Автор: Володя Д (---.uct.ua)
Дата: 16-08-04 11:10
//////КАТАКОМБЫ (лат. catacumba, итал. catacomba), подземные гробницы, которые сооружали язычники, иудеи, христиане и сарацины; катакомбы состояли из коридоров и камер (крипт) для погребения. Христианские катакомбы известны в окрестностях Рима, в Неаполе, на островах Сардиния и Сицилия (Италия), в Александрии (Египет), на Мальте, а также в других областях Средиземноморья – в Передней и Малой Азии, на Балканах. Наиболее важны катакомбы, обнаруженные в Риме, вне черты древнего города. Термин «катакомбы» (происхождение слова неясно) применялся в древности к находившейся менее чем в 3 км к югу от Рима низине вдоль Аппиевой дороги между церковью св. Себастьяна и цирком Максенция. Христианское кладбище близ этого места с 4 в. называлось Coemeterium ad Catacumbas, и впоследствии катакомбами стали называть все гробницы такого типа.
В настоящее время в окрестностях Рима известно более 40 катакомб, большинство из которых были заново обнаружены с начала 1800-х годов либо случайно, либо на основе данных древних Itineraria, или Путеводителей для первых паломников, посещавших гробницы мучеников. Некоторые катакомбы (например, обнаруженная в 1956 на Виа Латина менее чем в километре от Порта Латина) относительно невелики, другие весьма обширны. Так, катакомба Домициллы на Виа Ардеатина представляет собой настоящий лабиринт коридоров длиной в 13 км, которые пересекают друг друга под разными углами и на нескольких уровнях. Протяженность ambulacra, т.е. галерей, в римских катакомбах, по скромным оценкам, составляет от 100 до 150 км, а возможно, превышает 500 км. В этих галереях и многочисленных соединенных с ними cubicula, т.е. отдельных погребальных камерах, насчитывается от 600 тыс. до 800 тыс. захоронений. Все они вырублены в пористом вулканическом туфе, на котором лежит римская Кампанья.
Простейший тип погребального сооружения в катакомбах – loculus, прямоугольная ниша, вырубленная перепендикулярно стене коридора или склепа. После захоронения тела в одну из таких ниш вход в нее закладывали крупной черепицей или мраморными плитами. Для идентификации погребенного на закрывающих могилу плитах вырезали или наносили краской надпись либо запечатывали могилу оттиском монеты или какого-нибудь другого мелкого предмета на скрепляющем плиты свежем растворе. Иногда тело умершего помещали в углубление, выкопанное в полу коридора или склепа. Такой тип могил носит название forma. Более сложный тип погребального сооружения – sepulcrum a mensa, или «столовая гробница», представляющая собой вырубленную в стене прямоугольную нишу. В полу такой ниши делалось углубление, подобное гробу. Иногда встречаются гробницы с входом в виде арки – arcosolium. Самыми дорогостоящими были погребения в мраморных саркофагах.
Стены катакомб, и особенно стены склепов, покрыты тысячами фресковых изображений на сюжеты Ветхого и Нового Завета. Они, а также бесчисленные обнаруженные здесь надписи служат источником ценных сведений о верованиях и обрядах римских общин христиан в первые века нашей эры.
Самые ранние гробницы, судя по сохранившимся на них именам, располагались на территории частных кладбищ состоятельных римских семей. Две из самых древних, датированные первыми десятилетиями 2 в., – это катакомбы Домициллы и Присциллы. Первая катакомба возникла, возможно, в связи с тем, что Флавия Домицилла, принявшая христианство внучка императора Веспасиана, выделила своим вольноотпущенникам участок земли под кладбище. Вторая была так или иначе связана с богатым семейством Ацилиев, один из членов которого, Ацилий Глабрион, консул в 91 н.э., был казнен Домицианом, возможно, за свою приверженность христианству. Со временем эти частные кладбища перешли к христианской церкви.
Вопреки распространенному представлению, римские катакомбы, как правило, не служили христианам убежищем в эпохи гонений, так как они были слишком хорошо известны римским властям. Не были катакомбы и местом богослужений христиан. Семьи могли посещать могилы своих родственников в годовщину их смерти, но в первые столетия в катакомбах не было помещений, пригодных для сколько-нибудь значительных собраний.
Стремительнее всего катакомбы разрастались в 4 в., после того как Константин Великий положил конец гонениям на христиан. Для восстановления и украшения гробниц римских мучеников много сделал папа Дамас (366–384), и эти захоронения стали излюбленным местом паломничества. После разграбления Рима готами при Аларихе в 410, а затем вандалами в 455 катакомбы в значительной мере утратили свое назначение как место для захоронений. Чтобы положить конец осквернению и разграблению их мародерами, Павел I (757–767) и Пасхалий I (817–829) перенесли большинство останков из катакомб к церквам в границах города. Оживление интереса к катакомбам наблюдалось на протяжении 15 и 16 вв., однако лишь в 19 в., после новаторских работ Джузеппе Марки и великих открытий его ученика Джованни Баттиста де Росси началось научное изучение древнеримских кладбищ. Эту одну из важнейших отраслей археологии, занимающейся изучением раннего христианства, продолжает развивать ряд ученых, в частности сотрудники учрежденного папой Пием XI в 1925 Института христианской археологии при Понтифике. //////////
/////////Среди бесконечных достопримечательностей вечного города катакомбы занимают не последнее место. Они были вырыты первыми христианами в конце I – IV веках для захоронения своих единоверцев и располагались иногда в 4 – 5 этажей, достигая глубины 25 метров. Так как кладбища в черте города традиционно
запрещались, древние некрополи устраивались вдоль крупных дорог на расстоянии нескольких километров от городских стен. На сегодняшний день в окрестностях Рима таких захоронений открыто
свыше пятидесяти, общая длина ходов доходит до 600 км. Это целый подземный город, украшенный фресками, от которых остались лишь фрагменты. Как известно, на первых христиан были открыты гонения, и только в катакомбах они и могли в относительной (поскольку в некоторые эпохи подземные некрополи
также подвергались разрушениям) безопасности вырабатывать художественные принципы новой религии. И если для самых ранних фресок характерны классические декоративные мотивы, ничем не отличающиеся от тех, что встречаются в росписях богатых римских домов или языческих склепов – зеленые гирлянды, виноградные лозы, порхающие птицы, крылатые гении, ландшафты, – то начиная с III – IV веков уже формируется иконография сюжетов Ветхого и Нового заветов и мистико-символических композиций.
Лишь миланский эдикт Константина Великого 313 года, которым разрешалось свободное отправление всех культов, положил конец гонениям, и катакомбная культура стала исчезать, а сами катакомбы превратились в места паломничества, их своды ремонтировали, у особенно почитаемых гробниц устанавливали памятные доски, существовали даже путеводители. Но частые набеги в VII – VIII веках на Рим варваров, осквернявших
кладбища, заставили перевезти останки святых в городские храмы, а про катакомбы постепенно забыли. И только на рубеже XVI – XVII веков иезуит Антонио Бозио по прозвищу Колумб римских катакомб 30 лет их исследовал, а затем к их систематическому изучению вернулся уже в 1850-х годах археолог и хранитель катакомб Джованни Баттиста де Росси.//////////
///////ОДЕССКИЕ КАТАКОМБЫ.
Пронин К. К.
Одесские катакомбы состоят из множества отдельных не связанных друг с другом крупных и мелких подземных полостей. Наиболее значительные из них имеют протяженность десятки и сотни километров, а самая крупная превосходит по длине 1000 км.
В основном Одесские катакомбы - это подземные каменоломни, в которых добывался камень, применявшийся для строительства зданий и сооружений. Так как одесский известняк довольно мягкая порода, добыча блоков велась методом выпиливания их из массива. Доля каменоломен в общей массе "катакомб" составляет 95-98%. Первые подземные каменоломни возникли в Одессе в самом начале прошлого века. Заложены они в
понтическом равномерно сцементированном известняке-ракушечнике, так называемом пильном известняке, буровато-желтого и желтого цвета. Габариты выработок сравнительно небольшие, высота 1,5-3,5 м, ширина 2,0-4,5 м, изредка встречаются выработки большего размера - высотой до 5
м и шириной до 6 м. Обычно каменоломни заложены в один ярус, но иногда встречаются 2-х ярусные и совсем редко 3-х ярусные. Глубина заложения каменоломен от первых метров до 50 м. За время работ по добыче известняка существовало несколько сотен каменоломен и соответственно более 1000 входов в них - шахтных колодцев, наклонных стволов, штолен, выездов и т.д. В настоящее время подавляющее большинство из них засыпано. Каменоломни по прошествию времени частично обвалились, заилились, были затоплены подземными водами, некоторые участки были затампонированы. Все это привело к тому, что в настоящее время мы имеем множество труднопроходимых подземных
лабиринтов. Степень изученности их различна. По некоторым составлены детальные планы и описания, другие картированы частично, а о некоторых вообще сохранились только смутные воспоминания и легенды.
Общая протяженность всех одесских катакомб оценивается в настоящее время в 2500 км.
///////////
Читаты:
//////В настоящее время в окрестностях Рима известно более 40 катакомб, большинство из которых были заново обнаружены с начала 1800-х годов....//////
Ага, снова 19-й век... ТО есть все знали, что катакобы есть, но обнаружили их случайно и, конечно же, заново...
///////////После разграбления Рима готами при Аларихе в 410, а затем вандалами в 455 катакомбы в значительной мере утратили свое назначение как место для захоронений. Чтобы положить конец осквернению и разграблению их мародерами, Павел I (757–767) и Пасхалий I (817–829) перенесли большинство останков из катакомб к церквам в границах города.///
////Лишь миланский эдикт Константина Великого 313 года, которым разрешалось свободное отправление всех культов, положил конец гонениям, и катакомбная культура стала исчезать///////
Надо ли понимать, что с 5-го, а то и с 4-го века в катакомбах не хоронили? ТО есть хоронили — во 2, 3 и 4 веках — приблизительно 300, а то и 200 лет... 800 000 делим на 300, получаем 2500 человек в год, по 7 человек в день (это ТОЛЬКО христиан)... И сколько же останков перенесли — 500000, 100000? Сколько могил сохранилось?
///////////Оживление интереса к катакомбам наблюдалось на протяжении 15 и 16 вв., однако лишь в 19 в., после новаторских работ Джузеппе Марки и великих открытий его ученика Джованни Баттиста де Росси началось научное изучение древнеримских кладбищ.////////
Опять иезуит, и опять 19-й век...
Римские катакомбы — в 5 раз меньше катакомб одного из самых молодых городов Европы — Одессы... Одесские катакомбы образовались, потому что в них добывался камень для строительсва города — то есть в условиях самоокупаемости... Римские же специально вырубались для захоронений... Опять начинаются экономические нестыковки ТИ...
Гораздо естественнее предположить, что в римских катакомбах тоже добывался камень для строительства Рима... И то, что они значительно меньше одесских, позволяет предположить, что и Др. Рим был в 5-10 раз меньше, чем Одесса в конце 19-го века — то есть с населением в 25-30000 человек..
Только после того, как добыча камня в римских катакомбах стала нерентабельна (по каким-то причинам) — в них стали хоронить...
800000 захоронений при таком населении (25 тыс.)— цифра фантастически неправдоподобная... О том же, что Рим — это священное кладбище ВСЕХ христиан ничего не известно...
Скорее всего, Рим — искусственный город, возникший сразу после падения Константинополя...
|
|