Автор: А. Валентинов (---.Moscow.access.comstar.ru)
Дата: 09-11-04 17:24
Возможность самого существования криптоистории заключается в относительности и неполноте наших исторических знаний. Историю пишут историки, пользуясь определенными источниками. Источники могут сознательно солгать (показания штабных, бросивших раненого Чапаева на берегу Урала и попавших за это в ВЧК), добросовестно ошибаться (уцелевший красноармеец от кого-то услыхал и по горячке не уточнил, что сам того не видел), вообще умалчивать (Чапаева видели на берегу реки -- а что дальше, Бог весть). Историк может неумышленно написать неправду, поверив неточному источнику. Может быть и хуже: историку приходится лгать, ибо так требуют от него некие обстоятельства. Наконец, история может стать мифом, с которым вообще невозможно воевать (как стало невозможно опровергнуть версию Фурманова и братьев Васильевых).
Вот тут-то и вступает в бой криптоисторик.
Он исходит из очевидного и вероятного. Очевидное -- после боя под Лбищенском Чапаев исчез из реальной истории. Как именно -- сказать трудно, ибо все, что мы знаем есть, не истина, а лишь более-менее достоверные версии. Вероятное : сие произошло не совсем так -- или совсем не так.
Не совсем так -- раненого в живот Чапаева охрана из венгров-красноармейцев переправила на обломке плетня через реку, где он и умер, после чего был похоронен, а могилу через несколько лет смыла река. Версия вероятная, логичная (логичная -- с точки зрения историка), исходящая из реальных фактов.
Совсем не так -- Чапаев спасся, но воевать расхотел и отправился во Внутреннюю (или Внешнюю) Монголию к своему другу барону Унгерну, захватив с собою Петьку (Пелевин "Чапаев и Пустота"). Версия невероятная, нелогичная (опять-таки с точки зрения историка, ибо логика художественного произведения совсем иная) но... в принципе тоже допустимая, ибо никак не меняющая известную нам историю. Чапаев действительно исчез, причем при неясных обстоятельствах. Автор, используя буйную фантазию, эти обстоятельства домысливает, заставляя свой корабль плыть не по главную руслу реки Истории, а по обводному каналу, старице -- или, вообще, тащит свой корабль волоком. Но -- все с тем же конечным результатом.
Для того, чтобы показать возможности криптоистории на все том же "чапаевском" примере, добавлю, что имеющие факты (неопровергнутые или прямо подтвержденные) говорят о том, что комиссар Фурманов не был в то время коммунистом, именно он, а не бывший офицер (прапорщик) Чапаев, бузил, пьянствовал и скандалил, за что и был с позором снят с комиссарства, а знаменитая психическая атака на берегу реки Белой осуществлялась не менее знаменитым Ижевским полком Колчака под красным знаменем и с пением "Варшавянки".
|
|