Автор: d-te (---.motorola.com)
Дата: 16-02-04 13:48
Достоверность события всяко выше чем хронология во вставном радзивиловском листе.
---
Говорится же в рассказах старцев, что в древние времена посланы были Иисусом Христом Богом нашим на проповедь ко всем народам святые священные апостолы. Один же из этих двенадцати — Андрей[7], брат Петров, — среди нашего русского народа был и в преименитом Великом Новгороде слово Божие проповедовал. И проплывая Невским[8] огромнейшим озером, обратив взор к северу на Карельские земли, сказал так: «Как новые хананеи, безбожные народы волхвов живут там, но в будущем два светила просветятся среди них». Эти слова, как говорят, прорек апостол Христов о пречестных и великих обителях Валааме и Коневце[9]. Поскольку оба эти монастыря на том великом Невском озере на островах построены в земле Карельской и просияли добродетелями постничества, как сейчас всем известно, — по пророчеству святого Христова апостола Андрея. Ныне же всю землю ту просветил Бог святым крещением.
---
---
[7] Андрей — галилеянин и брат апостола Петра, живший в I в. н. э. (Мт. IV, 18—20; Ио. I, 35, 40—42). Но помимо этих канонических сведений, на Руси было популярно и апокрифическое сказание об апостоле Андрее: оно вошло во многие летописные своды, а также в церковные службы и памяти. Так, уже в Лаврентьевской летописи мы читаем, как апостол Андрей путешествовал по территории Руси, посетив места будущих Киева и Новгорода, пророчествуя о принятии Русью христианства. Особой популярности культ апостола Андрея как крестителя Руси достигает в середине XVI в., при Иване Грозном. Поэтому неудивительно, что автор «Сказания о Валаамском монастыре» «продляет» маршрут апостола Андрея из Новгорода до Ладожского озера. Отметим однако, что автор Сказания говорит об этом достаточно осторожно, ссылаясь на «рассказы старцев». Можно считать, что источниками его рассказа об Андрее послужили не только летописи и церковная служба, но и местное монастырское предание, которое было зафиксировано на Валааме даже в XIX в. (См.: Чистович И. История православной церкви в Финляндии и Эстляндии, принадлежащих Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1856. С. 15). Интересно, что эту же легенду использовал в начале XIX в. при написании своей «Оповеди» (подделки, повествующей о начальной истории Валаамского монастыря) А. Сулакадзев, но доведя ее до полного гротеска: «Св. Андрей от Иерусалима прошед Голяд, Косог, Родень, Скеф, Скиф и Словен смежных лугами, достиг Смоленска, и ополчений Скоф и Славянска Великого и Ладогу оставя, в лодью сев, в бурное вращающееся озеро на Валаам пошел, крестя повсюду и поставлял по всем местам кресты каменные» (Валаамский монастырь. СПб., 1864. С. 4).
---
http://kirjazh.spb.ru/biblio/skaz_kr/skaz.htm
|
|