§1. КОНСИЛИУМ

 Новая тема  |  Наверх  |  Перейти к теме  |  Искать  |  Вход   Следующая тема  |  Предыдущая тема 
 что означает "издать" в допечатную эпоху
Автор: Владислав (62.117.79.---)
Дата:   15-10-04 11:53

какие на этот счет есть мнения?

 
 Re: что означает "издать" в допечатную эпоху
Автор: Ал.Незванов (194.84.121.---)
Дата:   15-10-04 12:01

Написать разборчивым почерком (или заказать переписчику) одну или несколько копий и пустить ее (их) по рукам.

С уважением,

А.

 
 Re: что означает "издать" в допечатную эпоху
Автор: dist (83.102.161.---)
Дата:   15-10-04 12:18

Это приводило к размножению рукописей (самиздат).

Поэтому обнаружение рукописей в одном-единственном экземпляре наводит на мысль, что это фабрикат.

 
 Re: что означает "издать" в допечатную эпоху
Автор: Ал.Незванов (194.84.121.---)
Дата:   15-10-04 12:35

Тут, канэшна, хорошо б какую-нибудь стат.модель построить и поиграть с параметрами (когда процесс затухает, когда ширится...). Посчитать распределение вероятностей и сравнить с эмпирическими данными...

Эээх блиннн, рабочий день с 10 утра вчерашнего дня продолжается - размечтался в полудреме...

С уважением,

А.

 
 Re: что означает "издать" в допечатную эпоху
Автор: dist (83.102.161.---)
Дата:   15-10-04 12:43

А это мы запишем в один из исследовательских проектов Проекта. Тем более, что Келлин уже в этом направлении давно работает (Уравнение Власова).

 
 Re: что означает "издать" в допечатную эпоху
Автор: Консерватор (---.kcsystema.ru)
Дата:   15-10-04 13:17

Уважаемый Владислав!
А существовало ли вообще такое понятие, как "Издать", в допечатную эпоху. Если это понятие встречается в источниках (допечатных) не могли бы Вы привести цитату.
С уважением,
К.

 
 Re: что означает "издать" в допечатную эпоху
Автор: Савл (---.mcfr.ru)
Дата:   15-10-04 13:27

Ага, допустим скопировано 10 экземпляров рукописи страниц этак в пятьсот, где-то году в 1300 - каковы шансы, что все они или хотя бы более 1-3 дойдут до наших дней? Сохранялись прежде всего те, которые попадали в крупные собрания типа королевских библиотек. А для остальных были войны, пожары и т.д.

 
 Re: понятие "издать"
Автор: Ал.Незванов (194.84.121.---)
Дата:   15-10-04 13:29

постоянно встречается в работах историках, пишущих о рукописных книгах Ренессанса и позже. Видимо, просто профессиональный жаргон такой.

С уважением,

А.

 
 Модель
Автор: Mehmet (---.nw.ru)
Дата:   15-10-04 13:39

А вот Вам модель. Построим цепь Маркова (скажем дискретную), у нас очень много состояний от нуля до скажем миллиарда. Из нуля можно перейти только в нуль. А для состояния К можно перейти в любое из состояний от нуля до 2*К по следующей схеме: каждый из К экземпляров может с вероятностью Руничт исчезнуть и Рсозд удвоиться, надо аккуратно посчитать вероятности перехода.
Другая модель--количество рукописей может на каждом шаге либо увеличиваться на 1, либо сохраняться, либо уменьшаться на 1. Для этой модели я посмотрел, если две эти вероятности равны, то матожидание числа рукписей постоянно и равно 1, если начианть с одной рукописи.

 
 Re: Модель
Автор: dist (83.102.161.---)
Дата:   15-10-04 13:48

На самом деле, рост дожен быть (слабо) экспоненциальным

 
 Re: что означает "издать" в допечатную эпоху
Автор: bulataga (---.bitlink.ru)
Дата:   15-10-04 13:48

До наших дней дойдут только те, которые будут переиздаваться. И соотвественно, дист будет смотреть на период издания и потом заявлять что это 16 век, или позже. Потому что переиздание обязателньо будет с поправками. Ксерокопированием стали заниматься только в 20 веке. До этого любое переиздание было дорогим процессом. Соотвесвтенно переиздание любой рукописи приводилось к современному состоянию науки.

 
 Re: что означает
Автор: Ал.Незванов (194.84.121.---)
Дата:   15-10-04 13:59

В вашем примере вероятность того, что уцелеет хотя б один экземпляр, равна нулю.

С уважением,

А.



Сообщение отредактировано (15-окт-04 13:59)

 
 Re: что означает
Автор: bulataga (---.bitlink.ru)
Дата:   15-10-04 14:08

Близка к 0, но не равна

 
 Re: что означает
Автор: Ал.Незванов (194.84.121.---)
Дата:   15-10-04 14:10

При любом имеющем практический смысл округлении равна.

С уважением,

А.

 
 Re: понятие "издать"
Автор: Pirx (---.org)
Дата:   15-10-04 14:27

И не только Ренессанса. Античности тож.

 
 Re: что означает "издать" в допечатную эпоху
Автор: Моцарт (---.p7.col.ru)
Дата:   15-10-04 14:28

До наших дней дойдут только те, которые будут переиздаваться. И соотвественно, дист будет смотреть на период издания и потом заявлять что это 16 век, или позже.

Мы бы с удовольствием посмотрели на оригиналы римско-греческих манускриптов, которые переписывались безымянными монахами, дабы сказать "вот это -3 век до н.э."
Да вот беда, по накоплении критического числа переписанных экземпляров оригиналы на растопку пускали что-ли?
"Целый три списка Фукидида -смотреть на него нуту сил больше, в печку его"

Если смотреть в ближнее прошлое, то взять какого-нибудьдраматурга 19 века, Нестора Кукольника например.
Переиздают его? Нет.
Однако его труды как-то прожили уже полтора века и еще столько же проживут.Притом что никто не носится с ними, как с величайшим достоянием культуры.

Подпольный КСПЦ действует

 
 Re: понятие "издать"
Автор: Консерватор (---.kcsystema.ru)
Дата:   15-10-04 15:09

Ал.Незванов Написал:

> постоянно встречается в работах историках, пишущих о рукописных
> книгах Ренессанса и позже. Видимо, просто профессиональный
> жаргон такой.
>
> С уважением,
>
> А.

Уважаемый Ал.Незванов!
Об этом я догадывался. Просто любопытно, как подобная процедура называлась в допечатную эпоху.
С уважением,
К.

 
 Вы какую модель имеете в виду?
Автор: Mehmet (---.nw.ru)
Дата:   15-10-04 15:32

Мою первую или вторую? Или у Вас своя есть? Я прикидывал для второй модели, и функция у меня получалась ВЫПУКЛОЙ, те. рост замедлялся.

 
 Посмотрите тут:
Автор: Pirx (---.org)
Дата:   15-10-04 16:42

http://compagnia.ru/civ/read.php?f=3&i=537&t=537

 
 Re: Модель
Автор: Unit (---.relarn.ru)
Дата:   15-10-04 17:49

Разумеется, Мехмет, разумеется.
Мы в своих работах уже лет пять, как талдычим одно и то же: анализ общего ветвящегося случайного процесса (не марковского, так ли это, так это нужно специально посмотрять ;-), что накладно) размножения и гибели источников С НЕИЗБЕЖНОСТЬЮ приводит к выводу о том, что знания наши о нашем же прошлом ограничены очень коротким интервалом времени: с гарантией 1500 лет (так что Иисус Иосифович отдыхает...), а реально (но не доказано) -- 450-700 лет. Всё это верно, разумеется, при сохранении современных требований к конкретности вопросов и детальности ответов. Иначе, мы не только знаем прошлое на 10**9 лет, но и будущее: завтра Солнце встанет, а ещё через некоторое время 'взорвётся, примет нас в своё лоно, и мы получим знания более глубокие'... (с) С.Лем.
С уважением, Unit.

 
 Re: что означает "издать" в допечатную эпоху
Автор: Hrundel (---.beelinegprs.ru)
Дата:   16-10-04 00:42

Бессмертный Сенека в опусе "О землетрясениях" пишет (IV гл.): "...в юности я уже издал книжку о землетрясениях".
К сожалению, латинского текста под рукой сейчас нет.



 
 Re: Модель
Автор: Mehmet (---.nw.ru)
Дата:   16-10-04 12:36

Unit Написал:

> Разумеется, Мехмет, разумеется.
> Мы в своих работах уже лет пять, как талдычим одно и то же:
> анализ общего ветвящегося случайного процесса (не марковского,
> так ли это, так это нужно специально посмотрять ;-)
Моделей можно сделать много, и это зависит от того, КАКИЕ факторы учитывать. Можно рассмотреть и неоднородный марковский процесс, и посмотреть, что получится, если вероятности гибели и удвоения меняются со временем. А если эти вероятности изменяются периодически? Я прочитал то, что Вы писали в феврале этого года (ссылка Пиркса), и позволю задать себе вопрос:

"В случае истории m заведомо меньше 1. Оно бывает больше неё в ядерной физике (да и то не на много)."
Откуда это вытекает? Это ведь матожидание числа непосредственных потомков одной частицы. Но с чего Вы решили, что оно меньше 1? Непонятно.



, что
> накладно) размножения и гибели источников С НЕИЗБЕЖНОСТЬЮ
> приводит к выводу о том, что знания наши о нашем же прошлом
> ограничены очень коротким интервалом времени: с гарантией 1500
> лет (так что Иисус Иосифович отдыхает...),
А откуда Вы берете именно 1500 лет? Что считать шагом такого процесса? Вот эту Вашу оценку легко оспорить: увеличим шаг в два раза и получим 3000 лет.



а реально (но не
> доказано) -- 450-700 лет.

Я честно говоря, сомневаюсь в возможности получать такие ТОЧНЫЕ оценки. Как Вы все это калибруете?

 
 Посмотрел
Автор: Mehmet (---.nw.ru)
Дата:   16-10-04 12:37

и не понял, почему М меньше 1.

 
 Re: что означает "издать" в допечатную эпоху
Автор: Эдуард. (212.248.20.---)
Дата:   16-10-04 16:30

Повидимому термин 'издать' слабо подходит к рукописям.
Ведь издавали чтобы читали.
А это было возможно уже только после печати.
А до появления печати была скорее всего поголовная безграмотность.
(Зачем уметь читать, если читать нечего?).

 
 Это как сейчас уметь логарифмы посчитать
Автор: Моцарт (213.221.44.---)
Дата:   16-10-04 17:49

или производную взять.Несложно научиться, профи вообще в уме считают, но большинству достаточно четырех арифметических операций.

Подпольный КСПЦ действует

 
 Безобразия нарушать
Автор: Mehmet (---.nw.ru)
Дата:   16-10-04 19:14

Эдуард. Написал:

> Повидимому термин 'издать' слабо подходит к рукописям.
> Ведь издавали чтобы читали.
> А это было возможно уже только после печати.
Интересно, почему?

> А до появления печати была скорее всего поголовная
> безграмотность.
> (Зачем уметь читать, если читать нечего?).
Как нечего? А законы на стелах для кого писаны? Тут вам не здесь!
Другое дело, что грамотны были далеко не все. Однако высокий уровень неграмотности сохранялся очень долго, вплоть до 20 века. Так что порог здесь скорее не 15 век, а 19-20.

 
 Re: Модель
Автор: Unit (194.226.58.---)
Дата:   16-10-04 22:30

Уважаемый Mehmet,

я тоже 'сомневаюсь в возможности получать такие ТОЧНЫЕ оценки.'
Поэтому и завысил окончательный результат, дабы был он грубым, но устойчивым к разумным вариациям параметров (шевелению размера шага, например). И, если эта грубая модель уже даёт расхождения с ТИ, то что именно прикажете уточнять? Огрубляя, мы же стремились ПОДТВЕРДИТЬ ТИ...

'Как Вы все это калибруете?' -- Ответ тот же: по максимуму. Есть указание (из ТИ!), что Лаврентий писал с января по март, можно использовать. Есть указание, что разворот in folio писался за один день (это о рукописных экземплярах из Матенадарана), используем.

Вообще-то достаточно простейшей модели: за единицу времени текст с вероятностями p0, p1, p2 либо горит, либо лежит в сундуке, либо переписывается. Понятно, что последняя возможность и определяет её -- единицу. А дальше -- 'процесс пошёл'! Остаётся сравнить полученные безразмерные результаты с их аналогами, например, в систематике, как наиболее разработанными (подавляющее количество видов сосредоточено в немногом числе родов; подавляющее число родов имеет по малому количеству видов). Модели (для принятого уровня грубости) совпадают, то есть добиваемся совадения внешнего вида гипербол.

Что касается величины m, то для стационарного случая она меньше 1,
ибо нет покрытия текстами от полюса до полюса всей суши,
а в осадочных породах нет слоёв золы со следами китайской туши :)

Что до нестационарных задач, то тут почти по Владимиру Ильичу: узок был круг задач, страшно далеки они от реальности. Точно решаемых, разумеется. А проводить масштабные численные эксперименты нет ни времени, ни (более детальных) данных. Напомню, что в аналогичной (и денежной!) ситуации Курчатов младший баловал старшего и его команду необходимыми коэффициентиками -- средними длинами пробегов. А в наших случаях -- текстов и языков -- вопрос о среднем времени жизни тех или других вроде бы и не стоял. Или я не прав?

С уважением, Unit.

 
 Re: Модель
Автор: Mehmet (---.nw.ru)
Дата:   17-10-04 12:37

Unit Написал:

> Уважаемый Mehmet,
>
> я тоже 'сомневаюсь в возможности получать такие ТОЧНЫЕ оценки.'
> Поэтому и завысил окончательный результат, дабы был он грубым,
> но устойчивым к разумным вариациям параметров (шевелению
> размера шага, например). И, если эта грубая модель уже даёт
> расхождения с ТИ, то что именно прикажете уточнять? Огрубляя,
> мы же стремились ПОДТВЕРДИТЬ ТИ...
>
> 'Как Вы все это калибруете?' -- Ответ тот же: по максимуму.
> Есть указание (из ТИ!), что Лаврентий писал с января по март,
> можно использовать. Есть указание, что разворот in folio
> писался за один день (это о рукописных экземплярах из
> Матенадарана), используем.
>
> Вообще-то достаточно простейшей модели: за единицу времени
> текст с вероятностями p0, p1, p2 либо горит, либо лежит в
> сундуке, либо переписывается.
Вообще-то говоря, переписывание разных рукописей занимает разное время, и может быть так, что за одно и то же время с одной рукописи можно сделать две копии, а с другой одну. Но с этим в принципе можно справиться, сделав шаг мельче и считая, что длинная рукопись просто лежит в сундуке. Но встает вопрос об оценке р0, р1, р2. Ясно, что р1 должна быть близка к единице, но вот как оценить, что больше, р0 или р2? А от этого зависит М. И кроме того, было бы интересно посмотреть, что будет получаться в тех 2 моделях, о которых я говорил. И ясно, что если ЗАРАНЕЕ предполагать вероятность гибели больше вероятности удвоения, то процесс оборвется. А если это предположение неверно?



Понятно, что последняя
> возможность и определяет её -- единицу.
А первая возможность?



А дальше -- 'процесс
> пошёл'! Остаётся сравнить полученные безразмерные результаты с
> их аналогами, например, в систематике, как наиболее
> разработанными (подавляющее количество видов сосредоточено в
> немногом числе родов; подавляющее число родов имеет по малому
> количеству видов). Модели (для принятого уровня грубости)
> совпадают, то есть добиваемся совадения внешнего вида гипербол.
А вот здесь по-подробнее, пожалуйста.


>
> Что касается величины m, то для стационарного случая она меньше
> 1,
> ибо нет покрытия текстами от полюса до полюса всей суши,
> а в осадочных породах нет слоёв золы со следами китайской туши
> :)
Не согласен. Вы, таким образом, полагаете, что р0 больше р2, но ведь и в противоположном случае совсем не обязателен быстрый рост. Достаточно взять М=1.001, и в этом случае через 1000 шагов мы не превысим 3, так что никакого сверхразмножения не произойдет. Так что здесь Вы меня не убедили.

>
> Что до нестационарных задач, то тут почти по Владимиру Ильичу:
> узок был круг задач, страшно далеки они от реальности. Точно
> решаемых, разумеется. А проводить масштабные численные
> эксперименты нет ни времени, ни (более детальных) данных.
Но боюсь, что РЕАЛЬНАЯ-то ситуация как раз НЕСТАЦИОНАРНА, поскольку вероятности гибели и удвоения менялись. Если длительная война--одна ситуация, строительство скрипториев--другая ситуация. Кстати, что касается надписей, то для них вероятность гибели должна быть очень мала.
В таком случае простейшая модель вряд ли может претендовать на большее, чем очень грубый КАЧЕСТВЕННЫЙ аналог реальной ситуации. И как мы видим, в зависимости от М и от конкретного значения М мы можем наблюдать разные сценарии, в том числе и такой, где на выходе будет 200 рукописей Плиния.

> Напомню, что в аналогичной (и денежной!) ситуации Курчатов
> младший баловал старшего и его команду необходимыми
> коэффициентиками -- средними длинами пробегов. А в наших
> случаях -- текстов и языков -- вопрос о среднем времени жизни
> тех или других вроде бы и не стоял. Или я не прав?
Да, средние времена жизни ТЕКСТОВ определить, боюсь, невозможно.

 
 Re: Модель
Автор: Unit (---.relarn.ru)
Дата:   17-10-04 19:30

Уважаемый Mehmet,
С шагами вроде бы 'пришли к консенсусу': ими практически можно не только уравнять времена, но даже обнулить р3, р4, … р33000000 – пик тиража АиФ. Разумеется, в последнем случае (и вообще для эпохи развитого печатного дела) лучше будет сменить модель :).
О Вами упомянутых моделях. С первой из них мои ученики в основном и балуются. Программа её визуализации называется у нас 'Тараканьи бега'. Соответствует, знаете ли! Хорошо моделирует затухание процесса (медленное – не экспонента) и в самом интересном случае М = 1, что следует и из теории (Феллер I, гл. 14 вроде бы). Ссылка на него же даёт и подмеченную Вами выпуклость.
О близости р1 к 1. Это, конечно, справедливо на практике. И сразу разрешает переход к марковскому процессу (1-р1=lDt+mDt …), куда Вы меня усиленно подталкиваете. В этом случае, очевидно, необходимо будет учитывать и зависимость l и m от времени. И тогда (если хватит сил и средств) будут учтены и длительные войны и ярославовы скриптории. А пока что – разбор модельных ситуаций вполне аналогичных по связи с действительностью распространению тепла в бесконечном стержне с постоянным а2. Этот разбор никогда не украдёт у Плиния ни одной из 220 рукописей, но самого его подвинет (точнее – уже подвиг/подвигнул:) – ведь и отец и сын практически современники Христу) ближе к современности.
Повременить с анализом соответствующих марковских процессов и мгновенно возникающих там диффуров, меня вынуждает и следующее личное обстоятельство: упомянутые ученики – это не студенты и даже не выпускной класс, но 3-9 в основном.

>А если это предположение неверно?
>А первая возможность?
>Не согласен… Достаточно взять М=1.001, … Так что здесь Вы меня >не убедили.
Полагаю, что, обсудив случаи зависящих от времени параметров и М=1, внёс ясность в эти вопросы. По последнему добавлю, что выбранный Вами припуск аккурат соответствует случаю стационарной работы реактора с учётом запаздывающих нейтронов. Их доля мала, но влияние на устойчивость значительно (и подчиняются они другой модели). А работу реактора (между перегрузками по крайней мере) обычно рассчитывают, используя постоянные (в смысле не зависящие от времени) коэффициенты. Так что можно надеяться на ненулевое будущее и у (р0,р1,р2) модели.

>… внешнего вида гипербол. А вот здесь по-подробнее, пожалуйста.
Я имел в виду закон Виллиса-Юла для пар вид-род, род-семейство и т.д. Согласно В.В.Налимову, можно брать пары автор-текст, текст-ссылка, но точнее пока не могу: его с Мульченко «Наукометрии» нет под рукой.

>> тех или других вроде бы и не стоял. Или я не прав?
>Да, средние времена жизни ТЕКСТОВ определить, боюсь, невозможно.
А вопрос-то был не только про тексты, но и про языки. Или, по Вашему ответ будет столь же неутешителен?
С уважением, Unit.
P.S. Я бываю здесь нечасто, так что на всякий случай – до выходных…

 
 Re: Безобразия нарушать
Автор: Эдуард. (212.248.20.---)
Дата:   18-10-04 15:22

Mehmet Написал:


> Как нечего? А законы на стелах для кого писаны? Тут вам не
> здесь!

И много было этих стел?

Законы на стелах писались для 'юристов'.

И вообще, вы правильно заметили, что в допечатную эпоху были не письменные языки, а скорее письменные профессиональные жаргоны.
Но не было то что мы называем 'литературного языка'


> Другое дело, что грамотны были далеко не все. Однако высокий
> уровень неграмотности сохранялся очень долго, вплоть до 20
> века. Так что порог здесь скорее не 15 век, а 19-20.

Думаю, что 15 век - это первый качественный порог. До этого момента знатным людям, например, не было никакой необходимости учить грамоту. С появлением же печатного станка появилась 'художественная' и 'историческая' литература. Что поначалу было одно и то же (рыцарские библейские романы). Чтение превратилось в развлекуху для знати, а потом и не только знати.
А вот 19-20 века скорее всего не были такими уж резкими порогами.
Ведь даже до революции в российских деревнях было обязательное 3-хлетнее образование. У меня двоюродный прадед был директором одной такой сельской школы в вятской губернии. бабушка же была старшим ребенком в семье. Поэтому после 3 класса ей пришлось школу оставить, чтобы нянчиться с младшими. Это была стандартная судьба старших детей в крестьянских семьях. А у младших была возможность получить 5 или 7 летнее образование.
Знаменитая же борьба большевиков с безграмотностью - это результат гражданской войны и беспризорничества, ей порожденного.

 
 Re: Безобразия нарушать
Автор: Mehmet (---.nw.ru)
Дата:   18-10-04 15:53

Эдуард. Написал:

> Mehmet Написал:
>
>
> > Как нечего? А законы на стелах для кого писаны? Тут вам не
> > здесь!
>
> И много было этих стел?
>
> Законы на стелах писались для 'юристов'.
А откуда Вы взяли, что тогда были такие юристы? Чем Вы можете это обосновать?

>
> И вообще, вы правильно заметили, что в допечатную эпоху были не
> письменные языки, а скорее письменные профессиональные жаргоны.
> Но не было то что мы называем 'литературного языка'
А что Вы называете литературным языком? Давайте сначала договоримся о терминах.

>
>
> > Другое дело, что грамотны были далеко не все. Однако высокий
> > уровень неграмотности сохранялся очень долго, вплоть до 20
> > века. Так что порог здесь скорее не 15 век, а 19-20.
>
> Думаю, что 15 век - это первый качественный порог. До этого
> момента знатным людям, например, не было никакой необходимости
> учить грамоту.
Из ложной посылки делаете ложный вывод.



С появлением же печатного станка появилась
> 'художественная' и 'историческая' литература.
Неверно. И до этого была и художественная и историческая литература. Вспомните поэзию трубадуров.


Что поначалу было
> одно и то же (рыцарские библейские романы).
Так эти романы были еще до возникновения книгопечатания.


Чтение превратилось
> в развлекуху для знати, а потом и не только знати.
> А вот 19-20 века скорее всего не были такими уж резкими
> порогами.
> Ведь даже до революции в российских деревнях было обязательное
> 3-хлетнее образование.
А Вы поинтересуйтесь цифрами. Каков был процент неграмотных?

 
 Re: Безобразия нарушать
Автор: Эдуард. (212.248.20.---)
Дата:   18-10-04 18:23

Mehmet Написал:

> А откуда Вы взяли, что тогда были такие юристы? Чем Вы можете
> это обосновать?

А чем вы можете обосновать, что 'неюристы' могли прочесть то что на стелах?

> А что Вы называете литературным языком? Давайте сначала
> договоримся о терминах.

Все очень просто. Есть шифрограммы типа шумерских долговых расписок (черепков). Называть это литературным языком глупо.

А есть письменный язык, на котором можно выразить все, что выражвлось на устном. Это литературный язык.
В допечатную эпоху не было никакого экономического стимула развивать литературный язык.

> Из ложной посылки делаете ложный вывод.

Я не делаю вывода, я просто предполагаю. :-)
Это вы делаете вывод о пороге в 19-20 веке.


> Неверно. И до этого была и художественная и историческая
> литература. Вспомните поэзию трубадуров.

Вранье. Просто очень хочется верить в это.

> А Вы поинтересуйтесь цифрами. Каков был процент неграмотных?

Откуда? Первая перепись населения в России производилась в конце 19 века. До этого никаких цифр о грамотности в России просто не существует. Можно только предположить, что во время крепостного права она была низкой. Цифры же о грамотности в царской России мы знаем только из сомнительной энциклопедии Брокгауза и Эфрона.

Зато я точно знаю, что моя бабушка (из глухой вятской деревушки) получила образование только из-за того, что родители не имели права не отдать ее в начальную школу.

 
 Re: моряк Мензис в своей веселой книжке про китайских мореплавателей
Автор: Вячеслав (212.5.177.---)
Дата:   18-10-04 19:41

сравнивает великолепие китайского двора со скудостью английского.
Когда в начале 14-го века у Чжоу Ду была написана энциклопедия из 9000 томов (или около того), у английского короля библиотека состояла из 6 (ШЕСТИ) рукописных книг (которые, подозреваю, почти никто и не читал).
Что касается китайцев, не знаю, но вот относительно англичан их соотечественник вряд ли погорячился.

 
 Re: Безобразия нарушать
Автор: Mehmet (---.nw.ru)
Дата:   18-10-04 20:29

Эдуард. Написал:

> Mehmet Написал:
>
> > А откуда Вы взяли, что тогда были такие юристы? Чем Вы можете
> > это обосновать?
>
> А чем вы можете обосновать, что 'неюристы' могли прочесть то
> что на стелах?
А хотя бы содержанием законов. Там писали о достаточно простых вещах, о том что будет, если убъешь свободного, что будет если убъешь раба.

>
> > А что Вы называете литературным языком? Давайте сначала
> > договоримся о терминах.
>
> Все очень просто. Есть шифрограммы типа шумерских долговых
> расписок (черепков). Называть это литературным языком глупо.
У Вас странные представления о шумерской письменности. Вообще-то говоря, у шумеров были найдены и учебники математики, и аккадско-шумерский словарь, и хроники, и грамматика шумерского, и художественные произведения. Про Гильгамеша не забыли?


>
> А есть письменный язык, на котором можно выразить все, что
> выражвлось на устном. Это литературный язык.
Тогда хеттский, древнегреческий, латынь, шумерский и аккадский, тохарский, авестийский и многие другие языки, ставшие мертвыми в допечатную эпоху, литературные языки. И без всякого книгопечатания.

> В допечатную эпоху не было никакого экономического стимула
> развивать литературный язык.
>
> > Из ложной посылки делаете ложный вывод.
>
> Я не делаю вывода, я просто предполагаю. :-)
И в клинописных архивах в Ираке и Турции находим художественные произведения. А египетские папирусы?

> Это вы делаете вывод о пороге в 19-20 веке.
>
>
> > Неверно. И до этого была и художественная и историческая
> > литература. Вспомните поэзию трубадуров.
>
> Вранье. Просто очень хочется верить в это.
Чем докажете, что вранье? Пока что Ваша теория выглядит априорной.
Что с клинописными архивами делать будете?
А трубадуры чем Вам помешали? А песня о Роланде? Она ведь на старофранцузском, а в нем еще есть 2 падежа и остатки дательного.

>
> > А Вы поинтересуйтесь цифрами. Каков был процент неграмотных?
>
> Откуда? Первая перепись населения в России производилась в
> конце 19 века. До этого никаких цифр о грамотности в России
> просто не существует. Можно только предположить, что во время
> крепостного права она была низкой. Цифры же о грамотности в
> царской России мы знаем только из сомнительной энциклопедии
> Брокгауза и Эфрона.
Среди ижор по данным этой переписи грамотных (по-русски) было около 20%, среди финнов--0%, правда у финнов была значительно выше грамотность на родном языке. Но это не меняет дела. И во Франции грамотность до самого конца 19 века была довольно низкой, не говоря уже о временах Французской революции.
>
> Зато я точно знаю, что моя бабушка (из глухой вятской
> деревушки) получила образование только из-за того, что родители
> не имели права не отдать ее в начальную школу.
А это никак не противоречит тому, что я сказал. Далеко ведь не всем потом приходилось часто пользоваться приобретенными знаниями. Кроме того, не следует забывать и том, что в разных районах могли быть разные условия. Скажем, где-то земство постаралось. Я же не говорю, что неграмотность была поголовной. Но всеобщее начальное образование--это 19-20 век, в зависимости от страны. А кое-где и в настоящее время с этим проблемы.

 Список форумов  |  Вид деревом   Следующая тема  |  Предыдущая тема 


 Эта тема закрыта 

phorum.org