§1. КОНСИЛИУМ

 Новая тема  |  Наверх  |  Перейти к теме  |  Искать  |  Вход   Следующая тема  |  Предыдущая тема 
 МПорис и Глеб
Автор: dist (83.102.161.---)
Дата:   22-10-04 12:15

Имя Борис, как бы, греческое -

Борисфен
Борей
Гипербореи
Библия
Барбары
Битлеем
Босфор

и т.д.

Но всем известно, что у греков нет никакого Б, тем более в начале слова, и они мучаются, изображая МПОГОЛЮМПОВ, МПАВАРИЯ, МПОРУССИЯ.

Буква 'бета' у греков читается как 'в', так что

Ворис
Ворисфен
Ворей
Гипервореи
Вивлия
Варвары
Вифлеем
Воспор

и т.д.

Но в русских источниках нет никакого Вориса! Только Борис (и Глеб).

А бекающий греческий пришел на Русь лишь в 16 веке, после Эразма с его школьным греческим и латынью (Кесарь - Цезарь).

Значит, и байка про Бориса-Глеба сочинена не ранее 16 века.

Или Борис - имя не греческое.

А какое тогда?

Вивлиофика - так называли библиотеки еще в 18 веке. Значит, до 18 века и Библия могла называться только Вивлией.

И всет-таки, откуда взялся царь Борис?

Может, это татарское имя?

 
 Re: Мпорис и Глеб
Автор: Ар (---.arco.ru)
Дата:   22-10-04 12:20

dist Написал:

> Имя Борис, как бы, греческое -
>
> Может, это татарское имя?


По Фасмеру оно древнерусское, и даже немножко монгольское :-)

***
Бори/с

-- имя собств. м. р., др.-русск. Борисъ (Пов. врем. лет; Житие Бориса и Глеба и др.), обычно связывается с именем др.-болг. вождя BТgorij, Bиgwrij, Bor…shj, крещенного в 864 г. Последнее -- из монг. bogori "маленький"; см. Томашек, Паули -- Виссова 3, 1044; Zschr. f. o"sterr. Gymn., 1877, стр. 685; Брюкнер 36. Напротив, Соболевский (ЖСт., 1893, 4, 445) и Маретич (LF 15, 153) усматривают в Борис уменьш. форму от Бориславъ; ср. Боримъ от Боримиръ. Русск. святой Борис считается приносящим прибыль, потому что название его дня Боришь день (часто в XVI в.; см. Унбегаун 332 и сл.) созвучно слову бары/ш; см. Савинов, РФВ 21, 37; Калужняцкий, Jagic/-Festschrift 508 (с литер.).
***



Сообщение отредактировано (22-окт-04 12:21)

 
 Re: Мпорис и Глеб
Автор: dist (83.102.161.---)
Дата:   22-10-04 12:37

Значит, Кеслер ошибся.

Кстати, имя-прозвище Борис – также греческое, и означает “Северный”. Он и правил на севере Европы.

http://newchrono.ru/frame1/Publ/oprich.htm

И Табов ошибся:

А вот если попытаемся написать имя "Борис" по-гречески, столкнемся с другой типичной проблемой: в греческом алфавите нет буквы, которая произносится как "Б". Поэтому чаще всего греки пишут BoriV , т.е. "Ворис". Это не новое имя, а форма имени "Борис". Для звука "б" в греческом языке используется и сочетание "mp"; поэтому сочетание "MporiV" произносится "Борис"*2 (*2Любопытно отметить, что из-за особенностей греческого языка "MporiV" могло быть прочитано как "Бор" или даже "Пор". )

Имя "Болгария" греки тоже пишут через "В", поэтому формы вроде "Вулгария" не создают проблем, так же как и более экзотические "Пулгария" и "Фулгария".


http://www.newchrono.ru/frame1/PSS/Tabov/06.html

И Продолжатель Феофна ошибся:

Вопрос 3: Византийский праздник брумалии справлялся в течение 24 дней, причем каждый византиец отмечал один из дней этого праздника. Например, будучи византийцем, Егор Гайдар отмечал бы пятый день, а Геннадий Зюганов – третий. А какой день отмечал бы Борис Ельцин?

Ответ: Второй, т.к. имя Борис начинается со второй буквы греческого алфавита.

Источник(и): "Продолжатель Феофана", М, 1991, с. 189.


http://znatoki.kulichki.net/znatoki/dimrub/db/files/vo95.1-a.html

Да много кто . . .

 
 Re: Мпорис и Глеб
Автор: Xen (195.5.147.---)
Дата:   22-10-04 12:57

dist Написал:

> Значит, Кеслер ошибся.
>
> Кстати, имя-прозвище Борис – также греческое, и означает
> “Северный”. Он и правил на севере Европы.

>
> http://newchrono.ru/frame1/Publ/oprich.htm

Ошибся, ошибся. Рад, что вы заметили.


>
> И Табов ошибся:
>
> А вот если попытаемся написать имя "Борис" по-гречески,
> столкнемся с другой типичной проблемой: в греческом алфавите
> нет буквы, которая произносится как "Б". Поэтому чаще всего
> греки пишут BoriV , т.е. "Ворис". Это не новое имя, а форма
> имени "Борис". Для звука "б" в греческом языке используется и
> сочетание "mp"; поэтому сочетание "MporiV" произносится
> "Борис"*2 (*2Любопытно отметить, что из-за особенностей
> греческого языка "MporiV" могло быть прочитано как "Бор" или
> даже "Пор". )
>
> Имя "Болгария" греки тоже пишут через "В", поэтому формы вроде
> "Вулгария" не создают проблем, так же как и более экзотические
> "Пулгария" и "Фулгария".

>
> http://www.newchrono.ru/frame1/PSS/Tabov/06.html
>
> И Продолжатель Феофна ошибся:
>
> Вопрос 3: Византийский праздник брумалии справлялся в
> течение 24 дней, причем каждый византиец отмечал один из дней
> этого праздника. Например, будучи византийцем, Егор Гайдар
> отмечал бы пятый день, а Геннадий Зюганов – третий. А какой
> день отмечал бы Борис Ельцин?
>
> Ответ: Второй, т.к. имя Борис начинается со второй буквы
> греческого алфавита.
>
> Источник(и): "Продолжатель Феофана", М, 1991, с. 189.

>
> http://znatoki.kulichki.net/znatoki/dimrub/db/files/vo95.1-a.html
>
> Да много кто . . .

А в первую очередь- Вы- никто ведь не утверждал (даже Табов), что Борис- греческое имя. Все в один голос говорят, что пишется оно по-гречески через "виту". Никаких Мпорисов. И Глемпов. Русские же источники имя брали из болгарского, откуда оно и происходит, как Вам Ар и указал.

 
 Re: боярин Борис Конюший
Автор: кеслер (---.nkosino.ru)
Дата:   22-10-04 13:08

Я вам ещё подкину: bo(а)ria = хлев, стойло, конюшня... (НЕ по-гречески. НЕ по-тюркски. Слово зафиксировано в 1460 г.)

 
 Бороться, искать, ...
Автор: Ар (---.arco.ru)
Дата:   22-10-04 13:14

****

Boris
Slavic male proper name, lit. "fight" (see bore).

bore
O.E. borian "to bore," from bor "auger," from P.Gmc. *boron, from PIE base *bhor-/*bhr- "to cut with a sharp point" (cf. Gk. pharao "I plow," L. forare "to bore, pierce," O.C.E. barjo "to strike, fight," Alb. brime "hole"). The meaning "diameter of a tube" is first recorded 1572; hence fig. slang full bore (1936) "at maximum speed," from notion of unchoked carburetor on an engine. Sense of "be tiresome or dull" first attested 1768, a vogue word c.1780-81, possibly a figurative extension of "to move forward slowly and steadily."
"The secret of being a bore is to tell everything." [Voltaire, "Sept Discours en Vers sur l'Homme," 1738]
Boredom "state of being bored" first recorded 1852; boring "wearisome" is from 1840.

boreal
1470, from L. borealis, from boreas "north wind," from Gk. Boreas, god of the north wind, of unknown origin, perhaps related to words in Balto-Slavic for "mountain" and "forest."

****

Насчет греческого БОРЕЯ = god of the north wind, of unknown origin, уже было:


http://compagnia.ru/civ/read.php?f=3&i=48976&t=48849#reply_48976

****
Altaic etymology :


Protoform: *po>\ru

Meaning: to snow, rain

Turkic protoform: *bora-

Mongolian protoform: *borug|a

Tungus protoform: *pur-

Korean protoform: *pora

Japanese protoform: *pu\r-

Comments: Poppe 21, Ozawa 288-289, ОСНЯ 1, 188-189, АПиПЯЯ 69. Cf. *boru, a contamination with which should explain Mong. *b- (one would expect *h- with low tone and shortness).

*****


****
Turkic etymology :

Protoform: *bora-

Altaic etymology:

Meaning: 1 North wind 2 to snow heavily

Turkish: bora(k) 1

Turkmen: bora- 2

Kazakh: bora- 2

Comments: VEWT 80, ЭСТЯ 2, 189-192, Лексика 45.

*****


Насчет БУРАВА, от которого якобы БОРИС было тоже:

http://compagnia.ru/civ/read.php?f=3&i=41803&t=41803#reply_41803

 
 Re: Бороться, искать, ...
Автор: Византий (---.lynx.ru)
Дата:   22-10-04 13:31

Современные англичане др. англ.слово borian: трактуют как bore, drill
bore
1. 1) сверлить, растачивать
2) поддаваться сверлению
2. бурить
3. с трудом прокладывать себе путь; протискиваться
drill (n) - сверло, СЕЯЛКА, БОРОЗДА
drill (v) - сверлить, СЕЯТЬ

Т.е. первоначальное значение слова borian связано с ПАХОТОЙ и СЕВОМ.

Если посмотреть на имя ГЛЕБ, то видно, что оно связано с ХЛЕБОМ.

Так что, может быть, БОРИС- СЕЯТЕЛЬ, ГЛЕБ- ЖНЕЦ.

С уважением

 
 Re: И еще.
Автор: Византий (---.lynx.ru)
Дата:   22-10-04 13:34

Старший сын СвятоПОЛК, с учетом того, что ПОЛК-НАРОД, ЛЮДИ, можно перевести как Святые люди.
И полностью Святополк-Борис-Глеб означает Святые люди Пахарь Жнец.

С уважением

 
 Re: Борян
Автор: dist (83.102.161.---)
Дата:   22-10-04 13:36

Может, там и Колян есть?

 
 Re: Бороться, искать, ...
Автор: _ULYSSES_ (---.infotel.ru)
Дата:   22-10-04 13:42

Борис: борец-борей, борьба, бор, борозда.
Исконно русское (славянское) имя арийского корня.
А вот "Бур": бурый, буря - другой корень.

 
 Re: Есть - holen: (совр.) holly :)
Автор: Византий (---.lynx.ru)
Дата:   22-10-04 13:49

С уважением

 
 Re: МПорис и Глеб
Автор: Володя Д (---.uct.ua)
Дата:   22-10-04 13:53

Борис-Парис-Париж
Борис-Порис-пОлис(город)

Глеб-хлеб

 
 Re: город + хлеб
Автор: dist (83.102.161.---)
Дата:   22-10-04 13:54

= городская булка

 
 Re: МПорис и Глеб
Автор: Володя Д (---.uct.ua)
Дата:   22-10-04 13:57

Глеб-клеб-креб-креп(крепость)

Борис и Глеб= Полис и Креп(ость)

Город-крепость

 
 Глеб - потомок Анны и Хана
Автор: Ар (---.arco.ru)
Дата:   22-10-04 14:09

***

Глеб м.

-- имя собств., др.-русск. Гълkбъ, Изборн. Свят. 1073 г.; см. Соболевский, РФВ 64, 178. Заимств. из др.-сканд. Gu?leifr, др.-шв. *Gu?le:fr; см. Соболевский, там же; Фасмер, RS 6, 211. Ср. также др.-русск. собств. Улkбъ из др.-сканд. O,leifr. Св. Глеб (ум. в 1015 г.) считается покровителем хлебных злаков из-за созвучия Глеб и хлеб ; см. Калужняцкий, Jagic/-Festschrift 511; Афанасьев, Поэт. Воззрения 3,674.

****

Olaf

masc. proper name, from O.N. An-leifr , lit. "ancestor's relic;" first element related to O.H.G. ano "ancestor;" second element related to O.E. læfan "to leave" (see leave).

***


Greek etymological dictionary [Beekes] :

Record number: 577


Greek: ἀννίς

Grammatical information: f.

Meaning: μητρὸς η πατρὸς μήτηρ H.; IG 7, 3380 (Boeotia)

Other forms: ἀνώ in acc. ἀνών IG 9 : 2, 877 (Larisa)

Origin (see intro): IEX [36] *an(n)a? `mother'

Etymology: Elementary form, like Hitt. annas^ `mother'. But ḫannas^ `grandmother', Lyc. χñna `mother' (Pedersen Lykisch und Hittitisch 26 m. A.) have initial laryngeal, like Arm. han `grandmother', Lat. anna `foster-mother', OHG. ana `grandmother, ancestor'.

Page in Frisk: 1,112

****


Etymologisches Woerterbuch [Pokorny] :


Record number: 76


Root / lemma: an-1

English meaning: male or female ancestor

German meaning: `Bezeichnung fu"r ma"nnlichen oder weiblichen Ahnen'

Comments: Lallwort

Material: Arm. han `Gros|mutter', gr. ἀννίς μητρὸς ἤ πατρός μήτηρ Hes., vgl. Inschr. ἀνώ; lat. anna f. `Pflegemutter', nach Ausweis illyr. EN ῎Ανα, ῎Αννύλα, Annaeus usw., sowie messap. illyr. ana = πότνια illyr. Herkunft (W. Schulze KZ. 43, 276 = Kl. Schr. 214, Krahe IF. 46, 183 f.); vgl. weiterhin lat. anus, -u:s `altes Weib', auch den Namen der Go"ttin Anna Perenna.

Ahd. ano, mhd. ane, an, ene, nhd. Ahn `Gros|vater, Urgros|vater, Ahn'; ahd. ana, mhd. ane `Gros|mutter, Urgros|mutter, Ahne'. Deminutivbildungen sind: altn. A:li (*anilo), ags. Anela, ahd. Anelo Personennamen; mhd. enel `Gros|vater, Enkel'. Ferner ahd.eninchil, mhd. enichli:n, nhd. Enkel (`der kleine Ahn'). Bei den Indogermanen wurde der Enkel als Abbild oder Ersatz des Gros|vaters betrachtet; vgl. gr. ᾽Αντίπατρος. Gegen diese von W. Schulze KZ. 40, 409 f. = Kl. Schr. 67 f. vertretene Ansicht wendet Hermann, Nachr. d. Ges. d. Wiss. zu Go"ttingen, Phil.-hist. Klasse 1918, 215 f., ein, das| bayr. enl, a"nl, o"sterr. æ:nl, a:nl usw. die Bedeutung `Gros|va"terchen' und `Enkel' tragen und man es hier mit der gleichen Erscheinung zu tun hat wie bei nhd. Vetter (urspru"ngl. `des Vaters Bruder', dann auch `des Bruders Sohn'); die Anrede wird vom Gros|vater an den Enkel zuru"ckgegeben. Diese a"ltere Auffassung (vgl. die Literatur bei Hermann aaO.) ist beachtenswert.

Preus|. ane `alte Mutter'; lit. any/ta `Schwiegermutter'.

Hitt. an-na-as^ `Mutter'; ḫa-an-na-as^ (ḫannas^) `Gros|mutter', lyk. x|ñ̃na ds.

Wohl mit Recht stellt M. E. Schmidt KZ. 47, 189 arm. aner `Vater der Frau' hierzu. Es liegt eine a"hnliche Bildung vor wie in lat. matertera `Mutterschwester', cymr. ewythr `Oheim', acorn. euitor; bret. eontr (urkelt. *aventro-, s. Pedersen Kelt. Gr. I 55). *anero- ha"tte die urspru"ngliche Bedeutung `etwas wie der Ahn'.

Unsicher ist ahd. hevianna, woraus umgebildet mhd. hebamme. Da ahd.*anna `Weib' nicht zu belegen ist, nimmt Kluge11 238 Entstehung aus *hafjan(d)jo: `die Hebende' an, woraus die spa"teren Umdeutungen entstanden seien. Doch vgl. PBB. 30, 250.


References: WP. I 55 f., WH. I 50, Pedersen Lyk. u. Hitt. 26, 66.

Page(s): 36 - 37

****

Алтайская этимология :

Запись номер: 432


Праформа: *e>/n/a

Значение: mother, elder sister

Тюркская праформа: *ana / *en/e

Тунгусская праформа: *en/i-

Корейская праформа: *@\n/i/

Японская праформа: *a/na/i

Комментарии: Цинциус 1972a, 27-29, АПиПЯЯ 78. A "nursery word" (like most kinship terms), but no doubt archaic.

****

Алтайская этимология :

Запись номер: 1058


Праформа: *k`i_o/n|i

Значение: head of clan

Тюркская праформа: *K(i)an|

Тунгусская праформа: *(x)un|-

Корейская праформа: *ku\'y\i

Японская праформа: *ki/mi/

Комментарии: An important common Altaic social term..

****



Сообщение отредактировано (22-окт-04 14:11)

 
 Re: МПорис и Глеб
Автор: Святич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата:   22-10-04 14:12

> Имя Борис, как бы, греческое -

Имя Борис не греческое. Полный его вариант - Борислав (зафиксирован в "Эймундовой саге" в форме Бурислейф).

Соотвественно все мпюйные камлания можно скипать с чистой совестью.

"Всё придёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

 
 Re: Борись, слава
Автор: dist (83.102.161.---)
Дата:   22-10-04 14:16

Ну хорошо, а Борисфен? Борей? Библия?

Тоже славяно-норвего-чукотские?

 
 Re: Борись, слава
Автор: Святич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата:   22-10-04 14:24

> Ну хорошо, а Борисфен? Борей? Библия?

Эллинские. И что? Это толко ты не знаешь что в древнеэллинском "бетта" читалась как "б". Именно по-этому элилины транскрибировали семитское Бабилу как Бабилон через две "бетты". По этой же причине Страбон пишет через "бетту" название "Бретания". "Б" в иностранных словах в древнегреческом ВСЕГДА передаётся через "бетту".

"Всё придёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

 
 Re: Hooligan - holly khan
Автор: sezam (62.85.106.---)
Дата:   22-10-04 15:02

Святой Хан :)

 
 Re: Борись, слава
Автор: dist (83.102.161.---)
Дата:   22-10-04 15:08

Мало тебя пороли с МПаварией и МПоруссией?

Снова розги нести?

 
 Re: МПорис и Глеб
Автор: bulataga (---.bitlink.ru)
Дата:   22-10-04 16:09

Вы хотите сказать, что В греческом языке нет таково звука Б?
Но вообще имя Борис славянского происхождения, от слов «бор» (борьба, бороться) и «слав» (слава), то есть: борющийся за славу. Возможно, это сокращенный вариант имени Борислав. По некоторым данным, происходит от имени Богорис — так звали болгарского царя, который крестился в 864 году и ввел христианство в Болгарии.

 
 Резюме
Автор: bulataga (---.bitlink.ru)
Дата:   22-10-04 16:11

Так что Борис И Глеб могли появиться на Русси раньше 16 века :-)

 
 Re: Резюме
Автор: dist (83.102.161.---)
Дата:   22-10-04 16:22

Резюме другое.

1. Ошибаются те многочисленные авторы, которые считают, что слово Борис - греческого происходения.

2. Греки не имели выразительных средств для отображения на письме имени БОРИС.

3. Библия, Борисфен, Гипербореи не могли появиться в русском языке ранее 18 века.

 
 Re: Резюме
Автор: bulataga (---.bitlink.ru)
Дата:   22-10-04 16:37

dist Написал:

> Резюме другое.
>
> 1. Ошибаются те многочисленные авторы, которые считают, что
> слово Борис - греческого происходения.
>
Ну может быть, кто не ошибаеться тот не работает!

> 2. Греки не имели выразительных средствах для отображения на
> письме имени БОРИС.

Не согласен, звук Б в греческом все таки присуствует, и это первичней чем написание.
>
> 3. Библия, Борисфен, Гипербореи не могли появиться в русском
> языке ранее 18 века.

Чушь собачья, которую Вы пытаетесь доказать из постинга в постинг...

 
 А за чушь собачью придется ответить
Автор: dist (83.102.161.---)
Дата:   22-10-04 16:45

"Древняя Российская Вивлиофика, или собрание разных древних сочинений, яко то: Российские посольства в другие государства, редкие грамоты, описания свадебных. обрядов и других исторических и географических достопамятностей, и многие сочинения древних Российских стихотворцев (издание ежемесячное, 1773 - 75; 2 изд. 1788 - 91; нов. изд. Мышкин, 1894);

http://infolio.asf.ru/Sprav/Brokgaus/3/3188.htm

Вперед, к ответу.

А иначе навечно в собачий список занесем . . .

 
 Воспор
Автор: dist (83.102.161.---)
Дата:   22-10-04 16:47

Первые весьма рано открыли путь чрез Геллеспонт и Воспор Фракийский в Черное море, если верить славному путешествию Аргонавтов в Колхиду, воспетому будто бы самим Орфеем, участником оного, веков за XII до Рождества Христова

Карамзин

Ну как, собачник?

 
 Ворисфен
Автор: dist (83.102.161.---)
Дата:   22-10-04 16:49

Сошед с Дона, к Ворисфену
Мы стопы свои направим.
Там Владимир, страны многи
Покорив своей державе,
В граде Киеве престольном


Радищев

Ну как, собачачий зуд еще не прошел?

 
 Re: А за чушь собачью придется ответить
Автор: bulataga (---.bitlink.ru)
Дата:   22-10-04 16:53

dist Написал:

> "Древняя Российская Вивлиофика, или собрание разных
> древних сочинений, яко то: Российские посольства в другие
> государства, редкие грамоты, описания свадебных. обрядов и
> других исторических и географических достопамятностей, и многие
> сочинения древних Российских стихотворцев (издание ежемесячное,
> 1773 - 75; 2 изд. 1788 - 91; нов. изд. Мышкин, 1894);
>
> http://infolio.asf.ru/Sprav/Brokgaus/3/3188.htm
>
> Вперед, к ответу.
>
> А иначе навечно в собачий список занесем . . .
И где тут сказано что библия появилась только в 18 веке?
В этой же статье есть такая вот фраза например:
1776; 2-е изд, М., 1787; как и "идрография", издана с целью обличения несправедливого мнения тех людей, которые думали и писали, что до времени Петра Россия не имела никаких. книг, кроме церковных

 
 Re: Воспор
Автор: bulataga (---.bitlink.ru)
Дата:   22-10-04 16:57

Хотя опять не понял, какое это отношение имеет к Библии и 18 веку, но все таки, если даете текст то давайте целиком или ссылку. Потому что у вас есть удивительная способность выдерать из контекста кусок, и выдавать его за конечную мысль

 
 Re: Воспор
Автор: dist (83.102.161.---)
Дата:   22-10-04 16:59

Мысль такова, что Карамзин в 18 веке называет Босфор греческим словом Воспор. Зачем Вам для этого расширять цитату?

 
 Re: Воспор
Автор: bulataga (---.bitlink.ru)
Дата:   22-10-04 17:00

Да теперь я понял, что Вы пытаетесь мне доказать отсуствие буквы Б?
И хотите сказать, что до 18 века была Вивлия а после Библия? Ну тогда вспомним что и буквы Ё тоже не было. Вы же уже это где то токазали. Потом можно доказать что не было Буквы Я, но это совсем не доказывает что не было таково предмета как БиблиЯ совсем не доказывает

 
 Re: А за чушь собачью придется ответить
Автор: dist (83.102.161.---)
Дата:   22-10-04 17:00

Я говорю не про Библию, а про то, что Библию в 18 веке называли Вивлия.

И вся ветка посвящена только этому.

Так что Вы отреагировали явно неадекватно.

 
 Re: А за чушь собачью придется ответить
Автор: bulataga (---.bitlink.ru)
Дата:   22-10-04 17:01

Я думаю, что называли ее именно Библия, а вот Записывать могли по разному

 
 Re: Воспор
Автор: dist (83.102.161.---)
Дата:   22-10-04 17:02

Насчет того, была Библия в 17 веке или не было, поговорим отдельно. Пока речь идет лишь о том, что до 19 века греческие слова с В читали и по-русски с В.

Поэтому, если мы до 19 века вдруг обнаружим греческое Б, это будет явным анахронизмом.

Теперь поняли?

 
 Re: А за чушь собачью придется ответить
Автор: dist (83.102.161.---)
Дата:   22-10-04 17:03

Говорили Вивлия, и писали - Библия?

Это ново.

Можете доказать (показать)?

 
 Re: Резюме
Автор: Xen (195.5.147.---)
Дата:   22-10-04 17:05

dist Написал:

> Резюме другое.
>
> 1. Ошибаются те многочисленные авторы, которые считают, что
> слово Борис - греческого происходения.

Из процитированных Вами это только Кеслер. Кто еще утверждает такое?


>
> 2. Греки не имели выразительных средств для отображения на
> письме имени БОРИС.

Для отображения имени- имели. Находили же средства для отображения имени "Ашот", например.


>
> 3. Библия, Борисфен, Гипербореи не могли появиться в русском
> языке ранее 18 века.

Как заимствования не из греческого - вполне могли.

 
 Re: Резюме
Автор: dist (83.102.161.---)
Дата:   22-10-04 17:18

>Как заимствования не из греческого - вполне могли.

Так я только к этому все время и клоню.

Эразмовы Босфор и Борисфен могли прийти в Россию не раньше 16 века.

Ну, и Библия, само собой. Ведь ее перевод с греческого на латынь он считал делом своей жизни.

Недаром весь мир в это время покрыли изображения бл. Иеронима, роль которого Эразм сыграл с блеском.

 
 Re: обратная сторона Бориса
Автор: кеслер (---.nkosino.ru)
Дата:   22-10-04 21:46

Посмотрим с другой, "греко-православной", стороны: Тимофей- Иоанн, Гавриил-Василий, ? - Иоанн, ? - Феодор, Уар - Дмитрий, ? - Борис. А в миру? Или не в миру?

 
 Re: Борись, слава
Автор: Святич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата:   22-10-04 21:48

> Мало тебя пороли с МПаварией и МПоруссией?

Это что, названия из древнегреческих текстов? Нет? Тогда пальцы сверни.

"Всё придёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

 
 Re: Резюме
Автор: Xen (---.228.209.195.dialup.infos.ru)
Дата:   22-10-04 22:40

dist Написал:

> >Как заимствования не из греческого - вполне могли.
>
> Так я только к этому все время и клоню.
>
> Эразмовы Босфор и Борисфен могли прийти в Россию не раньше 16
> века.

Эразмовы? Пожалуй соглашусь. А чьи-нибудь другие вполне могли. Или Вы думаете, что до Эразма греческих слов и названий вообще не употребляли?


>
> Ну, и Библия, само собой. Ведь ее перевод с греческого на
> латынь он считал делом своей жизни.

Какая связь? В России пользуются латинской Библией.

 
 Re: Борис = Святослав
Автор: VAGon (62.32.51.---)
Дата:   23-10-04 01:35

Цитата из источника: Мусина И.Р. История древней Руси - в булгарских летописях Бахши Имана «Джагфар Тарихы». Приложение к книге Йордана Табова "Когда крестилась Киевская Русь" . (Есть в и-нете)


19 БАРЫС = СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ

19А. «ДЖАГФАР ТАРИХЫ». БАРЫС.
Барыс – сын Угыра Лачыни (Игоря Олеговича) и Ульджай (Ольги)
В Башту Отчы-Субаш взялся исцелить смертельно больного Барыса, сына Угыра Лачыни, которого до этого безуспешно лечили балынские и румские врачи. Когда мать Барыса – Ульджай спросила его, почему он это сделал, Субаш ответил: «Мой отец сильно разбогател от продажи румских вещей, которые купил у Угыра, и считал себя обязанным ему. Поэтому я хочу помочь его сыну». – «Каковы будут твои условия?» - поинтересовалась бика. – «Если я исцелю Барыса, пусть он не принимает христианства», - сказал Отчы-Субаш. Он вылечил Барыса и дал ему новое имя Аудан …, и тот не принял христианства…» [ДТ, с.51-52].
Аудан = Оттон? Одд? Святослав погиб в 972г., а Оттон I умер в 973г. [ГУМ, с.643], Одд умер в 988 г. той же смертью «от змеи и коня», что и дед Святослава – Олег в 915 г. [НИК, с187-189]. По «ДТ», Лачын (Олег) умер от тоски, а не от змеи.
19Б. ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ. СВЯТОСЛАВ.
19Б-1. Святослав Игоревич – великий князь киевский, единственный сын Игоря Рюриковича и Ольги (некоторые исследователи полагают, что у Игоря было еще 3 сына и 2 дочери). Родился около 942 г. Был женат на венгерской княжне Предславе, от брака с которой оставил Ярополка и Олега. Кроме того, от наложницы Малуши он имел незаконнорожденного сына Владимира. (Незаконнорожденные сыновья тоже престол наследуют? По «ДТ», дочь Мала была ЖЕНОЙ Барыса (Святослава)). Убит в 972 г. печенегами хана Кури.[Э-2, с.332].
19Б-2. По летописям, Святослав хотел «жити в Переяславци в Дунаи, яко то есть среда земли моей». На первый взгляд, здесь идет речь о завоевании Болгарии с целью переноса туда столицы «Руси»…»завоевание» сопровождается беспрецедентным в истории фактом сохранения правящей династии, царской сокровищницы…и отсутствием посягательства Святослава на какие-либо властные функции,…кроме объединенного командования росами/русами и болгарской армией против греков. [НИК,с.232].
19Б-3. Борис II – последний царь Придунайской Болгарии, правнук Бориса I, сын царя Петра. Он вступил на престол в 969 г., но в этом же году Святослав Игоревич занял его главный город Преслав. В 971 г. византийский император Иоанн Цимисхий занял Болгарию, Борис вместе с братом Романом находился в плену в Константинополе. Бежал и был убит в 978 г. [Э-1,с.99]
19Б-4. По данным Всемирной Истории Войн: 967-969. Болгарский царь Борис II попал в плен к русским». [ДЮП, с.522]

Из описания жизни, деятельности, родственных связей, обстоятельств смерти, понятно, что Святослав Игоревич русских источников и Барыс булгарских летописей – одно и то же лицо.
Учитывая все «странности» поведения Святослава (Барыса) в отношении Болгарии, может быть, Борис-Святослав и Борис Болгарский - одно лицо? Может быть, Борис II Болгарский - царю Петру не сын, а племянник (сын сестры царя Петра – княгини Ольги), т.е. Барыс-Святослав?

20. ЧАША ИЗ ЧЕРЕПА

20А. «ДЖАГФАР ТАРИХЫ». ЧАША ИЗ ЧЕРЕПА.
В 972г. Кура –хан подстерег возвращавшегося из Улак-Булгара Барыса и убил его. Кура-хан сделал чашу из черепа побежденного Барыса (Святослава) и пил из нее. [ДТ, с.100,101].
20Б. ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ. ЧАША ИЗ ЧЕРЕПА.
20Б-1. В 972 г. Святослав, возвращавшийся из Болгарии Дунайской, был убит печенегами хана Кури, который велел изготовить из черепа киевского князя кубок и оправить его серебром. [Э-2, с.332],
20Б-2. В начале 9-го века Болгарский престол (Дунайской Болгарии) занял Крум. В 809 г. он взял Сердику (Софию). Попытка императора Никифора отбить болгар от этой важной крепости оказалась совершенно неудачной: зайдя слишком глубоко в страну, он попал в засаду; и сам император и все его войско были перебиты, а из черепа Никифора Крум сделал чашу, из которой он повелел «болгарским болярам» пить в память той победы. [ПОГ, с.83].
Трижды повторяется история изготовления чаши или кубка из черепа побежденного врага (Барыс – Кура-хан; Святослав – хан Куря; Никифор – хан Крум), причем все истории связаны с Болгарией Дунайской.

И еще цитата:

10. БАТ-УГЫР = СВЯТОГОР

10А. «ДЖАГФАР ТАРИХЫ». БАТ-УГЫР = СВЯТОГОР
Бат-Угыр правил Булгаром с 882г. по 895г. Бат-Угыр (БТГР) Мумин = Святогор (СВТГР). В летописях «ДТ» имя Святослав пишется как Бат-Аслап, так что Бат-Угыр это - Свят-Угыр. Сын Габдуллы Джилки, внук Айдара, двоюродный брат Угыра (Игоря). Поднят на Булгарский трон после смерти своего отца Габдуллы Джилки в 882 г. В 895 г. сдал Болгар брату Алмышу. Его потомки унаследовали необыкновенную физическую силу Бат-Угыра.
Потомок Бат-Угыра: Сал-Сал =Челубей. См. ниже «Поединок перед битвой» Сал-Сал и Аслап.
10.Б. ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ. СВЯТОГОР.
10Б-1. Святогор – один из самых загадочных персонажей русского былинного эпоса. «Не с кем Святогору силой померяться, а сила-то по жилочкам так живчиком и переливается…» [ПУТ, с.142]
Святогор известен нам по русским былинам, хотя никаких особых подвигов он и не совершил. Булгарские летописи рассматривают его как совершенно конкретного человека, царя Булгарии и двоюродного брата русского князя Игоря. Кроме того богатырь Челубей (Сал-Сал булгарских летописей) оказывается потомком Святогора. И в описании Бат-Угыра в «ДТ» и в описании Святогора в русских былинах подчеркивается необыкновенная физическая сила.

Конец цитаты.
Так что же получается, Бат=Свят? И тогда Батый=Святый?
А вот Бат-Аслап на Борислава вроде не похоже...
С уважением



 
 Вот и отвечай
Автор: Святич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата:   23-10-04 01:35

> "Древняя Российская Вивлиофика,

И что с того? А вот Вивлии нет.

"Всё придёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

 
 Босфор
Автор: Святич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата:   23-10-04 01:45

"Половцы же и печенези бяше народ военный и мужественный, изшедший от народа готфов и цымбров, от Цыммериа Босфора названных" Лызлов I,3

Это за сто с хвостиком лет до Карамзина.
Ну как поротый зад, не болит?

"Всё придёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

Сообщение отредактировано (23-окт-04 01:46)

 
 Порем Dist`а
Автор: Святич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата:   23-10-04 01:47

С оттягом

> Я говорю не про Библию, а про то, что Библию в 18 веке называли
> Вивлия.

"По разделении царства Иудина Исраилева, их же цари быша в Самарии, о том явственно в Библии обретается" Лызлов I,1

Напоминаю, что Лызлов - это XVII век.

"Всё придёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

 
 Re: православный Борис
Автор: кеслер (---.nkosino.ru)
Дата:   23-10-04 11:13

В данном случае я говорю о мирских именах, данных при рождении, и, затем, православных - при крещении. Начиная с Ивана III. Такие пары имён мелькают в период после "крещения Руси", а затем исчезают до Тимофея-Иоанна. А что известно о "мирских" именах обоих "Иванов Молодых" (старших сыновей Иванов III-IV)? Что касается имени Борис у Годунова, оно МИРСКИМ быть не может. Следовательно - греко-православное. Или он не православный...



Сообщение отредактировано (23-окт-04 12:03)

 
 Re: православный Борис
Автор: Святич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата:   23-10-04 12:31

> В данном случае я говорю о мирских именах, данных при рождении,
> и, затем, православных - при крещении. Начиная с Ивана III.
> Такие пары имён мелькают в период после "крещения Руси", а
> затем исчезают до Тимофея-Иоанна.

А можно уточнить, где именно Иван III назван Тимофеем?

"Всё придёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

 
 Re: православный Борис
Автор: кеслер (---.nkosino.ru)
Дата:   23-10-04 13:14

Есть, например, у Забелина. А вот у Соловьева: Замечаем, что княжие имена
выходят из употребления; князья обыкновенно называются именами, взятыми
из греческих святцев; из старых славянских имен употребляются такие,
которые принадлежали святым прославленным князьям, каковы: Владимир,
Борис, Глеб, Всеволод. В потомстве Константина Всеволодовича встречаем
только одного Мстислава; в потомстве Ярослава Всеволодовича находим
одного Ярослава и одного Святослава; чаще встречаем княжие имена в
областях, принадлежавших к старой Руси, Смоленской, Рязанской,
Черниговской. Но если вышло из обычая давать князьям славянские
языческие имена, то сохранялся обычай давать по два имени, хотя оба были
взяты из греческих святцев; так, известно, что сын Василия Темного имел
два имени - Иоанн и Тимофей, из которых употреблялось только одно
первое. (т.4, гл. 3)

 
 Это от "Буре" - "Волк"а
Автор: Gray( (---.prao.psn.ru)
Дата:   23-10-04 14:07

.

 
 Цитатой порадуйте
Автор: Святич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата:   23-10-04 22:39

> Есть, например, у Забелина.

Где именно? Цитатой порадуйте.

> взяты из греческих святцев; так, известно, что сын Василия
> Темного имел
> два имени - Иоанн и Тимофей, из которых употреблялось
> только одно
> первое. (т.4, гл. 3)

И где тут сказано что "Тимофей" имя крестное?

"Всё придёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

 
 Re: Цитатой порадуйте
Автор: кеслер (---.nkosino.ru)
Дата:   23-10-04 23:33

Тимофей - не крёстное, а наречённое при рождении. Крещён Иоанном, насколько помню, 22 января. Цитату сейчас искать недосуг. При случае, для любознательных дам.

 
 Re: Цитатой порадуйте
Автор: Святич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата:   24-10-04 00:00

> Тимофей - не крёстное, а наречённое при рождении. Крещён
> Иоанном, насколько помню, 22 января. Цитату сейчас искать
> недосуг. При случае, для любознательных дам.

Вот когда будет цитата - тогда будет темя для обсуждения. А верить вам на слово - себя не уважать.

"Всё придёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

 
 Re: Вивлиофилика есть, а
Автор: sezam (62.85.106.---)
Дата:   24-10-04 00:29

Вивлии нет? В чем логика, по вашему? В смысле, ваш вывод какой?

 
 Re: Вивлиофилика есть, а
Автор: Святич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата:   24-10-04 01:10

> Вивлии нет? В чем логика, по вашему? В смысле, ваш вывод какой?

Различное время и различные источники заимствования.
Вивлиофика проникло в русский из среднегреческого. В котором "бетта" уже читалась как "в".
Бибблия - не напрямую от греков, а через западное посредство. А в латынь слово попало из древнегреческого. В котором "бетта" читалась ещё как "б".
Так понятно?

"Всё придёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

 
 Re: греко-иберийское
Автор: кеслер (---.nkosino.ru)
Дата:   24-10-04 01:33

На титуле библии Скорины написано "Бивлия". Тут вам вся греческая b-v история, как говорится, в одном флаконе.

 
 Для любознательных дам
Автор: dist (83.102.161.---)
Дата:   25-10-04 13:50

Иван III (Тимофей) Великий
(1440-1505),
вел. кн. Московский и всея Руси (1462-1505)
жен. на:
1. с 1452 Марии (1442-1467), дочери Бориса
Александровича, вел. кн. Тверского;
2. с 1472 Софье (1443/9-1503), дочери
Фомы Палеолога, деспота Мореи

http://volodimer.iu4.bmstu.ru/rusgen/index.php?id=gen_table&table_id=gen_rk_38

 
 Дамам это и предлагай
Автор: Святич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата:   25-10-04 14:06

Меня первоисточники сведений интересуют

"Всё придёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

 
 Дама предлагает
Автор: dist (83.102.161.---)
Дата:   25-10-04 14:35

Для дополнительного обмана злых духов и недоброжелателей часто использовалась система двуименности. Знание настоящего имени означало возможность нанести человеку вред. Поэтому одно имя, настоящее, хранилось в глубокой тайне, а другое считалось обиходным. У некоторых народов настоящее имя не открывалось даже жене, оно становилось известным только после смерти его обладателя. В России тайные имена существовали вплоть до XVI-XVII вв. Так, например, убиенный царевич Дмитрий звался Уар, а великий князь Иван III был Тимофеем. Распространение христианства приводило иногда (по свидетельству историка И.И.Костомарова) даже к триименности: при крещении человек получал два христианских имени, одно из которых традиционно оставалось известным только родителям, духовнику и самым близким родственникам, а другое было явным. Третье же имя представляло собой языческое прозвище.

http://www.rchgi.spb.ru/Pr/bchm99/shutova.htm

 
 Первоисточник
Автор: Святич (---.pppoe.mtu-net.ru)
Дата:   25-10-04 14:41

Это хроника, летопись или документ какой древний. Но никак не писания современных авторов.

"Всё придёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

 
 Re: Борис и Глеб
Автор: DzeG (---.lanet.lv)
Дата:   25-10-04 22:07


ГЛЕБ –кроткий. или же слабый:

GLEB-ti (лит)-становиться кротким, слабеть. GLEB-UMAS-1)кротость2)слабость, усталость
GLEV-s(латыш)—слабый, бесхарактерный, трусливый

БОРИС- любящий поругать, побранить:

BAR-T(латыш),BAR-TI(лит)-бранить, ругать

Братья словно бы противопоставлены.
В латышском есть связанное по смыслу слово BARG-AIS, прилагаемое к Ивану 4, Грозный то есть, но оно покруче будет.

 Список форумов  |  Вид деревом   Следующая тема  |  Предыдущая тема 


 Эта тема закрыта 

phorum.org