§1. КОНСИЛИУМ

 Новая тема  |  Наверх  |  Перейти к теме  |  Искать  |  Вход   Следующая тема  |  Предыдущая тема 
 Петрарка - выводы.
Автор: Андрюша (---.212.p2p.sandy.ru)
Дата:   11-02-04 13:43

Открываю новую тему, потому что на предыдущую НИКАКОЙ реакции "традиционалистов" не последовало. Вероятно, они тоже уверены, что "античность" плавно входит в средневековье без всякого временного разрыва, но прикидываются :-)
Датировать можно только по технологиям - насколько достоверны "письменные источники", все нормальные люди уже давно поняли. Итак, что происходит в Европе во время, когда известны "метательные снаряды" (пушечные ядра, но пока что с таким вот названием) и очки с точки зрения Петрарки (далее П.).
Религия: Раннее христианство, Аполлон=Христос, есть кардиналы и кардинальские секретари, но нет римского папы - есть римский первосвященник, ошивается в Авиньоне и Риме. Христианство распостранено Италия-Германия-Галлия-Византия, "в остальной Европе Христос или неведом, или ненавистен". Библии нет. Религиозные книги=художественные сочинения вроде Августина (бл.), они редактируются="правятся" гуманистами, т.е. единого канона для священных книг нет. Никакой католической церкви как института в нашем понимании нет и в помине. Представления о древности мира - жизнь от сотворения мира была как и сейчас, все та-же вечная римская империя, идея технического прогресса не заметна.
"Античное" времяисчисление, календы, ноны, иды. Никаких конкретных дат, расстояний между жизнями упоминаемых деятелей нет, иногда отвлеченное "древность", "века". Все "античные" деятели описаны так, будто они или современники, или умерли не так давно, везде "античный" дух и имена. Терминология полностью "античная", те-же сенат, трибуны, цезари, консулы. ("Античный" консул Гай Лелий - знакомый П., посол в Авиньоне, переписка с Сократом и т.д.). Фридрих = римский цезарь, родом немец, по духу итальянец. Все, что историки понимают под "древней Римской империей", есть Священная Римская Империя Германской нации.
Город Рим (на Тибре) - все "античные" постройки целехоньки (!!!), храмы Юпитеров во множестве (еще бы, Юпитер "античный"=Йовис по латыни, Б-г-отец христианский=Йовис-патер, в апокрифах Б-г-отец прямо называется громовержцем), термы Диоклетиана уже не функционируют и названы "обломками", однако на крышу их можно подняться. Христос, оказывается, как минимум дважды был в Риме - младенцем и перед арестом. Колизей еще не построен (!!!) - странно было-бы, упомянув два десятка памятных мест, не заметить Колизея! Кстати, центр науки и искусств Неаполь (новый город в переводе), а не Рим. Есть малый Рим, он же новый Вавилон - где, неясно. Вавилон тоже существует, у П. там живет друг.
Соседи - все те-же со времен "античности" венеты, этруски, лигурийцы (вовсю воюют), греческие колонии в Италии ="Великая Греция". Кимвров вроде бы уже победили. Все неитальянцы наз. варварам. Славян в нашем понимании нет - есть иллирийцы, сарматы, скифы. На землях сарматов все географические названия полностью "античные". Кавказ в Индии. Индия и Африка - далекие страны, но туда можно попасть. Германцы описаны с восторгом - плюгавые макаронники поражаются красоте немецких женщин (что неудивительно, генофонд еще не подорван сожжениями самых красивых женщин=ведьм и войнами Реформации). Нет Франции, есть Галлия и галлы, жители города на Сене наз. паризи-паризиане.
Книги - рукописи "древних" авторов никакой ценности не имеют и вообще нигде не фигурируют как рукописи - только книги! Все они безжалостно переписываются и исправляются - исправление и освящение перечислены как этапы в процессе написания книги. Никаой информативности в нашем понимании книги не должны нести - в них важна только духовная, божественная составляющая. П. занимается фальсификацией египетского папируса (чтоб Святичу было откуда список ебипетских царей разузнать :-)). Основной материал бумага, но гуманисты любят пергамент (для чего, намек ясен).
Прокомментируйте кто-нибудь, почему такая странная латынь: “Коза, как считает Варрон, называется так потому, что словно косит листву – ведь коза, если переменить букву, это как-бы коса”. Кроме cos=точильный камень, ничего мне в голову не пришло. Или П. с Варроном русских слов у венетов нахватались? :-) Отметим, латынь Варрона тождественна латыни П. В ходу все та-же грамматика Доната (якобы 4в н.э.), что была во времена Рабле.

 
 Re: Да, совсем забыл.
Автор: Андрюша (---.212.p2p.sandy.ru)
Дата:   11-02-04 13:52

И Петрарка вслед за Данте и Макиавелли не знает никаких "татаромонголов" :-)
Кстати, грозная Империя Русь-орда Фоменко-Носовского ему тоже неведома. Никакой угрозы с востока. Бритты его беспокоят больше - они напали на страну галлов, держат в тюрьме кардинала и пр. безобразия творят.

 
 Re: Да, совсем забыл.
Автор: Михаил Первый (---.dargez.com)
Дата:   11-02-04 13:58

Если бы Петрарка существовал в то далёкое время, то он знал бы про Орду. А так как датировано искусственно в прошлое, а написано очень поздно, потому писец и не знал уже про Орду. Да и не хотел её вспоминать... А в Европе татаромонголов до века 18-19 вообще не знали. Таким образом возникает вилка датировок Петрарки. Снизу и сверху.

 
 Re: Петрарка - выводы.
Автор: dist (213.85.32.---)
Дата:   11-02-04 15:40

Совершенно нормальное описание объективной реальности 15-16 вв.

РКЦ, естественно, еще не существует, варварское западно-европейское общество окружает просвещенную средиземноморскую античность.

Х-во существует в форме протох-ва (ветхозаветного х-ва), канонических х-ских текстов еще нет в природе, а религиозная обрядность осуществляется в виде театрализованных действ на площадях.

Раз нет РКЦ, нет и никакой инквизиции, так что лапша с Жанной д'Арк давно уже опостылела, никто не хочет реагировать, не замечая очевидного: нет Церкви - нет и Инквизиции.

Аполлон - это Христос, Юпитер - Бог-Отец в переводе, Дева-мать - вот и вся святая Троица.

Фантазмы о семи вселенских соборах будут сочинены лишь в конце 16 века, тогда же будетт введен юлианский календарь для датирования событий прошлого, согласно которому будут расфасованы все события до 16 века включительно.

Фасовка была НЕВЕРНОЙ изначально, так что ни о какой фальсификации истории говорить не приходится - картина истории НИКОГДА не была описана верно.

 
 Re: Чего с козой делать?
Автор: Андрюша (---.229.p2p.sandy.ru)
Дата:   11-02-04 16:09

Коса-коза, как эти слова по латыни? У меня словарь только в одну сторону.

 
 Re: Чего с козой делать?
Автор: dist (213.85.32.---)
Дата:   11-02-04 16:15

С косой козой будем разбираться отдельно, хорошо бы взглянуть на собственно петрархин текст.

 
 Re: Орда
Автор: dist (213.85.32.---)
Дата:   11-02-04 16:17

Вряд ли Империя носила такое название, ведь Орда - это всего-навсего Порядок.

Для точной датировки текстов нужно просто взглянуть на петраркины тексты В ОРИГИНАЛЕ. Не на языке оригинала, а именно в оригинале.

 
 Re: Чего с козой делать?
Автор: Андрюша (---.229.p2p.sandy.ru)
Дата:   11-02-04 16:25

"“Коза, как считает Варрон, называется так потому, что словно косит листву – ведь коза, если переменить букву, это как-бы коса”

если бы взглянуть на петраркин текст, вопроса бы такого у меня не было. Это в "Книге писем о делах повседневных", в каком письме конкретно, не помню, выписывал интересные места без указания номера письма.

А чего со мной делать, мой адрес, с которого я регистрировался, заблокирова по прежнему - я могу только читать консилиум, но не отправлять свои сообщения. Я кому-то тут мешаю?

 
 Re: Это невозможно.
Автор: Андрюша (---.229.p2p.sandy.ru)
Дата:   11-02-04 16:29

Наверняка подлинников гуманистов нет. Что забавно, историки в комментариях к переводам геродотов-тацитов и пр. не указывают, когда, где и кто "открыл" первоначальный текст и куда он делся. Почему русские летописи все проименованы по владельцам, а "античные" труды нет? Свинство какое-то.

 
 Re: Это невозможно.
Автор: dist (213.85.32.---)
Дата:   11-02-04 16:32

А в этом весь смех ситуации и состоит- ведь о папирусах, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, до 19 века никто ничего не слышал.

 
 Re: Чего с козой делать?
Автор: dist (213.85.32.---)
Дата:   11-02-04 17:01

Я думаю, что Вы просто напутали с профилем, обратитесь в записную книжку Авгура.

коза capra, ae, f; capella, ae, f; (дикая) rupicapra, ae, f; dama, ae, f; caprea, ae, f; козочка capella, ae, f;

козёл caper, pri, m; hircus, i, m; haedus, i, m; maritus [i, m] olens; козлёнок haedus, i, m;

+ козёл отпущения verberetillus (aliquem verberetillum facere);
+ воняет козлом hircum olet;
Козерог Capricornus, i, m;
козий caprinus, a, um (pellis; lac; lana); caprarius, a, um; caprilis, e;
+ козий пастух caprarius;
+ козий хлев caprile, is, n; haedile, is, n;
+ блеять по-козьи mic;re;
+ козье стадо haedulia, ae, fpl;
+ козья бородка (трава) tragopogon pratense;

козлёнок haedus, i, m; haedillus, i, m; haedulus, i, m; capreolus, i, m;
козлиный hircinus, a, um; caprinus, a, um (pellis); haedinus, a, um;
козлы fulcimentum;
+ козлы, где кучер сидит capsus, us, m;
козлятина caro [carnis, f] caprina / hircina, ae, f;

Итак, коза = capra

Теперь коса.

коса (орудие) falx, cis, f; merga, ae, f; secula, ae, f; (волосы) coma [ae, f] contorta; (отмель) lingua, ae, f; cornu, us, n;
косарь messor, oris, m;

Так что как capra не варьируй, falx, merga, secula не получишь.

Я думаю, что переводчик просто заменил петраркино выражение на русский эквивалент.

 
 Re: Я Вам тоже уж говорил
Автор: sezam (62.85.27.---)
Дата:   11-02-04 18:01

спросите у Авгура и все дела. Хотите, я спрошу?

 
 Re: Домыслы
Автор: vava (---.socket.ru)
Дата:   11-02-04 18:30

CAPRICORNUS - козерог (козий рог). Тогда CORNUS - рогатый (-ая), т.е. прозвище козы, точно также как КОСОЙ - это заяц.

Вот почему слово ОТМЕЛЬ (т.е. КОСА) тоже пишется CORNU?

А русское слово "обКОРНать", т.е. неровно подрезать, вам ни о чем не говорит?

Как вариант - многие слова в языках Италии (возможно позаимствованные у славян) искусственно заменены латынью. И мы будем всегда наталкиваться на это. Я это показывал на ветке про МЫШЬ, МЫШЦУ и МУСКУЛЫ.

 
 Re: коза рогатая
Автор: dist (213.85.32.---)
Дата:   11-02-04 18:41

Логично.

Конечно, это коза рогатая (так же как лось сохатый, заяц косой, волк серый, медведь косолапый).

Тогда Петрарх имел в виду, конечно, cornus и cornu.

Одна буква S (!) превращает козу (рогатую) в косу (обкорнанную).

Вот что значит свежий взгляд!

Удачи

 
 Рог , ворона. кизил
Автор: Ар (---.arco.ru)
Дата:   11-02-04 21:33

dist Написал:

> Логично.
>
> Конечно, это коза рогатая (так же как лось сохатый, заяц косой,
> волк серый, медведь косолапый).
>
> Тогда Петрарх имел в виду, конечно, cornus и cornu.
>
> Одна буква S (!) превращает козу (рогатую) в косу
> (обкорнанную).
>


Можно добавить

cornum - "кизил" . Считается , что название происходит от

cornix - "ворона".

***
Кое-где в Средиземноморье ольху, судя по всему, заменял кизил. Его латинское название cornus происходит от cornix ("ворона"). Ворона - священная птица Сатурна или Брана, она поедает красные "вишенки" кизила, как у Гомера их поедали свиньи Кирки. Овидий усматривает связь кизила с дубом, питавшим людей в век Сатурна. Как и из ольхи, из кизила получают красную краску. Это дерево почитали в Риме священным: место для постройки Рима было выбрано там, где упало кизиловое копье Ромула.
***

А там где "ворона" и "красный цвет" - там "рыжие волосы" и "корона".
С дроугой стороны "рог" - символ не только обманутого супруга, но и власти., т.е. та же "корона":




***
http://www.apress.ru/pages/greif/sim/r/roga.htm

РОГА >>>
--

--
Рог. Искусство эпохи палеолита изображает священников, носящих рогатые маски в виде голов животных. Это связано, вероятно, с обрядами, назначением которых было способствовать успеху охоты и добычи пропитания. Более того, рог был фаллическим символом, он, как считалось, способствовал плодородию. Связь рогов с языческой религией, таким образом, делала их естественным атрибутом САТАНЫ. Рога, вместе с другими характерными козлиными особенностями, - атрибут ПАНА и САТИРА. Рог как музыкальный инструмент является, благодаря своему скорбному звучанию, атрибутом Мельпомены (МУЗЫ трагедии). Охотничий рог - атрибут ГУ БЕРТА. Самуил помазывает ДАВИДА (1) маслом из рога. Иногда с рогами изображается МОИСЕИ. См. также РОГ ИЗОБИЛИЯ; ЕДИНОРОГ.

Означают сверхъестественную силу, божество, силу души или жизненный принцип, возникающий из головы. Таким образом, рога на шлемах или головных уборах обладают двойной силой, силой и достоинством божества, проявлением духа, королевским происхождением, силой, победой, защитой, мужественностью, изобилием скота и продуктов сельского хозяйства. Рога являются символом как солярным, так и лунным и имеются в атрибутике и богов Солнца и богов Луны. Лунные животные без рогов олицетворяют последнюю фазу убывающей луны. Рога являются атрибутами всех Богинь-Матерей, Цариц Небес. Луна в форме коровьих рогов часто появляется вместе с солнечным диском, особенно в египетском искусстве. Рогатые боги символизируют воинов, плодовитость как для людей, так и для животных и являются владыками животных. Они имеют в качестве атрибутов рога быков или коров, означающих честь, достоинство и силу, и рога баранов или козлов, как знак производящей силы и плодовитости. Оленьи рога часто сопровождаются образом змеи или змеи с бараньей головой. Рога с длинной ленточкой, спадающей с них, означают бога бури. Будучи острыми и колющими, рога являются символом фаллическим и мужественным; будучи полыми - означают женственность и восприимчивость Сила рогов может быть благодетельпои или вредоносной, смотря по обстоятельствам. В более поздние времена в средневековой Англии рога стали символом позора, презрения, порочности и обманутого мужа. Это связано с тем, что христианство ассоциировало Рогатого Бога с дьяволом и силой зла. У американских индейцев голова вооружена рогами "с тем, чтобы казаться ужасней". У кельтов рога означают плодовитость, Рогатый Бог - это Владыка животных. Цернунн-"Рогач", бог олень, постоянно появляется вместе со змеей, имеющей голову барана или оленя. У христиан два рога - это Ветхий и Новый Завет, при помощи которых можно победить противника. Семь рогов Апокалипсиса - это Семь Духов Божьих, всезнание и сила. Позднее было-принято, что рога - символ дьявола. У египтян коровьи рога - символ богини Хатхор, как Великой Матери; их также изображают в виде месяца с Изидой и Нут, владычицей небес. Рога быка солярны, тогда как в изображении коровьих рогов, поддерживающих солнечный диск, имеется как солярная, так и лунная символика. Рога Аммона завиваются как бараньи. У Сета (Сутека) на рогах имеется длинная лента, спадающая с них, - знак бога бури. В греко-римской традиции с рогами часто изображается Дионис. Пан является рогатым богом природы, его сатиры также рогаты, что означает мужественность и мужскую производительную силу. Плутон, будучи богом богатства, имеет рог, и этот рог, "Рог Амальтеи" - податель богатства и изобилия. У евреев рога символизируют силу; "поднятие рогов" знаменует победу; "обломать рога" - означает поражение. Иногда Моисея изображают с рогами, знаменующими власть. В индуизме четыре рога Ригведы - это четыре основных точки. В исламе рога - сила, "возносить рог" - это победа, успех. В Минойской культуре рога находят в связи с символами дерева, алтаря и двойного топора как символами власти и божества. Рога являются неиконическим изображением обитающего внутри божества. В скандинавской мифологии это сила, мужские качества, знак воина. В шумеро-семитской - божество, высший принцип, сила, как солярная, так и лунная. Рогатые головные уборы носят Ашшур, Ану и Бел. Адад, бог бури, имеет рога с длинной лентой, которая спадает с его короны.

характерные признаки богов, представляемых в виде животных, в особенности быков, иногда и в виде человека. а также изображаемых изолированно от какого-либо потенциального носителя (к примеру, культовые рога на древнем Крите, среди которых помещался двойной топор, вследствие чего они являлись символами в узком смысле). Рога по существу служат вооружением крупного рогатого скота, а посему символизируют выражаемую ими силу и агрессивность. Во многих случаях они со всей очевидностью представляют власть снабженных ими божеств, к примеру, когда их вид напрямую увязывается с мощными животными типа дикого буйвола в послеледниковых изображениях в Северной Африке, между рогами которого размещен к тому же солнечный диск. В Древнем Египте богиня Хатор, изображаемая часто с коровьей головой, также носит между рогов солнечный диск. В более древние времена бог Амон изображался в оазисе Сива с рогами барана; отсюда похожие на них окаменелые моллюски получили название аммонитов. Александр Великий после посещения египетских святилищ в качестве сына Зевса-Амона также изображался с этим украшением на голове. В Библии упоминаются алтари, украшенные по углам инкрустированными металлом рогами, которые следовало окроплять кровью жертвенных животных. Обвиняемые в преступлении могли получить убежище в храме, если они сумели проникнуть в него и коснуться этих рогов. Когда Яхве в гневе отсечет рога алтарей и падут они на землю (Ам 3:14), это будет означать страшное взыскание Божье с Израиля за преступления его. Спорным является то место в Библии (Исх 34:29), где рассказывается, как Моисей спускается "с горы Синай", снабженный рогами, как это представлено в ряде западных переводов Библии. Востоковед А. Иирку ссылается на то, что-де в Палестине были известны лицевые маски из частей черепа крупного рогатого скота, что и имеется в виду в латинском переводе Библии (Вульгате). Соответственно статуя Моисея, изваянная Микеланджело, изображает патриарха рогатым. В новейших переводах Библии (в том числе каноническом переводе ее на русский язык. - Ред.) говорится не о "рогах", а о "лучах света". Заставляют задуматься сообщения о том, что в шаманистских обрядах сибирских якутов в древние времена впадавший в транс шаман "ревел как бык и вырастали у него на голове чистые, прозрачные рога" (по Ксенофонтову, это могло свидетельствовать о галлюцинациях зрителей). Рог как символ крепости Божьей упоминается у Луки (1:69): Бог "воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего". В Откровении Иоанна Богослова "Агнец" имеет на себе семь рогов, семь очей, "которые суть семь духов Божиих" (Откр 5:6), а сатанинский дракон (12:3) - десять рогов в качестве символа своей адской власти. В христианской иконографии дьявол также изображается с козлиными рогами. Ритуальные сосуды и пиршественные кубки из рогов находили широкое распространение в культовых сферах. Св. Губерт, Освальд и Евстахий в качестве атрибута имели охотничьи рога, так же как и св. Корнелий вследствие сходства его имени с лат. cornu (рог). Убранство из перьев индейцев прерий Северной Америки часто включало пару тонко выделанных, отполированных (буйволиных) рогов, размещенных по обе стороны головы, что свидетельствовало об особой значительности носителя этого убранства. "Этот головной убор с рогами можно было носить только в особых, строго определенных обстоятельствах... и только тем, чье мужество и авторитет снискали признание всего племени и чей голос в совете имел такой же вес, как и у старейшины высшего ранга... Это украшение на голове заключает в себе бросающееся в глаза сходство с иудейским убранством, прежде всего наличие рогов, которые, как знак власти и силы, абиссинские старейшины и иудеи носили в час великого подъема и победного торжества" (Джордж Кэтлин, 1796-1872). Прославленный живописатель индейцев ссылается при этом на место в Библии (3 Цар 22:11), где говорится: "И сделал себе Седекия, сын Хенааны, железные рога, и сказал: так говорит Господь: си-. ми избодешь Сириян до истребления их" (что скорее всего имеет аллегорический смысл).

Сила, могущество, мужественность, плодовитость, верховная власть — мощный символ первобытных богов, правителей, героев и воинов. Для древних рога быков, коров, баранов, козлов и бизонов были вдохновляющим символом мужского боевого духа и фаллической силы, а также символизировали плодородие, процветание и мужскую плодовитость. Отсюда популярность и высокий статус рогатых божеств, особенно в обществах, основанных на скотоводстве и охоте. Кельтские рогатые боги, такие, как Цернунн, символизировали богатый урож ай. Ранние изображения рогатых фигур в наскальной живописи — вероятно, запись шаманских заклинаний для успешной охоты. Десять рогов на голове шаманов Сибири и Центральной Азии являются эмблемой их сверхъестественных возможностей. Скандинавские, тевтонские и галльские воины носили рогатые шлемы, чтобы вдохновляться свирепостью животных и наводить ужас на врагов. В древнеримской армии рогатое украшение вручалось за выдающуюся храбрость. Подобным образом, головные уборы, украшенные рогами, как у индейцев Север ной Америки, предназначались для отважных вождей. Рассматриваемые как сосуд, а не оружие, рога приобрели и женский символизм, сохранив при этом и основной символизм власти. Так, легендарный рог изобилия никогда не иссякал. Считалось, что ритуальное питье и з рога медовухи или вина сохраняет потенцию. Рога, образующие полумесяц, часто символизировали богиньматерей, таких, как Хатор в Египте, которую изображали с головой коровы или с рогатой человеческой головой. Загнутые рога быка или коровы, в которых качает ся солнечный диск (представленный в Мали тыквой), — изображение лунной и солнечной энергии. Рога барана — особый символ солнца, образ Амона, который стал верховным богом Египта и чьи изогнутые рога Александр Македонский, «Сын Амона», взял в качестве символ а своей императорской власти. В иудейском Храме по четырем сторонам алтаря стояли священные рога, по которым стекала жертвенная кровь. Они символизировали всеобъемлющую власть Бога Иеговы. Слово «shofar» (на иврите — «рога барана») использовалось древними израильтянами для подачи сигнала тревоги и было еще одним символом защиты. В Библии «рога» — символ силы или, в Новом Завете, — спасения. Однако христианство скоро обратилось против языческого поклонения рогам, которые стали в средневековом искусстве знако м сатаны и его рогатых последователей. Рогатыми называли обманутых мужей, возможно, по ассоциации с самцом оленя, у которого уводит самку более сильный соперник. В психологии рога могут быть связаны с дивергенцией («рога дилеммы»).

В иероглифах голова барана считается выражением почета и власти. В соединении с короной рога служат многим богам в качестве головного убора и у простого народа считаются выражением чего-то страшного, охватывающего все сверхъестественное. Бог-баран Хнум изображается обычно с горизонтально расходящимися рогами, в то время как рога Амона - барана загнуты вниз (хотя имеется много изображений Амона с горизонтальными рогами). Мавританские и алжирские наскальные рисунки показывают барана или буйвола, которые несут между рогами солнечный диск; также имеются изображения Амона в человеческом облике, несущего на голове солнечный диск или урея.
В Египте носителями солнца считались чаще всего бык и корова. Бык, потому что он сам мог быть символом солнца, корова, потому что она как символ ночи и луны позволяет из себя выходить дневному светилу; здесь следует указать на широко распространенное в передней Азии микро- и макрокосмическое соответствие коровьих рогов серпу луны. Изида, согласно Плутарху, лунная богиня, была матерью солнечного бога Гора; ее голова часто увенчана коровьими рогами с солнечным диском - изображение, которое принадлежит и собственно богине Неба Хатор. В мифе рассказывается, как Хатор подняла на своих рогах на небо юного сына Солнца.

***



Вот еще про рог - горн:

***
http://sozdik.kz/

Казахский керней


Русский

горн
рог
рожок
труба

***

 
 Про "косы"
Автор: Ар (---.arco.ru)
Дата:   11-02-04 21:43

Фасмер

***
коса/ I.

(напр., волос), укр. коса/, цслав. коса, болг. коса/ "волосы", сербохорв. ко\са, вин. ко\су, др.-чеш. kоsа, слвц., польск. kosa "коса".


Родственно лит. kasa\ "коса (волосы)", др.-исл. haddr (прагерм. *hazda-) "волосы на голове у женщины", ср.-ирл. сi/r "гребень" (из *ke:sra:), связано чередованием гласных с чеса/ть, чешу/; ср. далее лит. kasy/ti "почесывать", лтш. kasi^t "скрести, чесать", др.-инд. kacchus. "чесотка", авест. kasvi:s^ "сыпь на коже", греч. "пакля"; см. М.--Э. 2, 170; Траутман, ВSW 120; Бернекер 1, 580 и сл.; Мейе, МSL 14, 338; E/t. 252; Гофман, Gr. Wb. 141. Ср. косма/.

2,344-345

***
коса/ II.

[для жатвы], также "хвостовые перья петуха", укр. коса/, болг. коса/, сербохорв. ко\са, словен. ko/sa, чеш., польск., в.-луж., н.-луж. kоsа.



В семантическом отношении наиболее интересно сравнение с др.-инд. c,a/sati, c,a:/sti "режет", c,astra/m "нож", лат. castra:re "отрезать, оскоплять", греч. , "раскалываю", но оно приемлемо только при допущении чередования заднене'бных или правильности закона диссимиляции свистящих Мейе (см. E/t. 178; 253; МSL 9, 374; 13, 243; Мейе--Вайан 28; см. Вальде--Гофм. I, 179; Махек, "Slavia", 16, стр. 187; Младенов 252; Бернекер 1, 581). В противном случае коса/ можно сравнивать с лит. kasu\, ka\sti "копать", алб. korre' "жатва, лето", korr "собираю урожай", kuarr (см. Г. Майер, Alb. Wb. 200; Педерсен, IF 5, 46; Миккола, Ursl. Gr. 154). Менее убедительно сравнение с др.-инд. ka/ks.a: "подмышка", авест. kаs^а- м. "плечо", лат. соха "бедро", д.-в.-н. hahsa, ср.-в.-н. hehse "коленный сустав, голень", ирл. соss "нога (ступня)" (Бецценбергер, ВВ 12, 239; Видеман, ВВ 28, 15 и сл.; Бернекер, там же; Леви, KZ 40, 421).

[Рясянен ("Neuphilol. Мitt.", 57, 1956, 51 и сл.) высказывается в поддержку точки зрения Бернекера (1, 581) о тождестве коса I и коса II, происходящих от кос, косой. -- Т.]

***

Словарь

***
http://sozdik.kz/


Русский чесать
Казахский касу

Русский резать
Казахский кесу

***

 
 Re: Рог , ворона. кизил
Автор: Егермейстер (---.rochester.rr.com)
Дата:   12-02-04 05:40

Есть еще такой глагол, обкорнать.

 
 Re: Хочу.
Автор: Андрюша (---.249.p2p.sandy.ru)
Дата:   12-02-04 12:38

Я не могу им письмо отослать - они мою зараженную почту отвергают.

 
 Re: Рог , ворона. кизил
Автор: Ар (---.arco.ru)
Дата:   12-02-04 12:49

Егермейстер Написал:

> Есть еще такой глагол, обкорнать.

Фасмер:

***
корна/ть, -а/ю

"подрезать, усекать, укорачивать", укр. корня/ти "колоть, бить, рубить", болг. диал. ко/рна, ко/рнувам "выдираю", чеш. krniti "кастрировать". От ко/рный (см.).

***
корный

"коротенький, куцый", корна/ть, укр. ко/рний, цслав. крънъ , сербохорв. кр^н, кр/на ж., словен. kr\n "изуродованный", чеш. krniti "кастрировать", krne^ti, слвц. krniеt "мельчать". Ср. русск. корноу/хий, корнокры/лый, корнохво/стый, корнору/кий, корнопа/лый и т. д., а также курно/сый (см.).

Родственно лтш. kur~ns "глухой", kur~ls -- то же, лит. kurlas -- то же, kur~sti "глохнуть" (см. Эндзелин, СБЭ 19 и сл.; М.--Э. 2, 323), др.-инд. ki:rn.a/s "раненый, убитый", karn.a/s "корноухий", авест. kar@na- "глухой"; см. И. Шмидт, Vok. 2, 25; 213; 502; Вакернагель, Aind. Gr. 1, 192; 228; Фортунатов, KZ 36, 15; Бернекер 1, 669; Траутман, ВSW 146; М.--Э. 2, 323 и сл.; Младенов, AfslPh 36, 119; Шпехт 196. Сюда не относится лат. саre:rе "нуждаться" (вопреки Перссону, Beitr. 165 и сл.; см. Вальде--Гофм. 1, 167); относительно греч. "очень маленький" см. скорее Буазак 34.

***


Словарь http://sozdik.kz/

Казахский
Русский


кырнак
гравюра


кырнакшы
гравер


кырналу
выскабливание
выточка
гравировать
делать гладким
полировать
соскабливать
шлифовать


кырнап жонып тегістеушілік
расточка


кырнату
выскабливание
выточка
гравировать
делать гладким
полировать
соскабливать
шлифовать


кырнау
выскабливание
выточка
гравировать
делать гладким
полировать
соскабливать
шлифовать


кырнаушы
резец
токарь

***

 
 Re: Да, совсем забыл.
Автор: varhun (---.static.adsl-line.inode.at)
Дата:   20-02-04 11:25

Jesli Vengrija Jevropa, togda ne sovsem tak:
V kartinnij Hronike [1358] podrobno opisano tatarskoje nasedstvije, vo vremja korolja Bela. 1241-42. Tatari gonjali jevo na ostrov [Traun] v adriaticheskom more.



 Список форумов  |  Вид деревом   Следующая тема  |  Предыдущая тема 


 Эта тема закрыта 

phorum.org