§1. КОНСИЛИУМ

 Новая тема  |  Наверх  |  Перейти к теме  |  Искать  |  Вход   Следующая тема  |  Предыдущая тема 
 Масореты
Автор: dist (213.85.32.---)
Дата:   17-02-04 21:07

Вот справка от А.Меня:

МАСОРЕТЫ (от евр.*масТра, или масТрет, устное предание), корпорация иудаистских книжников, работавшая над адаптацией ветхозав. текста для внебогослужебного чтения. Эта работа была необходима в силу специфики древнеевр. письма, лишенного гласных и пунктуации. Традиция М., сохранявших в течение веков правила чтения Библии, восходит ко *Второго Храма периоду. Однако расцвет деятельности М. падает на 6-10 вв. н.э.

Самым знаменитым М. считается Бен-Ашер (ум. ок. 930) из Тивериады. Большинство М. также жило в *Палестине, однако благодаря исследованиям *Кале установлено, что была масоретская школа и в Вавилоне. По мнению *Лагарда, в основе масоретского текста лежала единая рукописная традиция, достаточно точно сохранившая первонач. текст.

В обязанность М. входило следить за возможными ошибками, к-рые вкрадывались в манускрипты при переписке. В результате М. внесли в библ. рукописи ок. 1300 *глосс, призванных отличать неточности в записанном тексте (кетив) и в устном произношении (кере). Важнейшим достижением М. было изобретение *накудот, знаков для *огласовки древнеевр. консонантного *алфавита.

Этот характер алфавита обусловливал лишь устное запоминание правильного произношения слов. После введения огласовки оно было закреплено и легло в основу всех дальнейших рукописных и печатных изданий евр. текста ВЗ. Расхождение масоретского текста и *Септуагинты объясняется тем, что переводчики Библии на греч. язык располагали иной рукописной традицией (см. ст. Кросс; Кумранские тексты; Рукописные традиции библейские).

Общепринятый текст М. использован в *критическом издании ВЗ *Киттеля Р. Несмотря на тщательность и осторожность работы М., они, как полагают текстологи, в нек-рых случаях вносили сознательные исправления в списки (так, в 2 Цар 2:12 имя сына Саулова Ишваал, муж Ваала, заменено Ишбошет, син. пер. Иевосфей, т.е. муж бесчестья).

http://www.krotov.org/library/m/menn/slovar/13_m2.html

Расцвет деятельности М. падает на 6-10 вв. н.э. - пишет Александр Мень. Яркий пример некритического отношения к текстам, ведь о масоретах ВПЕРВЫЕ становится известным в 16 веке, когда они в действительности и жили.

Вот справка:

Massoreth

[< Middle French Massoreth (1581 in sense 1 in the source translated in quot. 1587, 1546 in sense 2 (1532 in form Massoret) in Rabelais) < Hebrew msre bond (Ezekiel 20:37; in post-biblical Hebrew ‘Masorah’, after msar to deliver, hand down) < 'sar to bind.
Sense 1 seems to have arisen by a misunderstanding, app. in French.]

1. = MASORETE n.

1587 SIR P. SIDNEY & A. GOLDING tr. P. de Mornay Trewnesse Christian Relig. xxx. 566 In stead of Caru..the Jewes will needes reade Caari..: their Massoreths, (who haue made a Register of all the Letters of the Scriptures) doe witnesse that in all good Copies it is written Caru.
1587 SIR P. SIDNEY & A. GOLDING tr. P. de Mornay Trewnesse Christian Relig. xxx. 566 The Jewes..are warned by their Mazaroths, that that sence is vnperfect.
1642 MILTON Apol. Smectymnuus in Wks. (1851) III. 282 Which the Masoreths and Rabbinicall Scholiasts not well attending, have often us'd to blurre the margent with Keri instead of Ketiv.
a1693 Urquhart's Rabelais III. xiv. 123 The Cabalists and Massorats, Interpreters of the Sacred Scriptures.

2. = MASORAH n.

1613 S. PURCHAS Pilgrimage (1614) 179 That most profitable Treasure, which is called Masoreth.
a1637 B. JONSON Magnetick Lady I. v. 38 in Wks. (1640) III, She could the Bible in the holy tongue: And reade it without pricks: had all her Masoreth.
1644 MILTON Doctr. Divorce (ed. 2) To Parl. sig. A4, He who hedg'd in from abolishing, every smallest jot and tittle of precious equity contain'd in that Law, with a more accurat and lasting Masoreth, then either the Synagogue of Ezra, or the Galilean School at Tiberias hath left us.

 
 Масореты и Венеция - 16 век
Автор: dist (213.85.32.---)
Дата:   17-02-04 21:31

Вот когда начала создаваться талмудическая традиция.

Комментарии к ТаНаХу

Многие крупнейшие раввины составляли комментарии к книгам Пророков и Писаний: в частности, существует комментарий РаШИ на все книги ТаНаХа. Кроме того, существует еще целый ряд комментариев к ТаНаХу, которые стали классическими.

В 1517 году в Венеции ТаНаХ был издан вместе с rомментариями РаШИ, РаМБаНа, Сфорно, Ибн Эзры, РАШБАМа и Бааль hа-Турим и переводами Онкелос и Йерушалми. Это издание получило название Микраот гдолот ( - "Большое издание Священного Писания"); в дальнейшем к нему добавлялись еще некоторые известные комментарии разного характера и оно стало тем комментированным ТаНаХом, который каждый еврей стремился иметь в своем доме. Это не означает, что не вошедшие в этот сборник комментарии "ниже уровнем", но Микраот гдолот стало классическим базисом, который должен быть пройден для изучения Библии


http://midrasha.net/books/trad/1_5.php

Итак, талмудичность и масореты ведут начало из Венеции (а не из какой не из Палестины). Если честно, то даже дата 1517 должна быть подвергнута критическому анализу с учетом того, что именно в Венеции печатались документы, призванные увековечить, удревнить и т.д., к тому же венецианцы имели особое лето- и время- исчисление вплоть до 19 века (!).

 
 Re: все не как у людей
Автор: sezam (62.85.27.---)
Дата:   17-02-04 21:50

Микраот гдолот - Большое издание Священного Писания :)

 
 Re: У Диста все не как у людей
Автор: Андрюша (---.new-telecom.ru)
Дата:   18-02-04 11:46

В одной ветке Венеция 15в, в другой 16в, завтра она будет 17в... :-)
т.е. как пришли жиды в типографию с готовым текстом, так именно тогда его и выдумали. И жидов до этого не было. В день напечатания десантом с неба свалились :-)

 
 Re: жиды
Автор: dist (213.85.32.---)
Дата:   18-02-04 13:30

Да нет, они существовали со времен Адама.

Просто до 16 века успешно таились.

А в 16 веке предъявили миру масоретов и Талмуд, и пошло-поехало.

 
 Re: У Диста все не как у людей
Автор: Гонтарь (---.zin.ru)
Дата:   18-02-04 13:44

Андрюша, ну что вы так воспринимаете буквально. Дист дает возможность таким образом обсудить. когда это (возможно) могло быть на самом деле

 
 Re: Странный образ какой-то.
Автор: Андрюша (---.new-telecom.ru)
Дата:   18-02-04 15:40

Как на базаре, что-ли, система-то? Дист сначала залупит цену (17в), потом поторгуется и снизит (до 16-15в) :-)

 
 Re: У Диста все не как у людей
Автор: Alan Po (---.cpe.net.cable.rogers.com)
Дата:   18-02-04 15:57

Да нет.
Дист как всегда прав. Только венецианскую масору надо считать поздней подделкой и отнести ее к девятнадцатому веку.
А то ведь как получается. Венецианцы отпечатали, а французы этого слова "масора" не знали аж до конца 18 века (см. Robert).

А евреев тогда еще не было. Были одни иудеи. Которых все считали греками.

Дришат шалом!

 
 Re: Масореты
Автор: Espada (---.tts.nov.ru)
Дата:   21-02-04 01:01

Вот ведь как интересно. По мнению Меня, Масореты занимались тем, что следили за исправлением ошибок в РУКОПИСЯХ. А Дист нам сообщает, что талмудическая традиция начинается с ПЕЧАТНОГО издания Танаха.

Интересно, чем же занимались масореты по мнению Диста?

 Список форумов  |  Вид деревом   Следующая тема  |  Предыдущая тема 


 Эта тема закрыта 

phorum.org