Автор: Hrundel (---.beelinegprs.ru)
Дата: 23-04-04 02:21
<Вот как изготовляли восточные славяне морскую лодку. Встретив в лесу подходящую липу или дуб, их зимою срубали. Иногда на живом дереве намечали обводы будущей ладьи и постепенно вгрызались в него, чтобы срубить на третий год. .Потом бревно долбили и выжигали. Однодеревку пригоняли водою в Ладогу, Новгород, Смоленск или Киев и там заготовку продавали. Затем другой мастер неделю вымачивал ее, распаривал над огнем, расширял клиньями щель в обмякшей колоде и р.ас-пяливал толстыми переборками борта. После сушки полуфабрикат типа корыта готовили под опруги (шпангоут). Для этого искали ель с крупными корнями. Срубив корни пбтоньше, самый толстый вместе со стволом подгоняли по размерам. к колоде. Такую кокору клали поперек заготовки как днищевую ветвь шпангоута, а корень, загибаясь вверх с одного конца, служил бортовым ребром. Если собирались покрыть ладью палубой, то концы ребер стягивали поперек колоды палубными ветвями, а сверху крепили палубный настил. Подобрав подлине ладьи прочные жери, тянули их через шпангоут по ребрам, днищу и под палубой. Спереди к килю прилаживали форштевень, сзади - ахтерштевень ".
Над бортиком крепили уключины под весла. В челне байдарочного типа весла были двухлопастными; в рыбачьей лодке без ук-•лючин имелось короткое онолопастное весло для попеременного использования с обеих сторон. Такая лодка обычно строилась как плоскодонный остроносый дощаник: суденышко без колоды, ге начальный шпангоут сразу обшивался досками. Наконец, в морской шняке использовались однолопастные длинные весла. Сзади крепили стерно - кормовой руль, спереди подвешивали без крепления трепло - носовой руль. Одноколенную щеглу (мачту) ставили на среднюю банку, лежавшую на фигурной распорке вроде двусторонних качелей, зажатых в боковых крыльях. Распорка опиралась на внутреннюю надкилевую жердь и имела либо гнездо для вставки мачтового шпора, либо толстый шип, на который, наоборот, насаживалась сама мачта. В ее верхней части иногда встречается бугель, от которого боковые оттяжки, поддерживавшие мачту, шли к бортам, бттяжки были тросовыми. Находимые на затонувших судах полусгнившие остатки тросов свидетельствуют об их изготовлении из конопляной пеньки '°. На кораблях после XVII в. трос плели так: отдельные волокна свивали в каболки; потом каболки, свивая в обратную сторону, превращали в пряди; пряди, снова крутя в обратную сторону,-в стр&н-дИ; стренди - в конечный трос. Средневеко-ййе канаты тоже свивались попеременно в разнйе стороны, но были еще не счетверенными, а сканными (сдвоенным.и), максимум тройными ". Обычно их смолили. Лабораторные испытания наших лет показали у просмоленных меньшую прочность на разрыв. Следует поэтому предположить, что тогдашних мореходов привлекали какие-то иные качества смольной снасти...
Ни разу ни на одной восточноевропейской мачте 1 тыс, н. э. пока что не были выявлены ни встречающаяся позднее раина с по-воротнями (рангоутио-такелажное оборудование: рея с брасами), ни остатки поручных вожжей, позволяющих разворачивать ветрило отдельно от мачтовой реи. Создается впечатление, что либо паруса привязывали к мачте, но не крепили на рее, либо ставили наглухо, либо при безветрии или сильной буре их вовсе убирали и переходили на одни весла. Значит, управляемость ладьи была ограниченной. Если плыли, когда ветер дует прямо в корму либо задувает сзади наискось, парус играл, и дело ладилось. При ветре сбоку или спереди наискось трудились гребцы "'. Не исключено, впрочем, что сложившаяся картина объясняется слабой сохранностью деталей и что новые находки от 1 тыс. н. э. изменят ее>
Взято с сайта http://www.ovsem.com/user/pksre/
Кстати, о веревках и канатах - отдельная и очень интересная тема. История веревки, каната параллельна истории судостроения, строительства пирамид и не только. Кто может помочь?
|
|