Автор: Ар (---.arco.ru)
Дата: 11-02-04 21:33
dist Написал:
> Логично.
>
> Конечно, это коза рогатая (так же как лось сохатый, заяц косой,
> волк серый, медведь косолапый).
>
> Тогда Петрарх имел в виду, конечно, cornus и cornu.
>
> Одна буква S (!) превращает козу (рогатую) в косу
> (обкорнанную).
>
Можно добавить
cornum - "кизил" . Считается , что название происходит от
cornix - "ворона".
***
Кое-где в Средиземноморье ольху, судя по всему, заменял кизил. Его латинское название cornus происходит от cornix ("ворона"). Ворона - священная птица Сатурна или Брана, она поедает красные "вишенки" кизила, как у Гомера их поедали свиньи Кирки. Овидий усматривает связь кизила с дубом, питавшим людей в век Сатурна. Как и из ольхи, из кизила получают красную краску. Это дерево почитали в Риме священным: место для постройки Рима было выбрано там, где упало кизиловое копье Ромула.
***
А там где "ворона" и "красный цвет" - там "рыжие волосы" и "корона".
С дроугой стороны "рог" - символ не только обманутого супруга, но и власти., т.е. та же "корона":
***
http://www.apress.ru/pages/greif/sim/r/roga.htm
РОГА >>>
--
--
Рог. Искусство эпохи палеолита изображает священников, носящих рогатые маски в виде голов животных. Это связано, вероятно, с обрядами, назначением которых было способствовать успеху охоты и добычи пропитания. Более того, рог был фаллическим символом, он, как считалось, способствовал плодородию. Связь рогов с языческой религией, таким образом, делала их естественным атрибутом САТАНЫ. Рога, вместе с другими характерными козлиными особенностями, - атрибут ПАНА и САТИРА. Рог как музыкальный инструмент является, благодаря своему скорбному звучанию, атрибутом Мельпомены (МУЗЫ трагедии). Охотничий рог - атрибут ГУ БЕРТА. Самуил помазывает ДАВИДА (1) маслом из рога. Иногда с рогами изображается МОИСЕИ. См. также РОГ ИЗОБИЛИЯ; ЕДИНОРОГ.
Означают сверхъестественную силу, божество, силу души или жизненный принцип, возникающий из головы. Таким образом, рога на шлемах или головных уборах обладают двойной силой, силой и достоинством божества, проявлением духа, королевским происхождением, силой, победой, защитой, мужественностью, изобилием скота и продуктов сельского хозяйства. Рога являются символом как солярным, так и лунным и имеются в атрибутике и богов Солнца и богов Луны. Лунные животные без рогов олицетворяют последнюю фазу убывающей луны. Рога являются атрибутами всех Богинь-Матерей, Цариц Небес. Луна в форме коровьих рогов часто появляется вместе с солнечным диском, особенно в египетском искусстве. Рогатые боги символизируют воинов, плодовитость как для людей, так и для животных и являются владыками животных. Они имеют в качестве атрибутов рога быков или коров, означающих честь, достоинство и силу, и рога баранов или козлов, как знак производящей силы и плодовитости. Оленьи рога часто сопровождаются образом змеи или змеи с бараньей головой. Рога с длинной ленточкой, спадающей с них, означают бога бури. Будучи острыми и колющими, рога являются символом фаллическим и мужественным; будучи полыми - означают женственность и восприимчивость Сила рогов может быть благодетельпои или вредоносной, смотря по обстоятельствам. В более поздние времена в средневековой Англии рога стали символом позора, презрения, порочности и обманутого мужа. Это связано с тем, что христианство ассоциировало Рогатого Бога с дьяволом и силой зла. У американских индейцев голова вооружена рогами "с тем, чтобы казаться ужасней". У кельтов рога означают плодовитость, Рогатый Бог - это Владыка животных. Цернунн-"Рогач", бог олень, постоянно появляется вместе со змеей, имеющей голову барана или оленя. У христиан два рога - это Ветхий и Новый Завет, при помощи которых можно победить противника. Семь рогов Апокалипсиса - это Семь Духов Божьих, всезнание и сила. Позднее было-принято, что рога - символ дьявола. У египтян коровьи рога - символ богини Хатхор, как Великой Матери; их также изображают в виде месяца с Изидой и Нут, владычицей небес. Рога быка солярны, тогда как в изображении коровьих рогов, поддерживающих солнечный диск, имеется как солярная, так и лунная символика. Рога Аммона завиваются как бараньи. У Сета (Сутека) на рогах имеется длинная лента, спадающая с них, - знак бога бури. В греко-римской традиции с рогами часто изображается Дионис. Пан является рогатым богом природы, его сатиры также рогаты, что означает мужественность и мужскую производительную силу. Плутон, будучи богом богатства, имеет рог, и этот рог, "Рог Амальтеи" - податель богатства и изобилия. У евреев рога символизируют силу; "поднятие рогов" знаменует победу; "обломать рога" - означает поражение. Иногда Моисея изображают с рогами, знаменующими власть. В индуизме четыре рога Ригведы - это четыре основных точки. В исламе рога - сила, "возносить рог" - это победа, успех. В Минойской культуре рога находят в связи с символами дерева, алтаря и двойного топора как символами власти и божества. Рога являются неиконическим изображением обитающего внутри божества. В скандинавской мифологии это сила, мужские качества, знак воина. В шумеро-семитской - божество, высший принцип, сила, как солярная, так и лунная. Рогатые головные уборы носят Ашшур, Ану и Бел. Адад, бог бури, имеет рога с длинной лентой, которая спадает с его короны.
характерные признаки богов, представляемых в виде животных, в особенности быков, иногда и в виде человека. а также изображаемых изолированно от какого-либо потенциального носителя (к примеру, культовые рога на древнем Крите, среди которых помещался двойной топор, вследствие чего они являлись символами в узком смысле). Рога по существу служат вооружением крупного рогатого скота, а посему символизируют выражаемую ими силу и агрессивность. Во многих случаях они со всей очевидностью представляют власть снабженных ими божеств, к примеру, когда их вид напрямую увязывается с мощными животными типа дикого буйвола в послеледниковых изображениях в Северной Африке, между рогами которого размещен к тому же солнечный диск. В Древнем Египте богиня Хатор, изображаемая часто с коровьей головой, также носит между рогов солнечный диск. В более древние времена бог Амон изображался в оазисе Сива с рогами барана; отсюда похожие на них окаменелые моллюски получили название аммонитов. Александр Великий после посещения египетских святилищ в качестве сына Зевса-Амона также изображался с этим украшением на голове. В Библии упоминаются алтари, украшенные по углам инкрустированными металлом рогами, которые следовало окроплять кровью жертвенных животных. Обвиняемые в преступлении могли получить убежище в храме, если они сумели проникнуть в него и коснуться этих рогов. Когда Яхве в гневе отсечет рога алтарей и падут они на землю (Ам 3:14), это будет означать страшное взыскание Божье с Израиля за преступления его. Спорным является то место в Библии (Исх 34:29), где рассказывается, как Моисей спускается "с горы Синай", снабженный рогами, как это представлено в ряде западных переводов Библии. Востоковед А. Иирку ссылается на то, что-де в Палестине были известны лицевые маски из частей черепа крупного рогатого скота, что и имеется в виду в латинском переводе Библии (Вульгате). Соответственно статуя Моисея, изваянная Микеланджело, изображает патриарха рогатым. В новейших переводах Библии (в том числе каноническом переводе ее на русский язык. - Ред.) говорится не о "рогах", а о "лучах света". Заставляют задуматься сообщения о том, что в шаманистских обрядах сибирских якутов в древние времена впадавший в транс шаман "ревел как бык и вырастали у него на голове чистые, прозрачные рога" (по Ксенофонтову, это могло свидетельствовать о галлюцинациях зрителей). Рог как символ крепости Божьей упоминается у Луки (1:69): Бог "воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего". В Откровении Иоанна Богослова "Агнец" имеет на себе семь рогов, семь очей, "которые суть семь духов Божиих" (Откр 5:6), а сатанинский дракон (12:3) - десять рогов в качестве символа своей адской власти. В христианской иконографии дьявол также изображается с козлиными рогами. Ритуальные сосуды и пиршественные кубки из рогов находили широкое распространение в культовых сферах. Св. Губерт, Освальд и Евстахий в качестве атрибута имели охотничьи рога, так же как и св. Корнелий вследствие сходства его имени с лат. cornu (рог). Убранство из перьев индейцев прерий Северной Америки часто включало пару тонко выделанных, отполированных (буйволиных) рогов, размещенных по обе стороны головы, что свидетельствовало об особой значительности носителя этого убранства. "Этот головной убор с рогами можно было носить только в особых, строго определенных обстоятельствах... и только тем, чье мужество и авторитет снискали признание всего племени и чей голос в совете имел такой же вес, как и у старейшины высшего ранга... Это украшение на голове заключает в себе бросающееся в глаза сходство с иудейским убранством, прежде всего наличие рогов, которые, как знак власти и силы, абиссинские старейшины и иудеи носили в час великого подъема и победного торжества" (Джордж Кэтлин, 1796-1872). Прославленный живописатель индейцев ссылается при этом на место в Библии (3 Цар 22:11), где говорится: "И сделал себе Седекия, сын Хенааны, железные рога, и сказал: так говорит Господь: си-. ми избодешь Сириян до истребления их" (что скорее всего имеет аллегорический смысл).
Сила, могущество, мужественность, плодовитость, верховная власть — мощный символ первобытных богов, правителей, героев и воинов. Для древних рога быков, коров, баранов, козлов и бизонов были вдохновляющим символом мужского боевого духа и фаллической силы, а также символизировали плодородие, процветание и мужскую плодовитость. Отсюда популярность и высокий статус рогатых божеств, особенно в обществах, основанных на скотоводстве и охоте. Кельтские рогатые боги, такие, как Цернунн, символизировали богатый урож ай. Ранние изображения рогатых фигур в наскальной живописи — вероятно, запись шаманских заклинаний для успешной охоты. Десять рогов на голове шаманов Сибири и Центральной Азии являются эмблемой их сверхъестественных возможностей. Скандинавские, тевтонские и галльские воины носили рогатые шлемы, чтобы вдохновляться свирепостью животных и наводить ужас на врагов. В древнеримской армии рогатое украшение вручалось за выдающуюся храбрость. Подобным образом, головные уборы, украшенные рогами, как у индейцев Север ной Америки, предназначались для отважных вождей. Рассматриваемые как сосуд, а не оружие, рога приобрели и женский символизм, сохранив при этом и основной символизм власти. Так, легендарный рог изобилия никогда не иссякал. Считалось, что ритуальное питье и з рога медовухи или вина сохраняет потенцию. Рога, образующие полумесяц, часто символизировали богиньматерей, таких, как Хатор в Египте, которую изображали с головой коровы или с рогатой человеческой головой. Загнутые рога быка или коровы, в которых качает ся солнечный диск (представленный в Мали тыквой), — изображение лунной и солнечной энергии. Рога барана — особый символ солнца, образ Амона, который стал верховным богом Египта и чьи изогнутые рога Александр Македонский, «Сын Амона», взял в качестве символ а своей императорской власти. В иудейском Храме по четырем сторонам алтаря стояли священные рога, по которым стекала жертвенная кровь. Они символизировали всеобъемлющую власть Бога Иеговы. Слово «shofar» (на иврите — «рога барана») использовалось древними израильтянами для подачи сигнала тревоги и было еще одним символом защиты. В Библии «рога» — символ силы или, в Новом Завете, — спасения. Однако христианство скоро обратилось против языческого поклонения рогам, которые стали в средневековом искусстве знако м сатаны и его рогатых последователей. Рогатыми называли обманутых мужей, возможно, по ассоциации с самцом оленя, у которого уводит самку более сильный соперник. В психологии рога могут быть связаны с дивергенцией («рога дилеммы»).
В иероглифах голова барана считается выражением почета и власти. В соединении с короной рога служат многим богам в качестве головного убора и у простого народа считаются выражением чего-то страшного, охватывающего все сверхъестественное. Бог-баран Хнум изображается обычно с горизонтально расходящимися рогами, в то время как рога Амона - барана загнуты вниз (хотя имеется много изображений Амона с горизонтальными рогами). Мавританские и алжирские наскальные рисунки показывают барана или буйвола, которые несут между рогами солнечный диск; также имеются изображения Амона в человеческом облике, несущего на голове солнечный диск или урея.
В Египте носителями солнца считались чаще всего бык и корова. Бык, потому что он сам мог быть символом солнца, корова, потому что она как символ ночи и луны позволяет из себя выходить дневному светилу; здесь следует указать на широко распространенное в передней Азии микро- и макрокосмическое соответствие коровьих рогов серпу луны. Изида, согласно Плутарху, лунная богиня, была матерью солнечного бога Гора; ее голова часто увенчана коровьими рогами с солнечным диском - изображение, которое принадлежит и собственно богине Неба Хатор. В мифе рассказывается, как Хатор подняла на своих рогах на небо юного сына Солнца.
***
Вот еще про рог - горн:
***
http://sozdik.kz/
Казахский керней
Русский
горн
рог
рожок
труба
***
|
|