Автор: А.Н-ский (---.bass9.sinor.ru)
Дата: 21-02-04 22:01
Ссылки и краткие выдержки из довольно обширных статей Валерия Ронкина, живущего в С-Пб.
_______________
Гуси-лебеди
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Дорога и персонажи
2. Лутошка, Терешечка, Чувиль-Филюшка, Играшка
3. Гуси-лебеди
4. Баба Яга
5. Лебедь-девицы
6. Аленка-Ягишна и Аленка-сестра
7. В глубь истории
8. Купало
9. Ярило и Егорий Храбрый
10. Купава-Кострома
11. Заключение
Примечания
Литература
В залах музеев, где собраны коллекции античного искусства, можно увидеть скульптурные композиции — "Мальчик с гусем" (или с другой водоплавающей птицей). Искусствоведы обычно толкуют подобные сюжеты как чисто декоративные. (Неверов 1981. с. 81.) Действительно, античная мифология не дает (вернее, почти не дает) возможности "привязать" такого рода изображения к какому-либо известному мифологическому образу или сюжету.
Сколь ни странным это покажется, но упомянутые скульптурные изображения могли бы служить иллюстрациями к некоторым русским народным сказкам. Я имею ввиду прежде всего сказки двух типов:
1. Гуси-лебеди. (Аф. 113)
2. Ивашка и ведьма. (Аф. 106- 112.)
(327F и 480А по указателю сюжетов восточнославянской сказки).
Интерес к этим сказкам возник у меня после того, как мой, тогда еще четырехлетний сын, задал мне вопрос: почему гуси-лебеди бывают "плохие" и "хорошие".
"Плохие" гуси-лебеди воруют ребенка и уносят его к Бабе Яге, "хорошие" — помогают мальчику убежать от Яги и вернуться домой . Я предположил, что обе сказки, повествующие о путешествии мальчика на гусях-лебедях (и "плохих", и "хороших") являются обломками одного и того же мифологического сюжета, восходящего к образности древнеземледельческого мифа об исчезающем и возвращающемся боге.
_______________
От того же автора
СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ
(Архетипическое и актуальное)
Тема странствий младенца по волнам в корзине, сундуке, ящике — одна из самых распространенных тем фольклора, в том числе и русского: эти странствия являются метафорой "загробных" странствий закатившегося солнца по потустороннему миру [*1]. (Наиболее явственно солнечные свойства героя проявлены в персонаже "Махабхараты" Карне, рожденном от бога солнца Сурьи и во всем подобном своему отцу — наделенном блестящем панцирем и золотыми серьгами. Стыдясь своего материнства, дева Кунти положила его в корзину, обмазанную воском, и пустила плыть по реке[*2]).
В восточных сказках, использующих этот сюжет, младенец наделяется теми или иными солнечными чертами — золотой, золотоволосый (памирские, кавказские варианты). Для западной традиции признаки такого рода не характерны, зато в мифе о Персее появляется мотив драконоборчества и спасения девушки. В несколько сниженном виде этот мотив присутствует и в Библии: Моисей младенцем был оставлен в засмоленной корзине на берегу Нила. Возмужав и покинув Египет, Моисей защитил дочерей Иофара от пастухов и женился на одной из них.
Для русского фольклора характерны солнечные признаки героя, мотив спасения женщины от чудовища в русских сказках отсутствует[*3].
|
|