§1. КОНСИЛИУМ

 Новая тема  |  Наверх  |  Перейти к теме  |  Искать  |  Вход   Следующая тема  |  Предыдущая тема 
 Вопрос Александру Родригесу о Генрихе Мореплавателе
Автор: vava (---.Moscow.dial.rol.ru)
Дата:   27-09-04 22:17

В Португалии это очень почитаемая фигура. Наверное, о нем выпущена уйма литературы, и основные его деяния у всех на устах.
Вопрос в следующем. В интернете постоянно натыкаюсь сообщение из некоего источника о том, что якобы Генриху принадлежит фраза, в которой он подчеркивает несомненные достоинства арабских кораблей, называемых ДАО.
Известно, что Генрих, называясь Мореплавателем (или Кормчим-Навигатором), рулил всеми делами с берега. И там, в Португалии, разглядел это самое дао, на котором плавали арабы и в Марокко, и в Индийском океане.
Так что же это за дао такое? Говорил ли Генрих что-то похожее? В чем преимущества этих дао перед португальскими судами? Где все это могло строиться - разве не в той же Испании или даже Португалии?

И еще. Афанасий Никитин называет индийские корабли ТАВА. Похоже, что это и есть ДАО, потому как подлинно индийские суда называются ДОНА, и по сей день кое-где используются для каботажных перевозок (понятнон дело - с японским мотором). Но отчего-то в "Хожении" слова "арабский", "арабы" отсутствуют. А страна арабов названа искореженным словом "Земля Орабаньская" (в другом списке - Рабостан). Странно все это.

 
 Re: Вопрос Александру Родригесу о Генрихе Мореплавателе
Автор: вася (---.netmen.ru)
Дата:   28-09-04 00:50

вася позволю себе усомнится в идиотизме совместных предков
не понявших хотя бы даже за 100 лет идеи киля -Просто
это очень просто!

 
 Re: Вопрос Александру Родригесу о Генрихе Мореплавателе
Автор: Святич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата:   28-09-04 01:48

Всё гениальное просто, Вася. После того, как кто-то уже это придумал.
Попробуйте-ка построить логическую цепочку, которая должна привести нашего далёкого предка к идее киля.

"Всё придёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

 
 Re: Вопрос Александру Родригесу о Генрихе Мореплавателе
Автор: Почтительный гость (82.207.18.---)
Дата:   28-09-04 12:17

Я люблю походить по воде и под парусом, и на веслах. Как-то раз в одиночку под сильным ветром переправлял через реку весельный сплавной катамаран. Так руки сами без всякой логики старались опустить весло поглубже и зафиксировать его, чтобы несло ровнее. Можно вспомнить и всякие другие случаи. ИМХО, практику в данном случае логической цепочки не надо - о необходимости некоей вертикальной стабилизирующей пластиноподобной структуры (типа шверта) на лодке или более крупном судне человек может додуматься прямо на воде, и довольно быстро, если захочет жить и доплыть куда надо. Да даже если просто на доске лежать после кораблекрушения и носиться по волнам, то руки сами опустятся в воду и начнут то рулить, то подгребать, то стабилизировать ход. Если в какой-нибудь "древности" этого не было, значит, или вода у них была очень тихая и мелкая, или они только-только на ту воду вылезли, и никакой древности у них просто не было. Потому что дай десятилетнему парнишке лесопиломатериалы для плота, и он за месяц на своей ж... додумается почти до всех принципов устройства мелкоформатных парусно-гребных судов. У меня так с сыном было - за месяц построил на Днепре почти что каравеллу :), не консультируясь со мной, старым яхтсменом, и не читая книжек.

 
 Re: Плоскодонка с парусом
Автор: sezam (62.85.27.---)
Дата:   28-09-04 12:43

перевернется при мало-мальски сильном ветре. Стало быть думаем, с чего бы это? Надоть брюхо утяжелить и осадку поглубже сделать. Для этого вытягиваем корпус по вертикали и нагружаем баластом. Киль получается сам собой, как конструктивный элемент.

 
 Re: Вопрос Александру Родригесу о Генрихе Мореплавателе
Автор: Святич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата:   28-09-04 14:17

> Я люблю походить по воде и под парусом, и на веслах. Как-то раз
> в одиночку под сильным ветром переправлял через реку весельный
> сплавной катамаран. Так руки сами без всякой логики старались
> опустить весло поглубже и зафиксировать его, чтобы несло
> ровнее.

Вот так и будете делать. Из поколение в поколение.
В бытность мою в НИИ была картинка. Хвостовик снаряда при выстреле отвинчивался. И вот стоят инженеры с опытом и никуму никак в голову не придёт ОЧЕВИДНОЕ решение - перенести поясок на хвостовик.
Так же и здесь. От привычного очень тяжжело отказываться.

"Всё придёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

 
 Re: Плоскодонка с парусом
Автор: Святич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата:   28-09-04 14:21

> перевернется при мало-мальски сильном ветре. Стало быть думаем,
> с чего бы это? Надоть брюхо утяжелить и осадку поглубже
> сделать.

Плот не переварачивается? Вот и решение - расширить.
А вот почему осадка поможет - сходу и не сообразишь. Человек мыслит привычными категориями. Плот он видел. Понимает что мешает ему перевернуться. А вот что помешает судну с осадкой... Ну не знаком он с гидродинамикой.

"Всё придёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

 
 Re: Вопрос Александру Родригесу о Генрихе Мореплавателе
Автор: Alexandre Rodrigues (---.bib-oliveira-bairro.rcts.pt)
Дата:   28-09-04 14:22

Автор: Почтительный гость
Дата: 28-сен-04 12:17


«. Потому что дай десятилетнему парнишке лесопиломатериалы для плота, и он за месяц на своей ж... додумается почти до всех принципов устройства мелкоформатных парусно-гребных судов. У меня так с сыном было - за месяц построил на Днепре почти что каравеллу :), не консультируясь со мной, старым яхтсменом, и не читая книжек.»

Я бы так смело не утвераждал ,а теперь дадим слово Святичу
Автор: Святич
Дата: 28-сен-04 01:48

Всё гениальное просто, Вася. После того, как кто-то уже это придумал.
Попробуйте-ка построить логическую цепочку, которая должна привести нашего далёкого предка к идее киля.

Вот я привёл две принципальные точки зрения на этот вопрос.И что я хочу заметить намой взгляд точка зрения Святича более продуктивна и вот почему .Многие люди здесь на Форуме как правило почти ВСЕ за редким исключением с высшим образованием и ...дело не в том что кто то ходил под парусом ,а кто-то нет .У человека с интелектом мозг развит и он может легко понять принцип,а в отличие от того кто никогда не учился и то что образованному человеку кажется простым ,не образованнму сложно понять или даже совсем никогда не понять как бы он не старался .И как мне кажется Святич имел в виду именно этот аспект человеческой натуры.Не буду далеко ходить скажу за себя мне гораздо легче понять многие вещи чем моим коллегам по работе.Многие португальцы кому за 30-35 не ходили в школу и они отстали в своём развитие навсегда от нас из бывшего СССР .Это уже обсуждали что ребёнок не получивший в детстве определённые знания отстаёт от свертников навсегда.Теперь про Генриха вы знаете это загадочно он действительно никуда не ходил в моря и тем неменее его называют «Мореплавателем» тут есть как мне кажется странность .

 
 Re: Плот
Автор: sezam (62.85.27.---)
Дата:   28-09-04 15:24

плот (и вообще чем шире) хуже рассекает воду. Тормозит. Человек видел не только плот, но и каноэ, долбленку, бросто бревно. Плот из двух бревен более мобилен, чем широкий. Тут не надо иметь большого ума, достаточно обычного и минимальной наблюдательности.

Можно и попробовать уширить - получилось , что гребсти стало труднее. В другой раз надо попробовать другое решение.
Их два - катамаран и узкий, с глубокой осадкой.
Первый логично создает базу, не увеличивая сопротивления, второй - использует противовес парусу.
На них и остановились.
Причем катамаран хорош, пока маленький (мы не говорим о современных материалах), большой сделать из дерева сопромат не позволит. Поэтому морской, где глубина большая, а скорость важна, может быть только высоким и узким.

Согласен, что второй вариант не столь очевиден, как расширение, хотя это еще как повезет, смотря какая мысль в голову первой прийдет. Например, если поставить перед несколькими людьми одинаковую прикладную задачу, они решат ее разными способами.

 
 Re: Плот
Автор: Святич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата:   28-09-04 17:09

> Можно и попробовать уширить - получилось , что гребсти стало
> труднее. В другой раз надо попробовать другое решение.
> Их два - катамаран и узкий, с глубокой осадкой.

Стоп. Оба варианта с неба не упадут. До катамарана в Европе вообще не додумалось, между прочим. А на счёт глубокой осадки... Каким вообще образом человек должен догадаться что осадка поможет? Напоминаю, что гидродинамики он не знает.

> Причем катамаран хорош, пока маленький (мы не говорим о
> современных материалах), большой сделать из дерева сопромат не
> позволит.

Расскажите это полинезийцам.

"Всё придёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

 
 Re: Гидродинамика
Автор: sezam (62.85.27.---)
Дата:   28-09-04 17:38

в формулах - это одно, а практическая смекалка - это другое. Мог же наблюдательный человек заметить, что сильно нагруженный чёлн, когда он глубже сидит в воде, меньше подвержен переворачиванию?
Скажем, плоскодонное судно с парусом, если груженое, то не переворачивается, а порожнее - гораздо опаснее, при одинаковой силе ветра. Достаточно заметить это - и все, идея балласта готова.

Мы же не о расчетах говорим, а об изобретении. Насколько оя знаю, пропеллеры и крылья первых самолетов тоже не расчитывали, а делали интуитивно.

Правильно, что не догадались построить катамаран. Его придумали там, где куча островов и рифов - осадка должна быть малой. А в европах глубины большие - тут поработали с осадкой. Тем более, что большой деревянный катамаран построить невозможно.

 
 Re: Плот
Автор: AL (212.1.238.---)
Дата:   28-09-04 17:52

sezam Написал:

> плот (и вообще чем шире) хуже рассекает воду. Тормозит. Человек
> видел не только плот, но и каноэ, долбленку, бросто бревно.

Я думаю , что человек в первую очередь , обращал внимание на то , как красиво и быстро плавают благородные лебеди. ( Вариант - гнусные утки). На многих " старых" картинках судам придан даже своеобразный "лебединый" вид". Творя что-то водоизмещающее , подобное водоплавающим птицам , древний человек органически должен был придти к идеи "утяжеления" в нижней части судна , так как подобие лежит на поверхности - у птиц живот ( желудок) - на уровне воды и под водой. Не нужно было особо напрягать "древние" мозги , чтобы сообразить подражание - и набить брюхо судна чем нибудь потяжелее. Осюда : балласт внутренний , затем - балласт внешний ( для экономии места) , т.е. что-то компактное и тяжелое под днищем. Отсюда уже один последний шаг до киля , так как любой более-менее наблюдательный древний судоводитель неизбежно должен был заметить резкое улучшение управляемости при наличии внешнего компактного балласта , размещаемого продольно судну. Так как это уже не второй , а скорее третий или четвертый шаг в судостроении , после того , как внутренний балласт вошел в норму , нет никаких оснований сомневаться , что внешний балласт подвешивался именно в продольной плоскости , а не в поперечной или ещё какой , о чем могут зявить некоторые критики.
Брать за подражание некий "живой плот" было негде , ибо в природе подобного не существует ( разве , что медуза ). Да,а .. медуза. Их много у западного побережья Южной Америки. То то у перуанцев были в качестве судов - бальсовые плоты.

 
 Re: Гидродинамика
Автор: Святич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата:   28-09-04 17:54

> в формулах - это одно, а практическая смекалка - это другое.

Практическая смекалка - это от слова практика. Вот и покажите мне, какая пракитка приведёт к идее киля.

> Мог же наблюдательный человек заметить, что сильно нагруженный
> чёлн, когда он глубже сидит в воде, меньше подвержен
> переворачиванию?

И как он должен понять что дело в осадке, а не в массе? Ведь практика ему говорит что более массивное тело труднее перевернуть.

> Мы же не о расчетах говорим, а об изобретении.

Так и я не о расчётах.

> Правильно, что не догадались построить катамаран. Его придумали
> там, где куча островов и рифов - осадка должна быть малой.

Ась? Какие-такие рифы? Катамаран изобрели в Индии. Само слово "катамаран" - тамильское. Каттумаран - буквально "связанные брёвна".
Лишь потом он проник в ЮВа и позволил заселить Полинезию.

> европах глубины большие - тут поработали с осадкой. Тем более,
> что большой деревянный катамаран построить невозможно.

Во-первых, Средиземное море куда мельче Индийского океана, а уж Эгейское и подавно.
Во-вторых, про невозможность поподробнее.

"Всё придёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

 
 Re: Плот
Автор: Святич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата:   29-09-04 00:19

> компактное и тяжелое под днищем. Отсюда уже один последний шаг
> до киля

Стоп. Какой-такой шаг? Вы очень логично разобрали как человек у природы учился. Но вот киля-то природа не создала. И никакого внешенего балласта не создала. Нет его у лебедя. Ну и как человеку понять что такой балласт нужен ели лебедь без него распрекрасно обходится?

> Брать за подражание некий "живой плот" было негде

Плот уже был. Реальный.

"Всё придёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

 
 Re: Вопрос Александру Родригесу о Генрихе Мореплавателе
Автор: andY (---.mdmspb.com)
Дата:   29-09-04 00:34

В наигениальнейшей книге Гевина Мензиса "1421 - год, когда Китай открыл мир" очень красочно описываются 9-ти(!!!!) мачтовые плоскодонные китайские джонки водоизмещением 3500 тонн на которых они обошли в 1421-1423 году весь земной шар, включая Арктику, Антарктику и обе Америки. При этом корабли были с водонепроничаемыми переборками и им не грозило даже столкновение с айсбергами.

Честное слово, в жизни своей никогда не читал большей глупости.

 
 Re: Как прийти к умной мысли?
Автор: sezam (62.85.27.---)
Дата:   29-09-04 10:23

Головой.

Святич написал:
И как он должен понять что дело в осадке?

По первой же перевернувшейся с излишне высоким центром тяжести лодке. Или надо тысячу лет недоумевающе смотреть, но ничего не понимать?

В самом простом каноэ (не груженом) - если человек стоит, то опасность переворачивания выше, если сидит - меньше, если на дне лежит груз - еще меньше, можно даже без опаски встать. Сколько Вам надо времени сделать правильный вывод?

У рыбаков, к тому же, есть пример грузила.

 
 Re: Как прийти к умной мысли?
Автор: Святич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата:   30-09-04 02:04

> По первой же перевернувшейся с излишне высоким центром тяжести
> лодке.

Вот инетерсно, как именно он должен будет положить груз НА ДНО лодки, чтоб получить ваш высокий центр тяжести?

> В самом простом каноэ (не груженом) - если человек стоит, то
> опасность переворачивания выше, если сидит - меньше, если на
> дне лежит груз - еще меньше, можно даже без опаски встать.
> Сколько Вам надо времени сделать правильный вывод?

И как отсюда проистекает идея киля? А то что сидящий человек устойчивие - он и на земле знал.

"Всё придёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

 
 Про глупость
Автор: Почтительный гость (82.207.16.---)
Дата:   30-09-04 13:14

А потом, как всегда (как в случае с порохом, компасом и обсерваториями), гениальным китайцам сия забава наскучила и они ее забросили. Так что приплымшие позже европейцы обнаружили у них только плоскодонки из соломы. Понятно и логично. Как почти все в китайской истории.

 
 Re: Плот
Автор: AL (212.1.238.---)
Дата:   30-09-04 18:50

Святич Написал:

> > компактное и тяжелое под днищем. Отсюда уже один последний
> шаг
> > до киля
>
> Стоп. Какой-такой шаг? Вы очень логично разобрали как человек
> у природы учился. Но вот киля-то природа не создала. И
> никакого внешенего балласта не создала. Нет его у лебедя. Ну и
> как человеку понять что такой балласт нужен ели лебедь без него
> распрекрасно обходится?
>
Я так полагаю , что последний шаг - это уже чисто технический шаг . К этой мысли должна была подвести идея балласта. Возможно , прошел длительный срок , прежде , чем в бескилевых ладьях появился компактный , не занимающий много места и расположенные продольно корпуса судна ( согласитесь - сие есть наиболее оптимальное его размещение) балласт - нечто тяжелое ( возможно , даже , металлическое). Тем не менее , необходимость увеличения внутреннего полезного объема неизбежно должна была подтолкнуть водоплавателей к мысли переместить этот утяжеляющий балласт за борт , то есть под днище. Цель - освободить , ну , ещё не трюм , а низ судна. Какое то время ушло на то , чтобы понять , как этот балласт закрепить снаружи. Возможно , именно трудности с крепежом и привели к тому , что под днищем судна стали укреплять деревянный брус , куда загоняли утяжеляющий металл. Или делали под днищем конус из двух досок с внутренним объемом , коий и заполняли утяжеляющим балластом . А это уже почти , что киль. Далее , как я уже говорил , судоводитель понимает , что управляемость резко повысилась и ... техническая мысль развивается далее.


> > Брать за подражание некий "живой плот" было негде
>
> Плот уже был. Реальный.

У кого был ????
>

 
 Спокойнее
Автор: Святич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата:   01-10-04 00:32

> Честное слово, в жизни своей никогда не читал большей глупости.

Полностью с вами согласен. Только автор сей книги ваш клиент. Такой же шарлатан-борзописец как и ваш Фоменко. Во всей книге ни одной цитаты из оригинальных текстов. Сплошной свободный полёт фантазии.
К истории сей бред имеет такое же отноешние как опусы Фоменко, Кеслера, Калюжного, Табова...

"Всё придёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

 
 Re: Плот
Автор: Святич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата:   01-10-04 00:36

> Я так полагаю , что последний шаг - это уже чисто технический
> шаг . К этой мысли должна была подвести идея балласта.

Как? "Технический шаг" - это не ответ.

> Возможно
> , прошел длительный срок , прежде , чем в бескилевых ладьях
> появился компактный , не занимающий много места и расположенные
> продольно корпуса судна ( согласитесь - сие есть наиболее
> оптимальное его размещение) балласт - нечто тяжелое ( возможно
> , даже , металлическое).

Вот вы сами на все вопросы и ответили. Именно что длительный срок. А вовсе не "всё совершенно очевидно".

> > > Брать за подражание некий "живой плот" было негде
> > Плот уже был. Реальный.
> У кого был ????

У предков наших.

"Всё придёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

 
 Re: широка страна Солдания
Автор: кеслер (---.nkosino.ru)
Дата:   01-10-04 10:13

В книге Мензиса интересно совершенно иное: физические и материальные аргументы в пользу до-Колумбовых контактов Старого и Нового Света, в частности - через Тихий Океан (например, соответствие морских течений и кладбищ кораблей, возможность долготной ориентировки с помощью островных "навигационных платформ" и т.п.), а также одичавший рис и ротонда на Род-Айленде, конная статуя на Кабо-Верде и т. п. Это всё может рассматриваться и без "китайской экзотики". P.S. А если кто-то заинтересуется деятельностью, скажем, адмирала Антониу де Салданья (Antonio de Saldanha, de Soldania, т. е. Антона Солданского), то наверняка найдет немало не менее интересного...

 
 Re: Плот
Автор: AL (212.1.238.---)
Дата:   01-10-04 12:05

Святич Написал:

> > > > Брать за подражание некий "живой плот" было негде
> > > Плот уже был. Реальный.
> > У кого был ????
>
> У предков наших.
>
Возможно. Но не надо забывать , что два или более бревен , плывущих рядом , но не соединённых накрепко , представляют для плавателя бОльшую опасность , чем просто одно бревно , на котором сидит плаватель. В древней природе хорошо отесанных бревен с двумя-тремя небольшими сучками , коими они хорошо бы сцеплялись друг с другом естественным образом появиться не могло. Просто упавшие в воду деревья вряд ли могли составить приличный естественный плот из-за наличия крон. Сделать хороший плот - это приличные трудозатраты. абы как и абы какой соединительной веревкой его не свяжешь. Тот предок , который впервые решил сознательно сделать плот , должен был быть уверен , что он трудится не зря. То есть должен был представлять , что его произведение будет иметь устойчивость на воде и грузоподъемность ( пассажировместимость). А вот плыть в "долблёнках" типа "держась за руки" можно ( а вот плыть на отдельных бревнах , держась за руки и сохранять при этом равновесие весьма трудно . Кроме падений в воду , синяков и шишек "предок" , если бы вообще не утонул , никакого пользительного опыта не получил бы и плюнул бы на это занятие). Из из этого быстро делается вывод , что "двойная долбёнка" устойчивее. Отсюда уже легче перейти к плоту , как к "полуфабрикату" спарки "долблёнок".

 
 Re: широка страна Солдания
Автор: Святич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата:   01-10-04 23:15

> Род-Айленде, конная статуя на Кабо-Верде

Коннася статую, вообще-то, на Азорах была.
Но суть даже не в этом свидетельств вагон. Только вот достоверности опусу Мензиса они не добавляют.

"Всё придёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

 
 Re: широка страна Солдания
Автор: кеслер (---.nkosino.ru)
Дата:   02-10-04 00:30

Про "прокитайскую" реконструкцию Мензиса "Всемирной Империи" (как и про другие про-) я не говорю. P.S. Кстати, я как-то навскидку сличал ИСХОДНЫЙ английский вариант его опуса и изданный русский перевод. Так вот в русскоязычном ВАРИАНТЕ кое-что просто отсутствует. Теперь для сравнения запросил немецкое издание, просто интересно, что не совпадает с исходным там. (Книга-то эта практически одновременно запущена в оборот в 20 странах).



Сообщение отредактировано (02-окт-04 00:33)

 
 Re: Идея киля.
Автор: Покровский Станислав (---.catv.ext.ru)
Дата:   02-10-04 01:02

Я полагаю, что идея пришла уже от готового киля.

Лодка-долбленка хороша, но маловместительна. Для повышения вместимости судна на долбленку стали наращивать борта. В первоначальном варианте - плетенные из прутьев и обшитые шкурами или корой. Затем обнаружилось, что и саму долбленку делать не обязательно. Толку-то от продолбленного в бревне объема, когда над долбленкой объем много больше. Но без самого бревна обойтись было сложно - оно пердставляло основу для обшивки. И фактически самопроизвольно стало первым килем - концентрированной расположенной в самом низу судна продольной массой.


Следующим этапом стало появление досок. Появилась возможность не надшивать что-то на бревно, а просто собирать конструкцию из досок и всякого рода соединительных элементов. Эти новые суда появились рядом с прежними - с нарощенными на бревно бортами. И обнаружили свою плохую устойчивость к опрокидыванию по сравнению со старым хламом. Но эта устойчивость повышалась, когда судно грузили тяжелыми грузами, которые клали на самый низ. В этом случае дощатое судно оказывалось ничем не хуже по устойчивости, чем прежние, с бревном в основании. осталось только сопоставить два факта. И вспомнить, насколько все-таки бревна тяжелы.

Идея киля, таким образом, выросла из естественной истории технологии судостроения. Киль у кораблей возник раньше, чем появилась идея киля. Идея киля появилась как результат разрешения противоречия между возможностями более современной технологии досок и мореходными качествами новых судов, уступавших прежним, допотопным конструкциям. Пришло осознание роли тяжелого бревна для мореходных качеств, а не только как основы для наращивания бортов.

 
 Re: Пара замечаний
Автор: vava (---.socket.ru)
Дата:   04-10-04 18:58

1. Нашел сайт про арабские дао - их разновидностей чуть ли не 2 десятка. Одно из них - самбука. Ее строили все - от португальцев до негров в Мозамбике и индонезийцев. Даже у индокитайцев речная или прибрежная лодка называется сампан (или точнее саньбань). То то португальцы с Васькой да Гамой во главе и не удивились вовсе, увидев арабскую лодку за мысом Надежды.
Дао имели от одной до трех мачт, длину корпуса от 5 до 30 метров, бушприт, навесной руль. Некоторые были с палубами, другие без. Общим был только косые "латинские" паруса с отрезанным острым концом (типа трапеция).
У самих португалов корабли были ничуть не хуже арабских. По крайней мере - с килями точно. Так что фраза Генриха остается туманной.
2. Небольшая поправка для рассуждений на тему происхождения судна:
первые плавсредства возникали на СПОКОЙНОЙ воде, а там и топор поплывет (с соответствующим топорищем.Шутка). Эволюция шла тремя пересекающимися путями - тростниковая лодка, кожаная байдара, деревянная долбленка. Из этих трех возникали разные комбинации. Одновременно почти на всех вариантах пытались высунуться из реки в море. Для возникновения киля необходимы 2 условия - возникновение наборного судна и появление паруса.

 Список форумов  |  Вид деревом   Следующая тема  |  Предыдущая тема 


 Эта тема закрыта 

phorum.org