§1. КОНСИЛИУМ

 New Topic  |  Go to Top  |  Go to Topic  |  Search  |  Log In   Newer Topic  |  Older Topic 
 казаки и Европа
Author: кеслер (---.Moscow.itn.ru)
Date:   03-13-04 12:40

Французы о казаках (Casaque, с 1413 г.). узнали раньше, чем о янычарах (Janissaire, в форме Jehanicere - с 1457!)...

 
 Re: казаки и Украина
Author: Родич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Date:   03-13-04 22:46

Когда заходит разговор об украинском (или запорожском) казачестве, то часто приходится сталкиваться с восприятием данного феномена как малосодержательного и малоинтересного для серьезного исследования. Казачество и казаки давно стали персонажами баек и анекдотов, веселыми и малость придурковатыми хлопцами с колоритным внешним видом, похваляющиеся своей пресловутой удалью. Основным их занятием является глубинное изучение процесса самогоноварения с последующей обильной дегустацией готовой продукции. Кроме того, казаки предаются непрерывному веселью, среди них царит всеобщее братство плавно переходящее в анархию. Веселый нрав казаков имеет обратную сторону, которая проявляется при свирепых набегах, имеющих своей целью всласть пограбить и вдоволь позабавиться с представительницам прекрасного пола. Клиентами подобной деятельности являются некие "соседи" чья этническая и государственная принадлежность конкретизирована вяло; по ряду причин среди них обычно упоминаются только турки и татары. Любители истории знают, что в указанный период Османская империя была могущественнейшей державой Европы и Ближнего Востока, чьи войска несколько раз всерьез собирались овладеть Веной, а флот в течении многих лет держал в напряжении все средиземноморское побережье, не говоря уже о том, что именно османы положили конец историческому бытию доброй дюжины государств. Поэтому некоторым особо любопытным может придти в голову вопрос: как означенная империя могла позволить так измываться над собой в течение нескольких столетий банде подвыпивших разбойников.
В массовом сознании витает в этой связи миф о знаменитом письме запорожцев турецкому султану. Для тех кто не в курсе сути интриги: султан, перечислив свои многочисленные титулы и указав на мощь которая находится в его распоряжении, от всей души призвал казаков к соблюдению порядка. Доблестные запорожцы категорически отвергли этот призыв и в ответном послании сосредоточились на оскорбительном переиначивании султанских титулов, коими султан поименовал в своем послании, в оконцовке же от всей души помянули уважаемую матушку султана, что на Востоке является тягчайшим, несмываемым оскорблением. Когда и по какому конкретно поводу все это происходило—мало кто знает, зато картина Репина, на которой, по всей видимости, изображен именно момент обсуждения казаками достоинств почтенной султанской матери навсегда остался в подсознании обывателя.

Примерно такой была мифологическая картина казачества, до тех пор, пока не потребовалась совершенно иная мифология. Бурный и быстротечный процесс "возрождения национального сознания" конца 80-х начала 90-х гг. сопровождал распад некогда единой страны под названием СССР. И оказавшимся один на один с самими собой народам потребовалось срочное создание собственной национальной мифологии, ради которой начали спешно перелицовываться устоявшиеся образы прошлого. В рамках этого процесса националистическая элита "нэзалэжной" Украины опознала в казаках отцов-основателей "суверенной, независимой, соборной Украинской державы". Казаки из "отморозков" периода позднего средневековья превратились в рыцарей без страха и упрека, непрерывно боровшихся за независимую Украину и достигших на короткий срок своей заветной цели, но погубленных зловредными и коварными москалями, играющими в данной мифологии роль аналогичную роли злых демонов. Вообще складывающаяся сейчас "в Украине" мифологическая картина добротно воспроизводит традиционное деление мира на посюсторонний мир (представлен непосредственно "ненькой" Украиной), Рай (который конкретизирован в образе Европы, "войти во врата" которого является мистической целью жизни всех "национально свядомых" украинцев) и Ада, который, как нетрудно догадаться, полностью отождествлен с Россией. Жители "инфернальной России" имеют специфическое наименование москалей и их вечной иррациональной задачей является беспрерывное терзание и мучение несчастных украинцев. Зачем, собственно говоря, им это надо не разъясняется, как не подлежит объяснению феномен абсолютного Зла.

Известный украинский радикал Дмитро Корчинский в своем интервью журналу "Элементы" ставит вопрос ребром: "Украинцы: казаки или свинопасы?". Казак объявляется национальным идеалом Украины, стремиться быть похожим на него: священная обязанность каждого уважающего себя украинца. Фигура казака становится воплощением архетипа украинца, солью земли украинской. Поэтому понять суть феномена казачества, значит понять очень многое о том, каковы цели и идеалы современной украинской элиты, в особенности наиболее пассионарной ее части, тех людей для которых проект "Украина" - это всерьез и надолго.


Казаки—гости из тьмы времен


Как это не покажется странным, но происхождение казаков является вопросом, который не особенно охотно рассматривается историками, прежде всего "проукраинской" ориентации. Следы феномена казачества теряются в глубинах средних веков. Неизвестны ни обстоятельства, при которых сформировалось это сообщество, ни первоначальная его точная локализация. Например, Ю. А. Мицик, один из современных историков независимой Украины, отводит вопросу о происхождении казачества аж 8 из 180 страниц в своей книге "Козацкий край. Очерки из истории Днепропетровщины XV-XVIII вв.". На этом небогатом книжном пространстве автор в основном признается в полном отсутствии точных сведений относительно проблемы происхождения казаков. Более того, неизвестно, что вообще означает слово "казак" и из какого языка оно происходит. "... Одни выводят это слово от названия племени касогов— соседей Киевской державы в IX-XI вв., другие от названия народа хозар (козар), от легендарного вождя Казака, некоторые же от слова "коза", т.к. козаки любили одежду из козьей шкуры. Третьи считают, что оно происходит от слова "коса", которую козаки использовали в качестве оружия. Некоторые производят козаков от половцев, "черных клобуков", от татар, некоторые считают их совершенно особым народом, некоторые наоборот считали козаков сплавом из совершенно разных народов" [Ю. А. Мицик. Стр.4]. В общем, выходит, что в отношении происхождения соли украинской земли господствует масса разнообразнейших мнений. Однако далеко не все из них имеют равное обоснование. Более того, нам представляется, что такой разнобой имеет своей целью глубоко запрятать результаты действительно серьезных исследований в отношении этимологии слова "казак" (или "козак" в украинском написании). Между тем историк-ориенталист с мировым именем Емельян Прицак показал, что это слово имеет ярко выраженное тюркское происхождение, и обозначало не народ, не этнос, а особую группу людей, своего рода сословие, которые прошли (и выдержали) тяжкий обряд инициации, практикуемый у древних тюрков. Посвящение в высшую касту воинов племени происходило так: молодого и сильного юношу отправляли на длительное время жить в степь одного, где он должен был в течении долгого времени сражаться против диких зверей и людей, находить себе пропитание и выдерживать тяжелые природные условия. Выдержавшему испытание присваивалось право носить и применять оружие, что делало его высшим человеком по отношению к нерасчлененной массе "обычных людей". Поэтому значение слова "казак" было по Прицаку весьма определенным и звучало действительно гордо—"свободный, имеющий право носить и применять оружие человек". Здесь нельзя не усмотреть сходства с обрядами инициации у многих народов Евразии и связь с кастовой системой, господствовавшей в древности. Козаки были прямым аналогом касты кшатриев в Индии, единственная разница состояла в том, что казак мог проникнуть в воинскую касту не по праву рождения, а по праву человека, доказавшего свое мужество и силу.

Половцы называли казаками тех, кто нес сторожевую службу, защищая границы территории своего племени и государства. Таким образом, слово "казак" является не славянским, а заимствованным у тюрков понятием, как бы это не раздражало сторонников идеи о чистоте славянства у украинцев. Интересно, что подобную точку зрения разделяли и авторы— современники казацкой Сечи. Например, Иоганн Миллер, один из первых исследователей истории казачества, утверждал в своей книге о казаках, что слова это происходит от самоназвания группы тюркских племен, которые именовали себя киргиз-кайсаками. Известно, что это древнее самоназвание казахов (почти что казаков!), которое они сохраняли и период царской России вплоть до 1917 г. И лишь с созданием в 20-е годы союзных республик в Средней Азии, это понятие было вычеркнуто и часть киркиз-кайсаков стали называть киргизами, а часть казахами. На малороссийской почве понятие "казак" стало обозначать практически то же самое, что и у тюрков—изолированное территориально и классово воинское сообщество, каста избранных воинов.

Однако же вопрос о происхождении казаков как сословия остается не выясненным до сих пор. Казаки появляются как бы из ничего в темный период распада Золотой Орды (Алтын Урды). Империя, объединявшая под своим началом множество народов Евразии, простиравшаяся от Карат до Кавказа и Памира начала разваливаться на куски. Особенно фатальным стал для Орды выход из единого имперского пространства молодой в то время Московии. В 1480 г. она формально освободилась от вассалитета по отношению к ордынскому хану—кагану—царю. И приблизительно в это же время казаки бурно проявляют себя в зоне Северного Причерноморья, Приднепровья и Волыни. "Только в конце XV века появляются первые достоверные свидетельства относительно казаков. Первое из них мы находим в "Польской хронике", написанное в середине XVI в. польскими дворянами отцом и сыном Бельскими (Мартином и Иоахимом). В соответствии с хроникой в 1489 г. турецко-татарские орды вторглись в Подолию. Навстречу им выступило польское войско во главе с королевичем Яном Ольбрехтом, будущим правителем польско-литовской державы. Проводниками в степях у него были казаки, которые хорошо знали эту местность. Возле села Коперстина при помощи казаков на татар была устроена засада, и они были разгромлены, потеряв 15 тысяч человек" [Мицык с.9]. Другое известие про казаков мы находим в ответном письме литовского князя Александра к крымскому хану Менгли-Гирею, датированному 1492 г. В нем князь оправдывается перед ханом, что он непричастен к походу казаков, разгромивших в накануне татарскую крепость Тягиня (вблизи нынешнего г. Бендеры в Молдавии). Казаки прошли морским походом через Днепр, Черное море и Днестр и разгромили крепость вдребезги, потопив большой турецкий корабль и взяв большие трофеи. На следующий год казаки разгромили крепость Очаков, вырезав турецкий гарнизон. Причем из летописей выясняется, что во главе казаков в это время стоял не какой-нибудь безвестный разбойник, а князь Богдан Глинский, староста, т.е. мэр г. Черкассы. Для сведения: князь по понятиям того времени был сувереном, т.е. не подчинялся никому кроме царя или императора—высшего суверена, мистического помазанника Божьего. В отсутствие оного князь был самостоятельным правителем, обладавшим правом на создание собственного государства. Причем случай с Глинским еще более интересен: род Глинских породнен с царским родом Московии: Елена Глинская, мать всего-то на всего Иоанна IV Васильевича по прозвищу Грозный—представительница именно этого рода. Далее сведения по казаков—бесстрашных и опытных, прекрасно организованных воинах, нарастают лавинообразно. Через несколько лет казаки громят посольство крымского хана, снова и снова захватывают Очаков и другие крепости. Хан и сам султан взирают на вест этот разбой с полным бессилием. В числе вождей казаков сплошные князья—Вишневецкие, Ружинские, Зборовские, Лянцкоронские и т. д.

Из всего этого возникает ощущение, что история и историки недоговаривает нам чего-то важного и существенного в отношении подлинной природы феномена казачества. Возникшие из исторического небытия дружины профессиональных воинов, возглавляемых родовитыми князьями "ставят на рога" мощные государства того времени и никто ничего поделать не может. В связи с этим рискнем высказать нашу собственную версию, которая могла бы поставить многое на свои места.

Совпадение развала Золотой Орды и появление на исторической арене казаков является не случайным. Судя по имеющимся сведениям государственный строй, весьма напоминал устройство традиционных обществ древности. В особенности это было выражено в наличии династии Чигизидов, овеянной мистическим ореолом и касты профессиональных воинов поддерживавших власть династии. Вообще надо отметить, что средние века это время практически только профессиональных армий, имевших четко выделенный социальный статус, вознесенный высоко над народными массами. Развал Орды означал выделение из некогда единого социума отдельных групп, формирование которых могло определяться как этнической, так и сословной, кастовой общностью. Во всяком случае, было бы удивительно, чтобы каста воинов, обладавшая наиболее высокой и прочной организацией, средствами и навыками борьбы за выживание и власть так просто, без сопротивления растворилась в наступившем всеобщем хаосе. Часть осколков Орды сгруппировались по этническому принципу, примером могут служить Ногайская, Синяя, Белая Орды, Казанское, Астраханское и Сибирское ханства. Но часть попытались объединиться по сословному признаку. Результатом именно такого процесса могло стать появление новой исторической общности—казаков, людей, которым "дозволено носить и применять оружие". Происходит интересное явление—сословная общность начинает преобразовываться в этническую. Именно этим и объясняется, на наш взгляд, четко выраженное осознание казаками своей отдельности и превосходства перед окружающим этническим материалом, которое они проявляли на протяжении всего своего исторического бытия.

Может быть наше предположение является лишь абстрактной конструкцией, не имеющей никакого подтверждения фактами истории? Ничуть не бывало. Тот же Ю. А. Мицик, не в силах скрыть неукраинское (точнее немалороссийское и неславянское, неместное) происхождение казаков. "Исторические источники фиксируют слово "козак" только после татаро- монгольского нашествия, причем вначале оно обозначало казаков тюркского происхождения. Иногда остается непонятным про кого идет речь—про украинских или тюркских казаков. Так, в хронике города Судак в Крыму от 13 апреля 1308 г. говорится про то, что козаки "забили мечом" некоего Амальчу, сына Сартака" [Мицык, с.8]. Вот оно, что оказывается: во времена и во владениях Золотой Орды казаки вершат суд (скорее всего именно так нужно понимать выражение "забили мечом"), причем делают это в пределах городов, которые имели по средневековым обычаям право на самоуправление. Действовать так могли только представители высшей власти, которые могли судить и миловать где угодно и кого угодно. Одним словом казаки выступали как своего рода полиция времен Золотой Орды. Еще одно упоминание о казаках, эпохи Золотой Орды, является сообщения о "бродниках", специальных воинах-проводниках, знающих броды, которые проводили через них войска Дмитрия Донского. Современные исследователи доказали, что армия князя Дмитрия состояла в основном из крещеных татар, многие из которых примкнули к нему, потому что считали командира темена Мамая т.е. говоря современным языком командующего дивизией нелегитимным правителем, т.к. он не принадлежал к священной династии Чингизидов. Дмитрий же вел себя как образцовый подданный Орды, загасивший очаг мятежа Мамая в зародыше. Нет ничего удивительного, что армейская элита, т.е. "казаки-бродники" примкнула в битве на поле Куликовом к "легитимисту" Дмитрию против "узурпатора" Мамая. Наконец необходимо отметить факт известный любому исследователю украинского фольклора. Сам Мамай является одной из ключевых его фигур под именем "козака Мамая". Рассказы и "думы", повествующие о подвигах Мамая составляют изрядную его долю.

Мнение о тюркском происхождении разделяется многими исследователями. Н. И. Ульянов пишет по этому поводу: "Объяснения природы казачества надо искать не на Западе, а на Востоке…в "диком поле" среди тюрко-моногольских орд…Осевшие в Приднепровье они и известные чаще всего под названием черных клобуков они христианизировались, русифицировались и положили, по мнению Костомарова начало южнорусскому казачеству." Эту же точку зрения разделял П. Голубовский, В. А. Голобуцкий и другие. Ими выявлено происхождение казачьих терминов от слов языков тюркской группы. Например, слово "атаман" (или "отоман" в украинской транскрипции) происходит от тюркского "одаман"—начальник в группе пастухов. Большое сводное стадо, составленное из нескольких, называлось по-тюркски "кхош" и именно от него происходит казачий термин "кош" - становище, лагерь. Отсюда же происходит слово "курень". Арабский историк средневековья Рашид-ад-Дин объяснял его значение так: "…Когда в поле кибитки стоят во множестве в виде кольца, то называют это— курень".

По поводу выдвинутой гипотезы могут возникнуть многочисленные возражения. Например: известно, что казаки были сплошь православного вероисповедания. Каким образом воинская каста Золотой Орды могла быть православной, ведь известно, что в первой половине XIV века при хане Узбеке основной религией Орды стал ислам. Дело тут в том, что Орда никогда не была моноконфессиональным государством, более того известно, что православие было одной из основных и уважаемых деноминаций в Орде. Уже в XIII столетии в Орде была учреждена православная епархия, православная церковь была освобождена от всех налогов и податей и находилась под особой защитой государства. Наконец про многих ханов Орды есть сведения о том, что они были крещеными. На этот счет есть даже такие предположения и в отношении самого хана Бату или Батыя, превратившего улус Джучи в великую Золотую Орду. Религиозное размежевание произошло на каком-то более позднем этапе, и мы можем предположить, что этим этапом была эпоха развала Орды в конце XV века.

Если доказательств происхождения казаков недостаточно, можно обратиться прямо к первоисточникам—благо таковые сохранились. В 1492 г. крымский хан Менгли-Гирей в своем послании царю Иоанну III писал о том, что "…войско его, возвращаясь из под Киева с добычей было ограблено в степи "ордынскими казаками" (курсив наш). Об этих же ордынских или "азовских" казаках много пишут в то время русские летописцы. Татарские казаки…не признавали над собой власти никакого государя, хотя часо нанимались к ним на службу".

Евразийское, тюркское происхождение казачества начисто опровергает миф современных "западников" среди украинских историков и политических деятелей относительно "европейского" происхождения казаков, служивших якобы опорой и защитой просвещенной Европы от агрессии диких орд с Востока. Казаки выставляются как "украинские рыцари", а происхождение независимой Украины от них является доказательством "принадлежности Украины к европейской цивилизации". Изначальный смысл фигуры казака имеет прямо противоположное значение; он является своего рода передовым форпостом Евразии, на самой границе исторического противостояния Востока и Запада.


Сечь—"блуждающее царство" казаков


Говоря о феномене казачества необходимо более подробно остановится на внутренней жизни такого явления как Запорожская Сечь (или Сичь). Часто, Сечь и казачество полностью отождествляют между собой. Слово Сечь произносят, подразумевая все под этим наименование вообще все сообщество казаков. Кроме того, обычно представляют Сечь как некую неизменную столицу казачьего края, которая существовала в районе нынешнего г. Запоророжья. На самом деле это не так. Сечь не являлась городом или поселением в обычном смысле этого слова, она не возникла постепенно из небольшого села. Более того, Сечь, как не странно, вообще не была предназначена для обычной, "нормальной" жизни. Больше всего, Сечь походила на то, что в наше время называют военной базой, хотя и тут имелись большие и принципиальные различия. И что совсем необычно для современного понимания, Сечь не находилась долгое время на одном и том же месте.

Итак, основана Сечь была единовременно, на днепровском острове Малая Хортица по единому проекту как специальное военное поселение. Известен и автор этого проекта: легендарный гетман Дмитрий Вишневецкий, который остался в истории под именем Байды. Происходивший из древнего и славного княжеского рода, он вел жизнь странствующего воина, предлагая свои услуги последовательно турецкому султану, польскому королю и московскому царю. В начале 50-х годов XVI века, он составил и подал на имя польского короля проект создания для орд казаков, блуждавших до того по степи, специального военного укрепленного поселения, которое могло бы защищать восточные границы Польского королевства. Не дожидаясь санкции короля, Вишневецкий в 1554 г. занял вместе с несколькими тысячами казаков остров Малая Хортица и построил там укрепление. Оно стало постоянной базой для набегов казаков на прилегающие территории. Однако уже в 1557 г. Хортицкая Сечь была захвачена и разрушена турецкими войсками, которым стала надоедать разбойничья активность казаков, а сам Байда через несколько лет захвачен и казнен в Константинополе. С тех пор, Сечь превратилась в "блуждающее царство", разрушаемая в одном месте, она воспроизводилась в другом с высокой степенью копирования принципов функционирования и приемов планирования ее внутренней Сечи. Таким образом, выражение Запорожская Сечь не вполне адекватно выражает существо дела—только основных Сечей и только на Днепре в истории насчитывается восемь: Хортицкая, Томаковская, Базавлуцкая, Никитинская, Чертомлыцкая, Каменская, Олешковская и Новая Сечь. Кроме того, после ликвидации Сечи царскими войсками возникло несколько Сечей "в эмиграции", среди которых наиболее выделялись Задунайская и Банатская Сечи.

Историки недооценивают оригинальность и непохожесть устройства Сечи, ее непохожесть на обычные человеческие сообщества. Прежде всего, необходимо указать на особое, сакральное отношение к территории Сечи. Земля, занятая укреплениями, а также территория вокруг нее в радиусе примерно 5-7 км считались как бы изъятыми из обыденного профанного мира. На этой территории могли находится только казаки-воины, которые подчинялись вполне определенным нормам поведения и ценностным установкам. Более того, пребывание на этой территории накладывало на них ряд ограничений, которые напоминали ограничения для монахов. Прежде всего, это выражалось в запрете под страхом смерти на пребывание в этой зоне женщин. Это вовсе не означало, что казак не имел право жениться, напротив большинство из них было женаты, но должны были держать своих жен и детей вне Сечи в обычных деревнях, где, впрочем, тоже жили казаки, но либо больные и старые, либо занимающиеся промыслами. Прецедентом для запрета на вход на такую обширную территорию женщин можно найти разве что в монашеской республике горы Афон в Греции, куда нога женщины не ступала уже около тысячи лет. Причем в случае с Афоном этот запрет объясняется именно сакральностью земли Афона, посвященной Божьей Матери, и считающейся ее личным уделом.

Еще одной необычной чертой жизни Сечи является неизменное деление всей ее внутренней структуры на одно и то же число куреней—первичных единиц организации казачьего общества. На протяжении почти трехсот лет оставался неизменным их состав и число—а именно 38 куреней: Батуринский, Брюховецкий, Васюринский, Медведовский, Величковский, Верхнестебливский, Деревяновский, Донской, Дядьковский, Ивановский, Ираклиевский, Кальниболоцкий, Канивский, Кисляковский, Кониловский, Корсунский, Криловский, Кущевский, Левушковский, Менский, Мишастовский, Незамаевский, Нижнестебливский, Пашковский, Переяславский, Пластнуновский, Платнеревский, Полтавский, Поповичевский, Роговский, Сергиевский, Тимошевский, Титаровский, Уманский, Шкуринский, Щербаковский. В этом составе Сечь возникла сразу, и можно предположить, что эта структура существовала и до ее возникновения. Возможно, она отображала воинский порядок, который закрепился еще во времена Золотой Орды, во всяком случае, это объясняет ее живучесть на протяжении многих столетий. В сущности, эта структура Сечи была своего рода священным воспоминанием о временах Империи и менять ее казаки, несмотря на весь свой непостоянный темперамент не решились. Постоянное воспроизводство одного и того же организационного и кастового архетипа понесенное через эпохи и пространства, можно соотнести с идеей "блуждающего царства" высказанной на Руси. Подлинное царство с истинной верой и настоящим царем, согласно этой идее, может быть только одно. И оно будет существовать во все времена и до Конца Времен, меняется лишь внешнее обличие этого царства и его географическая локализация. Таким царством свободных воинов с истинной православной верой и представлялась вероятно Сечь ее основателям.

Первоначально курени представляли собой таборы, т.е. пространства, огороженные повозками, но со временем они превратились в большие казармы, вмещавшие в себя от 50 до 100 человек. Таким образом, в Сечи всегда находилось 3-4 тысячи "избранных" казаков, защищавших ее сакральную территорию, что составляло меньшинство от их общего числа. Большинство казаков жило за пределами Сечи, как бы "в миру", и занимались охотой, скотоводством, промыслами, меньшая часть земледелием. Интересно, что кастовый кшатрийский характер жизни казаков внутри Сечи подчеркивался полным запретом для них на какие-либо виды деятельности кроме военных походов. В остальное время казаки в пределах Сечи либо упражнялись в военном искусстве, либо действительно предавались веселью, часто весьма необузданному. Настоящий воин живет либо войной, либо подготовкой к ней, либо наслаждается плодами победы, а пахать землю—занятие не для его касты.

Еще одной особенностью Сечи была ее полная моноконфессиональность. Неизвестно, чтобы казаки исповедовали какую-либо веру кроме православия. В центре Сечи всегда находилась церковь со звонницей, площадь перед церковью была местом проведения казацкой Рады или Круга, на которых решались политические и экономические вопросы жизни Сечи. Национальный состав Сечи был при этом самым разнообразным: фактически здесь были представлены все народы, населяющие Евразию: от татар до немцев, от греков до московитов, от евреев до сербов, хотя, разумеется, преобладали выходцы из Малороссии. Нам представляется, что такое безразличие к этносу есть также пережиток имперского и кастового сознания, когда значение имело лишь одно: определяет ли человек себя как кшатрия, представителя касты воинов и готов ли он подчинить свою жизнь требованиям касты.

Некоторые идеологи "европейской Украины" усматривают в выборности старшин и гетмана, а также в универсальности этнического состава Сечи признаки изначально демократического характера Украины. Казаки становятся, таким образом, предтечами Декларации прав человека и средневековыми глашатаями принципа политкорректности. Нет ничего более неадекватного, чем такая трактовка государственного строя Сечи. Его отличие от современной всеобщей уравнительной демократии было коренным. Прежде всего, права голосовать и высказываться было только у "свободных, имеющих право носить и применять оружие воинов" т.е. принадлежать к касте воинов, во-вторых, эти воины должны были быть членами куреня т.е. одной из сечевых корпораций, в-третьих, право голоса можно было реализовать только в одном-единственном сакральном месте—площади перед Сечевой церковью в присутствии и при благословении православного священника. Наконец в Сечи отсутствовало явление которое называется сейчас политическая борьба. Кандидаты в гетманы и старшины не поливали друг друга принародно грязью, а шли каждый в свой курень и молча дожидались там решения Рады, представители которой приносили им булаву как символ их власти над воинским сообществом. Мы уж не говорим об отсутствии права голоса у женщин, кои вообще физически не могли быть допущены к решению каких-либо вопросов. В общем, перед нами пример кастовой военной демократии, которая существовала в традиционном обществе с незапамятных времен. Яркие примеры такой формы правления можно найти в Ветхом Завете, Авесте, Ведах и других священных писаниях древности. С современной профанической демократией это не имеет ничего общего. Более того, может быть квалифицирована с точки зрения современной политологии как аристократическая форма правления, когда господствует и навязывает всем свою волю собрание лучших, или самых сильных, причем с примесью теократии—ни одно решение Рады не было легитимным если не принималось в присутствии и по благословению священника—его отсутствие или уход с Рады автоматически делало все ее решения незаконными. Хотя нужно отметить, что по мере Сечи, в ней все больше стали проявляться "прелести" современной демократии: разделение на враждующие партии, интриги, перевороты, постоянная смена гетманов и даже политические убийства.

Падение от военной аристократии к подобию современной псевдодемократии, сопровождало процесс утраты аристократического начала в среде казачества. Из знатных князей, ее вожди превратились в бывших беглых холопов, богатых "обуржуазившихся" казачков, наконец, просто в темных авантюристов. Поэтому историю Сечи можно рассматривать как историю непрерывной деградации первоначального кшатрийского архетипа, доставшегося в наследство от империи Чингизхана, до плебейской охлократии и европейского обуржуазивания казачества, превращения его в зажиточных землевладельцев, торговцев, мещан.

Антон Крымский

http://zvezda.ru/2000/10/07/cozacs.shtml

 
 Редкий бред...
Author: Журавлёв (---.odessa.dialup.ukr.net)
Date:   03-14-04 00:29

Да и автор - какой-то масон, блин...

 
 не только кляти хохли
Author: portvein777 (---.rosbank.ru)
Date:   03-14-04 00:48

но и терские казакки --ТОЖе самое \\\\\\\\\\ я в заст годы делал эк сьемку по всему моздокскому краю --- и видел это беспробудное пьянство \\\\ а потом застал 1х ряженых петухов --- лампасы форма .. награды!!! георг оружие и георг крест \\\\\\\\\\\ усе самастийно \\\\ но это так кажется \\\ у меня 1н знакомый в мАскве на этом нажился --- шитие формы то доллары стоит -- и КТО ТО за этими ряжеными стоял и стоит

 
 Re: казаки и Европа
Author: Cagor (---.dialup.mtu-net.ru)
Date:   03-14-04 02:42

Может, когда-то казаками и были инициированные молодые люди, на деле доказавшие свое мужество и получившие право на ношение оружия, но затем, как правильно изволил выразиться 777, в силу верности неверной религии греко-Униато-Православию, т.е. новоделу 18 века, сей народец спился и опустился окончательно.
На сегодня мне казаки напоминают конкистадоров Кортеса - то же безудержное (против мирного-то населения) бахвальство и минимальная боеспособность (все-то их гоняют и бьют как псов).
Сейчас подрабатывают ночными сторожами в храмах и монастырях Господствующей Церкви, организуют демонстрации и митинги, ратуют за самостийность Украины и т.п.
Родич, ты чё? Других тем, поинтересней не нашел?
С уважением, *****

 
 Re: казак ДэАртаньян - турецкий авантюрист
Author: кеслер (---.Moscow.itn.ru)
Date:   03-14-04 11:42

Интересно, чтто слово "казак" французы пытаются связать с ТУРЕЦКИМ quzzak или kazak, кое они трактуют как "авантюрист, искатель приключений". Выражение "tourner casaque" означает "переметнуться" (дословно "превратиться в казака, обернуться казаком"). И это - до знакомства с янычарами. Т.е. сначала турецкая кавалерия наводила шорох на предков французов, а потом уж и пехота... В 17 в. появилось выражение "casaque des mousquetaires" - это мушкетерская одежда с длинными рукавами...

 
 Re: казаки и юнкера
Author: sezam (62.85.27.---)
Date:   03-14-04 13:24

> "casaque des mousquetaires" - это мушкетерская одежда с длинными > рукавами...

Косоворотка-косуха, возможно.


Казак-кшатрий
Янычар-юнкер-"Jehanicere - с 1457"-Иван-царь
и jaunais karavirs (латыш.) - новобранец, причем и по смыслу и дословно.

Связь очевидна. Еще бы объяснить до конца...

 
 Re: казаки-баски
Author: кеслер (---.Moscow.itn.ru)
Date:   03-14-04 14:04

Гасконец д'Артаньян - баск, поскольку Gascon - от Vasco = баск. Есть такой палеолингвист Edo Nyland, который связывает баскское и русское... через идиш.

 
 Кагора перепили? Или портюгана?
Author: Журавлёв (---.odessa.dialup.ukr.net)
Date:   03-14-04 17:29

Cagor Написал:

> Может, когда-то казаками и были инициированные молодые люди, на
> деле доказавшие свое мужество и получившие право на ношение
> оружия, но затем, как правильно изволил выразиться 777, в силу
> верности неверной религии греко-Униато-Православию, т.е.
> новоделу 18 века, сей народец спился и опустился окончательно.

Пока что я вижу, что окончательно спиваются некоторые персонажи на этом сайте. Это с каких это пор казаки стали униатами?

> На сегодня мне казаки напоминают конкистадоров Кортеса - то же
> безудержное (против мирного-то населения) бахвальство и
> минимальная боеспособность (все-то их гоняют и бьют как псов).

Насчёт минимальной боеспособности - примерчики не приведёте?
И кто гонял и бил, как псов, конкистадоров Кортеса?

> Сейчас подрабатывают ночными сторожами в храмах и монастырях
> Господствующей Церкви, организуют демонстрации и митинги,
> ратуют за самостийность Украины и т.п.

Какие сейчас на фиг казаки?
Их с 18го века нет. Вам просто пить нужно меньше.

> Родич, ты чё? Других тем, поинтересней не нашел?
> С уважением, *****

Чё-нить про винцо там, портвешку...

 
 Казаки в казакинах
Author: ЭлЛин (---.att.sch.gr)
Date:   03-14-04 20:44

кеслер Написал:

> Интересно, чтто слово "казак" французы пытаются связать с
> ТУРЕЦКИМ quzzak или kazak, кое они трактуют как "авантюрист,
> искатель приключений". Выражение "tourner casaque" означает
> "переметнуться" (дословно "превратиться в казака, обернуться
> казаком"). И это - до знакомства с янычарами. Т.е. сначала
> турецкая кавалерия наводила шорох на предков французов, а потом
> уж и пехота... В 17 в. появилось выражение "casaque des
> mousquetaires" - это мушкетерская одежда с длинными рукавами...

Похоже, что французы только в 20 в стали различать la casaque и le cosaque:

casaque, n. f. - Manteau a manches larges. Manteau court des mousquetaire. Vest de jokey de coleur vive. Corsage ne rentrant pas dans la jupe. ||
Fig. Tourner casaque , changer de parti.
Cosaques, - population guerrières de l'Ukraine et de bord de Don,
utilisées au XV s. par les princes moscovites pour coloniser les steppes du Sude et s'opposer l'invasion. Plus tard, ils fournirent une excellente cavalerie légère. || N. m. Fig. Homme dur, farouche.
(Dictionnaire usuel. Quillet-Flammarion. Paris 1956)

Да и этимологию этих слов стали в 20 в давать разную:

casaque (1536, dans Gay), d'abord tunique d'homme, casaquin, vx (1549, Бi>id.), empr. á l'it. casacca, - acchino.
cosaque (1632, Peiresc), empr. au russe kosak.
(Albert Dauzat. Dictionnaire étimologique. Larousse. Paris 1938)

 
 Re: португальцы - в казаки!
Author: кеслер (---.Moscow.itn.ru)
Date:   03-14-04 22:34

"Казакин" = corsage de femme. Но: в португальском CASACO - "верхняя одежда, пальто, жакет, кофта, пиджак" ( без casaco в ресторан - ни-ни!). А CASACA = фрак, не более того...

 
 Re: Казаки в казакинах
Author: кеслер (---.Moscow.itn.ru)
Date:   03-14-04 22:45

Не спрятать амазонке грудь под казакином... "Le Petit Robert" вашими плетьми не перешибить. А казак - он и в Африке казак. Даже в 15 в. А потом уж и эллинское kazaka - блуза...

 
 Re: португальцы - в казаки! И испанцы.
Author: AL (212.1.238.---)
Date:   03-14-04 23:01

Casa - дом. Соответственно :казак - однодворец ( домовладелец). Кстати caballero ( рыцарь) - владелец кобылы ????

 
 Re: казанский кобыльеро
Author: кеслер (---.Moscow.itn.ru)
Date:   03-14-04 23:22

Именно кобылы! А не коня, ибо конь против течной кобылы - боец, но его седок - никак нет...
P.S. По-французски, кстати, casanier = домосед.

 
 Просто всадник.
Author: Журавлёв (---.odessa.dialup.ukr.net)
Date:   03-14-04 23:45

AL Написал:

> Кстати caballero ( рыцарь) - владелец кобылы ????

Так же, как и кавалер, шевалье и пр.

 
 Re: Казачки в Африке
Author: ЭлЛин (---.att.sch.gr)
Date:   03-15-04 00:06

кеслер Написал:

> Не спрятать амазонке грудь под казакином... "Le Petit Robert"
> вашими плетьми не перешибить.
> А казак - он и в Африке казак.
> Даже в 15 в. А потом уж и эллинское kazaka - блуза...

Нельзя ли уточнить, считает ли "Le Petit Robert", что "casaque" в "Tourner casaque" казак (с усами, как и положено)j, или этот Роберт считает все-таки, что слово "casaque" рода женского, даже если дело происходит в Африке?

Вот в конце 17-го века Dictionnaire de L'Academie francaise (Premiere edition, 1694)
считал, что CASAQUE - она, а не он:

\ CASAQUE. s. f. Sorte de manteau á manches pour la campagne. Bonne casaque, forte casaque .
\ Il signifioit autrefois, Le manteau &c.
\ On dit fig. Tourner casaque, pour dire, Changer de party .
\ Casaque d'armes , Une sorte de manteau, que l'on porte sur les armes.
\ Casaquin . s. m. Diminutif de Casaque. Espece de hocqueton. Il est bas.

И нонешние иудеоэллины тоже вроде придерживаются мнения, что kazaka - она. А более древние вроде никакого мнения по этому поводу не имели.

 
 Re: Узнаю своих по казаке
Author: ЭлЛин (---.att.sch.gr)
Date:   03-15-04 01:21

> А казак - он и в Африке казак.

Вот и Nicot в начале 17 в. считал, что казака - она, и по казаке можно отличить своих от врагов в битве:

Casaque, f. penacut. Est une maniere de saye, qui a l'espauliere de la manche froncée, large et beant, et n'a nul manchon ou mancheron, qui est l'ancienne facon d'icelle casaque, habillement usité és compagnies d'hommes d'armes et archers et costiliers d'iceux, et est bigarrée par demy losanges, ou de
diverses estoffes de deux ou plusieurs couleurs, ou d'une mesme estoffe de plusieurs couleurs, servant de sur-vestement à l'homme armé, pour cognoissance de la compagnie dont il est. Lesquelles couleurs estoient et sont la livrée, cognoissance, ou enseigne, qu'on disoit anciennement, des chefs et capitaines de telles compagnies, pour s'entre-discerner les unes des autres en une armée ou bataille, se rallier plus aiséement, et veoir par le chef et general de l'armée, quels estoient les bien ou mal-faisans en une journée, assignée, ou forcée, et en une rencontre. Ces casaques, comme la proüesse des anciens hommes d'armes de France, a prins mutation en pis en leurs successeurs, ont changé aussi de facon pour la pluspart pour le regard des manches, qu'on fait estroites, longues et pendantes, retroussées par derriere en la ceinture, en cornetes, manches ou queües de chapperons. Les hocquetons retiennent l'ancienne facon des casaques. De ce mot Casaque est Casaquin diminutif, qui est, un habillement non pas d'ordonnances, mais commun, vil et plebeie.

J.Nicot. Thresor de la langue françoyse. Paris, 1606

Прочитав то, что пишет Nicot, легко догадаться, почему же, перевернув, вывернув, перелицевав и т.п. свою сasaque становишься чужим среди своих.
(Франко-русские словари обычно переводят "Tourner casaque" как "переметнуться" )

 
 Re: казаки и Украина
Author: Саша (---.red.bezeqint.net)
Date:   03-15-04 01:44

Казачество - это мироустройство, миропонимание.Причем, не только миропонимание собственно кОзаков, - так же должна была мыслить и вся среда.Поэтому странно искать истоки казачества в божественном востоке.Этого там нет, небыло и врядли когда-нибудь появится.Похожие штучки, конечно встречаются, взять хотя-бы и робин-худов с шаолиньскими монахами, но масштабы не те.Казахи-станы, похоже конечно.В 61-м году родилось много Юриев, но не все из них - Гагарины.Казачество - это какое-то явление, сильно завязанное с Украиной или с теми территориями, где Она имела наглость самоотстояться, c Турцией, поляками, Литвой ну и конечно, москалями, которые в результате все и скушали.Это - укор миропониманию хохлов, которое надо было во-время поменять, что-бы не удивляться после мироустройству.Собственно мысль (с позволения сказать) в том, что остатки того(старого) мироустройства дожили до осязаемых ист. времен в этом, достаточно определенном географически месте и не заметно аналогов где-нибудь еще, хохлы, или те, кто там жили, слишком долго верили(находились в плену) этому миропониманию, значит - были сильны, раз так долго держались.Северо-восточное направление являет собой как-раз новое и прогрессивное для того времени централизованное гос. образование, кто-то удавил-бы стегоцифала - почему не москали?
С ув. Саша.

 
 Re: Храбрый казакин и его казака
Author: ЭлЛин (---.att.sch.gr)
Date:   03-15-04 01:56

кеслер Написал:

> "Казакин" = corsage de femme.

Вот casaquin - мужеского полу (чтоб дамам было приятней), а casaque - все-таки женского.

Скорее всего сasaqin и есть настоящий храбрый казак, а casaque - его баба.



Сообщение отредактировано (15-мар-04 01:58)

 
 Re: казаки и Европа
Author: Cagor (---.dialup.mtu-net.ru)
Date:   03-15-04 02:10

Интересный способ ничего не сказать и все обосрать у Журавлева. Вот уж чисто одесский акцент сказывается. У Вас что, проблемы с алкоголизмом? Наверное, в семье? Или Вы сами на учете у нарколога? Совершенно очевидно, что ник никакого отношения к проблемам не имеет. Меня за всю жизнь никто никогда не видел пьяным или даже сильно выпимши. Я енто дело не только не уважаю, но и ко всему прочему (куреву и т.д.) отношусь брезгливо.
А вот по существу отвечу. Ента религия, которая на Руси с Петра 1 пошла, никакого отношения к Православию не имеет, а представляет собой смесь католичества с адаптированными для славянского сознания псевдо-православными переходами. Поэтому для тех, "кто понимает" я и называю эту религию греко-униато-православной (сама себя она называет греко-православием).
Казаков били и поляцы, и турки, и, особливо, москали. Причем последние далеко не превосходящими силами. "Тарас Бульба" Шевченко - наглая ложь, как любит говаривать дист.
Насчет путания казаков с кшатриями, мамлюками, самураями и проч. военной элитой - так это не про то. Никакого отношения этот сброд не имел к хранителям традиций и знаний.
С уважением, Кагор

 
 Что заказывали.
Author: Журавлёв (---.odessa.dialup.ukr.net)
Date:   03-15-04 03:53

Cagor Написал:

> Интересный способ ничего не сказать...

Вообще-то, я сказал, что казаки не были униатами. Вы этого не заметили?

> ...и все обосрать у Журавлева.

Вроде как это Вы там что-то обсырали в своём постинге, запамятовали, что ли?

Меня за всю жизнь никто никогда не видел
> пьяным или даже сильно выпимши. Я енто дело не только не
> уважаю, но и ко всему прочему (куреву и т.д.) отношусь
> брезгливо.

Вы, я вижу, вообще ко многому относитесь брезгливо. К некиим "народцам", например. У самого-то хоть национальность не подкачала?

> А вот по существу отвечу. Ента религия, которая на Руси с Петра
> 1 пошла, никакого отношения к Православию не имеет, а
> представляет собой смесь католичества с адаптированными для
> славянского сознания псевдо-православными переходами. Поэтому
> для тех, "кто понимает" я и называю эту религию
> греко-униато-православной (сама себя она называет
> греко-православием).

Т.е. - все православные на Руси представители этой поганой религии?
Ну что ж, это несколько меняет дело, я-то думал, что Вы - украинооб, а Вы, оказывается - русофоб. Впрочем, вспоминаются Ваши откровения про Наполеона - не удивительно.

> Казаков били и поляцы, и турки, и, особливо, москали. Причем
> последние далеко не превосходящими силами.

Все кого-то когда-то били. Никто не выигрывал все сражения. Общий баланс у казаков уж никак не в минусе. А задавили их в конце концов именно числом.

"Тарас Бульба"
> Шевченко - наглая ложь, как любит говаривать дист.

Это просто художественное произведение. Чего там лживого-то?

> Насчет путания казаков с кшатриями, мамлюками, самураями и
> проч. военной элитой - так это не про то. Никакого отношения
> этот сброд не имел к хранителям традиций и знаний.
> С уважением, Кагор

Интересно, чем это казаки - более сброд, чем дикие и невежественные мамлюки? Ну а уж и самураям и кшатриям они бы точно оторваться дали, с ними лучшая армия Европы ничего сделать не могла.

 
 Re: встречайте по одежке...
Author: кеслер (---.Moscow.itn.ru)
Date:   03-15-04 09:42

Так по одежке и распознавали "турецких авантюристов". С 1578 г. они стали les cosaques... только вот Russe куда как позже. Выворачивание наизнанку форменной одежды как прием для введения в заблуждение противника (сменяли "цветов"), естественно, появилось после того, как появилась эта самая форменная одежда, т.е. одежда регулярной армии, т.е. не ранее 2-й половины 15 в. (см. Макиавелли).

 
 Re: первым делом - кавалеристы
Author: кеслер (---.Moscow.itn.ru)
Date:   03-15-04 09:55

Le Petit Robert: Исходным именно для LA CASAQUE как я уже приводил, считается некое турецкое слово со значеним "авантюрист", а не "авантюристка". И далее: "... nom donne^ a des cavaliers du bord de la mer Noire et applique^ ensuite a leur vetement". Т.е. сначала - кавалеристы, а уж ПОТОМ - название их одёжки.

 
 Re: первым делом - кавалеристы
Author: ЭлЛин (---.lar.sch.gr)
Date:   03-15-04 12:25

кеслер Написал:

> Le Petit Robert: Исходным именно для LA CASAQUE как я уже
> приводил, считается некое турецкое слово со значеним
> "авантюрист", а не "авантюристка". И далее: "... nom donne^ a
> des cavaliers du bord de la mer Noire et applique^ ensuite a
> leur vetement". Т.е. сначала - кавалеристы, а уж ПОТОМ -
> название их одёжки.

Может быть сначала и были кавалеристы. (Во всяком случае в Dict. de Trevoux этимология слова la casaque, если я не ошибаюсь, тоже возводится к чему-то восточно-разбойничье-кавалеристскому). Но все-таки, что написано в Роберте перед "... nom donne", нельзя ли превести полностью?
Пока же мы знаем только, что французское "la casaque" (ж.р.) означает не казака, а одежду (в т.ч. и форменную, как у мушкетеров или жокеев), и "Tourner casaque" не означает " дословно 'превратиться в казака, обернуться казаком' " (т.к. casaque - это не cosaque), а означает "вывернуть, перелицевать свою казаку".

 
 Re: козаки-панки-металлисты
Author: sezam (62.85.27.---)
Date:   03-15-04 12:32

вывернуть косуху и выбрить оселедец - будешь типичным французским Де Артемоном.

Посмотреть бы на тех ОрдынИванов из Казакони...

 
 Re: первым делом - кавалеристы
Author: кеслер (---.Moscow.itn.ru)
Date:   03-15-04 12:44

Однако написание Cosaque до 1578 не отмечено, хотя Casaque уже было полтораста лет. А перед тем о la Casaque написано: probablt (сокр. probablement) de turc quzzak ou kazak " aventurier", nom donne... и далее как приведено выше. Это всё. Насчёт перелицовки: казачки-то и позже свою серую подкладку и использовали, чтобы татар обманывать... bistro-bistro.

 
 Re: казаки и Кагор
Author: Родич2 (---.guta.ru)
Date:   03-15-04 16:06

// т.е. новоделу 18 века,

А Платов?

// сей народец спился и опустился окончательно.
На сегодня мне казаки напоминают конкистадоров Кортеса - то же безудержное (против мирного-то населения) бахвальство и минимальная боеспособность (все-то их гоняют и бьют как псов).
Сейчас подрабатывают ночными сторожами в храмах и монастырях Господствующей Церкви, организуют демонстрации и митинги, ратуют за самостийность Украины и т.п.

Не надо валить все в одну кучу. Сейчас многое не так. Где ты видел настоящих "демократов" или "патриотов", "православных" или "мусульман", "нхологов или традиков"? Сейчас среди сегодняшних "лампасных казаков" настоящих потомственных скорее всего и нет, а если есть, то они в Чечне воюют или порядок наводят. Не надо всех под одну гребенку.
Остались еще прямые потомственные казаки, а среди них и те, кто помнит и хранит заветы, только лампас с крестами не носят, поэтому и не видно их.

// Родич, ты чё? Других тем, поинтересней не нашел?

А чем тема плоха? Никто ее еще с повестки дня не снимал.


// Может, когда-то казаками и были инициированные молодые люди, на деле доказавшие свое мужество и получившие право на ношение оружия, но затем, как правильно изволил выразиться 777, в силу верности неверной религии греко-Униато-Православию,

Надо отличать "доромановских" казаков от "романовских".
"Доромановкие" - "...живут по старому праву «Земли и воды». Коль опоясан мечом, то сам решаю, что здесь Правь, что здесь Явь..." - профессиональные войны, "сечевеки", служат тем, кому сами считают нужным служить. Все решал общий круг. (вспомните про "казаков и султана").
"Романовские" (записные, реестровые) - это или те, кто полностью признали Романовых, или попали в казаки в их правление.
Их романовы "посадили на землю", хотя каждый год они ездили на сборы/учебу/в орду/на службу.
Это часть приняла христианство.
Те кто не принял, омусульманились или остались язычниками. А так как "...сам решаю...", то и встретить их можно было во всех уголках, где профессиональные войны были в цене.

И термин казаки, возможно, все таки от «каз» - «обет», как людей, давших обет воевать.

С уважением, *****

Взаимно!

 
 Re: слово "казак"
Author: кеслер (---.Moscow.itn.ru)
Date:   03-15-04 16:36

В русском языке слово "казак" впервые зафиксисировано в 1395 г. в значении "вольнонаёмник". Слово тюркского происхождения.

 
 Авантюристы в казаках
Author: ЭлЛин (---.att.sch.gr)
Date:   03-15-04 17:42

кеслер Написал:

> Однако написание Cosaque до 1578 не отмечено, хотя Casaque уже
> было полтораста лет. А перед тем о la Casaque написано:
> probablt (сокр. probablement) de turc quzzak ou kazak "
> aventurier", nom donne... и далее как приведено выше. Это всё.
> Насчёт перелицовки: казачки-то и позже свою серую подкладку и
> использовали, чтобы татар обманывать... bistro-bistro.


Правильно ли я понял, что в Petit Robert про La Casaque написано:
probablt de turc quzzak ou kazak "aventurier", nom donne a des cavaliers du bord de la mer Noire et applique^ ensuite a leur vetement", т.е. высказано предположение, что французское слово la casaque - каким-то образом связано с "quzzak ou kazak", употреблялось (не по-французски, естественно) для обозначения неких черноморских кавалеристов и быть может применялось к их одежде?

Против этого у меня никаких возражений нет: этимология вещь тонкая, и я не берусь судить о правильности этого предположения.

Теперь оставим этимологию и перейдем к французскому слову "la casaque".
Осталось выяснить, когда, согласно Le Petit Robert это слово зафиксировано во французских источниках и что оно в этих источниках обозначает: какую-то черноморскую кавалеристку (т.к. слово женского рода) или одежду.

Если все-таки одежду, то есть ли какие-нибудь источники, сообщающие о том, что французы, употребляя в 15в слово "la casaque", связывали это слово с какими-либо черноморскими авантюристами, и о том, каким словом французы называли этих авантюристов.

 
 Re: слово "казак"
Author: Гонтарь (---.zin.ru)
Date:   03-15-04 19:17

Кайсак-киргизы (казахи)

 
 так их мерзавцев
Author: portvein777 (---.rosbank.ru)
Date:   03-16-04 00:03

яко ж бису онэ припэрлись со своей клятой одесси (почти паустовский) \\\\\\ а вообще гражданин журавлев - вы с киссссой видать приняли мене за хохлофоба \\\\\\\ какую нафиг фобию я могу испытывать к Этносу у которого ан масс руки из Ж растут \\\\\ это касается как ракет моторов машин - так и напр ..эвм (никто надеюсь не работал на см 1425 маде ин кыив) \\\ я с женой ..пытались работать \\\\\ оные машины Никогда не заводятся \\\\\\\\\\\\\\\сало - др дело \\\\\\\\\\\\\\\тут нам далеко \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ зы призываю родера - сделать нормальный ник и Активно участвовать \\я понимаю что все заняты \\\\\\\\\\\\ сегодня к нам напр приходил один очкарик из росс \\\ так и подмывало дать ему промеж глаз \\\ но я члвек культурный

 
 Re: так же...
Author: sezam (62.85.27.---)
Date:   03-16-04 00:08

portvein777 Написал:

> (никто надеюсь не работал на см 1425 маде ин кыив)

Насчет маде ин - не знаю, но подозреваю, что все из одного места.
Было дело, запускали мы программу на одном заводишке на излете советского строя.

 
 Re: румынская косоворотка
Author: кеслер (---.Moscow.itn.ru)
Date:   03-16-04 10:49

Слово la casaque, разумеется, попало во французский (с 1413 г.) как обозначение некоего верхнего платья (кроме фр. ещё и в исп. и порт. языки.) А в румынском CAZACA (естественно, от слова CAZAC) это ранее - только КОСОВОРОТКА, а теперь ещё и жокейская куртка. Так что казаки, которые появились на горизонте во времена Тимура уже носили вполне русскую национальную одежду. И об этом удивительно быстро узнали в Юго-Зап. Европе. Возможно, что как нарвались на казачков при расширении "Римской империи", так она возьми и рухни...

 
 Re: румынская косоворотка
Author: ЭлЛин (---.att.sch.gr)
Date:   03-16-04 12:10

кеслер Написал:

> Слово la casaque, разумеется, попало во французский (с 1413 г.)
> как обозначение некоего верхнего платья (кроме фр. ещё и в исп.
> и порт. языки.) А в румынском CAZACA (естественно, от слова
> CAZAC) это ранее - только КОСОВОРОТКА, а теперь ещё и жокейская
> куртка.

Спасибо, теперь все понял.
La casaque -'это одежда, а "tourner casaque" - вывернуть одежду.

 
 Re: мотивы
Author: кеслер (---.Moscow.itn.ru)
Date:   03-16-04 13:30

Что тут меня заинтересовало, так это транформация "человек" - "одежда" - "человек", в которой качество "человека" поменялось с некоего "авантюриста" примерно конца 14 в. до вполне привычного le Cosaque с 16 в. Похожая трансформация произошла и венграми: до падения Царьграда их в Зап. Европе считали за турок (а не за угров), а после - нет. Полагаю, не избежали некоей трансформации и албанцы и некоторые другие в регионе.

 
 Re: Что заказывали.
Author: A.Ja.K. (---.data-dynamics.de)
Date:   03-16-04 16:44

"Тарас Бульба"
> Шевченко - наглая ложь, как любит говаривать дист.

Почему мне всегда казалось, что "Тараса Бульбу" написал Гоголь? Или все хохлы одинаковые - Шевенко, Гоголь - какая разница?

 
 Re: так их мерзавцев
Author: Родич2 (---.guta.ru)
Date:   03-16-04 20:08

portvein777 Написал:

зы призываю
> родера - сделать нормальный ник и Активно участвовать

Что за наезд?

 
 Re: так их мерзавцев
Author: Cagor (---.dialup.mtu-net.ru)
Date:   03-17-04 02:17

Интересно так получается - как у нас на сборищах. Каждый в свою кучку играет. Кеслер с Эллином разговоры разговаривают о французском языке (если козак - явление русское, то при чем здесь хранцузский, позвольте спросить?). Тут же попытки объяснить слово "козак" с других (явно не хранцузских) сторон - типа "клятва" или "калмык", что по мне, гораздо вероятнее.
Известный обсиральник Журавлев, которому, я так чувствую, никто, кроме меня и Щуйко, не отвечает. Но его родственная душа, Щуйко что-то пропал в последне евремя, и Журавлев приуныл.
А 777 выясняет отношения с Родичем (это у них часто, но кончается всегда мирно). Исключая Журавлева, все в рамках, интеллигентно и по-мужски. Ну-ну.
С уважением, Кагор

 
 Re: Бездна
Author: кеслер (---.Moscow.itn.ru)
Date:   03-17-04 09:04

Ув. А.П.! Если Вы не понимаете, причём тут французский, это не значит, что никто этого не понимает. А раз уж Вы так увлеклись эфиоплянством, то не худо бы подумать, почему эта местность северянами названа Абиссинией, т.е. Страной Бездны...

 
 Всё неймётся?
Author: Журавлев (---.EuroCom.Od.UA)
Date:   03-17-04 19:49

Cagor Написал:


> Известный обсиральник Журавлев,

Как по мне, так что хуже - обосрать некоего Кагора, или целый народ?

...которому, я так чувствую,
> никто, кроме меня и Щуйко, не отвечает. Но его родственная
> душа, Щуйко что-то пропал в последне евремя, и Журавлев
> приуныл.

Милок, Щуйко я тут последний раз месяца три-четыре назад видел. И что - Вы думаете, я всё это время тут сам с собой разговариваю? Это только такому полоумному, как Вы, привидется и могло.

И унывать мне совершенно нечего, читая Ваши постинги - обхохочешься. Особенно про Наполеона прикольно было.

Исключая Журавлева, все в рамках,
> интеллигентно и по-мужски.

Ага. Особливо у Вас интеллигентно. "Народцы", "обсиратель". Чиста сама культура. Так и прёт, изо всех отверстий.

 
 Re: слово "казак"
Author: theo (---.144.142.186.revip.asianet.co.th)
Date:   03-17-04 20:20

А может быть, чтобы казак происходил от русского казать? Этот корень очень продуктивен и стар. Царь (Юрий, св.Георгий) создал легкую конницу. Народ набирали по царскому указу. Воины стали называться казаками... Нет?

с ув.
theo

 
 Re: слово "казак"
Author: кеслер (---.Moscow.itn.ru)
Date:   03-17-04 20:40

Разве что считать: "призванный из резерва". Хто каза, хто писа, хто чита...

 Forum List  |  Threaded View   Newer Topic  |  Older Topic 


 This thread is closed 

phorum.org