§1. КОНСИЛИУМ

 New Topic  |  Go to Top  |  Go to Topic  |  Search  |  Log In   Newer Topic  |  Older Topic 
 Святополк Мамай
Author: dist (83.102.161.---)
Date:   10-13-04 20:26

СВЯТОПОЛК I ОКАЯННЫЙ (ок. 980-1019) - князь туровский с 988, киевский в 1015 - 19. Сын Ярополка, усыновленный Владимиром I. Убил трех своих братьев и завладел их уделами. Изгнан Ярославом Мудрым; в 1018 с помощью польских и печенежских войск захватил Киев, но был разбит.

http://dic.academic.ru/misc/enc3p.nsf/ByID/NT00040FD2

Но каким бы окаянным он ни был (вся святополки были предателями, как оказывается), он был наш, русский.

Летописное сравнение Мамая со Святополком выглядит - в рамках ТИ - несколько странным:

злочестивого Мамая, второго Святополка, и стрете его в Татарьском поле на реце Дону.

Если же считать битву междоусобицей, все сразу встает на свои места.

Прошу обратить внимание также на то, что междоусобная битва происходила не на Куликовом поле, а в Татарском поле.

Похоже, действительно, автор Задонщины жил в Москве и писал намного позже реальных событий, вот он свой рассказ обильно и расцветил московской топонимикой.

 
 Re: Святополк Мамай
Author: AL (212.1.238.---)
Date:   10-13-04 20:30

А кем был пресловутый "Царь Теляк" , которым также обзывают "Царя Мамая" в летописи ?????

 
 Царь Теляк - это просто туляк
Author: dist (83.102.161.---)
Date:   10-13-04 20:34

Подробнее:

http://stratum.ant.md/06_99/articles/varvarovskii/7.htm

 
 Летописи о битве за Доном - справка для зрителей дуэли
Author: dist (83.102.161.---)
Date:   10-13-04 20:46

О СРАЖЕНИИ НА ДОНУ И О ТОМ, КАК ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ БИЛСЯ с ОРДОЙ

Пришел ордынский князь Мамай с единомышленниками своими, и со всеми прочими князьями ордынскими, и со всеми силами татарскими и половецкими, наняв еще к тому же войска бесермен, армен, фрягов, черкасов, и ясов, и буртасов. Также собрался с Мамаем, единомыслен с ним и единодушен, и литовский князь Ягайло Ольгердович со всеми силами литовскими и польскими, и с ними же заодно Олег Иванович, князь рязанский. Со всеми этими сообщниками пошел Мамай на великого князя Дмитрия Ивановича и на брата его князя Владимира Андреевича. Но человеколюбивый бог хотел спасти и освободить род христианский молитвами пречистой его матери от порабощения измаилтянского, от поганого Мамая, и от сборища нечестивого Ягайла, и от велеречивого и ничтожного Олега Рязанского, не соблюдшего своей веры христианской. И станет ему, исчадию ада и ехидне, день великий господен кончиной!

Окаянный же Мамай возгордился, возомнив себя царем, начал злой заговор плести, созывать своих поганых темников-князей и сказал им: «Пойдем на русского князя и на всю землю Русскую, как было при Батые. Христианство погубим, а церкви божий сожжем, и кровь христианскую прольем, а законы их изничтожим». И это потому, что нечестивый люто гневался из-за своих друзей и любимцев, из-за князей, убитых на реке Воже. И начал неистово и поспешно силы свои собирать, в ярости подвигнувшись и в силе великой, желая пленить христиан. И тогда двинулись все племена татарские.

И начал Мамай посылать в Литву, к нечестивому Ягайлу, и к хитрому сотонщику, сообщнику дьявола, отлученному от сына божия, помраченному тьмою греховной и не хотящему уразуметь — Олегу Рязанскому, помощнику бесерменскому, лживому сыну, как сказал Христос: «От нас вышли и на нас поднялись». И заключил старый злодей Мамай бесчестное соглашение с поганой Литвой и душегубцем Олегом: собраться им у Оки-реки в Семенов день на благоверного князя.

А душегубец Олег начал зло к злу прилагать: послал к Мамаю и к Ягайлу своего боярина-единомышленника, антихристова предтечю, именем Епифана Кореева, веля им прийти в указанный день, и тот же уговор подтвердил — собраться у Оки с трехголовыми зверьми - сыроядцами и кровь пролить. О, враг и изменник Олег, лихоимства являешь примеры, а не ведаешь, что меч божий угрожает тебе, ибо пророк сказал: «Оружие обнажили грешники и натянули лук, чтоб убивать во мраке праведников. И оружие их вонзится в сердца их, и луки их сокрушатся».

И когда наступил август, пришли из Орды вести к христолюбивому князю, что поднимается на христиан измаилтянский род. Олег же, отступивший уже от бога, так как злой сговор учинил с погаными, послал к князю Дмитрию с лживой вестью: «Мамай идет со всем своим царством в мою землю Рязанскую на меня и на тебя, а знай и то, что идет на тебя и литовский Ягайло со всеми силами своими».

Князь же Дмитрий, услышав, что настало недоброе время, что идут на него все царства, творящие беззаконие, и, промолвив: «Еще в наших руках сила», — пошел к соборной церкви матери божьей Богородицы и, обливаясь слезами, произнес: «Господи, ты всемогущий, всесильный и твердый в бранях, поистине ты царь славы, сотворивший небо и землю, — помилуй нас молитвами пресвятой матери, не оставь нас, когда отчаиваемся! Ты ведь бог наш, и мы — люди твои, протяни руку свою свыше и помилуй нас, посрами врагов наших и оружие их притупи! Могуч ты, господи, и кто воспротивится тебе! Вспомни, господи, о милости своей, которую искони оказываешь роду христианскому! О, многоименитая дева, госпожа, царица чинов небесных, вечная владычица всей вселенной и всей жизни человеческой кормительница! Вознеси, госпожа, руки свои пречистые, в которых носила бога воплощенного! Не презри нас, христиан, избавь от сыроядцев и помилуй меня!»

И, встав с молитвы, вышел из церкви, и послал за братом своим Владимиром, и за всеми князьями русскими, и за великими воеводами. И обратился к брату своему Владимиру и ко всем князьям и воеводам: «Пойдем против окаянного, и безбожного, и нечестивого, и темного сыроядца Мамая за правоверную веру христианскую, за святые церкви, и за всех младенцев и старцев, и за всех христиан, живых и усопших. И возьмем с собою скипетр царя небесного — неодолимую победу, и восприимем Авраамову доблесть». И, воззвав к богу, сказал: «Господи, прислушайся к мольбе моей, боже, на помощь мне поспеши! Пусть устыдятся враги, и посрамлены будут, и узнают, что имя твое — господь, что ты — один всевышний во всей земле!»

И, соединившись со всеми князьями русскими и со всеми силами, вскоре выступил против них из Москвы, чтобы защитить свою отчину. И пришел в Коломну, собрал воинов своих сто тысяч и сто, помимо князей и воевод местных. От начала мира не бывало такой силы русской — князей русских, как при этом князе. А всех сил и всех ратей числом в полтораста тысяч или двести. К тому же еще подоспели в тот ратный час издалека великие князья Ольгердовичи поклониться и послужить: князь Андрей Полоцкий с псковичами и брат его — князь Дмитрий Брянский со всеми своими мужами.

В то время Мамай встал за Доном, со всем своим царством, бушуя, и кичась, и гневаясь, и стоял три недели. Пришла к князю Дмитрию еще одна весть: сказали ему, что Мамаево войско за Доном собралось и в поле стоит, поджидая на помощь Ягайла с литовцами, чтобы, когда соединятся, одержать сообща победу. И послал Мамай к князю Дмитрию дани просить не по своему договору, а как было при царе Джанибеке. Христолюбивый же князь, не желая кровопролития,
хотел ему выплатить дань посильную для христиан и по своему договору, как было установлено с ним. Тот же не захотел и высокомерничал, ожидая своего нечестивого сообщника литовского.

Олег же, отступник наш, присоединившись к зловерному и поганому Мамаю и к нечестивому Ягайлу, стал дань ему платить и войско свое к нему посылать на князя Дмитрия. Князь же Дмитрий узнал о хитрости коварного Олега, кровопийцы христианского, нового Иуды-предателя, неистовствующего на своего повелителя. И, тяжко вздохнув, князь Дмитрий произнес из глубины сердца своего: «Господи, заговор неправедных сокруши и развязавших войну погуби, не я начал кровь христианскую проливать, но он, Святополк новый! Воздай же ему, господи, семьюжды семь раз, ибо во тьме ходит и забыл благодать твою! Поострю, как молнию, меч мой, и прииму суд в руки свои, воздам месть врагам и ненавидящим меня воздам, и напою стрелы мои кровью их, чтобы не говорили неверные: «Кто бог их?» Отврати, господи, лицо свое от них и покажи им, господи, все зло их напоследок, ибо род их развращен и нет веры у них в тебя, господи! И излей на них гнев твой, господи, на народы, не ведающие тебя, господи, и имени твоего святого не призывающие! Какой бог более велик, чем бог наш! Ты один бог, творящий чудеса!»

И, помолившись, пошел к Пречистой и к епископу Герасиму и сказал ему: «Благослови меня, отче, пойти на этого окаянного сыроядца Мамая, и нечестивого Ягайла, и изменника нашего Олега, отступившего от света в тьму». И епископ Герасим благословил князя и воинов его всех пойти на нечестивых агарян.

И вышел из Коломны в великом множестве против безбожных татар месяца августа двадцатого дня, уповая на милосердие божие и на пречистую его матерь богородицу, на приснодеву Марию, призывая на помощь святой крест. И, пройдя свою отчину и великое свое княжение, встал у Оки в устье Лопасни, перехватывая вести от поганых. Сюда же приехал Владимир, брат его, и великий его воевода Тимофей Васильевич, и все остальное войско, которое оставалось в Москве. И начали переправляться через Оку за неделю до Семенова дня, в день воскресный. И, переехав за реку, вступили в землю Рязанскую. А сам князь в понедельник переехал реку вброд со своим двором. В Москве же оставил он воевод своих у великой княгини Евдокии и у своих сыновей, у Василия, у Юрия и у Ивана — Федора Андреевича.

И когда услышали в городе Москве, и в Переяславле, и в Костроме, и во Владимире, и во всех городах великого князя и всех князей русских, что пошел князь великий за Оку, то настала в Москве и во всех его пределах печаль великая, и поднялся плач горький, и разнеслись звуки рыданий. И слышно было рыдание безысходное, — словно Рахиль, которая, оплакивая детей своих с великими слезами и с воздыханием, не могла утешиться,— ибо пошли с великим князем на острые копья за всю землю Русскую! Да и кто не заплачет, видя, как рыдают и горько плачут жены эти, каждая ведь из них причитала: «Горе мне! Бедные наши чада, лучше для нас было бы, если бы вы не родились, тогда бы эту злострастную и горькую печаль о вашем убиении не испытали бы! Отчего же повинны мы в гибели вашей!»

Князь же великий подошел к реке Дону за два дня до Рождества святой богородицы. И тогда пришла грамота с благословением от преподобного игумена Сергия, от святого старца; в ней же писано благословение его — чтоб бился с татарами: «Чтобы ты, господин, так и пошел, а поможет тебе бог и святая богородица». Князь же сказал: «Эти на колесницах, а эти на конях. Мы же к господу богу обратимся с молитвой: «Победу даруй мне, господи, над супостатами, и помоги нам оружием крестным, низложи врагов наших; на тебя уповая, побеждаем, молясь прилежно пречистой твоей матери». И, сказав так, начал полки строить, и облек их в одежды местные. Подобно великим ратникам и воеводы вооружили свои полки, и пришли к Дону, и стали тут, и долго совещались. Одни говорили: «Пойди, князь, за Дон». А другие возражали: «Не ходи, так как слишком умножились враги наши, не только татары, но и литовцы, и рязанцы».

Мамай же, услышав о приходе князя к Дону и убитых своих воинов увидев, рассвирепел, и помутился ум его, и распалился он лютой яростью, и раздулся, словно аспид некий, гневом дышащий, и сказал: «Подвигнемся, силы мои темные, и властители, и князья! Пойдем, встанем у Дона против князя Дмитрия, пока не прибудет к нам союзник наш Ягайло со своими силами».

Князь же, слышав похвальбу Мамая, сказал: «Господи, не велел ты в чужой предел вступать, я же, господи, не вступил. Этот же, господи, окаянный Мамай, пришедший, как змей к гнезду, нечистый сыроядец, на христианство дерзнул, и кровь мою хочет пролить, и всю землю осквернить, и святые церкви божии разорить». И сказал: «Что есть великая ярость Мамаева? Словно некая ехидна, прыская, явилась из некой пустыни и пожрать нас хочет! Не предай же меня, господи, сыроядцу этому Мамаю, покажи мне величие своего божества, владыка! Где же сонм ангельский, где херувимское предстояние, где серафимов шестокрылых служение? Перед тобой трепещет вся тварь, тебе поклоняются небесные силы! Ты солнце и луну сотворил и землю украсил всеми красотами! Яви, боже, величие свое и ныне; господи, перемени печаль мою на радость! Помилуй меня, как помиловал слугу своего Моисея, в горести душевной возопившего к тебе, и огненному столпу повелел ты идти перед ним, и морские глубины в сушу превратил, как владыка и господь, ты страшное возмущение на тишину обратил».

И, все это сказав, обратился к брату своему и ко всем князьям и воеводам великим: «Пришло, братья, время брани нашей и настал праздник царицы Марии, матери божьей богородицы и всех небесных чинов, госпожи всей вселенной, и святого ее Рождества. Если останемся живы — ради господа, если умрем за мир сей — ради господа!» И приказал мосты мостить на Дону и броды разыскивать в ту ночь, в канун праздника пречистой божьей матери.

Наутро же в субботу рано, месяца сентября в восьмой день, в самый праздник богородицы, во время восхода солнца, была тьма великая по всей земле, и туманно было то утро до третьего часа. И велел господь тьме отступить, а свету пришествие даровал. Князь великий собрал полки свои великие, и все его князья русские свои полки приготовили, и великие его воеводы облачились в одежды местные. И врата смертные растворились, страх великий и ужас охватил собранных издалека, с востока и запада, людей. Пошли за Дон, в дальние края земли, и скоро перешли Дон в гневе и ярости, и так стремительно, что основание земное содрогнулось от великой силы. Князя, перешедшего за Дон в поле чисто, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы, вел один господь бог, и не отвернулся бог от него. О, крепкое и твердое дерзновение мужества! О, как не устрашился, не смутился духом, увидя такое множество воинов! Ведь на него поднялись три земли, три рати: первая — татарская, вторая — литовская, третья — рязанская. Однако же он всех их не убоялся, не устрашился, но, верою в бога вооружившись, силою святого креста укрепившись и молитвами святой богородицы оградившись, богу помолился, говоря: «Помоги мне, господи, боже мой, спаси меня милостью своею, видишь, как умножилось число врагов моих. Господи, за что умножились досаждающие мне? Многие поднялись на меня, многие борются со мной, многие преследуют меня, мучают меня, все народы обступили меня, но именем господним я противился им».

И в шестой час дня появились поганые измаилтяне в поле, — а было поле открытое и обширное. И тут выстроились татарские полки против христиан, и встретились полки. И, увидев друг друга, двинулись великие силы, и земля гудела, горы и холмы сотрясались от бесчисленного множества воинов. И обнажили оружие — обоюдоострое в руках их. И орлы слетались, как и писано — «где будут трупы, там соберутся и орлы». В урочный час сперва начали съезжаться сторожевые полки русские с татарскими. Сам же князь великий напал первым в сторожевых полках на поганого царя Теляка, называемого воплощенным дьяволом Мамая. Однако вскоре после того отъехал князь в великий полк. И вот двинулась великая рать Мамаева, все силы татарские. А с нашей стороны — князь великий Дмитрий Иванович со всеми князьями русскими, изготовив полки, пошел против поганых половцев со всею ратью своею. И, воззрев на небо с мольбою и преисполнившись скорби, сказал словами псалма: «Братья, бог нам прибежище и сила». И тотчас сошлись на многие часы обе силы великие, и покрыли полки поле верст на десять — такое было множество воинов. И была сеча лютая и великая, и битва жестокая, и грохот страшный; от сотворения мира не было такой битвы у русских великих князей, как при этом великом князе всея Руси. Когда бились они, от шестого часа до девятого, словно дождь из тучи, лилась кровь и русских сынов, и поганых, и бесчисленное множество пало мертвыми с обеих сторон. И много руси было побито татарами, и татар — русью. И падал труп на труп, падало тела татарское на тело христианское; то там, то здесь можно было видеть, как русин за татарином гнался, а татарин преследовал русина. Сошлись вместе и перемешались, ибо каждый хотел своего противника победить. И сказал сам себе Мамай: «Волосы наши повыдраны, очи наши не успевают горячих слез источить, языки наши коснеют, и моя гортань пересыхает, и сердце останавливается, чресла меня не держат, колени слабеют, а руки мои цепенеют».

Что нам сказать или о чем говорить, видя злострастную смерть! Одни мечами перерублены, другие сулицами проколоты, иные же на копья подняты! И отчаяние охватило тех москвичей, которые не бывали на ратях. Видя все это, испугались они, и, простившись с жизнью, обратились в бегство и побежали, а не вспомнили, как говорили мученики друг другу: «Братья,
потерпим немного, зима люта, но рай сладок; и страшен меч, но славен венец». А некоторые сыны агарянские обратились в бегство от кликов громких, видя жестокую смерть.

И после этого в девять часов дня воззрел господь милостивыми очами на всех князей русских и на мужественных воевод, и на всех христиан, дерзнувших встать за христианство и не устрашившихся, как и подобает славным воинам. Видели благочестивые в девятом часу, как ангелы, сражаясь, помогали
христианам, и святых мучеников полк, и воина Георгия, и славного Дмитрия, и великих князей тезоименитых — Бориса и Глеба. Среди них был и воевода совершенного полка небесных воинов — архистратиг Михаил. Двое воевод видели полки поганых, и трисолнечный полк, и огненные стрелы, летящие на них; безбожные же татары падали, объятые страхом божьим и от оружия христианского. И воздвиг бог десницу нашего князя на одоление иноплеменников. А Мамай, в страхе затрепетав и громко восстенав, воскликнул: «Велик бог христианский и велика сила его! Братья измаилтяне, беззаконные агаряне, бегите не готовыми дорогами!» И сам, повернув назад, быстро побежал к себе в Орду. И, услышав об этом, темные его князья и властители тоже побежали. Видя это, и прочие иноплеменники, гонимые гневом божьим и одержимые страхом, от мала до велика, обратились в бегство. Христиане же, увидев, что татары с Мамаем побежали, погнались за ними, избивая и рубя поганых без милости, ибо бог невидимою силою устрашил полки татарские, и, побежденные, обратились они в бегство. И в погоне этой одни татары пали под оружием христиан, а другие в реке утонули. И гнали их до реки до Мечи, и там бесчисленное множество бегущих побили. Князья же гнали полки содомлян, избивая, до стана их, и захватили большое богатство, и все имущество их, и все стада содомские.

Тогда же на том побоище были убиты в схватке: князь Федор Романович Белозерский и сын его Иван, князь Федор Тарусский, брат его Мстислав, князь Дмитрий Монастырев, Семен Михайлович, Микула Васильев, сын тысяцкого, Михаило Иванов Акинфович, Иван Александрович, Андрей Серкизов, Тимофей Васильевич Акатьевич, именуемый Волуй, Михаило Бренков, Лев Морозов, Семен Меликов, Дмитрий Мининич, Александр Пересвет, бывший прежде боярином брянским, и иные многие, имена которых не записаны в книгах сих. Здесь же названы только князья и воеводы, и знатных и старейших бояр имена, а прочих бояр и слуг опустил я имена и не написал из-за множества имен, так как число их слишком велико для меня, ибо многие в той битве убиты были.

У самого же великого князя все доспехи были помяты, пробиты, но на теле его не было ран, а сражался он с татарами лицом к лицу, находясь впереди всех в первой схватке. Многие князья и воеводы не раз говорили ему: «Князь господин, не стремись впереди сражаться, но позади будь или на крыле, или где-либо в стороннем месте». Он же отвечал им: «Да как же я скажу — братья мои, подвигнемся все вместе до единого, а сам свое лицо скрою и стану прятаться позади? Не могу так поступить, но хочу как словом, так и делом первым быть и на виду у всех главу свою сложить за свою братию и за всех христиан. Пусть и другие, это видя, будут отчаянны в своей дерзости». И как сказал, так и сделал, сражаясь тогда с татарами впереди всех. И сколько раз справа и слева от него его воинов избивали, а самого обступали, подобно воде, со всех сторон! И много ударов нанесли ему по голове, и по плечам его, и по утробе его, но бог защитил его в день брани щитом истины и оружием благоволения осенил главу его, десницею своей защитил его и рукою крепкою и мышцею высокою спас его бог, давший крепость ему. И так, оказавшись среди многих врагов, он остался невредимым. «Не на лук мой уповаю, и оружие мое не спасет меня», — как сказал пророк Давид. — «Вышнего сделал прибежищем твоим, и не придет к тебе зло, и раны не будет на теле твоем, ибо заповедует своим ангелам хранить тебя на всем пути твоем и не устрашишься стрелы, летящей во дне».

Это из-за наших грехов приходят войной на нас иноплеменники, чтобы мы отступились от своих прегрешений: от братоненавистничества, и от сребролюбия, и от неправедного суда, и от насилия. Но милосерден бог-человеколюбец, не до конца гневается на нас, не вечно памятует зло.

А отсюда, от страны Литовской, Ягайло, князь литовский, пришел со всеми силами литовскими Мамаю в подмогу, татарам поганым на помощь, а христианам на горе. Но и от тех бог избавил, ибо не поспели немного к сроку, на один день или меньше. Но едва услышал Ягайло Ольгердович и все воины его, что у князя великого с Мамаем бой был и князь великий одолел, а Мамай побежал, — и тогда без всякого промедления литовцы с Ягайлом поспешно повернули назад, не будучи никем гонимы. Не видели они тогда ни князя великого, ни рати его, ни оружия его, одного имени его литовцы боялись и трепетали; а не то что в нынешнее время — литовцы над нами издеваются и надругательства творят. Но мы этот разговор отложим и к прежнему рассказу возвратимся.

Князь же Дмитрий с братом своим Владимиром, и с князьями русскими, и с воеводами, и с прочими боярами, и со всеми оставшимися воинами, став в ту ночь на обедищах поганых, на костях татарских, утер пот свой и, отдохнув от трудов своих, великое благодарение вознес богу, даровавшему такую победу над погаными, избавляющему раба своего от оружия лютого: «Вспомнил ты, господи, о милости своей, избавил нас, господи, от сыроядцев этих, от поганого Мамая и от нечестивых измаилтян, и от беззаконных агарян, воздавая честь, как сын, своей матери. Придал нам стремление страстное, как придал слуге своему Моисею, и древнему Давиду, и новому Константину, и Ярославу, сроднику великих князей, на окаянного и на проклятого братоубийцу, безглавого зверя Святополка. И ты, богородица, помиловала милостью своею нас, грешных рабов своих, и весь род христианский, умолила вечного сына своего». И многие князья русские и воеводы достохвальными похвалами прославили пречистую матерь божию богородицу. И еще христолюбивый князь похвалил дружину свою, которая крепко билась с иноплеменниками, и стойко оборонялась, и доблестно мужествовала, и дерзнула по воле божьей встать за веру христианскую.

И возвратился князь великий оттуда в богохранимый град Москву, в свою отчину с победой великой, одолев противников, победив врагов своих. И многие воины его возрадовались, захватив добычу большую: пригнали с собой стада коней, и верблюдов, и волов, которым нет числа, и доспехи захватили, и одежды, и все добро их.

Поведали князю великому, что князь Олег Рязанский посылал Мамаю на помощь свои силы, а сам на реках мосты разломал. А кто с Донского побоища поехал восвояси через его отчину, Рязанскую землю, бояре или слуги, то тех приказал он хватать и грабить и обобранными отпускать. Князь же Дмитрий за это хотел на Олега послать рать. И вот неожиданно приехали к нему бояре рязанские и поведали, что князь Олег оставил свою землю и сам побежал и с княгиней,
и с детьми, и с боярами. И упрашивали великого князя о том, чтобы на них рати не посылал, и сами били ему челом, и соглашались быть у него в подчинении. Князь же внял им, и принял их челобитье, рати на них не послал, а на Рязанском княжении посадил своих наместников.

Тогда же Мамай с немногими убежал и пришел в свою землю с небольшой дружиной. И, видя, что он разбит, и обращен в бегство, и посрамлен, и поруган, снова распалился гневом и собрал оставшиеся свои силы, чтобы опять напасть на Русь. Когда он так порешил, пришла к нему весть, что идет на него с востока некий царь Тохтамыш из Синей Орды. Мамай же, подготовивший войско против нас, с тем войском готовым и пошел на него. И встретились на Калках, и была у ник битва. И царь Тохтамыш одолел Мамая и прогнал его. Мамаевы же князья, сойдя с коней своих, били челом царю Тохтамышу, и принесли присягу ему по своей вере, и стали на его сторону, а Мамая оставили посрамленным; Мамай же, увидев это, поспешно бежал со своими единомышленниками. Царь же Тохтамыш послал за ним в погоню воинов своих. А Мамай, гонимый ими и спасаясь от Тохтамышевых преследователей, прибежал в окрестности города Кафы. И вступил он в переговоры с кафинцами, уговариваясь с ними о своей безопасности, чтобы приняли его под защиту, пока он не избавится от всех преследователей своих. И разрешили ему. И пришел Мамай в Кафу со множеством имения, золота и серебра. Кафинцы же, посовещавшись, решили обмануть Мамая, и тут он был ими убит. И так настал конец Мамаю.

А сам царь Тохтамыш пошел и завладел Ордой Мамаевой, и захватил жен его, и казну его, и улус весь, и богатство Мамаево раздал дружине своей. И оттуда послов своих отправил к князю Дмитрию и ко всем князьям русским, извещая о своем приходе и о том, как воцарился он и как противника своего и их врага Мамая победил, а сам сел на царстве Волжском. Князья же русские посла его отпустили с честью и с дарами, а сами той зимой и той весной отпустили с ними в Орду к царю каждый своих киличиев с большими дарами.

 
 Re: Летописи о битве за Доном - справка для зрителей дуэли
Author: AL (212.1.238.---)
Date:   10-13-04 20:54

По моему , вот тут очень хорошая подборка всякой всячины :

http://www.geocities.com/stoglav/05-main.html

Открыть и по сноске внизу ( сразу под текстом) перейти "на главную страницу". Сопровождается музыкой. И , главное , очень чётко и довольно крупным шрифтом. Не надо портить зрение , напрягаючись.



Сообщение отредактировано (13-окт-04 20:59)

 
 Re: Летописи о битве за Доном - справка для зрителей дуэли
Author: Robot (195.151.160.---)
Date:   10-14-04 11:33

Исходя из этого текста достаточно очевидно, что "новым Святополком" назван не Мамай, а Олег Рязанский, что вполне логично.

 
 Re: Мамай 16 в.
Author: кеслер (---.nkosino.ru)
Date:   10-14-04 11:51

Рекомендую ознакомиться с деятельностью этого персонажа: И.В.Зайцев. Астраханское ханство. М., Восточная литература РАН, 2004). Добавлю, что в этой НАУЧНОЙ книге - сплошные исторические головоломки, нестыковки и пр., причём незатушёванные.

 
 Re: Олег Святополк
Author: dist (83.102.161.---)
Date:   10-14-04 11:52

Естественно, что Святополк - это Олег.

Но текст неумолим - Мамай, поклоняющийся Перуну (как Олег? - рязанцы приняли х-во лишь в 16 веке).

Так не произошло ли художетсвенное раздвоение образа, и московско-рязанская междоусобка выросла в русско-татарскую разборку?

 
 Re: Олег Святополк
Author: Robot (195.151.160.---)
Date:   10-14-04 12:32

> Естественно, что Святополк - это Олег.

Зачем же вы тогда говорите, что "Летописное сравнение Мамая со Святополком выглядит - в рамках ТИ - несколько странным".

Никто и не сравнивает Святополка с Мамаем. Его сравнивают с Олегом. А произошло ли раздвоение образа - это вопрос отдельный, можно только строить бездоказательные предположения. В принципе сложно представить себе, что и как могло привести к раздвоению цельного образа рязанского князя в некоей первоначальной хронике московско-рязанского противостояния на два весьма разных персонажа. Зачем и как?

 
 Забавно
Author: Посторонним В. (195.5.141.---)
Date:   10-14-04 12:38

Из "Летописной повести о Куликовской битве"
"Когда он так порешил, пришла к нему весть, что идет на него с востока некий царь Тохтамыш из Синей Орды."

Из "Повести о нашествии Тохтамыша"
"Было это в третий год царствования Тохтамыша, когда царствовал он в Орде и в Сарае."

Т.е. летописец 1380 года не знает, что в Орде - уже год как правит Тохтамыш. А кто же в таком случае Мамай? Он-то чем правит? И как в его войске оказались половцы, вроде как истребленные еще за сто лет до того?



Сообщение отредактировано (14-окт-04 12:40)

 
 Re: половцы
Author: dist (83.102.161.---)
Date:   10-14-04 12:45

Это синоним слова татары, жители Дикого Поля (Поле - отсюда и половцы). Так что казаки - это тоже, разумеется половцы.

Они же скифы.

Они же киммерийцы.

 
 Re: Летописи о битве за Доном - справка для зрителей дуэли
Author: Посторонним В. (195.5.141.---)
Date:   10-14-04 12:50

"и со всеми силами татарскими и половецкими"
Т.е. татары<>половцы?

 
 Re: половцы
Author: Посторонним В. (195.5.141.---)
Date:   10-14-04 12:52

"и со всеми силами татарскими и половецкими"
Т.е. татары<>половцы?

Интересный критический обзор:
http://litvin.org/glavy/10.htm

 
 Re: Летописи о битве за Доном - справка для зрителей дуэли
Author: papa (---.neolink.ru)
Date:   10-14-04 12:53

Посторонним В. Написал:

> "и со всеми силами татарскими и половецкими"
> Т.е. татары<>половцы?

А монголов где потеряли?

 
 Одно из основных возражений против реальности Куликовской битвы
Author: Посторонним В. (195.5.141.---)
Date:   10-14-04 13:05

http://litvin.org/glavy/10.htm

До сих пор нет ясности в вопросе о том, где происходила Куликовская битва. На поле у места впадения Непрядвы в Дон в Тульской области нет никаких ощутимых археологических находок, подтверждающих факт якобы происходившей здесь битвы. Четыре наконечника от стрел и штучные находки металлических изделий едва ли можно воспринимать всерьёз. Может быть, за шесть столетий все останки и предметы истлевают вовсе? В Москве, в Старо-Симоновом монастыре (в котором, кстати, похоронены Пересвет и Ослябя), находящемся на территории завода ЗИЛ, есть массовое захоронение, датируемое татарским погромом хана Тохтамыша 1382 года, в котором до наших дней сохранилось множество костей.

Даже если бы всё оружие и доспехи сотен тысяч бойцов поржавело полностью, миноискатель зашкаливало бы от многих тонн ржавчины, находящейся в земле, как это происходит в местах боёв времён ВОВ. В российской исторической литературе высказывается такой аргумент: на Куликовом поле нет археологических находок, но сомневаться в правильности указанного места не следует, так как нет никаких находок и на поле Грюнвальдской битвы, происходившей примерно в те же времена. Авторы таких высказываний либо не компетентны в вопросе, о котором берутся судить, либо сознательно вводят своих читателей в заблуждение. В 60-х годах XX века на Грюнвальдском поле польские археологи производили раскопки. Конечно, количество этих находок трудно сравнивать с теми, которые обнаруживаются в местах массовых захоронений времён II мировой войны, но они есть: остатки упряжи, оружия, доспехов, костей и черепов с рублеными повреждениями. Как правило, основное количество погибших в битвах составляют побежденные. После Грюнвальдской битвы поверженных тевтонов не хоронили, а их забирали родственники погибших и отпущенные под рыцарское слово пленные.

Наконец было придумано объяснение отсутствия находок оружия на Куликовом поле, казалось бы полностью устраивавшее российского читателя: ничего не найдено потому, что после битвы всё было разворовано жителями близлежащих сёл. Но следом возникает вопрос: почему ничего нет и в близлежащих сёлах? К тому же, возникает большое сомнение насчёт того, что после средневековой битвы в соседних деревнях кто-то остался в живых. Армия противника, естественно, грабила и уничтожала местное население. Мало чем отличалась в лучшую сторону и “своя”. Разумеется, из ближайших к месту битвы населённых пунктов призывалось всё мужское население. Чаще всего ополченцев ставили в центре, где они не могли разбежаться во время боя и по сути дела играли роль “пушечного мяса”, предназначенного для того, чтобы противник увяз в битве и потерял подвижность. Даже после победы, мало кто из ополченцев возвращался домой.

 
 Топонимика Задонщины
Author: Robot (195.151.160.---)
Date:   10-14-04 13:06

> Похоже, действительно, автор Задонщины жил в Москве и писал
> намного позже реальных событий, вот он свой рассказ обильно и
> расцветил московской топонимикой.
-----------------------------------------
Вот списочек географических названий из Задонщины. Текст взят с http://ppf.asf.ru/drl/zadon.html#1

1.быстрый Дон
2.Залесская земля
3.горы Киевские
4.славного Непра
5.на реке на Каяле
6.восточную страну жребии Симова
7.в Киеве
8.граду Москве
9.поле Половецкое
10.в Коломне
11.в Серпухове
12.в Великом Новегороде
13.реки Мечи
14.межу Чюровым и Михайловым
15.земли Литовской
16.речке Непрядве
17.полю Куликову
18.к Железным Вратам
19.к Ворнавичом
20.к Риму
21.к Кафе
22.к Торнаву
23.к Царюграду
24.Рязанской земле
25.землю Половецкую
26.Оке реке
27.орда Заласкан
28.лукоморье

Где же здесь, по вашему, обильная московская топонимика?

 
 Re: Летописи о битве за Доном - справка для зрителей дуэли
Author: Посторонним В. (195.5.141.---)
Date:   10-14-04 13:12

А кто ж их знает, где они потерялись?
Еще интереснее - как и когда в татар метаморфировались волжские булгары - т.е. оседлое тюркское мусульманское население поволжья.

 
 Re: татары
Author: dist (83.102.161.---)
Date:   10-14-04 16:22

Это обобщенное название, оно не имеет этнического смысла.

Люди из Тартара, народ Рос.

Собственно, на Западе русских и татар долго не различали.

Даже и в 19 веке:

"Орда, расположившаяся в бараках около кучки античных храмов, греческий город, импровизированный для татар, как театральная декорация, великолепная, но безвкусная, долженствующая служить рамой для действительной и страшной драмы - вот что замечается с первого взгляда в Петербурге".

Барон де Кюстин

 
 Re: Летописи о битве за Доном - справка для зрителей дуэли
Author: Посторонним В. (195.5.141.---)
Date:   10-14-04 18:06

Собственно, для средневековья вообще характерно путать между собой разные народы: авар и славян, гуннов и болгар, болгар и славян, татар и монголов, половцев и татар, татар и русских, славян и скифов, турок и венгров, персов и турок, турок и арабов, скифов и любых восточноевропейских кочевников и т.д.
Что не может не настораживать.

 
 Re: Летописи о битве за Доном - справка для зрителей дуэли
Author: dist (83.102.161.---)
Date:   10-14-04 18:28

Об этом мы и говорим постоянно.

Скифы - таким было общепринятое название татар в 17 веке.

 
 Re: татары
Author: Igor_FF (---.epos.net.ru)
Date:   10-14-04 18:35

> Собственно, на Западе русских и татар долго не различали.
Так и сейчас не различают. Белялетдинова, Нигматуллина или Измайлова всех русскими обзывают.

 
 Re: татары
Author: dist (83.102.161.---)
Date:   10-14-04 19:12

Абсолютно верно!

Работа на форуме для Вас не проходит даром.

 
 Re: Мамай 16 в.
Author: andY (---.mdmspb.com)
Date:   10-14-04 21:44

Это что, какая-то брошюра? www.findbook.ru ее не находит. Тираж 2004 года не должен был целиком распродаться.

 
 Re: Летописи о битве за Доном - справка для зрителей дуэли
Author: Бледный Лис (194.135.63.---)
Date:   10-14-04 21:57

papa Написал:

> Посторонним В. Написал:
>
> > "и со всеми силами татарскими и половецкими"
> > Т.е. татары<>половцы?
>
> А монголов где потеряли?

А в русских письменных документах вообще нет таких слов как "монголы" или "монгольский".
Монголия стала так называться где-то в 19 веке, а до того была Халха.
Поэтому не ясно, кого в западных источниках называли МОГОЛЫ, МУНГАЛЫ и т.п.

Игорь.

 
 Re: Татары - булгары
Author: Бледный Лис (194.135.63.---)
Date:   10-14-04 22:13

Посторонним В. Написал:

> А кто ж их знает, где они потерялись?
> Еще интереснее - как и когда в татар метаморфировались волжские
> булгары - т.е. оседлое тюркское мусульманское население
> поволжья.

Волжские булгары были насильственно переименованы в татар в 1920 году коммуняшками.
Зайдите сюда:
http://www.bolgar.by.ru
Там полный ответ на Ваш вопрос.

Игорь



Сообщение отредактировано (14-окт-04 22:14)

 
 Re: Топонимика Задонщины
Author: Бледный Лис (194.135.63.---)
Date:   10-14-04 22:26

Robot Написал:

> > Похоже, действительно, автор Задонщины жил в Москве и писал
> > намного позже реальных событий, вот он свой рассказ обильно
> и
> > расцветил московской топонимикой.
> -----------------------------------------
> Вот списочек географических названий из Задонщины. Текст взят с
> http://ppf.asf.ru/drl/zadon.html#1
>
> 1.быстрый Дон
> 2.Залесская земля
> 3.горы Киевские
> 4.славного Непра
> 5.на реке на Каяле
> 6.восточную страну жребии Симова
> 7.в Киеве
> 8.граду Москве
> 9.поле Половецкое
> 10.в Коломне
> 11.в Серпухове
> 12.в Великом Новегороде
> 13.реки Мечи
> 14.межу Чюровым и Михайловым
> 15.земли Литовской
> 16.речке Непрядве
> 17.полю Куликову
> 18.к Железным Вратам
> 19.к Ворнавичом
> 20.к Риму
> 21.к Кафе
> 22.к Торнаву
> 23.к Царюграду
> 24.Рязанской земле
> 25.землю Половецкую
> 26.Оке реке
> 27.орда Заласкан
> 28.лукоморье
>
> Где же здесь, по вашему, обильная московская топонимика?

Кроме "4.славного Непра " там ещё и Днепр упомянут.
Получается, что Непр - это не Днепр, тем более, что Непр, судя по контексту, где-то поблизости от Куликовки, в то время как Днепр - далеко.
Непр - это и не Непрядва, ибо она тоже упомянута под своим именем.
Так что же это за Непр такой?
Похоже, что автор плохо знал географию места битвы.
Кроме того, Непрядва объясняется учёными-топонимистами как "Напрудва", то есть"напруженная", "подпруженная" река, то есть Напрудная (Е.С.Отин).


Игорь.

 
 Re: Мамай 16 в.
Author: кеслер (---.nkosino.ru)
Date:   10-14-04 22:58

Это книга. Типография - "Наука". Тираж - 1300. Изд. №8102.

 
 Re: Летописи о битве за Доном - справка для зрителей дуэли
Author: papa (---.neolink.ru)
Date:   10-14-04 23:03

>
> А в русских письменных документах вообще нет таких слов как
> "монголы" или "монгольский".
> Монголия стала так называться где-то в 19 веке, а до того была
> Халха.


Лызлов "Скифистория"
"Глава 1. О названии Скифии, и границах ея, и народех скифийских монгаилах или мунгалах и прочих,..."

 
 Re: Непро
Author: andY (---.mdmspb.com)
Date:   10-15-04 00:21

Непро - озеро из которого берут свой исток Волга, Днепр и Западная Двина. Есть на всех картах 15-16 века.

 
 Re: Мамай 16 в.
Author: andY (---.mdmspb.com)
Date:   10-15-04 01:08

Ну и дела. Где же покупать такие книги???



Только что вышли, а не в одном магазине нет:

Лэн-Пуль С. «Мусульманские династии. Хронологические и генеалогические таблицы с историческими введениями».
М: «Восточная литература» РАН - «Муравей», 2004. Переиздание раритета 1899 г. издания.

Зайцев И.В. «История Астраханского ханства».
М: «Восточная литература» РАН, 2004

 
 Re: Топонимика Задонщины
Author: Robot (195.151.160.---)
Date:   10-15-04 12:16

> Кроме "4.славного Непра " там ещё и Днепр упомянут.
--------------------------
Вы невнимательно смотрели. В том тексте (оригинале) слово "Днепр" не встречается, только "Непр". В переводе Дмитриева "Непр" заменен на "Днепр".

 
 Re: Олег Святополк
Author: AL (212.1.238.---)
Date:   10-16-04 00:28

Ну , так ежели в битве Дмитрия с "Мамаем - Теляком " более всего полегло .. рязанских бояр , которые , по идее , вообще в битве не должны были вместе со своим князем , участвовать , то ...

 
 Re: Мамай 16 в.
Author: andY (---.mdmspb.com)
Date:   10-17-04 19:34

А никто не пробовал датировать Куликовскую битву т.с. с другой стороны? C церковной? Сергия Радонежского, например?

 Forum List  |  Threaded View   Newer Topic  |  Older Topic 


 This thread is closed 

phorum.org