дети поняли.

 
 Re: еще фрагменты из школьных учебников
Author: Чудак (81.26.151.---)
Date:   08-28-04 18:02

А религиозная программа в любом виде бред собачий.

 
 Про 20-й век
Author: vmizh (---.telegraph.spb.ru)
Date:   08-29-04 12:33

Фельетонный жанр уже поднадоел, поэтому цитаты из второй книги - Соротокина Н.М. История России в лицах. Учебное пособие (серия "Терра - школе". - М, Терра - книжный клуб; Олимп. 2003) - будут коротенькие.

"В 1848 г. во Франции в революционном задоре (или угаре) по заданию партии Марксом и Энгельсом был сочинен знаменитый Манифест коммунистической партии..." (с. 435). "Опьянели от свободы и пошли "хиповать" и озоровать, а доигрались до кровавых игр" (с. 417). "Нечаев написал "Катехизис революционера". Непонятно, что в нем может резать слух большевиков" (с. 422). "Кто же виноват в Кровавом воскресенье? По версии большевиков - Николай 11. Это он приказал стрелять. На то он и царь! Но Николая не было в Петербурге, накануне он уехал в Царское село... О предстоящем массовом шествии рабочих с петицией он ничего не знал... Царь призывал общество содействовать в восстановлении порядка и покоя в стране. Куда там. Все словно обезумели!.. На улицах Петербурга вновь появились красные знамена, рабочие пели "Марсельезу", все было очень революционно, под шумок шли еврейские погромы, убийства и грабежи" (сс. 450-451).

Интересная версия революции 1905 г., не правда ли? Люди с красными знаменами под "шумок" Марсельезы устраивали еврейские погромы. А как еще это прикажете понимать, если чуть выше В.М.Пуришкевич и Ко представлены просто как "правые", которые "изучали русские традиции" (с. 444) и стремились к единению монархии с широкими массами русского крестьянства?

И наконец, эпилог, в котором из отечественной истории сделаны глубокие выводы:

"И не большевики рушили церкви и бесчинствовали в лагерях ГУЛАГа. Все сами... люди. Сами расстреливали, сами себе могилы рыли. А большевики, то бишь коммунисты, руководили" (с. 471, отточие перед словом "люди" принадлежит автору пособия).

Агитпроповские штампы включаются в пособие по истории легко и непринужденно, как нечто само собою разумеющееся. Поэт - Пушкин, вода - мокрая, большевики - нелюди... Волей-неволей возвращаемся к вопросу о том, насколько тесно взаимосвязаны "образовательные реформы", для краткости именуемые "Регрессанс", с контрреволюционным "задором (угаром)".

Это уже не фельетон, а серьезная научная проблема.

С одной стороны, связь очевидна. В той же "Истории в лицах" несчастным детям внушается заодно и то, что Г.Распутин "популярность приобрел целительством и предсказаниями. В наше время это называется "экстрасенс", и он был из этой братии сильнейшим. Это не вымысел, он действительно лечил цесаревича: останавливал кровь, снимал боль, он лечил даже по телефону" (с. 457, выделено И.С.)


Ничего личного

 Forum List  |  Threaded View   Newer Topic  |  Older Topic 


 This thread is closed 

phorum.org