Автор: Гонтарь (195.201.41.---)
Дата: 28-09-04 13:35
Христианские авторы в начале второго века пользовались другим собранием Писаний, чем христианские авторы в конце второго века. Климент Римский, в основном, рассматривается как самый ранний христианский автор после Нового Завета. Климент цитирует из многих книг Ветхого Завета (Бытие, Исход, Числа, Второзаконие, Иисус Навин, 1-я Царств, книги Паралипоменон, Есфирь, Иова, Псалтирь, Притчи, Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила и Малахии), а также новозаветные книги (Матфея, Марка, Луки, Римлянам, 1-е Коринфянам, Евреям и 1-е Петра). Однако Климент цитирует также из апокрифических книг - Мудрость Соломона и Иудифь. Более того, Климент приводит фрагменты из других священных книг, фрагменты, которые взяты неизвестно, из каких писаний. Мы перечислим в приблизительном порядке те из них, которые могли бы быть найдены в наших Библиях, если бы сохранились там. Например, Климент цитирует Моисея, говорящего: "Я - пар из котла"3 - цитата, которую не найдешь ни в одном библейском или апокрифическом труде.4 Климент далее цитирует отрывок из 28-го Псалма:5 "Ты воскресишь меня и восхвалю Тебя".6 Это прочтение данного Псалма, тем не менее, не подтверждается ни в одном дошедшем до наших дней манускрипте. Климент также цитирует фрагмент, приписываемый Иезекиилю,7 но его нет в нашем тексте:
Дом Израилев, обратитесь от нечестия вашего. Скажи сынам народа Моего: хотя грехи ваши будут простираться от земли до неба, и хотя будут краснее червлени и чернее власяницы, но если вы обратитесь ко Мне от всего сердца, и скажите: Отче! то Я услышу вас, как народ святой.8
Еще один фрагмент Климент цитирует в качестве Писания, хотя его источник в наше время неизвестен:9
Несчастны двоедушные, колеблющиеся душою и говорящие: это мы слышали и во время отцов наших, и вот мы состарились, но ничего такого с нами не случилось. Неразумные! Сравните себя с деревом, возьмите в пример виноградную лозу: сперва она теряет лист, потом образуется отпрыск, потом лист, потом цвет, и после этого незрелый, наконец, спелый виноград.10
Наконец, Климент цитирует такой отрывок из Писаний: "прилепитесь к святым; ибо прилепляющиеся к ним освятятся",11 хотя и его нет ни в одной из книг Священных Писаний:12
Проповедь, известная как 2-е послание Климента, также содержит вариации в цитировании Писаний. Рассмотрите следующий отрывок, взятый из какого-то евангелия, но его нет ни в одном евангелии, известном нам:
|
|