§1. КОНСИЛИУМ

 Новая тема  |  Наверх  |  Перейти к теме  |  Искать  |  Вход   Следующая тема  |  Предыдущая тема 
 Трансильванская проблема
Автор: кеслер (---.nkosino.ru)
Дата:   27-09-04 16:16

Это - политическая проблема, затрагивающая, прежде всего, венгров и румын. Боярская Румыния получила Трансильванию в 1919 г., хотя там весьма существенно вергерское население. (Есть там немало и других средневековых переселенцев.). Позиции таковы: румыны, считающие себя потомками даков и, в определённом смысле, "наследниками" Римской империи, венгров позиционируют как пришельцев на их "исконные" земли, оговариваясь, правда, что СЕКЛЕРЬ (венг. Szekely) - "древнее" привилегированное племя , родственное венграм, жило там ДО НИХ. Венгры, со своей стороны, считают пришельцами валахов, поскольку первое упоминание о них в этой местности относится только к 10 в. (976 г), т.е., по крайне мере, на 100 лет позже упоминания о венграх. Сам термин "Трансильвания" - латинская калька с венгерского Erdoelve, сократившееся затем до Erdely (рум. Ardeal), дословно означающее "Залесье" (ср. Полесье. Характерно, что позднейший искусственный термин "Циссильвания" не прижился из-за явной расплывчатости.) При этом даками венгры считают западных СКИФОВ, а не предков румын. Но есть ещё и точка зрения РУСНАКОВ (они же РУСИНЫ), что именно они там автохтонны. Тем более, что средневековая Rossia на картах - Галицко-Волынская русь, Полесье...
Мнения?

 
 Re: Трансильванская проблема
Автор: Jack (217.26.161.---)
Дата:   27-09-04 17:02

http://www.vremea.net/news/2004-04-27/12:33:42.html

 
 Re: Трансильванская проблема
Автор: кеслер (---.nkosino.ru)
Дата:   27-09-04 17:25

Это ещё одно проявление проблемы: требование автономии секуями (secui, или секлерами? Подскажите, как лучше по-русски, поскольку термин "секлери" употребляется в переводной новоизданной "Истории Румынии") как подтверждение их наиболее древних исторических привилегий.

 
 Re: Трансильванская проблема
Автор: Mehmet (---.nw.ru)
Дата:   27-09-04 18:12

Здесь действительно много неясного. Вопрос стоит следующим образом: после ухода римских войск из Дакии осталось там романское насление или нет? Если да, тогда все венгры, в том числе и секлеры, оказались там позже, тут правда, нужно иметь в виду, что не вся Трансильвания входила в Римскую империю, и часть ее скорее, так и не была романизирована. Если нет, то вполне возможна поздняя колонизация с юга, с территории Болгарии. Дело в том, что у румынского языка есть определенные связи с албанским, что наводит на мысли о том, что румыны--романизированные потомки фракийцев и родственных им балканских племен Мезии. Влашское население долго сохранялось на территории Болгарии.

 
 Re: Трансильванская проблема
Автор: кеслер (---.nkosino.ru)
Дата:   27-09-04 18:24

Венгры говорят о том, что валахи - скотоводы-переселенцы из Халкидики, из местности между нынешней Касторией и Преспой...

 
 Re: Трансильванская проблема
Автор: Й. Табов (212.122.188.---)
Дата:   27-09-04 23:10

Учитывая, что по-болгарски "гора" означает "лес", то "Загора" - перевод названий "Залесье" и "Трансильвания". В то же время Загора - одно из средневековых болгарских государств; оно было расположено к северу и к югу от нижнего Дуная, а не там, где находится нынешняя Трансильвания.

 
 Re: Трансильванская проблема
Автор: кеслер (---.nkosino.ru)
Дата:   28-09-04 00:53

Дорогой Йордан! Ваша ремарка относительно Загоры требует развития темы. Если это "Залесье" было НЕ ТАМ, где ПОЗЖЕ появилась Трансильвания, (т.е. Залесье и Полесье отличались, скажем, как Прикарпатье и Закарпатье), если понятие Rossia после 15 в. переползло на северо-восток, если ПРИШЕЛЬЦЫ (что с востока - венгры, что с запада - валахи, что с севера - немцы, что с юга - турки)
переселились на ОПУСТЕВШИЕ земли в Подунавье и Поднестровье, то это вполне может быть объяснено определёнными естественными катастрофическими событиями в этом регионе. Не дадите ли развёрнутую информацию по затронутому вопросу?

 
 Re: Трансильванская проблема
Автор: Святич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата:   28-09-04 02:24

> перевод названий "Залесье" и "Трансильвания". В то же время
> Загора - одно из средневековых болгарских государств; оно было
> расположено к северу и к югу от нижнего Дуная, а не там, где
> находится нынешняя Трансильвания.

Господин сказочник, поведайте миру в каком тексте вами было обнаружено "средневековое болгарское государство Загора"?

"Всё придёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

 
 Re: Трансильванская проблема
Автор: Святич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата:   28-09-04 02:26

> Это ещё одно проявление проблемы: требование автономии секуями
> (secui, или секлерами? Подскажите, как лучше по-русски,

Секеи. Так их принято называть в русской литературе.

"Всё придёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

 
 Re: Трансильванская проблема
Автор: кеслер (---.nkosino.ru)
Дата:   28-09-04 09:08

Это справедливо, поскольку по-венгерски.

 
 Маромарош
Автор: Ruthen (---.mra.net.ua)
Дата:   28-09-04 11:17

На севере Семиградья(Трансильвании) находилась обл.
Маромарош, что кажется переводится "А это уже руськое".

 
 Re: Трансильванская проблема
Автор: Й. Табов (212.122.188.---)
Дата:   28-09-04 18:54

Дорогой Святич,

С удовольствием постараюсь угодить Вам, тем более что в данном случае это легко сделать.

1) Загора обозначена на очень известной карте Фра Мауро середины ХV в. Например на рис. 4-2 в книге “Когда крестилась Киевская Русь” есть фрагмент этой карты и там Вы легко найдете Загору. Западнее Загоры расположена Болгария.
2) Рамон Мунтанер упоминает “императора Загоры” (там Загора записана в форме Latzaura). На его дочери был женат Роже де Флер. (см. первую главу книги “Закат старой Болгарии”).
3) Ссылки на несколько документов о Загоре приводит Гюзелев (болгарский академик). Среди них – очень любопытный документ из архивов Генуи. Там в ХІV в. заседал и принимал какие-то решения некий “Совет о Хазарии”. Среди прочих и “Запрет ехать в Загору” (Devetum de non enundo in Zagora). “Консилиум восьми мудрецов” (Consilium octo sapientium) ссылается на ущерб, учиненный “императором Загоры” (imperatorem de Zagora) и запрещает генуезцам заезжать на любую территорию Загоры. Из этого “Запрета” выходит, что в Загору входил и город Маврокастро. Координаты книги Гюзелева есть в списке литературы к книге “Когда крестилась Киевская Русь”.

 
 Re: Мнение
Автор: andY (---.mdmspb.com)
Дата:   28-09-04 22:39

Я опять таки про свое - про отражение событий 1420-50-х годов.
:
http://compagnia.ru/civ/read.php?f=3&i=48799&t=48683
Затем наступили голодные годы, от которых страдала то та, то другая часть христианскаго мира. В продолжении семидесяти трех лет, с 987 по 1060 год насчитывается сорок восемь голодовок и эпидемий. Нашествие венгров с 910 по 945 год напомнило собою ужасы кровожаднаго Аттилы: от замка до замка, от города до города местность была до такой степени разорена и опустошена, что поля оставались без обработки. Втечение трех лет почти безпрерывно лили дожди, так что нельзя было ни сеять, ни жать.


А сам Атилла так вообще ровно 1000-й сдвиг. 422-й гунны двинулись на территорию Римской Империи и захватили Паннонию.


Ну а на самом деле это был "Батый" который всего навсего гонялся за своими - половцами (тюрками)(белыми уграми) (из дома Белы).

"Венгерский король Бела IV сам пошел на конфликт с монголами, предоставив убежище половецкому хану Котяну и резко отвергнув требования монголов о выдаче половцев. Это была его первая ошибка. Вторую он совершил несколько позже, позволив своим аристократам расправиться со старым ханом, в результате чего 40 тысяч половецких воинов, разорив владения Белы, ушли от него в Болгарию. Но войны с монголами уже нельзя было избежать.
Рейд монголов в Европу был тщательно продуман Субэдэй-багатуром и блистательно осуществлен его учеником Бату. Армия монголов (в которую также входили представители покоренных народов – от хорезмийцев и половцев до русских) была разделена на три колонны, каждая из которых с успехом выполнила поставленную перед ней задачу.
Самая северная колонна под командованием Кадана и Байдара, внуков Чингис-хана, двоюродных братьев Бату, вторглась в Польшу, захватила несколько городов и 9 апреля 1241г. в битве у Лигницы разгромила объединенные войска поляков, чехов и немецких рыцарей. Этот разгром сделал Польшу практически беззащитной перед нашествием степняков. Но Байдар и Кадан, выполнив свою задачу, ушли из Польши и двинулись в Словакию, направляясь на соединение с основными силами джехангира.
Вторая колонна под командованием самого Бату перевалила через Карпаты и вторглась в Венгрию. Узнав о разгроме потенциальных союзников венгров у Лигницы, Бату два дня спустя, 11 апреля 1241 г. нанес страшное поражение венгерскому королю на р. Шайо, в котором погибло не то 60, не то 100 тысяч венгров и немцев. Не давая врагу опомниться, монголы на плечах отступавших венгров ворвались в Буду и Пешт, а затем двинулись дальше на Запад, в погоню за бежавшим королем.
Наконец, третья колонна под командованием самого Субэдэй-багатура действовала на территории нынешней Румынии, а потом соединилась в Венгрии с силами Бату.
Когда силы монголов вновь собрались воедино, Бату приказал Субэдэй-багатуру и Кадану двинуться в Далмацию в погоню за королем Белой (которого, сразу скажем, не сумели настигнуть), а сам в январе 1242 г. захватил столицу Венгрии Эстергом.
Восточная Венгрия оказалась во власти «выходцев из Тартара». Сами венгры называют период господства монголов в Венгрии (кон. 1241-весна 1242 гг.) «тартарьярас» и считают одним из тяжелейших периодов своей истории. Но, кажется, Бату вовсе не собирался уничтожать страну, он приказал заняться восстановлением хозяйства и даже привлек к сотрудничеству часть венгерских и немецких феодалов, которым удалось убедить население вернуться обратно в города и деревни."



 
 Загора
Автор: Святич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата:   29-09-04 01:15

> 1) Загора обозначена на очень известной карте Фра Мауро
> середины ХV в.

Я просил государство. В XV веке это уже владения Турции.

> 2) Рамон Мунтанер упоминает “императора Загоры” (там Загора
> записана в форме Latzaura).

Стоп, стоп, стоп. А на каком соновании вы транскрибируете Latzaura как Загора?

> 3) Ссылки на несколько документов о Загоре приводит Гюзелев
> (болгарский академик). Среди них – очень любопытный документ из
> архивов Генуи. Там в ХІV в. заседал и принимал какие-то решения
> некий “Совет о Хазарии”. Среди прочих и “Запрет ехать в Загору”
> (Devetum de non enundo in Zagora).

Ну и откуда следует что это государство? Кроме того откуда следует, что данная Загора имеет отношение к Болгарии? Газарией генуэзцы, вообще-то, именовали Крым.

"Всё придёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

 
 Re: Мнение
Автор: Святич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата:   29-09-04 01:36

> Ну а на самом деле это был "Батый" который всего навсего
> гонялся за своими - половцами (тюрками)(белыми уграми) (из дома
> Белы).

А совсем на самом деле это был Сталин, который своими красными ордами топтал поля Европы. Геббельс их прямо с гуннами называл.

"Всё придёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

 
 Re: Мнение
Автор: papa (---.neolink.ru)
Дата:   29-09-04 01:55

Святич Написал:


> А совсем на самом деле это был Сталин, который своими красными
> ордами топтал поля Европы. Геббельс их прямо с гуннами называл.

Геббельс наверное на них(гуннов) разозлился
за то что Будапешт Красной армии долго не сдавали.
Ждал воинов освободителей в Берлин.
А тут какие то гунны мешаются.

 
 Re: топонимика Семиградья
Автор: кеслер (---.nkosino.ru)
Дата:   30-09-04 13:53

Среди мадьярских средневековых этнотопонимов содержат самоназвания: русских - 74, чехов - 36, болгар - 28, хорватов - 23, морован - 19. (Шушарин В.П. Ранний этап этнической истории венгров. М.,1997, стр. 274).

 
 Re: Загора
Автор: Й. Табов (212.122.188.---)
Дата:   04-10-04 18:08

Дорогой Святич,

Отвечу совсем коротко:

>Я просил государство. В XV веке это уже владения Турции.

Думаю, что правители Загоры в ХV в. были вассалами. Возможно, в середине ХV в. Загора была "бывшей" империей.

> А на каком соновании вы транскрибируете Latzaura как Загора?

Это не я, а историки, и, по-моему, правильно. Р. де Флер был зятем правителя тех земель, что на карте обозначены как Загора. Посмотрите подробности у Мунтанера.

>Ну и откуда следует что это государство? Кроме того откуда следует, что данная Загора имеет отношение к Болгарии?

В документе перечисляются несколько болгарских городов на Черном море. Понятно, что речь идет о территории той Загоры, что и на карте Фра Мауро. И если для генуезцев владетель этой Загоры является императором, причем, как видно из цитаты, "императором Загоры", то для них Загора - империя.

Вообще в то время было много империй, императоров и пр.

И еще: Загора находилась в основном на территории сегодняшней Болгарии, а ее население состояло главным образом из болгар.

 
 Re: Загора
Автор: Гонтарь (195.201.41.---)
Дата:   04-10-04 18:45

по-моему император-это просто предводитель войска

 
 Re: Загора
Автор: Святич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата:   04-10-04 21:58

> >Я просил государство. В XV веке это уже владения Турции.
> Думаю, что правители Загоры в ХV в. были вассалами. Возможно, в
> середине ХV в. Загора была "бывшей" империей.

Только вот турки об этом ничего не знают.

> > А на каком соновании вы транскрибируете Latzaura как Загора?
> Это не я, а историки, и, по-моему, правильно.

Из чего же такая правильность проистекает, а?

> >Ну и откуда следует что это государство? Кроме того откуда
> следует, что данная Загора имеет отношение к Болгарии?
> В документе перечисляются несколько болгарских городов на
> Черном море.

И что? Там и Газария, сиречь Крым, фигурирует.

> Загоры является императором, причем, как видно из цитаты,
> "императором Загоры", то для них Загора - империя.

А на каком это языке - imperatorem de Zagora?

> Вообще в то время было много империй, императоров и пр.

Императоров не может быть много.

"Всё придёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

 
 Re: Загора
Автор: Святич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата:   04-10-04 22:21

> по-моему император-это просто предводитель войска

Угу. Петру I это скажите.

"Всё придёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

 
 Re: Загора
Автор: Й. Табов (212.122.188.---)
Дата:   05-10-04 00:14

Дорогой Святич,

На многие из заданных Вами вопросов Вы сможете ответить и сами. Я напишу только об одном из них:

>Императоров не может быть много.

Пожалуйста, посмотрите главу о Палеологах в книге "Когда крестилась Киевская Русь?" (есть на сайте НХ); там должна быть ссылка на "Тактикон" Бенешевича, где речь идет о ПЯТИ византийских императорах, которые заседали за столом.

Конечно, не все, что написано в книгах, является правдой. Но я Вам указал ссылки, а о чем знали или не знали турки, и была ли Турция в ХV в., и что такое Македония, и что такое "Румский султанат", и когда писали историю Турции - это другие проблемы. Все-таки не сдавайтесь, сомневайтесь - и, может быть, подойдем ближе к истине.

 
 Re: Загора
Автор: Святич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата:   05-10-04 00:19

> На многие из заданных Вами вопросов Вы сможете ответить и сами.

Вы хотяте чтоб я за вас доказывал вашу теорию? Так не бывает.

> >Императоров не может быть много.
> Пожалуйста, посмотрите главу о Палеологах в книге "Когда
> крестилась Киевская Русь?" (есть на сайте НХ); там должна быть
> ссылка на "Тактикон" Бенешевича, где речь идет о ПЯТИ
> византийских императорах, которые заседали за столом.

Простете, а Бенешевич что, византийский хронист? Нет? Тогда в чём смысл этой ссылки?

> Конечно, не все, что написано в книгах, является правдой. Но я
> Вам указал ссылки, а о чем знали или не знали турки, и была ли
> Турция в ХV в., и что такое Македония, и что такое "Румский
> султанат", и когда писали историю Турции - это другие проблемы.

Да нет, это всё те же проблемы. Без разрешения которых ваши фантазии так фантазиями и останутся.

Кстати, раз уж вы помянули свою книгу, не поясните ли заодно, откуда берутся в XIV главе странные дополнительные выводы:
1. Рюрик и его норманны жили примерно во времена Святослава. Поэтому не видно серьезных причин считать, что Рюрик является основателем Киевского княжества.
2. Киевская Русь крестилась довольно рано, раньше многих других европейских государств, в частности раньше Рима и Греции (Эллады).
Из вашего же текста они ну никак не следуют.

"Всё придёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

Сообщение отредактировано (05-окт-04 00:30)

 
 давно не ругались?
Автор: Гонтарь (195.201.41.---)
Дата:   05-10-04 16:50

Святич-а ваши опусы просто чудо из чудес. Вообще ни логики, ни литературного языка.

 
 Re: давно не ругались?
Автор: Святич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата:   06-10-04 01:28

> Святич-а ваши опусы просто чудо из чудес. Вообще ни логики, ни
> литературного языка.

Милочка, вы и логика - понятия несовместимые.

"Всё придёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

 
 Re: давно не ругались?
Автор: Гонтарь (195.201.41.---)
Дата:   06-10-04 13:46

у меня она женская

 
 Не обольщайтесь ;)
Автор: Чудак. (81.26.151.---)
Дата:   06-10-04 14:35

--

 
 Re: Загора
Автор: Й. Табов (212.122.188.---)
Дата:   06-10-04 17:51

Дорогой Святич,

>Вы хотяте чтоб я за вас доказывал вашу теорию? Так не бывает.

Мне показалось, что Вам хочется узнать в каких документах упоминается Загора; я перечислил несколько. Я вовсе не имел ввиду убеждать Вас и доказывать что-либо.

"Тактикон" Бенешевича - хорошо известный византийский первоисточник. Если узнаете о нем побольше, может быть, он начнет Вам нравиться.

Гипотеза о том, что Рюрик является современником Святослава, основана на целом ряде свидетельств первоисточников. Например, в книге приводятся - со ссылками - данные РУССКИХ РУКОПИСЕЙ о том, что патриарх Фотий (живший примерно во времена Рюрика) был современником Владимира. Если это так, то как раз получается и соответствующий вывод о Рюрике. В главе о Кирилле и Мефодии есть и много других сведений, дающих этот же хронологический вывод.

Что касается гипотезы о раннем крещении Киевской Руси, посмотрите на Хронологическую Диаграмму в книге. Крещение Руси было в І в. от Р. Хр. Это гипотеза. Она основана на совокупности данных, приведенных и разобранных в книге.

 
 Re: Загора
Автор: Святич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата:   07-10-04 02:10

> Мне показалось, что Вам хочется узнать в каких документах
> упоминается Загора; я перечислил несколько. Я вовсе не имел
> ввиду убеждать Вас и доказывать что-либо.

Я вас спрашивал с чего вы решили что было такое ГОСУДАРСТВО.

> "Тактикон" Бенешевича - хорошо известный византийский
> первоисточник. Если узнаете о нем побольше, может быть, он
> начнет Вам нравиться.

Ну и чем мне должен так понравится сей табель о рангах?
Тем что вы умудрились в ГРЕЧЕСКОМ тексте найти ЛАТИНСКИЙ титул?

> Гипотеза о том, что Рюрик является современником Святослава,
> основана на целом ряде свидетельств первоисточников. Например,
> в книге приводятся - со ссылками - данные РУССКИХ РУКОПИСЕЙ о
> том, что патриарх Фотий (живший примерно во времена Рюрика) был
> современником Владимира.

Йордан, когда вы рассказываете сказки местным митрофанушкам - это понятно. Они всё схавают. Но зачем пытаться рассказывать эти сказки мне?
Лаврентьевская летопись помещает Фотия там, где ему и положено быть. Он современник Аскольда и Дира и похода 860г.
В полном согласии и Ипатьевская летопись.
То же в Первой Новгородской по комиссионному списку.
За вашим горомогласным "целый ряд свидетельств" и " данные русских летописей" скрывается одно единственное внелетописное преданио о крещении Владимира при Фотии. Одно единственное. Опровергаемое всеми летописями.

> Что касается гипотезы о раннем крещении Киевской Руси,
> посмотрите на Хронологическую Диаграмму в книге. Крещение Руси
> было в І в. от Р. Хр. Это гипотеза.

Это фантазия.

> совокупности данных, приведенных и разобранных в книге.

Не вижу этих оснований. Вы не приводите их. Может у вас в голове онии и есть - но в книге их нет.

"Всё придёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

 
 обольщение
Автор: Гонтарь (195.201.41.---)
Дата:   07-10-04 13:52

жеская привилегия

 
 Не каждая женщина
Автор: Святич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата:   07-10-04 23:45

имеет основания гордится своей глупостью.

"Всё придёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

 
 каждая женщина
Автор: Гонтарь (195.201.41.---)
Дата:   08-10-04 14:52

расчитывает на джентельменов. Ну, естественно, промолчать вы не могли. Джентельменство никогда не было вашей сильной стороной

 
 Не судите обо всех по себе
Автор: Святич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата:   08-10-04 15:40

Во-первых, джентельмены бывают только в обществе леди.
Во-вторых, женщина, решившая играть в мужские игры, должна забыть о преимуществах своего пола.

"Всё придёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

 
 леди-они в Англии
Автор: Гонтарь (195.201.41.---)
Дата:   08-10-04 16:20

может Вам туда?
я не играю в игры, из этого возраста я уже вышла.
Я просто учусь здесь у умных и грамотных людей.

 
 Re: Загора
Автор: Й. Табов (212.122.188.---)
Дата:   08-10-04 17:44

Дорогой Святич,

Вы писали:

>Лаврентьевская летопись помещает Фотия там, где ему и положено >быть. Он современник Аскольда и Дира и похода 860г.
>В полном согласии и Ипатьевская летопись.
>То же в Первой Новгородской по комиссионному списку.
>За вашим горомогласным "целый ряд свидетельств" и " данные русских >летописей" скрывается одно единственное внелетописное преданио о >крещении Владимира при Фотии. Одно единственное. Опровергаемое >всеми летописями.

В то же время например О. Рапов в своей монографии (ссылки даны в книге “Когда крестилась Киевская Русь?”, сокр. КККР) считает, что

"Еще в XI - XII вв. христианство на Руси считалось утвердившимся при патриархе Фотии в IX в. Поэтому в некоторых произведениях того времени имеем странный анахронизм, по которому современником Фотия был князь Владимир, крестивший Русскую землю в 989 г." (РАП с. 17)

Т.е. он пишет о ПРОИЗВЕДЕНИЯХ. Конечно, эту тему он больше не затрагивает.

В КККР перечислены следующие сведения из старых русских рукописей, в которых Владимир и Фотий прямо названы современниками (перечисляю произведения):

- Никоновская Летопись
- Новгородская Летопись
- Летописец Новгородский церквам Божиим
- Устав Владимира

и другие, где современниками Владимира названы Кирилл и Мефодий (а они являются современниками Фотия):

- Сборник № 450 Новгородской Софийской библиотеки
- Патриаршая или Никоновская Летопись І , ПСРЛ9/10

Кроме того, есть и подобные иностранные сведения.

Конечно, Фотий современник Аскольда и Дира и похода 860г. А заодно и Владимира - по перечисленным сведениям.

А вот ДАТы, которые есть в летописях - другое дело. Они заимствованы из Византии, притом - довольно поздно. Об этом писал еще граф М. А. Оболенский (в двух русских летописях – «Летописце Григория» и «Летописи Нестора» - даты вставлены игуменом Выдубецким Сильвестром в начале ХІІ в.:

«…Сильвестр вздумал перед каждым отдельным рассказом о происшествии поставить год от сотворения мира, и таким образом сделался первым числополагателем в русских летописях и, вместе, составителем первого русского летописного свода.» ).

О подобном заимствовании “хронологической сетки” из византийских источников в “Первоначальном Киевском Летописном Сборнике” писал и А. А. Шахматов.

Я очень уважаю перечисленные Вами летописи, в них есть очень ценные сведения, но даты в них заимствованы; они - не русского происхождения.

Почему они ошибочны - другой разговор. Пока мы просто обозреваем данные первоисточников.

 
 Джентельмены там же (-)
Автор: Святич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата:   08-10-04 19:13

.

"Всё придёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

 
 Re: Загора
Автор: Святич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата:   08-10-04 19:55

> В то же время например О. Рапов

Ктритикуя ТИ вы ну никак не можете ссылаться на мнение историков. Тем более когда речь об ИМХО.
Ну считает так Рапов. Дальше-то что? Как это опровергает летописи?

> Т.е. он пишет о ПРОИЗВЕДЕНИЯХ.

Ну и что? Список этих произведений представьте. Я знаю только одно.

> - Никоновская Летопись

Никоновская летопись датирует Фотия временем Василия Македонянина. Рассказ о Фотии помещён под 887г - годом прихода Василия к власти. Имя же патриарха, при котором крестился Владимир, пишется в этой летописи ни через "Ф", а через "Фиту".

> - Новгородская Летопись

Я не знаю что такое "новгородская летопись". Есть пять новгородских летописей. О каой из них речь?

> - Летописец Новгородский церквам Божиим

Это называется "Новгородская третья летопись". А это XVI век.

> - Устав Владимира

А вот тут представьте цитату.

> Кроме того, есть и подобные иностранные сведения.

Какие? Приведите их.

> Конечно, Фотий современник Аскольда и Дира и похода 860г. А
> заодно и Владимира - по перечисленным сведениям.

Да нет. Никоновская летопись датирует Аскольда и Владимира различно.

> А вот ДАТы, которые есть в летописях - другое дело. Они
> заимствованы из Византии, притом - довольно поздно.

Доказывайте.

> О подобном заимствовании “хронологической сетки” из
> византийских источников в “Первоначальном Киевском Летописном
> Сборнике” писал и А. А. Шахматов.

Я читал Шахматов. У него вовсе не так примитивно. И уж по люблому порядок князей он не считает заимствованным.

> Я очень уважаю перечисленные Вами летописи, в них есть очень
> ценные сведения, но даты в них заимствованы; они - не русского
> происхождения.

Доказывайте.

"Всё придёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

 
 Re: Трансильванская проблема
Автор: Й. Табов (212.122.188.---)
Дата:   10-10-04 18:51

Дорогой Святич,

Очень коротко отвечу на некоторые из Ваших вопросов и пожеланий, а потом и сам осторожно спрошу Вас кое о чем.

Вы писали:

>> - Устав Владимира

>А вот тут представьте цитату.

Пожалуйста:

“В нем от имени самого Владимира утверждается, что он

"принял крещение от греческого царя и от патриарха Фотия" (НИКВ с. 71).”

Это отрывок из КККР, глава 13; там найдете ссылку в списке литературы.

>> Кроме того, есть и подобные иностранные сведения.

>Какие? Приведите их.

Например (снова цитата из КККР, глава 10):

“Вот как Ассемани цитирует запись в XI томе соборов (по изданию Венети):

«Говорят, что на псевдособоре Фотия, созванном, или, скорее, инсценированном..., среди митрополитов сидел именно Агафон..., а среди епископов — Габриель, епископ Ахриды..., и Симеон, епископ Девелта...» (АС с. 197-198)

А когда жил епископ Гаврил (Габриель), мы узнаём тоже из труда Ассемани, который приводит выдержки (по хроникам Дюканжа и Ле Киена) из старых рукописных кодексов. В них перечислены архиепископы Болгарии, и там находим, что Гаврил был архиепископом после царствования византийского императора Цимисхия (968-974), во время Самуила, в конце X и начале XI в.”

Подробнее о датировке Кирилла и Мефодия (а, значит, и их современника Фотия, вкупе с современными им Аскольда и Дира) см. главу 10 в КККР.

Рекомендую Вам заглянуть в произведение Ассемани, чтобы убедиться – “анахроничных” документов куда больше, чем Вы себе представляете. И чем балует нас “Министерство Истины”, которое отпускает нам крохи информации. В связи с этим я и хочу осторожно задать Вам пару вопросов, но сначала хочу написать несколько строк о “доказательствах”.

Вы писали

>Лаврентьевская летопись помещает Фотия там, где ему и положено >быть. Он современник Аскольда и Дира и похода 860г.”

Я мог бы попросить Вас ДОКАЗАТЬ, что поход был в 860 г. Вместо этого рассмотрим пару вопросов попроще (тоже не прошу доказывать).

1) Конечно, в летописях стоит не год 860, а другой. Предположим, 6368. Откуда известно, что это – по Константинопольской эре, а не по какой-нибудь другой? Отличающейся от Константинопольской примерно на 100, на 200, на 500 лет? Доказано ли это где-нибудь? Вообще занимался ли кто-нибудь этой проблемой?
2) Число 6368 записано буквами кириллицы. Обычно при этом в=2, г=3 и т.д. Однако встречаются и случаи, когда – как в глаголических текстах – Б=2, в=3, г=4 и т.д. Доказано ли где-нибудь, что дата 6368 написана “по обычным правилам”, и что ее следует “расшифровать” именно как 6368?

Имея ввиду эти вопросы, как понимать Ваше утверждение:

>Да нет. Никоновская летопись датирует Аскольда и Владимира различно.

А если Аскольд датирован по одной эре, а Владимир – по-другой? Например, если составитель летописи пользовался одним документом в случае Аскольда, и другим (и по другой эре) документом в случае Владимира? Или если числа в этих документах были записаны разными способами, а составитель летописи этого не заметил? Ведь именно что-нибудь такое и вытекает из того, что летопись ПРЯМО УТВЕРЖДАЕТ, что Фотий и Владимир – современники. Сравнение дат в данном случае ведет СКОРЕЕ ВСЕГО именно к выводу об их неправильном понимании.

Я надеюсь, что Вы поймете: доказывать (и вообще исследовать) такие утверждения (если бы они были верны) – дело весьма сложное. Оно не сделано. Поэтому, а и по целому ряду других причин (например, упомяну расхождение датировок многих затмений с описаниями первоисточников – см. главу 1 КККР), хронология ТИ не доказана. Наоборот – выявлены серьезные пробелы. Кстати, НХ тоже "не доказана".

А теперь вопросы к Вам.

1) Как относятся ТИ в России к исследованиям князя А. М. Оболенского? Доступны ли его книги – в библиотеках? Почему на него практически не ссылаются?
2) В 1949 г. Всеволод Николаев, директор Института истории БАН, опубликовал монографию “Славянобългарският фактор в христианизацията на Киевска Русия. БАН, София, 1949.” Он думал, что это – вклад в дружбу двух народов. Однако неожиданно его уволили, книгу занесли в “Список запрещенных книг” и соответственно уничтожили (сокранив 1 экз. в Секретном фонде). Хотя бы один экз. книги должен был бы быть и в России. Доступна ли эта книга сейчас? Можно ли пойти в библиотеку, найти ее по каталогу, почитать?

 
 Всякое сомнеине должно иметь основания.
Автор: Святич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата:   12-10-04 01:51

> >А вот тут представьте цитату.
> Пожалуйста:
> “В нем от имени самого Владимира утверждается, что он
> "принял крещение от греческого царя и от патриарха Фотия" (НИКВ
> с. 71).”

Я просил цитату из устава. Теперь вижу что вы ссылаетесь на текст, который не открывали.

> Например (снова цитата из КККР, глава 10):
> “Вот как Ассемани цитирует запись в XI томе соборов (по
> изданию Венети):
> «Говорят, что на псевдособоре Фотия, созванном, или, скорее,
> инсценированном..., среди митрополитов сидел именно Агафон...,
> а среди епископов — Габриель, епископ Ахриды..., и Симеон,
> епископ Девелта...» (АС с. 197-198)
> А когда жил епископ Гаврил (Габриель), мы узнаём тоже из труда
> Ассемани, который приводит выдержки (по хроникам Дюканжа и Ле
> Киена) из старых рукописных кодексов. В них перечислены
> архиепископы Болгарии, и там находим, что Гаврил был
> архиепископом после царствования византийского императора
> Цимисхия (968-974), во время Самуила, в конце X и начале XI в.”

Вообзе-то при Самуиле в Охриде сидел партриарх. И звали этого патриарха Иоанн. Именно он вёл переговоры с Василием Болгаробойцей после смерти сына Самуила - Гавриила-Радомира.
Так что нету никакого иностранного свидетельства. Есть сочинение некого Ассемани. Который, между прочим, ни о каком Владимире не упоминает.

> Подробнее о датировке Кирилла и Мефодия (а, значит, и их
> современника Фотия, вкупе с современными им Аскольда и Дира)
> см. главу 10 в КККР.

Смотрел. Оснований вашей датрировки не понял.

> Рекомендую Вам заглянуть в произведение Ассемани, чтобы
> убедиться – “анахроничных” документов куда больше, чем Вы себе
> представляете. И чем балует нас “Министерство Истины”, которое
> отпускает нам крохи информации.

Я имею скверную привычку верить только точным цитатам. А не широковещаетльным заявлениям что вот мол там есть то то и то то.
Вот, например, ваша ссылка на Ассемани на поверку оказалась пшиком. Он никакого Владимира не упоминает.

> >Лаврентьевская летопись помещает Фотия там, где ему и положено
> >быть. Он современник Аскольда и Дира и похода 860г.”
> Я мог бы попросить Вас ДОКАЗАТЬ, что поход был в 860 г.

Берёте византийские хроники и проверяете.

> 1) Конечно, в летописях стоит не год 860, а другой.
> Предположим, 6368. Откуда известно, что это – по
> Константинопольской эре, а не по какой-нибудь другой?

Известный аргумент. Но с таким же успехом вы можете полагать что некий человек одновременно считает что рождество Христово было в разные годы. И то счтает что сейчас 2004г, а то полагает что, например 2015г. И в одном и том же тексте датирует и так, и иначе.
Для этого нужны разныые авторы.

> Отличающейся от Константинопольской примерно на 100, на 200, на
> 500 лет?

О каких именно эрах речь?

> Доказано ли это где-нибудь? Вообще занимался ли
> кто-нибудь этой проблемой?

А нет проблемы. В истории, как и в любой науке, всякое сомнение должно иметь основания. А "не верю!" - это только для сцены.

> 2) Число 6368 записано буквами кириллицы. Обычно при этом в=2,
> г=3 и т.д. Однако встречаются и случаи, когда – как в
> глаголических текстах – Б=2, в=3, г=4 и т.д.

Должен вам заметить, что такая подмена как раз удревнит, а не омолодит текст. Так что вам от этого не легче.

> >Да нет. Никоновская летопись датирует Аскольда и Владимира
> различно.
> А если Аскольд датирован по одной эре, а Владимир – по-другой?

По какой? Почему они в одном тексте? Почему в византийских текстах датировка аналогичная? Почему Багрянородный полагает Игоря и Святослава своими современниками, а Фотия помещает в далёкое прошлое?
В не понимаете простой вещи. Мало придумать теорию. Надо ещё проверить её на всей массе имеющихся в нашем распоряжении источников. Вы это сделали? Сомневаюсь.

> Например, если составитель летописи пользовался одним
> документом в случае Аскольда, и другим (и по другой эре)
> документом в случае Владимира?

А где эта другая эра в русских документах? Вы можете привести примеры датировки по ней? Так чтом можно было свериться по независимым источникам. То что датировали по Константинопольской эре легко проверяетс по иностранным источникам. А вот где свидетельства существования вашей второй эры?

> были записаны разными способами, а составитель летописи этого
> не заметил? Ведь именно что-нибудь такое и вытекает из того,
> что летопись ПРЯМО УТВЕРЖДАЕТ, что Фотий и Владимир –
> современники.

Летопись этого не утверждает. Современником Владимира летопись называет некого (Фита)отия.

> Я надеюсь, что Вы поймете: доказывать (и вообще исследовать)
> такие утверждения (если бы они были верны) – дело весьма
> сложное. Оно не сделано.

Вы заблуждаетесь. Давно сделано.

> Кстати, НХ
> тоже "не доказана".

НХ вообще нет. Нет хронологии. Есть некие обрывки неких огрызков. Связной хронологии нет.

> 1) Как относятся ТИ в России к исследованиям князя А. М.
> Оболенского? Доступны ли его книги – в библиотеках? Почему на
> него практически не ссылаются?

У нас вообще не было принято ссылаться на дореволюционных историков, за исключением канонизированных Карамзина, Ключевского и Соловьёва. В библиотеках есть. В серьёзных. Типа ленинки или исторички.

> 2) В 1949 г. Всеволод Николаев, директор Института истории БАН,
> опубликовал монографию “Славянобългарският фактор в
> христианизацията на Киевска Русия. БАН, София, 1949.” Он думал,
> что это – вклад в дружбу двух народов. Однако неожиданно его
> уволили, книгу занесли в “Список запрещенных книг” и
> соответственно уничтожили (сокранив 1 экз. в Секретном фонде).
> Хотя бы один экз. книги должен был бы быть и в России. Доступна
> ли эта книга сейчас? Можно ли пойти в библиотеку, найти ее по
> каталогу, почитать?

Мне не попадалась.
Кстати, о болгарском влиянии на крещение у нас писал Присёлков "Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XI вв".
Книга вышла в 1913г. в Санкт-Петербурге. В 2003г. переиздана в питерском же отделении издательства "Наука".

"Всё придёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

 
 Re: Всякое сомнеине должно иметь основания.
Автор: Й. Табов (212.122.188.---)
Дата:   12-10-04 19:38

Дорогой Святич,

Мы ушли далеко от Трансильванской проблемы – надеюсь, что те, кто интересуются ей, не рассердятся.

Спасибо за критический настрой; надеюсь, что и Вы не сердитесь, когда я отмечаю в Ваших словах здесь часть того, что мне кажется ошибочным.

1) >Я просил цитату из устава. Теперь вижу что вы ссылаетесь на текст, который не открывали

Подлинника Устава нет. Сожалею, что не читал в рукописи. Но историки редко заглядывают в рукописи – они в лучшем случае ссылаются на Migne, Лихачева и т.д. Чем хуже мой источник информации? Ведь это книга, изданная в Издательстве БАН.

Насчет Ассемани Вы не правы – он определенно лучше и Migne, и многих других.

Разумеется, нужно стараться смотреть и изучать рукописи. Причем все – не только византийские, и не только “правильные”.

2) >Вообще-то при Самуиле в Охриде сидел партриарх. И звали этого патриарха Иоанн. Именно он вёл переговоры с Василием Болгаробойцей после смерти сына Самуила - Гавриила-Радомира.
Так что нету никакого иностранного свидетельства.

Все это неверно. Самуил умер в 1014 г. Василий ІІ завоевал Болгарию в 1018. Охридский синод выбрал Иоанна после этого, а Василий ІІ утвердил выбор. Пожалуйста, возьмите какую-нибудь достаточно подробную историю Б-ии или справочник о Православной церкви и убедитесь в этом. Вопрос о титулатуре главы Болг. Церкви в то время предпочитаю не затрагивать.

3) >Вот, например, ваша ссылка на Ассемани на поверку оказалась пшиком. Он никакого Владимира не упоминает.

Я не утверждал, что Ассемани упоминал Владимира. Он цитировал документы о Соборе Фотия, и там участником числится Гаврил/Габриэль. Из других документов, приведенных Ассемани, видно, что Гаврил жил в эпоху непосредственно после царствования Цимисхия. Т. е. в конце Х в. Вообще то, что Гаврил жил в конце Х в. (и начале ХІ), считается установленным. Выходит, что Фотий жил в конце Х в.

3) >Современником Владимира летопись называет некого (Фита)отия.

Написать Фиту вместо Ф – нормальный орфографический ляпсус в старых русских и болгарских рукописях. Греческие имена писали по-разному. Так что (Фита)отий – это просто Фотий, потому что русские произносили Фиту как Ф. И греческие имена старались писать “по-гречески”. Выше Вы очень хорошо подчеркнули: Всякое сомнение должно иметь основания. Если бы, например, имя Константинопольского патриарха того времени было похоже на (Фита)отий, то можно было бы ставить вопрос так, как ставите его Вы. А так, из-за Фиты ... Впрочем, если Вам так нравится; я не вижу причин присоединиться к Вам.

4) >Кстати, о болгарском влиянии на крещение у нас писал Присёлков "Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XI вв".
Книга вышла в 1913г. в Санкт-Петербурге.

Спасибо, действительно очень хорошая книга. Я читал старое издание.

От спора о НХ я уклонюсь – пожалуйста, не обессудьте. Я зря затронул эту тему.

 
 Re: Всякое сомнеине должно иметь основания.
Автор: Святич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата:   13-10-04 00:07

> Спасибо за критический настрой; надеюсь, что и Вы не сердитесь,
> когда я отмечаю в Ваших словах здесь часть того, что мне
> кажется ошибочным.

В этом и состоит нормальная полемика.

> Подлинника Устава нет.

А я разве просил подлинник? Меня устроит любое издание собственно устава.

> 2) >Вообще-то при Самуиле в Охриде сидел партриарх. И звали
> этого патриарха Иоанн. Именно он вёл переговоры с Василием
> Болгаробойцей после смерти сына Самуила - Гавриила-Радомира.
> Так что нету никакого иностранного свидетельства.
> Все это неверно. Самуил умер в 1014 г. Василий ІІ завоевал
> Болгарию в 1018. Охридский синод выбрал Иоанна после этого, а
> Василий ІІ утвердил выбор.

Во-первых, я не зря помянул Радомира. Во-вторых, Иоанн стал 1018г. архиепископом. А до того он был патриархом. Именно он участвовал в заключении договора с Василием под Струмицей.

> достаточно подробную историю Б-ии или справочник о Православной
> церкви и убедитесь в этом. Вопрос о титулатуре главы Болг.
> Церкви в то время предпочитаю не затрагивать.

"Први охридски архиепископ Иоанн" Прокия устроит?

> 3) >Вот, например, ваша ссылка на Ассемани на поверку оказалась
> пшиком. Он никакого Владимира не упоминает.
> Я не утверждал, что Ассемани упоминал Владимира. Он цитировал
> документы о Соборе Фотия, и там участником числится
> Гаврил/Габриэль.

Ну и что? Вам дать варианты?
1) Это другой Гавриил.
2) Ассемани допустил ошибку.
3) Ошибка вкралась в первоисточник, которым пользовался Ассемани.

Я вам уже говорил - одного фактика мало. Для передатировки нужен анализ всех имеющихся в нашем распоряжении источников по данному вопросу.

> Выходит, что Фотий жил в конце Х в.

Да нет, не выходит. Выходит всего лишь что в неком неизвестном тексте - ведь Ассемани не указал первоисточник - Гавриил Охридский назван современником Фотия. И только. Как это отменяет массу свидетельств противоположного свойства - мне не ясно.

> Написать Фиту вместо Ф – нормальный орфографический ляпсус в
> старых русских и болгарских рукописях.

А вот эту неправда. В русских текстах злощастная "фита" использовалась только в тех случаях, когда передавала византийскую "тетту" в оригинальном слове. И никогда её с "ф" не путали.

"Всё придёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

 
 Re: Всякое сомнеине должно иметь основания.
Автор: Й. Табов (212.122.188.---)
Дата:   14-10-04 23:43

Дорогой Святич,

Поскольку в нашей дискуссии недавно речь зашла о Приселкове, позволю себе для настроения начать с одной цитаты (автор Лурье):

“.... 19 января 1914 года состоялась защита магистерской диссертации М. Д. Приселкова. Она оказалась чрезвычайно бурной. На диспуте выступали 7 человек – все они оспаривали многие тезисы исследования, что, впрочем, не помешало присуждению ученой степени и аплодисментам: в те времена спорность исследования считалась его достоинством. Основным предметом спора было предположение М. Д. Приселкова, что до назначения первого русского митрополита Феопемпта в 1037 г. русская церковь подчинялась болгарской Охридской эпархии. Диссертант настаивал на том, что гипотетичность построений не является специфической особенностью его работы, “так как и прежде исследования в этой области должны были прибегать к помощи гипотез”. В сущности, основным предметом спора был вопрос о том, должен ли ученый при установлении исторических фактов основываться всецело на исследованиях источников или же ему следует в равной мере опираться на труды “весьма почтенных историков, которые писали по всем вопросам, которые он разбирает в своей книге”. Выступивший на диспуте и опубликовавший рецензию на книгу Приселкова А. Королев объяснял интерес к этой книге “тем, что в наше время переоценки всяких ценностей многим нравится в науке сокрушение старых теорий и создание новых, как бы последние ни были парадоксальны”. Профессор Киевской Духовной академии В. Завитневич, резко возражавший не только против работы Приселкова, но и против исследований Шахматова, объявил работу Приселкова образцом “научного футуризма” ...”

Итак, мы обсуждаем старые сведения о том, что Владимир был современником патриарха Фотия (или же, что эквивалентно, что Фотий был современником современников Владимира и т.д.). Конечно, для ТИ ВСЕ подобные сведения являются ошибочными. Когда Вы пишете
“Выходит всего лишь что в неком неизвестном тексте - ведь Ассемани не указал первоисточник - Гавриил Охридский назван современником Фотия. И только. Как это отменяет массу свидетельств противоположного свойства - мне не ясно.”
- я полностью с Вами согласен. Не то что один, не несколько, а даже десятки и сотни таких фактов не могут опровергнуть картину ТИ. Но все-таки в старых хрониках, документах и пр. есть “анахронизмы”. По-моему, достаточно много. Есть документы, в которых их так много, что их прямо объявляют “ненадежными”, “поздними”, “полными ошибок” и т.д.

Я не настаиваю, что приведенные мною сведения являются ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ какого-либо утверждения. Я не настаиваю, что они – верные. Просто они есть; как пишет О. Рапов,
“... в некоторых произведениях того времени имеем странный анахронизм, по которому современником Фотия был князь Владимир, крестивший Русскую землю в 989 г." (РАП с. 17)
Вот Вы пишете
>Я вам уже говорил - одного фактика мало. Для передатировки нужен анализ всех имеющихся в нашем распоряжении источников по данному вопросу.
Полностью с Вами согласен. Поработаем, постараемся выяснить ... А пока выдвигаем и отстаиваем гипотезы.

Теперь о Гавриле, Самуиле, Иоанне (фиты касаться не буду; по-моему, Вы там неправы).

У меня есть монография Снегарова (История Охридской архиепископии) 1927 г., в которой он пишет, что по печатному изданию Кедрина и по Скилице переговоры с Василием ІІ вел глава болгарской церкви Давид. И что Прокич нашел в так называемом Венском списке Скилицы то же самое, только вместо Давида там указан Иоанн. Отсюда и версия Прокича. Но это не имеет значения для сути анахронизма. Самуил умер в 1014 г. Снегаров пишет, что Дамян был болгарским патриархом хотя бы до 971 г. После него болгарским патриархом был Гаврил, примерно до начала ХІ в. Затем Болг. Церковь возглавил Филипп, после него Николай, а около 1016 г. патриархом стал Давид. И далее – Иоанн, как я писал раньше. Так что Гаврил был современником Владимира, и это делает указанное сообщение анахроничным; а в 1016 или в 1018 г. стал патриархом (или архиепископом) Иоанн – в данном случае не имеет значения.

У меня просьба к Вам и ко всем, кто читает это. Я сейчас собираю сведения об архиепископии “Юстиниана Прима” и ее связи с Болгарской Охридской архиепископией. Если знаете что-нибудь по этому вопросу, пожалуйста, поделитесь. Кстати, в сведениях по этой теме много анахронизмов.

 
 Re: Всякое сомнеине должно иметь основания.
Автор: Й. Табов (212.122.188.---)
Дата:   15-10-04 17:34

Дополнение к предыдущему тексту:

И.М. подсказала мне, что современную версию истории Охридской архиепископии конца Х – начала ХІ в. можно найти в работе

В.И.Косик, Хр.Темелски, А.А.Турилов
Болгарская Православная Церковь
(болг. Българска Православна Църква)
( Православная энциклопедия , т.V, М., 2002, С. 615-643)
http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=390&did=12867&p_comment=history

Если сравнить с моим последним текстом, видно, что “отпало” имя Николая, остальные подробности такие же.

 Список форумов  |  Вид деревом   Следующая тема  |  Предыдущая тема 


 Эта тема закрыта 

phorum.org