Автор: вечный жид (---.cpe.net.cable.rogers.com)
Дата: 08-02-04 22:21
Покровский Станислав Написал:
> Я совершенно согласен с тем, что существенны внешние условия и
> экономика. Так уж получилось, что я немножко на тему кочевых
> народов-государств-армий размышлял в середине 80-х.
> В определенные моменты развития экономически окрепшие
> государства земледельцев склонны к развалу. Добавочный продукт,
> производимый на небольшой территории, оказывается достаточным
> для содержания надстройки, осуществляющей все внутренние
> функции: поддержание порядка, суд, делопроизводство, сбор
> налогов, идущих на содержание этой надстройки и на общие нужды
> податных сословий. Возникает тенденция к сепаратизму небольших
> государственно-территориальных образований, которые в условиях
> отсутствия существенных внешних угроз более не нуждаются в
> центральной власти. До какого-то момента эти сепаратистские
> тенденции не могут возобладать: центральная власть за это
> наказывает. Но рост числа образований, склонных к сепаратизму,
> приводит к качественному изменению соотношения сил. Легкий
> толчок - государство рассыпалось(последние примеры: СССР,
> Югославия, Чехословакия). Наверняка что-то подобное происходило
> и ранее.
До этого момента - все правильно. Возражений нет.
Сформулируем это как "Размер государства сильно зависит от количества прибавочного продукта".
Добавим, что на развал или формирование влияет как недостаток , так и переизбыток. (войны и революции частенько случаются после самых сытых лет)
Со степью начинают граничить не крупные
> земледельческие державы, способные содержать значительные по
> численности воинские формирования, а небольшие слабосильные
> государства.
> Именно в этот момент у кочевников возникает возможность быстрой
> экспансии.
Возможность то есть всегда, спору нет.
Но дело в том , что кочевники СЛАБЕЕ САМОГО хилого земледельческого государства, потому что кочуют.
Оседлые хозяйственный формирования, пользуясь постоянством обитания, вырабатывают определенную идеологическую общность : религию или нац. самоосознание, и с помощью этого "народного духа" поднимают на "священную войну", сплачивая массы.
КОЧЕВНИК ОЩУЩАЕТ СЕБЯ ТОЛЬКО ЧЛЕНОМ ПЛЕМЕНИ.
Ему плевать, что режут соседнее племя, его невозможно идеологически обработать , поднять на войну - он все время движется и ИМЕЕТ МАЛО СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ на что либо другое.
Разгром каждого из малых земледельческих государств
> обогащает кочевую армию таким количеством средств, которое не
> может быть создано в условиях кочевий и за столетие. Поскольку
> при разгроме земледельческого народа кочевой народ получает не
> налог, а забирает все то, что ему нужно, и что может увезти.
> Давайте перечислим.
> 1) Кочевнику достаются все драгоценные металлы, которые до
> этого использовались в данном государстве частично в виде
> денег, а в основном - в виде предметов культа, украшений
> женщин, в виде сокровищниц правящей верхушки, в качестве
> резерва.
> 2) Кочевнику достается все оружие, имевшееся на данной
> территории. Плюс к этому он имеет возможность весь накопленный
> десятилетиями металл руками захваченных кузнецов перековать в
> оружие.
> 3) Кочевник приобретает все продовольственные запасы даной
> территории, которые рассчитаны на год, но которые кочевое
> войско безжалостно поедает за недели: скот, корма, хлебные
> запасы
> 4) Кочевник быстро приобретает ранее тяжело достававшуюся в
> торговле одежду
> 5) Кочевнику достаются женщины и девушки в самом цветущем
> детородном возрасте, на выращивание которых с пеленок
> кочевниками не затрачено никакого труда. И эти женщины,
> пополнив гаремы стремительно восполняют убыль численности
> кочевого народа, павшего в боях. Ввиду их избытка, потери
> женщин при неудачных родах - легко восполняются.
> 6) На пополнение кочевого войска могут быть использованы
> мальчики несмышленного возраста(лет до 8-10), которые через 3-4
> года становятся боеспособными подростками, но на выращивание
> которых с пеленок также не затрачено труда. Более того, ввиду
> высокой по тем временам детской и младенческой смертности, это
> не просто бесплатно доставшиеся мальчики, а мальчики, прошедшие
> существенный естественный отбор. Всего 10-15 из родившихся у
> земледельцев сотни мальчиков.
>
> Непрерывная война, которая становится источником прибавочного
> продукта, - становится СПОСОБОМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. Стада,
> которые тянут с собой кочевые народы-армии, - явялются не
> основой существования такого народа-воина, а демпфером,
> позволяющим уверенно переживать военные неудачи,
> неблагоприятные для военных действий периоды года(распутица). И
> кормить завтрашних воинов, рожденных гаремными женщинами.
>
> Да, это возможно только в определенных внешних условиях -
> слабости земледельческих государств. Опять-таки, такой способ
> распространения - что-то вроде степного пожара. Пока впереди
> есть трава - он распространяется. Кончилась - пожар сник.
> Народ-воин оказывается в условиях, когда имеющейся
> экономической базы становится недостаточно для прокорма массы
> детей, женщин, воинов. Начинается массовая смертность от
> голода, болезней. Выживают - отколовшиеся, вернувшиеся к
> сбалансированному образу жизни: кочевой род содержит только то
> число жителей, которых способно прокормить имеющееся стадо.
>
> Но возможен и промежуточный вариант. Когда существует народ,
> имеющий и небольшую земледельческую базу, и существенную
> кочевую, и торговлю, и совершающее набеги войско - это Крымская
> орда.
Вы прекрасно описали механизмы порабощения и ПЕРЕКВАЛИФИКАЦИИ земледельцев в воинов, типа "римлян", за исключением того, что термин "кочевник" тут не причем.
Для того, чтобы начать быструю экспансию нужно быть чуть сильнее соседей - а потом как снежный ком, как закипание воды.
Но кочевник не сильнее - слабее, ВСЕГДА.
А уж тем более разорить могучее государство типа "древнего Рима"!
Так о ком пишет летопись?
|
|