§1. КОНСИЛИУМ

 Новая тема  |  Наверх  |  Перейти к теме  |  Искать  |  Вход   Следующая тема  |  Предыдущая тема 
 Глаголица, Сирия и Русь
Автор: Ал.Незванов (194.84.121.---)
Дата:   12-07-04 14:01

Подборка цитат из М.А.Буданов "К вопросу о влиянии еретических воззрений на христианство Древней Руси" http://www.history.machaon.ru/all/number_10/analiti4/attitude/part3/index.html:

Исследования последних лет позволяют расширить круг письменных традиций, родственных глаголице. Кроме церковного грузинского (хуцури) и армянского сюда включаются эфиопский, отчасти сирийский и коптский виды письма. Все эти алфавиты (кроме коптского) признаются независимыми от греческого.

...можно указать на тождественность оформления глаголических рукописей и эфиопских, коптских, сирийских манускриптов, где представлено характерное искусство Восточного Средиземноморья (зооморфические сюжеты, геометрические формы). В свою очередь кириллические памятники копируют орнаментику греческих рукописей с традиционными растительными мотивами.

Интересную версию происхождения глаголицы высказал Н.А.Константинов, указавший на очевидное стилистическое сходство этой азбуки с крымскими знаками, датируемыми временем II-XIV вв. Во-первых, все глаголические буквы, вплоть до самых редких, находят свои аналоги среди этих символов. Во-вторых, поражает массовый характер подобных образцов графики.

Наибольшее количество символов, близких к глаголице, найдено в Херсонесе и его окрестностях, начиная со слоев V века н.э., а также в районе Тамани и около Керчи. Что очень важно, орнаментика в славянских глаголических рукописях и русских народных изделиях прикладного искусства в точности, вплоть до композиционных деталей, повторяет зооморфические мотивы крымских археологических памятников того же времени, что и символы. Аналоги этой линии мы можем найти опять же на Ближнем Востоке (Сирия, Египет).
В архитектуре средневекового Херсонеса тоже прослеживаются явные связи с Восточным Средиземноморьем и Малой Азией. Об этом свидетельствует большой удельный вес найденных капителей малоазийских, африканских и сирийских типов (II-V вв.).

Особенное внимание привлекает базилика Крузо (базилика N 7). Еe тип вообще не находит себе аналогов в архитектуре европейской Греции и Константинополя. Специфика данного строения заключается в трeхлопастном расположении апсид алтаря. Подобный тип был широко распространен в Сирии, Египте, Месопотамии в IV-VI вв. Есть единичные примеры и в Европе - раннехристианская базилика апостола Павла в Ноле (Италия), базилика в районе Бихач в Далмации. Большое сходство имеет и крещальня Уваровской базилики в самом Херсонесе.
Крестообразные храмы Херсонеса (V-VII вв.) также повторяют ближневосточные типы. Подобная архитектура в те же века была популярна в Армении и Грузии. В константинопольском церковном строительстве она практически никак не отразилась.

Житие св. Кирилла повествует о том, что славянский первоучитель во время своей хазарский миссии, будучи проездом в Корсуне (Херсонесе), нашел там Евангелие и Псалтирь, написанные "русьскими письменами" и человека, говорящего на этом же языке. Вопрос об определении "русина" и книг, письменности, на которой они были написаны, остаeтся в науке открытым.

В двух известных списках Жития Кирилла в перечне народов вместо слова "соури" (сирийцы) читается "роуси", т.е. перепутаны "с" и "р".
...найденные в разных частях Киевской Руси кресты-энколпионы, импортировались из бассейна Средиземного моря в X-XI вв. именно через посредство Корсуня. Характерные стилистические черты (схематичность и стандартность изображения Иисуса Христа в позе орант и в хитоне) говорят о ближневосточном происхождении этих изделий (Сирия и Египет). Хотя единичные находки подобных крестов делались в разных частях Европы (Бельгия, Дания и др.), ареал их массового распространения ограничивается Восточным Средиземноморьем, Северной Африкой, отчасти Грецией, Болгарией, Далмацией. Довольно большое количество энколпионов найдено в Крыму и на Кавказе.

Интересно, что сирийская традиция изображать распятого Христа в хитоне и с поднятыми руками утверждается со временем в местном производстве в Корсуне и в Моравии (примерно во второй половине IX в.). В следующем столетии моравское производство сходит на нет, но аналогичная линия появляется в русском ремесле.

===

С уважением,

А.

 
 Спасибо, очень интересно
Автор: Таманские хлопцы (---.EuroCom.Od.UA)
Дата:   13-07-04 19:58

Ясен пень, что та самая Русь (которая "остров") именно в Тамани и была. Читайте, так сказать, Трубачёва, Вернадского этс.

 
 Re: Глаголица, Сирия и Русь
Автор: Cagor (---.dialup.mtu-net.ru)
Дата:   17-07-04 10:14

А я сколько раз говорил, что старогрузинский, эфиопский (амхарский, а не геэз) и глаголица практически неотличимы?
Кстати, мой друг в Питере тоже много раз говорил, что есть культуры письменные, в которых огромное число письменных памятников (например, сирийская=русинская), а есть - бесписьменные (греческая, ИВРИТ!!!!! и т.д.), т.е. нашли 3 гнилых черепка - и уже культура! А миллионы (без преувеличений) манускриптов вообще не изучаются, и о них нет ни слова, как, например, древнегрузинские, амхарские, сирийские и т.п.
ВСЯ "древне"-греческая культура - это новоделы XIX-XX веков, особливо в Морее.
С уважением, Кагор

 
 Сенкс за передачу о Ефиопии(-)
Автор: Владимир (---.mipk.kharkiv.edu)
Дата:   19-07-04 09:54

.

 Список форумов  |  Вид деревом   Следующая тема  |  Предыдущая тема 


 Эта тема закрыта 

phorum.org