§1. КОНСИЛИУМ

 New Topic  |  Go to Top  |  Go to Topic  |  Search  |  Log In   Newer Topic  |  Older Topic 
 A plan in B solid
Author: dist (213.85.32.---)
Date:   03-03-04 18:22

Именно так изображал умножение величин (в отличие от чисел) в 17 веке Франсуа Виет - здесь A - плоскостная величина, B -телесная, in - операция умножения величин.

В 17 веке умножение для чисел и для величин было абсолютно разным, и обозначалось разными словами. Умножение величин обозначалось термином ‘ducere’, а умножение чисел - ‘multiplicare’.

‘A ducere B’ - это прямоугольник со сторонами A, B, или плоскостная величина, если A и B - линейные. Новые виды величин, введенные Виетом - это planum-planum, solidum-planum.

Ясно, что разнородные величины нельзя было ни складывать, ни вычитать.

Понятия площади или объема, естественно, тоже не существовало.

Например, уравнение a*x^2 + b*x = c даже в 18 веке имело смысл, если только размерности коэффициентов a, b и c давали члены одинаковой размерности в правой и левой части. Ни о каком нуле или отрицательных величинах не могло быть и речи! Поэтому нуля (как числа!) и не было (нуля нет ни у Ньютона, ни у Декарта, ни в учебнике Леонтия Магницкого 18 века).

Умножение алгебраическое (ducere) ни в коем случае не сводилось к сложению!

Умножение арифметическое (multiplicare) было операторным:
a*b определялось пропорцией a:1 = x :b, то есть 'b' мультиплицировалось столько раз, сколько в ‘а’ содержалось единиц.

Алгоритмически это выглядит так - рисуется ‘a’ единичек, и по мере прибавления отрезка ‘b’ единички вычеркиваются. Когда вычеркивается последняя единичка, прибавляется последний раз ‘b’, и процесс останавливается.

Понятно, что 18 multiplicare Q не равно 18 ducere Q - в первом случае это просто 18 квадратов Q, а во втором - телесная величина.

Операции деления НЕ БЫЛО!

Да и как ее определить?

Подчеркиваю - речь идет о 17 веке!

Первым операцию деления вводит Клавий в 1512 году, называя делением просто процедуру, обратную к описанной выше при определении умножения (фактически это то, что я называл вычерпыванием делителя из делимого, каждое вычерпывание прибавляет единичку к частному).

Дробей до 17 века НЕ БЫЛО. Отношения не считались ни числами, ни дробями.

Первым, кто включил отношения в числовую шкалу, был Лежандр в 1794 г. (Элементы геометрии).

Жаль, что приходится объяснять элементарное (м-л для 6-го класса учебника ср. школы) всяким-разным ЭлЛинам, которые ничтоже-сумняшеся пишут:

>Понимаете, в отличие от Вас, римские кардиналы
>знали что площадь круга равна pi*(R**2).

Хотелось бы знать, как римские кардиналы отличали ducere от multiplcare, что понимали под словом ПЛОЩАДЬ (у Виета ничего подобного в 17 веке еще нет!) и что понимали под pi, введенном Эйлером в 1748 году.

 
 а птоломей был тупой тупой
Author: portvein777 (---.rosbank.ru)
Date:   03-03-04 23:07

считать не мог \\\\\\\\\\ если дист и пожелает пи узнать - его не знает 3 ,1415 9265 3589 7932 3846 2643 3832 7950 2884
1971 1467 8283 6489 2155 6617 1069 7602 6764 5006
4306 1711 65 7772 6598 684 3636 1664 1482 7691
4164 8545 4070 7191 9401 6483 1544 6177 3916 6893
5113 8620 4382 2794 63 9745 4693 1698 1567 5103
5142 4695 3210 1098 6116 7890 5891 1884 4705 48
4009 776 5968 7899 2645 1702 65 7786 9444 8221
5874 8848 8362 1955 4022 4174 4349 8064 3416 7484
3234 4494 3567 5962 9048 9661 6417 7915 2307 6487
576 4023 5437 6213 8989 4094 5777 756 9183 816
5472 6000 2041 2210 1060 1727 5215 8793 1843 6116
223 8210 2438 4600 8272 231 4993 1018 1830 1645
8931 7446 8379 2684 5634 5588 3344 3926 2709 6230
9176 3925 7443 8529 6286 3640 6541 9956 3674 888
8828 7525 7463 6423 8807 7670 9189 744 3061 5966
9305 772 8141 9005 355 3028 3802 3182 3540 4689
4783 7040 8376 4725 7652 6760 6545 1850 6001 7656
2142 8734 6299 5040 7778 7125 4205 784 9881 6395
3234 5888 3044 7344 3108 9512 4637 3203 8595 9773
1979 434 7555 4577 1852 826 9852 1409 7827 6285
2655 5325 54 2032 5535 3499 2266 6109 6970 4887
2712 3112 2183 155 4150 5317 340 4329 4043 1227
5370 2002 6416 7678 3912 9055 2856 5742 2287 116
2700 3427 3962 9520 4194 7837 7701 9124 4768 7827
9761 5392 9455 2033 7668 8436 9516 923 5198 3947
7112 806 8677 7882 9081 7186 4074 1901 906 6070
2726 9713 3598 4610 9367 8535 6388 2000 5897 9355
2689 3099 2998 3343 2668 2047 6644 4685 7785 4895
8388 4587 5742 8685 4557 2679 9978 5202 5048 9737
7920 4808 3788 6603 4757 6281 9044 9104 2204 9217
1911 6957 5254 3821 8285 3894 3869 9036 8743 5837
1194 8282 1514 4827 815 6753 1615 9903 8866 5609
6810 5176 567 1809 6268 2575 1409 9831 2480 786
9610 9443 2240 7438 1638 8903 5994 2042 9912 9355
1320 3509 1912 3083 2314 2349 8833 8279 5217 6402
818 3970 8482 240 4023 2315 6219 3778 7501 530
9637 7087 6349 339 2169 3063 8567 8191 3951 830
4971 6322 5112 6113 2928 1733 4316 6744 684 2174
6572 6127 4681 3724 3753 4789 1557 3092 3379 7751
9661 3530 6967 3975 7206 2760 5090 8130 6272 2886
1088 7885 3474 7153 4945 9476 6317 1512 9457 9614
5904 9746 7622 8635 7362 5975 9563 354 9598 6485
9888 5255 8866 3903 8974 4278 5279 6094 8265 4551
9195 2085 5320 876 7844 1335 6003 4665 7603 4678
2961 3248 6429 5764 7601 2181 4904 4727 844 6516
5673 3445 8710 5576 4018 1257 7980 1563 9645 9127
9006 7121 1123 5015 7296 5163 8369 5299 2748 8466
5045 9172 8020 3091 6374 5220 826 1047 4769 1693
4721 27 9529 1552 1814 3444 5076 6146 3587 563
7857 3600 1139 9719 9777 7937 8061 825 5645 6777
7894 8414 4105 92 6539 9314 3269 4492 1865 1669
5891 4290 414 3582 2777 6321 3505 3521 116 6581
2989 4492 4256 2279 5143 3464 9669 7696 8653 9152
4393 3450 1591 5678 7951 414 4848 7917 9615 6941
1875 1489 2908 8382 4403 311 5906 6601 3660 4410
4580 2597 3467 738 5736 8618 4114 8129 5121 3279
5454 5819 8765 1697 9113 5914 1275 6361 6182 8099
8935 3972 8739 1797 3122 6389 3702 5928 931 7452
3237 3448 3354 9459 8928 2258 9605 1208 2143 9547
3557 4674 546 2322 9809 144 1635 9825 97 726
7794 4543 8712 7853 4972 2560 4650 9972 6027 1273
2592 5402 7030 3031 2718 6134 1700 8313 7414 4523
1014 5089 3336 3972 1800 3409 7248 8319 6992 8864
8712 4936 5804 7135 874 5363 134 1255 3636 7704
7150 754 8574 1504 3423 9076 1124 9982 4853 1784
8163 7327 3052 5017 3159 2938 3830 636 2168 2491
2688 5254 9220 1910 6940 518 8374 3747 7641 207
6086 6408 9251 6085 8983 3936 1973 1833 2595 7276
4309 1977 3821 8451 8612 8742 3394 6433 2587 1835
1178 3665 4980 1005 1223 1686 9611 9446 439 4082
7890 875 4575 9268 3162 5603 4359 4392 8289 4791
9059 4805 8196 3429 7056 681 6214 1622 1898 4552
5291 9322 3878 7195 5330 5818 1773 3606 9875 7430
3585 7344 9080 993 2875 8008 7126 6330 4997 1167
9758 1763 4809 4210 5861 353 7209 3717 3682 2782
3794 6186 6032 3938 8915 9004 8950 2998 9364 7295
8443 6255 2586 9000 9959 3507 5414 1999 5958 5942
1333 4889 1332 7523 9799 4831 3072 4193 6647 5395
8597 740 7374 1884 7509 6268 7971 5077 6815 296
4269 5633 7737 4471 9884 2377 5257 9770 3002 3480
8133 568 1232 8564 9897 3421 9760 9511 8639 5009
523 841 5534 6366 1984 9949 3903 759 5858 2031
8592 1299 8950 8313 8666 4279 2108 8547 7648 5926
9596 1434 9706 9003 6681 2765 2902 3319 6440 752
9760 9336 5337 3176 5084 4704 1709 7082 3675 7871
924 1334 1571 6786 3581 7203 6392 5133 4501 8146
5437 2739 7374 4204 6762 6197 6765 4965 9337 2037
6621 1570 388 6788 5365 368 6910 3938 7235 1822
6885 5709 5040 6327 522 3815 9244 6845 6633 7914
6076 1330 1905 4735 1848 8733 1947 1974 9885 5537
8587 1667 6143 110 9692 9775 9193 7189 9950 565
8738 2534 1650 3128 6183 3533 9885 1661 3198 6074
9626 645 3628 4714 5313 4440 984 7572 683 9183
3696 4751 4169 6528 1109 7205 6542 2990 1543 8879
7349 5950 1212 2600 9564 7418 7503 5310 2756 5604
861 6274 1986 7544 8488 493 6792 1752 3616 183
236 7539 7686 9129 2367 8700 6592 4944 289 5816
1104 5336 1793 1657 8216 1234 8796 5786 5275 2680
336 1859 9244 8296 8072 9049 7531 7074 586 53
6450 608 887 1011 9695 3088 9755 1395 7643 8367
2436 3775 2796 7486 8117 7875 6170 4081 9688 2958
1426 8244 4513 3578 4321 2259 2089 6725 2405 2962
1309 2619 4500 7635 4474 7850 3421 6277 1770 6634
1381 4284 3621 2825 2082 4724 5664 3564 6412 9398
6153 3449 5161 2108 4678 3403 6499 3342 4209 6042
3607 8208 7754 440 381 3739 5802 1275 2521 5493
5202 9039 6461 645 8981 14 828 9358 5226 8476
6152 1584 8205 7721 5219 5937 4324 4868 6278 7360
6814 2795 7743 5756 8581 950 1898 1085 7917 5486
7533 9231 3098 7560 8488 7989 9876 5718 5116 8403
5671 4538 7917 933 3270 7643 3014 1409 7392 5704
4187 4057 4862 1306 8172 6246 9850 4562 5407 9318
8603 131 2294 1973 848 392 5690 470 8457 7137
6621 3429 8356 4387 257 1553 1586 6573 5844 3308
7519 5954 9319 5114 7521 383 6350 5625 3470 3577
9330 6084 9792 1657 5176 5397 7559 9314 9353 8886
1314 8391 7597 223 7048 2988 4475 970 1176 1339
1018 2415 8247 9317 9617 4970 7182 3265 5401 8563
1952 4302 3823 3501 162 7310 3076 3756 9962 4749
9415 3451 9730 6109 5210 4850 3293 777 5630 1309
7203 5004 8559 2979 3651 1015 9327 1846 7574 191
6288 6043 2427 3130 6739 3818 4727 7142 575 2115
2679 6343 1620 4941 9313 4997 8272 8405 5985 5104
6920 8404 2510 898 9017 269 5519 590 4372 7603
2100 4261 7145 2283 486 5956 1687 4639 2240 426
7077...

 
 Цивилизация должна знать героев-ученых!
Author: ЭлЛин (---.lar.sch.gr)
Date:   03-04-04 01:31

dist Написал:

> Жаль, что приходится объяснять элементарное (м-л для 6-го
> класса учебника ср. школы) всяким-разным ЭлЛинам, которые
> ничтоже-сумняшеся пишут:
>
> >Понимаете, в отличие от Вас, римские кардиналы
> >знали что площадь круга равна pi*(R**2).

Расскажите же, наконец, разным-всяким безмозглым ЭлЛинам:

1) Кто и когда придумал число 0 и другие числа (за исключением натуральных) ?
2) Кто и когда научил нас, безмозглых, делить и умножать эти числа?
3) Кто и когда научил нас впервые решить квадратное уравнение?
4) Кто и когда первый заметил, что у геометрических фигур есть площадь а у кривых - длина, и какое определение он дал этим понятиям, чтобы мы, безмозглые, это поняли?
5) Кто и когда впервые сумел вычислить площадь треугольника?
6) Кто и когда заметил, что площадь круга относится к площади описанного около него квадрата так же, как длина окружности к периметру квадрата, и какими словами он объяснил это безмозглым?

Так что процитируйте нам эти сведения из учебника 6-го класса, и мы, безмозглые, успокоимся (если сумеем понять).
Вот зашли в Проект Цивилизация, чтобы узнать от умных, а нам - этого не было, того не было, а откуда все взялось в 17-21 вв нам, безмозглым никто и не объясняет.
А ведь все (даже безмозглые) должны знать героев-ученых, которые жили совсем недавно (уж наверняка не раньше 17-го века) и научили нас всему. Ведь без них никакой Цивилизации бы не было!
Так что не держите имена этих великих ученых, их биографии и их великие произведения в тайне!

 
 Выдержки из учебника для 6 класса
Author: dist (213.85.32.---)
Date:   03-04-04 11:50

1. Число 0 рождалось медленно и постепенно; как корень квадратного уравнения 0 стал учитываться только в 18 веке. Магницкий в своей "Арифметике" пишет, что 0 не означает ничего, кроме позиции в десятичной записи чисел, и называется ЦИФРА.

2. Невозможность деления на 0, а также бессмысленность "умножения" на 0 и не позволяла долгое время считать 0 числом (Виет, Валлис).

3. Квадратное уравнение решали еще древние египтяне. Но даже в 17 веке это означало совсем не то, что принято думать сегодня. Если Вам интересно, я напишу в отдельном сообщении, КАК именно решали квадратные уравнения до Виета.

Понятие квадратный корень рождается в середине 16 века.

4. Длина, площадь, объем - понятия, родившиеся лишь в 17 веке, когда ВПЕРВЫЕ начали измерять и когда осознали необходимость во введении понятия действительного числа.

Строго понятия длина, площадь и объем были определены лишь в 19 веке.

5. В пособиях по геометрии 17 века площадь треугольника определялась как половина произведения соседних сторон; если быть более точным, то треугольник считался равным половине прямоугольника, сторонами которого являются соседние стороны треугольника.

Никакого понятия о теореме Пифагора не существовало.

Все изопериметричские фигуры считались равными (то есть, по современному, имеющими одинаковую площадь). Это заблуждение было ВСЕОБЩИМ вплоть до 18 века.

6. Эйлер, 1748 год

Замечу, что, вообще говоря, формула C=2*pi*r эквивалентна пятому постулату, который до 19 века упорно пытались ДОКАЗАТЬ; когда выяснилось, что это невозможно, появились другие геометрии.

Так, в гиперболической геометрии С=2*pi*R*log(r/R), где R - радиус кривизны протстранства. Поэтому формула C=2*pi*r является, вообще говоря, аксиомой евклидовой геометрии, которую, фактически, и ввел Эйлер в 1748 г.
_________________________________________________________

P.S. А периметр вписанного Кузанским в единичный круг квадрата все -таки 2*sqt(2), как я и написал вначале.

Если считать это неплохой апппроксимацией, как считает Николай, и вспомнить, что Эйлер определял 'пи' как отношение периметра к диаметру, и получится 2.82, что несколько хуже 3, задолго до Куанского использовавшегося жидо-вавилоно-халдео-эллино-иудеями.

 
 Re: Выдержки из учебника для 6 класса
Author: ЭлЛин (---.lar.sch.gr)
Date:   03-04-04 13:26

dist Написал:

> 1. Число 0 рождалось медленно и постепенно; как корень
> квадратного уравнения 0 стал учитываться только в 18 веке.
> Магницкий в своей "Арифметике" пишет, что 0 не означает ничего,
> кроме позиции в десятичной записи чисел, и называется ЦИФРА.
>
> 2. Невозможность деления на 0, а также бессмысленность
> "умножения" на 0 и не позволяла долгое время считать 0 числом
> (Виет, Валлис).

Вот видите,ь как долго не знали, что 0 число. А считать кое-кто почему-то умел.

Вот я не знаю, ни что такое число, ни что такое, сложение, ни что такое деление,
но некоторые числа умею складывать и делить. А вот как, например, сложить sqrt(2) и 1, я толком не знаю, но, если заплатят, то сложу с заданной точностью. Правда сумма будет зависеть от точности, деньги вперед, а сроки - неограниченные.


>
> 3. Квадратное уравнение решали еще древние египтяне. Но даже в
> 17 веке это означало совсем не то, что принято думать сегодня.
> Если Вам интересно, я напишу в отдельном сообщении, КАК именно
> решали квадратные уравнения до Виета.


Вот видите, Виет 0 числом не считал, а квадратные уравнения решал.
И даже какие-то кв. уравнения древние египтяне решали. Так или не так, как Виет, но все-таки решали. Вы расскажите об этом Андрюше, а то он не верит, что древние могkи квадратное уравнение решить. Но, впрочем, он наверное занят, число П десятичными цифрами записывает , пока еще не освободился.


>
> Понятие квадратный корень рождается в середине 16 века.

А квадратные уравнения египтяне все же решали.

>
> 4. Длина, площадь, объем - понятия, родившиеся лишь в 17 веке,
> когда ВПЕРВЫЕ начали измерять и когда осознали необходимость во
> введении понятия действительного числа.
>
> Строго понятия длина, площадь и объем были определены лишь в 19
> веке.


Ну, значит, до 19 века никто о площадях и писать не смел. Впрочем я, например, до сих пор толком не знаю, что такое площадь, но, как видите, пишу.

>
> 5. В пособиях по геометрии 17 века площадь треугольника
> определялась как половина произведения соседних сторон; если
> быть более точным, то треугольник считался равным половине
> прямоугольника, сторонами которого являются соседние стороны
> треугольника.

Угу, и два треугольника с равными соседними сторонами, один из которых целиком внутри другого имели одинаковую площадь. Нельзя ли ссылочку на подобное пособие?

>
> Никакого понятия о теореме Пифагора не существовало.


И кто же эту теорему придумал и когда?
Автора!

>
> Все изопериметричские фигуры считались равными (то есть, по
> современному, имеющими одинаковую площадь). Это заблуждение
> было ВСЕОБЩИМ вплоть до 18 века.

А вот наш Idiota писал:
"Если возьмешь две совершенно равные и одну согнешь до округлости, а другую согнешь до четырехугольника, сделав кубический сосуд, и наполнишь эти сосуды водой, то по различию веса узнаешь различие емкости круга и квадрата равной перефирии".
Наверно, наш Idiota жил в 19, а то и в 20-м веке. Правда в 19 или 20-м он бы уже имел право писать не "емкость", а "площадь".


>
> 6. Эйлер, 1748 год
>
> Замечу, что, вообще говоря, формула C=2*pi*r эквивалентна
> пятому постулату, который до 19 века упорно пытались ДОКАЗАТЬ;
> когда выяснилось, что это невозможно, появились другие
> геометрии.

>
> Так, в гиперболической геометрии С=2*pi*R*log(r/R), где R -
> радиус кривизны протстранства. Поэтому формула C=2*pi*r
> является, вообще говоря, аксиомой евклидовой геометрии,
> которую, фактически, и ввел Эйлер в 1748 г.


А аксиому Евклида о параллельных он отменил? Или этот пятый иудеоэллинский постулат во времена Эйлера еще в книгу Евклида не всунули? Или Эйлер эту книгу не читал?
А знал ли Эйлер, что сумма углов треугольника - 180 градусов? Тоже вещь вполне эквивалентная 5-му постулату, как, впрочем, и разные другие теоремы и формулы.


> _________________________________________________________
>
> P.S. А периметр вписанного Кузанским в единичный круг квадрата
> все -таки 2*sqt(2), как я и написал вначале.

Совершенно согласен, только Вы ничего не писали что имели в виду периметр.

>
> Если считать это неплохой апппроксимацией, как считает Николай,
> и вспомнить, что Эйлер определял 'пи' как отношение периметра к
> диаметру, и получится 2.82, что несколько хуже 3, задолго до
> Куанского использовавшегося
> жидо-вавилоно-халдео-эллино-иудеями.

А не можете ли вы сказать, какое отношение имеет то, что периметр вписанного в круг квадрата равен 2*sqt(2) , к тому Idiotскому опыту, который обсуждался ранее
( < http://compagnia.ru/civ/read.php?f=3&i=6868&t=6122#reply_6868> ):

"Скажем, если сделаешь сосуд в виде колонны известного диаметра и высоты и другой сосуд, кубический, такого же диаметра и высоты, наполнишь оба водой, то по различию веса узнаешь отношение вписанного квадрата к кругу, в который он вписан, а тем самым - довольно точную, пускай предположительную, квадратуру круга."
(Idiota de staticis experimentis. Перевод В.В.Бибихина.)

Отношение весов воды будет все-таки pi/2, хоть тресни.

С Эйлером Idiota знаком, кажется, не был, а считать периметр вписаного квадрата неплохой апппроксимацией длины окружности ни Idiota, ни Эйлер не предлагали, потому что не идиоты.

 
 Читаем Птолемешу
Author: dist (213.85.32.---)
Date:   03-04-04 15:39

Если от 3600 (записанных, естественно, по Птолемейски - dist), получающихся после возведения 60 в квадрат (это, насколько я понимаю, 'ducere') мы отнимем произведение (тоже, конечно, 'ducere'), ЛД и ДМ, равное 3427;31 (шестидесятиричная птолемейская дробь - но не число! -dist), то у нас останется квадрат, равный 172;9.

Извлекая квадратный корень, получаем приблизительно 13;7.


Ладно, слово 'корень' придумали в 16 веке, мы анализируем фразу переводчика.

Итак, как на абаке Птолемей извлекает из шестидесятиричной дроби 172 + 9/60 квадратный корень?

Или он считает по ПРИБЛИЖЕННОЙ формуле x+h/(2*x)?

В данном случае, скоре всего, это именно так.

Что касается выдержек из книг по геометрии 17 века, приведу несколько позже. Заблуждение по поводу равенства изопериметричных фигур было устойчивым и долгим.

 
 Re: Читаем Птолемешу
Author: ЭлЛин (---.lar.sch.gr)
Date:   03-04-04 16:21

dist Написал:

> Если от 3600 (записанных, естественно, по Птолемейски -
> dist), получающихся после возведения 60 в квадрат (это,
> насколько я понимаю, 'ducere') мы отнимем произведение (тоже,
> конечно, 'ducere'), ЛД и ДМ, равное 3427;31 (шестидесятиричная
> птолемейская дробь - но не число! -dist), то у нас останется
> квадрат, равный 172;9.
>
> Извлекая квадратный корень, получаем приблизительно 13;7.

>
> Ладно, слово 'корень' придумали в 16 веке, мы анализируем
> фразу переводчика.
>
> Итак, как на абаке Птолемей извлекает из шестидесятиричной
> дроби 172 + 9/60 квадратный корень?

Ну раскажите, кто и когда впервые смог бы извлечь извлек квадратный корень из 172.9 (на абаке, тромбоне, IBM PC - все равно)?
А то "Птоломей не мог", "Птоломей не мог", а кто мог?

Эйлер мог или не мог?
Ньютон мог или не мог?
Декарт мог или не мог?
Кеплер мог или не мог?
Тихо Браге мог или не мог?
Виет мог или не мог?
Тарталья и Кардано могли или не могли?
Коперник мог или не мог?
Idiota мог или не мог?


> Что касается выдержек из книг по геометрии 17 века, приведу
> несколько позже. Заблуждение по поводу равенства
> изопериметричных фигур было устойчивым и долгим.

Ждем-с!


А все-таки теорему Пифагора кто и когда доказал?

А все-таки знал Эйлер про 5-й иудеоэлинский пункт и читал ли он Евклида?

 
 Re: Эйлер и пятая графа
Author: dist (213.85.32.---)
Date:   03-04-04 17:57

Конечно, читал.

Корень научились извлекать - постепенно - в 16 веке.

>Пятый пункт.

Цитирую учебник для 7 класса ср. школы - Вычисление площадей в древности.

Египтяне измеряли площадь ЛЮБОГО четырехугольника, умножая полусуммы противоположных сторон (ясно, что это верно ТОЛЬКО для прямоугольника).

Для равнобедренного треугольника египтяне пользовались формулой половины произведения основания на боковую сторону.

. . .

В 1775 г. в Оружейной палате был найден "Устав ратных и других дел", составленный в начале 17 века (ни одной математической рукописи ранее 17 века в России не существует).

В главе о земном верстании собраны правила измерения площадей фигур. Площадь прямоугольника находится выделением из него по меньшей стороне квадрата и прибавления к нему оставшейся доли (формулы a*b нет и в помине -dist). В ряде более поздних геометрических рукописей при измерении площадей указано, что фигуры с равными периметрами имеют равные площади.

_________________________________________________________

О том, что расстояние между точками находится по формуле Пифагора ВНЕ зависимости от того, прямоугольный треугольник, или нет, я уже писал неоднократно.

Такой была практическая геометрия в 17 - начале 18 вв.

Что касается деления, то в России в 17 веке издавались таблицы умножния 100 на 100 именно потому, что делить НЕ УМЕЛИ.

Попробуйте выполнить птолемеевское деление до 7-го шестидесятиричного знака после запятой в греческой (и аналогичной ей русской) нотации.

 
 Re: Эйлер и пятая графа
Author: ЭлЛин (---.lar.sch.gr)
Date:   03-04-04 21:49

dist Написал:

> Конечно, читал.

Это про Эйлера и Евклида? Так когда же появился Евклид с пятым постулатом и почему все-таки Эйлер фактически ввел этот постулат еще раз Эйлер в 1748 г.?



> Корень научились извлекать - постепенно - в 16 веке.

Еще раз:
Кто и когда впервые смог бы извлечь извлек квадратный корень из 172.9 (постепенно или сразу):

Эйлер мог или не мог?
Ньютон мог или не мог?
Декарт мог или не мог?
Кеплер мог или не мог?
Тихо Браге мог или не мог?
Виет мог или не мог?
Тарталья и Кардано могли или не могли?
Коперник мог или не мог?
Idiota мог или не мог?




>
> >Пятый пункт.
>
> Цитирую учебник для 7 класса ср. школы - Вычисление площадей в
> древности.
>
> Египтяне измеряли площадь ЛЮБОГО четырехугольника, умножая
> полусуммы противоположных сторон (ясно, что это верно ТОЛЬКО
> для прямоугольника).
>
> Для равнобедренного треугольника египтяне пользовались формулой
> половины произведения основания на боковую сторону.

Мы же вроде не про каких-то египтян, а про то что;

" В пособиях по геометрии 17 века площадь треугольника определялась как половина произведения соседних сторон; если быть более точным, то треугольник считался равным половине прямоугольника, сторонами которого являются соседние стороны треугольника"

Или в учебнике для 7-го класса говорится про египтян 17-го века c их пособиями?



>.... В ряде более поздних
> геометрических рукописей при измерении площадей указано, что
> фигуры с равными периметрами имеют равные площади.

Пожалуйста, одну из геометрических рукописей этого ряда и все другие рукописи тоже, так как "это заблуждение было ВСЕОБЩИМ вплоть до 18 века."


>
> _________________________________________________________
>
> О том, что расстояние между точками находится по формуле
> Пифагора ВНЕ зависимости от того, прямоугольный треугольник,
> или нет, я уже писал неоднократно.
>

Эту фразу я не понял, но это и не важно. Я спрашивал
кто и когда доказал теорему Пифагора?



> Попробуйте выполнить птолемеевское деление до 7-го
> шестидесятиричного знака после запятой в греческой (и
> аналогичной ей русской) нотации.

А вы не смейтесь, а сами попробуйте. Особых трудностей вроде бы нет, лучше только таблицу умножения 17 века перед собой положить, хотя, чтобы не ходить по музеям можно и самому составить.

Сообщаю алгоритм::
c помощью таблицы умножения подбираем первую греческую "цифру" частного и вычитаем произведение этой "цифры" на делитель (если, конечно, вычитать и множить Птоломеи умели, если же нет - научим). Можно подбирать и не очень точно - это неважно.. Потом начинаем все сначала. "Цифры" частного складываем. Когда останется остаток, множим его на греческое "60" и продолжаем делить, etc

В десятичной системе, конечно, несколько попроще и попривычней, но никаких принципиальных трудностей вроде бы нет. Если же, по Вашему мнению есть, сообщите, какие.

 
 Нет, это без слез читать невозможно!
Author: dist (213.85.32.---)
Date:   03-05-04 12:54

Птолемей:

Из полученного при делении 1391;51,40 на 2;4,14 частного 672;13 квадратный корень 25;55,38, будучи умножен на указанные выше отношения, дает величину 31;24,3.

Здесь всё немыслимо даже для 17 века (см. Виета).

Не было деления!

Не было частного!

Не было квадратного корня!

Если сомневаетесь, откройте словари - увидите, что соответствующие понятия в языках появляются лишь в 17 веке.

Нельзя было умножить частное 672;13 на отношения!

Почему, я приводил ранее - см. историю развития математики в 17 веке. Клавий в самом его начале только-только определил деление ЦЕЛЫХ чисел, а о том, чтобы с отношениями работать как с числами, речи не могло быть вплоть до 18 века!

Кстати, первым кто ввел отношения катетов к гипотенузе, был Эйлер.

Читаем Птолемея:

Вследствие этого при установленных отношениях катетов к гипотенузе (Эйлер! -dist) и т. д. (c. 384).

Согласно отношениям скоростей

Это вообще немыслимо, так как скорость как отношение пути к времени возникает лишь в физике 17 века, поскольку отношения разнородных величин вообще были невозможны в математике до 17 века!

Между прочим, многочлены были изобретены лишь в 19 веке именно потому, что разная размерность членов не позволяла их суммировать.

Поэтому, в частности, Ньютон и не смог открыть формулу Тейлора.

Нельзя смотреть на убожество ТИ без сожаления - все-таки, душа христианина переживает за сирых и убогих.

 
 Не волнуйтесь, до 17 в ничего не было
Author: ЭлЛин (---.att.sch.gr)
Date:   03-05-04 19:08

dist Написал:

> Птолемей:
>
> Из полученного при делении 1391;51,40 на 2;4,14 частного
> 672;13 квадратный корень 25;55,38, будучи умножен на указанные
> выше отношения, дает величину 31;24,3.

>
> Здесь всё немыслимо даже для 17 века (см. Виета).
>
> Не было деления!
>
> Не было частного!
>
> Не было квадратного корня!
>
> Если сомневаетесь, откройте словари - увидите, что
> соответствующие понятия в языках появляются лишь в 17 веке.
>
>

Успокойтесь, не рыдайте, не было до 17в ни деления, ни частного, ни корня и
"соответствующие понятия появляются в языках лишь в 17 в."

И "Понятие квадратный корень рождается в середине 16 века" ,
и "слово 'корень' придумали в 16 веке" ( http://compagnia.ru/civ/read.php?f=3&i=7641&t=7561http://compagnia.ru/civ/read.php?f=3&i=7685&t=7561 ) - все согласны, не плачьте.
И "Корень научились извлекать - постепенно - в 16 веке" ( http://compagnia.ru/civ/read.php?f=3&i=7723&t=7561 ) - но тихо-тихо, без понятий и слов - тоже давно все согласны


> Согласно отношениям скоростей
>
> Это вообще немыслимо, так как скорость как отношение пути к
> времени возникает лишь в физике 17 века, поскольку отношения
> разнородных величин вообще были невозможны в математике до 17
> века!
>

Все уже давно согласны: не было скорости до 17 в. и "никакого понятия о теореме Пифагора не существовало" - не плачьте, все образуется, все будет хорошо.


> Нельзя смотреть на убожество ТИ без сожаления - все-таки, душа
> христианина переживает за сирых и убогих.

Не переживайте, успокойтесь: не было христиан, не было!

 
 эллину
Author: portvein777 (---.rosbank.ru)
Date:   03-08-04 23:14

привет давненько не виделись \\\\\\\\\\\ Ну раскажите, кто и когда впервые смог бы извлечь извлек квадратный корень из 172.9 (на абаке, тромбоне, IBM PC - все равно)?
---я не зря привел значения пи \\\\ во первых могу представить простенькую программу получения корня из integer \\\во вторых число после запятой могу вычислить хоть до млн -- есть спец библиотека программ для integer-арифметики \\\\\\\ осталось Порядок держать в уме...

 
 Re: эллину
Author: ЭлЛин (---.lar.sch.gr)
Date:   03-09-04 03:10

portvein777 Написал:

> привет давненько не виделись

И вам привет. Может мы и никогда не виделись, но это не важно. Важно, чтоб человек был хороший.

> ---я не зря привел значения пи \\\\ во первых могу представить
> простенькую программу получения корня из integer \\\во вторых
> число после запятой могу вычислить хоть до млн -- есть спец
> библиотека программ для integer-арифметики \\\\\\\ осталось
> Порядок держать в уме...

Да уж как-нибудь с корняем справиться можно. Конечно, до милиона знаков без механизмы трудно, но ведь миллион знаков никому и не нужен, куда их девать. А простым людям четырех-пяти знаков обычно хватает.

 
 Re: эллину
Author: portvein777 (---.rosbank.ru)
Date:   03-09-04 22:49

действ не виделись \\я вас с этруском спутал \\\\\а интеджер -- это намек на абак

 Forum List  |  Threaded View   Newer Topic  |  Older Topic 


 This thread is closed 

phorum.org