§1. КОНСИЛИУМ

 New Topic  |  Go to Top  |  Go to Topic  |  Search  |  Log In   Newer Topic  |  Older Topic 
 Nike - это не НИКА
Author: dist (83.102.161.---)
Date:   11-26-04 17:31

Иисус Христос Ника - так написано на многочисленных русских крестах и могильных плитах.

Вот, к примеру.

На двух плитах из Золотого между концами креста высечена греческими буквами двухстрочная надпись, содержащая священную формулу с принятыми аббревиациями: “Иисус Христос Ника”.

Крест, между концами которого написано “Иисус Христос Ника” (просфорный крест), возник в раннехристианское время и до настоящего времени употребляется в особых случаях, связанных с литургиею (таинством евхаристии) и с внешней атрибутикой погребальной практики. Изображение этого креста в средневековье известно на территории Крыма, Балкан (Болгария, Румыния). Он имеется на арочном наличнике окна культовой постройки Баклы (XII — первая половина XIII в.), на культовой плите, хранящейся в Ялтинском музее, на металлическом распятии, употребляемом в церковных обрядах (Извоаре, XIII в.), на погребальных остраконах могильников Крыма (Гончарное, VIII — IX вв.; Ореанда, XIII — XV вв.). Его печатают в наше время на священных хлебах — просфорах, он изображен на современных раках с мощами священномучеников времени татаро-монгольского нашествия, останки которых недавно были обнаружены при раскопках в Зверинецких пещерах Киева.


http://www.myslenedrevo.com.ua/books/sss/33korpusova.html

В общем, Ника на Иисусе сидит и Христом погоняет (Троица, никуда не денешься).

Как пишут простодушные церковники, в просфоре помещаются изображения (для того тесто отливается в специальные формы) креста с надписью ИС ХС НИКА (Иисус Христос - победа)

Но ведь победа по-гречески - это совсем не НИКА.

Nike ("naIki:).
[Gr. NIKH victory.]

Читается – никЭ’. А никакой NIKH ни на крестах, ни на просфорах нет, хотя есть IC ХС. Значит, никакая это не Нiкэ. А скорее всего НИКолА и есть.

 
 Re: Никола - это тоже не НИКА
Author: Ordusofob (212.176.58.---)
Date:   11-26-04 18:47

>
> Но ведь победа по-гречески - это совсем не НИКА.
>
> Nike ("naIki:).
> [Gr. NIKH victory.]
>
> Читается – никЭ’. А никакой NIKH ни на крестах, ни на
> просфорах нет, хотя есть IC ХС. Значит, никакая это не Нiкэ. А
> скорее всего НИКолА и есть.

a) Известен ли хоть один пример использования сокращения Ника для имени Николы (кроме ИС ХС НИКА)

б) Известен ли хоть один пример внятного (а не косвенного, как в Ваших примерах) отождествления Иисуса Хриса и Николы

в) Каков ареал распрастранения был у Христа-Николы, с Вашей точки зрения? Это только на Руси происходило, или и в греческих-католических церквах тоже? Почему все иностранцы молчат об этом как партизаны, когда описывают особенности русской религии? Про причастие в двух видах пишут, про женатых священников - тоже. А про Николу пишут только про поклонение иконам "Никола-Бог".

г) Праздники Рождества Христова и Пасхи были про кого - про Николу?

д) Когда упоминаются чтения Евангелий и Апостола в русском богосужении, там что - тоже страсти по Николе?

Это только часть вопросов. Недоумений намного больше.

 
 Re: Никола - это тоже не НИКА
Author: dist (83.102.161.---)
Date:   11-26-04 19:08

Ответы на ВСЕ Ваши вопросы , как это ни смешно, на форуме были.

Что же касается недоумений, но догадываться о них нам сложно. Неплохо бы сформулировать явно.

1. НИКА - разве это не сокращение от НИКОЛЫ (раз это не NIKH)? Так этого добра - навалом.

2. Христос = Никола - об этом было много на форумах. Плюс посмотрите Успенского.

3. Русские ПРЯМО назывались николаитами (Буссов). И не из-за примитивности русской церкви (хотя и не без этого), а из-за культа Николы.

4. Про праздники - Никола Зимний и Никола Летний, совпадающими с Рождеством и Пасхой, я писал.

5. Богослужение - 17 век.

Так что тут вообще все предельно просто.

P.S. В субботу Unit даст более детальную справку про 1630 год.

 
 Никола не только русский бог
Author: Сермор (---.mus.estpak.ee)
Date:   11-26-04 20:26

Церковь Нигулисте в Таллине, оказывается в средние века называлась St. Nikolai.


 
 Re: Никола не только русский бог
Author: кеслер (---.tc-exe.ru)
Date:   11-26-04 21:02

Равносторонние четырёхконечные кресты однозначно свидетельствуют против какой-либо "древней" истории "горячих эстонских парней". Нет её.

 
 Свастика это
Author: Сермор (---.mus.estpak.ee)
Date:   11-26-04 21:25

по-моему .

 
 Re: Nike - это не НИКА
Author: Go-Ша (---.parma.ru)
Date:   11-26-04 22:26

Схизматики = "николаиты".

Сможете аргументировать?

 
 Re: схизматически
Author: кеслер (---.tc-exe.ru)
Date:   11-26-04 22:33

Схизматики: кто? где? когда?

 
 Re: Никола - это тоже не НИКА
Author: Ordusofob (---.msk.skylink.ru)
Date:   11-26-04 22:41

dist Написал:

> Ответы на ВСЕ Ваши вопросы , как это ни смешно, на форуме были.
>
> Что же касается недоумений, но догадываться о них нам сложно.
> Неплохо бы сформулировать явно.
>
> 1. НИКА - разве это не сокращение от НИКОЛЫ (раз это не NIKH)?
> Так этого добра - навалом.
>
> 2. Христос = Никола - об этом было много на форумах. Плюс
> посмотрите Успенского.
>
> 3. Русские ПРЯМО назывались николаитами (Буссов). И не из-за
> примитивности русской церкви (хотя и не без этого), а из-за
> культа Николы.
>
> 4. Про праздники - Никола Зимний и Никола Летний, совпадающими
> с Рождеством и Пасхой, я писал.
>
> 5. Богослужение - 17 век.
>
> Так что тут вообще все предельно просто.


Если все предельно просто, вот и сделали бы нормальный обзор, а не отсылали к обсуждениям на форуме, в которых без полцентнера не разберешься. В конце концов кто больше заинтересован в распространении Ваших идей - наверное Вы.

Насчет Ники - вы еще кинемотаграфистам объясните, что у них приз - Никола. Раз прижилось в русском языке Ника, а не NIKH - значит когда-то это произошло.
Буссов про религию вообще не писал - он просто ругался. Вы еще скажите, что поляки были язычниками, поскольку у того же Буссова Дмитриева женушка названа языческой царицей.
Пасха и Рождество, а также Евангелие и Апостол - упоминаются у тех же иностранцев 16-го века (а не 17-го). Именно Пасха и Рождество, а не Никола Летний и Никола Зимний. Причем судя по всему даты празднования те же - что и у иностранцев. Значит - была Пасхалия и юлианский календарь. Или Никола Летний тоже праздновался по александрийской пасхалии?
Вообще такое ощущение, что по анализу сути московитской религии Ваши рассуждения выглядят вполне праводоподобно, и культ Николы - это то, что христанство на Руси вынуждено было в себя интегрировать.
Но вот ваше желание засунуть разгар этого культа (а не следы) в 16-й век выглядит достаточно странно. По меньшей мере он требует существенно более скурпулезного обоснования и анализа достоверности источников (которых немало, и в целом они выглядят противоречащими Вашим утверждениям).



 
 Схизма
Author: Go-Ша (---.parma.ru)
Date:   11-27-04 11:45

в общепринятом смысле, если позволите.

Римская и Греческая Веры.

Это я к тому, что уважаемому Дисту не раз говорено было, что будь русские "николаитами" в том виде, какой представляется ему, об этом бы писали и Фабри, и Герберштейн, и Поссевино.

Различия все-таки были в ином, не так ли?

 
 Re: Схизма
Author: кеслер (---.tc-exe.ru)
Date:   11-27-04 13:35

Так, так... Я-то о своём, "о девичьем": о схизматиках. Дело в том что понятие "схизма" применительно к расколу Восток-Запад до новейшего времени не употреблялось вовсе. (Возможно, это лучше в ветку "шизосхизма".)

 
 Re: Схизма
Author: Ordusofob (---.msk.skylink.ru)
Date:   11-27-04 14:58

Go-Ша Написал:

> в общепринятом смысле, если позволите.
>
> Римская и Греческая Веры.
>
> Это я к тому, что уважаемому Дисту не раз говорено было, что
> будь русские "николаитами" в том виде, какой представляется
> ему, об этом бы писали и Фабри, и Герберштейн, и Поссевино.
>
> Различия все-таки были в ином, не так ли?

Вот и я о том же хочу услышать. Обо всем пишут, а о николаитах - один Буссов, богослов великий.



 
 Re: Никола - это тоже не НИКА
Author: ЭлЛин (---.ira.sch.gr)
Date:   11-27-04 15:12

dist Написал:

> ... 1. НИКА - разве это не сокращение от НИКОЛЫ (раз это не NIKH)?


А некоторые европцы не верят в русского Boughого и считают, что ΝΙΚΆΩ означает to conquer, prevail, vanquish, а IC XC NIKA - Jesus Christ conquers.

 
 Пусть даже
Author: Go-Ша (---.parma.ru)
Date:   11-27-04 17:43

и не употреблялось. Не в этом дело.

Стандартное описание иностранцем религии русских сводится к "Греческому вероисповеданию".

Далее очень частно приводятся основные "заблуждения". По пунктам (Флетчер, Бухов напр.).

Может это только мне не попадалось упоминание о таком ярком заблуждении (официальном, так сказать), как включение в Троицу Николы и т. п. ?

 
 Re: Никола не только русский бог
Author: DzeG (---.eunet.lv)
Date:   11-27-04 22:11


СЕРМОР написал:
Церковь Нигулисте в Таллине, оказывается в средние века называлась St. Nikolai.

Интересно, а что такое" Нигулисте"? Уж не Никола ли? Дело в том, что имя Никола очень похоже на латышское NIKULIS(лит. NYKULYS-хворающий, заморыш (от NIK-T-чахнуть), особенно с учетом того, что в латышском нет О-произносится УО. Литовский глагол NYK-TI более радикальный, означает (также) кончаться, умирать-околевать.
Русское НИКНУТЬ, НИЦ. Чеш. НИЧИТЬ-истреблять, латыш.izNICinat(изницинат) с тем же значением изНИЧтожить, пол.NIKNAC-исчезать.
Корень- со значением "принижать", "умалять." Ница, отсюда же,-город в нижнем течении, во всяком случае такое значение в балтийских сложных словах-названиях с НИЦ и НИК.

Возможно, здесь нет проблемы с "греческой" поБЕДой. Вот ведь русское слово ПОБЕДА тоже предполагает момент преодоления, почти уничтожения через БЕДУ, там- через смерть. Про то, что смерть не окончательна в христианстве, мы обязаны помнить.

Чтоб не думалось про Киев и бузину, замечу, на Балканах множество гидронимов, что и в Латгалии(восточный край Латвии с множеством озер).

 
 Re: в Троице НИКолА
Author: dist (83.102.161.---)
Date:   11-29-04 11:36

Зато нам попадалось неоднократно.

Посмотрите пока у Успенского.

 
 Re: в Троице НИКолА
Author: Go-Ша (---.parma.ru)
Date:   11-29-04 11:47

Снизойдите. Ткните пальцем в конкретную цитату из Успенского.

 
 Никола
Author: dist (83.102.161.---)
Date:   11-29-04 15:35

Куски из Успенского.

Никола — общепринятая каноническая форма имени св. Николая в России до реформ патриарха Никона (сер. XVII в.), сохраняющаяся после раскола в качестве обиходного наименования святого (Б. Успенский, 1969, с. 12—16). Мы пользуемся этой формой постольку, поскольку речь идет о специфическом русском восприятии св. Николая.

Особенно характерно бытующее представление о том, что Никола входит в Троицу: еще в XIX—XX вв. можно встретить мнение, что Троица состоит из Спасителя, Богоматери и Николы (Уоллес, I, с. 77; А. Логинова, устное сообщение). По свидетельству Вармунда, посетившего Россию в конце XVII в., русские могли даже считать Николу четвертым лицом Троицы (Рущинский, 1871, с. 173) 1.

Соответственно, в фольклорных текстах Никола может смешиваться с Богом (ср.: Федотов, 1935, с. 61—62) и имя Николы сочетается с наименованием Господа (или Троицы) а Богородицы, как бы объединяясь с ними в одно целое, что в какой-то мере соответствует их объединению в деисусном иконном изображении (см. об этом специально ниже, § 1.2).

http://www.krotov.info/history/11/uspensky/Gl1.htm

И так далее

 
 Re: Никола
Author: Go-Ша (---.parma.ru)
Date:   11-29-04 17:56

dist Написал:

> Куски из Успенского.

http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/001/088/Gl_1.htm#_2

Остается добавить, что почитание Николы от русских перешло к инородцам, которые, между прочим, могли именовать его “Никола Русский Бог” (Семенкович, 1912, с. 32—33; Белявский, 1833 с. 48—49; Хангалов, 1903, с. 186—187; Долгих, 1976, с. 49, 59; Прыжов, 1934, с. 320; Маторин, 1934, с. 351—352; ср. также: Мансикка, 1922, с. 392; Максимов, XV, с. 92; Иконников, 1869, с. 219). Можно полагать, что именно отсюда и объясняется хорошо известное по литературным источникам выражение русский бог.

Видите, какие прелестные куски иногда обнаруживаются?

Вот, чтобы не запарить друг друга такими "кусками из Успенского", давайте-ка к Предисловию обратимся. О чем работа-то?


>
> Никола — общепринятая каноническая форма имени св. Николая в
> России до реформ патриарха Никона (сер. XVII в.), сохраняющаяся
> после раскола в качестве обиходного наименования святого (Б.
> Успенский, 1969, с. 12—16). Мы пользуемся этой формой
> постольку, поскольку речь идет о специфическом русском
> восприятии св. Николая
.

"...Христианские истоки этого культа вполне очевидны..." Б. А. Успенский.

>
> Особенно характерно бытующее представление о том, что Никола
> входит в Троицу: еще в XIX—XX вв. можно встретить мнение, что
> Троица состоит из Спасителя, Богоматери и Николы (Уоллес, I, с.
> 77; А. Логинова, устное сообщение). По свидетельству Вармунда,
> посетившего Россию в конце XVII в., русские могли даже считать
> Николу четвертым лицом Троицы (Рущинский, 1871, с. 173) 1.

Повторю... В той ветке Вы не отозвались.

"... Или вот еще Вармунд (XVI —XVII век) рассказывает со слов одного иностранца, жившего в России, что «однажды какой-то монах обратился к Немцу с просьбой о милостыни, которую он выпрашивал именем четвертого лица Св. Троицы. Когда Немец спросил: «какое это лицо?» монах ответил: «св. Николай». Все эти свидетельства носят слишком очевидный анекдотический характер, и выдавать их за истинные сообщения об отношении Руси к Мирликийскому Чудотворцу, в чем бы они не выражались, могли эти писатели только из очевидного презрения к православным и предубеждения своего против Русских. Положим даже, что и был бы когда-нибудь случай, приведенный Вармундом. До нас действительно сохранилось известие уже от конца XVIII века, что даже «один священник, на экзамене в присутствии преосвященного Тихона (Малинина), епископа Воронежского и Елецкого, сказал, что св. Николай есть одно из лиц Пресвятой Троицы». Но ведь это — анекдотическое, баснословное невежество. Судить по этим случаям о всем Русском народе могли только люди недоброжелательные к России, не потому, чтобы они не имели других сведений об истинном отношении ее к Святителю, но потому, что они имели своею целью издаваться над ее верованиями вообще, и в частности — над ее благоговением к Чудотворцу. Они были или настолько недальновидны, что не предвидели, или настолько недобросовестны, что не боялись опровержения в будущем своих намеренно ложных суждений о России и почитаемом ею святом Угоднике...".

Адаптировано из: Житие и чудеса Св. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского и слава его в России. Составили А. Вознесенский и Ф. Гусев. С.-Петербург. Синодальная Типография, 1899.
Репринтное издание, С-Пб, Изд-во «Царское Дело», 1999. С. 452-466.


Вот интересно, если Никола - четвертое лицо Троицы, то первые три - это кто?


>
> Соответственно, в фольклорных текстах Никола может смешиваться
> с Богом (ср.: Федотов, 1935, с. 61—62) и имя Николы сочетается
> с наименованием Господа (или Троицы) а Богородицы, как бы
> объединяясь с ними в одно целое, что в какой-то мере
> соответствует их объединению в деисусном иконном изображении
> (см. об этом специально ниже, § 1.2).
>
> http://www.krotov.info/history/11/uspensky/Gl1.htm
>
> И так далее

Вот именно. В фольклорных. А в каконических?

 
 В "каконических" :)
Author: Go-Ша (---.parma.ru)
Date:   11-29-04 17:58

Смешно. :))

 
 Re: каконических
Author: dist (83.102.161.---)
Date:   11-29-04 20:06

Смешно.

Канон - это вообще источник гомерического смеха.

 Forum List  |  Threaded View   Newer Topic  |  Older Topic 


 This thread is closed 

phorum.org