Автор: dist (213.85.32.---)
Дата: 26-02-04 14:10
Упырь
Трудно поверить, но это понятие имеет крайне позднее происхождение. Так, в английских источниках оно начинает встречаться лишь в 18 веке:
[a. F. vampire, ad. Magyar vampir, a word of Slavonic origin occurring in the same form in Russ., Pol., Czech, Serb., and Bulg., with such variants as Bulg. vapir, vepir, Ruthen. vepyr, vopyr, opyr, Russ. upir, upyr, Pol. upior; Miklosich suggests north Turkish uber witch, as a possible source. Cf. G. vampir, vampyr, Da., Sw. vampyr, Du. vampir, It., Sp., Pg. vampiro, mod.L. vampyrus.]
1. A preternatural being of a malignant nature (in the original and usual form of the belief, a reanimated corpse), supposed to seek nourishment, or do harm, by sucking the blood of sleeping persons; a man or woman abnormally endowed with similar habits.
1734 Trav. three English Gent. in Harl. Misc. (1745) IV. 358 These Vampyres are supposed to be the Bodies of deceased Persons, animated by evil Spirits, which come out of the Graves, in the Night-time, suck the Blood of many of the Living, and thereby destroy them.
1760-2 GOLDSM. Cit. W. lxxx. 8 From a meal he advances to a surfeit, and at last sucks blood like a vampyre.
1819 [POLIDORI] The Vampyre p. xx, He had been tormented by a vampyre, but had found a way to rid himself of the evil, by eating some of the earth out of the vampyre's grave.
1847 MRS. A. KERR tr. Ranke's Hist. Servia iv. 71 Speedy death was the inevitable consequence of such a visitation, and any one who so died became himself a vampyre.
1796 PEGGE Anonym. (1809) 182 The accounts we have of the Vampires of Hungary are most incredible. They are Blood-suckers, that come out of their graves to torment the living.
1813 BYRON Giaour Note 38, The freshness of the face, and the wetness of the lip with blood, are the never-failing signs of a Vampire
Не лучше ситуация и в русских источниках. Фасмер:
Упырь
род. п. -я "вампир, труп злого колдуна или ведьмы, который бродит ночью в образе волка или совы и убивает людей и животных. Чтобы избавиться от него, нужно разрыть его могилу и пробить труп колом" (Даль), укр. упи/рь, род. п. -я, блр. упiр, др.-русск. Упирь -- имя в Кн. пророков под 1047 г., болг. въпи/ръ, чеш., слвц. upi/r, польск. upio/r (судя по начальному u-, заимств. из вост.-слав.). Реконструкция праслав. формы сопряжена с трудностями: *o,руrь или *o,pirь. В пользу первой возможности высказываются Брюкнер (594; "Slavia", 13, 279), Ильинский (РФВ 65, 226), которые сближают -руrь с нетопырь (см.). Другие предпочитают, особенно ввиду др.-русск. формы, -- *o,pirь и сближают последнее с пари/ть, перо/ (см.); ср. Соболевский, РФВ 65, 409 и сл.; Голуб--Копечный 403 (где также др. возможности); Вайан, "Slavia", 10, 676 и сл. Согласно Соболевскому, нем. Vampir "вампир" происходит из полаб. или др.-польск. Еще иначе Мошинский (RS 12, 81), который сравнивает это слово с сербохорв. пи/рати "дуть". Сомнительно в фонетическом отношении популярное толкование из тат. ubyr "мифологическое существо" (Радлов I, 1782 и сл.), которое связывают с uрmаk "глотать" (Мi. ТЕl. 2, 181; ЕW 375; Преобр. I, 64; Горяев, ЭС 388; Младенов 57; против, что справедливо, Корш, AfslPh 9, 676 и сл.; Мi. ТЕl., Nachtr. 1, 61). Неприемлема также этимология от авест. vya:mbura- "враждебный воде", др.-инд. a/mbu ср. р. "вода", вопреки Коршу (там же; см. Вайан, там же, 673 и сл.). Бесперспективно привлечение нов.-греч., вопреки Брюкнеру ("Slavia", 13, 280).
Нет упырей (и вампиров) и в русских источниках ранее 18 века.
Трансильванское происхождение упырей - в 18 веке - практически не вызывает сомнения.
Тем более поразительно, что упырям и вурдалакам у Рабле посвящена ЦЕЛАЯ ГЛАВА.
Узнайте же, государь, всю правду. В нашем войске
числится триста на диво громадных великанов в каменных латах,
-- впрочем, за вами им все же не угнаться, кроме разве одного,
который ими командует, по имени Вурдалак, и которому служат
доспехами наковальни циклопов; сто шестьдесят три тысячи
пехотинцев, облаченных в панцири из кожи упырей, -- все люди
сильные и храбрые; одиннадцать тысяч четыреста латников, три
тысячи шестьсот двойных пушек, осадным же нашим орудиям и счету
нет; затем девяносто четыре тысячи подкопщиков и сто пятьдесят
тысяч шлюх, красивых, как богини...
Это заодно подтверждает слова Журавлева о том, что средневековые армии водили с собой толпы шлюх (не отсюда ли выражение - полковая шлюха?).
Так что еще одно основание подвинуть Рабле вперед на век-другой предъявлено.
|
|